Психология развития человека: Урок 5. Психология развития и возрастная психология

Содержание

цели психического развития //Психологическая газета

В 2021 году вышла книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» доктора психологических наук, профессора, декана факультета клинической психологии и заведующего кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Вячеслава Афанасьевича Аверина. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги — главу 6 «Цели психического развития».

Анализируя проблему целей развития человека, рассмотрим три основных вопроса, логически тесно увязанных между собой. Первый вопрос о том, что сам процесс развития детерминирован некоторыми целями. Второй вопрос о механизме целевой детерминации и третий — о качественной характеристике этих целей.

Целевая детерминация развития. Общие положения

Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему объект развивается и как развивается, т.

е. установить причины психического развития и его механизмы. Однако если развитие — это необратимый, закономерный и направленный процесс, то уместно задать вопросы: куда направлен этот процесс? Для чего осуществляется развитие? Какова цель или цели развития человека? Впервые идея о целевой детерминации процесса развития была вы­сказана И.М. Сеченовым в работах 1890-х гг. В ХХ в. она получила наиболее полную разработку в трудах Н.А. Бернштейна [Бернштейн Н.А., 1990]. Его общая теория построения движений изложена в монографии «О построении движений» (1947). На основании разработок Н.А. Бернштейна восстанавливали движения у раненых во время Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы формировали навыки у спортсменов. Его разработки были использованы при конструировании шагающих автоматов, а также других устройств, управляемых ЭВМ.

Н.А. Бернштейн сформулировал концепцию активной саморегуляции, где цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности.

Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [Бернштейн Н.А., 1990]. Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено его цели: ее содержание обусловливает ход процесса развития.

Механизм целевой детерминации развития

Сегодня идея целевой детерминации процесса развития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки является аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, т.е. цель ее развития. Состав (структура) системы определяется не_ только прошлым; она формируется, развивается из будущего. Будущее как бы притягивает настоящее. При этом оно притягивает только те элементы настоящего, которые подобны структурным элементам цели. Образно говоря, «завтра есть причина сегодня» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994]. На основе знания структуры цели мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» [Князева Е.

Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 106].

Прообраз синергетических идей можно найти, например, в работах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «… настоящее чревато будущим», а второй развил ее следующим образом: «….настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего… при этом еще не ставшее будущее уже как-то “содержится” или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее…» [Hartman N., 1951]. Однако возникает вопрос: согласуются ли все эти идеи с процессом развития человеческой психики?

Синергетика (от др.-греч. συv- — приставка со значением совместности и εργον — деятельность), или теория сложных систем, — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.

Аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.

Рассмотрим, как разворачивается процесс развития, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «подсмотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем и если да, то где?

«Информацию об истории и перспективах развития структуры можно извлечь, анализируя синхронический срез данной структуры в настоящий момент времени . .. определенные фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — характер ее будущего развития» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. Где находятся эти фрагменты?

«Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (что характеризует интенсивное развитие структуры. — В. А.), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошлого развития всей структуры, а ход процессов на периферии сейчас — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся от центра волны (происходит размыв структуры. — В. А.), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. В качестве примера приведем становление предметного мышления в раннем детстве (1–3 года). Его активное развитие является индикатором как развитой до года сенсомоторной сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления, развивающегося на основе предметного.

Итак, современное научное знание утверждает, что сложные·, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленный системы. Такой системой является психика человека. Следовательно, процесс психического развития детерминирован некоей целью.

Для человека цель выступает в виде идеально представляемого результата. Цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Важно определить этот системообразующий фактор, т.е. цель психического развития человека [Анохин П.К., 1973].

Ранее были выделены области (сферы) психического развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная, — и их «носители»: индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б.Г. Ананьев

, результатом индивидуального развития человека как индивида является достижение им биологической зрелости, результатом развития психосоциальных качеств человека становится достижение личностью социальной зрелости в рамках ее жизненного пути. Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности приводит к достижению трудоспособности и умственной зрелости. Человек — это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования. Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе», о том, что «система целей создает систему средств» была представлена в книге В. Штерна [Stern W., 1923, S. 85–86]. Выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу В. Франкл определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» [Франкл В., 1990, с. 57]. Таким образом, вопрос о цели психического развития человека актуален.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.

Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающий внутренней активностью. Для человека характерна интегрированность, самодостаточность и автономность.

Человек как цельное образование — проявление функционального в отношении структуры целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.

Смысл жизни

— движущая сила человеческого поведения стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для его истинными.

Качественная характеристика целей развития

Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление о содержании общей цели психического развития человека. Например, вся этика Аристотеля строилась на науке о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, кем он является потенциально. Цель или «добродетель — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» [Спиноза Б., 1932]. В последующем аналогичные идеи высказывал

Дж. Дьюи: цель человеческой жизни заключается «в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства» (цит. по: Фромм Э., 1992, с. 35). По мнению К. Г. Юнга, целью развития душевной жизни человека является обретение им своей истинной сущности, или самости, в которой интегрируются все формы психической жизни человека. Обретение человеком самости выражается в том, что он осознает свою неповторимость, незаменимость индивидуальность.

Золотая Психея

Вячеслав Афанасьевич Аверин

победитель

по итогам 2021 года

Психология развития человека: рождение и жизнь

Подробнее

В известной библейской притче об Адаме и Еве последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав и свою отдельность и, кроме того, свое различие.

Наиболее активно среди зарубежных психологов идею целевой детерминации развития психики разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая… вопрос о смысле его существования» [Фромм Э., 1992, с. 14].

«Социальная история человека началась того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей — мы можем назвать… индивидуализацией» [Фромм Э., 1995, с. 30]. Уточняя содержание индивидуализации человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его личности, его собственного “Я”» [Фромм Э., 1995, с. 35].

Итак, зарубежные исследователи признают наличие цели, детерминирующей процесс психического развития человека, определяют ее как максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

Примерно о том же писали отечественные психологи. «В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней… Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» [Рубинштейн С.Л., 1989]. «Общим эффектом… интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» — ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека» [Ананьев Б.Г., 2001].

Индивидуальность — это результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Подведем итоги, выделив этапы формирования и осознания человеком своей отдельности в ходе онтогенеза.

Когда ребенок рождается, он физически отделяется от организма матери, но в первое время все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей рождение есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт самовыделения организма ребенка. Следующий акт — самостоятельная ходьба, благодаря чему ребенок становится более независимым. Первое открытие собственного «Я» в раннем детстве, формирующаяся внутренняя позиция в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах — все это акты выделения ребенком себя из окружающей действительности и установление с ней связей уже более или менее осознанных.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, когда решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» [Фромм Э., 1992, с. 182].

Цель жизни. Жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности.

Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.

Книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

Тема 6. Пути построения современной психологии развития человека

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции.

2. Поиски объекта и предмета психологии развития.

 

1. Опыт развития культурно-исторической концепции

 

Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание возрастной психологии как психологии развития в ХХ в.

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории всей отечественной психологической науки. Происходит смена общественного строя и одновременно слом господствующей идеологии. Марксизм перестал быть единственным мировоззрением, определяющим все стороны жизни общества. Наука, в том числе и психология, освободилась от необходимости разрабатывать теоретические проблемы на догмах марксистско-ленинской философии. Для наук об обществе и человеке освобождение от государственной, обязательной идеологии имеет поистине эпохальное значение, создает, по словам Л.С. Выготского, новую ситуацию их развития.

Своеобразие этой ситуации связано с появлением принципиально новых подходов, новых взглядов на, казалось бы, традиционные психологические предметы и явления; а главное — с необходимостью поиска подлинно научных, а не идеологических аргументов в споре с оппонентами. В стране изданы многие запрещенные ранее научные труды, излагающие немарксистские или антимарксистские взгляды на проблемы общества и человека. Для возрастной психологии развития открылись новые горизонты, она столкнулась с необходимостью критического анализа собственных теоретических оснований, учета иных подходов к проблемам психического развития человека.

Современные разработки проблем возрастной психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования. Изменение социально-экономических и общественных условий, ценностных оснований и целевых ориентиров жизни существенно изменяет характер межпоколенных отношений; а соответственно с позиций культурно-исторической концепции все это главным образом влияет на особенности психического развития современных детей. И в этом заключается своеобразный вызов нашего времени психологу — как исследователю, так и психологу-практику.

Несомненно, что сегодня требуется подлинно культурная позиция в исследовании психологических проблем: свободная ориентация в достижениях мировой психологии и тщательное восстановление широкого полипредметного контекста уже на этапе постановки той или иной проблемы. Психологическое исследование по преимуществу становится комплексным, втягивающим в себя способы познания многих других наук (философии, социологии, педагогики, антропологии и др.)

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Исходной основой при построении новой психологии развития для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация — культура», различение которых является достаточно распространенным в гуманитарных науках. Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры — личность, общество, творчество. Различение цивилизации и культуры является общепризнанным и проявляется во всех сферах жизни человека, в том числе в науке и в ее отдельных отраслях.

Основные направления и школы в психологии, по мысли авторов, в большей степени ориентированы на цивилизационную парадигму и в меньшей — на культурную. Вершинная теория в отечественной психологии — культурно-историческая концепция Л. С. Выготского — опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. Вместе с тем в этой концепции есть и цивилизационная составляющая; в частности, мысль о том, что внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально-смыслового содержания культуры, что культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные (наличные, сложившиеся, обыденные и др.) психологические структуры.

На положении о присвоении культуры (а точнее, ее социально-нормированного, деятельностного содержания) строится и психологическая теория А.Н. Леонтьева. «При такой трактовке процесса развития, как присвоения или усвоения человеческого опыта, практически не остается места для саморазвития, самостроительства, самоопределения личности и проявления какой бы то ни было ее автономии, для подлинной активности сознания». Это совершенно четкая и точная характеристика культурно-исторической концепции в ее сугубо деятельностной проекции.

В. П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой ее роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в ее классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел свое выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Перечислим эти принципы:

1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение.

2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями.

3. Ведущая роль сензитивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка.

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания.

5. Ведущая деятельность, законы ее смены как важнейшее основание периодизации детского развития.

6. Зона  ближайшего  развития  как  метод диагностики  способностей и возможного шага развития детей.

7. Амплификация детского развития как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый период детской жизни вносит свой вклад в процесс развития и должен быть прожит полноценно.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля. Программы обучения должны быть ориентированы на развитие не только интеллекта, но эмоциональной сферы личности.

10. Опосредствующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. Символизация должна стать принципом развития ребенка.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизмы развития и обучения. В развитии важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему.

12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Этот принцип особенно важно учитывать при разработке норм развития и диагностики его уровня.

Д.Б.Эльконин предпринял попытку построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Автора интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Фиксация бытия развития осуществляется во всех теориях психического развития, вопрос же заключается в том, как оно есть, как возможно развитие? Д.Б.Эльконин считает, что развитие  это переход от одного состояния к другому. Работы Б.Д. Эльконина впервые в отечественной психологии позволяют четко различить «реальность развития» и «развитие реальности», акт развития и ход развития, единицу развития и объект развития. Г.А. Цукерман предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию, и педагогику саморазвития человека. Основной вопрос книги «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» [4] выражается так: когда растущий, взрослеющий человек становится (и в принципе имеет шанс стать) субъектом своего собственного развития? Вопрос ведь не в том, в какой период жизни мы — посторонние (педагоги, взрослые) из внешней позиции назначим этот срок. Принципиально важно, когда сам человек начинает переживать, обнаруживать момент встречи с самим собой, когда он начинает относиться к своей жизни как к предмету практического преобразования — планирования и проектирования своего пути. То, что такого с человеком может и не произойти, слишком хорошо известно и слишком часто встречается. Но ведь со многими эта встреча случается. Когда? Как? И что делать в этом случае?

 

2. Поиски объекта и предмета психологии развития

 

До конца 80-х гг. такое словосочетание как «психология развития» в отечественной, да и в мировой психологии долгое время употреблялось лишь как общее наименование совокупности исследований в области психического развития человека, на основе которых строились либо теории онтогенетических изменений его психики на разных возрастных этапах, либо теории развития отдельных психологических реалий (интеллекта, личности, мышления и др. ). Как специально-научной, самостоятельной дисциплины психологии развития человека фактически не существовало. Лишь в последние годы наметилось движение к ее оформлению в этом качестве. Однако до сих пор стоит вопрос об объекте и предмете психологии развития, ответ на который далеко не однозначен.

Для многих исследователей сегодня становится все более очевидной необходимость расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований и психологии вообще, и психологии развития человека в частности. Одним из важнейших таких оснований В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов называют отечественную религиозно-нравственную философию в лице ее главных представителей — С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Л. Шестова, С.Л. Франка, С.Н. и Е.Н. Трубецких, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Современная психология развития должна ассимилировать достижения отечественной философской мысли, воссоздать само мыслительное пространство понимания человеческой реальности, ее сущности, «собственно человеческого в человеке», а соответственно — разработать категориальные средства описания и объяснения процесса ее становления и развития в онтогенезе.

Аналогичную, общеметодологическую позицию в поиске предельного объекта психологии развития занимает А.Г. Асмолов. Таким объектом для него, как и для вышеуказанных авторов, является сам развивающийся человек. А.Г. Асмолова интересуют системные связи и закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Опираясь на методологию системного подхода к изучению природы человека, на опыт изучения развития личности в разных направлениях исторической и современной психологии, он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом реализованного подхода оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В своей работе «Историко-эволюционный подход в психологии развития» (1996г.) А.Г. Асмолов замечательным образом интерпретирует одну из главных ценностных установок концепции Л. С. Выготского: анализ любой психологической проблемы развития человека, любого ее масштаба требует выстраивания не узко научного, а широкого историко-культурного контекста, из смыслов которого только и может быть сформулирована и в рамках которого точно поставлена сама проблема. Предельно остро формулирует проблему выявления предметной области психологии человека Б.С. Братусь. До последнего времени история и логика развития психологической концепции жестко определялись той или иной философской идеологией, которая задавала общее решение проблемы человека — его природы и предназначения. Сегодня мы уже не можем удовлетвориться ни «лабораторным испытуемым» науки — вместо человека, ни существом идеологическим, «сотканным из идеалов», опять-таки — место человека. Мы должны ввести в рассмотрение не проблему человека, а его самого, во всей его жизненной полноте, а уж подойдет ему та или иная концепция его самого или нет, будет зависеть не от теоретических изысков психологической науки, а от самих реальных людей, их собственного выбора, их устремления, их собственной ответственности.

Б.С. Братусь ставит блестящий, хотя и печальный диагноз современному состоянию психологии человека: «История научной психологии — это история утрат, первой и главной из которых была утрата души» [7]. Действительно, еще в 60-е гг. в Британской энциклопедии было написано: «Бедная, бедная психология! — сперва она утратила душу, затем психику, затем сознание, а теперь испытывает тревогу по поводу поведения».

Как же исправить это положение? Автор предлагает снять целый ряд оппозиций — противостояний, важнейшая из которых — резкое противопоставление религии и науки в познании психологической реальности. Какими бы «ненаучными», «субъективными» ни казались нам методы, способы религиозного познания, они на поверку проявили себя как более верные и объективные, чем наши научные притязания. Не метод задает реальность, но реальность — метод и подход.

Еще одна оппозиция: «светская психология — христианская психология». По мнению Б.С.Братуся, пришло время отказаться от соблазнительной иллюзии иметь одну (единственную) психологию, имеющую универсальный, общеобязательный и нормативный характер. Ведь не воспринимаем мы как трагедию отсутствие одной — на все времена и народы — философии. Поэтому тем более не трагедия, если рядом будут сосуществовать и сотрудничать психологи самых разных направлений. Но существует и более фундаментальное основание для снятия вышеозначенной оппозиции: если мы осознаем, что наши корни в христианской, а не в какой-либо иной культуре, то и психология в этой культуре может и должна быть христиански ориентированной.

Оригинальный подход к проблемам психологии развития человека разрабатывает А.Б. Орлов, анализируя соотношение двух духовно-практических реальностей: мира детства и мира взрослости. Он полагает, что современный этап развития человечества — это время кардинального пересмотра традиционных принципов отношений между двумя мирами; только в этом случае появляется шанс «пробиться» к сущности человека, избежать «кажимости», а самому человеку преодолеть неподлинность своего бытия.

А.Б.Орловым были сформулированы основные принципы традиционных отношений между миром детства и миром взрослости.

Принцип субординации: мир детства — это часть мира взрослых, часть, не равноценная целому и подчиненная ему, его целям, его установкам и ценностям. Принцип монологизма: мир детства — это мир учеников и воспитанников, мир взрослых — мир учителей и воспитателей; мир детства — чистая потенция, лишенная своего собственного и ценного для взрослых содержания; мир взрослых существует, тогда как мир детства лишь взрослеет, усваивая содержание мира взрослых; содержание взаимодействия транслируется только в одном направлении — от взрослых к детям.

Принцип произвола: мир взрослых всегда жил по своим законам и всегда навязывал эти законы миру детей; мир детства всегда был беззащитным по отношению к миру взрослых.

Принцип контроля: мир детства всегда находился под полным контролем мира взрослых; этот контроль рассматривался как необходимый элемент процесса обучения и воспитания.

Принцип взросления: развитие мира детства всегда рассматривалось как взросление, т. е. планомерное движение детей по созданной миром взрослых «лестнице» возрастов.

Принцип инициации: во всех обществах всегда существовали граница между миром детства и миром взрослых и «процедуры инициации», т.е. перевода человека из одного мира в другой.

Принцип деформации: мир детства всегда так или иначе деформирован вторжением мира взрослых.

А.Б. Орлов полагает, что основные идеи, концепции, гипотезы, методы и факты современной психологии детства производны именно от традиционных принципов построения отношений между миром взрослых и миром детей. Он считает, что свою основную задачу психология детства всегда видела в изучении мира детства с целью обеспечения его ускоренного и оптимального взросления, создания научно обоснованных технологий обучения и воспитания детей. Все успехи и достижения психологии детства (за очень немногими исключениями) связаны с продвижением по этому пути. Традиционная психология детства — подлинная креатура мира взрослости, одно из наиболее изощренных орудий деформирования мира детства и контроля над ним.

Новая психология детства — это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Вот принципы этих отношений.

Принцип равенства: мир детства и мир взрослости — совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма: взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов.

Принцип свободы: мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип соразвития: развитие мира детства — это процесс, параллельный развитию мира взрослости.

Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей (Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. ‑ М.,1995).

Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

В соответствии с этими принципами свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития. Собственные разработки гуманистической психологии личности и сущности человека А.Б. Орлов ведет на путях синтеза различных подходов в психологии — аналитической психологии, эзотерической психологии, гуманистической психологии и онтопсихологии. Поиски в этом направлении находятся в начале своего пути.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?
  2. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л.С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?
  3. В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

2.      Напишите реферат на одну из предложенных тем:

  1. Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечественной психологии.
  2. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную психологию развития.
  3. Проблема развития в дореволюционной отечественной психологии.
  4. Вклад П. П. Блонского в психологию развития.
  5. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.
  6. Проблемы психического развития в трудах Л.Н. Леонтьева.
  7. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
  8. Развитие идей Л.С. Выготского в современной психологии.
  9. Экспериментальная разработка проблем психического развития.
  10. Современная возрастная психология в Беларуси.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. ‑ Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999.
  2. Эльконин Д.Б, Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.
  3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. ‑ М.: Тривола, 1994.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. ‑ М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Во­просы психологии. ‑ 1986. ‑№6.
  6. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №2.
  7. Начала христианской психологии / Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. ‑ М.,1995

Что такое психология развития?

Автор:

Сол Маклеод, доктор философии

Обновлено

900 03 Обновлено

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в рецензируемых журналах, в том числе в Журнале клинической психологии.


Узнайте о нашем редакционном процессе. ), психология, магистр психологии образования

Оливия Гай- Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Психология развития — это научный подход, целью которого является объяснение роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни. Психология развития исследует, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека.

Значительная часть теорий в рамках этой дисциплины сосредоточена на развитии в детстве, поскольку именно в этот период жизни человека происходят наибольшие изменения.

Психологи развития изучают широкий спектр теоретических областей, таких как биологические, социальные, эмоциональные и когнитивные процессы.

В эмпирических исследованиях в этой области, как правило, доминируют психологи из западных культур, таких как Северная Америка и Европа, хотя в XIX в. Японские исследователи 80-х годов начали вносить весомый вклад в эту область.

Ключевые термины

  • Созревание в психологии относится к естественному процессу развития, управляемому генетикой, который ведет к физическому, поведенческому и психологическому росту независимо от обучения или опыта.
  • Идиографический подход фокусируется на понимании уникальных индивидуальных различий в опыте или поведении, часто с использованием качественных методов.
  • Нормативное развитие в психологии относится к типичной последовательности и времени этапов развития, с которыми сталкивается большинство людей в популяции.

Цели

Три цели психологии развития — описать, объяснить и оптимизировать развитие (Baltes, Reese & Lipsitt, 1980).

 

Для описания развития необходимо сосредоточиться как на типичных паттернах изменений (нормативное развитие), так и на индивидуальных вариациях паттернов изменений (т. е. идиографическом развитии). Хотя существуют типичные пути развития, которым пойдет большинство людей, нет двух абсолютно одинаковых людей.

 

Психологи, занимающиеся вопросами развития, также должны пытаться объяснить наблюдаемые ими изменения в нормативных процессах и индивидуальных различиях. Хотя зачастую проще описать развитие, чем объяснить, как оно происходит.

 

Наконец, специалисты по психологии развития надеются оптимизировать развитие и применять свои теории, чтобы помочь людям в практических ситуациях (например, помочь родителям развить надежную привязанность к своим детям).

Содержание

Преемственность и прерывистость человеческого развития 

Подумайте о том, как дети становятся взрослыми. Есть ли предсказуемый образец, которому они следуют в отношении мышления, языка и социального развития? Дети проходят через постепенные изменения или это резкие изменения?

 

 

Нормативная разработка обычно рассматривается как непрерывный и кумулятивный процесс. Взгляд на непрерывность гласит, что развитие — это плавное и постепенное накопление способностей, при котором одна стадия плавно перетекает в другую.

Дети становятся более искусными в мышлении, разговоре и действиях почти так же, как они становятся выше.

Предполагается, что изменения являются постепенными, а навыки и знания строятся на ранее изученном. Аналогия, часто используемая для описания этой точки зрения, заключается в том, что развитие рассматривается как склон или пандус, постепенно поднимающийся вверх.

Взгляд на прерывность рассматривает развитие как более внезапный процесс — последовательность изменений, которые вызывают различное поведение в разные возрастные периоды жизни, называемые стадиями. Биологические изменения обеспечивают потенциал для этих изменений.

Считается, что эти стадии качественно отличаются друг от друга, каждая из которых приводит к значительным изменениям в способностях или поведении.

Теоретики, такие как Жан Пиаже и Эрик Эриксон, поддерживают эту точку зрения. Они утверждают, что дети проходят определенные стадии в определенном возрасте, и качества каждой стадии значительно отличаются от качеств других стадий. Это можно представить как ступеньки на лестнице.

Мы часто слышим, как люди говорят о детях, проходящих через «этапы» жизни (например, «сенсомоторный этап»). Их называют стадиями развития — периодами жизни, инициируемыми отчетливыми переходами в физическом или психологическом функционировании.

Психологи, придерживающиеся точки зрения прерывности, считают, что люди проходят одни и те же стадии в одном и том же порядке, но не обязательно с одинаковой скоростью.

Стабильность и изменения в человеческом развитии

Стабильность означает, что черты личности, присутствующие в младенчестве, сохраняются на протяжении всей жизни. Он подчеркивает важность раннего опыта для будущего развития, предполагая, что опыт раннего детства играет важную роль в определении черт личности и поведения взрослых.

Например, веселый и общительный ребенок, скорее всего, вырастет во взрослого человека с такими же чертами характера. Теоретики стабильности считают, что изменения относительно сложны после того, как установлены первоначальные черты личности.

Напротив, сторонники теории изменений утверждают, что взаимодействие в семье, школьный опыт и аккультурация изменяют личность.

Это означает, что наше поведение, мысли и эмоции податливы и со временем могут подвергаться влиянию опыта и окружающей среды. Эта точка зрения предполагает, что ребенок-интроверт с равной вероятностью может стать взрослым экстравертом, в зависимости от различных факторов, таких как жизненный опыт, образование или травма.

Эта способность к изменениям называется пластичностью. Например, Раттер (1981) обнаружил, что мрачные дети, живущие в детских домах с недостаточным персоналом, часто становятся веселыми и ласковыми, когда их помещают в социально стимулирующие приемные семьи.

Природа против воспитания

Пытаясь объяснить развитие, важно учитывать относительный вклад как природы, так и воспитания. Психология развития ищет
, чтобы ответить на два важных вопроса о наследственности и окружающей среде:

  1. Какой вес вносит каждый?
  2. Как взаимодействуют природа и воспитание?

Природа относится к процессу биологического созревания, наследования и созревания. Одна из причин, по которой развитие людей так похоже, заключается в том, что наша общая специфика наследственности (ДНК) направляет всех нас через многие одинаковые изменения развития примерно в одни и те же моменты нашей жизни.

Под воспитанием понимается воздействие окружающей среды, которое включает процесс обучения через опыт.

Есть два эффективных способа изучения природы-воспитания.

  1. Исследования близнецов: Однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип, а разнояйцевые близнецы имеют в среднем 50% общих генов.
  2. Исследования по усыновлению: сходство с биологическим характером поддержки семьи, в то время как сходство с воспитанием поддержки приемной семьи.

Историческое происхождение

Психология развития как дисциплина не существовала до окончания промышленной революции, когда потребность в образованной рабочей силе привела к социальному конструированию детства как отдельного этапа в жизни человека.

Представление о детстве берет свое начало в западном мире, поэтому ранние исследования происходят из этого места. Первоначально психологи развития интересовались изучением психики ребенка, чтобы образование и обучение могли быть более эффективными.

Изменения в развитии во взрослом возрасте являются еще более новой областью изучения. В основном это связано с достижениями медицинской науки, позволяющими людям доживать до старости.

Чарльзу Дарвину приписывают проведение первого систематического исследования психологии развития. В 1877 году он опубликовал короткую статью, подробно описывающую развитие врожденных форм общения, основанную на научных наблюдениях за его маленьким сыном Додди.

Однако возникновение психологии развития как отдельной дисциплины можно проследить до 1882 года, когда Вильгельм Прейер (немецкий физиолог) опубликовал книгу под названием «Разум ребенка» .

В книге Прейер описывает развитие собственной дочери от рождения до двух с половиной лет. Важно отметить, что Прейер использовал строгие научные методы при изучении многих способностей своей дочери.

В 1888 году публикация Прейера была переведена на английский язык, и к этому времени психология развития как дисциплина была полностью утверждена, а еще 47 эмпирических исследований из Европы, Северной Америки и Великобритании также были опубликованы для облегчения распространения знаний в этой области.

В течение 1900-х годов в этой области доминировали три ключевые фигуры со своими обширными теориями человеческого развития, а именно Жан Пиаже (1896-1980), Лев Выготский (1896-1934) и Джон Боулби (1907-1990). Действительно, большая часть текущих исследований по-прежнему находится под влиянием этих трех теоретиков.

Ссылки

Baltes, P.B., Reese, H., & Lipsett, L. (1980) Психология развития продолжительности жизни, Annual Review of Pyschology 31 : 65 – 110.

Darwin, C. (1877). Биографический очерк младенца. Разум , 2, 285-294.

Preyer, WT (1882 г.). Die Seele des Kindes: Beobachtungen über die geistige Entwicklung des Menschen in den ersten Lebensjahren .Grieben, Leipzig,

Preyer, WT (1888). Душа ребенка: наблюдения за психическим развитием человека в первые годы жизни .

Раттер, М. (1981). СТРЕСС, РЕАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ*. Журнал детской психологии и психиатрии, 22(4) , 323-356.

  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Оливия Гай Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр медицины, доктор философии, Манчестерский университет

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в рецензируемых журналах, в том числе в Журнале клинической психологии.

Психология развития | Человеческое развитие

перейти к содержанию Перейти к основной навигации Перейти к окну поиска Перейти к быстрым ссылкам для поступления Перейти к вторичной навигации Перейти к хлебным крошкам

Карусель

Начните свою карьеру в области психологии развития

Выпускники нашей магистратуры работают в исследовательских лабораториях, биомедицинских учреждениях, образовательных учреждениях и учреждениях по уходу за детьми, фондах, учреждениях государственной политики, государственных и местных органах власти, общественных программах и преподавателями в общественных колледжах. .

Добро пожаловать в программу «Психология развития»


Программы «Психология развития» направлены на развитие личности на протяжении всей жизни в контексте семьи, групп сверстников, программ по уходу за детьми и внешкольных программ, школ, районов, а также более крупных сообществ и общества. . Мы рассматриваем благополучие детей, молодежи и взрослых в когнитивной, эмоциональной, социальной, академической и медицинской областях. Наше исследование сосредоточено на различиях между группами, а также на способах, которыми можно способствовать равенству между группами с помощью образовательных и социальных стратегий. Наша учебная программа делает акцент на теории и исследованиях на службе политики и практики.

 

Выберите свою степень


  • Магистр
  • Доктор Философии

В рамках программы «Магистр гуманитарных наук в области психологии развития» аспиранты знакомятся с основными теоретическими и исследовательскими направлениями, а также получают существенные знания в области когнитивного, языкового, личностного и социального функционирования и развития. Студенты изучают девиантное, а также нормальное психологическое функционирование в рамках развития.

  • Магистр гуманитарных наук (MA) в области психологии развития — 32 кредита

Докторантура готовит студентов к преподавательским должностям в колледжах, аспирантуре и университетах, а также к должностям научных сотрудников в лабораториях, биомедицинских школах, фондах, фирмах, занимающихся политическими исследованиями, государственных учреждениях и НКО.

На протяжении всей своей программы наши докторанты работают в тесном контакте с преподавателем по своему выбору. Все кандидаты наук степени требуют диссертации эмпирического исследования.

  • Доктор философии (Ph.D.) в области психологии развития — 75 кредитов

Магистр искусств

  • Основной код: DEVM
  • Очки/Кредиты: 32
  • Условия участия: Лето/Осень

Сроки подачи заявок

  • Пружина: Н/Д
  • Лето/Осень (приоритет): 15 января
  • Лето/Осень (Последний): 15 апреля

Дополнительные требования к заявке/комментарии *

  • Онлайн-заявка на получение степени, включая заявление о целях и резюме
  • Стенограммы и/или оценки по каждому курсу для всех завершенных курсовых работ бакалавриата/выпускника
  • Результаты принятого экзамена по английскому языку (если применимо)
  • Плата за подачу заявления в размере 65 долларов США
  • Два (2) рекомендательных письма
  • Общий тест GRE
* Дополнительная информация и требования программы перечислены в Степенях и требованиях страница.

Доктор философии

  • Основной код: DEDV
  • Очки/Кредиты: 75
  • Условия участия: Лето/Осень

Сроки подачи заявок

  • Пружина: Н/Д
  • Лето/осень (приоритет): 1 декабря
  • Лето/Осень (Последний): 1 декабря

Дополнительные требования/комментарии к применению *

  • Онлайн-заявка на получение степени, включая заявление о целях и резюме
  • Стенограммы и/или оценки по каждому курсу для всех завершенных курсов бакалавриата/выпускника
  • Результаты принятого экзамена на знание английского языка (если применимо)
  • Плата за подачу заявления в размере 65 долларов США
  • Два (2) рекомендательных письма
  • Общий тест GRE
* Дополнительная информация и требования программы перечислены на странице Степени и требования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts