Психология ресурсы: Ресурс — Психологос

Содержание

Психологические ресурсы личности

Блог Доктора Демкина

Статьи о психологии и психодиагностике

  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Блог
  4. Психотерапия
  5. Психологические ресурсы личности

Психотерапия

Кембриджский словарь английского языка определяет термин «ресурс» («resource») применительно к человеку как «полезные или ценные качества, способности или собственность человека, которые могут быть использованы, чтобы помочь ему в достижении целей». Психологические ресурсы личности — это навыки, убеждения, способности и индивидуальные личностные факторы, влияющие на то, как люди справляются со стрессовыми событиями.

Ресурсы личности являются основой положительного психологического капитала (PsyCap), который определяется как «позитивное психологическое состояние развития человека» (Ф.Лютенс, 2008).

К внутренним психологическим ресурсам личности относятся:
  • устойчивая самооценка,
  • здоровый оптимизм (надежда),
  • самоэффективность,
  • чувство собственного достоинства,
  • активные навыки преодоления трудностей,
  • устойчивость или способность восстанавливаться после воздействия стрессовых факторов (резилианс).

К внешним психосоциальным ресурсам относится социальная поддержка.

Без психологических ресурсов, при их истощении стресс может сильно сказаться на психологическом благополучии человека, биологических реакциях на стресс и, в конечном счете, на соматическом и психическом здоровье.

Как психологические ресурсы помогают справиться со стрессом:

  1. Наличие достаточных ресурсов помогают людям более адекватно оценивать потенциальные стрессоры.
    Угрожающие события кажутся менее опасными, когда у человека достаточно психосоциальных ресурсов.
  2. Наличие ресурсов помогают людям справиться с неизбежными трудностями, с которыми они сталкиваются. Психосоциальные ресурсы надежно связаны с активными копинг-стратегиями, которые включают в себя получение социальной поддержки, управление эмоциональными реакциями на стресс, сбор информации и принятие эффективных мер преодоления. Люди с достаточными психосоциальными ресурсами с меньшей вероятностью будут проявлять неадекватное избегающее поведение, такое как злоупотребление психоактивными веществами.
  3. Наконец, психосоциальные ресурсы способствуют устойчивости перед лицом основных факторов стресса, таких как стихийные бедствия и угрозы здоровью.

Работа с ресурсами применяется в различных психотерапевтических подходах. Ресурсы, предлагаемые клиенту в терапии, могут быть:

  1. Внешними (поддержка семьи, социального окружения, терапевтической группы, самого психотерапевта или психолога).
  2. Внутренними. В этом случае проводится так называемая «ресурсная активация» – помощь клиенту в использовании собственных сил и ресурсов, чтобы помочь распознать и использовать свои сильные стороны для использования в достижении поставленных терапевтических и жизненных целей.

Внутренние личностные ресурсы в ЭОТ

С точки зрения эмоционально образной терапии человек приходит в мир с мощным внутренним возобновляемым источником личных ресурсов, носителем которых является структура Подлинного «Я» — здорового Свободного Внутреннего ребенка и Любящего родителя (по мере формирования этой личностной структуры).

Однако, Внутренний ребенок (иногда уже с момента зачатия) подвергается многим воздействиям, в результате которых его ресурсы забираются, тратятся им самим, происходит отказ от них или потеря доступа к ресурсам:

  1. Интроекция, удержание и ресурсирование интроектов.
  2. Обслуживание и исполнение родительских предписаний и драйверных посланий, блокирующих ресурсы.
  3. Травматическое расщепление личности и формирование ресурсопоглащающих структур Выживающего Внутреннего ребенка – Саботажника, Спасателя
  4. Отказ ребенка от ресурсов вследствие инвестиций в других в ожидании поддержки, любви и защиты, в связи с саботажной моделью беспомощности.
  5. Инвестиция или потеря ресурса в прошлом или инвестиция в будущее.
  6. Обслуживание трансгенерационных травм, сохранение семейных тайн.
  7. Отъем ресурсов агрессором.
  8. Потеря ресурсов с собственной агрессии.
  9. Потеря контакта с собственным «Я» и включение в «игры» по охоте за ресурсами.

Почему важны внутренние психологические ресурсы с точки зрения ЭОТ?

  1. Ресурсы – это основная «энергия» жизни, обеспечивающая накопление и реализацию позитивного психологического капитала для личностного развития, эффективной самореализации и самоактуализации.
  2. В норме – ресурсы это неисчерпаемый или возобновляемый источник психической энергии, которую можно получить в любой момент (с учетом реального психофизиологического состояния).
  3. Наличие внутренних ресурсов обеспечивает высокое качество жизни с позитивным психологическим и соматическим самоощущением, идентичностью самому себе, наличию целей с возможностью их достижения.
  4. Наличие ресурсов обеспечивает лучший адаптивный потенциал личности, позволяет справляться с стрессовыми ситуациями, избегать травм или получать менее тяжелые травмы, когда их избежать невозможно, и восстанавливаться быстрее.  
  5. Наличие ресурсов обеспечивает лучший терапевтический отклик при работе с травмами в психотерапии или при самоисцелении.
  6. Наличие ресурсов связано с самооценкой, самоидентичностью, ощущением непрерывности и целостности своего «Я», желанием продолжать жить и жить наполненной жизнью.
  7. Наличие ресурсов позволяет накапливать новый опыт и открывать новые грани своего «Я».

В процессе психотерапии проясняются причины и механизмы утраты доступа к собственным внутренним психологическим ресурсам, либо причины и механизмы недостаточности ресурсов, пути их потерь. Когда все обстоятельства, причины и механизмы отказа от ресурсов, их утраты или недостаточности прояснены, клиенту помогают вернуть себе собственные ресурсы или восстановить доступ к ним.  

Образы потери собственных ресурсов личности:

  1. Изолированные объекты, отграниченные от тела клиента
  2. Объекты из «неживых» материалов.
  3. Безжизненные собственные живые части или образы Внутреннего ребенка.
  4. Отданные, потерянные или утраченные части тела.
  5. Энергетические связи в виде белых и серебристых нитей или каналов, подключенных к телу клиента, по которым уходит энергия.
  6. Наличие в теле или рядом образов «энергетических дыр»: бездонные колодцы, пропасти, воронки, люки, кротовые норы, черные дыры.
  7. Образы пробок, заслонок и других препятствий в теле на пути нормального течения энергии.

Возвращение ресурсов в процессе эмоционально-образной терапии обычно связано с одним или несколькими проявлениями:

  1. Появляется ощущение наполненности и целостности
  2. Появляется ощущение прилива энергии, теплеет тело, руки, розовеет кожа.
  3. Клиент начинает дышать полной грудью, у него распрямляется спина.
  4. Проясняется голова, зрение становится четче.
  5. Появляются ощущения нахождения «в потоке».

Варианты внутренних ресурсов личности и их образы в практике эмоционально образной терапии

  1. Жизненная энергия: энергетический шар солнечной гаммы или бело-серебристый, светящийся теплым светом шар, теплое свечение, кровь с растворенной жизнью.
  2. Источник ресурса (жизни): родник, гейзер или фонтан с чистой свежей водой, теплая мягкая земля, поле с цветами, злаковыми.
  3. Внутренняя сила: ощущение прилива силы в образе, например, при входе в изумрудное море.
  4. Поток света: световые столбы, лучи.
  5. Краски жизни: цветные красочные картины позитивных образов
  6. Ощущение свободы: открытые пространства, красивые пейзажи.
  7. Спонтанность: радость, подвижность Внутреннего ребенка.
  8. Активность: силы, желание и возможность действовать
  9. Открытость и доверие миру.
  10. Чувство слияния с природой, мирозданием, нахождение в потоке. «Энергия мира – моя энергия».
  11. Проявления творчества: танцы, песни, живопись, созидание\
  12. Ценные ресурсы: сокровища – драгоценности, бриллианты, алмазы.
  13. Получение удовольствия: сладости, мед, конфеты, шоколад.
  14. Женственность: женские цветы – пионы, лотосы, розы, лилии, цвет вишни, яблони, сакуры. Розовое желе, нефть, масло (часто требует отделения скорби и печали из своего состава), глина.
  15. Ощущение собственной красоты, нежности и совершенства
  16. Здоровая сексуальность: мед, пионы, розы.
  17. Здоровье, иммунитет: спелые сочные яблоки и другие фрукты, приятные светящиеся образы.
  18. Позитивные эмоции: радость (радостный ребенок, фейерверк, радуга), интерес и любознательность (ребенок увлечен, рисует, танцует, исследует), любовь и теплота (красное сердце, светящееся сердце, красивые цветы, солнышко, теплый светящийся шар).
  19. Легкость: бабочка, стрекоза, светлячки.
  20. Защищенность и восстановленные адаптивные границы тела: аура или кокон из энергии, здоровая розовая кожа, крепкий красивый дом.
  21. Осознанность: ясность в голове, четкость образов, светящийся мозг).
Новые статьи

  • Назад
  • Вперед

Статьи по теме:

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

д-р Андрей Демкин

Структура и пути укрепления психологических ресурсов человека в ситуации стресса uMEDp

Актуальность вопросов, связанных с негативным влиянием хронического стресса на развитие, лечение и прогноз гастроэнтерологических заболеваний, не вызывает сомнений. В последние годы большое внимание уделяется психическому состоянию самих врачей, в частности синдрому профессионального выгорания. Одним из оптимальных путей выхода из стрессовых ситуаций является активизация психологического ресурса человека. В лекции дается определение психологического ресурса с подробным описанием его составляющих, особое внимание уделяется вопросам его укрепления в ситуации хронического стресса. Обсуждаемые вопросы значимы для гастроэнтерологов как с точки зрения общения с пациентами, так и с позиций регуляции своего собственного психического состояния. 

Одним из значимых путей выхода из хронических стрессовых ситуаций является мобилизация собственных возможностей человека, в частности активизация его психологических ресурсов. Данное психологическое направление стало развиваться относительно недавно, поэтому многие понятия незнакомы широкой аудитории. Ознакомление врачей, в частности гастроэнтерологов, с данной темой важно прежде всего потому, что для многих пациентов ситуация болезни носит характер хронического стресса.

В словаре русского языка [1] слово «ресурс» трактуется двояко: как «имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при необходимости» и как «средство, к которому можно обратиться в затруднительных обстоятельствах, выход, возможность». Данный термин применяется в разных областях знания. В психологии под ресурсом понимается интегральная характеристика, обеспечивающая личности возможность эффективно преодолевать трудности, разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы и противоречия [2].

Понятие ресурса в психологии употребляется в самых разных сочетаниях: когнитивный ресурс, интеллектуальный ресурс, ресурсы саморегуляции, ресурсные состояния и т.д. [3–5].

В случаях когда ресурсы используются в ситуациях выхода из стрессовой ситуации, они обозначаются как ресурсы совладающего (преодолевающего стресс) поведения [3]. Совладание с трудными жизненными обстоятельствами проходит более успешно и с меньшими затратами при сознательном использовании человеком собственных психологических ресурсов. Такой подход базируется на понимании структуры ресурсов совладающего поведения и возможных путей их укрепления.

Структура психологических ресурсов совладающего поведения

В данной структуре выделяются две основные группы: индивидуальные (условно обозначаемые как внутренние психологические ресурсы) и средовые (внешние психологические ресурсы) [3]. Такое разделение достаточно условно, поскольку эти группы тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.

В группе индивидуальных психологических ресурсов выделяют две подгруппы: физические и личностные ресурсы.

Физические индивидуальные ресурсы ассоциированы с телом человека в анатомическом и физиологическом смысле. При высоком уровне функционирования они обеспечивают хорошее здоровье, выносливость и силу.

Большое значение имеет конституция человека (астеник, гипостеник, нормостеник), имеющая разную значимость с точки зрения «качества» физического ресурса. Особенно следует отметить вариант астенической конституции, который называется невропатической конституцией [6]. Данный конституциональный тип проявляется такими врожденными качествами, как гипостения, или астения (соматогенно провоцированные астенические реакции, непереносимость длительных физических нагрузок, продолжительный период реконвалесценции после интеркуррентных заболеваний), изначальная неполноценность вегетативных функций (сосудистые кризы, головокружения, ортостатические обмороки, сердцебиения, гипергидроз и др.) и снижение порога переносимости физического дискомфорта. Физической слабости сопутствуют изменения на психических уровнях функционирования организма в виде различных вариантов тревожного реагирования на жизненные события с фиксацией тревоги, то есть постоянного эмоционального напряжения. На основании сказанного данный конституциональный вариант нельзя назвать иначе как проблемным ресурсом. В более узком смысле, важном для гастроэнтерологической практики, следует подчеркнуть, что пациенты данного типа составляют не менее 10% больных с хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями. Их характерными чертами являются стойкое персистирование жалоб, отсутствие достаточного эффекта от традиционного гастроэнтерологического лечения. Реального результата лечения можно достичь только при наблюдении данных пациентов с привлечением специалистов службы психического здоровья.

Другие стороны физического ресурса не всегда определяются так явно, как конституциональные черты. Наличие патогенных мутаций в генах, чреватых развитием многих тяжелых заболеваний (в частности, онкологических), до определенного времени никак не проявляет себя. На этом этапе только генетическое тестирование может выявить данный акцент слабости физического ресурса. Результаты проведенных исследований являются основой целенаправленного наблюдения пациентов с целью своевременного выявления возможных заболеваний на ранней стадии, что повышает эффективность лечения. В рамках обсуждаемой проблемы своевременная генетическая диагностика наследственных заболеваний (в том числе в системе органов пищеварения) является профилактикой снижения ресурса здоровья вследствие тяжелой болезни.

Психологические ресурсы являются системной, интегральной характеристикой человека, включающей много аспектов [7, 8]. Это особенно заметно при описании личностных индивидуальных ресурсов, которые рассматриваются с разных позиций, из них наиболее часто употребляемыми являются эмоциональные, когнитивные и волевые ресурсы. При этом сочетание ресурсов имеет сугубо индивидуальный характер, существенно отличаясь по их соотношению у разных людей [2]. Разграничение отдельных уровней затруднительно, так как многие характеристики носят обобщающий характер.

Различия личностного ресурса зависят от темперамента человека (совокупности динамических особенностей психической деятельности) и его характера (совокупности индивидуальных устойчивых стереотипов поведения, эмоциональных реакций и стиля мышления). К позитивному ресурсу можно отнести черты характера, способствующие гармонизации межличностных взаимоотношений и возможности избегать межличностных и внутриличностных конфликтов. К ним относятся такие черты, как адаптивность, зрелость, здравомыслие, гибкость, реализм в оценке окружающих, реальность самооценки, самостоятельность, автономность, разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей [9].

Проблемными с точки зрения ресурса можно считать акцентуации характера [10] – варианты с чрезмерным развитием каких-либо черт (истерический, психастенический и др.). Понятно, что чрезмерность (а иногда и непредсказуемость) проявлений создает проблемы в общении с другими людьми, что подрывает их ресурсную значимость.

Темперамент и характер являются устойчивыми структурами, не склонными существенно изменяться в процессе жизни. В отличие от них личность, характеризующая человека как члена общества, является лишь относительно устойчивой и может подвергаться в течение жизни существенным изменениям [11]. Максимально эффективной с точки зрения ресурса является так называемая гармоничная личность, что означает человека [9], обладающего ответственностью за свою судьбу, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в жизни нравственными законами.

Гастроэнтеролог не обязан знать тонкости устройства психики человека, но ориентироваться в таких понятиях, как темперамент, характер, личность пациента, в общих чертах крайне необходимо. От этого зависит эмоциональный контакт врача с пациентом, который проявляется не только отношением пациента к врачу, но зачастую и его отношением к лечению.

В современном мире особое значение придается успешности функционирования в сферах информации. К когнитивному ресурсу можно отнести такие особенности мышления, как позитивность и рациональность мышления, возможности когнитивного структурирования, способности к обучению, открытость новому, интерес к знаниям. Перечисленные характеристики могут быть врожденными, однако большая часть из них, без сомнения, развивается и совершенствуется в процессе жизни.

От когнитивных способностей в значительной мере зависит эффективность коммуникации – важной части успешного функционирования человека в социуме. Такие качества, как когнитивная оценка себя в ситуации, умение четко выражать свои мысли и прислушиваться к мнению собеседника, умение вести диалог, находятся на одном из первых мест в коммуникациях сотрудничества, в том числе врача и пациента. Ресурсные когнитивные качества врача должны быть высокими по определению, но стоит подчеркнуть, что при общении с пациентом врач должен учитывать уровень интеллектуальных возможностей пациента, особенно степень понимания им передаваемой ему информации. Только понятная и принятая пациентом информация о болезни, особенно при необходимости длительного лечения (в гастроэнтерологии – воспалительные заболевания кишечника, болезни печени, злокачественные заболевания органов пищеварения), могут способствовать укреплению его когнитивного ресурса в преодолении заболевания. И наоборот, отсутствие ясности, неопределенность лечения, сформированное самим пациентом представление о негативном прогнозе создают ментальную фиксацию на болезни, напрягающее состояние неуверенности и тем самым еще более ухудшают ситуацию.

Есть еще один важнейший критерий личности – ее интегрированная часть, которую можно обозначить как стержень личности, ядро личности, самость. Это волевые и энергетические характеристики человека, проявляющиеся во внутреннем мире как уверенность в себе и своих способностях, самоуважение, ощущение собственной незаменимости, самодостаточность. Позитивная самооценка – важнейший психологический ресурс человека, так как формирует активную оптимистичную жизненную позицию, настрой на самореализацию, способностью к лидерству. Среди важных характеристик следует особо отметить такие параметры успеха преодоления сложных ситуаций, как самоэффективность, основанную на внутреннем убеждении о собственной способности совладания со стрессовой ситуацией, ощущение личной ответственности и возможности влияния на обстоятельства своей жизни. Данные энергетические характеристики являются лучшим средством для достижения значимых целей. В трудных жизненных обстоятельствах они становятся необходимыми для выживания.

Такая характеристика ресурса пациента также важна для понимания врачом. Пациент с сильным ресурсом описанного плана нуждается только в информации о болезни и лечении, так как привык брать ответственность за происходящее на себя. Пациент со слабыми волевыми характеристиками требует особой эмоциональной поддержки и зачастую нуждается в помощи психолога/психотерапевта.

Подводя итог обсуждению индивидуальных ресурсов, следует подчеркнуть, что развитые внутренние ресурсы создают состояние, когда человек ощущает себя целостно и уверенно с помощью достигнутого баланса духовной и физической энергии. Это состояние позволяет человеку жить полноценной жизнью и добиваться поставленных целей. В стрессовой ситуации человек с развитыми ресурсами осознает реальное положение дел, но выдерживает стрессовую нагрузку, постепенно возвращаясь к нормальному функционированию.

Ситуация болезни по своей сути является стрессовой ситуацией, при длительном течении заболевания – хронической стрессовой ситуацией. Это в полной мере относится к хроническим гастроэнтерологическим заболеваниям. Активизация индивидуальных психологических ресурсов пациента – один из реальных путей помощи в совладании с болезнью с точки зрения минимизации ее стрессовой составляющей.

Средовые ресурсы делятся на две подгруппы: ресурсы физической среды и ресурсы социальной среды.

К ресурсам физической среды относятся природные ресурсы: земля (леса, поля, луга), вода (реки, озера, моря), воздух и солнце как источник энергии. Для рационального использования природных ресурсов человеку необходимо уметь «видеть и ощущать» богатства природы и осознавать смысл оздоровительной функции этих ресурсов.

Условно к этой же категории можно отнести материальное обеспечение человека, в частности наличие жилья с необходимыми удобствами, наличие транспортных средств, достаточный уровень дохода членов семьи. Очень важно восприятие дома как жизненной опоры, фундамента личности человека, принятие пространства дома как места, где можно набраться сил для пре­одоления жизненных трудностей. Еще более значимыми являются гармоничные внутрисемейные отношения между людьми, живущими в одном доме. Для создания ресурсных отношений важно участие самого человека в виде стремления к укреплению внутрисемейных отношений, соблюдения баланса оказания помощи членам семьи и умения принимать их поддержку, способности к урегулированию внутрисемейных конфликтов. Дисгармоничная семья со сложными внутрисемейными отношениями не только не дает, но даже отнимает душевные силы человека. Особое место в семейной жизни человека занимают отношения с родителями. Поддержка со стороны родителей важна в течение всей жизни, даже после ухода их из жизни она может реализоваться через воспоминания, мысленное обращение, опосредованное через их фотографии или вещи. Ресурсная роль дома не всегда дается сама собой по праву рождения. Ее надо взращивать и укреплять. Если человек смог создать для себя такой ресурс, как «мой дом», это сторицей вернется ему в сложных жизненных ситуациях ресурсным состоянием опоры и поддержки. Оценка вышеперечисленных «материальных» параметров входит в обязанности врача при сборе анамнеза жизни пациента. Врач вряд ли оценивает это с позиций термина «ресурс», однако представление о степени трудности жизни человека имеет всегда. Чаще всего при сборе анамнеза становятся понятными и трудности в социальной жизни человека, то есть имеющиеся или отсутствующие у него ресурсы социальной среды.

Ресурс социальной среды чаще всего ассоциирован с работой и профессиональной деятельностью человека и включает в себя широкий спектр характеристик: наличие работы и стабильности зарплаты, статус/положение в коллективе, позитивная оценка заслуг руководством, возможность общения с коллегами и обмена с ними опытом, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности.

Качество использования данного ресурса повышается при наличии определенных личностных качеств, непосредственно связанных с характером данной работы: высокий уровень профессионализма, широкий кругозор в профессиональных вопросах, отношение к работе, трудолюбие, способность к творческому подходу в профессиональной деятельности, умение строить отношения, позволяющие достигать личных и коллективных целей.

Ресурсные отношения с другими людьми выходят далеко за рамки рабочих отношений. Социализация понимается в гораздо более широком смысле – как причастность к жизни в целом, взаимодействие с другими людьми, завоевание признания и уважения.

Межличностные контакты являются важнейшей частью психологического ресурса человека. Особенно стоит отметить ресурсную роль отношений «с особенной ценностью», к которым можно отнести единомышленников и соратников, наставника в профессиональной деятельности, духовника в мире религиозных убеждений. Без преувеличения можно сказать, что в таком качестве многие пациенты с тяжелыми хроническими заболеваниями воспринимают своего врача в случае длительного и успешного лечения. Эффективность оказания помощи пациентам в преодолении болезни повышается при понимании врачами психологических особенностей больных разного возраста. В большей мере это относится к лицам пожилого и старческого возраста с ослабленными возможностями совладания со стрессовой ситуацией, которой в данном случае является болезнь.

У людей пожилого (и особенно старческого) возраста закономерно снижается физический ресурс здоровья, включая запас энергии, и ухудшается самочувствие. Они вынуждены чаще обращаться за медицинской помощью. К сожалению, взаимодействие с врачом во многих случаях ограничивается рекомендациями в рамках профессии. Однако важно помнить, какое значение имеют любые слова врача для больного. В частности, всего лишь несколько слов позитивной оценки усилий больного по поддержанию здоровья (например, регулярные прогулки на свежем воздухе, у гастроэнтерологических пациентов с этой точки зрения значимым является соблюдение рекомендаций по диетическим ограничениям) могут мотивировать его в отношении других, самостоятельно осуществляемых способов укрепления здоровья (дыхательной гимнастики, утренней зарядки, для гастроэнтерологических пациентов – курсового приема растительных препаратов, эффективность действия которых резко возрастает при самостоятельном приготовлении настоев и отваров за счет усиления психотерапевтического эффекта). Все эти действия способствуют укреплению и физического, и личностного индивидуального ресурса.

Слово врача еще более значимо для другой категории пациентов – тех, кто обозначает свой возраст не иначе как старостью с приближающимся уходом из жизни. Такая позиция приводит к ощущению бесперспективности лечения как одному из проявлений депрессии на фоне общего ухудшения самочувствия вследствие возрастных изменений в сосудах головного мозга.

Психическое здоровье пациентов данной возрастной группы зависит от того, насколько высоко они оценивают результат прожитой жизни. При положительной оценке, подкрепляемой хорошими отношениями с родственниками, друзьями и бывшими коллегами, ресурсом могут быть просто воспоминания о прошлом. Эту тенденцию можно закрепить упорядочиванием фотографий семейного архива или, что еще более значимо для некоторых пациентов, автобиографическим описанием собственной жизни. Даже если ценность проведенной работы ограничится рамками семьи, ее роль как отличного психологического ресурса трудно переоценить.

Если же оценка жизни отрицательная, старение может сопровождаться целой гаммой негативных эмоций – ощущением никчемности, чувством вины за свои не­удачи, ментальной фиксацией на ошибках, которые уже нельзя исправить.

Больной темой этого возраста является одиночество по ситуации (уход из жизни супруга или супруги, близких друзей) или по восприятию, когда присутствие родственников фактически является формальным на фоне общей возрастной тенденции к эмоциональному охлаждению. В этом возрасте снижается уверенность в себе и способность прямо выражать свои чувства и желания, что создает дополнительные трудности во взаимодействии с людьми.

Укреплению социального ресурса пожилых людей может способствовать общение в рамках программы «Московское долголетие» (аналогичные программы есть в некоторых других городах). В настоящее время общение возможно в режиме онлайн (что важно в случае серьезных проблем со здоровьем). Огромную помощь в укреплении психологического ресурса могло бы оказать психологическое консультирование, что, к сожалению, для данной категории пациентов не всегда доступно.

Для пациентов молодого возраста и доступность, и эффективность психологического консультирования с целью укрепления психологического ресурса значительно выше. Здесь важно отметить возросший в последние годы интерес к психологии, что реализуется как в рамках индивидуального консультирования, так и в групповой психотерапевтической работе. Перспективной темой с точки зрения практической значимости данного направления является укрепление психологического ресурса с целью его осознанного применения при трудных жизненных обстоятельствах.

Взаимосвязь и взаимодействие внутренних и внешних ресурсов

Как уже было отмечено выше, психологические ресурсы – сложная, многоуровневая система. Разделение ее на внутренние и внешние ресурсы достаточно условно вследствие их постоянного динамического взаимодействия.

Изменение внешних ресурсов обязательно приводит к внутренним переменам, а ослабление по какой-то причине внутреннего ресурса неизбежно сказывается на внешних ресурсах функционирования человека.

Степень выраженности зависит не только от качественной, но в значительной степени и от количественной характеристики изменений. Так, при существенной утрате внешних ресурсов внутренний ресурс ослабевает, что может привести к неуверенности и снижению эффективности внутренних ресурсов. При мобилизации внутренних ресурсов они могут быть направлены на восстановление внешних ресурсов, насколько это возможно.

Чем эффективнее и устойчивее внутренний ресурс и способность человека к адаптации, тем выше его возможности в восстановлении утраченных внешних ресурсов. Даже самые сильные внутренние ресурсы не могут полностью заменить внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, иными словами, позволяют адаптироваться к изменившимся условиям, что облегчает процессы восстановления внешних ресурсов первоначально по мере возможности, а в последующем и в полном объеме.

Заключение

Понимание структуры психологических ресурсов позволяет каждому человеку провести анализ собственных ресурсов. Их осмысление и при необходимости укрепление способствуют поддержанию физического, психического и социального здоровья – необходимых факторов для преодоления длительной стрессовой ситуации.

Сознательное использование ресурсов позволяет человеку выстоять в условиях трудной жизненной ситуации. Для понимания способов преодоления стресса достаточно вновь обратиться к структуре ресурсов и их описанию. Анализ показывает, что есть два пути: укрепление индивидуального ресурса и по возможности социального аспекта средового ресурса.

Как обсуждалось ранее, индивидуальный ресурс включает физический и личностный аспекты. Соответственно, противодействие должно включать два направления. Самым доступным является вектор максимального использования физического компонента индивидуального ресурса, что включает в себя все возможные варианты укрепления здоровья (лечение имеющихся заболеваний, профилактика возможных обострений), в том числе через усиление взаимодействия с природным ресурсом среды (прогулки, дыхательные упражнения). Сознательное использование данного ресурса усиливается при наличии личной ответственности за состояние своего здоровья.

В плане усиления личностной составляющей внутреннего ресурса можно рекомендовать следующее: по возможности снизить уровень восприятия стрессогенности ситуации путем изменения смысла восприятия происходящего, постоянно поддерживать самомотивацию к внутренним переменам, уделять внимание укреплению индивидуальных ресурсов, всячески развивать социальные аспекты средовых ресурсов (оказывать помощь людям, нуждающимся в поддержке, и при необходимости самим обращаться за социальной поддержкой). В трудноразрешимых ситуациях стоит обращаться за помощью к специалистам службы психического здоровья.

Обсуждаемые вопросы значимы для гастроэнтерологов как с точки зрения общения с пациентами, так и с позиций регуляции своего собственного психического состояния.

Ресурсы и подкасты

В этом разделе

Доступ к ресурсам из коллекции исследований, подкастов, раздаточных материалов, статей и руководств NASP по темам, связанным со студентами, школами и профессией школьной психологии.

Поиск по теме

Психическое и поведенческое здоровье

  • Комплексные школьные службы психического и поведенческого здоровья и школьные психологи

    Поделитесь этим ресурсом с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы рассказать о широте своих навыков на всех уровнях и о важности улучшения кадрового соотношения.

  • Как лица, осуществляющие уход, могут повысить устойчивость (PDF)

    Невзгоды — естественная часть жизни. В какой-то момент мы все сталкиваемся с трудностями, такими как семейные проблемы, серьезная болезнь, широко распространенное заболевание, личный кризис или болезненная утрата. Быть устойчивым важно для успешного решения жизненных проблем.

Посмотреть больше

Школьная безопасность и кризис

  • Предотвращение системного уровня

    Эти ресурсы были созданы, чтобы помочь школам и школьным округам внедрить комплексную и учитывающую культурные особенности школьную политику в области безопасности и климата.

  • Ресурсы о школьном насилии

    Эти ресурсы были разработаны, чтобы помочь преподавателям и администраторам помочь учащимся и семьям справиться с издевательствами и насилием в школе.

  • Ресурсы по психическому здоровью

    Эти ресурсы были разработаны, чтобы помочь преподавателям удовлетворить потребности школьного сообщества в области психического здоровья.

Посмотреть больше

Специальное образование

  • Соответствие требованиям SLD — политика и практические рекомендации

    На этой странице освещаются практики на уровне школ и политические соображения для штатов и школьных округов, направленные на поощрение выборочного использования данных когнитивных оценок при оценке для специального образования в связи с подозрением на конкретную неспособность к обучению.

Посмотреть больше

Разнообразие и социальная справедливость

  • Социальная справедливость

    NASP разработала и определила ресурсы, чтобы помочь школам и семьям участвовать в конструктивном диалоге и действиях в отношении социальной справедливости, которые влияют на обучение и благополучие детей, включая вопросы бедности, расы, привилегий, насилия и экономической изоляции.

  • Культурная компетентность

    NASP продвигает культурную компетентность во всех областях предоставления школьных психологических услуг.

  • ЛГБТК-молодежь

    NASP предлагает множество ресурсов о потребностях молодежи ЛГБТК и о том, как сделать школы позитивной и безопасной средой.

Посмотреть больше

Школьная психология

  • Нехватка школьной психологии: справочник ресурсов

    Нехватка школьной психологии, как и нехватка других смежных профессий, может значительно снизить доступность высококачественных услуг для учащихся, семей и школ.

  • Соображения по контрактным услугам в школьной психологии

    Этот документ определяет и описывает контрактные услуги в области школьной психологии, а также определяет различные соображения для работодателей и практиков.

  • Ресурсы лидера

    На этой странице представлены избранные ресурсы и освещаются недавно выпущенные ресурсы для лиц, заинтересованных в развитии и использовании возможностей лидерства на местном, государственном и национальном уровнях; и он предназначен для помощи в работе лицам, занимающим формальные руководящие должности на уровне ассоциации штатов.

Посмотреть больше

Психологические ресурсы АПА

Этот набор баз данных, созданный Американской психологической ассоциацией (APA), предоставляет исследователям непревзойденную коллекцию индексации и богатого полнотекстового контента, охватывающего весь спектр психологии и смежных областей.

APA PsycInfo

Эта база данных является крупнейшим в мире ресурсом, посвященным рецензируемой литературе по поведенческим наукам и психическому здоровью. Произведенный Американской психологической ассоциацией, он является незаменимым инструментом для открытия глобальных научных исследований.

APA PsycArticles

Погрузитесь в науку о психологии и поведении с помощью APA PsycArticles, базы данных полнотекстовых рецензируемых статей, опубликованных Американской психологической ассоциацией и аффилированными журналами.

APA PsycBooks

Важная по объему и глубине база данных предлагает наиболее актуальную и единственную полную коллекцию полнотекстовых научных и профессиональных книг, опубликованных Американской психологической ассоциацией (APA). Предлагая путь эволюции психологической мысли, он дает студентам, исследователям и преподавателям доступ к высококачественным публикациям по психологии и смежным областям.

APA PsycTests

Эта база данных является авторитетным источником структурированной информации о тестах, представляющих интерес для различных областей. Созданный Американской психологической ассоциацией, он предоставляет доступ к тысячам актуальных тестовых инструментов, большинство из которых доступны для немедленной загрузки и использования в обучении и исследованиях.

APA PsycExtra

Эта высококачественная база данных, созданная Американской психологической ассоциацией, позволяет исследователям поведения выйти за рамки традиционных рецензируемых материалов. Он сочетает библиографические записи с уникальными полнотекстовыми материалами, предлагая презентации конференций, информационные бюллетени, отчеты, информационные бюллетени, журналы, монографии и многое другое.

APA PsycTherapy

Эта база данных предлагает незаписанные потоковые демонстрационные видеоролики для обучения и изучения методов психотерапии. Разработанный Американской психологической ассоциацией, APA PsycTherapy охватывает аутентичные сеансы терапии и ориентирован на выпускников и аспирантов.

Исследователи во всех дисциплинах найдут ценность в ресурсах APA , поскольку их глубина содержания выходит далеко за рамки наук о поведении и включает медицину, бизнес, философию и многое другое.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts