Психология родители и дети: рекомендации специалистов по отношениям в семье

педагог – родитель, ребенок – взрослый – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)


Большой детский фестиваль KIDS FEST проходит 26 по 30 августа в Москве на ВДНХ. Отдельное внимание зрителей заслужил круглый стол «Родительский университет» с участием специалистов и представителей ГК «Просвещение», посвященный участию родителей в воспитании ребенка, их «вмешательству» в учебный и воспитательный процессы и новым типам взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Особым гостем мероприятия стала психолог Елена Юдина, специалист по педагогической и возрастной психологии, эксперт по дошкольному образованию, которая рассказала о психологии взаимоотношений педагогов и родителей и «нововведениях», привнесенных пандемией.

Чего хотят родители?

В подавляющем большинстве родители на вопрос «чего вы хотите для своего ребенка?» отвечают: «хотим, чтобы ребенку в дальнейшем было хорошо». Педагоги называют это «успешность» — не только в настоящий момент, но и в будущем.

Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что эта тема не совсем простая, так как успешность бывает двух видов:

  1. Успех реализуемого дела (содержательная успешность). Когда условия складываются таким образом, что ты не чувствуешь себя неудачником. Это важно для всех людей, но для детей — особенно важно.
  2. Социальная успешность, продвижение по карьерной лестнице, статус.

При идеальном раскладе обе позиции друг друга поддерживают. Но в реальности они довольно часто конфликтуют. Именно здесь заложена одна из точек конфликта родителя и педагога.

Остановитесь на минутку, задайте себе вопрос: «Спрашиваю ли я ребенка, чего он хочет?»

Многие родители рисуют себе совершенно устойчивую картину-желание: «Вот сейчас у моего ребенка будет успешный период в детском саду, потом суперуспешный в школе, еще более потрясающий в вузе, а затем.

.. он станет президентом Российской Федерации». Сколько в России одномоментно может быть президентов? Успешных актеров? Если есть такие ожидания у родителей, дети, особенно маленькие, считывают это мгновенно. Зачем же программировать ребенка на неудачу?

«Есть люди, которым социальная успешность не нужна вообще. Поэтому важно спросить ребенка, чего хочет он сам».

Нам всем очень важно, чтобы ребенок был лучше. И в это, наверное, непросто поверить, но ребенку достаточно, чтобы он был лучшим для нас самих — для его родителей. Это не история про конкуренцию, где кто-то лучше, а кто-то хуже других, это, скорее, про базовые семейные ценности.

Когда у вас есть стремление продвинуться в каком-то деле, важно при этом сохранять дружелюбные отношения с теми, кто идет рядом, важно помнить о слаженной командной работе. Если ребенок это понимает, то он спокойно относится к тому, что в какой-то момент немного сдал.

Он понимает и чувствует, что его поддержат, и что у него есть все шансы восстановить свои силы.

В наше время появился новый тип лидерства — так называемое распределенное лидерство. Самый крутой лидер — не тот, кто стоит выше всех, а тот, кто готов отступить назад, потому что он видит свою команду изнутри и знает потенциал каждого ее участника.

Исследование предпочтений родителей относительно задач дошкольного образования, которое проводится с 2011 года, не первый сезон свидетельствует о том, что многие родители требуют, чтобы детей готовили к школе. При этом педагоги понимают, что это неправильно.

«Психологический комфорт, по мнению родителей, всегда стоит во главе угла. А вот игру, например, родители стабильно оставляют на последнем месте. Почему? Ведь без игры ребенок не может жить. Игровая деятельность — это тот контекст, в котором дети развиваются. Вообще, если вы хотите, чтобы ребенку было интересно, упаковывайте любое занятие в игру».

 

На третьем месте — общение. А что же на втором? Безопасность. И кстати, год за годом мы наблюдаем, как падает динамика важности школьной подготовки. Но вернемся к безопасности. Каждый родитель понимает под этим определением что-то свое, но чаще всего — условия, которые обеспечивают жизнь и здоровье ребенка, предотвращение чьего-то дурного влияния, то есть проявление некой самостоятельности в собственной безопасности. Но ведь безопасность — это витальная потребность каждого человека. И тут важно научить детей не травмироваться, суметь объяснить базовые понятия безопасного поведения, а не отгораживать их от всего, завернув в пупырчатую пленку.

«Не запугивайте ребенка. Дети, которые не способны пойти на риск, в будущем не смогут справляться с новой деятельностью, каждый новый шаг для них будет сопровождаться психологическим дискомфортом».   

Неопределенность, эпидемия и новые тренды

Мы живем в век неопределенности. Горизонт планирования придвинулся на час, в лучшем случае — на час или на два, при везении — на неделю. В этой ситуации неуверенности и непонимания, каким будет завтрашний день, появляется тренд в современном образовании — изменение традиционной модели отношений между взрослыми и детьми. Мы не можем дать детям уверенность и четкое знание, а вот они, наоборот, могут посоветовать действия на два шага вперед.

В итоге родители перестают воспринимать школу как камеру хранения, начинают осознавать ответственность за развитие детей, хотят быть причастными к их воспитанию. Так появляются ассоциации родителей, нарушения «границ» детского сада и т.д. А педагоги становятся субъектами собственной деятельности: они серьезно озабочены своим профессиональным развитием — и не только развитием, относящимся к карьере.

«Мы движемся к полной перестройке образования. Пандемия еще больше подсветила эту историю, обострила тренды. Новая школа будет перестроена по всем фронтам: институционально и по задачам».   

Семья постепенно перестает делегировать образование своих детей государству. Отсюда все больше семей, которые хотят выбирать школу или сад, педагога, программу. По этой же причине появляются частные и негосударственные учебные форматы, вторжение семьи в работу образовательных организаций.

Но сама образовательная организация обычно закрывается от таких вторжений. Есть позиция: «мы профессионалы, а вы в образовании некомпетентны, дайте нам работать». Безусловно, у них есть своя правда, но игнорировать право родителей на участие в жизни своего ребенка нельзя. Ошибки родителей — не причина «изымать» их из воспитательного процесса.

Есть формулировка «семья — наш заказчик», отсюда идет позиция «клиент всегда прав», но это не совсем так.

Мы хотим, чтобы детский сад полностью открылся родителям. Что это значит? Что родители сами, своими ногами, придут в группу детского сада. Вступая в партнерские отношения с ними, педагоги получат ресурсы, которые по объему ни в какое сравнение не идут с риском присутствия кого-то третьего на вашем открытом уроке.

Пандемия выделила эти тренды, показав, к чему приводит необходимость коммуникации по новым правилам.

Исследования влияния эпидемии на образовательный процесс и коммуникацию показали, что теперь «заставлять» и «увещевать» приходилось родителям. Это привело к смещению ролей. Навязанная родителям роль надзирателя привела к тому, что те заявили: «Вы нам портите отношения с ребенком». Учителя, в свою очередь, смогли наглядно показать, каково это — быть «надзирателями». Ведь насилие как один из главных элементов образования у нас не было проблематизировано ни одной стороной — ни школой, ни семьей.

Но из этой кризисной ситуации есть и положительные исходы, ведь не только школа пришла в семью, но и семья — в школу. Родители смогли увидеть, что происходит в классе. Если, конечно, им этого хотелось. Взрослые ведь могут буквально «выйти из комнаты». Как мы говорили в самом начале, родители хотят быть ответственными, участвовать в процессе, и теперь у них появилась возможность проникнуть в него.

Родители — это еще и очень мощный ресурс, защита педагогов перед администрацией, когда вам трудно разруливать свои конфликты с начальством, когда вас не слышат. Главное — наладить это тройственное взаимодействие. Для этого школе и детским садам надо выяснить, чего на самом деле хотят мамы и папы.

Может показаться, что поправки в законе об образовании, касающиеся воспитания детей, это перебрасывание ответственности за воспитательный процесс то на учителей, то, наоборот, на родителей. Но в реальности эта проблема сильно преувеличена. Сложности, которые действительно существуют, вполне разрешимы.

«Если мы делаем какое-то заключение, оно зависит не только от окружающей нас реальности, но и от наших установок — того, что мы склонны замечать, а что — игнорировать. Так и с родителями — они не проявятся, если педагоги не создадут для этого условия. Ведь многие взрослые готовы принимать участие в школьной жизни детей, но пока в силу неопытности просто не представляют, с чего начать.

И это абсолютно нормальная ситуация».



Популярные темы или психология для родителей

 

Детские страхи.

Каждому из нас приходилось сталкиваться со страхом. Иногда он разумен и вполне обоснован (мы стоим на краю обрыва и боимся упасть вниз; мы стоим на тротуаре, готовимся перейти через дорогу, а мимо проносятся машины, и мы боимся, что могут сбить), а иногда и не очень разумен (мы боимся, что нас укусит мышь, или осудят коллеги по работе за не слишком модный пиджак). В любом случае, переживание страха не слишком-то приятное чувство. Иногда оно достигает такой степени, что буквально парализует человека, заставляет его забывать все на свете и совершать какие-то опрометчивые или даже откровенно глупые поступки.

Еще сложнее детям. У них не так много знаний, чем у взрослых, и они не умеют так рассуждать и управлять своими чувствами. Именно поэтому страх – одно из самых неприятных детских переживаний (вспомните хотя бы свое детство).

Существуют разные мнения по поводу того, откуда берутся страхи, как конкретно они возникают. Вот одна из достаточно обоснованных теорий.

У каждого человека есть врожденный инстинкт самосохранения. Именно он заставляет нас бояться всего неизвестного и неожиданного – резких звуков или вспышек света, незнакомых людей или неизвестных механизмов, страх оказаться в одиночестве или беспомощности и так далее. Другим источником страха часто становится боль. Пережитая когда-то боль заставляет нас бояться огня, острых предметов, высоты, зубных врачей и так далее. Кроме перечисленных источников страха, есть еще и специфические детские переживания, связанные с возрастом. Так известный детский психотерапевт В.И.Гарбузов напоминает, что дети одушевляют природу. И в сказках для ребенка животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любят и ненавидят, благодарят и наказывают. Отсюда страхи темноты, леса, волка, сказочных персонажей.
И все же, по мнению В.И. Гарбузова, основные причины страхов у детей — неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов. Ключ к пониманию этого явления в вопросах ребенка. Он спрашивает до двух лет «что это?» и «кто это?» не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До двух лет основные страхи — страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными. С двух до трех лет ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и «когда?». Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т.д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). С вопросом «почему?» от трех до четырех лет приходят страх последствий поступков, а с этим и страх наказания. Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх естественен, он побуждает задавать вопрос «почему?», чтобы узнать о еще неизвестном.
К пяти годам ребенок выходит на вопрос «что будет?» и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: «А я не умру?», «А ты, мама, не умрешь?» Страх смерти естественен. Инстинкт самосохранения — инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. Этот страх — корень всех страхов. Ребенок может бояться бабы-яги, волка и «чужого дяди», бояться тысячи объектов, иметь десятки различных страхов, но за этим одно — страх смерти. Поэтому борьба со страхами — борьба со страхом смерти.

В.И. Гарбузов прослеживает отчетливую связь детских страхов с развитием у детей ориентации и познания. Он утверждает, что полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность — профилактика детских страхов. Иными словами, чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие — по недомыслию. Ребенок с полноценными умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Не получая удовлетворительного ответа на постепенно углубляющиеся свои вопросы, он отвечает на них сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще некоторые родители и пугают, читая страшные сказки, выделяя интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл.

Теперь поговорим подробнее о страхах, характерных для младших школьников.

Один из ведущих в нашей стране специалистов по детским неврозам и страхам, психотерапевт А.И.Захаров на основании своих исследований указывает, что страх в младшем школьном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности. Конечно, страх несоответствия — удел не каждого школьника. Многое зависит от установок родителей и учителей. Можно легко «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но он ослаблен еще и окружающими людьми.

Имеет место задержка развития чувства ответственности и в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха «быть не тем» будет страх опоздания в школу, то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко — социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно

привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми — им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.
Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии — природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление — склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся.

Как же обеспечить профилактику страхов, а если они все-таки уже возникли, помочь ребенку справиться с ними?

Вот несколько соображений на этот счет.

 

  1. Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания: ни дядей, ни волком, ни лесом, ни врачами, ни природными катастрофами, ни чем-либо еще. Послушания добиться, возможно, удастся, но возникнут и некоторые последствия — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
  2. Никогда не следует стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно. Ведь теперь ребенок чувствует себя один на один со своим страхом, он не может (стыдится) обратиться к вам за помощью, а значит должен переживать в одиночестве. А в итоге – опять-таки самые многообразные невротические нарушения.
  3. Ребенка никогда не нужно оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Если возникает необходимость помещения в новую, незнакомую обстановку (например, в больницу), ребенок должен иметь возможность исследовать неизвестное рядом с близким взрослым (хотя бы первые несколько часов). Еще раз хотелось бы обратить внимание – ребенок, вынужденный познавать новое самостоятельно (без родителя или другого близкого взрослого), увы, не избежит возникновения множества страхов. Родителям не стоит забывать об этом.
  4. Конечно, если ребенок слишком впечатлителен, отвечая на его вопросы и, вообще, предоставляя любую информацию, нужно соблюдать осторожность. Например, рассказывая о правилах дорожного движения, лучше избежать красочного расписывания последствий всевозможных аварий. А, покупая видеодиски с мультфильмами или фильмами (да и просто, включая телевизор), есть смысл применять «родительскую цензуру», чтобы нередкие сегодня видеокровопролития и прочие ужасы не стали причиной ночных кошмаров и энуреза у ребенка.
  5. Перед ситуациями, которые могут спровоцировать страхи и стресс у ребенка можно выполнить дыхательное упражнение (его может провести учитель или кто-либо из родителей; далее приводится на примере подготовки к контрольной работе).

    Упражнение. Как избавиться от страха перед контрольной работой (Возраст: 8 –10 лет)
    1. Глубоко вдохни и выдохни.
    2. Скажи себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
    3. Если ты чувствуешь, что волнуешься во время контрольной, или начинаешь запугивать себя, ещё раз хорошо вдохни и выдохни напряжение.

Учитель или школьный психолог могут для профилактики детских страхов воспользоваться «методом

  1. отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все «пугающие» моменты должны быть доведены до крайней степени («так чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.
  2. Ну и, конечно, наиболее эффективное средство профилактики и «лечения» детских страхов – атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье. Наверное, нет смысла повторять, что хотя, увы, не всем, по разным причинам, удается создать такую атмосферу и поддерживать, все же приложить все силы для того, чтобы она сложилась – долг каждого родителя.

Учимся строить диалог с ребёнком

Феоктистова Т. Г.

Очень важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение родителей спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут спокойно и четко объяснить ребенку, чего они от него хотят, т.е. озвучить ему свои ожидания. При этом они бесконечно его ругают, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (или ей) надо быть.

Умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком — это еще один важный момент педагогического искусства родителя. «Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — А если ребенок доложен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли интерес: ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю… Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь. .. А если родители говорили бы (что просто правда): «Я не понимаю, ты мне объясни, очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы».

Но как создать хорошую основу для диалога?

Прежде всего стать спокойным и уверенным. Сегодня многие родители выглядят подавленными, потерявшими надежду, бессильными. Их поведение зачастую колеблется между властным принуждением, с помощью которого они пытаются «принять меры», и бездеятельной вседозволенностью «демократов», боящихся ограничить «свободу ребенка». Чтобы достичь спокойствия и уверенности, нужно следующее:

• вспомнить, что вы отвечаете за воспитание, ваш долг — передать свои жизненные принципы и ценности детям;

• постараться обрести веру в себя. Поймите, что любые крайности родительского воспитания (нервный крик, пассивность) происходят от неуверенности в себе, в своих родительских полномочиях;

• не требуйте от себя невозможного, помните, что ваш сын (дочь -самостоятельная личность, на которую невозможно повлиять, если утеряна доверительность отношений.


Быть последовательным в отношениях с детьми. Многие думают, что добьются доверия и любви детей только если будут вести себя с ними «по-дружески». Стать Для ребенка другом в какой-то степени, несомненно, хорошо, но следует понимать, что ваша «приятельская» позиция может позволять ему время от времени выходить за рамки «можно» и «нельзя» в ваших отношениях. Приятельские отношения становятся опасными в случаях, когда:

• родитель забывает о своей роли воспитателя, которая держится на авторитете;

• поведение родителя по отношению к ребенку становится двусмысленным, нерешительным, непоследовательным, а иногда и детским (мстительность, безответственность, поведение по принципу «назло»).

Твердость и последовательность — очень важные родительские качества, приносящие спокойствие, ясность мысли. Быть с детьми твердыми вовсе не означает быть грубыми. Просто человек с детства должен привыкать к тому, что в этом мире есть определенные границы и правила, с которыми нужно считаться.

Обучить ребенка ответственности и самостоятельности. Этого можно достичь следующим образом:

• предлагать понятные и четкие правила: «Делай так, а так не делай», постепенно перекладывая ответственность за исполнение этих правил на самого ребенка;

• допускать возможность несогласия со стороны ребенка, если при этом он выражает его уважительно по отношению к родителю;

• не выполнять за него дела, за которые он лично ответственен;

• позволять ребенку действовать самостоятельно, экспериментировать, но при этом он должен отвечать за последствия своих решений и исправлять ошибки;

• помочь ему раскрыть свои сильные стороны.

Говоря об ошибках и слабых сторонах ребенка, не делать далеко идущих выводов, не оскорблять его личность. Человек и его поступок — не одно и то же! Скажите сыну (дочери) о своем недовольстве конкретным поступком, но не обобщайте поступок до личностного уровня, не переходите на оскорбление личности ребенка. Например, не называйте его тупицей за двойку, за запах пива — не пророчьте «алкоголизм». Девочку, которую впервые вечером заметили в компании мальчиков, не называйте тем словом, которым некоторые любящие мамы ругают в подобных случаях своих дочек.

Не используйте в общении с ребенком иронию и сарказм.

Не унижайте ребенка перед другими людьми, не рассказывайте другим о его ошибках.

Никогда-никогда-никогда не переходите на уровень личных оскорблений!

А теперь — действуйте! Найдите наиболее благоприятное для вас и вашего сына (или дочери) время и обсудите с ним то, что волнует вас. Расскажите о своих чувствах по поводу расстроившей вас ситуации, ни в коем случае не утверждая, что именно таково положение вещей на самом деле. Когда ваш собеседник говорит — внимательно слушайте, не перебивайте, постарайтесь его понять. Главная задача подобного диалога — найти компромиссное решение, научить ребенка переходить на взаимоприемлемую позицию.

 

психологических исследовательских групп | Институт родителей и детей (PCI)

Моудер, Б.А., Бойл, М. , Хиллегас, К., и Пилчик, Дж. (2021). Конференция по воспитанию детей и психологии в глобальной среде 2021 года. Конференция запланирована на 12 ноября 2021 года при поддержке Университета Пейс в Нью-Йорке, Центра глобальной психологии колледжа Дайсон и Института родителей и детей (PCI) Университета Пейс.

Маудер, Б.А. (2021). Председатель симпозиума: Исследования воспитания: рассмотрение междисциплинарной природы родительства. Предложение принято для презентации на ежегодной конференции APA в августе 2021 года.

Маудер, Б.А. и Крочек, Р. (2021). Руководство по теории родителей, психометрической оценке и работе с родителями (WWPM) . Предложение принято APA в рамках симпозиума: Исследование воспитания: рассмотрение междисциплинарной природы родительства.

Моудер, Б.А., Нервен, Р., Бойл, М., Якампо, А., Ким, К., и Крочек, Р. (2021). Руководство по работе с родителями (WWPM): изменено на время COVID-19 . Постерное предложение принято в APA, Отдел 16 для презентации на ежегодной конференции APA в августе 2021 года.

Маудер, Б.А. и Нервен, Р. (2019). Неблагоприятный опыт детства (ACE), важность родительского поведения и устойчивость . Документ представлен на 14-й Международной конференции по детской и подростковой психопатологии. Лондон, Англия, июль.

Моудер Б.А., Крочек Р., Нервен Р., Ольшевски Л., Рубинсон Ф. и Асар С. (2019). Председатель симпозиума по текущим взглядам на воспитание детей. 14-я Международная конференция по детской и подростковой психопатологии. Лондон, Англия, июль.

Моудер Б.А., Крочек Р. и Нервен Р. (2018). Разнообразие взглядов профессионалов на уровни важности родительского поведения . Постер представлен на 13-й Международной конференции по детской и подростковой психопатологии. Кучинг, Борнео, август.

Маудер, Б.А. (2018). Вопросы воспитания и психического здоровья детей и молодежи . Часть презентации симпозиума на 13-й Международной конференции по детской и подростковой психопатологии. Кучинг, Борнео, август.

Шарки, Дж.М., Соссин, К.М., и Моудер, Б.А. (2016). Эмоциональная доступность, родительская роль, материнская личность и темперамент младенца: факторы, влияющие на диаду мать/младенец . Плакат представлен на ежегодном собрании Конгресса Всемирной ассоциации детского психического здоровья. Июнь, Прага, Чехия.

Маудер, Б.А. (2016). Воспитание детей: основные и сложные современные проблемы . Приглашенная презентация в Комитете ООН по проблемам семьи и образования, февраль, Нью-Йорк.

Моудер Б.А., Крочек Р., Ольшевский Л., Блэкман А., Ретан Дж. и Хилл А.М. (2015). Школьные психологи, работающие с родителями . Симпозиум представлен на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, август, Торонто.

Ольшевский, Л., Асар, С., Богач, А., и Блэкман, А. (2014). Измерение экранного времени: разработка опросника экранного времени . Плакат принят на ежегодное собрание Национальной ассоциации школьных психологов. Февраль, Вашингтон, округ Колумбия,

Маудер, Б.А. (2014). Исследование родителей . Презентация на ежегодном собрании Национальной ассоциации психологов, Бхопал, Индия.

Маудер, Б.А. (2014). Проблемы исследования . Презентация на ежегодном собрании Национальной ассоциации психологов, Бхопал, Индия.

Моудер, Б.А., Крочек, Р., Ольшевски, Л., Джаннит, С., и Зенг, Т. (2014). Симпозиум: Теория развития родителей и связанные с ней исследования, меры и современные проблемы . Симпозиум представлен на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации в августе, Вашингтон, округ Колумбия Л. и Цзэн Т. (2014). Симпозиум: Современные теории воспитания, меры и проблемы для школьных психологов . Презентация на ежегодном собрании Национальной ассоциации школьных психологов 2014 г., Вашингтон, округ Колумбия

Моудер, Б.А. и Крочек, Р. (2014). Родительско-профессиональное партнерство: пути и средства для воспитателей дошкольного образования для помощи родителям. Презентация на конференции Young Child Expo, Лос-Ниньос, апрель, Нью-Йорк.

Крочек Р. и Моудер Б.А. (2014). Этническая принадлежность и PBIQ-R . Постер представлен на заседании Национальной ассоциации школьных психологов. Февраль, Вашингтон, округ Колумбия

Зенг, Т., Моудер, Б.А., и Крочек, Р. (2013). Воспринимаемое поздними подростками родительское поведение, личностная адаптация и характеристики эмоциональных симптомов.  Плакат представлен в 53-м отделении Американской психологической ассоциации.

Крочек, Р., Моудер, Б.А., и Зенг, Т. (2013). Поведение родителей и характеристики социально-эмоционального и адаптивного поведения детей . Плакат представлен в 16-м отделении Американской психологической ассоциации.

Моудер Б.А., Крочек Р., Асар С., Блэкман А., Богач А., Жаннит С., Ольшевски Л. и Зенг Т. (2013). Работа с родителями: история, современные теории, психометрические показатели и современные проблемы.  Плакат, представленный на собрании Терапии взаимодействия родителей и детей (PCIT) в 2013 году, проходившем в Бостоне, Массачусетс.

Шамах, Р., Моудер, Б.А., Зенг, Т., и Асар, С. (2012). Различия в воспитании детей психиатрической и общей выборки. Презентация на 7-й Международной конференции по детской и подростковой психопатологии. Университет Рохэмптона, Англия.

Моудер, Б.А., Шамах, Р., Зенг, Т., Жаннит, С., и Ольшевски, Л. (2012). Сравнение мер воспитания для школьных психологов . Плакат представлен на ежегодной конференции Национальной ассоциации школьных психологов 2012 года, Филадельфия, Пенсильвания.

Маудер, Б.А. (2012). За пределами связи: что профессионалы могут предложить родителям маленьких детей . Презентация в рамках симпозиума на осеннем собрании Ассоциации психологов раннего детства и младенчества. Университет Пейс-Нью-Йорк.

Маудер, Б.А. (2012). Оценка воспитания: важность с точки зрения детской и подростковой психопатологии . Доклад на 7-й Международной конференции по детской и подростковой психопатологии. Университет Рохэмптона, Англия.

Моудер, Б.А., Шама, Р., Зенг, Т., Жаннит, С., и Ольшевски, Л. (2012). Сравнение мер воспитания для школьных психологов . Плакат представлен на ежегодной конференции Национальной ассоциации школьных психологов 2012 года, Филадельфия, Пенсильвания.

Моудер, Б.А., Зенг, Т., Шамах, Р., Джаннит, С., Цейович, Р., и Стаут, К. (2011). Представления поздних подростков о воспитании детей . Постерная презентация на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, Отдел 16, Вашингтон, округ Колумбия

Моудер, Б.А., Зенг, Т., и Шамах, Р. (2011). Сравнение представлений поздних подростков и специалистов о воспитании детей . Постерная презентация на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, подразделение 53, Вашингтон, округ Колумбия,

Моудер, Б.А., Ясик, А.Е., и Фернандес, М. (2010 г., февраль). Комбинированное комплексное обучение психологии младенческого и раннего детства . Презентация на заседании Консорциума комбинированных и интегрированных докторских программ по психологии, Орландо, Флорида.

Моудер, Б.А., Рубинсон, Ф., и Ясик, А.Е. (2010, февраль). Обучение младенцев и детей младшего возраста . Постерная презентация на собрании Ассоциации центров постдокторской и стажировки в области психологии, Орландо, Флорида.

Маудер, Б.А. (2009, декабрь). Родительская теория: исследования и доказательная практика . Приглашенная презентация в Нью-Йоркской академии наук, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Маудер, Б.А. (2009, ноябрь). Оценка и вмешательство родителей . Приглашенная презентация для Ассоциации психологов раннего детства и младенцев, Нью-Йорк, Нью-Йорк.

Моудер, Б.А., Шамах, Р., и Зенг, Т. (2009 г., август). Поведение родителей, связанное с уровнями развития детей . Постерная презентация принята на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации, Торонто, Канада.

Позитивная психология и воспитание детей — Академия Предгорья

«Если позитивная психология нас чему-то и учит, так это тому, что все мы являемся смесью сильных и слабых сторон. Ни у кого нет всего, и ни у кого всего этого нет». Кристофер Петерсон

Что такое позитивная психология?

Позитивный психолог y — это теория, в значительной степени приписываемая психологу по имени Мартин Селигман. В широком смысле это включает в себя научное исследование мыслей, чувств и поведения, которые подчеркивают сильные стороны , а не слабости, и поиск способов оптимизации нашего психического здоровья. Селигман включает в свою теорию пять ключевых факторов, в том числе:

  • положительные эмоции,
  • помолвка,
  • отношения,
  • означает, а
  • достижение.

Исследования показали, что включение этих факторов в нашу повседневную жизнь может быть особенно эффективным для повышения устойчивости и улучшения результатов психологической адаптации. Несколько исследователей рассмотрели вопрос о том, как применить эти концепции к нашим повседневным родительским взаимоотношениям.

Что такое

Позитивное воспитание ?

Не секрет, что то, как мы общаемся с нашими детьми, влияет на их благополучие. Независимо от того, какой «стиль» или опыт воспитания руководит вашими родительскими решениями, в целом можно согласиться с одним: мы все хотим лучшего для наших детей . Можно легко выработать привычку сосредотачиваться на слабых сторонах или нуждах. Иногда мы чувствуем, что наша ответственность как родителей состоит в том, чтобы помочь нашим детям исправить их слабости. Мы предполагаем, что их сильные стороны или положительные качества «позаботятся о себе сами». Однако позитивная психология говорит нам, что положительные черты так же важны, как и отрицательные, и на них также следует обращать внимание и развивать. Когда принципы позитивной психологии включаются в практику воспитания, это называется Позитивное воспитание . Проще говоря, Позитивное воспитание фокусируется на том, чтобы b выявить лучшее в наших детях, сосредоточив внимание на их сильных сторонах. Вместо того, чтобы активно пытаться предотвратить негативное поведение, он делает упор на распознавание и поощрение позитивного поведения. Однако, чтобы быть ясным, теория не предполагает, что слабые стороны не должны поддерживаться или устраняться, а скорее, что мы можем создать лучший баланс между родителями, сосредоточив усилия на сильных сторонах (а также на областях, которые нам необходимо поддерживать). Важно понимать, что это не будет универсальным подходом, и для достижения правильного баланса для вашей семьи может потребоваться время.

Позитивное воспитание включает в себя процесс выявления сильной стороны нашего ребенка, наименования, а затем восхваления этой силы. Похвала побуждает их повторять поведение, связанное с силой, и в конечном итоге усиливать ее. Родителям рекомендуется поддерживать своего ребенка посредством образовательных и внеклассных занятий, которые дают им возможность интегрироваться и развивать свои сильные стороны. Исследования показали, что акцент на сильных сторонах коррелирует с удовлетворенностью жизнью и благополучием ребенка. Это также связано с множеством положительных эмоций, таких как любовь, благодарность, надежда и наслаждение. Позитивное воспитание также может быть полезным для всей семьи, поскольку оно способствует сближению родителей и детей.

Как я могу быть хорошим родителем?

Позитивное воспитание может осуществляться разными способами:

  • через построение отношений,
  • здоровое общение и
  • положительно подкрепляет те виды поведения, которые мы хотим видеть.

Исследователи, врачи и родители разработали и обсудили множество способов включения этих методов в наши родительские взаимодействия. Вот некоторые из них:

  • Поймай своих детей хорошими! Иногда положительное поведение упускается из виду, потому что мы «ожидаем», что оно произойдет. Однако, чем больше мы можем вербализовать и поощрять желаемое поведение, тем больше вероятность того, что оно будет происходить со временем. Например, остановка, чтобы понять завершение простой задачи в течение напряженного утра, может иметь большое значение (например, «Вау! Спасибо, что сразу же надели обувь, это было так полезно»).
  • Проверка эмоциональных реакций (хороших и плохих) . Когда наши дети испытывают сильные эмоции, присутствие рядом, чтобы подтвердить их чувства, может иметь большое значение для установления связей в наших отношениях. Считаем ли мы эмоцию «рациональной» или нет, можно обсудить в другой раз. Однако самое главное в данный момент – признать их опыт и чувства и поддержать их в этом.
  • Установите четкие, последовательные и справедливые границы и ожидания. Позитивное воспитание не означает игнорирования «плохого поведения» или поведения так, как будто это нормально. Обсудите в семье соответствующие возрасту ожидания и составьте планы семейных правил и разумных последствий, которые откроют линии связи и сохранят последовательность.
  • Берегите себя! Когда у нас как у родителей есть время позаботиться о себе, мы не только моделируем для наших детей здоровые стратегии выживания. Это также дает нам время, необходимое для перезагрузки и присутствия для нашей семьи.

Позитивное воспитание моего ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) и/или нарушениями обучаемости (LD)

Несмотря на то, что у нас могут быть самые лучшие намерения, нет сомнений в том, что воспитание – это сложно. Воспитание детей с нарушениями развития нервной системы создает дополнительные проблемы на нашем пути. Есть сложные взаимодействия между биологическими, эмоциональными, социальными и поведенческими факторами. Дети и подростки с ЛД и СДВГ более уязвимы для проблем с психическим здоровьем. Они также более чувствительны к качеству отношений между родителями и подростками. Некоторые исследователи предполагают, что позитивное родительское поведение предлагает важные защитные факторы для этих детей. Они также могут оказывать влияние на подростковое одиночество и самооценку. Когда мы хвалим нашего ребенка, в его мозгу высвобождается нейромедиатор дофамин. Дофамин участвует в регулировании эмоциональных реакций и совершении действий для получения определенных вознаграждений. Также обнаружено, что у людей с СДВГ он находится на более низком уровне. Один эксперт в этой области предполагает, что к десяти годам дети с СДВГ могут получить примерно на 20 000 корректирующих или негативных комментариев больше, чем их одноклассники без СДВГ! Таким образом, делать все возможное для поощрения и улучшения позитивных методов воспитания, основанных на сильных сторонах, должно быть в центре внимания этих людей.

Некоторые стратегии, которые помогут вашему ребенку с СДВГ или LD развить свои силы и повысить уровень дофамина, включают:

  • C отметить тот факт, что мозг у всех работает по-разному и что у всех нас есть свои сильные и слабые стороны. Попросите ребенка подумать о своих сильных сторонах и о том, как они могут использовать эти сильные стороны для поддержки других сфер своей жизни.
  • Хвалите усилия, а не результаты . Подчеркивание ценности «стараться изо всех сил» важнее, чем узнавать, когда они получают правильный или неправильный ответ. Например, после того, как вы с трудом справились с трудным чтением, вы можете сказать: «Мне очень нравится, как усердно вы работаете над этим трудным чтением! Я вижу, вы изо всех сил пытаетесь произнести эти каверзные слова!» Или, если ваш подросток долгое время усердно занимался, скажите: «Я так горжусь тем, что ты сегодня так усердно занимаешься!» Эта «похвала за процесс» помогает детям развивать мышление роста.
  • Используйте похвалу с умом! Если вы хотите, чтобы ваша похвала оставалась значимой, убедитесь, что она подлинная и конкретная. Постоянное излияние может показаться неискренним и скрыть настоящие сильные стороны вашего ребенка, поскольку у него нет особых талантов или характеристик, которые бы выделялись среди остальных.
  • Найдите время, чтобы ваш ребенок блистал! Дети с LD тратят много времени, работая над задачами, которые могут быть особенно утомительными или трудными для них. Позволив вашему ребенку добиться успеха, вы повысите его уверенность в себе и разовьете свои сильные стороны, которые могут быть за рамками академических занятий. Может быть, ваш ребенок художник, или у него «зеленый палец», или, возможно, он разрабатывает лучший в мире рецепт печенья с шоколадной крошкой! Найдите для них способы получать удовольствие от деятельности, которая регулярно порождает чувство удовлетворения и успеха.

Подводя итог, можно сказать, что позитивная психология — это область психологии, которая делает акцент на сильных сторонах, а не на слабых. Это может быть включено в наши методы воспитания разными способами. Дети с СДВГ и LD могут быть особенно уязвимы к негативным сообщениям и корректирующей обратной связи. Потратив время на то, чтобы признать сильные стороны и похвалить успех, вы сможете построить здоровые отношения и связи в семье. Наконец, воспитание детей — это акт жонглирования, который не облегчается непредсказуемостью и дополнительными требованиями глобальной пандемии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts