Психология с точки зрения бихевиориста уотсон: Уотсон Дж. ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА

Уотсон Дж. ПСИХОЛОГИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИХЕВИОРИСТА

Каталог книжной полки

Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.

С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих 
данных в терминах сознания. Пытаясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования 
бихевиориста.

Традиционно утверждалось, что психология – это наука о явлениях сознания.

В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие. При этом мир физических объектов (стимулов, включая все, что может вызвать активность в рецепторе), которые составляют область естествознания, рассматривается только как средство 
для получения конечного результата. Этот конечный результат является продуктом духовных состояний, которые можно «рассматривать» или «наблюдать». Психологическим объектом наблюдения в случае эмоций, например, является само духовное состояние. Проблема эмоций, таким образом, сводится к определению числа и вида элементарных составляющих, их места, интенсивности, порядка, в котором они появляются, и т. п. Соответственно интроспекция есть par excellence метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в целях их исследования. При таком подходе данные поведения (включая в обозначаемое этим термином все, что называют этим именем в сравнительной психологии) не представляют ценности per se.
Они имеют значение только постольку, поскольку могут пролить свет на состояния сознания (или непосредственно на состояния сознания наблюдателя, или косвенно на состояния сознания экспериментатора). Такие данные должны, по крайней мере, по аналогии или косвенно, принадлежать к области психологии.

Действительно, иногда находятся психологи, которые проявляют скептическое отношение даже к этим ссылкам по аналогии. Часто такой скептицизм проявляется в вопросе, который возникает перед исследователем, изучающим поведение: «Какое отношение к психологии человека имеет 
изучение животных?» Моя задача рассмотреть этот вопрос. В своей собственной работе я интересовался этим вопросом и понял всю его важность, но я не мог обнаружить никакой определенной связи между ним и тем пониманием психологии, которое было у психолога, задающего этот вопрос. Я надеюсь, что такая исповедь прояснит ситуацию до такой степени, что у нас больше не будет необходимости идти в своей работе ложным путем. Мы должны признать, что те необыкновенно важные факты, которые были собраны по крупицам из разбросанных по разным источникам исследований ощущений животных, проведенных с помощью бихевиористского метода, внесли вклад только в общую теорию процессов органов чувств человека; но они оказались недостаточными для определения новых направлений экспериментальных исследований.

Те многочисленные эксперименты, которые мы провели по научению, также очень мало внесли в психологию человека. По-видимому, совершенно ясно, что необходим некоторый компромисс: или психология должна изменить свою точку зрения таким образом, чтобы включить факты поведения независимо от того, имеют ли они отношение к проблемам сознания или нет; или изучение поведения должно стать совершенно отдельной и независимой наукой. Если психологи, изучающие человека, не отнесутся к нашим попыткам с пониманием и откажутся изменить свою позицию, бихевиористы будут вынуждены использовать человека в качестве своего испытуемого и применить при этом методы исследования, которые точно соответствуют новым методам, применяемым в работе с животными.

Резюме

1. Психологии человека не удавалось выполнить требований, предъявляемых к ней как к естественной науке. Утверждение, что объект ее изучения – явления сознания, а интроспекция – единственный прямой метод для получения этих фактов, ошибочно. Она запуталась в спекулятивных вопросах, которые хотя и являются существенными, но не открываются экспериментальному подходу. В погоне за ответами на эти вопросы она уходит все дальше и дальше от проблем, которые затрагивают жизненно важные человеческие интересы.

2. Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика. Все согласны, что поведение животных может быть исследовано без привлечения сознания. Господствовавшая до сих пор точка зрения сводилась к тому, что такие данные имеют цену постольку, поскольку они могут быть интерпретированы с помощью аналогий в терминах сознания. Позиция, принятая нами, состоит в том, что поведение человека и поведение животных следует рассматривать в той же самой плоскости и как в равной степени существенные для общего понимания поведения. Можно обходиться без сознания в психологическом смысле. Отдельные наблюдения за «состояниями сознания» являются, согласно этому предположению, задачей психолога не больше, чем физика.

Мы могли бы рассмотреть этот возврат к нерефлексивному и наивному использованию сознания. В этом смысле о сознании можно сказать, что оно является инструментом или средством, с помощью которого работают все науки. Так или иначе, средство, которое надлежащим образом используется учеными, в настоящее время является проблемой для философии, а не для психологии.

3. С предлагаемой здесь точки зрения факты в поведении амебы имеют ценность сами по себе без обращения к поведению человека. В биологии исследование видовых различий и унаследованных черт у амебы образует отдельный раздел, который должен излагаться в терминах законов, лежащих в основе жизнедеятельности данного вида. Выводы, достигаемые таким путем, не распространяются на какую-либо другую форму. Несмотря на кажущийся недостаток всеобщности, такие исследования должны быть выполнены, если эволюция как целое когда-либо будет регулируемой и управляемой. Подобным образом законы поведения амебы (область ее реакций и определение действующего стимула, образование навыка, устойчивость навыка, интерференция и закрепление навыков) должны быть определены и оцениваемы в себе и для себя, независимо от того, насколько они являются всеобщими и имеющими значение и для других форм, если явления поведения когда-либо войдут в сферу научного контроля.

4. Предлагаемый отказ от состояний сознания как самостоятельного объекта исследования уничтожает барьер, который существует между психологией и другими науками. Данные психологии становятся функциональными коррелятами структуры и сами сводятся к объяснению в физико-химических терминах.

5. Психология как наука о поведении хочет, в конце концов, пренебречь несколькими из действительно существующих проблем, с которыми имела дело психология как интроспективная наука. По всей вероятности, даже эти оставшиеся проблемы могут быть сформулированы таким образом, что усовершенствованные методы поведения (вместе с теми, которые еще только будут открыты) приведут к их решению.

С точки зрения бихевиориста. Психология день за днем. События и уроки

С точки зрения бихевиориста. Психология день за днем. События и уроки

ВикиЧтение

Психология день за днем. События и уроки
Степанов Сергей Сергеевич

Содержание

С точки зрения бихевиориста

24 февраля 1913 г. на заседании Нью-Йоркского отделения Американской психологической ассоциации Джон Уотсон прочел свою знаменитую лекцию “Психология с точки зрения бихевиориста” – манифест нового психологического учения. Уотсон призвал психологов отказаться от бесплодных рассуждений о таких “фантомах”, как сознание, и сосредоточиться на изучении того, что “весомо, грубо, зримо”, а именно на поведении. Вскоре текст лекции был напечатан в “Психологическом обозрении” и был с энтузиазмом воспринят прагматичными американцами, поскольку идеи Уотсона оказались удивительно созвучны общественным настроениям той эпохи. Небезынтересно вспомнить, что в другом полушарии в ту же пору набирали силу русские “бихевиористы” Павлов и Бехтерев, чей авторитет Уотсон признавал безоговорочно. Да и его идеи в нашей стране нашли поначалу вполне благожелательный отклик. Для первого издания Большой Советской Энциклопедии статья о бихевиоризме была заказана самому основоположнику данного учения – случай в практике БСЭ беспрецедентный.

Правда, осторожные советские энциклопедисты не обошлись без ремарки: “Редакция считает своим долгом сказать, что, несмотря на выдержанную чисто материалистическую точку зрения Уотсона, этот материализм не носит диалектического характера.” В дальнейшем, по мере оформления “самой прогрессивной в мире” советской психологии, произошло полное отмежевание от заморских идей. На какие только схоластические ухищрения не шли отечественные теоретики, пытаясь доказать, что павловская собака прогрессивнее скиннеровской крысы! На самом же деле дух Уотсона десятилетиями витал и над нами. По сути дела, вся советская педагогика словно поставила себе задачу доказать его тезис: “Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав им надлежащие условия, я берусь воспитать из них кого угодно…” Многие с этим лозунгом носятся и поныне, даже не подозревая, кто первый его изрек. Вот только идеального результата так пока никому не удалось получить – ни в том полушарии, ни в этом. То ли условия создать не удается, то ли человек все-таки устроен посложнее, чем бихевиористские испытуемые…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

II. Применение энергетической точки зрения

II. Применение энергетической точки зрения а. Психологическое понятие энергии26 Термин «психическая энергия» имеет давнее употребление. Мы находим его, например, уже у Шиллера25, а энергетическая точка зрения характерна также для фон Грота26 и Теодора Липпса27. Липпс

Особые точки зрения

Особые точки зрения Розенфельд, опираясь на Фрейда, с позиции теории объектных отношений различает две версии ипохондрии: «собственно ипохондрия – это выраженный хронический психоз, обычно с плохим прогнозом, и ипохондрические состояния, которые носят скорее

Перенос с точки зрения Фрейда

Перенос с точки зрения Фрейда При разработке концепции психологии неврозов Фрейд исходил из следующих соображений. Невротические симптомы могут превращаться в актуальные конфликты влечений и взаимоотношений, корни которых можно найти в детстве пациентов

С моей точки зрения…

С моей точки зрения… Сначала малыш садится, потом встает и начинает ходить… Год – важный и значимый этап в жизни ребенка. Именно в этом возрасте у малыша появляется своя точка зрения на окружающий мир.С тех пор как ребенок впервые садится, весь мир в буквальном смысле

Тревога с точки зрения биологии

Тревога с точки зрения биологии В процессе эволюции способность нервной системы планировать будущее дошла до своей наивысшей точки, благодаря чему появились идеи, ценности и специфические удовольствия — уникальные проявления социальной жизни человека. Только человек

Смерть с духовной точки зрения

Смерть с духовной точки зрения Всю жизнь можно рассматривать как подготовку к умиранию. В качестве последнего кризиса умирание действительно представляет собой вершину жизни. Это своеобразная проверка на зрелость: то, что воспринималось в течение многих лет, может

Иные точки зрения

Иные точки зрения К пониманию застенчивости нас могут также приблизить наблюдения философов, писателей и психологов за человеческой природой. Например, мы еще не упомянули о составляющем основу древнегреческой трагедии противоборстве сил индивидуализации и

Разбор с клинической точки зрения

Разбор с клинической точки зрения Штайнгласс обратил внимание, что для алкоголизма характерна относительная уникальность симптомов, которые присущи родительской подсистеме. Он утверждает: «Исторически семейная терапия развилась в ответ на клинические условия, когда в

8.

1. Мужчина с точки зрения женщины

8.1. Мужчина с точки зрения женщины 1) мужчина – это женщина с постоянной потребностью в сексе.2) мужчина – это та же женщина, но с невыносимым любопытством к технике и войнушкам. И сексу.3) мужчина – это женщина с пониженным интересом к женским тряпкам и повышенным – к

8.2. Женщина с точки зрения мужчины

8.2. Женщина с точки зрения мужчины 1) Женщина – это очень робкий мужчина, который, конечно же, хочет заниматься сексом (а как он может не хотеть?!), но почему-то стесняется в этом признаться и нуждается в долгом уламывании.2) Женщина – это тот же мужчина, но с невыносимым

Глава 1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЛЯДИ

Глава 1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЛЯДИ С точки зрения бляди, мир весьма опасен. Многие считают своим долгом сделать все возможное, чтобы помешать нам заниматься сексом. Некоторые ярые противники секса пытаются сделать его опасным для женщин, выступая за запрещение

С точки зрения Вечности

С точки зрения Вечности Фрагментарный взгляд на Бытие есть не целостный, не целомудренный взгляд — иначе говоря, недостоверный, ложный взгляд. Когда мы мыслим мир как самобытный, а возникновение жизни приписываем его величеству случаю, то это ложный взгляд на мир. Но мы

Джон Бродус Уотсон: Отец Поведенческой Психологии: Архив Бюллетеня

22 января 2001

За свою 125-летнюю историю Хопкинса было много выдающихся преподавателей, часто всемирно известных в своих областях. Неизбежно, были некоторые, кто стал печально известным. Одним из самых интересных из этих персонажей был психолог Джон Бродус Уотсон. Родившийся в Гринвилле, Южная Каролина, Уотсон получил докторскую степень в Чикагском университете в 1902 году, обучаясь у выпускника Хопкинса Джона Дьюи. В 1908 он пришел в Хопкинс в качестве профессора экспериментальной психологии.

В 1919 году Уотсон опубликовал книгу «Психология с точки зрения бихевиориста», которая положила начало поведенческой психологии. В нескольких его экспериментах участвовали младенцы, и в университетских архивах хранится замечательный набор снимков, сделанных примерно в 1917 году, иллюстрирующих эти эксперименты. На одной из этих фотографий, озаглавленной «Проверка хватательного рефлекса», младенец висит одной рукой на стержне, который держит Уотсон. Ассистент держит руки раскрытыми под ребенком на случай, если он потеряет хватку.

Уотсон продвигал идеи о воспитании детей, которые многие сочли бы холодными и жестокими. Он считал серьезной ошибкой проявлять привязанность к ребенку, поскольку это только усилит эмоциональную привязанность ребенка к родителю и затруднит для ребенка превращение в независимого взрослого. Он считал, что к детям, которые когда-то могли передвигаться самостоятельно, нужно относиться как к миниатюрным взрослым.

Однако то, что сделало Уотсона печально известным, имело мало общего с его экспериментами (хотя многие современники осуждали его идеи). Уотсон был женат на Мэри Икес, дочери известной семьи, и влюбился в Розали Рейнер, одну из своих аспирантов. Он написал Розали множество писем, в одном из которых был памятный пассаж: «…каждая моя клеточка принадлежит тебе, индивидуально и все вместе… . Я не могу быть больше твоей, чем я есть, даже если хирургическая операция сделает нас одним целым».

Розали тоже была из знатной семьи и жила со своими родителями. Мэри Уотсон узнала об измене своего мужа и задумала отомстить, когда Рейнеры пригласили Уотсонов на ужин. Вечером Мэри симулировала головную боль и попросила подняться наверх и отдохнуть. С помощью этой уловки она обыскала комнату Розали, нашла письма, написанные ее мужем, и удалила их. Затем Мэри подала в суд на своего мужа о разводе и передала письма в качестве доказательства; многие из них сразу же попали в газеты. Она выиграла развод и щедрое урегулирование в 1921 год, а всего несколько дней спустя Уотсон женился на Розали Рейнер.

Многие преподаватели Хопкинса были в ужасе от действий Уотсона и приветствовали требование президента Гуднау об отставке Уотсона. Уотсон покорно подчинился, а затем небрежно спросил Гуднау, какую причину он должен привести в будущем, если его спросят о его увольнении. Уотсон оказался в черном списке психологов.

Не имея возможности зарабатывать на жизнь, он получил работу в рекламном агентстве J. Walter Thompson и стал пионером в применении психологии в рекламе. До того, как Уотсон применил свой опыт в этой области, реклама в основном ограничивалась заявлениями о превосходстве одного продукта над его конкурентами; Уотсон применил бихевиоризм, чтобы заставить потребителей покупать продукты на основе того, что они видели и чувствовали в рекламе, а также заявлений о продукте.

Уотсон умер в 1958 году в возрасте 80 лет, спустя много лет после смерти Розали в 1935 году, когда ей было всего 36 лет. К сожалению, есть свидетельство собственной семьи Уотсона о том, что его идеи о воспитании детей принесли больше вреда, чем пользы. Актриса Мариэтт Хартли, дочь дочери Уотсона, описала болезненное детство, сказав: «В нашей семье не было изобилия физической привязанности». Оба ее родителя стали алкоголиками, а ее отец выстрелил себе в голову, когда рядом была его семья. Ее мать, дочь Уотсона, позже несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством.

Рубрика История Хопкинса

Уотсон и бихевиоризм | в Главе 01: Психология и наука

Уотсон и бихевиоризм

На рубеже веков интроспекция как экспериментальный метод увядала на корню. К 1898 году только 2,3% исследовательских статей по психологии упоминали о самонаблюдении.

Каков был статус интроспекции около 1900 года?

Психологи считали, что интроспекция потерпела неудачу. Их область потеряла свою первоначальную идентичность как «наука о сознании».

В 1905 году Уильям Макдугалл написал учебник, определяющий психологию как «изучение поведения». Напротив, структурализм и функционализм были нацелены на объяснение ментального содержания, а не поведения.

Настало время для этой новой концепции психологии. Джон Б. Уотсон, который ввел термин бихевиоризм , стал сторонником новой точки зрения. Уотсон согласился с Макдугаллом в том, что психологию следует определить как науку о поведении, и занял еще более крайнюю позицию, чем Макдугалл.

Макдугал… не имел особых претензий к старому предмету [разум и сознание], но считал, что поведение тоже заслуживает внимания… В 1913 году Уотсон пошел еще дальше. Он сказал, что психология должна изучать поведение, а разум, традиционный предмет, теперь запрещен . (Epstein, 1987, p.333)


Джон Б. Уотсон

В 1913 году Уотсон заявил, что он психолог нового типа: бихевиорист . Уотсон сказал, что бихевиорист полностью исключит самоанализ из психологии.

Психологи должны придерживаться научного метода, сказал Уотсон, изучая только то, что можно наблюдать и измерять. Это позволило бы ученым контролировать поведение людей, как никогда раньше.

Уотсон сделал известное заявление о потенциальной силе бихевиоризма в бестселлере под названием Психология с точки зрения бихевиориста (1913):

Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный особый мир чтобы воспитать их, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу, — доктором, адвокатом, художником, купцом и да, нищим и вором. (Уотсон, 19 лет13)

Что заявлял Ватсон в 1913 году?

Ватсон с детства был бунтарем. Он часто дрался в подростковом возрасте. Он назвал церковное крещение в своем родном городе, совершенное в подростковом возрасте, «прививкой, которая не прошла». Стремясь вырваться за рамки воспитания в маленьком городке, Уотсон получил высшее образование в Университете Фурмана в Гринвилле, Южная Каролина.

В Фурмане Ватсон продолжил свой мятежный путь. Один из его профессоров (Мейер) пригрозил «завалить первого студента, сдавшего экзамен вверх ногами». Уотсон, отличник, принял вызов. Он сдал последний экзамен вверх ногами. Мейер завалил его, отсрочив выпуск Ватсона на целый год.

Какие примеры мятежного поведения Уотсона были?

Однако Мейер также помогал Ватсону. Мейер рассказал Уотсону о новых и захватывающих разработках в области психологии в Чикагском университете, где Мейер недавно провел год. Ватсон решил, что это именно то, что ему нужно.

Уотсон написал президенту Чикагского университета, заявив, что он «никогда ничего не добьется», если не получит финансовую поддержку для продолжения своего образования. Очевидно, эта тактика сработала, потому что Уотсон получил стипендию.

В Чикагском университете Уотсон изучал физиологию, затем увлекся исследованиями на животных. Функционализм был в полном расцвете в Чикагском университете. Но Уотсон никогда не чувствовал себя комфортно в самоанализе. Как позже вспоминал Уотсон:

«Я никогда не хотел использовать людей в качестве субъектов. Я ненавидел служить субъектами. Мне не нравились напыщенные, искусственные инструкции, данные субъектам. Мне всегда было неудобно и я действовал неестественно». (Watson, 1936, стр. 276)

Как Ватсон относился к интроспективным экспериментам?

Сотрудник из Чикаго вспоминал, что Уотсон «раньше с трудом составлял последовательные интроспективные отчеты». Вместо этого Уотсон обратился к исследованиям на животных.

Однако Уотсон обнаружил, что даже исследования на животных требуют интроспекции. Описания сознания животного использовались при описании исследований на животных.

Это показалось Ватсону абсурдным и ненужным. Как человек мог знать, что было в голове нечеловеческого животного? Наблюдатель мог рассуждать о сознании животного только после наблюдения за поведением животного. Почему бы просто не описать поведение и не остановиться на этом?

Вскоре Уотсон поставил под сомнение необходимость вообще обсуждать сознание, будь то у животных или у людей. Он предположил своему наставнику Джеймсу Роуленду Энджеллу, что может существовать дисциплина психологии без ссылок на сознание или самоанализ.

Энджелл предостерег его от реализации этой противоречивой идеи. Однако к такому же выводу пришли и другие.

Какую идею предложил Энджелл Уотсон? Каков вклад Уотсона в психологию?

Современные ученые говорят, что Ватсон не изобрести бихевиоризм. Он просто дал ему имя и опубликовал его.

Поведенческие исследования (такие как прогон крыс через лабиринт и отчет об улучшении их результатов) проводились более чем за 20 лет до того, как Уотсон ввел термин бихевиоризм. Однако Уотсону удалось продвигать бихевиоризм как мощный новый подход.

У Уотсона появилась возможность продвигать свои идеи, когда Дж. М. Болдуин нанял его в Университет Джона Хопкинса. Болдуин только что основал престижный журнал Psychological Review и был его первым редактором.

Не прошло и двух недель после прибытия Ватсона, как Болдуин попал в настолько скандальную ситуацию, что немедленно уехал из города в Мексику. Он передал редакторство своего нового журнала своему способному молодому студенту Уотсону. Внезапно Уотсон нашел способ предать гласности свои взгляды.

Как Уотсону удалось занять видное место в психологии?

Как исследователь животных, Уотсон осознавал главный плюс бихевиоризма: он открывал психологию организмам, у которых не было языка для описания их внутренних мыслей.

Эрнест Хилгард (1979, стр. 3) утверждал, что неверно говорить, что Уотсон пытался сузить рамки психологии. «Уотсон не пытался сузить психологию, вместо этого он пытался ее расширить».

С помощью поведенческих методов психология может быть применена к животным, психически больным и людям с ограниченными языковыми способностями, например к младенцам. Все они были группами, неспособными предоставить надежные интроспективные отчеты об умственной деятельности; теперь они могут быть включены в психологические исследования.

Как Уотсон стремился расширить психологию?

———————
Ссылки:

Эпштейн, Р. (1987) Часть XV: Послесловие: некоторые заключительные замечания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts