Социализация личности в изменяющемся мире — Психология образования в XXI веке: теория и практика
‘; for (var i = 0; i
Аннотация
The article presents the problem of socialization in the changing world, identifies a number of studies and key areas of their results and discloses specifics of the socio-psychological analysis of a child and adult socialization with the category of objective and subjective changes.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант №11-06-00716 а)
Ключевые слова: личность, социализация, инстанция, адаптация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается центральной для ряда областей психологии. Изучение включения человека в различные группы и усвоения им специфичного для каждой в отдельности и общего для всех социально-психологического содержания важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени личность обретает свою социальность и как она регулирует свое поведение. В последние десятилетия в социальной психологии наметились тенденции расщепления исследований процесса и результата социализации с точки зрения фиксации определенных ее областей. Так изучаются политическая, экономическая, профессиональная и т.п. социализации личности. Совершенно ясно, что каждая из них представляет весомую проблему, решение которой предопределено современной общественной ситуацией, изменением всей системы норм и ценностей.
Между тем разные аспекты социализации весьма тесно взаимосвязаны, т.к. разные ее институты и агенты транслируют не только специфичные нормы, но и нормы, относящиеся к разным социальным сферам и сферам жизнедеятельности человека. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не только) поведение личности. Кроме того, необходимо понимать, что «отказ от норм» вовсе не означает и выведение из поведенческого арсенала соответствующих паттернов. Это значит, что новые нормы могут укреплять существующие, противоречить им (при этом сосуществуя с прежними), блокировать и замещать их, но не могут полностью заменить их, поэтому процесс социализации в связи с социальной активностью личности, включением ее в разнообразные сообщества усложняется. Мак-Даугалл считал, что человек, живя в обществе с разнообразными мнениями, оказывается способен к обретению нравственных норм и высшим типам поведения, благодаря влиянию которых возможен прогресс нравственных традиций.Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Каждое поколение обладает рядом специфичных социально-психологических характеристик, сформированных на основе социализации в определенную эпоху с соответствующими лишь ей конфигурациями ценностнонормативного содержания институтов и условий. В этом отношении социализация каждого поколения является уникальной и неповторимой. Личность, будучи «современником определенного поколения», вбирает эти специфичные черты через включение в современные ей сообщества (Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова и др.). В связи с этим невозможно полностью предсказать содержательные особенности социализации каждого последующего поколения. Однако ее эффекты имеют однородную и медленно изменяющуюся структуру. Это значит, что компоненты этой структуры могут меняться в значительной степени, но сама структура – в незначительной. Иначе говоря, существуют стойкие структуры эффектов социализации, более или менее обеспечивающие устойчивость личности в системе социальных отношений и, соответственно, социального поведения.
Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями (традиционно понимаемыми как таковые), но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности (пространственной и социальной), бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юношей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.
В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта.
В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностносмысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновационному поведению.В последние десятилетия проблема социализации личности все более активно изучается сквозь призму теоретических воззрений когнитивизма и конструкционизма. С. Московичи считает определенным результатом социализации сформированность социальных представлений (свойственных определенным группам). Представления личности о тех или иных явлениях в немалой степени детерминированы включенностью в группы, вырабатывающие собственный взгляд на те или иные социальные явления. Упорядоченная система этих представлений, в которых нормы вплетены в смысловые блоки, очевидно, предопределяет некую последовательность поведения личности. С точки зрения П. Бергера, Т. Лукмана, важным в социализации личности выступают конструируемые значения, основанные на представлениях (чувстве) неизбежности, однозначности, определенности в процессе первичной и рациональной и эмоциональной контролируемости, – в процессе вторичной социализации.
Обращаясь к проблеме социализации с учетом категории изменений, необходимо остановиться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. Прежде всего речь идет о различиях социализации детей и взрослых. В последние десятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошкольного и школьного детства.
Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации. В условиях российской действительности особую роль играют ключевые институты детской социализации – семья, школа и в немалой степени территориальное сообщество. Если в отношении первых двух имеется какая-то определенность в их типологии, прозрачных условиях, то территориальное сообщество практически всегда остается за рамками исследований. Между тем в исследованиях зарубежных психологов имеются некоторые попытки анализа этих условий с точки зрения их социализирующей роли. Однако зарубежный опыт не может с легкостью быть переложен на российскую действительность по ряду обстоятельств, среди которых, пожалуй, наиболее значимое – уникальная общественная психология. Памятуя о комплексности институциональных влияний, тем не менее следует обратить пристальное внимание на этот институт. Это становится особенно важно в связи с расслоением и компактным поселением групп с определенным статусом (этническим, экономическим, правовым и т.п.). Так, исследования социальных психологов показали тенденциозность социализации в условиях компактных поселений (например, исследования Л.
Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходимость в определении особенностей социализации личности ребенка и условий нормативной социализации уже в новой изменяющейся образовательной реальности. Существующее положение дел в этой области требует разработки программ нормативной ресоциализации личности с целью присвоения норм-регуляторов ее просоциального поведения. Важным их компонентом является критическое мышление, основанное на субъектной позиции, что, пожалуй, представляется самым сложным для трансляции и присвоения личностью.
Изучение социализации личности в период школьного детства связано не только с объективными изменениями содержания этого процесса в последние десятилетия, но и с тем, что происходят изменения в сфере институтов социализации.
Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: [email protected]
2.3. Правовая социализация личности | Электронная библиотека
Юриспруденция / Юридическая психология / 2.3. Правовая социализация личности
Социализация – это процесс усвоения личностью социальных ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Усвоение происходит неодинаково у разных индивидов, встречается немало таких людей, которые доминирующими считают биологические и материальные потребности.
Частью общего процесса социализации личности является правовая социализация, которая заключается в усвоении личностью правовых ценностей, реализации правовой нормы в своей жизни и поведении. Основная цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, обеспечива-ющей правомерное поведение.
Различия общей и правовой социализации заключаются в содержании ценностей, времени протекания, в психологических трудностях, связанных с овладением различными знаниями, навыками, привычками.
Правовая социализация личности представляет собой постоянно развивающийся процесс, напрямую зависящий от изменяющихся жизненных обстоятельств и ситуаций. Правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в человеке, анализе изменяющегося общества и права.
На процесс правовой социализации личности оказывают влияние целенаправленные воспитательные и психологические воздействия, а также стихийные и спонтанные. По мнению психологов, преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации личности.
Результаты правовой социализации обусловлены в первую очередь социальной ситуацией развития личности, а не врожденными и биологическими факторами. Важнейшим условием регулирования правовой социализации является установка личности на саморазвитие. Непосредственные факторы, влияющие на процесс
правовой социализации, лежат в социально-психологическом феномене, именуемом «образ жизни». Под образом жизни следует понимать совокупность материальных условий, круга людей, с которыми человек постоянно общается, степень зависимости от внешних воздействий и др. Анализируя процесс правовой социализации личности, следует учитывать не только то, что обстоятельства воздействуют на личность, но и то, что личность способна воздействовать на обстоятельства.
Процесс правовой социализации личности напрямую зависит от ряда факторов, которые условно можно разделить на четыре группы: социально-психологические, правовые, криминогенные и криминалистические.
Социально-психологические факторы включают менталитет народа, его патриотизм, общественную психологию, общественное мнение, особенности господствующего образа жизни и степень удовлетворенности им, взаимоотношения между различными ветвями власти и качество их взаимодействия, авторитет государственной власти, отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям, уровень социальной культуры и активности населения, взаимоотношения между различными группами населения, общественную и политическая жизнь России, региона, города, населенного пункта, социальной группы, состояние экономики и уровень жизни населения, прочность института семьи, состояние системы образования и науки, деятельность средств массовой информации, а кроме этого исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации и способов проведения досуга.
Правовые факторы непосредственно связаны с правовой системой, ее состоянием, деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка. В систему правовых факторов входят следующие: психологические свойства и механизмы системы правового регулирования, психология персонала всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов, уровень юридическо-психо-логической подготовленности персонала органов правоохраны, эффективность юридического образования, социальная оценка и одобрение населением успешности деятельности правовой системы, авторитет всех органов правоохраны и профессии их работников у населения, а также совершенство и надежность функционирования всей правовой системы, совершенство законодательства, его адекватность состоянию общества и правопорядка, уровень законности в работе самих юридических органов, уровень правового воспитания
молодежи, эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, психолого-педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы по профилактике рецидивной преступности.
К криминогенным факторам, непосредственно способствующим развитию правонарушающего поведения, относят: низкую эффективность правовой системы, системы законодательства, падение авторитета норм права и органов правопорядка у значительной части населения и падение престижа честного труда, недовольство населения плохой работой различных юридических структур, стремление отдельной части населения к быстрому обогащению, снижение уровня общественной морали, криминализацию и сексуализацию досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач, слабую защищенность ценностей, распространение пьянства и наркомании, низкий уровень раскрываемости преступлений, коррупцию в органах государственного управления и органах правопорядка, экстремизм и религиозный фанатизм, слабость системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, распространение по стране оружия и другие.
Криминальные факторы относятся к криминальному миру и активно воздействуют на правовые устои общества и отдельных граждан. Это криминальная деформированность правосознания личностей, занимающихся преступной деятельностью, криминальная субкультура членов преступных группировок, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира и организованной преступности по криминализации психологии молодых правонарушителей, коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, взаимоотношения преступных групп и преступных «авторитетов» между собой.
Все вышеперечисленные факторы выступают условиями, определяющими состояние законности и правопорядка в обществе, нуждаются в постоянном изучении, оценке и использовании в деятельности государственных, законодательных, правоприменительных и правоисполнительных структур, так как обусловливают появление изменений в процессе правовой социализации личности. Совершенствование регулирующих воздействий на процесс правовой социализации молодежи зависит от целенаправленной правовой политики государства. В настоящее время назрела необходимость создать систему управления процессами правовой социализации и правового воспитания молодого поколения, которая должна включать законодательные, организационные, образовательно-пропагандистские, кадровые, методические, научные подструк-туры [14].
Социализация Первичная социализация Сводка и анализ
Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые поднять нас. Чтобы дети росли и развивались, воспитатели должны удовлетворять их физические потребности. потребности, в том числе в еде, одежде и крове. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно. знать, чтобы функционировать в качестве членов общества, включая нормы, ценности и язык. Если дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, не так хороши, как взрослые.
Стадии развития
У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике. по разным причинам, но каждый из них по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.
Теория развития личности Фрейда
Австрийский врач Зигмунд Фрейд , основоположник психоанализа, считал, что основные биологические инстинкты в сочетании с социальными факторами формируют личность. Фрейд утверждал, что разум состоит из трех частей, которые должны правильно взаимодействовать для человека. хорошо функционировать в обществе. Если какая-либо из трех частей становится доминирующей, личной и могут возникнуть социальные проблемы. Три части — это Ид, Суперэго и Эго.
- Id: Согласно Фрейду, сначала развивается id. Разум новорожденного состоит только из Ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний. Ид представляет самые примитивные желания человека, и человек управляется только Ид делал бы все строго для собственного удовольствия, нарушая общественные нормы в процесс и риск наказания.
- Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их разум развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям. Кто-то с гиперактивным супер-эго был бы ограничен слишком жесткой системой правил, которые будут препятствовать его или ее способности жить нормально.
- Эго: Здоровый ум также состоит из эго или части ума который разрешает конфликты между ид и суперэго. Обычно эго уравновешивает желания ид и суперэго, но когда это терпит неудачу, у человека могут возникнуть трудности с выполнением решений, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального бихевиоризма Мида
Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется представление о себе через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что self , который является часть личности человека, состоящая из самосознания и образа самого себя, является продуктом социальный опыт. Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:
- Самость развивается исключительно через социальный опыт. Мид отклонен Представление Фрейда о том, что личность частично определяется биологическими влечениями.
- Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла.
- Чтобы узнать намерения других, нужно представить ситуацию с их точки зрения. перспективы. Мид считал, что социальный опыт зависит от нашего восприятия себя как это делают другие, или, как он выразился, «брать на себя роль другого».
- Понимание роли другого приводит к самосознанию. Мед утверждал, что существует активное «я» и объективное «я». «Я» активно и инициирует действие. «Я» продолжает, прерывает или меняет действие в зависимости от того, как другие отвечают.
Мид считал, что ключом к саморазвитию является понимание роли другой. Он также наметил шаги в процессе развития от рождения до взрослой жизни:
Теория зазеркалья Кули
Подобно Миду, социолог Чарльз Хортон Кули считал, что мы формируем нашу представления о себе через взаимодействие с другими людьми. Особенно его интересовало, как значимые другие формируют нас как личности. A значимый другой это тот, чей мнения важны для нас и кто в состоянии влиять на наше мышление, особенно о сами . Значимым другим может быть кто угодно, например родитель, брат или сестра, супруг или лучший друг.
Роль социализации в развитии личности ребенка
- Идентификатор корпуса: 213787950
title={Роль социализации в развитии личности ребенка}, автор = {Абдул Рахим Чандио и Манзур Али}, год = {2019} }
- Абдул Рахим Чандио, Манзур Али
- Опубликовано 3 декабря 2019 г.
- Психология
Настоящее исследование направлено на то, чтобы выделить основные составляющие социализации, чтобы повлиять на развитие личности детей, поскольку она социализирует детей с различными чертами, чтобы сделать они способны приспособиться к обществу и вести успешную жизнь. Концепция социализации охватывает широкий спектр процессов, посредством которых дети узнают культуру и становятся неотъемлемой частью общества. Более того, Социализация — это непрерывный процесс обучения, поэтому ее нельзя достичь внезапно и…
sujo.usindh.edu.pk
Роль учителей в развитии подрастающего поколения: результаты социологического опроса в Казахстане
В данной статье представлены некоторые результаты социологического исследования роли учителей в развития детей и подростков в Казахстане. Исследование было проведено…
ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 37 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные документыНедавность
СЕМЬЯ И ШКОЛА ПОНИМАЮТСЯ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
- Анастасиу Ионуц
Экономика
- 2011
Понятие социализации определяется в широком смысле как процесс, посредством которого человек становится членом общества. Процесс социализации должен происходить не внезапно, а постепенно,…
Дополнительный взгляд на первичную теорию социализации.
Как и все крупномасштабные теории, неизбежно абстрагирующиеся от тотальности и разнообразия человеческого поведения, теория первичной социализации оставляет некоторые пробелы, требующие дальнейшего разъяснения, и, несмотря на проницательность и новаторский характер этой теории, ее гипотезы должны быть проверены в тщательно разработанных, масштабные исследования.
Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. I.
Теория первичной социализации согласуется с текущими исследованиями, имеет большое значение для улучшения профилактики и лечения и предлагает конкретные гипотезы для дальнейших исследований.
Отношения между матерью и ребенком и отцом и ребенком в среднем детстве и подростковом возрасте: анализ развития
- У. Коллинз, Г. Рассел
Психология
- 1991
Воздействие детей младшего возраста с экстернализирующим поведением на их семьи
По сравнению с родителями нормально развивающихся детей, родители с экстернализирующими детьми сообщали о более негативном влиянии на социальную жизнь, более негативных и менее позитивных чувствах к воспитанию детей и более высоком уровне отношения к детям. стресс.
Отношение материнских практик и характеристик к заместительной эмоциональной реакции детей.
- Н. Айзенберг, Р. Фабес, Г. Свитцер
Психология
Развитие ребенка
- 1992
Связь матерей переживаний героя фильма с собственным опытом детей была связана с реакцией детей на фильм и вербальными высказываниями матери во время фильма о ее собственном эмоциональном состоянии и принятии роли были связаны с самооценкой мальчиков.
Родительская социализация использования детьми Интернета: качественный подход
- W. Shin
Психология
New Media Soc.
- 2015
Утверждается, что родители должны принимать активное участие в общении со своими детьми и иметь знания в области Интернета, чтобы способствовать созданию более безопасной онлайн-среды для детей.
Исламская общительность
- М.