Психология социализация личности: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Содержание

Социализация личности в изменяющемся мире — Психология образования в XXI веке: теория и практика

‘; for (var i = 0; i

Аннотация

The article presents the problem of socialization in the changing world, identifies a number of studies and key areas of their results and discloses specifics of the socio-psychological analysis of a child and adult socialization with the category of objective and subjective changes.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной сре­дой» (грант №11-06-00716 а)

Ключевые слова: личность, социализация, инстанция, адаптация

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема социализации личности на протяжении длительного времени остается централь­ной для ряда областей психологии. Изучение включения человека в различные группы и усвоения им специфичного для каждой в отдельности и общего для всех социально-психологического со­держания важно с точки зрения понимания того, каким образом и в какой степени личность обре­тает свою социальность и как она регулирует свое поведение. В последние десятилетия в социаль­ной психологии наметились тенденции расщепления исследований процесса и результата социа­лизации с точки зрения фиксации определенных ее областей. Так изучаются политическая, эконо­мическая, профессиональная и т.п. социализации личности. Совершенно ясно, что каждая из них представляет весомую проблему, решение которой предопределено современной общественной си­туацией, изменением всей системы норм и ценностей.

Между тем разные аспекты социализации весьма тесно взаимосвязаны, т.к. разные ее институты и агенты транслируют не только специфич­ные нормы, но и нормы, относящиеся к разным социальным сферам и сферам жизнедеятельно­сти человека. Вполне очевидно то, что значимость этой проблемы заключается в высшей степени устойчивости эффектов социализации в их влиянии на последовательное социальное (и не толь­ко) поведение личности. Кроме того, необходимо понимать, что «отказ от норм» вовсе не означает и выведение из поведенческого арсенала соответствующих паттернов. Это значит, что новые нор­мы могут укреплять существующие, противоречить им (при этом сосуществуя с прежними), бло­кировать и замещать их, но не могут полностью заменить их, поэтому процесс социализации в свя­зи с социальной активностью личности, включением ее в разнообразные сообщества усложняет­ся. Мак-Даугалл считал, что человек, живя в обществе с разнообразными мнениями, оказывается способен к обретению нравственных норм и высшим типам поведения, благодаря влиянию кото­рых возможен прогресс нравственных традиций.

Социализация – процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степе­ни меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Каждое поколение обла­дает рядом специфичных социально-психологических характеристик, сформированных на основе социализации в определенную эпоху с соответствующими лишь ей конфигурациями ценностно­нормативного содержания институтов и условий. В этом отношении социализация каждого по­коления является уникальной и неповторимой. Личность, будучи «современником определенно­го поколения», вбирает эти специфичные черты через включение в современные ей сообщества (Б.Г. Ананьев, В.А. Кольцова и др.). В связи с этим невозможно полностью предсказать содержа­тельные особенности социализации каждого последующего поколения. Однако ее эффекты име­ют однородную и медленно изменяющуюся структуру. Это значит, что компоненты этой структу­ры могут меняться в значительной степени, но сама структура – в незначительной. Иначе говоря, существуют стойкие структуры эффектов социализации, более или менее обеспечивающие устой­чивость личности в системе социальных отношений и, соответственно, социального поведения.

Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институцио­нальными образованиями (традиционно понимаемыми как таковые), но и меняющимися условия­ми бытия: возможностями мобильности (пространственной и социальной), бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определен­ном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юно­шей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпеча­ток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.

В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерми­нант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта.

В связи с этим в иссле­дованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно­смысловой основы рискованного поведения и способности (готовности) личности к инновацион­ному поведению.

В последние десятилетия проблема социализации личности все более активно изучается сквозь призму теоретических воззрений когнитивизма и конструкционизма. С. Московичи счита­ет определенным результатом социализации сформированность социальных представлений (свой­ственных определенным группам). Представления личности о тех или иных явлениях в немалой степени детерминированы включенностью в группы, вырабатывающие собственный взгляд на те или иные социальные явления. Упорядоченная система этих представлений, в которых нормы впле­тены в смысловые блоки, очевидно, предопределяет некую последовательность поведения лично­сти. С точки зрения П. Бергера, Т. Лукмана, важным в социализации личности выступают констру­ируемые значения, основанные на представлениях (чувстве) неизбежности, однозначности, опреде­ленности в процессе первичной и рациональной и эмоциональной контролируемости, – в процес­се вторичной социализации.

Эти воззрения весьма близки нашему подходу в исследованиях соци­ализации, в котором основной единицей анализа выступает инстанция личности (как элемент со­подчиненной системы) – динамичное образование на разных уровнях организации которой (лич­ности), обладающее рядом специфичных свойств, благодаря чему не только осуществляется регу­ляция поведения, но и реализуется сам процесс становления личности. В процессе социализации личности ее инстанции приобретают свою определенность и некоторую устойчивость.

Обращаясь к проблеме социализации с учетом категории изменений, необходимо остано­виться на некоторых частных вопросах, имеющих принципиальное значение для решения данной проблемы. Прежде всего речь идет о различиях социализации детей и взрослых. В последние де­сятилетия заметно снизилось количество исследований социализации личности в период дошколь­ного и школьного детства.

Изменившиеся условия социализации детей в современном мире требуют изучения и новой реальности социализации. В условиях российской действительности особую роль играют ключе­вые институты детской социализации – семья, школа и в немалой степени территориальное сооб­щество. Если в отношении первых двух имеется какая-то определенность в их типологии, прозрач­ных условиях, то территориальное сообщество практически всегда остается за рамками исследо­ваний. Между тем в исследованиях зарубежных психологов имеются некоторые попытки анализа этих условий с точки зрения их социализирующей роли. Однако зарубежный опыт не может с лег­костью быть переложен на российскую действительность по ряду обстоятельств, среди которых, пожалуй, наиболее значимое – уникальная общественная психология. Памятуя о комплексности ин­ституциональных влияний, тем не менее следует обратить пристальное внимание на этот институт. Это становится особенно важно в связи с расслоением и компактным поселением групп с опреде­ленным статусом (этническим, экономическим, правовым и т.п.). Так, исследования социальных психологов показали тенденциозность социализации в условиях компактных поселений (напри­мер, исследования Л.

М. Попова о группировочном движении молодежи; В.В. Константинова – об адаптации вынужденных переселенцев; Т.В. Семеновой – о психологии горожан и др.). Эти иссле­дования имеют важнейшее прикладное значение, заключающееся в определении направлений мо­лодежной, миграционной, экономической, правовой, образовательной политики.

Изменения, происходящие в образовании, настолько существенны, что возникает необходи­мость в определении особенностей социализации личности ребенка и условий нормативной социа­лизации уже в новой изменяющейся образовательной реальности. Существующее положение дел в этой области требует разработки программ нормативной ресоциализации личности с целью при­своения норм-регуляторов ее просоциального поведения. Важным их компонентом является крити­ческое мышление, основанное на субъектной позиции, что, пожалуй, представляется самым слож­ным для трансляции и присвоения личностью.

Изучение социализации личности в период школьного детства связано не только с объектив­ными изменениями содержания этого процесса в последние десятилетия, но и с тем, что происхо­дят изменения в сфере институтов социализации.

Социализирующие функции приобретают одни и утрачивают другие институты. В этих условиях необходимо изучение функции таких институ­тов, как Интернет, субкультура и др., а также их соотношений с традиционными институтами. Вме­сте с тем необходимо понимать, что каждый институт, кроме универсального, имеет и специфич­ное, регулирующее определенные сферы отношений содержание. В этом смысле приобретают осо­бую актуальность исследования, направленные на выяснение вопроса об их согласованности и со­отношении социальных и личностных ценностей, норм, представлений. Исследования, проводи­мые в области конструирования представлений, позволяют выявлять общее и специфичное, но не дают достаточных оснований для того, чтобы говорить о соотношении социальных представлений групп и личностей. Это соотношение проявляется в их объективации на уровне поведения и кон­кретных поступков человека. Так, выбор профессионального пути, тенденциозность бытовых ре­шений, семейные стратегии и т.п. определяются в немалой степени этими представлениями. Бла­годаря достаточно весомому их эмоциональному компоненту и низкой личностной зрелости юно­шей, эта тенеденциозность проявляется в выборе определенных внешне привлекательных специ­альностей в процессе профессионального самоопределения, групповой конформности в социаль­ных решениях и т.д.

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: [email protected]

2.3. Правовая социализация личности | Электронная библиотека

Юриспруденция / Юридическая психология / 2.3.  Правовая социализация личности

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных ценностей, которые выработаны предшествующими поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Усвоение происходит неодинаково у разных индивидов, встречается немало таких людей, которые доминирующими считают биологические и материальные потребности.

Частью общего процесса социализации личности является правовая социализация, которая заключается в усвоении личностью правовых ценностей, реализации правовой нормы в своей жизни и поведении. Основная цель правовой социализации — психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, обеспечива-ющей правомерное поведение.

Различия общей и правовой социализации заключаются в содержании ценностей, времени протекания, в психологических трудностях, связанных с овладением различными знаниями, навыками, привычками.

Правовая социализация личности представляет собой постоянно развивающийся процесс, напрямую зависящий от изменяющихся жизненных обстоятельств и ситуаций. Правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в человеке, анализе изменяющегося общества и права.

На процесс правовой социализации личности оказывают влияние целенаправленные воспитательные и психологические  воздействия, а также  стихийные и спонтанные. По мнению психологов, преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации личности.

Результаты правовой социализации обусловлены в первую очередь социальной ситуацией развития личности, а не врожденными и биологическими факторами. Важнейшим условием регулирования правовой социализации является установка личности на саморазвитие. Непосредственные факторы, влияющие на процесс

правовой социализации, лежат в социально-психологическом феномене, именуемом «образ жизни». Под образом жизни следует понимать совокупность материальных условий, круга людей, с которыми человек постоянно общается, степень зависимости от внешних воздействий и др. Анализируя процесс правовой социализации личности, следует учитывать не только то, что обстоятельства воздействуют на личность, но и то, что личность способна воздействовать на обстоятельства.

Процесс правовой социализации личности напрямую зависит от ряда факторов, которые условно можно разделить на четыре группы: социально-психологические, правовые, криминогенные и криминалистические.

Социально-психологические факторы включают менталитет народа, его патриотизм, общественную психологию, общественное мнение, особенности господствующего образа жизни и степень удовлетворенности им, взаимоотношения между различными ветвями власти и качество их взаимодействия, авторитет государственной власти, отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям, уровень социальной культуры и активности населения, взаимоотношения между различными группами населения, общественную и политическая жизнь России, региона, города, населенного пункта, социальной группы, состояние экономики и уровень жизни населения, прочность института семьи, состояние системы образования и науки, деятельность средств массовой информации, а кроме этого исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации и способов проведения досуга.

Правовые факторы непосредственно связаны с правовой системой, ее состоянием, деятельностью юридических органов, общественных формирований и частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка. В систему правовых факторов входят следующие: психологические свойства и механизмы системы правового регулирования, психология персонала всех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов, уровень юридическо-психо-логической подготовленности персонала органов правоохраны, эффективность юридического образования,  социальная оценка  и одобрение населением успешности деятельности правовой системы, авторитет всех органов правоохраны и профессии их работников у населения, а также совершенство и надежность функционирования всей правовой системы,  совершенство законодательства, его адекватность состоянию общества и правопорядка,  уровень законности в работе самих юридических органов,  уровень правового воспитания

молодежи, эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, психолого-педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы по профилактике рецидивной преступности.

К криминогенным факторам, непосредственно способствующим развитию правонарушающего поведения, относят: низкую эффективность правовой системы, системы законодательства, падение авторитета норм права и органов правопорядка у значительной части населения и падение престижа честного труда, недовольство населения плохой работой различных юридических структур, стремление отдельной части населения к быстрому обогащению, снижение уровня общественной морали, криминализацию и сексуализацию досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач, слабую защищенность ценностей, распространение пьянства и наркомании, низкий уровень раскрываемости преступлений, коррупцию в органах государственного управления и органах правопорядка, экстремизм и религиозный фанатизм, слабость системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, распространение по стране оружия и другие.

Криминальные факторы относятся к криминальному миру и активно воздействуют на правовые устои общества и отдельных граждан. Это криминальная деформированность правосознания личностей, занимающихся преступной деятельностью, криминальная субкультура членов преступных группировок, целенаправленная деятельность авторитетов преступного мира и организованной преступности по криминализации психологии молодых правонарушителей, коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, взаимоотношения преступных групп и преступных «авторитетов» между собой.

Все вышеперечисленные факторы выступают условиями, определяющими состояние законности и правопорядка в обществе, нуждаются в постоянном изучении, оценке и использовании в деятельности государственных, законодательных, правоприменительных и правоисполнительных структур, так как обусловливают появление изменений в процессе правовой социализации личности. Совершенствование регулирующих воздействий на процесс правовой социализации молодежи зависит от целенаправленной правовой политики государства. В настоящее время назрела необходимость создать систему управления процессами правовой социализации и правового воспитания молодого поколения, которая должна включать законодательные, организационные, образовательно-пропагандистские, кадровые, методические, научные подструк-туры [14].

Социализация Первичная социализация Сводка и анализ

Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые поднять нас. Чтобы дети росли и развивались, воспитатели должны удовлетворять их физические потребности. потребности, в том числе в еде, одежде и крове. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно. знать, чтобы функционировать в качестве членов общества, включая нормы, ценности и язык. Если дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, не так хороши, как взрослые.

Стадии развития

У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике. по разным причинам, но каждый из них по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.

Теория развития личности Фрейда

Австрийский врач Зигмунд Фрейд , основоположник психоанализа, считал, что основные биологические инстинкты в сочетании с социальными факторами формируют личность. Фрейд утверждал, что разум состоит из трех частей, которые должны правильно взаимодействовать для человека. хорошо функционировать в обществе. Если какая-либо из трех частей становится доминирующей, личной и могут возникнуть социальные проблемы. Три части — это Ид, Суперэго и Эго.

  1. Id: Согласно Фрейду, сначала развивается id. Разум новорожденного состоит только из Ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний. Ид представляет самые примитивные желания человека, и человек управляется только Ид делал бы все строго для собственного удовольствия, нарушая общественные нормы в процесс и риск наказания.
  2. Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их разум развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям. Кто-то с гиперактивным супер-эго был бы ограничен слишком жесткой системой правил, которые будут препятствовать его или ее способности жить нормально.
  3. Эго: Здоровый ум также состоит из эго или части ума который разрешает конфликты между ид и суперэго. Обычно эго уравновешивает желания ид и суперэго, но когда это терпит неудачу, у человека могут возникнуть трудности с выполнением решений, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального бихевиоризма Мида

Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется представление о себе через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что self , который является часть личности человека, состоящая из самосознания и образа самого себя, является продуктом социальный опыт. Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:

  1. Самость развивается исключительно через социальный опыт. Мид отклонен Представление Фрейда о том, что личность частично определяется биологическими влечениями.
  2. Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла.
  3. Чтобы узнать намерения других, нужно представить ситуацию с их точки зрения. перспективы. Мид считал, что социальный опыт зависит от нашего восприятия себя как это делают другие, или, как он выразился, «брать на себя роль другого».
  4. Понимание роли другого приводит к самосознанию. Мед утверждал, что существует активное «я» и объективное «я». «Я» активно и инициирует действие. «Я» продолжает, прерывает или меняет действие в зависимости от того, как другие отвечают.

Мид считал, что ключом к саморазвитию является понимание роли другой. Он также наметил шаги в процессе развития от рождения до взрослой жизни:

Теория зазеркалья Кули

Подобно Миду, социолог Чарльз Хортон Кули считал, что мы формируем нашу представления о себе через взаимодействие с другими людьми. Особенно его интересовало, как значимые другие формируют нас как личности. A значимый другой это тот, чей мнения важны для нас и кто в состоянии влиять на наше мышление, особенно о сами . Значимым другим может быть кто угодно, например родитель, брат или сестра, супруг или лучший друг.

Роль социализации в развитии личности ребенка

  • Идентификатор корпуса: 213787950
  title={Роль социализации в развитии личности ребенка},
  автор = {Абдул Рахим Чандио и Манзур Али},
  год = {2019}
} 
  • Абдул Рахим Чандио, Манзур Али
  • Опубликовано 3 декабря 2019 г.
  • Психология

Настоящее исследование направлено на то, чтобы выделить основные составляющие социализации, чтобы повлиять на развитие личности детей, поскольку она социализирует детей с различными чертами, чтобы сделать они способны приспособиться к обществу и вести успешную жизнь. Концепция социализации охватывает широкий спектр процессов, посредством которых дети узнают культуру и становятся неотъемлемой частью общества. Более того, Социализация — это непрерывный процесс обучения, поэтому ее нельзя достичь внезапно и… 

sujo.usindh.edu.pk

Роль учителей в развитии подрастающего поколения: результаты социологического опроса в Казахстане

В данной статье представлены некоторые результаты социологического исследования роли учителей в развития детей и подростков в Казахстане. Исследование было проведено…

ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 37 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

СЕМЬЯ И ШКОЛА ПОНИМАЮТСЯ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • Анастасиу Ионуц
  • Экономика

  • 2011

Понятие социализации определяется в широком смысле как процесс, посредством которого человек становится членом общества. Процесс социализации должен происходить не внезапно, а постепенно,…

Дополнительный взгляд на первичную теорию социализации.

Как и все крупномасштабные теории, неизбежно абстрагирующиеся от тотальности и разнообразия человеческого поведения, теория первичной социализации оставляет некоторые пробелы, требующие дальнейшего разъяснения, и, несмотря на проницательность и новаторский характер этой теории, ее гипотезы должны быть проверены в тщательно разработанных, масштабные исследования.

Теория первичной социализации: этиология употребления наркотиков и отклонений. I.

Теория первичной социализации согласуется с текущими исследованиями, имеет большое значение для улучшения профилактики и лечения и предлагает конкретные гипотезы для дальнейших исследований.

Отношения между матерью и ребенком и отцом и ребенком в среднем детстве и подростковом возрасте: анализ развития

  • У. Коллинз, Г. Рассел
  • Психология

  • 1991

Воздействие детей младшего возраста с экстернализирующим поведением на их семьи

По сравнению с родителями нормально развивающихся детей, родители с экстернализирующими детьми сообщали о более негативном влиянии на социальную жизнь, более негативных и менее позитивных чувствах к воспитанию детей и более высоком уровне отношения к детям. стресс.

Отношение материнских практик и характеристик к заместительной эмоциональной реакции детей.

  • Н. Айзенберг, Р. Фабес, Г. Свитцер
  • Психология

    Развитие ребенка

  • 1992

Связь матерей переживаний героя фильма с собственным опытом детей была связана с реакцией детей на фильм и вербальными высказываниями матери во время фильма о ее собственном эмоциональном состоянии и принятии роли были связаны с самооценкой мальчиков.

Родительская социализация использования детьми Интернета: качественный подход

  • W. Shin
  • Психология

    New Media Soc.

  • 2015

Утверждается, что родители должны принимать активное участие в общении со своими детьми и иметь знания в области Интернета, чтобы способствовать созданию более безопасной онлайн-среды для детей.

Исламская общительность

  • М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts