Психология социальных групп: 2. Психология социальных групп. Социальная психология. Курс лекций

Тема 10. Психология социальных групп

    1. Классификация социальных групп

    2. Большие социальные группы

      1. Массовая коммуникация

      1. Социальная психика

    1. Малые социальные группы

      1. Классификация малых групп

      2. Групповая динамика

      3. Развитие малой группы

    2. Взаимодействие индивида и малой группы

      1. Конформизм и уступчивость

      2. Эффекты поляризации и огруппления мышления

      3. Деиндивидуализация

      4. Лидерство и руководство

        1. Обзор теорий лидерства

        2. Лидерство и руководство в малых группах

        3. Лидерство, руководство, власть

        4. Стили руководства

        5. Характеристика качеств лидера

        6. Как стать лидером

При наличии двух и более людей, взаимодействующих друг с другом или осознающих присутствие друг друга, уже можно говорить о группе. Как правило, члены группы имеют общую цель.

Группа – два или более лица, которые взаимодействуют друг с другом, знают о существовании друг друга, и имеют общую цель.

В «Психологическом справочнике учителя» (Л.И. Фридман, И.Ю. Кулагина) приводится следующее определение группы:

«Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности».

В социальной психологии существует множество классификаций групп, построенных по разным основаниям:

— способ образования,

— организация и тип руководства,

— тип структуры,

— задачи и функции,

— преобладающий тип контактов в группе,

— уровень развития,

— принципы доступности членства в группе,

— размер (число членов),

— и т. д.

Прежде всего, для социальной психологии, значимо разделение групп на

условные и реальные.

С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социальная психология сосредоточивает свое исследование на реальных группах.

Реальные лабораторные группы – преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях.

Реальные естественные группы образуются в естественных условиях. К ним относятся большие (нации, профессиональные союзы, общественные классы, половозрастные группы и т.д.) и малые социальные группы (студенческая группа, спортивная команда, семья, рабочая бригада и т.д.).

В целом классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (Рис.10.1).

Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы», является предметом исследования социальной психологии.

Очевидно, что каждый человек вступает во взаимодействие с разнообразными группами. Люди постоянно нуждаются друг в друге и полагаются друг на друга. Одни группы опираются на формальные, жестко определенные правила, таковы, например, политические партии, профсоюзы, секты, в основе деятельности которых лежат весьма специфические цели. Однако есть и другие, более неформальные группы, такие как семья, ваши друзья, приятели, с которыми вы взаимодействуете постоянно.

В одних группах есть лидер, другие могут обходиться без него. И действительно, зрители в кинотеатре, покупатели в магазине, или ожидающие поезда пассажиры не нуждаются в лидере, в то время как оркестр, группа учащихся, как правило, испытывают потребность в руководителе.

Независимо от того, есть в группе лидер или нет, любая группа характеризуется динамикой, т.е. постоянно меняется и люди, взаимодействуя друг с другом, изменяют свои установки и поведение под влиянием группы.

Социальные группы: признаки, виды, функции

Все мы принадлежим к различным социальным группам и часто говорим о них. В этой статье вы узнаете, что собой представляют социальные группы, какие признаки, виды и функции они имеют, а также зачем вообще люди объединяются в группы, что является причиной возникновения социальных групп.

Чтобы научиться взаимодействовать внутри социальной группы, находить подходы к людям, научиться договариваться и лучше взаимодействовать с людьми, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации». Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.

Определения социальной группы

Не существует единого чёткого определения социальной группы, поэтому мы решили привести сразу несколько:

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью.

В совокупности эти определения позволяют составить наиболее точное представление о том, что такое социальная группа. Но есть и другие особенности, о которых следует знать.

Признаки, виды и функции социальных групп

Для начала рассмотрим признаки, по которым можно определить социальную группу:

Взаимодействие её членов. Оно может быть как прямым, так и косвенным.

Наличие взаимосвязи между членами группы.

Устойчивость. Иными словами, социальной группой нельзя назвать общность людей, существующую незначительное количество времени.

Наличие общей цели.

Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Наличие внутренней организации, структуры. Не обязательно роль каждого члена должна быть официально закреплена. Например, если вы внимательно проанализируете общение со своими друзьями, вы заметите, что за каждым из вас закрепилась какая-либо роль.

Чувство принадлежности к группе.

Наличие специфических групповых моделей поведения.

Социальные группы можно классифицировать несколькими способами:

Большие и малые. К первым относятся этнические группы, социальные классы, профессиональные группы и т.д., ко вторым – семью, рабочий коллектив и т.д.

Формальные и неформальные.

Первичные и вторичные. В первичной группе её члены общаются между собой непосредственно и с высокой эмоциональностью, а общение во вторичной группе носит формальный, официальный и безличный характер. Пример первичной группы – компания друзей, вторичной – бизнес-компания.

Также стоит рассмотреть понятия ингруппа и аутгруппа. Ингруппа – это «свои», группа, к которой принадлежит индивид.

Аутгруппа – «чужие», группа, к которой индивид не принадлежит.

И, конечно же, социальные группы выполняют определенные функции. Во-первых, это социализация личности. Человек не может жить вне каких-либо социальных групп. Во-вторых, в трудных ситуациях люди объединяются, и группа помогает им справиться с проблемами.

В-третьих, выполняется инструментальная функция: люди объединяются в группу, чтобы достичь каких-либо целей. И, наконец, группа помогает людям удовлетворить их потребности в одобрении и поддержке. Но об этом стоит сказать несколько подробнее.

Почему люди объединяются в социальные группы?

Во-первых, социальная группа удовлетворяет потребность человека в любви, поддержке, одобрении, общении, внимании, переживании чувства принадлежности. У человека есть такие нужды, удовлетворить которые он может только в какой-либо социальной группе.

Во-вторых, группа предполагает сотрудничество. Существует огромное количество целей, которых мы хотим достичь, но не можем это сделать в одиночку. А вот совместными усилиями это вполне реализуемо. Мы объединяемся для выполнения каких-либо задач.

В-третьих, в социальной группе мы чувствуем себя в безопасности. Группа может защитить от врагов, если они есть. Но даже если врагов нет, человек всё равно нуждается в том, чтобы ощущать себя защищённым.

В-четвёртых, в социальных группах происходит обмен знаниями и информацией, взаимообучение. Мы получаем возможность узнать то и научиться тому, что ранее было нам недоступно.

В-пятых, принадлежность к какой-либо группе формирует социальную идентичность, которая становится частью нашей «Я-концепции».

И в заключение предлагаем вам поразмышлять и ответить на 2 вопроса. К каким социальным группам вы принадлежите? Назовите 3-7 основных. И что даёт вам принадлежность к этим социальным группам? Какую выгоду вы извлекаете из членства в ней? Это поможет вам лучше понять самих себя и более критически отнестись к своему окружению.

Желаем успехов!

Ключевые слова:1Коммуникации

Групповое поведение – общая психология

Перейти к содержимому

Социальная психология

Цели обучения

  • Проиллюстрировать, когда присутствие других может привести к групповому мышлению, социальной фасилитации или социальной лени

Групповое мышление

Когда мы находимся в группе, на нас часто влияют мысли, чувства и поведение окружающих нас людей. Независимо от того, связано ли это с нормативным или информационным социальным влиянием, группы имеют возможность влиять на людей. Еще одно явление группового соответствия — групповое мышление. — это модификация мнений членов группы в соответствии с тем, что, по их мнению, является групповым консенсусом (Janis, 1972). В групповых ситуациях группа часто предпринимает действия, которые отдельные люди не стали бы выполнять за пределами группы, потому что группы принимают более экстремальные решения, чем отдельные люди. Более того, групповое мышление может препятствовать противоположному движению мыслей. Это устранение различных мнений способствует ошибочному решению группы.

Копать глубже: групповое мышление в правительстве США

В правительстве США было несколько случаев группового мышления. Один пример произошел, когда Соединенные Штаты возглавили небольшую коалицию стран для вторжения в Ирак в марте 2003 года. Это вторжение произошло потому, что небольшая группа советников и бывший президент Джордж Буш были убеждены, что Ирак представляет собой серьезную террористическую угрозу с большим запасом оружия.

оружия массового поражения в его распоряжении. Хотя у некоторых из этих лиц могли быть некоторые сомнения в достоверности информации, доступной им в то время, в конце концов группа пришла к единому мнению, что Ирак обладает оружием массового уничтожения и представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Позже выяснилось, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, но только после того, как вторжение было в самом разгаре. В результате погибло 6000 американских солдат и еще больше мирных жителей. Как администрация Буша пришла к своим выводам? Вот видео, в котором Колин Пауэлл обсуждает имеющуюся у него информацию спустя 16 лет после своего знаменитого выступления в Организации Объединенных Наций, в котором он говорил о том, что у Ирака наверняка есть материалы для создания оружия массового уничтожения («Колин Пауэлл говорит, что презентация ООН по Ираку провалилась обо мне», 2017). Вы видите доказательства группового мышления?

Почему возникает групповое мышление? Есть несколько причин группового мышления, что делает его предотвратимым. Когда группа очень сплочена или имеет сильное чувство связи, поддержание групповой гармонии может стать для группы более важным, чем принятие правильных решений. Если лидер группы директивен и высказывает свое мнение, это может отбить у членов группы охоту не соглашаться с лидером. Если группа изолирована от альтернативных или новых точек зрения, групповое мышление может быть более вероятным. Как узнать, когда происходит групповое мышление?

Существует несколько симптомов группового мышления, включая следующие:

  • воспринимать группу как неуязвимую или непобедимую — верить, что она не может причинить вреда
  • полагая, что группа морально правильна
  • самоцензура со стороны членов группы, например, сокрытие информации во избежание нарушения группового консенсуса
  • аннулирование несогласных мнений членов группы
  • ограждение лидера группы от инакомыслия
  • воспринимая иллюзию единодушия среди членов группы
  • наличие стереотипов или негативное отношение к чужой группе или другим людям с иными точками зрения (Janis, 1972)

Учитывая причины и симптомы группового мышления, как его избежать? Существует несколько стратегий, которые могут улучшить процесс принятия групповых решений, включая поиск мнений со стороны, голосование наедине, воздержание лидера от заявлений о позиции до тех пор, пока все члены группы не выскажут свои взгляды, проведение исследования всех точек зрения, взвешивание затрат и выгод всех вариантов и разработка плана на случай непредвиденных обстоятельств (Янис, 19 лет)72; Митчелл и Экштейн, 2009).

Групповая поляризация

Другим явлением, возникающим в рамках групповых настроек, является групповая поляризация. (Teger & Pruitt, 1967) — это усиление первоначальной групповой установки после обсуждения взглядов внутри группы. То есть, если группа изначально поддерживает точку зрения, после обсуждения групповой консенсус, вероятно, станет более сильным одобрением точки зрения. И наоборот, если группа изначально была против точки зрения, групповое обсуждение, скорее всего, привело бы к более сильному противодействию. Групповая поляризация объясняет многие действия, предпринятые группами, которые не были бы предприняты отдельными людьми. Групповую поляризацию можно наблюдать на политических съездах, когда платформы партии поддерживаются отдельными лицами, которые, находясь вне группы, отказались бы их поддерживать. Более повседневный пример — групповое обсуждение того, насколько кто-то привлекателен. Изменится ли ваше мнение, если вы находите кого-то привлекательным, а ваши друзья не согласны? Если ваши друзья будут громко соглашаться, может быть, вы найдете этого человека еще более привлекательным?

Социальная помощь

Не все межгрупповые взаимодействия приводят к описанным нами отрицательным результатам. Иногда пребывание в группе может улучшить производительность. возникает, когда человек работает лучше, когда зрители наблюдают, чем когда человек выполняет поведение в одиночку. Обычно это происходит, когда люди выполняют задачу, для которой они достаточно квалифицированы. Можете ли вы привести пример, в котором наличие аудитории могло бы повысить производительность? Одним из распространенных примеров является спорт. Опытные баскетболисты с большей вероятностью попадут в корзину со штрафного броска в окружении ликующей публики, чем когда они будут играть в одиночку в тренажерном зале (рис. 1). Однако бывают случаи, когда даже опытные спортсмены могут испытывать трудности под давлением. Например, если спортсмен менее опытен или нервничает при выполнении штрафного броска, присутствие зрителей может скорее помешать, чем помочь. Таким образом, социальная помощь, скорее всего, будет иметь место для простых задач или задач, в которых мы опытны, но при выполнении перед другими может быть хуже, в зависимости от задачи.

Рисунок 1 . Внимание толпы может мотивировать опытного спортсмена. (кредит: Томми Гиллиган/USMA)

Социальное безделье

Другим способом, которым присутствие группы может повлиять на нашу производительность, является социальное безделье. — это приложение меньших усилий человеком, работающим вместе с группой. Социальная леность возникает, когда наши индивидуальные действия не могут быть оценены отдельно от групповых. Таким образом, производительность группы снижается при выполнении простых задач (Karau & Williams, 1993). По сути, отдельные члены группы бездельничают и позволяют другим членам группы подбирать слабину. Поскольку усилия каждого человека не могут быть оценены, у людей снижается мотивация работать хорошо. Например, рассмотрим группу людей, которые вместе убирают мусор с обочины. Некоторые люди будут прилагать большие усилия, в то время как другие прилагают мало усилий. Тем не менее, вся работа сделана, и может быть не очевидно, кто усердно работал, а кто нет.

Будучи студентом колледжа, вы могли столкнуться с социальным бездельем, работая над групповым проектом. Вам когда-нибудь приходилось вносить больше, чем вам положено, потому что ваши коллеги по группе не вкладывались в работу? Это может произойти, когда профессор выставляет групповую оценку вместо индивидуальной. Если профессор не знает, сколько усилий приложил каждый студент к проекту, некоторые студенты могут быть склонны позволить более добросовестным студентам выполнять больше работы. Вероятность социального безделья в студенческих рабочих группах увеличивается по мере увеличения размера группы (Шепперд и Тейлор, 19 лет).99).

Интересно, что противоположность социальной лени возникает, когда задача сложная и трудная (Bond & Titus, 1983; Geen, 1989). Помните предыдущее обсуждение удушья под давлением? Это происходит, когда вы выполняете сложную задачу, и ваша индивидуальная производительность может быть оценена. В групповой обстановке, такой как студенческая рабочая группа, если ваша индивидуальная успеваемость не может быть оценена, на вас оказывается меньшее давление, чтобы вы преуспели, и, следовательно, меньше беспокойства или физиологического возбуждения (Latané, Williams, & Harkens, 19). 79). Это переводит вас в расслабленное состояние, в котором вы можете проявить себя наилучшим образом, если захотите (Zajonc, 1965). Если задача сложная, многие люди чувствуют мотивацию и считают, что их группа нуждается в их вкладе, чтобы добиться успеха в сложном проекте (Jackson & Williams, 1985). Учитывая то, что вы узнали о социальной лености, какой совет вы бы дали новому профессору о том, как разрабатывать групповые проекты? Если вы предположили, что усилия отдельных лиц не следует оценивать, чтобы предотвратить тревогу по поводу удушья под давлением, но что задача должна быть сложной, вы хорошо понимаете концепции, обсуждаемые в этом разделе. В качестве альтернативы вы можете предложить оценить усилия отдельных лиц, но задача должна быть легкой, чтобы облегчить ее выполнение. Удачи в попытках убедить вашего профессора давать только легкие проекты!

В таблице ниже приведены типы социального влияния, о которых вы узнали в этом модуле.

The first row is a header row with these headings: “Types of social influence” and “Description.” Row 2 describes “conformity” as “Changing your behavior to go along with the group even if you do not agree with the group.” Row 3 describes “Compliance” as “Going along with a request or demand.” Row 4 describes “Normative social influence” as “Conformity to a group norm to fit in, feel good, and be accepted by the group.” Row 5 describes “Informational social influence” as “Conformity to a group norm prompted by the belief that the group is competent and has the correct information.” Row 6 describes “Obedience” as “Changing your behavior to please an authority figure or to avoid aversive consequences.” Row 7 describes “Groupthink” as “Group members modify their opinions to match what they believe is the group consensus.” Row 8 describes “Group polarization” as “Strengthening of the original group attitude after discussing views within a group.” Row 9 describes “Social facilitation” as “Improved performance when an audience is watching versus when the individual performs the behavior alone. ” Row 10 describes “Social loafing ” as “Exertion of less effort by a person working in a group because individual performance cannot be evaluated separately from the group, thus causing performance decline on easy tasks.”»>
Таблица 1. Виды социального влияния
Тип социального влияния Описание
Соответствие Изменение своего поведения, чтобы присоединиться к группе, даже если вы не согласны с группой
Соответствие Выполнение просьбы или требования
Нормативное социальное влияние Соответствие групповой норме, чтобы соответствовать, чувствовать себя хорошо и быть принятым группой
Информационное социальное воздействие Соответствие групповой норме, вызванное верой в то, что группа компетентна и имеет правильную информацию
Послушание Изменение своего поведения, чтобы угодить авторитетному лицу или избежать неприятных последствий
Групповое мышление Члены группы изменяют свое мнение, чтобы оно соответствовало тому, что, по их мнению, является консенсусом группы
Групповая поляризация Укрепление первоначального группового отношения после обсуждения взглядов в группе
Социальная помощь Улучшенная производительность, когда наблюдает аудитория, по сравнению с тем, когда человек выполняет действие в одиночку
Социальное безделье Приложение меньших усилий человеком, работающим в группе, потому что индивидуальная эффективность не может быть оценена отдельно от группы, что приводит к снижению производительности при выполнении простых задач

Смотреть

Вы можете просмотреть стенограмму «Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38» здесь (откроется в новом окне).

Лицензии и атрибуты (Щелкните, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Соответствие, соответствие и послушание. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/12-4-conformity-compliance-and-obedience. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Социальное влияние: ускоренный курс психологии №38. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://youtu.be/UGxGDdQnC1Y?list=PL8dPuuaLjXtOPRKzVLY0jJY-uHOH9KVU6. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

Лицензия

Общая психология от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

типов групп в психологии объяснение

Введение

Типы социальных групп относятся к категоризации взаимодействий внутри социальных групп на основе многочисленных групповых динамик, составляющих социальную организацию в социальных науках. С социологической точки зрения группы можно разделить на основе того, как и в какой степени их природа влияет на людей. Например, основная группа — это небольшая социальная группа с близкими, личными и длительными отношениями (например, семья, друзья детства). С другой стороны, вторичная группа — это та, в которой взаимодействие менее интимное, чем в первичной группе, и часто сосредоточено на общих интересах, деятельности и/или достижении цели вне отношений (например, коллеги, одноклассники).

Значение группы

Термин «группа» является аморфным и относится ко всему, от двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, где вы работаете в паре с другим учеником) до клуба, регулярного собрания друзей или людей. которые работают вместе или имеют общие увлечения. В двух словах, эта фраза относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые регулярно взаимодействуют друг с другом и имеют чувство принадлежности к группе. Конечно, любое собрание людей — это не всегда группа. Например, митинг — это, как правило, разовое мероприятие, а членство в политической партии не свидетельствует о взаимодействии с другими.

Характеристики группы

  • Группа состоит из двух или более лиц, считающих себя ее частью. Они также считают себя отличными от остальной толпы.
  • Члены группы имеют общие мотивы и цели. Члены группы либо работают над достижением определенной цели, либо устраняют риски, с которыми сталкивается группа.
  • Члены группы зависят друг от друга, а это означает, что действия одного члена группы могут иметь разветвления.
  • Разные члены группы отвечают за разные задачи и должны достигать разных целей группы. Короче говоря, разные члены группы играют разные роли. На участников иногда возлагаются обязанности, хотя они часто приобретают их со временем.
  • Система норм или ролей регулирует взаимодействие членов группы. Нормы описывают ожидаемое поведение членов группы.

Типы групп

В основном три типы групп в психологии .

  • Первичные и вторичные группы
  • Формальные и неформальные группы
  • Ингруппы и аутгруппы

Первичные и вторичные группы

Первые часто имеют организованную структуру, формальные правила и авторитетную фигуру, контролирующую правила, членов , а также проект или деятельность, в которой участвует группа, что является существенным отличием между вторичной и первичной группами. С другой стороны, первичные группы часто слабо организованы, а правила, скорее всего, имплицитны и передаются из поколения в поколение в процессе социализации.

 

Хотя очень важно понимать различия между первичными и вторичными группами и различные типы отношений, которые их отличают, не менее важно отметить, что они могут пересекаться. Например, человек может встретить кого-то из вторичной группы, который становится близким другом или романтическим партнером, который со временем становится супругом. Эти люди составляют часть ближайшего социального круга человека.

Формальные и неформальные группы

Когда группа формируется для достижения определенной организационной цели или работы, она называется формальной группой. Официальный орган делает это по определенной причине. Формальная группа, командная или функциональная, состоит из менеджеров и подчиненных, которые регулярно встречаются для обсуждения общих и конкретных идей по улучшению продуктов или услуг. Несмотря на то, что структура формальных групп может различаться, обычно они функционируют под руководством одного руководителя.


С другой стороны, неформальные группы формируются самими членами таких групп, а не формальные группы, которые формируются организациями для достижения конкретных целей. Они органично возникают в результате общих интересов членов организации. Они возникают естественным образом и имеют общие интересы, такие как самооборона, помощь в трудоустройстве и социальные контакты без какой-либо формальной классификации. Неформальные группы могут иметь свой собственный набор лидеров и последователей, а также свой собственный набор целей, социальных позиций и моделей работы. У них есть свои неписаные нормы и кодекс поведения, которые безоговорочно принимают все члены.

Ингруппа и аутгруппа


Другой тип группы — Ингруппа. Ингруппы — это группы, к которым человек принадлежит и испытывает чувство преданности. Аутгруппы — это те, к кому у него нет привязанности или привязанности и к которым он может испытывать ненависть, недоверие, враждебность, страх или даже ненависть. Страна, этническая принадлежность, религиозная секта или соседская группа считается ниже своей собственной и к ней относятся с предубеждением или ненавистью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts