Трансперсональная психология основные положения: история развития, основные понятия и идеи

Содержание

Трансперсональная психология — основные черты и исследования личности

Трансперсональная психология относится к современному направлению психологии, целью исследования которой является сознание и трансперсональные волнения человека, а также природа, конфигурация, первопричина и следствия. Трансперсональная психология анализирует сознание в широком спектре его проявлений: множество состояний рассудка, магические и культовые волнения, духовные кризисы, состояния близкие к смерти, формирование проницательности, развитие творческих способностей, индивидуальные ресурсы, парапсихологические феномены.

После создания таких направлений в области психологии, как психоаналитическая концепция, бихевиоризм и гуманистическая психология порой об этом направлении в психологической науке говорят, что трансперсональная психология есть «четвертая мощь».

Особенностью трансперсонального подхода является то, что при изучении психики человека значение имеют не только те данные, которые были получены предшествующими современными направлениями и иными науками, но и итоги, приобретенные в результате изысканий, полученных при исследовании различных духовных и культурных обычаев цивилизаций Востока и Запада на протяжении сотен тысяч лет.

Возникновение современного направления

Имеется индивидуальная последовательность и коннотационная взаимосвязь между гуманистическим и трансперсональным направлением в психологии. Основоположниками данных проектов была одна и та же публика, а именно: А. Маслоу, М. Мерфи, С. Криппнер, А. Уотс, Э. Сутич, и другие.

Появление гуманистической психологии можно считать итогом осмысления тех действий, которые происходили в различных государствах, как в жизни общества, так и в психологической науке в 60-е года минувшего века. В области социума этот период является многочисленным движением, созданным молодежью и имеющим отношение к контркультуре, направлением, которого был сосредоточенный отбор. Он был направлен на поиск новейших конфигураций общности индивидов, без ограничений узкими стандартами, сформированными домашним укладом, основанным на традициях и продиктованным здравым смыслом, характеризующих материальное благополучие людей и ценностной составляющей жизни.

В области психологии данное движение считалось неким протестом, связанным с подавляющим влиянием бихевиоризма и фрейдизма, чьи идеи были ограничены объектом собственного исследования поведения человека, по сути, ликвидировав изучение рассудка и личности человека. Представители «нового движения» никоим образом не отрицали той существенной лепты, которую привнес в формирование психологии З. Фрейд, но также лицезрели в психоанализе его узость и ограниченность.

Маслоу полагал, «что Фрейд дал нам психологию заболевания, а мы ныне обязаны его дополнять психологией здоровья». Значительной лептой, внесенной Маслоу в гуманистическую психологию можно считать его теорию о самоактуализации личности. Он выдвинул собственную, известную «иерархию потребностей», где на верхушке, располагается необходимость человеческого индивида в самореализации, либо согласно его собственному обоснованию «абсолютное применение способностей, возможностей и имеющихся талантов».

Гуманистическую психологию необходимо подвергать рассмотрению скорее со стороны некого движения, ведь точной теоретической наукой она так и не стала, то есть данное движение – это группа новых на тот период конструктивных теоретических подходов к человеку, как обладающему разумом и самосознанием в психотерапии и психологии.

Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. Гештальттерапия, течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, психосинтез, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».

Огромную роль в формировании гуманистических, а в последующем и трансперсональных основ в психологии возымела та работа, которая проводилась в Институте Эсален, местоположением его являлась Калифорния, США. Тут в различные периоды проживали те самые люди, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловили сегодняшний вид гуманистического и трансперсонального направления в области психологической науки.

Где-то в половине 60-х годов основоположники и лица, выражающие и поддерживающие идеологию «третьей волны», пришли к выводу, что гуманистическое направление нуждается в увеличении, расширении и дополнении.

Рождение «четвертой волны»

Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».

В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.

А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.

Исследования трансперсональной психологии

Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.

Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.

Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.

Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого сознания. А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».

При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:

– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;

– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;

– рекомендовала новейшую обширную и дополненную карту человеческой нервной системы;

– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;

– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.

Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.

Основные черты и картина будущего

Характерной чертой трансперсональной психологии считается объединение разных школ в области психологической науки, философии (включая и восточную, и западную), кроме того и иные науки (например, квантовая физика и антропологизм). Разнообразные психологические школы в данном направлении психологии являются только модификациями, сравнимые с «планом местности», старающиеся в большей или меньшей степени успешно описать тот или иной нередко крайне небольшой аспект реальности, однако не имеющие шанса требовать соответствия с самой действительностью.

Прикладная роль трансперсональной психологии заключается в предоставлении новейшего мнения на психическое состояние здоровья и его аномалии, снабжая при этом интегративным разноплановым подходом к человеку. Трансперсональные волнения владеют наиболее сильными целебными способностями, обладают колоссальной ролью при формировании творческих, моральных и эстетических качеств для эмоционального оздоровления социума.

Картина будущего трансперсональной психологии обуславливается тем, что как течение современной психологической науки способствует изучению гармоничных и целостных путей формирования личности, росту его созидательной деятельности и реконструкции жизни.

Способы, которые использует трансперсональная психология, в том числе активные интегративные психотехнологии, содействуют в положительных индивидуальных переменах, познанию самого себя и значимым открытиям во взаимоотношениях и осмыслении таких аспектов, как смысл жизни и смерти, согласие с самим собой и окружающим обществом, стремление к единству и воссоединению с миром в целом.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Трансперсональная психология.

Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в трансперсональной психологии.

Трансперсональная психология – раздел общей психологии, изучающий измененные состояния сознания, трансперсональный опыт, трансперсональные переживания.

Трансперсональные переживания – самоидентификация с предметами, процессами или явлениями, находящимися за пределами личности.Бывают индивидуальными или групповыми.

Основатели направления: Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман

Экспериментальные исследования: Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С.Грофа были связаны с психодислептиками, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм. Он изучал измененные состояния сознания. Издревле известны способы вхождения в ИСС — использовались специальные растения — грибы, кактус пейотль, препараты конопли, травы. Следующим способом вхождения в эти состояния, который был известен с очень давних времен, является голодание. Менее известны такие способы, как преодоление сна и бичевание. Более распространены танцы, песнопения, барабанная дробь и грохот.

В 1987 г. Всемирной организацией здравоохранения было запрещено использовать с лечебной и экспериментальной целью препараты наркотического действия. Исследователи стали искать более приемлемые пути самоактуализации личности. Некоторые экспериментаторы пытаются сейчас работать на препаратах, разрешенных в анестезиологии. У.Рассел, чтобы обрести способности к сверхчувственному восприятию, подвергал себя специальной тренировке, активно практиковал медитацию. Дж.Лилли, известный американский врач и исследователь в области космонавтики, изучающий религиозные и социальные ритуалы, посмертный опыт, глубины психики, прибегал к изоляции, чтобы вызвать в себе океаническое чувство, ощущение безбрежности психики и другие явления, свидетельствовавшие о нашей связи с мировым целым, со Вселенной, что пробуждало ото сна давно уснувшие воспоминания, хранившиеся в глубинах психики.

С.Гроф также отказался от применения наркотиков. В 1984 г. С.Грофом был предложен более естественный и безопасный метод, относящийся к дыхательным техникам, — голотропная терапия (холотропное дыхание). Дыхательные техники известны давно, но были заново открыты в семидесятых годах. С.Гроф обнаружил, что интенсивное, более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, со специфическими приемами работы с телом в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и аффекты, как при использовании ЛСД-25, и такие же терапевтические и интегративные возможности. Гроф разделял два вида сознания: одно — ориентированное на осязаемую реальность, а второе — направленное к неосязаемой внутренней реальности. Важно различать их так, чтобы переживания одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой, считает ученый. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно.

Особенностью современной трансперсональной психологии является разнообразие взглядов на ее предмет, методы и основную проблематику. Они представлены теоретическими программами религиозных и духовных практик и психологических школ. Каждая из них выработала оригинальные объяснительные модели, в рамках которых накопился фактический материал и богатый опыт практических методов.

Прикладное значение трансперсональной психологии в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию — обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные переживания обладают особым терапевтическим потенциалом, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

Понимание личности в трансперсональной психологии.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное. Каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое или истинное «я», которое человек ощущает при трансперсональных состояниях сознания. Независимое от личности и личного эго, это «я» является источником мудрости, душевного здоровья и гармонии. Каждый индивид обладает безграничными возможностями духовного роста.

Трансперсональная психология соединяет в себе прозрения различных школ психологии личности (индивидуалистических психологии — individualistic psychologies) Запада с духовными психологиями Востока и Среднего Востока.

Вечная модель включает четыре основных положения (Valle, 1889):

«1. Существует некая трансцендентальная реальность или единство (Unity), охватывающая все (по-видимости, отдельные) явления.

2. Эго или индивидуальное «я» представляет собой всего лишь отражение большего, трансперсонального («сверхперсонального» «beyond the personal») «я» или единства. Мы приходим из этого большого «я» и туда возвращается. Мы теряем связь с источником, откуда вышли, и нам необходимо снова почувствовать эту связь, чтобы сформироваться как здоровая и цельная личность.

3. Совершенно очевидно, что индивиды могут непосредственно воспринимать эту реальность или большое «я» как центр духовных ценностей.

4. Этот опыт приводит к качественным изменениям в ощущении самого себя и окружающего мира. Это мощный опыт, позволяющий заново оценить самого себя.»

Что такое трансперсональная психология? | Meridian University

Существуют более высокие уровни человеческого развития, чем предполагала традиционная психология.

Это смелое заявление трансперсональных психологов. Они верят, что человеческий опыт может выйти за пределы эго, достичь трансцендентного и наполнить нашу жизнь любовью, состраданием и смыслом.

Трансперсональная психология — это отрасль психологии, сосредоточенная на изучении духовных и трансцендентальных аспектов человеческого опыта. Это подход, который направлен на то, чтобы понять, как связь между собой и нашим высшим сознанием может привести к росту и саморазвитию.

В этой статье мы рассмотрим, как трансперсональная психология предлагает новый подход к изучению психики и что означает самоактуализация. Мы посмотрим, как расширение сознания ведет к личностному росту и чем мистический опыт одновременно похож на психоз и сильно отличается от него.

Трансперсональная психология и поиски самореализации

Трансперсональная психология может помочь людям полностью раскрыть свой потенциал.

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, конечной целью человеческого развития является самоактуализация. Этот процесс относится к тому, чтобы стать лучшей версией себя, максимально раскрыть свой потенциал и выполнить свою жизненную цель.¹

Традиционные взгляды на самоактуализацию подчеркивают достижение определенных психологических характеристик, таких как положительная самооценка, уверенность в себе и автономия. Надличностный взгляд на самоактуализацию выходит за рамки эго и фокусируется на связи с высшим я или сознанием.

Теории, связывающие Я с трансперсональным

Кен Уилбер, философ и крупный современный теоретик трансперсонального, считал, что реальность и психика организованы в уровни. Он представил эту идею в своей книге Преобразования Сознания и раскрыли модель, включающую десять стадий человеческого развития. В своей модели он включает элементы восточных идей, таких как система чакр и тантрическая йога. Он сгруппировал эти стадии в три уровня: доличностный, личный и надличностный.²

Доличностное функционирование характеризуется следованием инстинктивным желаниям и формируется базовыми потребностями. Личное функционирование ориентировано на эго и опосредовано им. Надличностное функционирование возникает, когда люди меньше идентифицируют себя со своими личными заботами и соединяются с реальностью за пределами личной идентичности. В трансперсональных состояниях границы эго имеют тенденцию растворяться, а отношения субъекта и объекта изменяются или разрушаются. Это порождает возможность глубоких переживаний связанности.

Станислав Гроф, известный психиатр, исследователь ЛСД и пионер в области трансперсональной психологии, также говорит о важности самопреодоления в процессе самоактуализации. Он считает, что самореализация — это не только раскрытие своего потенциала, но и преодоление ограничений эго и соединение с источником всего сущего. Люди могут достичь этой связи с помощью различных духовных практик, таких как медитация, молитва или дыхание, что позволяет им достигать более высоких состояний сознания и углубляться в более глубокие части своей психики.

С помощью своей жены Гроф разработал метод работы с дыханием, который позволяет выйти за пределы эго и войти в состояние измененного сознания (ИСС). Этот метод, называемый холотропным дыханием, использует вызывающую воспоминания музыку, гипервентиляцию, перинатальные переживания и архетипический импринтинг для доступа к подавленным воспоминаниям. Подавленный вклад, который исследуется с помощью холотропного дыхания, после интеграции с помощью терапевта может привести к личностному росту, исцелению и самореализации. ³

Трансперсональные подходы к самоактуализации

Трансперсональная психология предлагает различные подходы к самоактуализации, включая медитацию и практику внимательности, духовные практики, исследование измененных состояний сознания и терапевтические подходы, такие как трансперсональная психотерапия. Трансперсональная психотерапия может включать в себя такие техники, как работа со сновидениями, молитва и управляемые образы в дополнение к традиционной разговорной терапии.

Практики медитации и осознанности являются важной частью трансперсонального подхода к самореализации. Эти практики успокаивают ум и помогают человеку сосредоточиться на настоящем моменте, что позволяет установить более глубокую связь с собой и трансцендентным. Исследования показали, что медитация может улучшить психическое здоровье и усилить чувство сопереживания и сострадания.

Духовные практики также являются важной частью трансперсональной психологии. Духовные традиции, такие как буддизм, христианство и индуизм, дают возможность соединиться с чем-то большим, чем вы сами, что может повысить у людей ощущение цели и смысла жизни.

Исследование измененных состояний сознания — еще один трансперсональный подход к самоактуализации. Эти состояния, такие как околосмертные переживания, психоделические переживания и мистические переживания, могут дать глубокое понимание природы человеческого опыта. Например, холотропное дыхание Грофа может способствовать переходу в измененное состояние сознания, полезное для трансперсонального терапевтического процесса.

Измененные состояния сознания также можно вызвать с помощью психоделических растений и соединений. В метаанализе 9 рандомизированных клинических исследований было показано, что психоделическая терапия полезна при психических расстройствах, таких как депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство и социальная тревожность.

Все подходы к трансперсональной психотерапии включают элементы, вдохновленные духовными традициями, чтобы помочь человеку выйти за пределы ограничений эго, получить доступ к более глубоким частям психики и достичь большего самосознания и самореализации.

Трансперсональная психология в области психического здоровья

Трансперсональная психология предлагает иную точку зрения на психическое здоровье и благополучие, чем традиционная психология, подчеркивая важность духовного и трансцендентного. Он признает, что конечной целью психического здоровья является не только достижение эмоциональной и психологической стабильности, но и развитие духовных и трансцендентных аспектов личности.

Трансперсональная терапия — это форма консультирования и психотерапии, которая поощряет исследование своей внутренней мудрости путем доступа к более высокому состоянию сознания, духовного исследования и пребывания в настоящем моменте.

Во время сеанса трансперсональной терапии терапевт и клиент работают вместе, чтобы создать безопасную и благоприятную среду для самоисследования. Духовные практики и техники, используемые терапевтами, обученными трансперсональной психологии, включают медитацию, внимательность, управляемые образы и визуализацию, чтобы помочь клиентам получить доступ к более глубоким частям их психики.

В случае с управляемыми образами терапевты играют активную роль, проводя пациентов через богатый сенсорным опытом, чтобы выявить и решить психологические трудности. Карл Юнг считал, что образы — это язык интуиции, и такое исследование образов позволяет установить более глубокий контакт с эмоциональными и интуитивными процессами, чем прямое мышление. Изучение образов с помощью терапевта может помочь пациенту понять свои проблемы, что способствует процессу выздоровления.

Трансперсональный подход не должен полностью заменять традиционную разговорную терапию. Вместо этого его следует интегрировать с традиционными методами лечения психических заболеваний, такими как консультирование и психотерапия, чтобы обеспечить целостный подход к исцелению.

Одним из вкладов в область трансперсональной психологии стала нормализация мистического опыта и дифференциация его от психоза. Мистический опыт подразумевает чувство связи и единства с божественным, и это обычное явление, присутствующее в разных культурах и во многих основных религиях.

Несмотря на то, что психоз может включать трансцендентные чувства и переживания, последствия психоза негативны, тогда как мистический опыт может привести к личностному росту и самопревосхождению. Трансперсональный психолог может оценить, имеют ли клиенты дело с мистическим опытом или психозом, исследуя их психиатрическую историю и симптомы, а также оценивая природу их духовных переживаний.

Трансперсональный взгляд на психологию

Трансперсональная психология открывает людям путь к самопреобразованию и соединению с трансцендентным.

Трансперсональная психология дает уникальное описание того, что означает самоактуализация, и подчеркивает, что существуют стадии развития, которые выходят за рамки того, что предполагала традиционная психология. Он побуждает людей полностью раскрыть свой потенциал и преодолеть ограничения своего эго, соединившись с божественным.

Некоторые критики считают изучение трансперсональной психологии лженаукой, но есть исследования, поддерживающие трансперсональную психологию, которые показали, что трансперсональная психотерапия полезна для психического здоровья. ⁶⁻⁷

Если бы мы включили исследования, поддерживающие психоделическую терапию, которая подпадает под область трансперсональной психологии, то мы получили бы солидный массив исследований, поддерживающих контролируемое профессионалами исследование измененных состояний сознания для психического здоровья.

Время покажет, сможет ли трансперсональная психология собрать достаточно доказательств, чтобы повсеместно считаться надежным способом помощи людям. До тех пор его можно использовать в качестве дополнительного подхода к традиционной терапии.

Если вы хотите узнать больше о трансперсональной психологии и о том, как ее можно использовать для помощи людям, ознакомьтесь с нашим обзором программы психологии или поговорите с консультантом по приему, чтобы узнать больше о наших программах психологии.

Ссылки:

  1. Маслоу, А. Х. (1962). К психологии бытия, Принстон (D. van Nostrand Company), 1962.
  2. Уилбер, К., Энглер, Дж., и Браун, Д. (1986). Трансформации сознания: обычные и созерцательные взгляды на развитие. Бостон: Шамбала .
  3. Гроф, С. (1988). Приключение самопознания: измерения сознания и новые перспективы в психотерапии и внутреннем исследовании. Государственный университет Нью-Йорка Press.
  4. Каспроу, М.К., и Скоттон, Б.В. (1999). Обзор трансперсональной теории и ее применения в практике психотерапии. Журнал психотерапевтической практики и исследований, 8(1), 12.
  5. Луома, Дж. Б., Чвил, К., Батье, Г. Дж., Дэвис, А. К., и Ланселотта, Р. (2020). Метаанализ плацебо-контролируемых исследований психоделической терапии. Journal of Psychoactive Drugs , 52 (4), 289-299.
  6. Fourianlistyawati, E. Эффективность трансперсональной терапии (визуализация, аффирмация, освобождение) для уменьшения депрессии у женщин с раком молочной железы.
  7. Малламас, М., Де Лука, Б., и Арагон, М. (2021). Влияние трансперсональной групповой психотерапии на депрессию, тревогу и посттравматическое расстройство у онкологических больных.
  8. Баклер, С. (2012). Герменевтический анализ трансперсонального образования: политика, принципы и практика. Журнал информации о грамотности и компьютерного образования , 3 (1), 560-567.

Люди также спрашивают:

Законна ли трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — законная ветвь психологии, которая исследует природу человеческого опыта, духовного развития и связь между собой и высшим планом существования.

Термин «трансперсональный» популяризировали основатели области трансперсональной психологии Энтони Сутич, Абрахам Маслоу и Станислав Гроф. Эта группа также основала первый научный журнал, посвященный изучению трансперсональной психологии.

The Journal of Transpersonal Psychology — это рецензируемый журнал, в котором исследования, связанные с этой областью, публикуются с 1970 года. Исследование, проведенное в 2021 году на больных раком, показало, что это эффективное вмешательство при депрессии, посттравматическом стрессовом расстройстве и тревоге. . В другом исследовании, в котором участники страдали от рака молочной железы, трансперсональная терапия была эффективной в уменьшении симптомов, связанных с депрессией. сознания, может принести пользу тем, кто страдает от депрессии, тревоги и посттравматического стрессового расстройства.

Каковы 3 темы трансперсонального подхода?

Трансперсональный подход — это перспектива психологии, которая целостно исследует человеческую природу, включая в свое исследование разум, тело и дух. Вот три темы трансперсонального подхода:⁸

  1. Психология за пределами эго рассматривает эго и связанные с ним патологии. Это также включает в себя проверку пределов своего «я» и понимание связи между человеком и вселенной.
  2. Интегративная/холистическая психология относится к интеграции различных психологических точек зрения и теорий для формирования единого подхода к изучению человеческого разума. Это включает в себя рассмотрение человека в целом, включая его мысли, эмоции, убеждения и поведение, чтобы понять его опыт и способствовать личностному росту.
  3. Психология трансформации делает упор на стимулирование роста отдельных лиц и сообществ путем изучения личных и социальных изменений, которым способствуют преднамеренные практики и опыт, такие как медитация и осознанность.

Что такое трансперсональная психология простыми словами?

Трансперсональная психология — это отрасль психологии, которая фокусируется на изучении человеческого опыта, выходящего за рамки эго или самоощущения человека. Он изучает духовные, мистические и трансцендентные аспекты человеческой жизни, стремясь понять более глубокий смысл и цель этих переживаний.

Трансперсональная психология объединяет идеи различных религиозных и культурных традиций и современные психологические теории, чтобы помочь людям достичь личностного роста, самосознания и благополучия.

Простая метафора, помогающая понять трансперсональную психологию, состоит в том, чтобы думать о человеческом опыте как о безбрежном океане. Психологи, обученные традиционным подходам, могут сосредоточиться на поверхностных волнах, анализируя их закономерности и поведение. Напротив, трансперсональные психологи стремятся заглянуть глубоко под поверхность и исследовать глубины человеческого сознания, духовности и взаимосвязанности.

Введение в трансперсональную психологию | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Трансперсональная психология: Интеграл · Эзотерический · Медитация


Трансперсональная психология — школа психологии, изучающая трансцендентные или духовные измерения человечества. Среди этих факторов мы находим такие проблемы, как саморазвитие, пиковые переживания, мистические переживания и возможность развития за пределами традиционных границ эго. Таким образом, интерес к человеческому опыту, который, по-видимому, «трансперсональный» или «трансэгоический».

Краткое определение от Journal of Transpersonal Psychology предполагает, что трансперсональная психология связана с изучением высшего потенциала человечества, а также с распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентных состояний сознания (Lajoie and Shapiro, 1992:91) .

Сторонники считают эту область «четвертой силой» в области психологии, а тремя другими областями являются психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология. Согласно трансперсональной теории, эти другие школы психологии не смогли придать значения надличностным или «надэгоистическим» элементам человеческого существования, таким как религиозное обращение, измененные состояния сознания, транс и духовность, в своих академических размышлениях. Таким образом, трансперсональная психология стремится объединить идеи современной психологии с идеями мировых созерцательных традиций, как Востока, так и Запада. Надличностные и духовные аспекты психики традиционно не были в центре внимания западной психологии, которая в основном сосредоточивалась на доличностных и личностных аспектах человеческой психики (Cowley & Derezotes, 19).

94; Миллер, 1998).

Содержание

  • 1 Определения трансперсональной психологии
  • 2 Разработка месторождения
  • 3 Научные интересы
  • 4 Вклад в академическую сферу
  • 5 Критика трансперсональной психологии
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки и библиография
  • 8 Внешние ссылки

Определения трансперсональной психологии

Лажуа и Шапиро (1992) проанализировали сорок определений трансперсональной психологии, появившихся в литературе за период с 1969 по 1991 год. Они обнаружили, что в этих определениях особое место занимают пять ключевых тем: состояния сознания, высший или предельный потенциал, за пределами эго или личного я, трансцендентное и духовное. Уолш и Воган (1993) подвергли критике многие определения трансперсональной психологии за то, что они содержат неявные онтологические или методологические предположения. Они также бросают вызов определениям, которые связывают трансперсональную психологию только со здоровыми состояниями или с Вечной Философией. Эти авторы определяют трансперсональную психологию как ветвь психологии, занимающуюся надличностными переживаниями и связанными с ними явлениями, отмечая, что «эти явления включают в себя причины, следствия и корреляты надличностных переживаний, а также дисциплины и практики, вдохновленные ими» (Уолш и Воан, 19 лет93, стр. 203).

Развитие области

Среди мыслителей, которые, как считается, подготовили почву для трансперсональных исследований, были Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Карл Юнг, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджиоли (Cowley & Derezotes, 1994; Miller , 1998; Дэвис, 2003). Исследование Вича (1988) предполагает, что самое раннее использование термина «надличностный» можно найти в конспектах лекций, которые Уильям Джеймс подготовил для семестра в Гарвардском университете в 1905–1906 годах. Основным мотивирующим фактором инициативы по созданию этой школы психологии была уже опубликованная работа Абрахама Маслоу о пиковых переживаниях человека. Работа Маслоу выросла из гуманистического движения 19-го века. 60-х, и постепенно срок «надличностное» ассоциировалось с отдельной школой психологии в рамках гуманистического движения.

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сутич выступили инициаторами публикации первого номера Journal of Transpersonal Psychology , ведущего академического журнала в этой области. Вскоре за этим последовало основание Ассоциации трансперсональной психологии (ATP) в 1972 году. Среди бывших президентов ассоциации были Элис Грин, Джеймс Фадиман, Фрэнсис Воан, Артур Гастингс, Дэниел Гоулман, Роберт Фрагер, Рональд Джу, Жанна Ахтерберг. и Дуайт Джуди. В 19В 80-х и 90-х годах эта область развивалась благодаря работам таких авторов, как Джин Хьюстон, Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошберн, Фрэнсис Вон, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мерфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стюарт Совацкий. Хотя Уилбер считается влиятельным писателем и теоретиком в этой области, с тех пор он лично отмежевался от движения в пользу того, что он называет интегральным подходом.

Сегодня трансперсональная психология также включает подходы к здоровью, социальным наукам и практическим искусствам. Трансперсональные перспективы также применяются в таких различных областях, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, кросс-культурные исследования (Скоттон, Чинен и Баттиста, 19).96; Davis, 2003) и социальной работы (Cowley & Derezotes, 1994). В настоящее время трансперсональная психология, особенно школы Юнгианской и Архетипической психологии, интегрированы, по крайней мере до некоторой степени, во многие факультеты психологии в американских и европейских университетах. Трансперсональная терапия также включена во многие терапевтические практики.

К высшим учебным заведениям, перенявшим идеи трансперсональной психологии, относятся Институт трансперсональной психологии (США), Калифорнийский институт интегральных исследований (США), Университет Джона Ф. Кеннеди (США), Берлингтонский колледж (США) и Университет им. Нортгемптон (Великобритания). Существует также прочная связь между трансперсональной и гуманистической перспективой. Это неудивительно, поскольку трансперсональная психология зародилась внутри гуманистической психологии (Aanstoos, Serlin & Greening, 2000).

По общему мнению, следующие направления считаются школами трансперсональной психологии: юнгианская психология, глубинная психология (позднее перефразированная как Архетипическая психология Джеймса Хиллмана), духовная психология Роберта Сарделло (2001), психосинтез, основанный Роберто Ассаджиоли и теории Абрахама Маслоу, Станислава Грофа, Кена Уилбера, Майкла Уошберна и Чарльза Тарта.

Трансперсональную психологию иногда путают с парапсихологией, что является ошибкой из-за пересекающихся и нетрадиционных исследовательских интересов обеих областей; парапсихология, однако, имеет тенденцию больше сосредотачиваться в своем предмете на «психической», а трансперсональная психология — на «духовной» (хотя эти классификации относительно грубы, это все же полезное различие в этом контексте). В то время как парапсихология больше склоняется к традиционной научной эпистемологии (лабораторные эксперименты, статистика, исследование когнитивных состояний), трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных наук и герменевтическими дисциплинами (гуманизм, экзистенциализм, феноменология, антропология), хотя и всегда включал вклады, связанные с экспериментальными и статистическими исследованиями.

Трансперсональную психологию также иногда путают с Нью Эйдж. Хотя трансперсональная перспектива выросла из движения человеческого потенциала, движения, которое многие комментаторы связывают с широкой концепцией Нью Эйдж, поместить трансперсональную психологию в такие рамки по-прежнему проблематично. Трансперсональная психология — это академическая дисциплина, а не религиозное или духовное движение, и многие ведущие авторы в этой области, в том числе Совацкий (1998) и Роуэн (1993), обращались к проблематичным аспектам герменевтики Нью Эйдж. Связи между трансперсональной психологией и Нью Эйдж, вероятно, способствовали неудачам в Соединенных Штатах Америки, которые не смогли получить более формальное признание трансперсональной психологии в рамках профессионального органа, Американской психологической ассоциации (АПА). Значительным прорывом в этом контексте стало успешное создание секции трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе (профессиональная организация Великобритании, эквивалентная АПА) в 1919 г.96, соучредителями которой являются Дэвид Фонтана, Ингрид Слэк и Мартин Трейси, «первая секция такого рода в западном научном сообществе», по словам Фонтаны (Fontana et. al, 2005, стр. 5).

Научные интересы

Трансперсональная перспектива охватывает множество исследовательских интересов. Следующий список адаптирован из Скоттона, Чинена и Баттиста (1996) и включает:

  • Вклад духовных традиций — индуизма, йоги, буддизма, шаманизма, каббалы, суфизма и христианского мистицизма — в психиатрию и психологию
  • Лечение коренных американцев
  • Старение и духовное развитие взрослых
  • Медитационные исследования и клинические аспекты медитации
  • Исследование сознания
  • Психоделики и психофармакология
  • Парапсихология
  • Кросс-культурные исследования и антропология
  • Диагностика религиозных и духовных проблем
  • Атакующая духовность и духовная защита
  • Обращение с бывшими членами сект
  • Трансперсональная психотерапия
  • Зависимость и выздоровление
  • Терапия с управляемыми образами
  • Дыхание
  • Умирающий и околосмертный опыт (ОСП)
  • Терапия прошлой жизни
  • Экологическое выживание

Вклад в науку

Хотя все модели человеческого развития понимаются как интеллектуальные абстракции реальности, трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание человеческого развития и сознания. Одно из разграничений в трансперсональной теории проводится между авторами, которые представляют довольно линейную и иерархическую модель человеческого развития, такими как Кен Уилбер, и авторами, которые представляют плюралистические или нелинейные модели человеческого развития, такими как Майкл Уошберн и Ральф Мецнер.

Основным вкладом Уилбера в эту область является теория спектра сознания, состоящего из трех широких категорий: доличностного, или до-эгоического, личного, или эгоического, и трансперсонального, или транс-эгоического (Miller, 1998). Более подробная версия этой теории спектра включает девять различных уровней развития, в которых уровни 1–3 являются доличностными уровнями, уровни 4–6 — личностными уровнями, а уровни 7–9 — трансперсональными уровнями (Cowley & Derezotes, 1994).

Уилбер изобразил развитие сознания как концептуальную модель, подобную иерархической лестнице, где более высокие уровни превосходят более низкие уровни, а сознание прогрессирует от более низких уровней к более высоким уровням. Каждый новый уровень интегрирует предыдущий уровень, демонстрируя при этом новые свойства, связанные только с более высоким уровнем (Kasprow & Scotton, 19).99). Также понимается, что каждый уровень включает определенный тип структуры личности и возможную уязвимость к определенным патологиям, относящимся к этому конкретному уровню (Cowley & Derezotes, 1994). Опираясь на работу Уилбера, трансперсональные психологи также привели аргументы в пользу возможного разграничения дорациональных психических проблем и аутентичных трансперсональных проблем. Считается, что смешение этих двух категорий приводит к тому, что трансперсональная теория называет «до/транс-ошибкой», ошибочному принятию трансперсональных состояний за дорациональные состояния (Cowley & Derezotes, 19).94; Лукофф и др., 1998).

В отличие от Уилбера, Ральф Мецнер и Майкл Васберн представляют модели человеческого развития, которые не являются иерархическими или линейными. Мецнер выбирает плюралистическую модель и отвергает идею линейного развития. Уошберн представляет модель, вдохновленную юнгианским и психоаналитическим мышлением, которую можно охарактеризовать как спираль. Согласно Уошберну, личность возникает из предсознательных глубин психики. Позже, в первой половине жизни, развитие достигает стадии нормального эгоического функционирования. Во второй половине жизни, если развитие идет хорошо, человек может получить возможность вернуться и реинтегрировать изначальные глубины психики. В рамках теории Уошберна можно сказать, что эта реинтеграция происходит на более высоком, трансэгоическом уровне (Kasprow & Scotton, 19).99).

Трансперсональная психология также привлекла клиническое внимание к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем. Cowley & Derezotes (1994) отмечают, что трансперсональная теория имеет понимание духовности, которое является неотъемлемой частью человеческой природы и существенным аспектом бытия. Это понимание несколько отличается от популярного понимания духовности как заявления о вере или меры посещаемости церкви; особенности, которые скорее можно было бы рассматривать как признаки психорелигиозного измерения. Психорелигиозные проблемы связаны с возможным психологическим конфликтом, возникающим в результате причастности человека к верованиям и практикам организованного религиозного учреждения. Среди этих проблем есть опыт, связанный с изменением вероисповедания или обращением, усилением религиозной веры или практики, утратой веры, а также присоединением или выходом из нового религиозного движения или культа.

Психодуховные проблемы относятся к другой категории, чем религиозные проблемы. Эти проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным проблемам или проблемам, выходящим за рамки обычной повседневной реальности. Многие из этих психологических трудностей обычно не обсуждаются в господствующей психологии. Среди этих проблем психиатрические осложнения, связанные с потерей веры, околосмертным опытом, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманским кризисом посвящения (также называемым шаманской болезнью), психическим раскрытием, прошлыми жизнями, состояниями одержимости, проблемами, связанными с медитацией, и отделением от других. духовный учитель. Осложнения, которые считаются представляющими проблемы комбинированного религиозного и духовного характера, — это проблемы, связанные с серьезными и неизлечимыми заболеваниями (Lukoff et.al., 19).98). Некоторые проблемы, связанные с медитацией, например, могут быть связаны с тем фактом, что включение восточных созерцательных систем в западную среду не всегда зависело от социально-культурного контекста, из которого произошли эти системы (Turner et al, 1995). ; Lukoff et.al, 1998), деталь, которая может поставить западных практиков перед серьезными герменевтическими (интерпретационными или объяснительными) проблемами.

Термин «Духовное Проявление» был введен Станиславом и Кристиной Гроф (1989) для описания постепенного раскрытия и появления психодуховных категорий в жизни человека. В тех случаях, когда это духовное раскрытие усиливается вне контроля человека, это может привести к состоянию «Духовной Чрезвычайной ситуации». Духовный кризис может вызвать серьезные нарушения в психологическом, социальном и профессиональном функционировании, и многие из описанных выше психодуховных проблем можно охарактеризовать как духовные кризисы (Lukoff et. al, 1998). Помимо психодуховных категорий, упомянутых Тернером и др. (1995) и Lukoff et.al (1998), Whitney (1998) также привели аргумент в пользу понимания мании как формы духовного кризиса.

Из-за характера психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию под названием «религиозная или духовная проблема». Позднее эта категория была включена в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (9).0156 DSM-IV ) под заголовком «Другие состояния, которые могут быть предметом клинического внимания», код V62.89 (Американская психиатрическая ассоциация, 1994; Lu et.al., 1997). По мнению трансперсональных теоретиков, включение является частью большей культурной чувствительности руководства и может способствовать лучшему взаимопониманию между областями психиатрии и религии/духовности (Turner et.al, 1995; Sovatsky, 1998). Конструктивная валидность новой категории была оценена Milstein et. al (2000).

Критика трансперсональной психологии

Критика трансперсональной психологии поступила от нескольких комментаторов. Одна из первых критических замечаний в этой области была сделана гуманистическим психологом Ролло Мэем, оспаривавшим концептуальные основы трансперсональной психологии (Aanstos, Serling & Greening, 2000). Мэя особенно беспокоил низкий уровень размышлений о темной стороне человеческой природы и человеческих страданиях среди ранних трансперсональных теоретиков. Похожая критика была также выдвинута Александром (1980), которые считали, что трансперсональная психология в свете размышлений Уильяма Джеймса представляет собой философию, не способную адекватно принять во внимание зло. Эта серьезная критика была воспринята более поздней трансперсональной теорией, которая более склонна размышлять об этих важных измерениях человеческого существования (Скоттон, Чинен и Баттиста, 1996; Дэниелс, 2005). Критика также исходила от когнитивного психолога и гуманиста Альберта Эллиса (1989), который поставил под сомнение научный статус трансперсональной психологии и ее связь с религией и мистицизмом. На эту критику ответил Уилбер (1989) и Уолш (1989).

Фридман (2000) критиковал область трансперсональной психологии за то, что она недостаточно развита как область науки, и он упоминает ряд факторов, которые, по его мнению, являются антинаучными убеждениями, распространенными в этой области. Далее он различает между трансперсональной психологией как областью научной психологии и более широкой областью трансперсональных исследований, которая, по мнению автора, может включать ряд ненаучных подходов. Доктрины или идеи многих ярких личностей, которые были или являются духовными учителями в западном мире, таких как Гурджиев или Алиса Бейли, часто ассимилируются на основной сцене трансперсональной психологии. Это развитие, как правило, считается вредным для стремления трансперсональных психологов обрести прочный и респектабельный академический статус. Однако Скоттон, Чинен и Баттиста (1996) считают, что большая часть этой критики может иметь нюансы, если различать область трансперсональной психологии, с одной стороны, и популярную мейнстримную сцену, которая действует вне академического контекста, с другой.

Можно также утверждать, что большинство психологов не придерживаются строго традиционных психологических школ — большинство психологов придерживаются эклектичного подхода. Это может означать, что перечисленные надличностные категории рассматриваются стандартными субдисциплинами психологии; религиозное обращение относится к сфере социальной психологии, измененные состояния сознания — к физиологической психологии, а духовная жизнь — к психологии религии. Однако трансперсональные психологи не согласны с подходом к таким явлениям, принятым в традиционной психологии, и утверждают, что трансперсональные категории обычно отвергаются либо как признаки различного рода психических заболеваний, либо как регрессия к инфантильным стадиям психосоматического развития. Таким образом, как показано на до-/транс-заблуждении, религиозные и духовные переживания в прошлом рассматривались либо как регрессивные, либо как патологические и трактовались как таковые.

С точки зрения буддизма и дзогчена, Элиас Каприлес (2000, 2006, 2007, 2008) возразил, что трансперсональная психология не может провести различие между трансперсональным состоянием нирваны , которое по своей сути освобождает, от тех трансперсональных состояний, которые находятся внутри сансары и которые как таковые являются новыми формами рабства (например, четыре сферы арупьядхату или четыре арупа-локы буддизма, в которых растворяется разделение фигура-фон, но все еще существует двойственность субъекта-объекта), и нейтральное состояние, в котором ни нирвана или сансара активны, что учения Дзогчен называют кун гжи (в котором нет дуальности субъекта и объекта, но истинное состояние всех явлений ( дхармата ) не очевидно (и которое включает в себя все условия, включающие ниродх или прекращение, включая ниродх самапатти , нирвикальпа самадхи и самадхи или турия , что является высшей реализацией йоги Патанджали. даршан ). В процессе разработки того, что он называет мета-трансперсональной психологией, Каприлес провел сознательное опровержение Уилбера, Грофа и Уошберна, что, согласно Макдональду и Фридману (2006, стр. ii), будет иметь важные последствия для будущего трансперсональной психологии. .

См. также

  • Абрахам Маслоу
  • Надличностный опыт
  • Гуманистическая психология
  • Интегральная психология
  • Околосмертные исследования
  • Психология религии
  • Ричард Бак
  • Недвойственность
  • Роберто Ассаджиоли
  • Транс
  • Трансперсональная антропология
  • Энергия (духовность)

Ссылки и библиография

  • Анстус, К. Серлин, И., и Грининг, Т. (2000). История отдела 32 (гуманистическая психология) Американской психологической ассоциации . В Д. Дьюсбери (ред.), «Объединение через разделение: истории подразделений Американской психологической ассоциации», Vol. В. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Александр, Гэри Т. (1980) Уильям Джеймс, Больная душа и негативные измерения сознания: частичная критика трансперсональной психологии . Журнал Американской академии религии, XLVIII(2):191-206
  • Американская психиатрическая ассоциация. (1994). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвертое издание . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация.
  • Каприлес, Э. (2000). За пределами разума: шаги к метатрансперсональной психологии . Гонолулу, Гавайи: Международный журнал трансперсональных исследований, 19:163-184.
  • Каприлес, Э. (2006). Beyond Mind II: Дальнейшие шаги к метатрансперсональной философии и психологии . Сан-Франциско, Калифорния: Международный журнал трансперсональных исследований [2], 24:5–44.
  • Каприлес, Э. (2007). За пределами ума, за пределами бытия, за пределами истории: основанная на дзогчене метатрансперсональная философия и психология . 3 том: Том I: За пределами бытия: метафеноменологическое разъяснение феномена бытия, бытия субъекта и бытия объектов. Том II: За пределами разума: метафеноменологическая, метаэкзистенциальная философия и метатрансперсональная метапсихология. Том III: За пределами истории: дегенеративная философия истории, ведущая к подлинному постмодерну. Интернет: http://webdelprofesor.ula.ve/humanidades/elicap/en/Main/Bb-bm-bh: Мерида, Венесуэла.
  • Каприлес, Э. (в печати). Beyond Mind III: Дальнейшие шаги к метатрансперсональной философии и психологии . Майами, Флорида: Международный журнал трансперсональных исследований, специальный выпуск после тома. 25.
  • Коули, О-Дин С. и Дерезотс, Дэвид (1994) Трансперсональная психология и образование в области социальной работы . Журнал образования в области социальной работы, 10437797, Winter, Vol. 30, выпуск 1
  • Дэниелс, М. (2005). Тень, Я, Дух: Очерки трансперсональной психологии . Эксетер: Выходные данные Academic.
  • Дэвис, Джон В. (2003). Трансперсональная психология в Taylor, B. and Kaplan, J., Eds. Энциклопедия религии и природы. Бристоль, Англия: Континуум Томмеса.
  • Эллис, Альберт (1989) Опасности трансперсональной психологии: ответ Кену Уилберу . Журнал консультирования и развития, февраль 89 г., том. 67 Выпуск 6, стр. 336, 2 стр.;
  • Friedman, Harris (2000) На пути к развитию трансперсональной психологии как научной области . Доклад, представленный на конференции Old Saybrook 2, 11–14 мая 2000 г., Государственный университет Западной Джорджии
  • .
  • Фонтана, Дэвид, Слэк, Ингрид и Трейси, Мартин, ред. (2005) Трансперсональная психология: значение и развитие Специальный выпуск обзора трансперсональной психологии. Лестер: Британское психологическое общество
  • .
  • Гроф, Станислав и Гроф, Кристина (редакторы) (1989) Духовная чрезвычайная ситуация: когда личная трансформация становится кризисом (Читатель New Consciousness) Лос-Анджелес : JP Tarcher
  • Каспроу, Марк К. и Скоттон, Брюс В. (1999) Обзор трансперсональной теории и ее применения в практике психотерапии . Журнал психотерапевтической практики и исследований, 8:12-23, январь
  • г.
  • Лажуа, Д. Х. и Шапиро, С. И. (1992). Определения трансперсональной психологии: первые двадцать три года . Журнал трансперсональной психологии, Vol. 24.
  • Лу Ф.Г., Лукофф Д., Тернер Р. (1997) Религиозные или духовные проблемы . В: Справочник по DSM-IV, Vol. 3. Widiger TA, Frances AJ, Pincus HA et al., ред. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация, стр. 1001-1016.
  • Лукофф, Дэвид, Лу, Фрэнсис Г. и Тернер, Роберт П. (1998) От духовного кризиса к духовной проблеме — трансперсональные корни новой категории DSM-IV . Журнал гуманистической психологии, 38 (2), стр. 21-50
  • Миллер, Джон Дж. (1998) Рецензия на книгу: Учебник трансперсональной психиатрии и психологии . Психиатрические услуги 49: 541-542, апрель 1998 г. Американская психиатрическая ассоциация
  • .
  • Мильштейн, Глен; Мидларски, Элизабет; Ссылка, Брюс Г .; Рауэ, Патрик Дж. и Брюс, Марта (2000) Оценка проблем религиозного содержания: сравнение раввинов и психологов . Журнал нервных и психических заболеваний. 188(9):608-615, сентябрь
  • г.
  • Роуэн, Джон. (1993) Надличностное: психотерапия и консультирование . Лондон: Рутледж
  • Сарделло, Роберт Дж. (2001). Любовь и мир: руководство по практике сознательной души . Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Книги Линдисфарна.
  • Скоттон, Брюс В., Чинен, Аллан Б. и Джон Р. Баттиста, ред. (1996) Учебник трансперсональной психиатрии и психологии . Нью-Йорк: основные книги
  • Совацкий, Стюарт (1998) Слова из души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтический рассказ . Нью-Йорк: State University of New York Press (серия SUNY по трансперсональной и гуманистической психологии)
  • Тернер, Роберт П.; Лукофф, Дэвид; Барнхаус, Рут Тиффани и Лу Фрэнсис Г. (1995) Религиозная или духовная проблема. Культурно чувствительная диагностическая категория в DSM-IV. Журнал нервных и психических заболеваний, июль 183(7):435-44.
  • Вич, Массачусетс (1988) «Некоторые исторические источники термина «трансперсональный». Журнал трансперсональной психологии, 20 (2) 107-110
  • .
  • Уолш, Роджер (1989) Психологический шовинизм и ядерный холокост: ответ Альберту Эллису и защита нерациональной эмоциональной терапии. Журнал консультирования и развития; Фев89, Том. 67 Выпуск 6, стр. 338
  • Уолш, Р. и Воган, Ф. (1993). О трансперсональных определениях. Журнал трансперсональной психологии, 25 (2) 125-182
  • Уитни, Эдвард (1998) Личные счета : мания как духовный кризис . Психиатрические службы 49: 1547-1548, декабрь. Американская психиатрическая ассоциация
  • Уилбер, Кен (1989) Давайте уничтожим трансперсоналистов атомной бомбой: ответ Альберту Эллису . Журнал консультирования и развития, февраль 89 г. , том. 67 Выпуск 6, стр. 332

Внешние ссылки

  • Ассоциация трансперсональной психологии
  • Институт трансперсональной психологии
  • ATP — Журнал трансперсональной психологии
  • AHP — Руководство Джона Роуэна по гуманистической психологии — Трансперсональная психология
  • Британское психологическое общество – секция трансперсональной психологии
  • Виртуальная библиотека WWW — Трансперсональная психология: ссылки
  • Изучение трансперсональной психологии
  • Сайт Школы духовной психологии
  • СОФИЯ: Журнал Школы Духовной Психологии
  • Веб-сайт трансперсональной психологии Джона Дэвиса
  • Сандра Сталман — Комментарий к диагностике мистического опыта с психотическими особенностями»
  • Трансперсональная психология в The Psychology Wiki
  • Веб-сайт ведущего юнгианского ученого/писателя/психотерапевта, доктора Роберта Азиза
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts