Психология танца: Тело как символ: танец и движение в анализе

Для чего мы танцуем | PSYCHOLOGIES

Танцевать человечество научилось еще в древнейшие времена, на самой заре своей истории. Для наших далеких предков танец был средством общения с богами. Правда, сюжеты были земные: дождь для урожая, удача в охоте… «Изначально танец носил сакральный смысл, – объясняет психолог, педагог музыкального движения Аида Айламазян. – Племя имело свой тотем в виде животного и поклонялось ему в ритуальных плясках, отождествляя себя с этим самым медведем или тигром и копируя характер его движений. Такой танец исполнялся не для самих танцующих и не для зрителей, а для божества». Сакральная функция требовала от танцующего вхождения в особые состояния сознания. «Это была экстатическая практика выхода за пределы личности», – добавляет специалист по танцевально-двигательной терапии Александр Гиршон.

С течением времени сакральная сторона человеческой культуры отделилась от светской – примерно так, как разделились в нашем сознании душа и тело. В культовых ритуалах танец существенно потеснили песнопения и духовная музыка. А светские балы, увеселительные карнавалы, маскарады стали настоящим праздником тела и танца.

Выразить сексуальность

Даже в самые что ни на есть пуританские или викторианские времена бал давал исключительную возможность людям противоположного пола прикасаться друг к другу, вступать в близкий телесный контакт во время танца. А в повседневной жизни на подобные прикосновения существовало табу. «В истории цивилизации парные танцы являлись в том числе частью сексуальной культуры, – комментирует Александр Гиршон. – В этом смысле танец – это демонстрация себя, выбор и испытание партнеров. Это встреча через телесное, невербальное общение. Ту же роль играли и пионерские дискотеки советских времен и продолжают играть клубные вечеринки наших дней».

Танец – это также способ проживать свою сексуальность. «Ведь человек – это в том числе и эротическое существо, – объясняет Александр Гиршон. – Исключить из жизни эту сторону своей натуры удается немногим. И после них никого не осталось».

Обуздание, контроль над сексуальной энергией является одним из основополагающих моментов большинства современных религий с их институтами монастырей, системой постов и регламентацией сексуальной жизни. «К примеру, основная критика с христианских, церковных позиций была направлена против социальных (светских) танцев, а не танца как искусства и датируется (в основном) XVIII–XIX веками, – уточняет Александр Гиршон. – Для этого есть как минимум две причины. Первая – прагматическая: необходимость отмежеваться от языческих течений, где танец составляет часть ритуалов. Вторая – идеологическая: противопоставление души и тела, столь важное в христианстве. То есть не танец собственно, а свобода тела и его проявлений – вот что отвергалось». Так доминирование разума над животным началом символизирует победу души над телом.

Но тело неизбежно требует компенсации. «Человек всегда находит способ обмануть табу, – уверяет психолог, танцетерапевт Александра Вильвовская. – Карнавалы, например, возникли как потребность обойти запреты церкви». Скрывшись под маской (вроде бы «это не я, а кто-то другой»), можно было дать выход ежедневно обуздываемой сексуальности, свободно выражать ее, не опасаясь осуждения.

Полезные адреса

  • Школа танца 5Life, www.5life.net
  • Школа аргентинского танго Еlcentro, www.elcentro.ru
  • Центр музыкально-пластического развития имени С. Д. Рудневой «Гептахор», www.heptachor.ru
Фото
FOTOBANK.COM/GETTY/ALTRENDO

Почувствовать тело

Почему увлечение танцами стало так популярно сегодня? «Современная культура испытывает очень сильную потребность вернуть себе телесность, – констатирует Александра Вильвовская. – Популярность обращения к телу – фитнес, велнесс и вообще культ здоровья и молодости, всплеск популярности спа и прочих подобных услуг, возрастающая популярность танцев – все это попытки восполнить недостаток телесности. Современному человеку свойственна «разделенность» со своим телом. Поэтому порой даже в танце мы прикасаемся друг к другу, но не позволяем себе наполнить этот контакт чувством. Мы ощущаем другое тело, но не чувствуем его». Нам предстоит заново научиться воспринимать тело (со всеми его потребностями и проявлениями) как ценность, научиться чувствовать его. И танец дает нам такую возможность.

В гармонии с полом

Танец (как правило) требует четкой половой идентификации. «В настоящее время мужчинам и женщинам (с разной степенью комфорта) приходится играть смешанные социальные роли, – объясняет психофизиолог Вита Холмогорова. – В танце (парном и не только) это разделение очень четкое, он все ставит на свои места». Он наполняет нас ощущением гармонии, приносит осознание принадлежности к своему полу. Это дает нам ключ к гармоничному взаимодействию с полом противоположным – хотя бы в процессе танца.

Включить удовольствие

«Главный двигатель и любительских, и профессиональных занятий танцем – удовольствие, – уверена Александра Вильвовская. – Танец откликается сразу на много человеческих потребностей. Это красиво, это дает возможность общаться, быть среди людей. И это движение, ведь двигаться – естественно для человека. Через удовольствие танец для многих становится как минимум любимым хобби, отличным дополнением к остальной жизни».

Ключ к удовольствию от танца лежит в психофизиологии, считает Вита Холмогорова: «Движение получилось – и мозг сразу получает положительный сигнал. Танец вообще дает мощные сигналы подкрепления, ощущение «я могу». В процессе танца в организме согласовываются все внутренние ритмы: сердцебиение, дыхание, давление в сосудах, вибрации… И как только все системы начинают работать слаженно, подчиняясь единому ритму, это снимает напряжение во всем организме. Нечто подобное происходит, когда человек, например, барабанит пальцами по столу, – ему необходимо некое повторяющееся ритмичное действие для согласования систем».

Танец для двоих

Бальные танцы очаровывают многих. В частности, потому, что в них отношения мужчины и женщины предстают в желанном для нашего разобщенного мира идеальном виде, убежден Станислав Попов, президент Русского танцевального союза.

«В бальных танцах есть завораживающая красота, как говорят зрители, «не из нашей жизни». Многие чувствуют, что танцы дают им возможность прикоснуться к чему-то более прекрасному, нежели наша повседневность. Для меня так было всегда: помню, как в пятом классе я просил маму сшить пиджак, чтобы ходить на танцплощадку. Тогда в только что открытые Лужники люди в пиджаках и галстуках приходили танцевать фокстроты, вальсы. Танцы были парными, и пары были красивыми. Позже появился шейк, брейк… словно отражение того, что происходит с современным институтом семьи и брака. Сегодня мы более разобщены, и, глядя на волнующий танец партнеров, на их совершенные, слаженные движения, многие чувствуют ностальгию по такому идеалу близких отношений».

Исцелить – значит сделать целым

«В ходе занятий танцами в работу включаются те отделы головного мозга, которые раньше «спали», – объясняет Вита Холмогорова. – Синхронизируется работа правого и левого полушарий. Активизируются все сенсорные системы: мы учимся одновременно слышать звуки, ощущать ритм, отслеживать движения, и за счет этого восприятие мира становится шире, объемнее. Танец улучшает и нашу связь с самими собой».

Он связан с чувственной стороной нашей натуры, с движением эмоций, а не мыслей. «Увлеченность танцем расширяет наше сознание, наше существование обретает большую интегрированность, целостность, – продолжает Александр Гиршон. – Противоречие между интеллектуальным, аналитическим и чувственным способами восприятия снимается. Кроме того, танец дает нам опыт принятия на глубинном, невербальном уровне, причем это может быть принятие во многих аспектах: принятие как согласованность с партнером, принятие как одобрение группы или сообщества, принятие как удовольствие для самого себя».

«Я танцевать хочу!»

Многие из нас чувствовали в себе эту потребность, с восхищением наблюдая за грациозными па балерин или отточенными движениями хип-хоперов. А может быть, стоит сказать себе: «Я могу» – и впустить танец в свою жизнь? «Начать танцевать – значит открыться переменам, начать меняться изнутри, – уверена Александра Вильвовская. – Любые изменения в жизни взрослого человека требуют решимости, и не каждый к ним готов. Но в танце человек соприкасается с собой настоящим. Это очень важное и редкое переживание. И те, с кем случилось это соприкосновение, благодарны танцу именно за это».

Танец как психотерапия

«Он учит нас понимать язык своего тела, помогая обрести целостность и найти контакт со своими жизненными ресурсами», – уверена психотерапевт, специалист по танцевально-двигательной терапии Гюзяль Логинова.

«Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: танец с самим собой, с другими людьми и с миром. Задачей терапевта является создание безопасного пространства терапевтических отношений. Именно в нем, анализируя отношения на примере движений с танцетерапевтом или другими людьми (когда это групповая работа), человек может научиться взаимодействовать с другими и самим собой. Танцетерапевт помогает ему ощутить, понять причину симптомов, болей, разного рода телесного дискомфорта или ограничений в движениях.

Восстанавливается диалог с самим собой, человек учится понимать язык своего тела, развивает способность использовать движение для выражения полного спектра чувств. Один из инструментов этого метода – танцевальная импровизация: это моменты исследования и выражения эмоций, фантазий, снов, воспоминаний средствами символического движения. Дело в том, что, когда мы двигаемся спонтанно, мы выражаем себя точно и честно: в этом движении бессознательное становится видимым, обретает форму; мы воссоединяемся с ним и получаем доступ к своим внутренним психологическим ресурсам. В результате открываются дополнительные возможности к самопознанию и обретению личностной целостности. А это и есть основная цель психотерапии».

Текст:Екатерина КоптеловаИсточник фотографий:FOTOBANK.COM/GETTY/ALTRENDO, CORBIS/FOTO S.A

Новое на сайте

«Многие видят во мне идеал красоты, я же нахожу только поводы для разочарований»

Никаких токсичных шуток: как культура отмены убивает стендап-комедию

Еще поучусь: 5 признаков синдрома самозванца и как с ними бороться

Когда можно бросить начатое: 5 ситуаций — мнение психотерапевта

«Чувствую вину, когда муж делает работу по дому»

«Знакомая рассказала, что моя девушка мне изменяет. Доказательств нет, но доверять возлюбленной больше не могу»

Чувство юмора, отношение к детям, темперамент: 9 особенностей, которые невозможно изменить в партнере

Осторожно, опасное саморазвитие: как распознать некачественный тренинг личностного роста — 5 признаков

Терапевтические и психологические аспекты танца фламенко в концепции танцевальной терапии. Липинская Светлана ( г. Киев, Украина)

Наибольшим количеством функций танец был наделен в первобытные времена и занимал в жизни людей важное место. Современному человеку, чтобы танцевать необходимо, по меньшей мере место и время. Мойше Фельденкрайц говорил: «…сконструированные сознательно системы заняли место индивидуального, интуитивного научения. Люди могут говорить, что не умеют танцевать, потому что не учились этому, хотя ранее это было естественной функцией…». Для древнего человека граница между жизнью и танцем была тонка. Танец сопровождал человека всегда. Он танцевал – и шел на охоту, танцевал – и вступал в брак, танцевал – и обучал подрастающее поколение. Когда древний человек научился рисовать и говорить, то он давно уже умел танцевать. Наскальные рисунки чаще всего отображают движение, танец! 

На сегодняшний момент не существует единой теории о танце, пока ученые спорят о соотношении биологического и социального в природе человека. Синтетический подход к изучению танца дает возможность выделять в нем для исследования биологические, психологические, социокультурные и философские аспекты. Исследовать танец, как средство выражения эмоций. 

Почти все исследователи сходятся в том, что танец есть ритмическое движение, окрашенное эмоциями. Ритму приписываются различные функции, вплоть до магических. 

Известный немецкий историк культуры К. Закс делит народные танцы на негармоничные – это конвульсивные, экстатические танцы и гармоничные – ритмичные, жизнерадостные, которые несут в себе заряд энергии и удовольствия, как исполнителю, так и зрителям. 

Американский ученый А. Ломакс разработал метод изучения народных танцев, который эффективен при изучении танцев различных народов, эпох и даже социальных групп и стилей. Успешное владение танцем является своего рода «пропуском» в эту социальную группу, принадлежность к народу, своего рода язык, средство коммуникации. 

Таким средством коммуникации, выражения эмоций, проявления социальных и бытовых условий жизни людей можно рассматривать и танец андалусских цыган, танец фламенко. 

Это искусство родилось на земле Андалуссии, и его происхождение многие связывают с цыганами, которые прибыли в Испанию, в начале 15 века, после трехсотлетнего притеснения и векового кочевничества. Этнический состав населения южного побережья Пиренейского полуострова складывался путем взаимодействия многочисленных народов и цивилизаций. В искусстве фламенко можно проследить связь таких культур как иберийская, кельтская, римская, еврейская, арабская, греческая, индийская. Все народы оставили след в серенадах и колыбельных, балладах погонщиков мулов и выкриках торговцев, молитвах и тихих любовных песнях. Из всего этого складывались пение и танец под аккомпанемент и ритм удивительных компасов и мелодий гитары.  
Человек, очарованный красотой линий и выразительностью движений, скажет «фламенко это прежде всего танец». Тот, кто слышал гитару, наверняка выделит ее как королеву фламенко. Третьи скажут — неповторимо пение (канте-хонто). Именно импровизация создает неповторимость характера — могут утверждать четвертые. И все будут правы. Каждый ищет и находит то, что отвечает его интеллектуальным, эстетическим и духовным потребностям. Танец многогранен, как сама жизнь. 

Танец фламенко, как и любой другой народный танец, можно всецело рассматривать с точки зрения ТДТ. 

В танцевальной терапии главным является связь телесных и психических процессов, гармонизация мыслей, чувств и ощущений через движение и танец. Исходя из концепции В. Райха, все, что происходит с нашим телом отражается на психике и наоборот, все психологические и эмоциональные изменения отражаются в теле. Мы можем утверждать, что особенности исполнения танца фламенко, обязательно отражаются на характере и мироощущении танцовщиков.  

Эмоциональная насыщенность этого танца тренирует определенные личностные и психологические качества, которые помогают людям добиваться успеха в жизни, быть уверенными в себе и независимыми, проживать целую гамму различных эмоций и телесных историй. Каждый находит в нем то, что усиливает уже имеющиеся или формирует новые качества личности, если они слабо выражены. Например, прямой открытый взгляд, ровный позвоночник, сильные удары ногами и др. усиливают у человека чувство собственного достоинства, повышают самооценку, формируется образ тела успешного человека. Здесь большое значение имеют осанка и умение, даже застыв на одном месте, когда движутся только руки, сохранять внутренний ритм танца, как бы, пульсирующий в крови. 

Феномен танца фламенко состоит в том, что это танец одиночный. Одиночный народный танец — явление редкое, хотя не единичное. Ведь танец возник, как коллективное действо. Война, религия, любовь, силы, вызвавшие танец к жизни, были связаны с людьми, коллективом. Все эти силы слиты воедино, танцор несет их в самом себе. Танец, порожденный первобытным чувством природы, утерял непосредственную связь с этой природой. Танцор подчеркнуто независим от мира, и это подчеркивается тем, что он может танцевать один. Наедине с собой, вбиваясь в землю каблуками, и черпая из нее силы, аккумулируя энергию в себе. Исследователь фламенко В. Марреро отмечает, что в цыганских танцах Андалусии явственно ощущается трагизм и одиночество. 

Практически во всех народных танцах движение направлено от танцора вовне, в пространство, движения на сильную долю всегда имеют акцент «от себя». В танце фламенко, наоборот — танцор берет энергию извне и аккумулирует в себе. Движения на сильную долю всегда имеют акцент «к себе». 

В танце фламенко очень ярко прочитываются «точки», остановки с четкой фиксацией позы. Танцовщик танцует, как бы рывками, быстрые дроби прерываются резкими остановками или плавными движениями рук, невероятно подвижными и завораживающе мягкими. 

Танце-терапия (ТДТ) работает с такими категориями, как пространство, время, ритм, в ТДТ это может стать партнером в танце. В танце фламенко танцор не нуждается в широком сценическом пространстве, зато ему необходимо пространство внутреннее. Его партнером по танцу часто является господин «ритм», часто очень сложный, но танцор соревнуется с ним и ведет диалог. Эти особенности формировались из жизни людей, долгое время лишенных земли обитания, терпевших притеснения, как бы «носивших свою территорию с собой», четко обозначая и отстаивая ее границы. Танцевали в пещерах с низкими потолками и узкими комнатами. Поэтому движения исполняются очень близко к телу, и энергия аккумулируется в самом танцовщике, а не выплескивается вовне. В танце полностью отсутствуют прыжки и очень мало поворотов. 

Постоянная смена ритмов, различные по характеру танцы, аутентичные движения несут в себе мощный освобождающий и терапевтический заряд. Эмоциональный накал, выстукивания сапатеадо достигают предела! Так, чтобы дойти до высшей точки проявления и начать жить и дышать заново, иначе – глубже и чище, ощущая каждый глоток воздуха, проникающий в легкие. Танцор в сильных ударах каблуками и плотном сцеплении с землей отдает ей всю боль и горечь одиночества и получает от земли поддержку и жизненную энергию. 
Сейчас это особенно актуально для нас – городских жителей, также имеющих небольшую личную территорию, и терпящих постоянное ее нарушение. В этом обучение танцу фламенко дает отличное осознание собственных границ, выстраивание позвоночника, осанки, связь с землей. А позвоночник является тем стержнем, на котором крепится весь организм, развивается личность. Сапатеадо (дроби) дают необходимое нам заземление, а вместе с ним и чувство уверенности и энергию жизни. 

Танцевальные терапевты относятся к телу и разуму, как к единому целому, определяя их взаимное воздействие, как залог здоровой психики. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой. Качественным грациозным движениям соответствует качественная жизнь. Например, внутренне скованный человек не может сразу раскрыть, в полном объеме, руки, поднять их вверх. И обучение этому, наряду с прямым позвоночником, умением «топнуть ногой», является большим личностным достижением. «Полное вытягивание рук, — утверждает А. Лоуэн, — выражает полные чувства. Если плечи связаны подавленным гневом, растягивание рук укорачивается, а чувства ослабляются». Значит, танцуя, свободными движениями рук и выстраивая позвоночник, мы снимаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева, раскрытая грудная клетка помогает воздуху легче проникать в легкие. Уменьшается мышечное напряжение, высвобождается гнев и негативные эмоции. 

Особенно характерными являются в танце фламенко дифференцированные филигранные движения кистями и пальцами рук, В танце пальцы рук, как будто повторяют переборы на гитаре. Что позволяет сбросить накопившиеся зажимы и напряжения. Ведь наши кисти – это наша речь, наше мышление. 

По моим наблюдениям, у большей части людей, начинающих танцевать, нет осознавания такой части тела, как кисть и особенно запястье. Вся рука и часто корпус тела, ощущаются многими, как монолит, как одно целое. И настоящим открытием для участников является изучение частей тела, рук и особенно бедер. При обращении внимания на руки, многократное повторение движений кистью, запястьем и пальцами, эта часть руки «оживает» и человек становиться более уверенным в себе, увеличивается диапазон переживаемых эмоций. 

Существует такой миф, что женщины «виляют» бедрами, соблазняя тем самым мужчин. По многолетней практике могу утверждать, что бедра — это самая неподвижная часть женского тела, и много требуется усилий, чтобы «оживить» ее. Женщины буквально «заново познают свои тела» и учатся выражать различные эмоции, состояния, проживать истории своим телом. 

Мне нравится в танце фламенко гармоничное соединение женского и мужского начала. Этот танец дает возможность женщине развить свои женские характерные способности, а также стать более уверенной, достичь успеха, быть самодостаточной и целеустремленной. Этот танец требует усилий для освоения движений, характера. Фламенко — очень земной танец, в нем рассказывается и поется о простых земных вещах, взаимоотношениях, о разных эмоциях, которые переживали люди, жившие в сложных условиях.  

Могу сказать, что невероятная популярность танца фламенко во всем мире, на мой взгляд, связана прежде всего, с психологической точки зрения, со сменой отношения женщины к самой себе и ее роли в обществе. Везде, даже в мусульманском мире, мы можем наблюдать в большей или меньшей степени раскрепощение женщины, возможность ее самореализации и самоутверждения. После Испании самым популярным, танец фламенко является в Японии и Финляндии. Как известно, эти общества изобилуют моральными и социальными запретами, строгими традициями и соблюдением многочисленных правил и указаний. Именно танец фламенко помогает женщинам освободиться от старых предрассудков, закостенелых догм, изменить их роль в жизни и обрести свободу в танце и в жизни. 

Очень интересная статистика — в группах фламенко практически нет неработающих женщин. Все женщины успешные, с высшим образованием, активные и творческие. Я не ограничиваю никого в участии не заявляю никаких специальных требований (физических, танцевальных или еще каких-нибудь), но сам танец отбирает людей. И если посмотреть на участников разных танцевальных направлений (восточный, бальный, спортивный и т.д.), мы можем проследить определенные телесные и психологические сходства у участников. В их телах много схожих черт, движений, в их отношении к жизни много похожих установок. 

Сильный эффект оказывают характерные для танца фламенко, выстукивания (сапатеадо) ног: исполнители танцуют со слегка согнутыми коленями, всей стопой активно взаимодействуя с землей. Во время выстукиваний, ноги словно вбиваются в землю, осуществляя столь необходимое заземление. Человек, твердо стоящий на земле, имеет не только уверенную осанку, но и соответствующий характер. Мы буквально учимся на занятиях осваивать «уверенные движения и позы», что подчас нелегко дается натурам мягким и уступчивым. Порой, глядя на танцующего фламенко, под которым пол вот-вот проломится, понимаешь, что такой человек сможет настоять на своем. Сумеет доказать свою правоту, отстоять свои интересы. Такая форма заявления о себе тоже с точки зрения психологии, является самовыражением и самоутверждением личности.  
С психологической точки зрения такие навыки помогают людям в решении сложных жизненных проблем. 

В заключение хочу подчеркнуть связь танца фламенко и танце-терапии. Почему можно рассматривать танец фламенко с точки зрения танце-терапии и в чем заключаются психологические и терапевтические аспекты танцевальной практики фламенко? В чем их цели и задачи перекликаются: 

• танец фламенко помогает в формировании образа тела, что является одной из основных целей ТДТ, 

• повышает самооценку танцовщика, формирует положительный образ себя, 

• снимает мышечное и нервное напряжение, повышает жизненный тонус, 

• улучшает качество жизни, формирует творческий подход к решению личностных и жизненных проблем, 

• танец фламенко обучает осознаванию собственных границ и личной территории, коммуникации человека с самим собой, с партнером (в парных формах танца) и с миром (групповые формы танца), 

• в танце фламенко решается главная задача ТДТ — это гармонизация мыслей чувств и ощущений с помощью осознанного движения и танца.  

Танец фламенко успешно изучают во всем мире, в хореографической практике, без специального выделения психологической и терапевтической составляющей. Анализ же движения и танца дает дополнительный инструмент для более глубокого понимания этого замечательного искусства, применение специфических движений танца для развития коммуникативных, личностных качеств танцовщиков, для обучения их глубинному «проживанию» движения, для искреннего самовыражения и полноты чувств танцовщиков. Улучшения их качества жизни и личностного развития.

 

Липинская Светлана ( г. Киев, Украина) 
Основатель и руководитель Центра психологии танца «Имидж-денс» и школы танца фламенко «Duende» 
Танцевальный стаж 31 год, педагогический стаж — 24 года.

Мощные психологические преимущества танца

Источник: Pixabay/Creative Commons

Нейронаука танца — относительно новая, но быстро развивающаяся область исследований. В последние месяцы были опубликованы различные исследования и диссертация, основанная на статьях, по нейробиологии танца. Эти результаты помогают нам лучше понять, почему мы танцуем и как танец влияет на человеческий мозг и изменяет его.

11 мая Ханна Пойконен из отдела когнитивных исследований мозга Хельсинкского университета защитила докторскую диссертацию «Танец на коре — ERP и фазовая синхронизация у танцоров и музыкантов во время представления современного танца». Эта статья добавляет свежие идеи в бурно развивающуюся область изучения «нейронауки о танце» и представляет потенциально революционные методы исследования, которые могут иметь клиническое применение.

Для своей диссертации Пойконен разработала новые способы изучения различных функций мозга вне лаборатории. Используя потенциалы, связанные с событиями (ERP) и ЭЭГ, она смогла проследить, чем мозг профессиональных танцоров отличается от мозга обычного непрофессионала и хорошо обученных музыкантов.

Один из главных выводов ее исследования заключается в том, что опытные танцоры демонстрируют усиленную тета-синхронизацию (4-8 Гц) при просмотре танцевального номера. Предыдущие исследования показали, что тета-мозговые волны связаны с синхронизацией более глубоких областей мозга (таких как гиппокамп, базальные ганглии и мозжечок) с корой головного мозга.

«Исследования профессиональных танцоров и музыкантов выявили важность мультимодального взаимодействия и областей мозга, связанных с моторикой, в мозговой обработке танца и музыки», — говорится в заявлении Пойконена. «Мозг танцоров быстрее реагировал на изменения в музыке. Изменение было очевидно в мозгу как рефлекс еще до того, как танцор осознал это на сознательном уровне. Я также обнаружил, что танцоры демонстрировали более сильную синхронизацию на низкой тета-частоте. Тета-синхронизация связана с процессами эмоций и памяти, которые играют центральную роль во всех межличностных взаимодействиях и самопонимании».

Примечательно, что в 2006 г. в новаторском исследовании «Электрофизиологическая связь между мозжечком, познанием и эмоциями: фронтальная тета-ЭЭГ-активность и одноимпульсная мозжечковая ТМС» было обнаружено, что транскраниальная магнитная стимуляция над червем мозжечка (который соединяет левый и правое полушарие мозжечка) повышенная синхронизация тета-волн.

Соавторы Деннис Шуттер и Джек ван Хонк пришли к выводу: «Исследования как на животных, так и на людях связывают тета-активность с септо-гиппокампальным комплексом, важной структурой мозга, участвующей в познании и эмоциях. Настоящее электрофизиологическое исследование поддерживает более ранние результаты внутричерепной электрической стимуляции, демонстрируя участие мозжечка в модуляции основных частот, связанных с когнитивными и эмоциональными аспектами человеческого поведения».

Танец был универсальным аспектом человеческого опыта на протяжении тысячелетий и является частью нашей коллективной ДНК. Наши тела и мозг эволюционировали, чтобы танцевать в синхронном унисоне. И регулярные танцы, кажется, меняют то, как мы думаем и взаимодействуем друг с другом.

В статье 2017 года «Мозг танцора развивается уникальным образом» Пойконен пишет:

«В танце основные элементы человечества сочетаются естественным образом. Он сочетает в себе творческий акт, отточенное движение и сотрудничество, очень похожее на исполнение музыки.

В движении задействовано все тело, как в спорте… Исследования по созданию музыки и движения показывают, как во время сотрудничества мозг двух людей настраивается на одну и ту же частоту. Это проявляется в том, как синхронизируются низкочастотные мозговые волны участников.

Синхронизация мозга обеспечивает беспрепятственное взаимодействие и необходима для создания как гармоничной музыки, так и движения. Способность настраиваться на частоту мозга другого человека необходима для функционирования любого сопереживающего сообщества».

Чтобы узнать больше о силе танца объединять людей из самых разных слоев общества, см. «Танцевальные песни растворяют различия, которые нас разделяют» и «Мадонна, основанная на нейронауках: музыка объединяет людей».

С точки зрения нейронауки танца в статье Питера Ловатта 2016 года «Вот почему мы танцуем» резюмируется, как человеческий мозг управляет движением более 600 мышц во время танца. Ловатт писал:

«Моторная кора, расположенная в задней части лобной доли, участвует в планировании, контроле и выполнении произвольных движений. Тем временем базальные ганглии, набор структур глубоко внутри мозга, работают с моторной корой, чтобы вызвать хорошо скоординированные движения. Мозжечок в задней части черепа также выполняет несколько функций, включая интеграцию информации от наших органов чувств, благодаря чему движения становятся плавными и точными».

Питер Ловатт, который называет себя «Доктор Дэнс», является всемирно известным психологом танца и директором лаборатории психологии танца в Университете Хартфордшира.

Мозжечок (лат. «маленький мозг») красного цвета. Мозжечковый означает «относящийся к мозжечку или расположенный в нем».

Источник: База данных наук о жизни/Википедия Коммонс

Ловатт также отмечает, что мозжечок отвечает за соблюдение такта и поддержание ритма. В 2006 году Стивен Браун, Майкл Дж. Мартинес и Лоуренс М. Парсонс провели знаменательное исследование «Нейронная основа человеческого танца», в котором участвовали танцоры-любители танго, которые выполняли определенные танцевальные движения на ПЭТ-сканировании как с музыкой, так и без нее. . Стивен Браун в настоящее время является директором лаборатории нейроискусства в Университете Макмастера.

Интересно, что еще в 2006 г. Brown et al. заметил, что передний червь мозжечка поддерживает синхронизацию движения с музыкальным тактом. Исследователи пришли к выводу:

«Можно предположить, что мозжечок помогает корковым, подкорковым и периферическим нервным структурам собирать оптимальную слуховую и соматосенсорную информацию, чтобы влиять на корковую двигательную систему, чтобы лучше синхронизировать выполнение движения со слуховым ритмом. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы прояснить функции вышеупомянутых областей мозжечка».

В том же духе исследование 2015 года показало, что прослушивание популярной танцевальной музыки на фМРТ активировало мозжечок, особенно червь, более интенсивно у участников, которые любили танцевать, чем у тех, кто был равнодушен к танцам.

Как движение, основанное на танце, может улучшить жизнь людей?

Недавнее тематическое исследование в области нейробиологии танца изучало реабилитационные преимущества танцев с партнером для улучшения функций мозжечка у пациента с тяжелой мозжечковой атаксией. Эта статья «Влияние танцевально-двигательной терапии на баланс, походку и психологические функции при тяжелой мозжечковой атаксии: пример» была опубликована в Интернете 30 марта 2018 г. в журнале 9.0029 Теория и практика физиотерапии .

В данном клиническом случае 39-летний мужчина, у которого в возрасте 24 лет была диагностирована атрофия мозжечка, принял участие в 8-недельной программе, направленной на улучшение баланса и постуральной устойчивости с помощью танцевальных движений. Авторы резюмируют свои выводы: «Человек продемонстрировал улучшение независимого равновесия в положении стоя, характеристик походки и функциональной подвижности. Кроме того, после завершения вмешательства наблюдалось улучшение самооценки депрессии и показателей качества жизни».

Хотя результаты этого исследования атаксии мозжечка ограничены одним участником, исследователи предполагают, что танец с партнером может помочь людям с дисфункцией мозжечка на различных уровнях.

Источник: Джордж Руди/Shutterstock. как танцевальное движение.

«Боль, стресс и беспокойство часто идут рука об руку с депрессией. Танцы, музыка и связанные с ними выразительные формы терапии могут помочь уменьшить психические колебания еще до наступления полной депрессии», — сказал Пойконен. Основываясь на растущем количестве эмпирических данных, она считает, что движения, основанные на танце, можно использовать как часть целостного лечения таких состояний, как болезнь Паркинсона, хроническая боль, деменция, аутизм и расстройства настроения.

5 Психологическая польза танца

3 минуты

Написано и проверено психологом Адриана Диез .

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Знаете ли вы, что танцы имеют много психологических преимуществ? Вы пробовали все, что может предложить танец? В этой статье мы объясним 5 психологических преимуществ танца и дадим вам 5 веских причин двигать ногами, разумом и телом под музыку.

Танец — универсальный язык. Два или более человека могут соединяться и общаться только с помощью движений своих тел и их желания двигаться в ритме музыки. Музыка дает нам возможность познакомиться с новыми людьми, даже не говоря ни слова, выразить себя без единого слова.

Теперь мы представим психологические преимущества танца для нашего тела и нашего разума.

Танцуйте для развития творчества

Когда мы позволяем нашему телу течь под музыку, мы позволяем нашему уму работать свободно. Нам не нужен язык, все, что нам нужно, это чувствовать и выражать себя физически. Двери спонтанности и творчества открыты, и ждут новые пути. Мы находим новые ответы на наши проблемы, наш разум путешествует по новым дорогам.

Питер Ловатт, директор Лаборатории танцевальной психологии Университета Хартфордшира, провел исследование, которое подтвердило, что 9Танцы 0055 помогают мозгу находить новые способы мышления и создают новые нейронные цепи.

Танец как связь

Танец позволяет нам соединиться с самим собой. С помощью танца мы можем выражать эмоции, которые даже не осознаем. Это освобождает нас от груза, который мы несем. Это дает нам возможность узнать себя через другой язык.

Однако танец не просто позволяет нам соединиться с самим собой. Танцы также имеют социальный аспект и дают нам возможность познакомиться с другими людьми. Танец объединяет людей всех возрастов и дает людям со всего мира общий язык. Прежде всего, он объединяет людей с разными вкусами и характерами, которых объединяет музыка и ритм.

Танец улучшает самочувствие и самооценку

Когда вы танцуете, ваш разум может забыть обо всех своих проблемах и сосредоточиться на движении. Кроме того, танцы высвобождают дофамин и серотонин, химические вещества, которые уменьшают стресс и повышают чувство счастья. Многие исследования подтверждают гипотезу о том, что танец может облегчить физическую боль, такую ​​как головная боль и боль в спине. Это также может уменьшить некоторые симптомы депрессии.

Танец позволяет нам объединить тело, разум и дух, улучшая связь и укрепляя чувство собственного достоинства. Практика с партнерами по танцу также повышает уверенность в себе и доверие к другим. Отпуская запреты и позволяя своему творчеству править на танцполе, мы открываем двери внутри себя, чтобы любить себя немного больше.

Танцы замедляют старение мозга

Исследование, проведенное М. Джо Вергезе (2003), показало, что 9Танец 0055 благотворно влияет на нервные синапсы, замедляя потерю объема в гиппокампе, что происходит естественным образом в процессе старения. Это помогает защитить мозг в долгосрочной перспективе. Этот ученый также обнаружил в других своих исследованиях, что он стимулирует центральную нервную систему и мозговую деятельность.

Теперь вы знаете, как много могут сделать для вас танцы, наслаждение музыкой и освобождение ума. Все это защищает ваш мозг от воздействия времени. Думайте о танце как о возможности для творчества.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts