Психология в проблеме безопасности: 2.3. Психология в проблеме безопасности

2.3. Психология в проблеме безопасности

Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности, травматизма на современных производствах невозможно решать только одними инженерными методами.

Опыт свидетельствует о том, что в основе аварийности и травматизма (до 60-90 % случаев) лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности труда, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности труда, доступ к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.

Дисциплина «Психология безопасности» изучает применение психологических знаний для обеспечения деятельности человека.

Психологией безопасности рассматриваются психологические процессы, свойства и особенно подробно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) – это свойства личности или её существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Данные свойства у человека устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человекаэто относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психическое состояние отличается разнообразием и временным характером, определяет особенности психической деятельности в конкретный момент и может положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов у человека. Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной выраженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической напряженности (работоспособности). В более выраженных формах психического напряжения утрачивается живость и координация действий, могут появляться контропродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса выделяют два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью. В этом случае специалист не способен с прежней ловкостью осуществлять профессиональные действия. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается восприятие, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудительный тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком типе психического напряжения операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной обстановке потребностью данного действия. В общении с окружающими они проявляют раздражительность, вспыльчивость, не свойственную ему резкость, грубость и обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной сложившейся обстановке.

Особые психические состояния

Пароксизмальные состояния – это группа расстройств различного происхождения (заболевание головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующих формах, при которых наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Проявляются они в снижении настроения, апатии, которые могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев (причины бывают разные – какая-то серьёзная утрата, неустроенность, неудовлетворенность и т.д.). В этом случае появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект – взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом отмечаются резкие движения, в том числе агрессивного и разрушительного действия.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной возможны следующие реакции: конфликтная – это реакция возникающая, когда человеку приходится выбирать между разными потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо потребностями производства, либо со своей безопасностью (например, между безопасностью и временем, безопасностью и гордостью, безопасностью и удобствами и т.д.):

▪ неудовлетворённость – это вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка, агрессивности, жестокости, а иногда смирения;

▪ поведение срыва проявляется при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации, когда человек может отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей;

▪ тревога (тревожное ожидание) – это эмоциональная реакция на опасность.

Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет;

▪ страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути её избежания (страх варьирует от опасения, боязни, испуга, до ужаса). Страх может быть временным, несвойственным данному человеку или, наоборот, является чертой его характера;

▪ испуг – безусловно-рефлекторный внезапный страх;

▪ боязнь, напротив, всегда связан с осознанием опасности, возникает медленно и дольше продолжается;

▪ ужас – это наиболее сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка. Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма – реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности. Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляется как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности;

▪ паника – это тоже форма страха, она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

При рассмотрении влияния панического состояния на человека, необходимо выделить следующие наиболее вероятные ошибки:

1. Действие не совершается, то есть паническое состояние приводит полной закоренелости. В обиходе о подобных случаях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожиданности).

2. Автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел и человек совершает лишние движения в данной ситуации.

3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые не соответствуют объективным требованиям защиты.

4. Человек продолжает выполнять работу автоматически, действуя без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники – это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.

Психологические подходы к проблеме безопасности труда » HSE DAYS

Анализ причин травматизма на производстве показал значительный вес человеческого фактора. Одной из причин проявления человеческого фактора является неадекватная реакция работника на риск и рисковое поведение работника в производственной среде и проведении им технологических операций. Неадекватность восприятия риска связана с психологическими особенностями личности работника. Так же на рисковое поведение работника влияет социально-психологические отношения в социуме предприятия, ближнем круге общения работника и производственных отношениях коллектива предприятия.

Рассмотрим психологические основания разработки и внедрения в процессе профессиональной подготовки эффективной системы управления охраной труда на предприятии. Проанализированы существующие психологические подходы к исследованию и решению проблемы безопасного труда. Показано их значение в разработке современного перспективного подхода к данной проблеме. Предпринята попытка обосновать конструктивность системного подхода на основе концепции организационной культуры. Сформулировано предположение о необходимости разработке данной модификации системного подхода с учетом системно-эволюционной концепции личности и культурно-исторической теории.

Необходимость анализа существующих в психологии подходов к исследованию и решению проблемы безопасности труда обусловлена реформированием системы управления охраны на основе новых принципов, в частности: переход от принципов реагирования на несчастные случаи к действиям, направленным на их предупреждение; опора на «концепцию приемлемого риска». применение системного подхода к реформированию сферы охраны труда. Кроме того, разработка нового психологического подхода к исследованию охраны труда и обеспечению безопасности труда обусловлена внедрением инновационных IT-технологий обучения безопасному поведению на рабочем месте. На начальном этапе исследуемая проблема решалась на основе подхода, который опирался на сведения физиологии труда и немногочисленные данные психологии о состоянии работающего человека и был направлен на профилактику патологических состояний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Необходимость таких психофизиологических исследований была продиктована экономическими причинами: выплатами страховых взносов в связи с получением травм, возникновением болезней, обусловленных развитием на рабочем месте патологических состояний. В связи с этим руководство предприятиями вынуждено было начать исследования, направленные на предупреждение утомления, дистресса и других разновидностей нарушения функционального состояния работающего человека. Результатом таких исследований стало применение средств защиты, введение режима труда и отдыха, создание «комнат психологических разгрузок» и др. Дальнейшие исследования в психологии безопасности труда, хотя и показали значимость для практики разработок, выполненных в рамках медико-психологического подхода, но и их оказалось недостаточно для обеспечения полноценной охраны труды.

В психологии безопасности труда возникают новые подходы. В частности, психотехнический подход, предложенный Гуго Мюнстербергом. Основная идея данного подхода заключается в том, что применительно к безопасности труда существуют устойчивые индивидуально-психологические качества работника, которые обусловливают его склонность к травматизму, возникновению несчастного случая. Область практического приложения данного подхода ограничивалась профессиональным психологическим отбором. Не отрицая значимость данного мероприятия для профилактики травмоопасного поведения, отметим его ограниченные возможности.

Начиная с работ Э. Мейо в психологии безопасности труда начинает разрабатываться социально-психологический подход, который связывает несчастные случаи на производстве с нарушенными отношениями между людьми. Первоначально социально-психологические факторы связывали с неблагоприятным социально-психологическим климатом. Применительно к безопасности труда данный климат характеризовался групповыми нормами, которые вступали в противоречия с правилами охраны труда на рабочем месте. Практический выход классического социально-психологического подхода сводился к пропаганде правил безопасности на производстве и к разработке системы поощрения и наказания. Причем чаще использовались санкции за нарушение правил охраны труда, чем поощрение за их соблюдение. Отметим, что данный подход положил начало разработке перспективной в психологии безопасности труда концепции организационной культуры.

По мере развития профессионального обучения формировался психолого-педагогический подход, который сводился к формированию знаний и навыков для исключения травмоопасного поведения и угроз для здоровья работника. Основное ограничение данного подхода связано не с формированием знаний о правилах охраны труда и даже не с выработкой умений поведения на основе данных знаний, а в мотивации их применения на рабочем месте. Перспективным направлением совершенствования психолого-педагогического подхода является разработка концептуальных оснований формирования ценностно-смыслового и мотивационно-потребностного базиса безопасного типа личности.

Итак, анализ существующих психологических подходов к решению проблемы безопасного труда, позволяет сделать вывод о необходимости интеграции рассмотренных подходов. Данная интеграция достигается на основе системного подхода. Причем необходимо согласиться с тем, что системный подход предполагает учет многообразия всех разнокачественных факторов: экономических, социальных, правовых, организационных, национально-культурных и психологических. Важным является разработка системы управления охраной труда (СУОТ) на производстве, а точнее её совершенствование.

Становится необходимостью поиск концептуальных оснований для повышения эффективности функционирования данной системы управления. Отметим, что даже специалисты в области менеджмента акцент делают на ценности организации. При этом они подчеркивают, что, несмотря на требования законодательства, возлагающего ответственность за обеспечение безопасных условий труда на работодателя, в реальной практике управления первое лицо компании относится к безопасности труда не с должной мотивацией. В то время как именно от признания первым лицом безопасности труда как первоочередной организационной ценности, прежде всего, зависит эффективность СУОТ на предприятиях. Исходя из данного требования, можно предположить, что теоретическим основанием внедрения эффективной СУОТ в процессе профессиональной подготовки является концепция организационной культуры, которая широко используется в менеджменте, но недостаточно применяется для разработки многоуровневой системы управления безопасным поведением. Большое значение культуре безопасности труда придают зарубежные психологи. В нашей стране встречаются отдельные публикации, в которых организационная культура рассматривается как основа СУОТ.

Многие считают, что разработка многоуровневой системы управления безопасным поведением и её внедрение в процессе профессионального обучения на основе системного подхода с позиции организационной культуры должна опираться на системно-эволюционную концепцию личности и культурно-историческую теорию Л.С. Выготского. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского раскрывает специфические особенности психического развития социального существа – человека, который всесторонне развивается благодаря взаимодействию биологического и социального начал.

Владислав Мельников

КАМА

Все статьи автора


HSETOP100, психология и безопасность, всестороннее развитие

Степень психолога и область безопасности


Вы можете применить степень психологии в области безопасности и работать в сфере уголовного правосудия или национальной безопасности. Современные полицейские детективы, федеральные специальные агенты и другие сотрудники правоохранительных органов и частных служб безопасности проходят обучение и полагаются на принципы психологии, человеческого поведения и социальных взаимодействий, чтобы находить интересующих лиц и производить аресты.

В конечном счете, кандидатам, надеющимся получить должность, часто приходится демонстрировать свои навыки и опыт, а также самим проходить тщательное собеседование.

Избранные школы



Степень психолога для проведения допросов и полицейских расследований

Вопреки тому, во что нас уверяют такие телешоу, как CSI и его ответвления, в реальных полицейских расследованиях редко используются передовые технологии, найденные в криминалистических лабораториях. Хотя научное исследование места преступления может дать многочисленные улики, а также вещественные доказательства, необходимые для осуждения преступника в суде, анализ образцов обычно занимает очень много времени. В среднем лабораториям судебной экспертизы государственных правоохранительных органов требуется около 30 дней для обработки образцов ДНК, а в некоторых районах такие невыполненные работы и проблемы с бюджетом, что процесс часто может занимать несколько месяцев.

На самом деле офицеры закрывают 90% всех расследований в первые 48 часов, используя старомодную полицейскую работу. Роль психологических наук в полицейских расследованиях и то, как степень в области психологии может помочь подготовить человека к работе в правоохранительных органах и частной безопасности.

Интервью, полицейские допросы и признания

Практически каждый человек на планете оказался на неприятном конце допроса, призванного установить его роль или вину. Как правило, такие типы интервью использовались их родителями или школьными учителями всякий раз, когда имели место какие-либо правонарушения. Несмотря на то, что эти люди часто не имели формального образования в искусстве, они все же были удивительно эффективны в извлечении информации благодаря своему сильному авторитету. В то же время, по мере того как дети становились старше, способность взрослых делать «признания» со временем постепенно уменьшалась.

Однако это изменение произошло не из-за того, что молодые люди каким-то образом стали сопротивляться внушению или убеждению, а потому, что интервьюеры-«любители» понятия не имели, как воссоздать ту ауру авторитета, которая у них когда-то была. На самом деле, многочисленные психологические исследования показали, что восприятие допрашиваемого податливо, и опытный следователь сможет в конечном итоге получить информацию от подозреваемого, несмотря на любые первоначальные колебания или даже открытое сопротивление. Что еще более важно, информацию часто можно получить без допроса человека или когда-либо осознавая, что он уступчив, не говоря уже о чувстве, что он находится под каким-либо психологическим давлением.

Реакция человека во время допроса

Чтобы стать эффективным следователем, нужно знать человеческую психологию и ее многочисленные тонкости. Некоторые полицейские методы допроса, такие как, например, «хороший полицейский, плохой полицейский», широко известны. Но только часть людей на самом деле понимает психологию, стоящую за этим. В случае стратегии «хороший полицейский, плохой полицейский» дуэт следователей опирается на противоречащие друг другу понятия эмпатии (хороший полицейский) и антипатии (плохой полицейский), а также на стремление человеческого разума к принятию и пониманию, направляя подозреваемого к следователь, представляющий положительную сторону психологического спектра.

Конечно, «хороший полицейский, плохой полицейский» — это лишь один из примеров того, как обученный следователь может управлять реакцией человека, чтобы добиться признания, но чем лучше он знает человеческую психологию, тем больше методов и приемов использует следователь. иметь в своем распоряжении.

Когнитивные интервью

Другим психологическим принципом, широко используемым в ходе когнитивных интервью опытными исследователями и изучаемым в курсах психологии в колледжах, является воспоминание. Два профессора разработали теорию техники. Рональд П. Фишер и Р. Эдвард Гейзельман работали на факультете психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1984. Исследование показало, что свидетели преступлений подобны впитывающим информацию губкам, даже если они сами этого не осознают.

Что еще более важно, исследователи продемонстрировали, что использование когнитивных интервью помогает следователям получать важную информацию. Результаты были замечательными. Люди в среднем могли вспомнить на 40% больше информации, чем свидетели, которых опрашивали в ходе стандартных опросов. Кроме того, они могли вспомнить на 30% больше информации, которая считалась важной для дела.

Степень психолога в области частной и корпоративной безопасности

Роль психологии в допросах, безусловно, не ограничивается полицейскими допросами. Кроме того, люди со степенью психолога имеют множество возможностей в сфере частной безопасности. На самом деле все крупные корпорации в Соединенных Штатах имеют в своем штате огромные группы сотрудников службы безопасности, которые специализируются на проведении собеседований с кандидатами на руководящие должности, разрешении разногласий внутри компании и проведении различных дополнительных расследований.

Некоторые компании, особенно те, которые имеют активные оборонные контракты с федеральным правительством, уделяют огромное внимание безопасности, и их штат интервьюеров часто включает несколько человек со степенью в области психологии и судебной психологии в дополнение к людям, имеющим только практический опыт. Учитывая огромную ответственность, заработная плата сотрудников частных охранных предприятий, работающих в качестве профессиональных интервьюеров, обычно очень высока, часто с самого начала она очень близка к шестизначной цифре или даже превышает ее.


Связанный:

  • Топ 20 онлайн -степень обеспечения информации о обеспечении информации
  • 25 онлайн магистр по управлению рисками безопасности
  • Топ 10 программ по кибербезопасности в Интернете
  • 10 по городам.
  • Что делает аварийный менеджер?

Подробно: Психология безопасности

Две стороны медали: психология и реальность безопасности.

Дэвид Глинн подробно рассматривает психологию риска и безопасности, написав, что отношение людей к безопасности имеет первостепенное значение, если решение по обеспечению безопасности должно быть эффективным.


Утверждение, что индустрия безопасности продает душевное спокойствие, может показаться клише, но это только потому, что это правда. Клиенты и заказчики платят не за услуги или продукты, а за идею безопасности; в очень многих случаях физическая реакция может никогда не стать необходимой. Таким образом, специалистам по безопасности важно понимать психологию, лежащую в основе того, что заставляет людей чувствовать себя в безопасности.

В своем эссе 2000 года «Психология безопасности» Брюс Шнайер пишет: «Безопасность — это и чувство, и реальность. И они не одинаковы». Реальность безопасности — это математическая вероятность, основанная на различных факторах риска в сочетании с различными мерами противодействия им. Чувство безопасности основано не на математических расчетах, а на психологических реакциях как на риски, так и на контрмеры.

Относительно просто рассчитать, насколько защищен тот или иной дом от кражи со взломом, используя такие факторы, как уровень преступности в его районе, наличие систем безопасности, привычки людей запирать двери и окна и т. д. Вероятность быть убитым в улица незнакомцем или в своем доме членом семьи также могут быть рассчитаны. Так же как и вероятность кражи личных данных, основанная на поведенческих моделях.

Эти расчеты постоянно выполняются страховыми компаниями, а актуарные данные используются для установления премий. Но часто чувство безопасности практически не имеет отношения к этим статистическим вероятностям.

Чувствовать себя в безопасности vs быть в безопасности

Многие из нас, наверное, помнят, как в детстве боялись темноты, хотя жили в безопасном семейном доме. Это связано с тем, что страх не всегда рационален или соизмерим с реальным риском причинения вреда, а восприятие риска варьируется от человека к человеку.

Один человек может быть глубоко обеспокоен терроризмом и чувствовать себя комфортно из-за повышенных мер безопасности в аэропорту, в то время как другой может рассматривать их только как неудобство. Один человек может чувствовать, что он подвергается высокому риску кражи со взломом, среднему риску убийства и низкому риску кражи личных данных. Между тем, их сосед в точно такой же ситуации может чувствовать высокий риск кражи личных данных, средний риск кражи со взломом и низкий риск убийства.

Читать эту статью в цифровом издании:


Говоря в более общем смысле, человек может быть в безопасности, даже если он не чувствует себя в безопасности. И они могут чувствовать себя в безопасности, даже если это не так. Таким образом, хотя чувство и реальность безопасности связаны, это не одно и то же. Шнайер говорит: «Нам, наверное, было бы лучше, если бы у нас было для них два разных слова». Но будет полезнее рассмотреть психологические факторы, лежащие в основе чувства безопасности, и посмотреть, как они коррелируют со статистическими вероятностями и зависят от них.

К счастью, было проведено множество исследований, которые, хотя и не рассматривали конкретно концепцию безопасности, глубоко изучали природу риска и нашу реакцию на него.

Понимание чувства безопасности

На протяжении тысячелетий человеческий мозг вырабатывал сложные механизмы для борьбы с угрозами. Понимание того, как работают эти механизмы и почему они дают сбой, имеет решающее значение для понимания чувства безопасности, как интеллектуальной, так и эмоциональной.

Есть четыре области исследований, которые могут пролить свет на эти вопросы. Первые две – поведенческая экономика и психология принятия решений – тесно связаны между собой. Третье — это психология риска, а четвертое — это сама нейронаука, изучающая процессы, посредством которых мы на самом деле думаем.

Эти области могут многому научить специалистов по безопасности, объясняя, откуда берется расхождение между ощущением и реальностью безопасности и как это проявляется в поведении. Таким образом, мы можем создавать системы безопасности, с помощью которых чувство безопасности клиента усиливается, а не игнорируется.

Понять безопасность, понять риск

Как мы видели, изучение безопасности напрямую связано с психологией риска, как фактического, так и потенциального. Поэтому полезно наметить несколько общих понятий, составляющих эту психологию.

Люди преувеличивают экстремальные, но редкие риски, преуменьшая обычные. Им трудно оценить риски в незнакомых ситуациях. Они склонны переоценивать риски, которые обсуждаются общественностью. Люди недооценивают риски, на которые идут добровольно, и переоценивают риски в ситуациях, не зависящих от них. Наконец, персонифицированные риски воспринимаются как более серьезные, чем анонимные.

Однако мы можем сократить психологию риска еще больше, если захотим, чтобы охватить только два основных принципа. Во-первых, большинство людей меньше боятся риска, который, по их мнению, они могут контролировать, например, вождение автомобиля, и больше опасаются риска, который они не контролируют, например, полета, хотя один из них явно безопаснее другого. Во-вторых, большинство людей скорее откажутся от потенциальной выгоды, чем рискуют потерять то, что у них уже есть.

Этот второй принцип имеет огромное значение для практиков. В основном, системы безопасности предназначены для защиты того, что клиенты и клиенты уже имеют: их семьи, их богатство, их имущество и их собственное физическое и психическое благополучие. Что касается богатства, то этот принцип прекрасно иллюстрируется так называемой теорией перспектив, как показано в следующем эксперименте.

В нем испытуемые были разделены на две группы. Одной группе был предоставлен выбор из этих двух альтернатив:

  • Альтернатива А: Надежный выигрыш в размере 500 долларов.
  • Альтернатива B: 50% шанс получить 1000 долларов.

Другая группа получила выбор:

  • Альтернатива C: Надежная потеря 500 долларов.
  • Альтернатива D: 50% шанс проиграть 1000 долларов.

В традиционной экономической теории то, что называется «теорией полезности», предсказывает, что люди будут делать прямой расчет между относительными выгодами и потерями, а затем делать соответствующий выбор.

В ходе эксперимента обе группы могли выбирать между соизмеримыми выигрышами или потерями в размере +500 и –500 долларов, т. е. оба варианта имели одинаковую полезность.

Психологически некоторые люди склонны к риску, в то время как другие предпочтут гарантированное. Тем не менее, теория предсказывает, что люди будут выбирать альтернативы A и C с одинаковой вероятностью и альтернативы B и D с одинаковой вероятностью. Тот факт, что один является прибылью, а другой — убытком, не отражает математики. Поэтому это не должно влиять на результаты. И все же это так.

Столкнувшись с выигрышем, 84% испытуемых предпочли Альтернативу А (надежный выигрыш) в размере 500 долларов Альтернативе Б (рискованный выигрыш). Но столкнувшись с потерей, 70% выбрали Альтернативу D (рискованная потеря) вместо Альтернативы C (надежная потеря).

Чтобы объяснить разницу, исследователи разработали так называемую «теорию перспектив». В отличие от теории полезности, теория перспектив признает, что люди по-разному реагируют на перспективы прибылей и убытков. Для большинства людей небольшая надежная прибыль лучше, чем перспектива рискованной более крупной прибыли, отсюда и старая поговорка: «Синица в руке стоит двух в небе». Но когда дело доходит до убытков, верно обратное: большинство людей готовы рискнуть большими потерями, столкнувшись с гарантированно меньшими потерями.

Компромисс

Были проведены аналогичные эксперименты, в которых потенциальные результаты были соизмеримы, но язык, используемый для их определения, отличался; люди делали свой выбор, основываясь исключительно на том, представлен ли результат как выигрыш или убыток.

Общим является то, что все эти варианты выбора представляют собой компромисс, а компромисс является фундаментальным понятием, когда речь идет о понимании психологии безопасности.

Абсолютной безопасности не существует; любое повышение безопасности обязательно требует некоторого компромисса между стоимостью, удобством или свободой. Чтобы не вломиться в дом, стоит заплатить за систему безопасности и убедиться, что все двери и окна заперты, когда вы выходите.

Люди идут на такие компромиссы безопасности, как большие, так и маленькие, каждый день решая, заблокировать ли их, когда они просто заходят в молочный магазин, или покупают что-то на ненадежном веб-сайте, потому что это дешево. Часто мы идем на эти компромиссы интуитивно, не задумываясь, потому что наш мозг развивался миллионы лет, чтобы быстро оценивать потенциальные угрозы и реагировать соответствующим образом.

Оценка риска и реагирование на него — одна из самых важных вещей, с которыми приходится иметь дело живому существу. Часть мозга, которая выполняет эту функцию, называется миндалевидным телом, которое обрабатывает сенсорный ввод в эмоции базового уровня, такие как страх, гнев и избегание, а затем заставляет тело воздействовать на них с помощью адреналина и других гормонов.

Борьба или бегство и другие физиологические реакции, производимые этими гормонами, были неоценимы в обеспечении выживания первых людей. Но по мере развития высших функций мозга способность к обучению и рассуждениям накладывалась на более сложные критические способности. И хотя оценка риска по-прежнему происходит автоматически и бессознательно все время, на нее чаще действует сознательный разум, решающий, на какие компромиссы он готов пойти.

Можно сказать, что компромисс безопасности определяется следующими факторами:

  1. серьезность риска;
  2. вероятность риска;
  3. величина затрат;
  4. насколько эффективны контрмеры для снижения риска, и;
  5. насколько хорошо можно сравнивать разрозненные риски и затраты.

Наша работа как специалистов по безопасности состоит в том, чтобы оценивать эти критерии для наших заказчиков и заказчиков и использовать эту оценку для создания продуктов и услуг, которые уравновешивают необходимые компромиссы. Для этого мы должны убедиться, что восприятие не слишком сильно расходится с реальностью ни в одной из этих пяти областей — тогда воспринимаемый компромисс будет соответствовать фактическому компромиссу.

Например, если мы считаем, что риск больше, чем он есть на самом деле, мы можем потратить слишком много на снижение этого риска. Переоценка стоимости контрмеры может означать, что мы не решаемся применять ее там, где должны, и так далее. И если мы неправильно оценим компромисс, мы не сможем точно сбалансировать затраты и выгоды.

Баланс — это ключ

Одна из вещей, с которой мы должны бороться при проведении таких оценок, это понимание того, что восприятие риска часто не соответствует реальности риска, как у наших клиентов, так и у нас самих. Все мы знаем, что летать безопаснее, чем водить машину, на несколько порядков, и все же полет заставляет нас нервничать, чего обычно не происходит за рулем.

Это происходит потому, что восприятие часто управляется психологическими процессами, которые не являются полностью рациональными. Большинство людей меньше боятся риска, на который они решают пойти, чем риска, который им навязывают. Для большинства людей страх, который влечет за собой риск, уменьшается, если этот риск также приносит пользу, которую они желают. Люди больше боятся быть убитыми незнакомцем, чем членом семьи, хотя последнее встречается гораздо чаще. И никого не беспокоят риски, о существовании которых они не знают, даже если такие риски могут быть вполне реальными.

Очень редко мы оцениваем компромиссы безопасности чисто математически, анализируя вероятности различных событий. Скорее мы используем комбинацию опыта, интуиции и эмпирических правил, а также ярлыков, стереотипов и предубеждений. С их помощью мы можем оценить вероятность будущих событий, учесть необходимые затраты и решить, на какие компромиссы мы готовы пойти.

Мы часто думаем о безопасности с точки зрения «эффективности», когда конкретная мера безопасности эффективна для достижения поставленной цели. Пуленепробиваемые жилеты эффективно останавливают пули, но для большинства из нас постоянное ношение жилета — не лучший компромисс.

Наши клиенты хотят, чтобы мы предоставили им наилучшие компромиссы в области безопасности — те, которые предлагают настоящую безопасность по разумной цене — так, чтобы их чувство безопасности соответствовало реальной безопасности.

Все мы слышали термин «театр безопасности», используемый для описания паллиативных, часто даже иллюзорных методов, которые только заставляют людей чувствовать себя в большей безопасности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts