Психология виды деятельности человека: Деятельность человека — основные виды и типы

Содержание

Читать книгу «Психология деятельности человека» онлайн полностью📖 — В. Д. Шадрикова — MyBook.

Ad cogitantum et agendum homo natus[1]

Российская академия наук

Институт психологии

Владимир Дмитриевич Шадриков

профессор Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»


© В. Д. Шадриков, 2013

© ФГБУН Институт психологии РАН, 2013


В настоящее время психология труда становится все более востребованной в современном российском обществе, что обусловлено той ролью, которую профессионализм играет в различных областях деятельности человека, а также рядом достижений психологии труда и актуальностью проблем, поставленных этой отраслью науки.

Во-первых, обществу, бизнесу и власти стало понятно, что возрождение России зависит от профессионализма трудящихся во всех сферах общества.

Во-вторых, неоднозначное отношение к труду, утрата престижности рядом профессий – особенно это проявляется у представителей молодого поколения – вызывает негативное отношение к некоторым традиционным видам профессиональной деятельности, отражая желание значительного числа членов общества быть причастными, прежде всего, к миру бизнеса, политики и управления.

В-третьих, стало значительным появление в психологии новых теоретических подходов, позволяющих более адекватно и глубоко исследовать психологические проблемы деятельности, динамики ее становления, освоения и т. д.

В-четвертых, всевозрастающим значением в формировании смысла деятельности характеризуются общественные отношения, сложившиеся моральные предпочтения в обществе и нравственная сфера человека.

В-пятых, явно возрастает интерес к экологической проблематике профессиональной деятельности, включающей содержательнокритериальные, структурно-функциональные, процессуально-формирующие составляющие, на основе которых только и возможно построение теоретической психологической модели деятельности.

Одной из наиболее значимых проблем современной психологии профессиональной деятельности для сих пор является отсутствие целостной обобщающей психологической теории деятельности, поэтому представленная В. Д. Шадриковым работа является и своевременной, и долгожданной.

В. Д. Шадриков – известный российский ученый, который одним из первых начал заниматься проблемами психологии профессиональной деятельности, создатель научного направления в отечественной психологии труда – исследования системогенеза профессиональной деятельности, обоснования и раскрытия понятия «психологическая система деятельности».

В предыдущей работе автора «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности», изданной в 1982 г., он опирался преимущественно на методологию системного подхода (Б. Ф. Ломова), тогда только начинающего внедряться в психологические исследования, и на содержание психологических теорий деятельности С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева и др. В той же работе в основу идеальной схемы психологической системы деятельности с некоторыми изменениями была положена функциональная физиологическая система П. К. Анохина. Все это позволило Владимиру Дмитриевичу предложить понятие «психологическая система деятельности (ПСД)», разработать теоретическую модель ПСД, раскрыть ее структуру, в конкретных исследованиях показать ее эффективность на примерах практического освоения ряда профессий.

В настоящей работе в основу психологического анализа деятельности автор положил предложенную и описанную им в предыдущей работе структуру ПСД, обогатив ее составляющие дополнительным содержанием, а главное – рассмотрев ее с новых методологических позиций. Особенно это проявилось в первой главе книги, в которой автор с учетом современных теоретических положений обсуждает, критически размышляет, вносит уточнения, фактически переосмысливает известные понятия, формулирует новые. В частности, он полагает, что неправомерное обобщение теоретических представлений о деятельности А. Н. Леонтьева, механистическое распространение этих подходов на производительную деятельности наносит существенный ущерб пониманию взглядов А. Н. Леонтьева, который неоднократно подчеркивал, что развитие человека определяется развитием труда.

Представления В. Д. Шадрикова о структуре психологической системы деятельности человека как субъекта труда строится на основе следующих основных положений: 1) структура ПСД постепенно складывается в процессе ее освоения субъектом деятельности и развития профессионально важных качеств личности; 2) интра-индивидуальное строение личности субъекта труда тесно связано с интериндивидуальной структурой конкретной профессиональной деятельности; 3) в процессе становления в деятельности личность преобразует свои индивидные свойства, которые одновременно опосредуются качествами субъекта.

Продолжая рассматривать развитие деятельности с позиций системогенетического подхода, в качестве главных свойств автор выделяет неаддитивность, неравномерность, гетерохронность и достаточность развития структурных компонентов системы. Особенно важно то, что в качестве системообразующего фактора формирования ПСД в авторской концепции выступает результат деятельности, что отличает понимание структуры деятельности Шадриковым от структур, описанных в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

На каждом этапе анализа структуры деятельности автор сопоставляет разные понятия: поведение и деятельность, информацию и мысль, а также дает качественную оценку: от мысли к содержанию – и количественную: от информации к системотехническим понятиям. В то же время автор предупреждает о возможности ухода от психологических понятий и их замены в соответствии с кибернетическим подходом системотехническими понятиями и протестует против этого.

Желание автора не ограничиваться принципами системного подхода, а включить в качестве методологических оснований анализа ПСД принципы субъектности деятельности, единства деятельности и переживания, позволило ему, не изменяя базовой психологической структуры деятельности, внести в теоретическую модель ПСД, в частности в отдельные звенья ее архитектоники, некоторые существенные изменения, расширить представления о ее подсистемах, о межуровневых взаимодействиях в процессе формирования ПСД.

Субъектность автор рассматривает как свойственную конкретному субъекту деятельности систему отношений и индивидуальных характеристик деятельности в связи с ее результатом, как качество личности или способность сознательно инициировать конкретную деятельность, преодолевать внешние и внутренние противоречия (противодействия), препятствующие ее успешной реализации и, соответственно, получению максимально высоких результатов. Субъектность – это система качеств, которая делает человека субъектом. И главное, в каждом виде деятельности субъектность человека будет проявляться по-своему, поскольку разные виды деятельности требуют решения разных задач.

Автор теоретически и экспериментально обосновал, что на динамику деятельности влияет в разной степени, соответствует ей динамичная структура ее субъекта. В ней выделяются мотивы, формирование замысла, постановка целей, разработка программ поведения и планов действий, выбор стратегий и тактик, проектирование будущего продукта деятельности, сопоставление полученного результата с антиципированным. Впервые в ПСД в качестве самостоятельного компонента включен программный компонент, выполняющий прогнозирующую функцию результативности деятельности. В конкретных исследованиях, проведенных автором и его учениками, раскрыта связь программного компонента деятельности с общими способностями, выступающими в качестве одного из «механизмов» реализации деятельности. Кроме способностей, необходимыми условиями продуктивной деятельности выступают субъектность, интеллект, эмоции, воля.

Особый интерес представляют экспериментальные данные, касающиеся конкретизации проявлений субъектности на всех этапах процесса системогенеза деятельности, становления и развития внутреннего мира человека в деятельности и одновременно ее освоения под влиянием его внутреннего мира через формирование системы профессионально важных качеств.

Представленные в работе результаты подтвердили, что процесс формирования психологической системы деятельности проходит одновременно на нескольких уровнях: психологическом, психофизиологическом, личностном и субъектном, что отражается во взаимодействии мотивационных, информационных и энергетических процессов.

В работе обоснован выбор именно рабочих профессий для подтверждения концепции освоения деятельности ввиду их массовости, перспектив и практического значения. Особый интерес представляют результаты исследования процесса формирования психологических систем учебной деятельности будущих педагогов. Результаты исследований в этой области не только обогащают представления о психологическом функционировании субъекта данной процессии, но и важны для других социономических видов деятельности.

Раскрытие закономерностей влияния личностных особенностей в качестве детерминант субъектности позволяет автору по-новому организовать процессы обучения, профессиональной подготовки и анализа перестроек деятельности в изменяющихся социальноэкономических условиях и условиях научно-технического прогресса.

Можно сказать, что в данной монографии сделан существенный шаг вперед в раскрытии структуры ПСД, процессов ее формирования и поведения человека как индивида и субъекта деятельности.

В работе намечено новое направление исследований ПСД, для анализа деятельности привлекается субстанция «душа человека», что может значительно дополнить новым содержанием наши представления о внутреннем мире человека. Надеемся, что В. Д. Шадриков с учениками успешно продолжит разработку этого направления.

В то же время анализ работ ученого убеждает в том, что его концепция ПСД не конкретизирована в своей очень значимой части, а именно: в ней недостаточно раскрыто фундаментальное положение о воздействии общественно-исторического процесса не только на личностные особенности человека, но и на его индивидные, организмические характеристики. Как подчеркивал Б. Г. Ананьев, еще П. Ф. Лесгафт в своей работе обнаружил существенную зависимость изменения структуры и динамики человеческого организма от экономических условии жизни и процессов труда.

Конечно, пишет Б. Г. Ананьев, личность жестко не детерминирована структурой общества, социальной средой. Но она не может не влиять на личность, на внутренний мир человека, на изменение его позиций по отношению к себе и к своей деятельности. Субъект – всегда личность, а личность – субъект, но все же содержание этих понятий никогда полностью не совпадает: личность релевантна общественным отношениям, а субъект – деятельности. Человек, осуществляя свой жизненный путь, фундаментальным образом вписывает себя в общественно-историческое пространство своей эпохи, в жизнь страны.

Можно только сожалеть, что в работе недостаточно раскрыта ключевая роль социальной детерминации в становлении смысла деятельности и в развитии ПСД, значимость общественных отношений, формирующих субъективные отношения человека к деятельности, определяющих базовые качества субъекта деятельности, которые проявляются в индивидуальности человека и в индивидуальном стиле всех составляющих ПСД.

Именно рассматривая человека во всей его целостности, не только как субъекта труда, но и как субъекта общества, социума, можно выявить источники высших духовных, нравственных, эстетических потребностей и мотивов личности (А. В. Брушлинский). У человека может возникнуть конфликт между его нравственными ценностями и моралью организации, в которой он работает.


ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.
Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.
Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.
Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного че-

ловека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми — носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.
Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет.
Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современ-

ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:
1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.
2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.
Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше.
При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средст-

вом удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.
Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Типы человеческого поведения в психологии: полное руководство

Обновлено 23 марта 2023 г.

Человеческое поведение сложно, но понимать его очень важно, чтобы знать психическое состояние окружающих нас людей. Психологи используют различные методы изучения человеческого поведения, такие как эксперименты и наблюдения. Понимание типов человеческого поведения и различных типов личности может помочь вам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе, и узнать, как обращаться с людьми по-разному и эффективно. В этой статье мы обсуждаем типы человеческого поведения в психологии, четыре основных типа личности, характеристики человеческого поведения и даем ответы на некоторые часто задаваемые вопросы, которые помогут вам понять человеческое поведение.

Связанный: Как стать психологом в Великобритании

Типы человеческого поведения в психологии

Различные типы человеческого поведения в психологии помогают измерять и анализировать поведение. Психологи разделили человеческое поведение на категории, основанные на поведении людей в разных ситуациях и реакциях на различные раздражители. Одно поведение, будучи реализованным, может стать стимулом для другого поведения, хотя люди могут контролировать некоторые виды поведения с помощью образования, обучения и условий. Вы можете узнать, почему вы ведете себя и делаете выбор, используя эти категории. К типам человеческого поведения относятся:

Молекулярное и моральное поведение

Молекулярное поведение возникает внезапно, без размышлений. Например, вы можете внезапно закрыть глаза, когда что-то вот-вот попадет в них, например, пыль, насекомое или предмет. Этот акт закрытия глаз происходит неожиданно, без предварительной подготовки. Нравственное поведение, противоположное молекулярному поведению, возникает после мышления. Например, вы можете ответить на приглашение или обвинение на работе после того, как хорошо разберетесь в событии. Точно так же вы можете изменить маршрут, когда увидите кого-то, кого хотите избежать, или что-то опасное.

Связанный: Что такое профессиональное поведение на работе? (с примерами)

Открытое и скрытое поведение

Открытое поведение – это поведение, которое видно и происходит вне людей. Примеры явного поведения включают в себя прием пищи или напитков и участие в спортивных состязаниях, таких как футбол или езда на велосипеде. Скрытое поведение, противоположное явному, происходит внутри человека и невидимо. Вы занимаетесь скрытным поведением, когда думаете, поскольку никто не может видеть, как вы думаете.

Добровольное и непроизвольное поведение

Добровольное поведение — это тип человеческого поведения, которое люди могут контролировать и которое часто зависит от человеческих желаний. Такое человеческое поведение включает письмо, разговор, плавание и ходьбу. Непроизвольное поведение происходит естественным образом, без особого контроля или размышлений. Примеры непроизвольного поведения у людей включают в себя вдыхание воздуха, когда вы поглощаете кислород и выводите углекислый газ, а также работу сердца.

Четыре основных типа личности в поведении человека

Четыре основных типа человеческих личностей в человеческом поведении: завистливый, оптимистичный, пессимистичный и доверчивый. Поскольку четыре различных личности существуют во всех людях, вы проявляете различные личности в различных ситуациях. Также типы личности имеют некоторый баланс и человек может проявлять тип личности и его противоположную сторону, в зависимости от ситуации. Ниже приведены четыре типа личности в человеческом поведении:

Завистливый

Люди с завистливым характером часто стремятся быть лучше всех, независимо от достижений. Столкнувшись с вариантами выбора, они выбирают вариант, который делает их равными их партнерам или даже лучше их. Вы все еще можете поддержать, даже если вы обладаете этой личностью.

Оптимистичный

Люди с оптимистичным характером всегда надеются, что все получится во всех ситуациях, и продолжают пытаться даже в сложных ситуациях. Они надеются, что другие люди смогут принимать лучшие решения так же, как и они, и выбирать лучшие варианты. Хотя вы можете быть оптимистом, некоторые ситуации могут вызвать у вас пессимизм.

Пессимист

Пессимистичные люди сомневаются почти во всем и часто выбирают меньшее из двух зол, когда у них есть выбор. Как пессимист, вы выбираете варианты, которые гарантируют вам некоторую победу, а не те, которые могут привести к проигрышу. Вы также можете быть оптимистом в определенных ситуациях, поскольку типы личности имеют некоторый баланс.

Доверие

Люди с этим типом личности доверяют другим, не требуя веских причин, чтобы верить им. Они сотрудничают с другими людьми и не обращают внимания на результат, например, на победу или поражение. С доверчивой личностью вы сотрудничаете со своим партнером, не задумываясь; хотя в некоторых ситуациях вы можете не доверять другим, например, когда они предают вас по отдельности.

Связанный: Как описать свою личность на собеседовании при приеме на работу

Характеристики человеческого поведения

Ниже приведены некоторые характеристики человеческого поведения:

  • Под влиянием нескольких факторов: Несколько факторов влияют на поведение. В зависимости от поведения факторов может быть много или мало.

  • Факторы разные: Факторы, влияющие на поведение, относятся к разным категориям, таким как физиологические и психологические. Факторы окружающей среды включают прямые, косвенные и отдаленные факторы, такие как физическое окружение, культурное и социальное происхождение, семья, сверстники и характер событий.

  • Варьируется по сложности: Поведение может варьироваться от простого до сложного, в зависимости от различных факторов. Например, вы можете принимать простые решения, такие как уход от неприятностей, или сложные решения, такие как выбор между двумя вариантами или суждение.

  • Индивидуальные различия: Люди различаются по своей природе, в том числе по внешности, способностям, опыту и происхождению, что может быть связано с генетикой или психосоциальным окружением. Их реакции в разных ситуациях также могут различаться.

  • Сходства и различия у отдельных людей: Хотя индивидуальное поведение может различаться, некоторые из них являются универсальными, например, моргание и дыхание. Кроме того, группа людей может вести себя одинаково, например, болеть за любимую команду, смотреть хороший фильм или рекомендовать хороший ресторан.

  • Целеустремленное или целеустремленное: большинство действий человека имеет цель и направлено на достижение определенных целей, хотя некоторые люди могут не знать об этой цели. Хотя некоторые цели и задачи могут быть универсальными, вы можете получить пользу от других или поучиться у них.

  • Изменчивость: изменение как характеристика поведения позволяет людям изменять поведение посредством обучения и приобретения опыта. Такие изменения в поведении включают изучение нового языка и культуры ведения дел в чужой стране или на рабочем месте, переход от детства к взрослой жизни и изменение поведения.

  • Стабильность: поведение демонстрирует черты последовательности и стабильности, поскольку человеческое поведение целенаправленно, что позволяет психологам делать прогнозы. Например, некоторые люди все еще придерживаются старого образа жизни в современном мире.

  • Интеграция: Поведение объединяет различные влияющие факторы, цели и обучение, что помогает различать их, понимать и предвидеть их поведение. Интеграция и организация поведения помогают определить личность человека, выявляя его уникальность.

Связанные: 15 профессий в области дошкольного образования (зарплата и обязанности)

Часто задаваемые вопросы

Некоторые из часто задаваемых вопросов о типах поведения человека в психологии включают:

Что означает поведение человека?

Под поведением понимаются ваши действия или реакции в ответ на внутренние или внешние стимулирующие ситуации. Психология помогает понять природу человеческого поведения, то есть всего, что делает человек, и психологи могут наблюдать, записывать и измерять это. Вы можете понять поведение человека, когда знаете причины, побудившие его вести себя так или иначе, или его реакцию в случае чего-либо. Одобряя или не одобряя поведение, вы оцениваете поведение, которое происходит ежедневно с большинством людей.

Почему люди ведут себя так, а не иначе?

Человеческие существа ведут себя так, как они это делают, из-за своей природы и воспитания, которые являются природой психосоциальной среды. При объяснении человеческого поведения с точки зрения природы генетика, эволюция, гормоны и строение ДНК играют важную роль в формировании человеческого поведения. Отличным примером того, как генетика играет решающую роль в формировании личности, особенно для родственников, являются близнецы, которые, даже будучи разлученными, демонстрируют схожие черты. Вы знаете, как генетическая предрасположенность влияет на ваше поведение, наблюдая за тем, как ведут себя ваши родители, братья, сестры и другие родственники.

С точки зрения воспитания поведение определяется психосоциальной средой, хотя люди могут контролировать свое поведение. В воспитании психосоциальная среда включает в себя воспитание, сверстников и настоящее окружение. Есть много примеров влияния воспитания на поведение, которые могут помочь вам понять поведение людей, например, приписывание поведения и проблем раннему детству и родителям, формирующим будущее своих детей. Кроме того, сверстники влияют на поведение людей и могут меняться в зависимости от их деятельности и обстоятельств.

Как психологи изучают человеческое поведение?

Психологи изучают человеческое поведение с помощью экспериментальной психологии и социальной психологии. Экспериментальная психология — это метод научного исследования, который психологи используют для анализа людей и проверки наличия причинно-следственной связи при проведении экспериментов. Лабораторные эксперименты, которые проводятся снаружи, имеют некоторые контролируемые аспекты, которые могут повлиять на результаты исследований. Например, исследование, целью которого является определение того, как определенные телепрограммы влияют на детей, может включать в себя показ детям разного возраста одних и тех же программ и наблюдение за их поведением сразу после того, как они закончат их смотреть.

В социальной психологии исследования включают наблюдение, анкетирование и опросы, чтобы определить, как люди реагируют на различные ситуации в реальной жизни. Психологи используют этот тип психологических исследований для изучения и понимания человеческого поведения, например, влияния определенных действий на людей, почему люди ведут себя определенным образом, например, отклоняются от нормы, и что их мотивирует.

Что изучает поведение человека?

Изучение человеческого поведения сыграло важную роль в улучшении жизни людей с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Это также способствовало прогрессу в таких областях, как дошкольное образование, управление организационным поведением и общественное здравоохранение. Профессионалы, которые интересуются тем, как изучать человеческое поведение, стремятся узнать, почему люди принимают решения, с целью лучшего понимания процесса принятия решений.

Прикладной анализ поведения (ABA) — это научная дисциплина о поведении, сосредоточенная на принципах поведения, обучения, мотивации и методах содействия изменению поведения. Прикладные поведенческие аналитики могут работать в таких условиях, как школы, частные клиники и общественные центры психического здоровья. Их работа включает в себя использование наблюдения и анализа данных для разработки и реализации планов изменения поведения. Некоторые прикладные поведенческие аналитики также специализируются на консультировании, психологии или специальном образовании.

Исследование, проведенное по заказу Совета по сертификации поведенческих аналитиков, показало, что спрос на прикладных поведенческих аналитиков увеличивался каждый год с 2010 по 2020 год, при этом спрос увеличился на 17% только с 2019 по 2020 год. Любой, кто интересуется этой востребованной областью и думает о получении онлайн-мастерства по прикладному анализу поведения, может извлечь выгоду из изучения человеческого поведения.

Что изучает поведение человека?

Изучение человеческого поведения весьма обширно и охватывает многие отрасли науки и социальных наук. Американская психологическая ассоциация определяет науку о поведении в широком смысле как любую дисциплину (например, психологию, социологию или антропологию), которая опирается на эксперименты и наблюдения для научного изучения человеческих и нечеловеческих действий и реакций.

Возможно, двое из самых известных первых исследователей человеческого поведения — это Джон Уотсон, основавший бихевиористскую школу психологии в 1913 году, и Б. Ф. Скиннер, который хорошо известен своими исследованиями 20-го века о том, как внешние источники влияют на человеческое поведение. Сегодня изучение человеческого поведения распространяется на самые разные области, поскольку исследователи продолжают изучать и узнавать больше о человеческих действиях и реакциях. По данным Ассоциации поведенческих наук и политики, поведенческая наука дает информацию для изучения таких дисциплин, как:

  • Поведенческая экономика
  • Когнитивная наука и наука о мозге
  • Маркетинг решений и менеджмент
  • Организационная наука
  • Политология
  • Социальная психология
  • Социология 900 56

Зачем изучать поведение человека?

Изучение человеческого поведения принесло огромную пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Совет по сертификации поведенческих аналитиков отмечает, что поведенческий анализ, основанный на изучении человеческого поведения, сыграл важную роль в развитии многих областей, в которых действует общество, в том числе:

  • Лечение людей с расстройствами аутистического спектра
  • Разработка методов обучения, основанных на анализе взаимодействия учителя и учеников
  • Разработка вмешательств для людей с расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами
  • Улучшение рабочей среды для повышения производительности сотрудников
  • Разработка программ лечения травм головного мозга

Наука о поведении также может принести пользу на мировом уровне.

  • Группа поведенческих наук Организации Объединенных Наций использует науку о поведении для достижения целей устойчивого развития, направленных на искоренение голода, сокращение бедности и поощрение сбережений, содействие очистке воды и продвижение доступной и чистой энергии.
  • Всемирная организация здравоохранения сформировала отдел поведенческих исследований для укрепления здоровья посредством использования данных о поведении человека. Например, отдел поведенческих исследований изучил факторы, влияющие на поведение человека, связанное с принятием вакцины против COVID-19.

На профессиональном уровне у лиц, изучающих человеческое поведение, есть несколько вариантов карьеры. Например, они могут работать прикладными поведенческими аналитиками и терапевтами, профессорами, клиническими директорами и клиническими руководителями. Эти профессии позволяют изучающим человеческое поведение сделать достойную карьеру, которая поможет улучшить жизнь других людей.

Ways Behavior Analysts Study Human Behavior

Один из способов взглянуть на то, как прикладные поведенческие аналитики изучают человеческое поведение, состоит в том, чтобы изучить направления изучения человеческого поведения. Ассоциация поведенческого анализа Нью-Мексико отмечает, что:

  • Некоторые поведенческие аналитики изучают концептуальную ветвь области, которая влечет за собой изучение теоретических основ поведенческого анализа.
  • Другие поведенческие аналитики сосредоточены на экспериментальной ветви области, в которой поведенческие аналитики проводят исследования того, что влияет на поведение.
  • Другие поведенческие аналитики сосредотачиваются на прикладной области , сосредотачиваясь на применении принципов поведения для содействия изменению поведения человека и улучшения качества жизни человека.

Международная ассоциация поведенческих аналитиков объясняет, что поведенческие аналитики изучают влияние таких факторов, как биология, фармакология и жизненный опыт, на то, как они связаны с поведением человека. Изучая эти факторы, они могут определить адаптивное поведение и способы улучшения проблемного поведения.

Национальный институт здоровья предлагает несколько примеров того, как исследователи изучают поведение человека. Например, исследователи могут:

  • Изучать данные, собранные в режиме реального времени в течение дня участника исследования
  • Изучать модели животных, чтобы узнать о поведении
  • Выполнять сканирование генома, чтобы узнать о связях между генетикой и образом жизни
  • Создавать компьютерные модели для имитации поведения
  • Проведение визуализации мозга для исследования поведения и активности мозга

Шаги к карьере в области изучения человеческого поведения

Следующие шаги описывают, как профессионал может продолжить работу в качестве прикладного поведенческого аналитика.

Шаг 1: Получите степень бакалавра

Многие студенты начинают изучать человеческое поведение, получив степень бакалавра в области поведенческих наук или психологии. В рамках курсовой работы студенты изучают различные точки зрения на биологические, социальные и экономические факторы, влияющие на поведение человека.

Студенты могут начать работать после выпуска в таких областях, как злоупотребление психоактивными веществами, поведенческие расстройства или консультирование по вопросам психического здоровья, в зависимости от штата и работодателя. Специалисты, имеющие степень бакалавра, также могут работать над получением сертификата Board Certified Assistant Behavior Analyst (BCaBA)®, приобретая опыт работы под руководством сертифицированного аналитика.

Шаг 2: Получите степень магистра в области прикладного анализа поведения

После получения степени бакалавра специалисты, желающие стать сертифицированным аналитиком поведения (BCBA)®, должны получить степень магистра в области прикладного анализа поведения, психологии или образования. . Курсовая работа в рамках двухлетней магистерской программы ABA охватывает такие темы, как оценка поведения, оценка лечения и этика. Студентов учат, как применять поведенческие теории, чтобы помочь людям с психологическими или медицинскими расстройствами, расстройствами аутистического спектра или умственными отклонениями и / или нарушениями развития.

В рамках магистерской программы студенты получают практический опыт в клинических условиях прикладного анализа поведения. Например, учащиеся могут работать на месте с поставщиками услуг для детей с аутизмом. В этой среде студенты могут проводить оценку пациентов, разрабатывать программы анализа поведения и сотрудничать в проектах с другими специалистами. Тип клинического размещения, минимальное рабочее время и требования к надзору различаются. В стандартном клиническом опыте преподаватели программы ABA контролируют размещение студентов и надзор за ними.

Шаг 3: Работа в качестве прикладного поведенческого аналитика

Бюро статистики труда США (BLS) прогнозирует, что к 2029 году количество рабочих мест, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройствами поведения и психическим здоровьем, вырастет на 25%. Чтобы расти в ближайшие годы, это отличный климат для трудоустройства для профессионалов, которые сосредоточены на изучении человеческого поведения.

После завершения программы магистра в области ABA некоторые специалисты стремятся получить сертификаты, такие как сертификат BCBA. Чтобы получить квалификацию, кандидаты должны сдать экзамен и соответствовать различным требованиям к образованию и клиническому опыту, установленным Советом по сертификации поведенческих аналитиков (BACB)®.

Хотя компенсация зависит от штата, работодателя и условий работы, средняя годовая зарплата сертифицированного поведенческого аналитика по состоянию на август 2021 года составляла около 64 400 долларов, согласно веб-сайту компенсаций PayScale. Профессионалы, которые только начинают свою карьеру, могут зарабатывать около 58 000 долларов в год, а аналитики со стажем более 10 лет могут зарабатывать около 70 000 долларов в год.

Чтобы оставаться на вершине своей профессии, сертифицированные поведенческие аналитики должны поддерживать свою сертификацию, заполняя кредиты непрерывного образования каждые 2-3 года. Эти кредиты можно заработать несколькими способами: выполнив дополнительную курсовую работу после окончания средней школы, посетив презентации на конференциях, проведя занятия или написав для журнальных публикаций. Кроме того, BCBA, получившие докторскую степень, могут подать заявку на сертификацию BCBA-D. В то время как BCBA-D не превышает полномочия BCBA, аналитики уровня доктора могут взять на себя более широкие обязанности, такие как надзор за работой аналитиков уровня магистра.

Путь начинающих аналитиков прикладного поведения

Изучение человеческого поведения может привести к успешной работе в интересной области. Если работа в области анализа поведения кажется вам интересной, разумной стратегией будет изучить онлайн-программу магистра наук Regis College в области прикладного анализа поведения.

Готовя выпускников к успеху в различных областях карьеры, программа сочетает исследования с практическим опытом и предлагает курсы по оценке поведения, оценке лечения, этическим практикам и другим смежным областям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts