Психология внимание: 401 Authorization Required

Внимание — Когнитивный процесс

Что такое внимание?

Внимание можно определить, как способность выбирать и концентрироваться на релевантных стимулах. Иначе говоря, внимание — это когнитивный процесс, который позволяет нам ориентироваться на релевантные стимулы и обрабатывать их, чтобы реагировать соответствующим образом. Эта когнитивная способность имеет важное значение, потому что мы используем её ежедневно. К счастью, мы можем улучшить наше внимание при адекватном режиме когнитивных тренировок.

Виды внимания

Внимание — это комплексный процесс, который участвует практически во всех наших ежедневных действиях. По прошествии времени стало очевидно, что внимание — это не унитарный процесс, он может быть разделен на различные «субпроцессы». Поэтому учёные предлагали различные модели, чтобы как можно более точно объяснить каждый из этих подкомпонентов. Наиболее широко принятой моделью стала иерархическая модель Солберга и Матеера (1987, 1989), основанная на клинических случаях экспериментальной нейропсихологии. Согласно этой модели, внимание делится на следующие фазы:

  • Пробуждение: относится к нашему уровню активации и готовности, в зависимости от того, насколько сонными или энергичными мы являемся.
  • Фокусированное внимание: имеет отношение к способности концентрировать внимание на релевантном стимуле.
  • Постоянное, поддерживаемое или неослабное внимание: способность реагировать на стимул или активность в течение длительного периода времени.
  • Выборочное или селективное внимание: способность реагировать на конкретный стимул или активность в присутствии других отвлекающих стимулов.
  • Переключаемое внимание: способность изменения фокуса внимания между двумя или несколькими стимулами.
  • Распределённое внимание: можно определить, как способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или действия одновременно.

Системы внимания и нейроанатомия

С учётом нейроанатомических знаний и ранее описанных видов внимания, мы можем выделить три различные системы внимания, следуя модели Познера и Петерсена (1990):

  • Восходящая активирующая ретикулярная система (ВАРС) или Сеть Активации: эта система в основном отвечает за регулирование пробуждения и поддержания внимания. Она тесно связана с ретикулярной формацией и некоторыми из её нейронных соединений, которые находятся в лобных долях, лимбических структурах, таламусе и базальных ганглиях мозга.
  • Задняя система внимания (ЗСВ) или Сеть Ориентации: эта система отвечает за Фокусированное Внимание и Селективное Внимание по отношению к визуальным стимулам. Областями мозга, связанными с этой системой, являются задняя теменная кора головного мозга, пульвинарное латеральное ядро таламуса и верхний холмик мозга.
  • Передняя система внимания (ПСВ) или Сеть Исполнения: эта система отвечает за Селективное Внимание, Поддерживаемое Внимание и Распределённое внимание. Она связана с дорсолатеральной префронтальной корой, орбитофронтальной корой, передней частью поясной извилины, дополнительной моторной областью и неостриатумом (хвостатым ядром).

Примеры внимания

  • Во время вождения автомобиля мы используем все процессы внимания: за рулем важно быть активным (Пробуждение), быть в состоянии концентрировать внимание на возникающих стимулах (Фокусированное внимание), поддерживать внимание в течение длительных периодов времени, на протяжении всего пути (Поддерживаемое внимание), не отвлекаться на нерелевантные стимулы (Селективное внимание), неоднократно менять фокус внимания с нашей полосы на соседнюю при выполнении обгона (Переключаемое внимание), выполнять все действия, необходимые для приведения автомобиля в движение, например, нажимать педали, крутить руль и переключать передачи в одно и то же время (Распределённое внимание).
  • Внимание будет первым, что потребуется нам в процессе учёбы. Естественно, мы должны чётко понимать, что мы читаем или слышим, чтобы не читать несколько раз одно и то же, не понимая смысла прочитанного. Особенно важно поддержание внимания во время занятий или учёбы дома. Когда нам нужно обрабатывать большой объём данных в течение длительного времени, процесс становится слишком монотонным, и мы начинаем отвлекаться. Это приводит к потере времени и информации, негативно отражаясь на успеваемости.
  • Внимание также необходимо для любой работы. Начиная с офисной работы, где мы должны читать и заполнять документы, и заканчивая такими профессиями, как авиадиспетчеры, спортсмены, кассиры, работники транспорта, медики, дворники, и, конечно, руководители компаний. Любая профессия потребует от нас применения нескольких или всех видов внимания.
  • В нашей повседневной жизни мы также постоянно используем внимание. С утра и до вечера мы используем различные виды внимания, чтобы быть эффективными. Невнимательность может привести к ошибкам, когда, например, мы выбрасываем ложку в мусорный контейнер, а пустой стаканчик из-под йогурта в раковину. Чтобы этого избежать и быть в состоянии прочитать книгу, посмотреть фильм, приготовить ужин, вымыть посуду или пообщаться с друзьями, нам нужно внимание.

СДВГ, невнимательность и другие расстройства, связанные с проблемами внимания

Внимание необходимо для функционирования других когнитивных способностей и, следовательно, нарушение внимания может препятствовать выполнению многих повседневных задач. Однако, следует учитывать, что наш уровень внимания может меняться в течение дня или при определенных обстоятельствах без наличия каких-либо патологий. Это происходит под влиянием таких факторов, как сонливость, усталость, высокая температура, употребление лекарств или наркотиков и т.д. Состояние чрезмерного внимания (типично при бредовых состояниях) известно как гиперпрозексия. Противоположная ситуация известна как гипопрозексия или невнимательность.

Наиболее известным расстройством внимания, вероятно, является Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без гиперактивности (СДВ). Это расстройство приводит к трудностям при управлении и контроле процессов внимания и поведения в целом. Было установлено, что мозг людей, страдающих СДВГ, имеет ряд анатомических различий в прилежащем ядре, хвостатом ядре, скорлупе, миндалине, гиппокампе, префронтальных областях и таламусе. Эти симптомы и нейроанатомические различия могут быть результатом замедленного созревания мозга.

Помимо СДВГ, существуют различные типы характерных расстройств с нарушениями внимания. Состояния с нарушением функций сознания, такие как кома (или апрозексия), вегетативное состояние и минимально сознательное состояние, приводят к изменению уровня активности (пробуждения), фокусированного внимания и более сложных субпроцессов внимания. Эти расстройства могут быть вызваны повреждением головного мозга, будь то инсульт или черепно-мозговая травма (ЧМТ). В результате повреждения головного мозга также могут возникать расстройства внимания в целом (с повышенной склонностью отвлекаться и чрезмерной утомляемостью), или некоторые более специфические расстройства, как геминеглект (неспособность реагировать на стимулы противоположной стороны относительно области повреждения). Кроме того, может наблюдаться нарушение внимания при таких патологиях, как шизофрения, дислексия, деменции, в том числе болезнь Альцгеймера. И наоборот, при расстройствах тревожности или при депрессивных расстройствах наблюдается повышенное внимание, вызванное анксиогенными или отрицательными стимулами, при условии пренебрежения остальными стимулами.

Как измерить и оценить внимание?

Оценка внимания может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, будет ли ученик нуждаться в помощи на занятиях или в дополнительных перерывах), в клинических условиях (чтобы знать, сможет ли пациент вести свою привычную жизнь без посторонней помощи) или в профессиональном кругу (чтобы знать, способны ли сотрудники занимать определённые должности, и смогут ли они корректно выполнять свои задачи на протяжении всего рабочего дня).

Благодаря комплексному нейропсихологическому тестированию мы можем эффективным и надежным способом измерять внимание и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») предлагает серию тестов, которые оценивают некоторые из субпроцессов, формирующих внимание, например, фокусированное и распределённое внимание. Тесты, которые использует CogniFit , чтобы измерить эти когнитивные способности, основаны на классических тестах: Тест Струпа, Тест Переменных Внимания (TOVA), Задача Визуальной Организации Хупера (VOT) и Перфоманс-Тест (CPT). Помимо внимания, эти тесты также измеряют время отклика, зрительное восприятие, когнитивную гибкость, ингибицию, мониторинг, пространственное восприятие, скорость обработки информации, визуальное сканирование и зрительно-моторную координацию.

  • Тест на Многозадачность DIAT-SHIF: необходимо следовать за движением белого шара и уделять внимание словам, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, следует дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этом упражнении вам предстоит быть готовым к изменениям стратегии, новым реакциям, и одновременно применять способности когнитивного контроля и визуального сканирования.
  • Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появляется синий квадрат. Находясь внутри квадрата, необходимо нажимать на кнопку так быстро, насколько возможно. Чем больше раз была нажата кнопка за отведенное время, тем лучше будут результаты.
  • Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появляются многочисленные стимулы в движении. Следует нажимать на целевые стимулы как можно быстрее, избегая нажатия на лишние стимулы.
  • Тест на Невнимательность FOCU-SHIF: в каждом углу экрана появляются световые сигналы. Необходимо нажимать на желтые сигналы как можно быстрее. Однако, если свет становится красным, на сигнал нажимать не нужно.

Как восстановить или улучшить внимание?

Все когнитивные способности, в том числе внимание, можно тренировать, чтобы улучшить их производительность. CogniFit («КогниФит») дает вам возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для реабилитации внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счет использования тех функций, которые от них зависят. Таким образом, если регулярно тренировать внимание, будут усилены нейронные связи структур мозга, участвующих в этом процессе.

CogniFit («КогниФит») состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки внимания и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа для когнитивной стимуляции от CogniFit автоматически предлагает персональный режим когнитивных тренировок с целью улучшения внимания и других когнитивных функций, которые в этом нуждаются, по данным оценки.

Крайне важно проводить регулярные и адекватные тренировки для улучшения внимания. CogniFit предлагает инструменты для оценки и реабилитации с целью оптимизации этих когнитивных функций. Для правильной стимуляции потребуется уделять 15 минут времени в день, два или три раза в неделю.

Эта программа доступна онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные упражнения в форме веселых игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit покажет подробную диаграмму прогресса когнитивного состояния.

В заключение

  • Внимание — когнитивный процесс, позволяющий выбирать нужные стимулы и концентрироваться на них. Согласно иерархической модели Солберга и Матиера, существуют различные типы внимания: ароузальное, фокусированное, поддерживаемое, селективное, чередующееся и распределённое.
  • Внимание оценивается с помощью нейропсихологических тестов и может быть измерено в различных сферах жизни (академической, клинической, профессиональной и т. п.).
  • Внимание может быть нарушено при некоторых расстройствах и заболеваниях, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или без неё (СДВ), инсульт, дислексия, тревожность…
  • Улучшить или реабилитировать внимание и повысить пластичность мозга можно, тренируясь с помощью программ CogniFit.

Источники: Peretz C, Korczyn AD, Shatil E, Aharonson V, Birnboim S, Giladi N. — Computer-Based, Personalized Cognitive Training versus Classical Computer Games: A Randomized Double-Blind Prospective Trial of Cognitive Stimulation — Neuroepidemiology 2011; 36:91-9. Haimov I, Shatil E (2013) Cognitive Training Improves Sleep Quality and Cognitive Function among Older Adults with Insomnia. PLoS ONE 8(4): e61390. doi:10.1371/journal.pone.0061390 Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013) Personalized cognitive training in unipolar and bipolar disorder: a study of cognitive functioning. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10. 3389/fnhum.2013.00108. Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Haimov I, Hanuka E, Horowitz Y. — Chronic insomnia and cognitive functioning among older adults — Behavioural sleep medicine 2008; 6:32-54. Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

Внимание — Психологос

 

Фильм «Невидимая горилла»

Тот, кто хочет увидеть сразу все, не увидит ничего. Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным. Внимание – система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.

Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное – на то, что мы выбираем сами.

Внимание – сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.

Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).

Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание

Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматриваем как внешний объект.

Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Поскольку под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Однако внимание – не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.

Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках – та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.

Цветок для любимой – знак внимания к ней

Другая частая метафора в отношении внимания – это нить, которая нас привязывает к чему-либо. Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после – значимый, а в конце концов становится любимым. Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.

Подал руку, выслушал до конца, открыл дверь и пропустил вперед – все это бытовые проявления внимания.

То, чему мы уделяем внимание, становится для нас важным, делается нашим вниманием жизненно ценным. Если мы начинаем уделять внимание какому-либо человеку, этот человек становится для нас все более и более значимым.

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность. «А что еще здесь можно увидеть?» Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом. Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое. .

Управление вниманием окружающих

Женщины более, чем мужчины, склонны привлекать к себе внимание. Жестовые признаки этого – руки в формате «Советский цирк». Смотри Руки приветствия и Привлекательность

Внимание – Культура и психология

Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс выборочной концентрации на одном предмете в нашем окружении с игнорированием других отвлекающих факторов. Внимание — ограниченный ресурс. Это означает, что ваш мозг может уделять внимание только ограниченному количеству стимулов (предметов в окружающей среде). Во что бы вы ни верили, мы ужасно многозадачны. Исследования показывают, что при многозадачности люди делают больше ошибок или выполняют свои задачи медленнее. Каждая задача увеличивает когнитивную нагрузку (количество информации, которую наш мозг должен обработать), и наше внимание должно быть распределено между всеми задачами для их выполнения. Вот почему требуется больше времени, чтобы что-то закончить, когда мы работаем в режиме многозадачности.

Многие аспекты внимания изучались в области психологии. В некотором отношении мы определяем различные типы внимания по характеру задачи, используемой для его изучения. Например, решающим вопросом во время Второй мировой войны было то, как долго человек может сохранять высокую бдительность и точность, наблюдая за экраном радара в поисках вражеских самолетов, и эта проблема побудила психологов изучить, как работает внимание в таких условиях. Результаты исследований показали, что при наблюдении за редким событием легко допустить отставание концентрации. Сегодня это по-прежнему является проблемой для агентов TSA, которым поручено просматривать изображения содержимого вашей ручной клади в поисках ножей, пистолетов или бутылок с шампунем больше 3 унций.

Культура также может влиять на наше отношение к окружающему миру и формировать его. Масуда и Нисбетт (2001) попросили американских и японских студентов описать, что они видели на изображениях, подобных приведенному ниже. Они обнаружили, что в то время как обе группы говорили о наиболее заметных объектах (ярко окрашенных и плавающих рыбах), японские студенты также были склонны больше говорить и запоминать изображения на заднем плане (они помнили лягушку и растения как как и рыба).

 

Это изображение использовалось для выявления культурных различий в восприятии и того, как разные культуры целостно, а не аналитически относятся к окружающей среде и окружению.

Североамериканцы и западноевропейцы в подобных исследованиях чаще обращали внимание на выступающие и центральные части изображений, тогда как японцы, китайцы и южнокорейцы чаще рассматривали контекст в целом. Исследователи описали это как целостное восприятие и аналитическое восприятие.

Целостное восприятие: Паттерн или восприятие, характеризующееся обработкой информации в целом. Этот шаблон позволяет с большей вероятностью обратить внимание на отношения между всеми элементами. Целостное восприятие способствует целостному познанию: тенденции понимать суть, большую идею или общий смысл. Восточная медицина традиционно холистична; он подчеркивает здоровье в общих чертах как результат связи и баланса между разумом, телом и духом.

Аналитическое восприятие: Образец восприятия, характеризующийся обработкой информации как суммы частей. Аналитическое восприятие способствует аналитическому мышлению: тенденции понимать части и детали системы. Этот шаблон позволяет с большей вероятностью обращать внимание и запоминать важные, центральные и отдельные элементы. Западная медицина традиционно аналитическая; он делает упор на специализированные субдисциплины и фокусируется на отдельных симптомах и частях тела.

 

От рождения до подросткового возраста ум молодого человека резко меняется во многих важных аспектах. [Изображение: один ноутбук на ребенка, https://www.flickr.com/photos/olpc/2606362847/, CC BY 2.0]

То, как мы посещаем и воспринимаем наш мир, влияет на то, как мы оцениваем и объясняем мир вокруг нас, включая действия других. Мы еще поговорим об этом понятии, известном как атрибуции, далее в этой главе.

Ваше внимание не рухнуло. Он был украден | Психология

Когда ему было девять лет, у моего крестника Адама появилась короткая, но причудливо сильная одержимость Элвисом Пресли. Он начал петь Jailhouse Rock во весь голос со всем низким напевом и покачиванием тазом самого короля. Однажды, когда я укладывала его, он очень серьезно посмотрел на меня и спросил: «Иоганн, ты когда-нибудь отвезешь меня в Грейсленд?» Недолго думая, я согласился. Я никогда не думал об этом, пока все не пошло не так.

Десять лет спустя Адам пропал. Он бросил школу, когда ему было 15, и почти все часы бодрствования он проводил безучастно попеременно между экранами — размытое пятно YouTube, WhatsApp и порно. (Я изменил его имя и некоторые незначительные детали, чтобы сохранить его конфиденциальность.) Он, казалось, крутился со скоростью Snapchat, и ничто серьезное или серьезное не могло привлечь его внимание. В течение десятилетия, в течение которого Адам стал человеком, казалось, что этот перелом происходит со многими из нас. Наша способность обращать внимание трещала и ломалась. Мне только что исполнилось 40, и где бы ни собиралось мое поколение, мы оплакивали утраченную способность к концентрации. Я до сих пор читаю много книг, но с каждым годом мне все больше и больше казалось, что я бегу вверх по эскалатору вниз.

Затем однажды вечером, когда мы лежали на моем диване, каждый уставившись в свой непрестанно визжащий экран, я посмотрел на него и почувствовал легкий страх. «Адам, — мягко сказала я, — поедем в Грейсленд». Я напомнил ему о данном обещании. Я видел, что мысль о том, чтобы разрушить эту тупиковую рутину, что-то зажгла в нем, но я сказал ему, что есть одно условие, которого он должен придерживаться, если мы пойдем. Ему приходилось выключать телефон в течение дня. Он поклялся, что будет.

Когда вы доберетесь до ворот Грейсленда, больше не будет человека, чьей задачей будет показать вам все вокруг. Вам вручают iPad, вы надеваете маленькие наушники, и iPad говорит вам, что делать — повернуть налево; Поверните направо; пройти вперед. В каждой комнате на экране появляется фотография того места, где вы находитесь, а рассказчик описывает ее. Так что пока мы шли, нас окружали люди с пустыми лицами, почти все время смотрящие в свои экраны. Пока мы шли, я чувствовал себя все более и более напряженным. Когда мы добрались до комнаты с джунглями — любимого места Элвиса в особняке — iPad болтал, когда мужчина средних лет, стоявший рядом со мной, повернулся, чтобы сказать что-то своей жене. Перед нами были большие искусственные растения, которые Элвис купил, чтобы превратить эту комнату в свои искусственные джунгли. «Дорогая, — сказал он, — это потрясающе. Смотреть.» Он махнул айпадом в ее сторону и начал водить по нему пальцем. «Если вы проведете пальцем влево, вы увидите комнату с джунглями слева. И если вы проведете пальцем вправо, вы увидите комнату с джунглями справа».

Если вы читаете свои тексты во время работы, вы теряете это время, но также и время, необходимое для перефокусировки, а это очень много

Его жена посмотрела, улыбнулась и начала проводить пальцем по своему iPad. Я наклонился вперед. «Но, сэр, — сказал я, — есть старомодная форма смахивания, которую вы можете сделать. Это называется повернуть голову. Потому что мы здесь. Мы в комнате джунглей.

Вы можете увидеть это без посредников. Здесь. Смотреть.» Я махнул рукой, и фальшиво-зеленые листья немного зашуршали. Их глаза вернулись к экранам. «Смотреть!» Я сказал. «Разве ты не видишь? На самом деле мы там. Ваш экран не нужен. Мы в комнате джунглей. . Они поспешили прочь. Я повернулась к Адаму, готовая посмеяться над всем этим, но он стоял в углу, держа телефон под курткой и листая Snapchat.

На каждом этапе путешествия он нарушал свое обещание. Когда две недели назад самолет впервые приземлился в Новом Орлеане, он достал свой телефон, пока мы еще сидели на своих местах. — Ты обещал не использовать его, — сказал я. Он ответил: «Я имел в виду, что не буду звонить по телефону. Очевидно, я не могу не использовать Snapchat и текстовые сообщения». Он сказал это с озадаченной честностью, как будто я попросил его задержать дыхание на 10 дней. В комнате с джунглями я внезапно сорвалась и попыталась вырвать его телефон из его рук, но он затопал прочь.

Той ночью я нашел его в отеле разбитых сердец, сидящим рядом с бассейном (в форме гигантской гитары) и выглядевшим грустным. Я понял, сидя рядом с ним, что, как и в случае с таким гневом, мой гнев на него был на самом деле гневом на самого себя. Его неспособность сосредоточиться была чем-то, что, как я чувствовал, происходило и со мной. Я терял способность присутствовать, и я ненавидел это. — Я знаю, что что-то не так, — сказал Адам, крепко сжимая телефон в руке. — Но я понятия не имею, как это исправить. Затем он вернулся к переписке.

Иоганн Хари в своем доме в Лондоне. Фотография: Антонио Олмос/The Observer

Тогда я понял, что мне нужно понять, что на самом деле происходит с ним и со многими из нас. Этот момент оказался началом путешествия, которое изменило мои представления о внимании. В следующие три года я объехал весь мир, от Майами до Москвы и Мельбурна, беря интервью у ведущих мировых экспертов по фокусу. То, что я узнал, убедило меня в том, что сейчас мы сталкиваемся не просто с обычным беспокойством о внимании, с которым сталкивается каждое поколение по мере взросления.

Мы живем в серьезном кризисе внимания, который имеет огромные последствия для того, как мы живем. Я узнал, что есть двенадцать факторов, которые, как было доказано, снижают способность людей концентрировать внимание, и что количество этих факторов за последние несколько десятилетий возросло, иногда резко.

Я отправился в Портленд, штат Орегон, чтобы взять интервью у профессора Джоэла Нигга, одного из ведущих мировых экспертов по проблемам детского внимания, и он сказал мне, что нам нужно спросить, развиваем ли мы сейчас «патогенную культуру внимания» — среда, в которой устойчивая и глубокая концентрация тяжелее для всех нас. Когда я спросил его, что бы он сделал, если бы отвечал за нашу культуру и действительно хотел бы уничтожить внимание людей, он сказал: «Наверное, то, что делает наше общество». Профессор Барбара Деменеикс, ведущий французский ученый, изучавшая некоторые ключевые факторы, которые могут нарушать внимание, — она является экспертом по последствиям химического загрязнения — прямо сказала мне: «Сегодня у нас не может быть нормального мозга».

Мы можем видеть последствия повсюду вокруг нас. Небольшое исследование студентов колледжей показало, что теперь они сосредотачиваются только на одной задаче в течение 65 секунд. Другое исследование офисных работников показало, что в среднем они сосредотачиваются только на трех минутах. Это происходит не потому, что мы все по отдельности стали безвольными. Твое внимание не сбилось. Она была украдена.


Когда я впервые вернулся из Грейсленда, я думал, что мое внимание ослабевает, потому что я недостаточно силен как личность, и потому что я был захвачен своим телефоном. Я вошел в спираль негативных мыслей, упрекая себя. Я бы сказал – ты слаб, ты ленив, ты недостаточно дисциплинирован. Я думал, что решение очевидно: будь более дисциплинированным и выбрось свой телефон. Так что я зашел в интернет и забронировал себе небольшую комнату на пляже в Провинстауне, на оконечности Кейп-Кода. Я торжественно объявил всем – я буду там три месяца, без смартфона и без компьютера, который может выйти в интернет. Я задолбался. Я устал быть проводным. Я знал, что смогу сделать это только потому, что мне очень повезло, и у меня были деньги от моих предыдущих книг. Я знал, что это не может быть долгосрочным решением. Я сделал это, потому что думал, что если я этого не сделаю, то могу потерять некоторые важные аспекты своей способности глубоко мыслить. Я также надеялся, что если я на какое-то время все уберу, то смогу увидеть те изменения, которые мы все могли бы внести более устойчивым образом.

В первую неделю без Интернета я спотыкался в тумане декомпрессии. Провинстаун — небольшой курортный городок для геев с самой высокой долей однополых пар в США. Я ела кексы, читала книги, разговаривала с незнакомцами и пела песни. Все резко затормозилось. Обычно я слежу за новостями каждый час или около того, получая поток вызывающих тревогу фактов и пытаясь свести их воедино в какой-то смысл. Вместо этого я просто читаю физическую газету один раз в день. Каждые несколько часов я чувствовал, как во мне булькает незнакомое ощущение, и спрашивал себя: что это? О да. Спокойствие.

Позже, когда я брал интервью у экспертов и изучал их исследования, я понял, что было много причин, по которым мое внимание начало исцеляться с того первого дня. Профессор Эрл Миллер, нейробиолог из Массачусетского технологического института, объяснил мне одну из них. Он сказал, что «ваш мозг может производить только одну или две мысли» в вашем сознании одновременно. Вот и все. «Мы очень, очень целеустремленные». У нас «очень ограниченные когнитивные способности». Но мы впали в огромное заблуждение. Средний подросток теперь считает, что может одновременно следить за шестью видами медиа. Когда нейробиологи изучили это, они обнаружили, что когда люди верят, что делают несколько дел одновременно, они на самом деле жонглируют. «Они переключаются туда и обратно. Они не замечают этого переключения, потому что их мозг как бы скрывает это, чтобы обеспечить беспрепятственный опыт сознания, но на самом деле они переключают и реконфигурируют свой мозг от момента к моменту, от задачи к задаче — [и ] это дорого обходится». Представьте, скажем, вы делаете свою налоговую декларацию, и вы получаете текст, и вы смотрите на него — это всего лишь взгляд, занимающий три секунды, — а затем вы возвращаетесь к своей налоговой декларации. В этот момент «ваш мозг должен перенастроиться, когда он переходит от одной задачи к другой», — сказал он. Вы должны вспомнить, что вы делали раньше, и вы должны вспомнить, что вы думали об этом. Когда это происходит, данные показывают, что «ваша производительность падает. Ты медленнее. Все в результате переключения».

Это называется «эффектом стоимости переключения». Это означает, что если вы проверяете свои тексты во время работы, вы не только теряете те маленькие всплески времени, которые тратите на просмотр самих текстов, вы также теряете время, необходимое для последующей перефокусировки, что оказывается огромное количество. Например, одно исследование в лаборатории взаимодействия человека с компьютером Университета Карнеги-Меллона привлекло 136 студентов и заставило их сдать тест. Некоторым из них приходилось отключать телефоны, а другие включали телефоны и периодически получали текстовые сообщения. Учащиеся, получившие сообщения, показали результаты в среднем на 20% хуже. Мне кажется, что почти все мы сейчас теряем эти 20% своих умственных способностей, почти все время. Миллер сказал мне, что в результате мы сейчас живем в «идеальном шторме когнитивной деградации».

Впервые за очень долгое время в Провинстауне я делал одно дело за раз, и меня никто не отвлекал. Я жил в пределах того, с чем мой мозг действительно мог справиться. Я чувствовал, что мое внимание растет и улучшается с каждым днем, но затем, в один прекрасный день, я испытал внезапную неудачу. Я шел по пляжу и через каждые несколько шагов видел то же самое, что царапало меня еще со времен Мемфиса. Люди, казалось, использовали Провинстаун просто как фон для селфи, редко поднимая глаза, на океан или друг на друга. Только на этот раз мне не терпелось закричать: «Ты тратишь свои жизни впустую, положи чертов телефон». Это было крикнуть: Дай мне этот телефон! Мой! Так долго я получал тонкие, настойчивые сигналы сети каждые несколько часов в течение дня, поток лайков и комментариев, которые говорят: я вижу тебя. Вы имеете значение. Теперь они исчезли. Симона де Бовуар сказала, что когда она стала атеисткой, ей показалось, что мир замолчал. Потеря паутины ощущалась именно так. После риторического накала социальных сетей обычные социальные взаимодействия казались приятными, но малообъемными. Ни одно нормальное социальное взаимодействие не наполняет вас сердцами.

Провинстаун: место, где можно отключиться. Фотография: Мэдди Мейер/Getty Images

Я понял, что для исцеления моего внимания недостаточно просто избавиться от отвлекающих факторов. Сначала это заставляет вас чувствовать себя хорошо, но затем создает вакуум там, где был весь шум. Я понял, что должен заполнить вакуум. Для этого я начал много размышлять о области психологии, о которой узнал много лет назад, — науке о состояниях потока. Почти каждый, кто читает это, в какой-то момент испытал состояние потока. Это когда вы делаете что-то значимое для себя, и вы действительно погружаетесь в это, и время уходит, и ваше эго, кажется, исчезает, и вы обнаруживаете, что сосредотачиваетесь глубоко и без усилий. Поток — это самая глубокая форма внимания, которую могут предложить люди. Но как мы туда доберемся?

Позже я взял интервью у профессора Михая Чиксентмихайи из Клермонта, Калифорния, который был первым ученым, изучавшим состояния потока и исследовавшим их более 40 лет. Из его исследований я узнал, что есть три ключевых фактора, которые вам необходимы, чтобы войти в поток. Сначала нужно выбрать одну цель . Поток забирает всю вашу ментальную энергию, намеренно развернутую в одном направлении. Во-вторых, эта цель должна быть значимой для вас — вы не можете перетекать в цель, которая вас не волнует. В-третьих, это помогает, если то, что вы делаете, находится на грани ваших возможностей — если, скажем, скала, на которую вы взбираетесь, немного выше и тверже, чем последняя скала, на которую вы взбирались. Поэтому каждое утро я начинал писать — другой вид письма, отличный от моей предыдущей работы, тот, который растягивал меня. Через несколько дней я начал течь, и часы концентрации проходили без ощущения трудности. Я чувствовал, что сосредотачиваюсь так же, как в подростковом возрасте, на длинных отрезках без усилий. Я боялся, что мой мозг сломается. Я заплакал от облегчения, когда понял, что при правильных обстоятельствах его полная сила может вернуться.

В конце каждого дня я сидел на пляже и смотрел, как свет медленно меняется. Свет на мысе не похож на свет где-либо еще, где я когда-либо был, и в Провинстауне я мог видеть яснее, чем когда-либо прежде в своей жизни — мои собственные мысли, мои собственные цели, мои собственные мечты. Я жил на свете. Поэтому, когда пришло время покинуть пляжный домик и вернуться в мир гиперссылок, я убедился, что взломал код внимания. Я вернулся в мир, полный решимости интегрировать полученные уроки в свою повседневную жизнь. Когда я воссоединился со своим телефоном и ноутбуком после того, как вернулся на пароме туда, где они были спрятаны в Бостоне, они казались чуждыми и отчужденными. Но через несколько месяцев мое экранное время вернулось к четырем часам в день, и мое внимание снова ослабевало и ломалось.


В Москве бывший инженер Google Джеймс Уильямс, который стал самым важным философом внимания в западном мире, сказал мне, что я совершил роковую ошибку. Индивидуальное воздержание — «не решение проблемы по той же причине, по которой ношение противогаза два дня в неделю на улице не является решением проблемы загрязнения. Он может на короткое время сдерживать определенные эффекты, но он не является устойчивым и не решает системные проблемы». Он сказал, что наше внимание глубоко изменено огромными инвазивными силами в обществе в целом. Сказать, что решение состояло в том, чтобы просто скорректировать свои собственные привычки — скажем, пообещать расстаться со своим телефоном — было просто «подтолкнуть его обратно к человеку», сказал он, когда «на самом деле изменения в окружающей среде действительно будут иметь значение». .

Нигг сказал, что это может помочь мне понять, что происходит, если мы сравним наши растущие проблемы с концентрацией внимания с растущим уровнем ожирения. Пятьдесят лет назад было очень мало случаев ожирения, но сегодня оно является эндемичным явлением в западном мире. Это не потому, что мы вдруг стали жадными или потворствующими своим желаниям. Он сказал: «Ожирение — это не медицинская эпидемия, а социальная эпидемия. У нас, например, плохая еда, и поэтому люди толстеют». Наш образ жизни резко изменился: изменилось наше питание, мы построили города, по которым трудно ходить пешком или ездить на велосипеде, и эти изменения в окружающей среде привели к изменениям в нашем теле. Мы набрали массу, массово. Нечто подобное, сказал он, может происходить и с изменениями в нашем внимании.

Я узнал, что не все факторы, вредящие нашему вниманию, сразу бросаются в глаза. Сначала я был сосредоточен на технологиях, но на самом деле причины очень разнообразны — от еды, которую мы едим, до воздуха, которым дышим, от часов, которые мы работаем, до часов, когда мы больше не спим. Они включают в себя многие вещи, которые мы привыкли считать само собой разумеющимися — от того, как мы лишаем наших детей игр, до того, как наши школы лишают обучение смысла, основывая все на тестах. Я пришел к выводу, что мы должны реагировать на это непрекращающееся вторжение в наше внимание на двух уровнях. Первый индивидуальный. Мы можем внести всевозможные изменения на личном уровне, которые защитят наше внимание. Я бы сказал, что, выполнив большинство из них, я увеличил свою концентрацию примерно на 20%. Но мы должны равняться на людей. Эти изменения заведут вас так далеко. В данный момент как будто на всех нас целый день посыпают зудящим порошком, и люди, посыпающие порошок, говорят: «Возможно, ты захочешь научиться медитировать. Тогда бы ты не царапался так сильно». Медитация — полезный инструмент, но на самом деле нам нужно остановить людей, которые поливают нас зудящим порошком. Нам нужно объединиться, чтобы противостоять силам, которые крадут наше внимание, и вернуть его.

Иллюстрация Эрика Чоу.

Это может звучать немного абстрактно, но я встречал людей, которые применяли это на практике во многих местах. Приведу один пример: существуют убедительные научные доказательства того, что стресс и истощение портят ваше внимание. Сегодня около 35% работников считают, что они никогда не смогут выключить свои телефоны, потому что их начальник может отправить им электронное письмо в любое время дня и ночи. Во Франции простые рабочие решили, что это невыносимо, и потребовали от своего правительства перемен — так что теперь у них есть законное «право на отключение». Это просто. У вас есть право на установленное рабочее время, и вы имеете право не связываться с вашим работодателем в нерабочее время. Компании, которые нарушают правила, получают огромные штрафы. Есть много потенциальных коллективных изменений, подобных этому, которые могут восстановить часть нашего внимания. Мы могли бы, например, заставить социальные сети отказаться от их текущей бизнес-модели, которая специально разработана для того, чтобы захватывать наше внимание, чтобы мы продолжали прокручивать страницу. Существуют альтернативные способы работы этих сайтов — те, которые лечат наше внимание, а не взламывают его.

Некоторые ученые говорят, что это беспокойство по поводу внимания является моральной паникой, сравнимой с беспокойством в прошлом по поводу комиксов или рэп-музыки, и что доказательства сомнительны. Другие ученые говорят, что доказательства убедительны, и эти опасения подобны ранним предупреждениям об эпидемии ожирения или климатическом кризисе в 1970-х годах. Я думаю, что, учитывая эту неопределенность, мы не можем ждать идеальных доказательств. Мы должны действовать на основе разумной оценки риска. Если люди, предупреждающие о воздействии на наше внимание, окажутся неправы, и мы все равно будем делать то, что они предлагают, какова будет цена? Мы будем меньше времени подвергаться преследованиям со стороны наших боссов, и технологии будут меньше отслеживать и манипулировать нами — наряду с множеством других улучшений в нашей жизни, которые желательны в любом случае. Но если они окажутся правы, и мы не будем делать то, что они говорят, какова будет цена? Мы будем — как сказал мне бывший инженер Google Тристан Харрис — понизить человечество, лишив нас нашего внимания как раз в тот момент, когда мы столкнемся с большими коллективными кризисами, которые требуют его больше, чем когда-либо.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts