Воровство — Психология человека
Возможность украсть создает вора.Фрэнсис Бэкон
С детства человеку старательно внедряют в голову мысль, что воровать – это плохо? Мало того, за воровство еще и наказывают, как в детстве, так и во взрослом мире, чтобы человек этим не занимался. И все равно люди воруют! Воровали, воруют и видимо, будут продолжать воровать, пока будут оставаться людьми. А почему? А потому что человек склонен к воровству с рождения, подобно тому, как он склонен к обману, насилию, предательству, трусости, агрессии, страсти и прочим вещам, которые обычно надо контролировать, дабы мы могли друг с другом ужиться. Нельзя делать все, что нам хочется, иначе жизнь в обществе станет невозможной. Но не все могут себя контролировать и не все этого хотят. Потому что воровать нам легче, чем не воровать. И это хочется иногда делать, когда соблазн взять чужое слишком велик. Давайте посмотрим, что из этого следует и что с этим делать.
Что такое воровство
Воровство – это присвоение чужой собственности вопреки воле ее владельца. А с психологической точки зрения воровством можно назвать реализацию человеком своего желания завладеть чужой собственностью, чужим имуществом, вопреки желанию того, кто этим имуществом владеет. Ведь одно дело, когда в голове есть мысли, как осознаваемые человеком, так и нет, от которых такое желание зависит, которые это желание создают. Ну, мало ли, что нам может хотеться, иной раз человек и сам поражается собственным желаниям. Но совсем другое дело – реализовать свое желание, причем еще и понимая, что оно осуждается и наказывается обществом. Воровство появляется тогда, когда человек дает волю своим желаниям, а не тогда, когда он желает что-то украсть или хотя бы просто допускает такую мысль.
Воровать нельзя
Этому нас постоянно учат, как в детстве, так и во взрослом мире. А тех, кто не принимает или не понимает этого, принято наказывать. Но сколько не говори человеку, что воровать нельзя, если он видит случаи, когда воровство остается безнаказанным, по ряду причин, он в это «нельзя» не поверит. А такие случаи всегда есть, и мы это знаем. Получается, что одним воровать нельзя, а другим все-таки можно. Кого-то за воровство, причем не очень серьезное, сурово наказывают, а кто-то таким образом выходит в люди. Видя такую несправедливость, любой рассудительный человек сделает из этого соответствующий вывод, согласно которому, нельзя, не воровать, нельзя воровать неправильно, например, у определенных людей или по всякой мелочи. Надо воровать так, чтобы невозможно было придраться или воровать у тех, кто не сможет ничего с этим сделать, никак себя защитить. Или надо воровать столько, чтобы можно было поделиться с кем надо и уйти от наказания. И это вполне адекватная логика. Пока существуют такие двойные стандарты в обществе, воровство, как явление, будет продолжать не просто существовать, но и совершенствоваться, когда люди будут находить все новые и новые хитрые способы присвоить себе чужое имущество.
Наказания не помогут
Если просто наказывать людей за воровство, то серьезного положительного результата это не даст. Так с воровством не справиться. Если вы заметили, сколько за это дело не наказывай и как не наказывай, хоть руки отрубай, как это было в некоторых странах, люди все равно будут продолжать воровать. Не все и не всегда, но когда есть возможность украсть, когда соблазн присвоить себе чужое имущество слишком велик, редко кто может перед этим устоять. Вот люди и воруют. А все потому, что тяга к удовольствию, которое человек может получить, украв что-то ценное, часто пересиливает страх перед последствиями от совершения такого поступка. Попусту говоря, жажда легкой и быстрой наживы по своей силе превосходит влияние инстинкта самосохранения. Поэтому наказания и не работают, не дают должного эффекта. А вот о том, что помогает, будет сказано ниже. Но пока, давайте посмотрим на воровство, как на болезнь, ибо ею оно и является.
Воровство – это болезнь
Да, именно так. Воровство можно сравнить с алкоголизмом или наркоманией, когда человек, дав волю этому врожденному желанию поживиться за чей-то счет, настолько привыкает к тому, чтобы присваивать себе чужое, что уже просто не сможет с этим справиться, что ты с ним ни делай. Он теряет над собой контроль и становится зависимым от удовольствия, получаемого от быстрой и легкой наживы. Ведь что может быть проще, чем просто взять и украсть чужое. Это намного легче, чем заработать и безопаснее, чем отнять. Человек всегда впадает в зависимость от любого удовольствия и здесь как раз речь об этом и идет. И коль скоро ту же наркоманию и алкоголизм мы стали считать болезнью, то и к воровству следует относиться также. А вообще, любая зависимость от какого-либо вида удовольствия, при которой человек теряет над собой контроль – это болезнь. А больной человек редко способен сам себе помочь. Поэтому, ему требуется посторонняя помощь. Другое дело, какой она будет, кто и как станет ему ее оказывать. Можно наказывать человека за эту его слабость, что не всегда помогает, а иногда совсем не помогает. А можно учить его жить не воруя. Что сложнее, но гораздо надежнее. Но главное, помнить о том, что вор не владеет собой, когда поддается соблазну что-то украсть, когда у него течет слюна при виде прекрасной возможности что-то себе присвоить. Поэтому, вразумлять и запугивать его в такие моменты бессмысленно.
Вор – это охотник
Ворами становятся и по убеждениям. Точнее, философия воровства может прекрасно дополнять врожденную склонность к этому занятию. Быть вором почетно. Во всяком случае по мнению некоторых людей, как правило, профессиональных и идейных воров. Потому что вор – это охотник, который за счет смелости, смекалки, решительности, стойкости и прочих сильных качеств, благодаря которым он может позволить себе покуситься на чужое добро, добывает себе то, что ему нужно. Если вы скажете вору, что вы честный и порядочный человек, который не берет чужое, то он вам ответ, что вы просто трус и лентяй, который боится пойти против общественных правил, чтобы заполучить нужные ценности. Честность в понимании вора – это следствие трусости, лени и в целом слабости. Тот, кто не ворует, просто боится воровать. И при этом прикрывается порядочностью. Вор, если сказать ему, что воровать плохо, спросит вас: «А что, лучше пахать всю жизнь на кого-то, кто ничем не лучше воров, потому что присваивает себе результат чужого труда, то есть вашего и живет за ваш счет?» Правила другие, а результат-то тот же. В нашем обществе одни люди живут за счет других, а уж как это все обставляется, значения не имеет. По крайней мере по мнению воров. Зачем тогда быть честным, если правила игры в этом мире сами по себе нечестные, чтобы потом гордиться своей честностью, которая стала отражением трусости и слабости, а также никому не нужной и призираемой нищетой? Вор не поймет человека, который не ворует только потому, что считает это неправильным.
Что лучше воровства
Сами воры, как профессиональные, так и те, кто время от времени что-то где-то приворовывает, сами многого не понимают. В частности, они не понимают того, что есть вещи, которые лучше воровства. А что, с точки зрения баланса между эффективностью и безопасностью может быть лучше воровства? Две вещи – это грамотное мошенничество и торговля. Грамотное мошенничество – это когда мошенник в рамках закона добивается от людей того, чтобы они сами отдали ему какие-то ценности, а взамен получили намного меньше или вообще ничего. Но при этом, никто не будет возмущаться, все останутся довольны. Вы ничего ни у кого не берете, люди сами вам все приносят. И все в рамках закона. И при этом все довольны. Ну или во всяком случае, обманутые таким образом люди не выражают явного недовольства и враждебности. Другое дело, что законы могут быть несовершенны, но это уже вопросы не к мошеннику. Мошенник манипулирует людьми, чтобы чем-то завладеть. Он не использует для этого насилие, как те же бандиты, он не берет ничего тайком, против воли людей, как это делают воры, он просто проникает в головы и души людей, чтобы побудить их к нужным ему действиям.
А торговля – это и абсолютно законный, и выгодный, и не аморальный способ обретения необходимых ценностей. Но, конечно, и более сложный. Торговцу нужно проделать больше работы, чем тому же вору, чтобы обрести какие-то ценности, которые он, по сути, заработает. Но зато ему не о чем беспокоиться, никто его за такую деятельность не накажет. И выгода может быть очень большой. Ведь торговать можно чем угодно, человек тут ни к чему не привязан. Главное в такой работе – уметь общаться, взаимодействовать, договариваться с людьми. Торговать намного лучше, чем выполнять какую-то работу, работая на кого-то, потому что торговец свободен в своем выборе, что, где, когда, кому и по чем продавать. Его материальное благополучие зависит от его способности работать с людьми. И от этого никто не страдает. Ну, конечно, если человек не продает наркотики и прочую дрянь. Скорее, наоборот, люди получат пользу от работы торговца, так как он поможет им обзавестись нужными вещами, поможет им произвести друг с другом взаимовыгодный обмен, выступая в качестве посредника.
А что может быть хуже воровства? Хуже, может быть, грабеж в разных его проявлениях. Давайте посмотрим, в чем проявляется разница между тем и другим.
Воровство и грабеж
Воровство не следует путать с грабежом. Я часто замечаю, как люди путают одно с другим. А ведь это два разных вида деятельности. Воровство – это ненасильственный способ завладения чужим имуществом, а грабеж, соответственно, насильственный. Вор присваивает себе чужое имущество, не прибегая к насилию, не вынуждая и не заставляя никого отдать ему что-то. Он все делает втихую. А грабитель использует насилие или угрозы его применения, чтобы завладеть чужим имуществом. То есть, при грабеже подразумевается какое-то физическое или психологическое воздействие на человека, людей, имуществом которых грабитель собирается завладеть. Воры этого не делают, они присваивают себе чужое имущество, не оказывая при этом воздействия на его владельца. Вот такая разница. Поэтому, когда в некоторых случаях, хоть законным, хоть незаконным способом людей вынуждают отдавать свои ресурсы, вопреки их желанию – это не воровство, а грабеж.
Как справиться с воровством
Чтобы справиться с воровством, безусловно, наказание за это деяние нужно применять. Понятно и то, что наказание за воровство должно быть суровым, иначе люди не испугаются его и им будет сложнее отказаться от своего желания присвоить себе чужое добро. Но одной только этой мерой не обойтись. Даже если наказание будет очень суровым, оно не решит проблему воровства полностью. Потому-то люди, как воровали, так и воруют, когда у них есть такая возможность. Поэтому, подход к борьбе с воровством должен быть многообразнее. Самое главное, что нужно сделать – это не создавать для людей возможностей что-то украсть. Конечно, не всегда это легко сделать, а иногда и невозможно. И тем не менее, чем больше препятствий к тому, чтобы что-то украсть у человека будет, тем ниже вероятность того, что он это сделает.
Не надо искушать людей, создавая им условия, в которых их рука может потянуться к чужому. Нет возможности украсть, не будет и самой кражи. И если общество хочет бороться с причиной воровства, а не с его следствием, наказывая людей, по сути, за их слабость, за то, что они не устояли пере соблазном что-то украсть и воспользовались предоставившейся им возможностью, то нужно как раз думать о том, как лишить их этой возможности, как уберечь их от такого искушения. Потому что, даже если за воровство предусмотрено суровое наказание, человек все равно украдет, если не сможет совладать с собой. А люди часто не могут, потому что разного рода слабости овладевают нами постоянно, и мы поддаемся их влиянию. А взять чужое, взять то, что «плохо» лежит – это та еще слабость. Или, что еще хуже, когда человек вообще не понимает, почему нельзя воровать, даже если ему это доходчиво объясняешь и показываешь на примерах других людей, что за это бывает. К пониманию чего-то не так просто прийти, как кажется. Иногда, чтобы что-то понять, это надо пережить. Да и то, и это может забыться. Надо понимать, что далеко не всякий человек способен связать причину со следствием так хорошо, чтобы не делать того, за что он может пострадать. Это как с детьми, которым бесполезно говорить, чтобы они чего-то не делали, например, не брали каких-то вещей. От них лучше спрятать все, что они не должны брать, будь то лекарства, которые маленькие дети могут съесть или деньги, которые могут украсть подростки. Только это и поможет. Поэтому, повторю, очень важно лишить людей возможности украсть, тогда они и не украдут.
Еще один способ борьбы с воровством – создание таких условий, когда люди будут думать, что за ними наблюдают. Психология вора тем и отличается от, скажем, психологии грабителя, что такой человек все любит делать втихую, незаметно для других. А когда за тобой следят, то воровать сложнее, можно сказать, невозможно. И поэтому люди станут меньше и реже это делать, а то и вовсе перестанут, когда, к примеру, будут знать, что всюду имеются камеры слежения и эти камеры всем все показывают. Речь не о том, что люди будут бояться наказания или порицания, осуждения, из-за того, что кто-то будет знать, что они воруют, это отдельный момент. Я говорю о дискомфорте, вызываемым чувством того, что за тобой следят, наблюдают. Это чисто психологический момент. Вор, повторю, любит действовать втихую, для него очень важно, чтобы никто не видел и не знал, что он что-то своровал. Пусть не все воры боятся наблюдения за собой, но многих оно способно остановить от воровства, если они будут знать, что такое наблюдение за ними ведется.
Достойное качество жизни – тоже хороший способ борьбы с воровством. Когда человек живет нормально, не шикует, но все необходимое для жизни имеет, то оснований для присвоения себе чужих ценностей у него намного меньше. Дайте людям все необходимое для жизни и их не потянет к воровству. Ну, во всяком случае, желание сделать это сильно ослабнет. Я, конечно, не считаю, что если дать человеку все, что он хочет, что ему нужно, то он не будет воровать. Это неправильно. Всего давать точно не нужно, причем давать бесплатно. Во-первых, потому, что сколько человеку всего не дай, ему все равно будет хотеться большего. А во-вторых, если он легко и быстро получит все, что ему необходимо для жизни, то лишится мотивации к труду. А зачем обществу бездельники, из-за которых качество жизни как раз-таки и снизится. Нет, безусловно, люди должны работать, должны делать свой вклад в создание общественных благ. Но при этом, получай достойное вознаграждение. Нормальное качество жизни, не такое, когда человек вынужден выживать, пусть полностью и не лишит его желания воровать, но лишит его необходимости делать это. Эту задачу не сложно решить. Нужно просто умерить аппетиты некоторых людей, от которых зависит жизнь в обществе.
Ну и последний, пожалуй, самый важный способ борьбы с воровством – это создание и развитие культуры, в которой не столько воровство будет порицаться, сколько честность восхваляться, возвышаться и награждаться. В обществе должны поощряться честные, порядочные люди, то есть, не ворующие, чтобы каждый человек видел, что он получит от того, что не поддастся слабости и не украдет ничего. В любой нормальной культуре воровство порицается, это мы знаем. Даже во многих субкультурах к воровству относятся негативно. Но при этом не уделяется внимание тем людям, которые не воруют, они не превозносятся, не поощряются, не попадают в сводки новостей, привлекая к себе внимание общества, их никак не оценивают только за то, что они не воруют. Это считает самим собой разумеющимся. А надо бы за это, как минимум, восхвалять. Потому что многие, не ворующие ничего люди, живут, скажем так, достаточно скромно. Некоторые воры, которые воруют красиво и помногу, так, что и не докопаешься, и не накажешь их, потому что они откупятся от наказания, получают много всего и живут красиво. Помимо красивой и сытой жизни они получают признание, уважение, им оказывается много внимания, как личностям сильным, преуспевшим, как каким-то героям. На наворованные средства они могут позволить себе создать имидж таких людей, которые якобы честно все заработали, благодаря своему самоотверженному труду. Но на самом деле это не так. И не ворующие или, скажем так, не умеющие воровать люди, видят и понимают это. И им обидно, не только за то, что они чего-то не имеют, что имеют красиво ворующие люди, но и за то, что их порядочность и честность не признают и не ценят.
Вот если эту задачу решить на уровне массовой культуры, то это также снизит тягу людей к воровству. Дайте уважение тем, кто не присваивает себе чужое имущество, они это заслужили. А пока, я вам могу сказать, что общаясь с людьми, я узнаю о том, что они чувствуют себя неудачниками, лузерами, слабаками, никчемными личностями из-за того, что живут плохо, не пользуются уважением, не получают признание, хотя никогда ничего серьезного не крали. И им от этого больно. Такой человек в состоянии отчаяния не только может решиться на кражу, причем глупую, ненужную, если жизнь такую возможность ему предоставит, но и, если он уже прожил большую часть своей жизни, то он станет учить более молодых тому, что честность ничего в этом мире не стоит. Она ничего не дает человеку, за нее никто тебя уважать не будет. В итоге, молодые люди, получившие такие наставления и видя доказательство их истинности на примере преуспевших воров, сделают для себя вывод, что лучше все-таки рисковать и воровать, чтобы жить хорошо и красиво, чем жить честно. Так что, от той культуры, которую мы создаем и поддерживаем, очень многое зависит. От нее зависят наши поступки. Культура может помогать нам обуздывать свои слабости, а может потворствовать их проявлению.
Вот такой подход должен быть к воровству, с моей точки зрения, если в обществе хотят с этим делом успешно бороться.
Воровская психология homo sapiens | Dagpravda.ru
… Помню своё детское первое и последнее воровство: украл у товарища кубарь. Ну, юла из деревяшки, с одной стороны заострённая. Стегаешь её самодельным кнутом, она вращается на зимнем льду, и гоняешь ее по аульским улочкам – забава потрясающая!
Да уж было, до сих пор стыдно. Понятное дело, уже во взрослой жизни извинился перед приятелем, посидели, повспоминали, да и посмеялись. И всё равно на душе дискомфорт остался. Значит, нельзя брать чужое, нельзя воровать!
Но это сакральное правило нарушается на самых разных социальных уровнях. Федеральный центр ведёт активную борьбу с бюджетным воровством, тому иллюстрацией громкие аресты высокопоставленных чиновников по всей стране. Индульгенцией для самих задержанных является то, что они считают, мне кажется, государственную собственность ничейной. Да и для обывателя моральная лазейка: хороший же был человек, что-то построил, кому-то чем-то помог, да ведь своя рубашка ближе к телу… И украл не из твоего кармана, с кем не бывает!
Со многими не бывает! Ну не все чиновники понимают, что государственное — значит общенародное, наше с вами добро. Ведь элементарно: если из казны переложить деньги в свой карман, там их станет меньше и социальные проекты, какими бы программами их ни называли (приоритетные, первоочередные и т.д. и т.п.), будут буксовать из года в год, что мы и наблюдаем. То есть у тебя на психологическом уровне табу на недозволенное. Есть люди, и их, слава Богу, большинство, которые ни за что на чужое не позарятся, воровать для них действительно смертный грех. Но есть и такие (их, слава Богу, меньшинство), которые не упустят случая прикарманить чужое.
Может быть, это свойство генетическое? То есть существует в организме человека ген, заставляющий его воровать? Стоп! Медицина определила психическую болезнь, которую назвали клептоманией. Такой человек должен «сидеть», но не в зоне, а в психиатрической больнице. Потому уголовному преследованию и не подлежит.
Но тогда почему же психически нормальный человек ворует? Тут, на мой взгляд, причины следующие: две общеизвестных и одна закамуфлированная. Во-первых, среда, где он вырос; во-вторых — семья, в которой с нравственностью проблемы. В-третьих…
Не торопитесь забросать меня камнями. Знаю, что во всех трёх авраамических религиях, в том числе и в исламе, существуют заповеди: не убий, не кради, не возлюби жену ближнего. Но воруют же! Хотя сейчас только ленивый не ходит в божий храм, совершает хадж, в том числе и хакимы, за которыми потом приезжают автозаки.
Почему же воруют? А потому что все религии предписывают покаяться в грехах, в том числе и в воровстве, и ты Всевышним будешь прощён. Я нарочно прибегаю к упрощённой схеме, чтобы не запутаться в конфессиональной казуистике. Бог милостив: что бы ты ни натворил, раскаешься — будешь прощён. Всё просто!
Вот эту лазейку-то и используют иные люди, чтобы присвоить чужое, особенно государственное. Казнокрад как соображает? Во-первых, думает он, подписывая фальшивые акты, ворует и вышестоящее начальство. Во-вторых, рассуждает он, записывая на родственников приобретённую на бюджетные деньги недвижимость, я потом покаюсь, Творец меня простит, ведь украл-то не у соседа — у государства, а это нечто безликое. Есть ещё и «в-третьих»: не всякий ворюга верит в загробную жизнь – никто оттуда не вернулся; ад, может, существует, а может, и нет, а на земле всё материально, я лучше тут поживу в своё удовольствие.
Знаете, в этом контексте прихожане криминального капища придумали даже свой псевдорелигиозный слоган: кто на этом свете хорошо, сыто прожил, тот и на том свете так же проживёт. Цинично, конечно, но иные действительно верят в эту «заповедь»! До покаяния ли тут?! В этом смысле и народ не остался в долгу, придумал поговорку: если вас поцеловал вор, то потом пересчитайте свои зубы…
Есть ещё один, не менее важный атрибут, сопровождающий любое правонарушение, – наказание на грешной земле через конкретную статью уголовного кодекса, которая и определяет срок пребывания на нарах. Это очень важный момент в психологии вора, особенно бюджетного. Однако не боится он зоны! И в этом случае есть «во-первых», «во-вторых» и т.д. Авось не поймают, поймают — отмажусь в суде, а то и в зоне. Могу и в зоне малость посидеть, вернусь, а денежки-то мои в надёжном месте…
Вы не поверите, в нашей республике был конкретный случай на эту тему. Задержали одного чиновника (не называем его – сейчас не это важно), укравшего большую сумму госденег. Его задержали и говорят: верни деньги, мы тебя не посадим. Тот отвечает: нет, не верну, я лучше посижу эти несколько лет, иначе когда и где я смогу заработать столько денег на воле…
Вот она, воровская психология в чистом, отфильтрованном от суесловия виде! Не смущает человека ни адский пламень, ни тюремные нары, ни осуждение общественности: кто хорошо на этом свете поживёт, тот и на том свете будет иметь комфорт. То есть, речь об абсолютном отсутствии у человека совести. Ни перед Богом, ни перед людьми. Тут, вы понимаете, ни генетика, ни клептомания ни при чём. Это особая, сгенерированная самим человеком форма существования. Ну типа сытой и благополучной в своей грязной луже амёбы, которая питается отнюдь не стерильными микроорганизмами. И по большому счёту всё это сводится к безнаказанности, которая и плодит разномастных воров.
В нашей жизни есть понятия «человечность» и «бесчеловечность». Человечность существовала с момента появления человека на Земле, задолго до возникновения мировых религий. Бесчеловечность же появилась по мере того, как человек стал игнорировать голос своей совести, этого внутреннего контролёра от Бога. Господь одарил нас не только разумом, но и совестью, чтобы правильно этот разум применять. Потому-то неизменно прихожу к однозначному выводу: человечность — это разум, помноженный на совесть в квадрате. Человек, живущий по этой формуле никогда не возьмёт чужое. Ни у людей, ни у государства. Запомните: Ч=РхC2
Почему люди воруют? | Psychology Today
Вы когда-нибудь что-нибудь воровали? Большинство из нас, будучи маленькими детьми или даже взрослыми, делали это. Ребенок, конечно, обычно не подозревает о преступлении до тех пор, пока родитель не заставит его забрать конфету или какой-нибудь яркий предмет, подобранный в магазине, или мелочь, которую зачерпнули с каминной полки и сунули в карман.
Будучи взрослыми, мы иногда небрежно берем коробку бумажных салфеток из гостиничного номера, а некоторые могут даже украсть полотенце или халат, думая, скорее всего: я достаточно плачу за этот гостиничный номер. Они могли бы дать мне несколько дополнительных Kleenex по цене.
И, конечно же, люди, столкнувшиеся с огромными трудностями, иногда вынуждены воровать, когда голодают, чтобы спасти свою жизнь, или когда их дети остро нуждаются в военное время или в другие времена и места крайней нищеты.
Прекрасным примером этого является молодой Пип в «Больших надеждах», который крадет немного хлеба и напильник для осужденного, который пугает его воображаемым человеком, который вырвет ему сердце и печень, если он не подчинится.
Сократ говорит, что никто сознательно не совершает злых поступков, зло превращается в добро в уме. Вор, как и педофил, который убеждает себя, что ребенок действительно хочет заняться с ним любовью, убеждает себя, что имеет право на желаемый объект. Ему это нужно больше, чем другому. Это по праву его.
Легче украсть у анонимной крупной организации, чем у отдельного человека, легче украсть у того, кто кажется состоятельным и имеет гораздо больше. Он даже не заметит, у него и так много денег. Нечестный лавочник, вероятно, думает, что красть у людей, у которых, по его мнению, гораздо больше, чем у него, слишком глупо, чтобы это заметить. Я видел, как это происходило в Хэмптоне, в модном бакалейном магазине; кассир просто прикрепил счет предыдущего человека к моему, воображая, что я не замечу или, возможно, даже не забочусь.
Это правда о большом богатстве. Человек, например, у которого много домов и который забывает, сколько у него есть, кажется законной добычей.
А как насчет того, у кого есть все, что ему нужно, и он все равно ворует? Пример тому есть в фильме Дженнифер Иган «Визит отряда головорезов», где Саша находит бумажник, оставленный у тазика в дамской комнате женщиной, которая писает в одной из кабин.
Она думает: «Ей захотелось преподать женщине урок. Но это желание только маскировало более глубокое чувство, которое всегда было у Саши: что, нежный бумажник, предложивший себя ей в руку, казалось таким скучным, таким обыкновенным просто оставить его там, вместо того, чтобы воспользоваться моментом, принять вызов, сделай прыжок, лети в курятнике, отбрось осторожность на ветер, живи опасно («Я понимаю», — сказал Коз, ее терапевт), и возьми это [ругательство]».
Значит, она ворует из-за потребности в волнении, ради острых ощущений. Можно задаться вопросом, мотивированы ли крупные кражи денег на фондовом рынке — инсайдерская торговля людьми, которые, вероятно, уже имеют большие суммы денег — такого рода размышлениями.
Объяснение или оправдание воровства?
Когда правонарушителей привлекают к ответственности, если они полностью не признаются, они предлагают объяснения, почему они вели себя так, а не иначе. Их заявления постфактум обычно направлены на то, чтобы вызвать сочувствие и свести к минимуму вину. Они сосредотачиваются на людях и обстоятельствах вне себя. Часто их утверждения кажутся правдоподобными даже опытным специалистам в области уголовного правосудия и психического здоровья.
Когда преступника допрашивают или опрашивают о его противоправных действиях, одновременно проводятся две оценки. Его осматривает детектив, психолог или другой интервьюер. Но он делает то же, что делал всю свою жизнь, а именно выискивает других, чтобы найти любую уязвимость. Преступник рассчитывает перехитрить следователя. Он делал это с детства, когда родители, учителя и другие призывали его к ответу за свое поведение.
Некоторые «объяснения» кажутся абсурдными даже относительно неопытному интервьюеру. Например, при задержании магазинные кражи говорят что-то вроде: «Все так делают», «начнем с того, что магазин завышает цену», «магазин этого не пропустит», «у меня не было денег». Эти прозрачные оправдания постфактум мало влияют на реальную мотивацию к краже.
Человек, который крадет вещи, которые у него уже есть, которые он может легко себе позволить, или которые он не хочет или в которых не нуждается, может сбивать с толку. Специалисты по психическому здоровью могут подумать, что его воровство можно объяснить психологическим расстройством. Может показаться, что заядлый вор страдает навязчивым состоянием («клептоманией»). Его можно рассматривать как прибегающего к краже, чтобы «почувствовать себя лучше», справляясь с депрессией или неблагоприятными обстоятельствами, которые он не может контролировать. Возможно, человек ворует, чтобы повысить свою самооценку. Одна женщина, которая годами воровала в магазинах, прежде чем ее арестовали, в шутку называла себя «представителем прав потребителей». Она принимала заказы от друзей, воровала товары, которые они «заказывали», а затем продавала товары со значительной скидкой. Она утверждала, что кражи в магазинах были единственным ее умением, которое ценили другие. Она сказала, что ее родители редко хвалили ее, но ее «клиенты» хвалили.
Если у преступника недостаточно оправданий для совершения преступления, специалисты в области психического здоровья предложат дополнительные. «Клептомания» может существовать в умах специалистов в области психического здоровья, но это концепция, которая предлагает скорее оправдание, чем объяснение. Так называемый «клептоман» — это на самом деле тот, кто часто ворует и преуспевает в этом. Он изучает ситуацию. Если он замечает устройства безопасности или персонал, он не обязан воровать, он делает ряд выборов относительно того, когда украсть, и рассчитывает, когда условия будут оптимальными.
«Чувствовать себя лучше» не имеет никакого отношения к облегчению депрессии. Тысячи людей находятся в депрессии, но не испытывают соблазна воровать. Однако заядлые воры испытывают кайф или «кайф» на каждом этапе преступления. Первостепенное значение имеет волнение предприятия — решение, на какой магазин нацелиться, вход и сканирование помещений, выявление слабых мест в системе безопасности, определение наилучшего способа кражи товара, а затем чистый побег.
Что касается воровки, назвавшейся «потребителем», то невозможно узнать, говорила ли она правду о своих родителях. Возможно, они не доверяли ей, потому что даже в детстве она лгала, воровала и поступала другими гнусными способами. Если бы это было так, то мало что было бы достойно похвалы. Даже если они действительно злые родители, какое это имеет отношение к ее воровству?
Бедность считается «основной причиной» воровства. Однако большинство бедняков не воруют, в отличие от богатых. Женщина, заявившая, что ее заставляли воровать, чтобы купить смесь и подгузники для своего ребенка, может убедить других пожалеть ее.