Психология воспитания: Психология Воспитания | Тренинг-Центр Синтон

Психология воспитания ребенка

Воспитательный процесс очень увлекательный, зачастую непредсказуемый, в каждом случае творческий. Большинство психологов и педагогов утверждают, что существуют парадоксы воспитания, говорят о вопросах, на которые сложно найти ответ. Стоит упомянуть образное и вдумчивое описание воспитания, изложенное в книге «Педагогика для всех» писателя, журналиста «Первого сентября» и «Учительской газеты» С.Л. Соловейчика: «Воспитание детей можно назвать старейшим из всех людских дел, оно ни на одни сутки не младше самого человечества; из-за этого оно представляется нетрудной работой: все справляются, и мы тоже справимся. В реальности оно обманчиво, можно даже сказать – коварно. В давние времена его считали самым трудным из занятий, искусством из искусств».

Так что же на самом деле представляет собой процесс воспитания?

Воспитательная проблема настолько широка, что с ней взаимодействуют многие науки, среди которых педагогика, философия, психология, социология и прочие.

И любая из данных наук обозначает собственный предмет исследования в этом вопросе.

Например, психология воспитания выявляет некие психологические механизмы, а также закономерности процесса воспитания.

Определение 1

В словаре Даля понятие «воспитывать» обозначено как «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего ребенка, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (касательно растения), одевать и кормить до возраста; в высшем значении наставлять, научать, обучать всему, что нужно для жизни…». 2. Согласно толковому словарю Ожегова, воспитание – это «навыки поведения, которые привиты семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

Стоит указать, что в психологической и педагогической литературе можно найти описание воспитания и как передачу социального опыта, и как некое воздействие на индивида либо группу людей, и как организацию образа жизнедеятельности воспитанников, и как формирование условий для личностного развития.

Такое разнообразие определений напрямую зависит от позиции автора, а также от влияния обыденного сознания на определения данного понятия.

В психологии воспитательный процесс рассматривается, во-первых, как некое целенаправленное создание условий (духовных, материальных, организационных), которые, в свою очередь, способствуют формированию:

  • Конкретных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
  • Мировоззрения.
  • Поведения (как некоего проявления мировоззрения и отношения).

Стоит указать, что ученые-психологи напрямую связывают воспитательный процесс с развитием смысловой сферы конкретной личности – то есть личностных смыслов и демонстрирующих их в поведении индивида смысловых установок, непосредственно с развитием мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, а также процесса открытия его собственному сознанию смыслов и мотивов деятельности индивида.

Рассматривая воспитание с точки зрения психологии, стоит обратить внимание на определенные механизмы, а также закономерности развития человеческой личности, которые и определяют все течение данного процесса.

Психологической сущностью воспитательного процесса считается понимание, а также учет психологических механизмов образования личности при взаимодействии воспитанника и воспитателя, изучение эффекта воспитательных влияний исходя из разных индивидуально-психологических особенностей конкретного ребенка.

Воспитательный процесс индивида напрямую зависит от его социализации, а также от формирования личности человека. Стоит узнать глубже о взаимосвязи между данными понятиями, и о существующих психологических механизмах социализации, а также формировании личности.

Определение 2

Социализация – это непрерывающийся процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, примеров поведения, которые присущи конкретному обществу, социальной общности либо группе, и воспроизводства им социальных связей, а также социального опыта.

Понятия ценности и нормы

Стоит указать, что очень важны термины «ценности» и «нормы», которые более точно отображают процесс социализации ребенка.

Согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ценности обозначают важность, некое значение. В психологической науке ценности рассматриваются не в качестве объективных свойств предметов либо явлений, а в виде субъективной оценки определенных свойств, которые втянуты в систему социальных отношений. Система ценностей задается с помощью интенциональных норм и является повседневным ориентиром в предметной, а также социальной реальности индивида.

Норма, согласно словарю Ожегова и Н.Ю. Шведовой, обозначает общепризнанный обязательным порядок. Но в психологическом смысле норма представляет собой не просто «сообразность поведения» (согласно А.В. Петровскому), но и его творческую направленность. Именно поэтому Л.С. Выготский говорил, что норма является абсолютно отвлеченным понятием определенной средней величины наиболее частных случаев и на деле не представлена в чистом виде – всегда с определенной добавкой форм, не являющихся нормальными.

Определение 3

Под социальными нормами и ценностями на данный момент понимают сформировавшиеся в обществе правила, образцы и эталонные примеры поведения, которые, в свою очередь, регламентируют и регулируют жизнь и деятельность индивида в системе социальных отношений.

Они четко определяют границы допустимого, а также недопустимого в поведении индивида в различных (и при этом конкретных) условиях жизнедеятельности.

Обычно выделяют следующие формы существования общественных норм:

  • Нормы морали – это поведенческие правила внутри определенной социальной группы, в которых отображаются общественные представления касательно плохого и хорошего, добра и зла и прочего, несоблюдение которых вызывает общественное порицание.
  • Правовые нормы – это формально определенные поведенческие правила, которые установлены либо санкционированы государством, а также поддерживаемые его собственной принудительной силой; такие нормы отображены в законах либо прочих нормативных правовых актах.
  • Религиозные нормы – это поведенческие правила, которые сформулированы в текстах священных книг или установлены определенными религиозными организациями.
  • Политические нормы – это поведенческие правила, с помощью которых регулируется политическая деятельность, а также взаимоотношения гражданина и государства и проч.
  • Эстетические нормы – это нормы, закрепляющие представления о красивом и уродливом и так далее.

В процессе социализации, продолжающемся на протяжении всей жизни человека, А.В. Петровский указал на следующие макрофазы социального личностного развития:

  • Детство – представляет собой адаптацию человека, которая выражается в овладении нормами общественной жизни.
  • Отрочество – это некая индивидуализация, которая отражается в потребности человека в возможно большей персонализации, в огромном желании «стать личностью».
  • Юность – это интеграция, которая выражается в получении черт и свойств личности, отвечающих потребности и нужности группового и личного развития. Во время социализации индивид примеряет на себя и затем выполняет разноплановые роли, которые называют социальными ролями. С помощью данных ролей индивид проявляется как личность, социальный индивид.

Социализация индивида осуществляется в условиях стихийного взаимодействия личности с окружающей ее средой, а воспитание в данном случае рассматривается в качестве процесса целенаправленной и контролируемой осознанно социализации (это школьное, семейное, религиозное воспитание). Получается, что воспитание выступает в виде определенного механизма управления процессами социализации.

Нынешняя ситуация, которая напрямую связана с сильным развитием рыночной экономики и определенной переориентацией на материальные ценности, вызвала некое усиление развития у молодых людей подобных качеств, как равнодушие, эгоцентризм, пассивность. Воспитание же дает возможность преодолеть либо уменьшить негативные последствия социализации, придать ей некую гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования, а также конструирования педагогической тактики и стратегии.

Взрослый индивид оказывает ребенку помощь в социализации, и также исправляет некие отрицательные моменты стихийной социализации подрастающего индивида.

В своей работе «Педагогическая психология», выпущенной в 1926 году, Л.С. Выготский обосновывает идеи воспитания детей, основываясь на теоретических основах психологической науки и при этом подтверждает их примерами, которые взяты из практики.

Он утверждает, что ребенок воспитывается на своем личном опыте. Психологическая точка зрения обязывает признавать, что в воспитательном процессе собственный опыт ученика представляет собой все.

Определение 4

Он говорит о том, что цель воспитания – это не приспособление к уже имеющейся среде, и некие составляющие данной среды могут зачастую иметь абсолютно вредные и губительные влияния.

Именно из-за этого на долю педагога во время воспитания выпадает также активная роль, заключающаяся в лепке, кромсании элементов среды, сочетании их различными способами, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему требуется. Здесь говорится том, чтобы педагог брался «лепить» не самого ребенка, а среду, и только с ее помощью самого ребенка. Группа детей под руководством грамотного, любящего детей учителя считается лучшей социальной средой, которая способна воспитать детей как личностей.

Можно сказать о том, что ребенка, ученика воспитывает не сам педагог, а педагогически организованная им социальная среда, в которой обучающийся воспитывается самостоятельно.

Понятие формирования личности

Более обширным, нежели воспитание, считается понятие формирования личности.

Определение 5

Формирование личности – это некий процесс изменения самой личности во время взаимодействия ее с реальной действительностью, появления определенных физических и социально-психологических структур в самой личности (согласно Л.И. Божович).

Стоит указать, что на формирование личности индивида оказывают влияние различные факторы, которые связаны между собой и взаимообусловлены:

  • Общественное бытие, а также сознание, сформировавшиеся в государстве.
  • Определенные особенности производства, культуры, быта, природы населенного пункта, а также географического района проживания и, соответственно, развития индивида.
  • Семья, в которой индивид родился и воспитывался.
  • Неформальное окружение, в которое входят соседи, знакомые, друзья и прочие.
  • Общественное воспитание в различных внешкольных организациях (спортивные школы, разные кружки и прочее).
  • Школа, в которой происходит обучение и воспитание обучающегося.

Стоит указать, что данные факторы оказывают на детей свое влияние не прямым и непосредственным образом, а только с помощью преломления через внутренние условия собственно данной личности ученика (особенности его психики, мировоззрение, внутренние потребности и интересы, ценностные ориентации).

Получается, что в процессе жизни происходит формирование человеческой личности, требования социума напрямую связаны с постоянным процессом социализации, а воспитание выступает как определенный механизм управления этими процессами, но, при этом, не выступает в роли определяющего фактора в развитии личности определенного индивида. Никто не сможет с точностью предсказать конечный итог воспитания любого человека.

Из-за этого довольно сложно рассуждать о воспитательных технологиях.

Определение 6

Педагогические технологии – это сложнейшие системы методик и приемов, которые объединены главными общеобразовательными целями.

В основе педагогической технологии располагается идея абсолютной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование, а также возможность анализа с помощью поочередного воспроизведения. Процессы создания и осуществления данных воспитательных технологий гораздо сложнее, нежели технологии обучения из-за того, что в их основе в каждом конкретном случае лежат более личностные отношения между педагогом и обучающимися. Воспитательные технологии состоят из таких системообразующих компонентов, как диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностная составляющая, контрольно-управленческая составляющая. Самыми известными воспитательными технологиями считаются следующие: гуманно-личностная технология, предложенная Ш.А. Амонашвили, технология коллективного творческого воспитания, предложенная И.П. Ивановым, технология гуманного коллективного воспитания, предложенная В.А. Сухомлинским, технология организации и проведения группового воспитательного дела, предложенная Н. Е. Щурковой. Характерной особенностью и технологий обучения, и технологий воспитания считается возможность воспроизведения воспитательной последовательности и ее последующий пошаговый анализ.

Развитие ребенка, его последующее обучение, а также воспитание происходят в некоем единстве, во взаимодействии. Но стоит сказать, что большинство исследователей отдают первенство именно воспитанию. Например, ученый из Литвы Р. Тидикис в своей статье «Об уровнях воспитания» указывает, что на практике гораздо чаще не образование определяет нравственность, а, скорее, нравственность определяет потребность индивида в образовании (цитата согласно С.Л. Соловейчику). Нравственный индивид никогда не окажется ниже своей среды согласно культурному уровню.

Рассматривая воспитательный процесс во взаимосвязи с развитием личности ребенка, с психологической стороны допустимо утверждать, что образование у ребенка поведенческих мотивов, во-первых, и, во-вторых, доступных для ребенка, достигшего определенного возраста, форм и способов поведения и считается сущностью воспитания.

Структура воспитательного процесса

Структура процесса воспитания представляет собой взаимные связи базовых элементов, среди которых:

  • Цели и содержание.
  • Средства и методы.
  • Полученные результаты.

Цели воспитания в каждом случае точно отвечают состоянию, а также перспективам развития социума, его текущей экономической и социальной структуре. В научном смысле намечать и указывать воспитательные цели – это задача общей педагогики и социальной этики, и педагогическая психология способна одинаково направляться на каждую из систем воспитания. Она способна указать, как нужно воспитывать раба или свободного индивида. Физика и химия в равной доле служат и войне, и культуре. Из-за этого любая педагогическая система обязана иметь собственную систему педагогической психологии. Это точно отражает воззрения Л.С. Выготского.

Данное мнение Выготского действительно актуально и на сегодняшний день. Из-за усиления расслоения общества появляются разнообразные социальные запросы и, конечно же, учебные заведения с некой конкретной заданностью в развитии личности молодого индивида. Всегда есть некое взаимодействие влияний, а также связь между малой и большой социальной средой, и вся трудность психологической проблематики воспитания состоит именно в установлении реальных границ данной независимости. Стоит вспомнить образовательную систему русской царской школы, которая и создавала институты и лицеи для обучения дворянских детей, реальные училища для детей городских буржуа, а также приюты и ремесленные училища для детей бедняков.

Из-за этого, включаясь в воспитательный процесс, останавливаясь на одной либо другой педагогической системе с ее методами и подходами, нам стоит отдавать себе отчет в том, кого именно мы хотим воспитать, какие именно качества мы стремимся активизировать в растущем индивиде.

Относительно направления можно выделить следующие виды воспитания:

  • Умственное – это развитие интеллектуальных способностей индивида, а также определенного интереса к познанию окружающего мира и самого себя.
  • Нравственное – это этические требования социума, базовые постулаты которых были указаны в Библии и Коране.
  • Трудовое – это развитие добросовестного, творческого и ответственного отношения к различным формам трудовой деятельности.
  • Физическое – это тренировка навыков движения, а также закаливание организма.
  • Эстетическое – это развитие эстетического отношения к реальности.

Данные воспитательные направления взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вывод 1

Получается, что воспитателю, педагогу и родителю важно ставить определенные цели воспитания ребенка, беря в расчет его индивидуальные особенности, такие как свойства нервной системы, мотивы, интересы, способности и прочее, а также условия развития.

Для решения задач воспитания стоит выбрать различные сочетания приемов, методов и средств. В собственной работе воспитатель применяет систему методов относительно поставленных целей. А так как методы, согласно мнению Л.С. Макаренко, считаются инструментами прикосновения к личности, то при их выборе стоит учитывать абсолютно все тонкости и особенности личности воспитанника.

В современной литературе можно встретить разнообразные методы воспитания:

  1. Прямое воздействие воспитателя на своего воспитанника: то есть нравоучения, убеждения, приказы, требования, угрозы, наказания, поощрения, собственный пример, совет, просьба.
  2. Создание особых условий или ситуаций, в которых воспитанник должен изменить свое отношение либо поведение, показать характер, выразить собственную позицию.
  3. Воздействие СМИ, мнения референтной группы либо авторитетного для воспитанника индивида.
  4. Создание совместно осуществляемой деятельности для воспитанника и воспитателя.
  5. Передача данных либо социального опыта в семейном кругу, во время дружеского либо профессионального общения.
  6. Погружение в среду народных традиций, изучение соответствующей художественной литературы.

В последнее время обширное распространение приобрели методы психотерапевтического влияния на личность. Данные методы ориентированы на оказание помощи воспитаннику в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, разрешении учебных и личных проблем. К таким методам можно отнести беседу и социально-психологический тренинг. Стоит указать на сильную значимость данных методов в работе с детьми из-за того, что с каждым годом фиксируются все более значительные нарушения в эмоциональном состоянии детей, особенно в условиях школы, что выражается в тревожности, агрессии, страхах.

Стоит отметить следующие различия в методах воспитания, которые связаны с областью воздействия:

  • Когнитивные методы воздействия нацелены на изменение системы знаний индивида (это убеждения, которые связаны с системой аргументации).
  • Эмоциональные воспитательные действия, которые связаны с «заражением» некими эмоциями, а также отношением, они способствуют появлению у воспитанника некого аффективного состояния (то есть радости, интереса, покоя).
  • Поведенческие воспитательные воздействия напрямую нацелены на поступки индивида, они связаны с выработкой привычек в трудовой и учебной деятельности, а также коммуникации.

Но так как знания, поступки и эмоции индивида напрямую связаны между собой, с помощью каждого из данных действий осуществляется воздействие на личность в целом. В своей работе «О воспитании привычек у детей», вышедшей в 1996 году, С.Я. Рубинштейн рассмотрел взаимное влияние данных составляющих психики. Он указал на то, что повторение ребенком любого, даже самого полезного действия, но вызывающего при этом отрицательные эмоции, не сформируется как привычное. Воспитание у ребенка позитивных привычек, которые К.Д. Ушинский назвал рычагом воспитательной деятельности, обязано сочетаться с позитивными эмоциями и явным интересом.

В то же время большинство педагогов и психологов говорят о рассогласовании между собой понимания и осознания правильного поведения, а также непосредственного его осуществления. А.С. Макаренко говорил, что сколько бы люди не создавали верных представлений касательно того, что нужно делать, если не будет воспитываться привычка преодолевать долговременные трудности, можно утверждать то, что индивид не воспитал ничего.

Замечание 1

Согласованность процессов эмоционального удовлетворения и осознания верности действия, желание его повторять – все это лежит в основе образования привычек, которые придают прочность, а также устойчивость любой воспитательной системе.

От верного взаимодействия ребенка и взрослого человека напрямую зависит развитие личности ребенка, его личная самооценка, а также успешность в разных областях деятельности. Выбирая методы влияния, нужно учитывать также возрастные особенности. Например, малышу до шести лет не все нужно доказывать и даже демонстрировать наглядно. Данную ступень стоит обозначить, как ступень категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда возрастает значение наглядного мышления, а также наглядной памяти, сильное значение будет нести пример окружающих индивидов, а также литературный образ. Эта ступень называется ступенью наглядного образа. Уже в более старшем возрастном периоде, когда начинает формироваться отвлеченное мышление, очень многое нужно доказывать. Но на самом деле бывает наоборот. Мы нередко длительно убеждаем ребенка, где стоит просто потребовать, категорически запрещаем что-то ребенку в подростковом возрасте, когда стоит обосновать данный запрет, чтобы он смог внутренне его принять.

Выбирая методы воспитательного воздействия на ребенка, очень значимо учитывать его актуальное психическое состояние, которое в огромной мере определяет восприятие данного воздействия. К примеру, учащийся различно реагирует на замечание, когда возбужден и когда спокоен. Есть правило, согласно которому стоит взыскивать, когда ребенок уже отойдет от сделанного им проступка. В обратном случае возбуждение от свершившегося наказания только присоединяется к остаточному после совершения проступка возбуждению, в определенной мере усиливая его.

Получается, что реакция школьников на разные методы воздействия определяется не просто объективной справедливостью либо несправедливостью действий педагога, но также психологическими свойствами и нынешним состоянием школьника.

Воспитательный процесс ребенка начинается с его семьи. Из-за этого довольно важно остановиться на особенностях именно семейного воспитания.

Педагог, психолог и философ В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.) в своем труде «Психология детства», вышедшем в 1924 году, утверждал, что нормальная семья способна и не ставить перед собой педагогические задачи, ведь она все равно осуществляет воспитательный процесс своим собственным строем, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над ребенком собственным авторитетом, но также и приближаются к нему в нежной своей любви. Практически все социальные чувства находят материал для себя во внутрисемейных отношениях.

Замечание 2

Внутрисемейные взаимоотношения считаются мощнейшим фактором формирования «Я» ребенка, его собственной личности.

Для того чтобы воспитательные воздействия стали эффективными, выработаны психологические требования к организации воспитательного процесса.

Некоторые такие требования можно найти в работах таких ученых, как М.В. Гамезо, Л.М. Фридман и К.Н. Волкова:

  1. Базой воспитания выступает формирование у ребенка нужной мотивации. Это означает, что перед тем, как воспитывать в детях определенные качества, отношения и свойства, стоит пробудить у них потребность именно в данных качествах, отношениях и свойствах.
  2. Значимо с настойчивостью формировать у детей позитивные привычки, и также помогать избавляться от негативных. Огромную роль здесь имеет подкрепление. Отсутствие оценивания действий ребенка со стороны взрослого человека нередко не дает ему верно ориентироваться в ситуации.
  3. Воспитание личностных качеств у школьников допустимо исключительно во время их собственной деятельности, которую нужно организовать так, чтобы во время ее выполнения формировались и правильные мотивы, привычные способы действий.
  4. Воспитательные воздействия взрослый человек обязан адресовать не столько уму школьника, сколько его чувствам.
  5. Во время воспитательного процесса нужно ориентироваться на позитивные качества ребенка, а также проявлять абсолютное уважение к его собственной личности.

Естественно, происходит изучение законов и механизмов процесса воспитания. Но стоит отметить, что данный процесс так и остается практически непредсказуемым, а также творчески захватывающим.

Как и у любого вида деятельности, у процесса воспитания должен быть ощутимый результат. Во-первых, нужно указать, что не существует однозначных решений проблемы определения неких критериев, а также показателей стадий воспитанности. О воспитанности индивида допустимо судить по многим показателям: его отношению к прочим индивидам, к их деятельности; по внешнему виду и разговору; по манере вести себя в общем и конкретным поступкам; по ценностным ориентациям.

Получается, что в критериях воспитания заметны следующие аспекты: внешний, которые связан с исполнением норм и правил поведения, а также внутренний, который определяется именно моральными установками, нравственными выборами, существующими мотивами.

Результативность воспитательного процесса проявляется в виде усиления самостоятельности, а также активности воспитанника, передачи ему неких обязанностей и полномочий. Значимо, чтобы у него появилась мотивация к самовоспитанию.

Базовыми приемами воспитания называют самостимулирование, самопознание и самообладание.

Очень значимо, чтобы ребенок был в состоянии осознавать собственные поступки, анализировать не просто внешнюю сторону своего поведения, но также и мотивы поступков. Приемы самообладания дают возможность пробудить силу воли, научиться сдерживать свои эмоции, получить уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают в себя самоободрение, самонаказание, самопоощрение, они дают возможность ребенку отрегулировать собственное состояние и собственную деятельность.

Можно сказать, что в процессе воспитания, как в процессе со множеством факторов, особенно важны группы и объективных, и субъективных условий. Особо значимыми среди объективных условий можно назвать стиль внутрисемейного общения и школьную атмосферу. Многие исследователи считают, что меняя внутрисемейную и школьную атмосферу, возможно полностью изменить отклоняющиеся от нормы правила поведения ребенка и его развитие (по М. Раттеру, А.С. Спиваковской и прочим).

Для педагога воспитательный процесс в первую очередь связан с классным коллективом, педагог делает из него воспитательную среду, организует педагогическую деятельность так, чтобы школьники не просто усваивали знания, но и получали человеческие личностные качества. Из-за этого успех педагога как воспитателя напрямую связан с тем, как он смог превратить обучение в собственную деятельность школьников, в которой они самостоятельно развивают и воспитывают себя.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Психология воспитания — PsyJournals.ru

Включен в Science Index

Вестник практической психологии образования

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2658-3100

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2004 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

EN In English

 

Вестник практической психологии образования  |  Рубрики

Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология здоровья, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология труда, Психотерапия и психокоррекция, Социальная психология  |  Смирнова А. В.

Алкоголизм и девиантное поведение подростков и младших школьников. Как с ними работать?

Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Социальная психология  |  Решетников О.В.

Блокираторы мотивации профессионализации

Организационная психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология  |  Барышева М.В.

Воспитание любовью

Психология развития  |  Рязанкина Е. В.

Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой средe

Психология развития  |  Рязанкина Е.В.

Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой средe (окончание)

Психология развития  |  Рязанкина Е.В.

Деструктивное лидерство и профилактика зависимого поведения в подростковой средe (продолжение)

Организационная психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Семейная психология, Социальная психология  |  Котова С.А., Максим В. И.

Детская конфликтологическая компетентность: онтогенез и развитие, теория и практика

Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках, Организационная психология, Психологическая диагностика, Теория и методология, Экспериментальная психология  |  Котова С.А., Максим В.И.

Детская конфликтологическая компетентность: онтогенез и развитие, теория и практика

Психология развития, Психология религии  |  Шейнис Г.В.

Духовно-нравственное воспитание школьников природой

Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Социальная психология  |  Рыженко С. К.

Житейская психология социальных экспериментов, или Разговор о пранках с подростками

Педагогическая психология, Психология развития  |  Севостьянова Е.О.

Использование проблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития мотивационной направленности на усвоение этических понятий

Организационная психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология здоровья, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Социальная психология  |  Белкин А.И.

Как быть лидером… или Когда ты перестаешь жить по сценарию жертвы

Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология образования, Семейная психология, Социальная психология  |  Рыженко С. К.

Как научить детей противостоять манипуляциям общества потребления

Психологическая диагностика, Психология личности, Психология развития, Семейная психология, Социальная психология  |  Барышева М.В.

Как научить ребенка просить прощения?

Организационная психология, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология развития, Психология труда, Теория и методология  |  Новосадова О.М., Пятаков Е.О.

Как не стать невостребованным специалистом, еще учась в школе. Советует работодатель

Организационная психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития  |  Пономарева Г. М.

Как студенту-первокурснику общаться с преподавателем, который изводит его своей завышенной строгостью

Педагогическая психология  |  Николаева Е.И.

Кнут и пряник

Психология развития, Теория и методология  |  Николаева Е.И.

Кнут и пряник

Организационная психология, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология развития, Социальная психология, Способности, одаренность, талант, Теория и методология  |  Барышева М.В.

Лидеры: кто они? Как понять это и решить, стоит ли становиться лидером самому

Битянова М.Р.

Личность педагога как «инструмент» воспитания (тренинг «Я – воспитатель»)

120 из 55

Страницы:

1

|

2

|

3

 
  • Страничка главного редактора
  • Методологический семинар
  • Прикладные исследования
  • Психологическая служба
  • Точка зрения
  • Психология обучения
  • Особые дети
  • Преподавание психологии
  • Родительская академия
  • Копилка мастерства
  • Инструментарий
  • Опыт
  • Подготовка кадров
  • Психология — учителю
  • Дискуссии
  • Психология воспитания
  • Перечитывая классиков
  • Актуальное интервью
  • Психология управления
  • Психологический клуб
  • Информационные технологии
  • Профессия психолог
  • По следам наших публикаций
  • Мастер — класс
  • Федерация
  • Документы
  • Юбиляры
  • События
  • Психологу на заметку
  • Программы, получившие гриф Федерации психологов образования России «Рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях»
  • К 100-летию ПИ РАО
  • Программы, рекомендованные ФПОР
  • Лучшие региональные отделения ФПО России
  • О мероприятиях ФПО России
  • Метакомпетенция психолога
  • Мнение
  • Забытая библиотека
  • Книжная полка
  • Программы-победители во Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»
  • Юбилей
  • Проблемы профессиональной этики
  • Дискуссия
  • Перспективные задачи профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних
  • Региональный опыт практических психологов образования в решении вопросов профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних
  • Научно-методическое сопровождение профилактики социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних на базе образовательных организаций
  • Межведомственное взаимодействие в практике организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Приложения
  • Приоритетные задачи применения профессионального стандарта педагога-психолога
  • Региональный опыт апробации и применения профессионального стандарта педагога-психолога
  • Проблемы межведомственного взаимодействия при оказании психологических, социальных и образовательных услуг и практика применения профессиональных стандартов
  • Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
  • Научно-методическое сопровождение профилактики социальных рисков в системе общего образования
  • Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
  • Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере
  • Адаптация и применение межведомственных профессиональных стандартов в работе специалистов социальной сферы
  • Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
  • Развитие региональных практик работы с социально уязвимыми категориями детей на основе межведомственного взаимодействия
  • От редакции
  • Памяти наших коллег

Воспитание | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

От поощрения занятий в школе и занятий спортом до формирования ценностей по мере взросления ребенка (помните, они делают то, что делаете вы, а не так, как вы говорите!) Родители оказывают огромное влияние на жизнь своих детей. Однако они не единственные влиятельные лица на местах, особенно после того, как дети поступают в школу и начинают взаимодействовать с миром в целом.

Большинство родителей стараются дать детям наилучший старт, но родителям также важно осознавать, что дети приходят в этот мир со своим темпераментом, личностью и целями. В то время как родители могут хотеть подтолкнуть своего ребенка к определенному пути, работа родителей состоит в том, чтобы обеспечить интерфейс с миром, который в конечном счете подготовит ребенка к полной независимости и способности идти по любому пути, который они выберут.

В быстро меняющемся мире воспитание детей может зависеть от причуд и меняющихся стилей, а воспитание в некоторых привилегированных кругах превратилось в соревновательный вид спорта. Но потребности детского развития, определенные наукой, остаются относительно стабильными: безопасность, структура, поддержка и любовь.

Как быть хорошим родителем

Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно просто избегать очевидных опасностей, таких как жестокое обращение, пренебрежение или чрезмерное баловство. Действительно, Национальная академия наук выделяет четыре основные обязанности родителей: поддержание здоровья и безопасности детей, содействие их эмоциональному благополучию, привитие социальных навыков и интеллектуальная подготовка детей.

Многочисленные исследования показывают, что наиболее приспособленные дети воспитываются родителями, которые находят способ сочетать теплоту и чуткость с четкими поведенческими ожиданиями. Родителям может оказаться полезной аббревиатура «Четыре C»: забота (демонстрация принятия и привязанности), последовательность (поддержание стабильной среды), выбор (позволяющий ребенку развивать автономию) и последствия (применение последствий выбора, будь то положительные или отрицательные). ).

Чтобы узнать больше, см. разделы «Как быть хорошим родителем» и «Поддержка образования детей».

Что такое нездоровый стиль воспитания?

Не каждый стиль воспитания отвечает интересам ребенка. Существует такая вещь, как чрезмерная забота о детях, которая может нанести вред детям по мере их взросления и сделать их неспособными справиться с малейшими неудачами.

Два хорошо известных примера чрезмерного воспитания включают «воспитание на вертолете», при котором дети находятся под чрезмерным наблюдением и оберегаются от опасности, и «воспитание снегоочистителем», при котором потенциальные препятствия удаляются с пути ребенка. И то, и другое может негативно повлиять на дальнейшую независимость ребенка, его психическое здоровье и самооценку.

Конечно, существует и такая вещь, как слишком мало воспитания, и исследования показывают, что отсутствие участия родителей часто приводит к плохим поведенческим результатам у детей. Отчасти это может быть связано с тем, что это побуждает молодежь слишком полагаться на культуру сверстников. По иронии судьбы, чрезмерно суровый или авторитарный стиль воспитания может иметь тот же эффект.

В конечном счете, родители должны стремиться быть любящими, но твердыми, оставляя детям достаточно места для развития их собственных интересов, изучения независимости и переживания неудач.

Чтобы узнать больше, см. разделы «Дисфункциональное воспитание» и «Выгорание родителей и стресс».

Далее: Как быть хорошим родителем

Необходимая литература

Последние сообщения

Стили воспитания и поведение детей — Психология в действии

Эта статья написана Джорданом Л. Маллинзом при наставничестве Сары М. Ташджян и является частью преддипломной недели внимания 2018 года.

По данным Американской психологической ассоциации, методы воспитания детей во всем мире преследуют три основные цели: обеспечение здоровья и безопасности детей, подготовка детей к продуктивной взрослой жизни и передача культурных ценностей (APA, 2018). Излишне говорить, что эти цели амбициозны. Быть успешным родителем — это немалый подвиг, и то, станут ли дети компетентными, здоровыми и продуктивными взрослыми, зависит от множества экологических и биологических факторов. Влияния на результаты детей многочисленны, но большое количество литературы указывает на то, что методы воспитания являются важной частью уравнения. Вопрос о том, в какой степени методы воспитания формируют поведенческое развитие детей, является сложным вопросом, и, хотя мы не можем ответить на него с уверенностью, мы можем быть уверены, что родители являются важными факторами в поведенческих результатах своих детей.

     Исследования выявили устойчивую связь между воспитанием детей и корректировкой поведения ребенка. Например, родительское поведение матери, в том числе степень, в которой она проявляет привязанность к своему ребенку и осуществляет поведенческий и психологический контроль над ним, когда этому ребенку исполняется пять лет, связано с более поздним интернализацией и экстернализацией поведения ребенка (Aunola & Nurmi, 2005). ). Интернализирующие или эмоциональные поведенческие проблемы часто связаны с тревогой и депрессией (Akhter et al., 2011). Экстернализирующие или разрушительные поведенческие проблемы обычно включают синдром дефицита внимания с гиперактивностью и проблемы с поведением (Akhter et al. , 2011). Это всего лишь несколько распространенных поведенческих проблем, которые отчасти формируются из-за определенных стилей воспитания.

Попытка изучить влияние методов воспитания на результаты детей сложна, потому что существует чрезвычайно широкий диапазон родительского поведения и столь же широкий диапазон результатов поведения детей. Причинно-следственная связь между практикой воспитания и результатами поведения ребенка также непрозрачна в зависимости от времени и измерения рассматриваемого поведения. Например, в исследовании восприятия подростками психологического контроля своих родителей или степени, в которой родители пытаются контролировать эмоции и убеждения своих детей, а также интернализации и агрессивного поведения подростков, о которых они сами сообщают, исследователи обнаружили, что детское поведение является более сильным фактором. предиктор изменения родительского психологического контроля, чем поведение родителей как предиктор изменений в поведении подростков (Albrecht et al. , 2007). Поскольку эта связь является многонаправленной, изучение влияния родительских практик на результаты поведения ребенка становится еще более сложным.

     Обычный способ решения этих сложностей заключается в разделении родительского поведения на четыре различных стиля воспитания: авторитарный, снисходительный, невовлеченный и авторитарный (Maccoby & Martin, 1983). Эти четыре стиля воспитания основаны на двух родительских аспектах: родительской теплоте, которая связана с родительской привязанностью к ребенку и его принятием, и родительским контролем, который связан с активной ролью, которую родители играют в поощрении соблюдения правил и социальных условностей (Маккоби). и Мартин, 19 лет83). Было проведено обширное исследование влияния стилей воспитания на поведенческие результаты детей.

Авторитарный родитель

     Авторитарный родитель сочетает низкий уровень теплоты с высоким уровнем контроля и использует стиль строгой дисциплины, характеризующийся минимальными переговорами с ребенком, высокими ожиданиями, ограниченной гибкостью, частым применением наказаний и односторонним общением. от родителя к ребенку (Baumrind, 1991). Авторитарное воспитание связано с такими последствиями для детей, как враждебность, правонарушения, непокорность и антисоциальная агрессия (Baumrind, 19).91). Исследования также показали, что ранний опыт ребенка с чрезмерным родительским контролем, как правило, коррелирует с развитием тревоги (Chorpita & Barlow, 1998). Возможно, эта тревога связана с отсутствием возможности развивать автономию посредством самостоятельного исследования окружающей среды (Bowlby, 1977). Было также высказано предположение, что низкая теплота, типичная для авторитарного воспитания, может быть связана с детской депрессией (Rapee, 1997).

Разрешающий

     Снисходительный родитель проявляет высокий уровень теплоты и низкий уровень контроля. Он или она ведет себя скорее как друг, чем как родитель, используя слабый стиль дисциплины с небольшим количеством правил, практически без ожиданий и с минимальным руководством или руководством (Baumrind, 1991). Родители с этим стилем склонны быть очень любящими и заботливыми, но также позволяют своим детям решать проблемы без участия родителей (Baumrind, 1991). В исследовании снисходительного воспитания недостаточная вовлеченность, отсутствие контроля и неуверенность в своих способностях были важными предикторами проблем с поведением ребенка, о которых сообщали как родители, так и учителя (Calzada, 2001). Поскольку снисходительные родители, как правило, нетребовательны, становится гораздо труднее контролировать поведение детей и намечать границы в детской среде (Baumrind & Black, 19).67). Исследования выявили связь между чрезмерной родительской снисходительностью, часто проявляющейся в разрешительных методах воспитания, и сниженной социальной компетентностью детей и академической успеваемостью (Chen et al., 2000). Попустительское воспитание связано с властным, зависимым, импульсивным поведением детей, с низким уровнем самоконтроля и достижений и неспособностью научиться настойчивости и эмоциональному контролю (Baumrind, 1967).

Невовлеченный

     Невовлеченный родитель сочетает в себе низкий уровень теплоты и низкий уровень контроля и не использует какой-либо особый стиль дисциплины (Baumrind, 1991). Он или она часто проявляют мало интереса к тому, чтобы быть родителем. Общение ограничено, забота низка, и ребенок, как правило, обладает чрезмерной свободой (Baumrind, 1991). Поскольку невовлеченный родитель не требует и не реагирует, а маленькие дети сильно зависят от родительской структуры и поддержки, невовлеченное воспитание связано с поведенческими проблемами и депрессией у детей (Downey & Coyne, 1990). Кроме того, подростки, столкнувшиеся с невовлеченными родительскими практиками, часто ощущают высокий уровень отторжения и, как правило, демонстрируют более экстернализирующее поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение, враждебность и проблемы с вниманием (Ruchkin et al., 19).98; Мистерс и др., 1995; и Барноу и др., 2002). Также возможно, что последствия невовлеченного воспитания сохраняются в подростковом возрасте и во взрослой жизни (Nijhof & Engles, 2007). В исследовании студентов-первокурсников колледжа исследователи обнаружили, что люди, которые сообщили, что их воспитывали невовлеченные родители, демонстрировали больше проблем с интернализацией и экстернализацией в ответ на негативные эмоции, такие как тоска по дому (Nijhof & Engles, 2007). Кроме того, эти учащиеся, как правило, справлялись с проблемами менее эффективно, чем те, кто рос в любящей и принимающей домашней среде (Nijhof & Engles, 2007).

Авторитетный

     Авторитетный родитель демонстрирует как высокий уровень теплоты, так и высокий уровень контроля (Baumrind, 1991). Родители этой категории разумны и заботливы, возлагают большие надежды, четко объясняют дисциплинарные правила и часто общаются со своими детьми (Baumrind, 1991). Авторитетное воспитание ассоциируется с большей детской компетентностью, исключительной зрелостью, напористостью и самоконтролем (Baumrind, 1991). Авторитарные родители, применяющие дисциплинарные практики, ориентированные на ребенка, и использующие вербальные рассуждения и объяснения, как правило, воспитывают детей, демонстрирующих высокий уровень морального мышления, маркеров морального сознания и просоциального поведения (Krevans & Gibbs, 19). 96).

     Исследования показали, что авторитарное воспитание может быть наиболее эффективным стилем воспитания, однако оно также, как правило, является наиболее требовательным с точки зрения родительской энергии и времени (Greenberger & Goldberg, 1989). Возможно, что родители, живущие в стрессовых условиях, таких как бедность, с меньшей вероятностью будут демонстрировать авторитетное родительское поведение и с большей вероятностью будут использовать менее эффективные методы воспитания. Исследования показывают, что родители из домохозяйств с более высоким социально-экономическим статусом с большей вероятностью нанимают демократических (Хоффман, 19 лет).63) и ориентированные на ребенка (Sears et al., 1957) методы воспитания, в отличие от авторитарного и ориентированного на родителей стиля, характерного для домов с более низким социально-экономическим статусом. Это приведет к увеличению вероятности воспитания детей, которые демонстрируют проблемы интернализирующего и экстернализирующего поведения, что, в свою очередь, может подвергнуть семью большему стрессу. Эта круговая тенденция имеет серьезные последствия для будущего, поскольку она способствует системному неравенству для семей, живущих в бедности (Коэн, 1998).

Более обширные исследования имеют решающее значение для улучшения текущего понимания в этой области стилей воспитания и роли, которую они играют в результатах поведения детей. Более глубокое понимание корней различных методов воспитания может позволить более эффективно реагировать на факторы окружающей среды, которые заставляют родителей принимать менее идеальные стратегии. Это исследование следует использовать для разработки более эффективных программ профилактики и вмешательства, направленных на стимулирование адаптивного поведенческого развития у детей. Поскольку было обнаружено, что родительские программы продемонстрировали значительное и устойчивое влияние на ранние проблемы с деструктивным поведением (Comer et al., 2013), важно обеспечить, чтобы эти программы были широко доступны семьям из групп риска, и чтобы эти семьи были осведомлены о их доступность. Кроме того, программы для родителей обычно проводятся в групповом формате, а не в индивидуальной терапии, которая оказалась экономически эффективной, снижает стигматизацию и способствует поддержке сверстников (Comer et al., 2013; Gross et al., 2003; Sanders, 19).99). Крайне важно, чтобы родителей не обвиняли в их методах воспитания или в поведенческих результатах их детей, а вместо этого им предоставлялись возможности и ресурсы, в которых они нуждались. Использование этих ресурсов может помочь родителям использовать более подходящие методы воспитания и способствовать адаптивному поведенческому развитию своих детей.

———

Джордан Л. Маллинз окончил Калифорнийский университет в Дэвисе в 2017 году со степенью бакалавра. по психологии и двойной несовершеннолетний по испанскому языку и развитию человека. В настоящее время она работает научным сотрудником в Лаборатории нейробиологии развития доктора Гальвана. Джордан особенно интересуется клинической психологией, детско-родительскими отношениями и семейной динамикой и надеется провести исследование по этим темам после окончания аспирантуры.

———

Ссылки

Ахтер Н., Ханиф Р., Тарик Н. и Атта М. (2011). Стили воспитания как предикторы экстернализации и интернализации поведенческих проблем у детей. Пакистанский журнал психологических исследований, 26 (1), 23–41.

Альбрехт А., Галамбос Н. и Янссон С. (2007). Интернализирующее и агрессивное поведение подростков и восприятие психологического контроля родителей: панельное исследование, изучающее направление эффектов. Журнал молодежи и подростков, 36 (5), 673–684.

(АПА) Американская психологическая ассоциация (2018). Воспитание. Получено с: http://www.apa.org/topics/parenting/index.aspx

Авола, К., и Нурми, Дж. (2005). Роль стилей воспитания в проблемном поведении детей. Детское развитие, 76 (6), 1144–1159.

Барноу, С., Шукит, М., Смит, Т.Л., Преус, У., и Данко, Г. (2002). Реальная связь между семейной плотностью алкоголизма и экстернализацией симптомов у 146 детей. Алкоголь и алкоголизм, 37 (4), 383–387.

Баумринд, Д. (1967). Практика ухода за детьми, предшествующая трем моделям дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43–83.

Баумринд, Д. (1991). Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал ранней юности, 11 (1), 56–95.

Баумринд, Д. и Блэк, А. Э. (1967). Практики социализации, связанные с измерениями компетентности у дошкольников. Детское развитие, 38 (2), 291-327.

Боулби, Дж. (1977). Создание и разрыв любовных уз. Британский журнал психиатрии, 130 , 201-210.

Кальзада, Э. Дж. (2001). Нормативное и оптимальное воспитание в доминиканских и пуэрториканских матерях детей раннего возраста (Приказ № AAI9984400). Доступно на PsycINFO. (619708281; 2001-95004-303).

Чен, X., Лю, М., и Ли, Д. (2000). Родительская теплота, контроль и снисходительность и их связь с адаптацией китайских детей: лонгитюдное исследование. Журнал семейной психологии, 14 (3), 401–419.

Чорпита, Б.Ф., и Барлоу, Д.Х. (1998). Развитие тревоги: роль контроля в ранней среде. Психологический бюллетень, 124 (1), 3-21.

Комер Дж., Ферр Дж., Купер-Винс К., Мэдиган Р., Чоу К., Чан П., Идробо Ф., Чейз Р., Макнейл К., Эйберг , С. (2015). Обоснование и соображения для проведения терапии взаимодействия родителей и детей через Интернет. Когнитивная и поведенческая практика, 22 (3), 302-316.

Дауни, Г. и Койн, Дж. (1990). Дети депрессивных родителей: интегративный обзор. Психологический бюллетень, 108 (1), 50-76.

Гринбергер, Э. и Голдберг, В. (1989). Работа, воспитание и социализация детей. Психология развития, 25 (1), 22-35.

Гросс Д., Фогг Л., Вебстер-Страттон К., Гарви К., Джулион В. и Грейди Дж. (2003). Обучение родителей детей ясельного возраста дневному уходу в малообеспеченных городских сообществах. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 71 , 261–278.

Хоффман, М.Л. (1963). Личность, структура семьи и социальный класс как предпосылки утверждения родительской власти. Развитие ребенка , 34 , 869–884.

Коэн, Д.Э. (1998). Поведение родителей: связанные характеристики и результаты для детей (номер заказа AAM9809732). Доступно на PsycINFO. (619378018; 1998-95006-332).

Креванс, Дж., и Гиббс, Дж. К. (1996). Использование родителями индуктивной дисциплины: отношения к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка, 67 (6), 3263-3277.

Маккоби, Э. и Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей. Справочник по детской психологии Том. 4. Социализация, личность и социальное развитие, 4, 1-101.

Мистерс, К., Мурис, П., и Эсселинк, Т. (1995). Враждебность и воспринимаемое родительское воспитание. Личность и индивидуальные различия, 18 (4), 567–570.

Нийхоф, К., и Энгельс, Р. (2007). Стили воспитания, стратегии выживания и выражение тоски по дому.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts