Психология вундта: Вильгельм Вундт — создатель экспериментальной психологии

Структурная психологическая школа В. Вундта

8.07.2020

Психология как наука родилась в конце 19 веке, как дитя философии и экспериментальной физиологии.

Датой рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию и начал производить опыты с человеком методом интроспекции — т. е. самонаблюдения. Психология пошла путём естественных наук, т. е. стала проводить эксперименты. А развитие науки как естественной начинается в тот день, когда философская дискуссия перестаёт быть единственным способом познания и уступает место точным и систематическим наблюдениям, а главное — эксперименту. Из науки теоретической психология превратилась в науку экспериментальную.

Именно в 1879 г. психология отделилась от философии, так же, как ранее, в XVII веке химия и физика, а в XVIII веке — физиология.

Успехи физики и химии, объяснявшиеся применяемым ими методом расчленения вещества на составные элементы, подтолкнули Вундта использовать такой же метод в психологии.

Сознание было разбито на психические структуры, т. е. простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов, а также установить связи между ними и выявить законы этих связей. «Психология -это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралисткий подход или структурная школа, структурное направление.

Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом — зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами её находится область, содержания которой неотчётливы, смутны, не расчленены — это «периферия сознания».

Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной (с участием воли), так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объём. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.

Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть ещё и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка.

Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда -удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. И к тому же эти элементы у разных людей оказались разными. Испытуемым в лаборатории показывали различные стимулы: картинки, звуки, запахи. И просили описать каждого то, что он чувствует. Выяснилось, что описания стимулов у разных людей были разными. То, что одному испытуемому казалось ярким, громким, приятным, другому — тусклым, тихим, неприятным. Одного красный цвет возбуждал, другого — шокировал и раздражал. Кроме того, в разные дни недели описания одних и тех стимулов у одного и того же человека тоже были разными! Т. е. ощущения неодинаковы, непостоянны и изменчивы. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать, и метод интроспекции как научный отошёл в историю.

Ключевые слова: Психология, Вундт

Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 194 с.

Материалы по теме

Этапы развития социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Шеляпин Н.В. Мировоззрение и проблемы психологической безопасности личности: мифы и реальность (на примере ритмологической субкультуры)

Психоаналитическое направление в социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

История становления социальной психологии

Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,…

Развитие отечественной социальной психологии

Андреева И.В., Социальная психология

Предмет, задачи, основные понятия в детской клинической психологии

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та…

История отечественной психологии личности

Петровский А.В., Психология в России. XX век

Принципы и методы исследования в детской клинической психологии

Экспериментальная психология сознания

Обычно появление экспериментальной психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873—1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Программа Вундта логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Он унаследовал такие исторически сложившиеся принципы, как апперцепция, ассоциация и опыт. Метод самонаблюдения исследователь считал единственным прямым методом психологии, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания — это ощущения, представления и чувствования. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии и была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.

Однако прежде всего ученые конца XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брентано, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлекало особое свойство процессов сознания: непосредственная открытость субъекту эксперимента и «закрытость» этих же процессов для остальных.

Человек (испытуемый), считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения», а затем рассказать о своих ощущениях экспериментатору. Метод интроспекции, или самонаблюдения, предложенный Вундтом, развил в своих экспериментах его ученик Э. Титченер (1867— 1927). Он рассматривал следующие задачи структурной психологии:

  1. разложение душевного состояния на составные части;
  2. установление того, каким образом соединены эти части;
  3. установление соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.

Эти задачи не находились в противоречии с задачами психологии, предложенными Вундтом. Отличие состояло в том, что Титченер строго ограничивал возможное содержание отчета испытуемого о самонаблюдении.

Например, испытуемому показывали яблоко. Подготовленный интроспекционист должен был «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т. д. Результатом этих исследований стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список о 44 тыс. элементарных ощущений.

Одновременно со структурной психологией Вундта и Титченера развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838—1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, а активность сознания. В 1874 г. ученый выпустил труд «Психология с эмпирической точки зрения».

И все же путь развития психологии показал, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике.

Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям.

Более того, обнаруживались несовпадения результатов у разных авторов или даже у одного экспериментатора.

При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты.

Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шарко (1825—1893), И. Бернгейма (1840—1919) и особенно австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.

В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.

В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.

Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики. Так, программе Вундта была противопоставлена понимающая психология В. Дильтея и его последователя Э. Шпрангера. Главной задачей психологии они считали не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее понимание в субъективно понимаемой целостности.

Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе (таким, как физиология, химия и т. п.), а к наукам о духе (к которым относятся история и культурология). Дильтей и Шпрингер утверждали, что в науках о духе, и в психологии в том числе, неприменим естественнонаучный, по сути, экспериментальный метод. Методом гуманитарных наук должен быть метод понимания, или эмпатии (вчувствования в изучаемый объект).

Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса (1842—1910). Джеймс предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Если остановить поток сознания, он терял свои свойства, превращаясь в мертвый «срез» реальности психической жизни. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в изучение психологии личности, психологии эмоций, внимания и памяти.

В психологической науке начали открывать собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря — объективно.

Так, были получены различные данные в области открытия законов памяти, в частности в исследованиях Г. Эббингауза (1850—1909). Занявшись проблемой памяти, ученый изобрел особый объект — бессмысленные слоги, то есть отобрал такие раздражители (около 2300 слогов), которые не вызывают никаких ассоциаций. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты запоминания: количество слогов, время заучивания, повторения и т. д.

Э. Торндайк (1874—1949), разрабатывая и преобразовывая понятие об ассоциации, приходит к способу
научения.

Свои опыты исследователь проводил над животными, используя так называемые проблемные ящики: животное могло выйти из ящика, лишь приведя в действие особое устройство.

Метод научения определялся формулой «пробы, ошибки и случайный успех». Ассоциации трактовались ученым прежде всего как присущие телесному организму интеллектуальные процессы. До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма.

Закрепление ассоциаций психология в дальнейшем отнесла к процессам памяти. Автоматизированные, благодаря повторению, действия, стали называться навыками.

Необходимо сказать еще о двух крупных фигурах экспериментальной психологии середины XIX в.: это Ф. Гальтон (1822—1911) и А. Бине (1857—1911).

Ф. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Он создал лабораторию в Лондоне, где каждый мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Гальтон замыслил охватить исследованиями все население Англии, с тем чтобы определить уровень психических ресурсов страны, но через его лабораторию прошло «только» 9000 человек.

Свои испытания он обозначил словом тест, которое навсегда вошло в психологический лексикон. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов).

Гальтон стал преобразователем экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей.

Французский психолог Альфред Бине известен прежде всего своим тестом интеллекта. Он поставил задачу выявить и отделить способных к учению, но ленивых детей от неспособных детей, страдающих прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой — содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ.

Данный коэффициент соотносил «умственный» возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»).

Это направление стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой.

Психология выходила на новый виток своего развития и осваивала практическую область. Предметом анализа стали не только элементы и акты сознания, познаваемые только методом интроспекции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир.

Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения (бихевиористов, представителей объективной психологии).

Вундт и самоанализ: определение, теория и пример

Психология, которую мы знаем сегодня, определенно не является тем предметом, которым она была раньше. Но как мы сюда попали? И кто сделал это возможным? Первым психологом, ныне известным как отец-основатель психологии, был Вильгельм Вундт. Вундт разработал технику самоанализа, чтобы позволить исследователям понять внутренние мысли людей.

Сейчас это может показаться не таким безумием, но тогда он был одним из первых, кто попытался измерить внутренние мысли. Вундт и интроспекция помогли психологии стать тем предметом, которым она является сегодня.

  • Мы начнем с изучения истоков психологии: Вундта и самоанализа.
  • Затем мы перейдем к пониманию связи между Вундтом, структурализмом и самоанализом.
  • Чтобы обеспечить ваше понимание интроспекции, мы рассмотрим пример интроспекции и то, как Вундт использовал ее для понимания сознания.
  • И, наконец, мы рассмотрим Вундт и точки оценки самоанализа, включая силу и слабость Вундта и самоанализа.

Истоки психологии: Вундт и самоанализ

Вундт начал свою карьеру в качестве врача и нейрофизиолога. Позже он утверждал, что психологию людей можно исследовать с помощью научных методов. Он первым открыл психологическую лабораторию и выделил психологию как подлинное научное направление, отдельное от естествознания и философии.

Работая в своей роли в начале своей карьеры в качестве ассистента лектора Германа фон Гельмгольца, физика и физиолога, Вундт написал свою первую книгу «Вклад в теорию чувственного восприятия». Шесть лет спустя он начал проявлять растущий интерес к психологии. В качестве доцента Вундт начал преподавать психологические темы. Он опубликовал свои лекции в своей следующей книге, антологии под названием «Лекции по психологии человека и животных».

Его третья книга стала важным текстом в истории психологии. Это был самый первый учебник по экспериментальной психологии.

Лаборатория Вундта находилась в Лейпцигском университете, Германия. Он был первым в своем роде и дал толчок развитию психологии в богатую, интересную и научную дисциплину, которую мы знаем сегодня.

Вильгельм Вундт был первым человеком, который когда-либо называл себя психологом, и широко известен своими методами самоанализа, первой психологической экспериментальной техникой, которая считается научной.

Самоанализ — это метод, разработанный Вундтом, который включает в себя отражение и отчет участников о своих ментальных и эмоциональных мыслях и состояниях.

Рис. 1 — Портрет Вильгельма Вундта, Wikimedia Commons.

Вундт: первая психологическая лаборатория

Во время учебы в Лейпцигском университете Вундт основал первую психологическую лабораторию. Это событие, произошедшее в 1879 году, считается рождением современной области экспериментальной психологии. Лаборатория началась с найма аспирантов, которые проводили исследования под руководством самого Вундта. Вскоре он привлек интерес многих ученых, заинтригованных новой областью исследований, созданной Вундтом.

Лаборатория быстро росла, из одной комнаты с 15 ассистентами в целый институт психологии со своим зданием, официально признанным университетом в 1883 году. В это время Вундт читал двухчасовые лекции ежедневно, шесть дней в неделю, на психологии, антропологии и философии. В этой новаторской лаборатории он создал экспериментальную технику самоанализа.

Вундт, Структурализм и самоанализ

Титченер, ученик Вундта, использовал его учение для разработки одного из первых подходов к психологии, структурализма. Подход направлен на то, чтобы разбить явление на простые компоненты, чтобы понять поведение, особенно сознание. Вместо того, чтобы сосредоточиться на их функции, он сосредоточился на том, что происходит во время психических процессов.

Главной целью психологии тогда и сейчас является понимание явлений на основе фактов. Теперь мы не можем видеть наше сознание. Так как же его можно измерить? Вот тут и приходит на помощь интроспекция.

Вундт утверждал, что мы можем использовать техники интроспекции, чтобы понять, что происходит в нашем сознании. Процесс основан на концентрации внимания людей на их текущем состоянии.

Вундт отдавал предпочтение психологии как научной теме и утверждал, что участники и наблюдатели должны быть максимально объективными. Таким образом, люди должны сообщать о своих чувствах, а не пытаться интерпретировать смысл.

Подумайте о том, когда вы видите паука. Вы можете заметить, что частота сердечных сокращений увеличивается; вы обращаете внимание на свое внутреннее состояние, поскольку у нас нет системы, которая предупреждала бы нас о повышении частоты сердечных сокращений. Из этого вы понимаете, что боитесь пауков, поэтому убегаете и зовете на помощь. По сути, это интроспекция.

Пример интроспекции

В своей лаборатории Вундт стремился сделать процесс интроспекции как можно более систематическим, воспроизводимым, структурированным и контролируемым, чтобы представить психологию как законную науку. Он проинструктировал, что все самоанализы, проводимые в его лаборатории, должны следовать установленным инструкциям.

Проще говоря, это означает, что Вундт хотел, чтобы его наблюдатели знали, что они планируют наблюдать, прежде чем они приступят к самоанализу. Человек, осуществляющий самоанализ, должен следить за ходом своих мыслей, не теряя фокуса. Он стремился к тому, чтобы наблюдения повторялись много раз, и, если они менялись из-за определенных раздражителей или изменений окружающей среды, чтобы его наблюдатели исследовали эффекты, создаваемые этими изменениями.

Этот контролируемый метод самоанализа часто считается первым экспериментальным методом в психологии. Однако по современным меркам это не будет считаться научным.

В современном обществе аспекты самонаблюдения используются при ведении дневников или во время практик осознанности.

Давайте рассмотрим пример самоанализа в исследовательской среде.

Вундт считал, что элементами, составляющими сознание, являются ощущения и чувства. В эксперименте, в котором использовалась самоанализ, участникам показывали звуки метронома и просили их описать последующие ощущения.

Участники получили одинаковые инструкции и были протестированы в одинаковых условиях.

Исследование показало, что участники обычно чувствовали:

  1. Удовольствие и боль.
  2. Напряжение и расслабление
  3. Возбуждение и отсутствие реакции.

Вундт утверждал, что эти эмоции преимущественно составляют наше аффективное состояние.

Вундт и оценка интроспекции: сильные стороны Вундта и интроспекции

Сила Вундта и интроспекции заключается в том, что они проложили путь и побудили волну более поздних исследователей развить ее до научных процессов, которые мы используем сегодня.

Все методы исследования, предложенные Вундтом, соответствовали последовательным инструкциям и условиям, а это означает, что исследование можно было считать имеющим высокую внутреннюю надежность.

Практика самоанализа в индивидуальном порядке, а не в экспериментальной обстановке, может принести пользу нашему психическому здоровью. Например, в некоторых терапевтических условиях (таких как психодинамическая терапия) терапевты помогают клиентам найти корень их тревог или стрессов, и в этом может помочь процесс самоанализа.

Наблюдение за своими мыслями может помочь нам понять их, а когда мы находим шаблоны в своем мышлении, мы можем увидеть, что может их вызвать, что может помочь нам избежать или прервать бесполезные шаблоны мышления в будущем.

Терапия, такая как когнитивно-поведенческая терапия, предлагаемая NHS, обычно использует установленную структуру, одинаковую для всех, кто подвергается вмешательству. В этом вмешательстве клиенты должны размышлять о своем текущем состоянии. Эти понятия аналогичны самонаблюдению. КПТ широко известна как эффективное средство лечения многих психологических заболеваний.

Вундт и самоанализ Оценка: Слабость Вундта и самоанализа

Одним из основных критических замечаний по поводу самоанализа является то, что это субъективный метод экспериментирования, в то время как научные методы обычно стремятся быть объективными. Самоанализ субъективен, поскольку на него могут влиять когнитивные предубеждения (например, религиозные убеждения и воспитание).

Некоторые люди могут испытать определенную мысль и назвать ее негативной, в то время как другие могут иметь ту же мысль и назвать ее реалистичной. Даже если их опыт одинаков, их отчет может отличаться. Другими словами, разные наборы участников, переживающих одни и те же мысли или чувства, могут сообщать совершенно разные данные, что затрудняет их воспроизведение и, следовательно, делает их менее надежными и обобщаемыми.

Другое ограничение этого подхода заключается в том, что самоанализ можно использовать только для определенных участников. Например, дети или люди с тяжелыми нарушениями обучаемости могут быть не в состоянии использовать эту технику, и ее будет невозможно использовать для изучения животных. Мы можем описать это как низкую внешнюю валидность.

Низкая внешняя валидность означает, что метод не является универсальным.

Самоанализ подвергается критике, так как акт наблюдения за своими мыслями обычно приводит к тому, что у нас появляется мнение о них, что приводит к новой мысли, отличной от цепочки мыслей, которая у нас была вначале, что затрудняет изучение того, к чему она направлена, снижает достоверность исследования.

Вундт и интроспекция — ключевые выводы

  • Вильгельм Вундт считается отцом-основателем психологии и первым открыл психологическую лабораторию в 1879 году.
  • Вундт основал первый экспериментальный метод в психологии, названный интроспекция.
  • Самоанализ считается научным методом, поскольку он использует стандартные инструкции в контролируемой среде.
  • Один из учеников Вундта, Титченер, развил его идею, чтобы сформировать подход структурализма.
  • По современным стандартам самоанализ не считается научным, но может быть полезным при применении в терапевтических условиях.

Человеческий интеллект: Вильгельм Вундт

 

  Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Индекс периода времени
./siteImages/checkerboard7.gif»>

Интерактивный Карта       

Алфавитный Индекс       

Время Индекс периода       

горячий Темы       


Карта — PDF       


Как цитировать этот сайт

Сделать вклад

Ссылки

участников

комментариев


Вильгельм Вундт

(1832-1920)


Немецкий философ и психолог

Влияния

  • Студент:
  • Под влиянием:
  • Студенты: Дж. М. Кеттелл, Титченер, Копьеносец
  • Под влиянием:
  • Период времени: Великие школы

Образование

  • Тюбингенский университет (1851)
  • Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1856 г. )

Карьера

  • Приват-доцент физиологии (1857-1864)
  • Профессор индуктивной философии Цюрихского университета (1874 г.)
  • Профессор индуктивной философии Лейпцигского университета (1875–1819 гг.)17)
  • Основана первая в мире экспериментальная лаборатория в области психологии, Институт экспериментальной психологии (1879 г.)

Основные вклады

  • Часто упоминается как «Отец экспериментальной психологии» и «Основатель современной психологии»

Идеи и интересы

Вундт основал первую в мире лабораторию, посвященную экспериментальным психология. Эта лаборатория стала центром внимания для тех, кто серьезно интересовался в психологии, сначала для немецких философов и студентов-психологов, затем для американских и британских студентов. Все последующие психологические лаборатории в первые годы своего существования были тесно связаны с моделью Вундта.

Революционный подход Вундта к психологическим экспериментам психологическое исследование из области философии и естественных наук и начал использовать физиологические экспериментальные методы в лаборатории. Для Вундта сущностью всех тотальных приспособлений организма была психофизическая процесс, органическая реакция, опосредованная как физиологическими, так и психологический. Он был пионером концепции констатации ментальных событий в отношении к объективно познаваемым и измеримым стимулам и реакциям. Вундт воспринимал психология как часть сложной философии, где разум рассматривается как деятельность, а не вещество. Основная психическая деятельность обозначалась Вундта как «апперцепции».

Физиологическая психология занималась процессом возбуждения от раздражения органов чувств, через чувствительные нейроны к нижним и высшие мозговые центры, а от этих центров к мышцам. Параллельно с этим процессом шли события душевной жизни, познаваемые посредством интроспекции. Самоанализ стал для Вундта основным инструментом экспериментальной психологии. В издании Вундта 1893 года физиологической психологии , он опубликовал «трехмерная теория чувств»: чувства классифицировались как приятные или неприятным, напряженным или расслабленным, возбужденным или подавленным. Данное чувство может быть одновременно комбинацией одной из каждой из категорий.

Метод интроспекции Вундта не остался основным инструментом психологические эксперименты начала 1920-х гг. Его величайший вклад должен был показать, что психология может быть полноценной экспериментальной наукой. Его влияние на развитие психологии как науки было огромно. Несмотря на плохое зрения, Вундт, по оценкам, опубликовал 53 000 страниц, достаточно для хранения полной библиотеки.

Как отмечалось выше, главной заботой многих ранних психологов, таких как Вундт и Фехнер, был с измерением сил сенсорных дискриминация, вытекающая из теории и методологии психофизики, наука о количественных отношениях между физическими величинами и ощущения. Этот интерес к измерениям привел Вундта к разработке того, что будет основой для шкалы интеллекта Бине. Бине разработал шкала, в которой конкретные задачи напрямую соотносились с разными уровнями способностей или умственного возраста. Однако Бине не предполагал, что каждый задача будет точно и достоверно соответствовать определенному ментальному уровню. По мере развития шкалы Бине счел необходимым использовать ряд задач на каждом уровне для определения умственного возраста. На данный момент задача определения умственный возраст человека напоминал один из психофизических методов разработан Вундтом для определения уровня чувствительности человека к слабые стимулы или небольшие физические различия в стимулах.

Publications

  • Vorlesungen uber die Menschen und Tier-Seele (1863 г., английский перевод, Лекции по психологии человека и животных, 1896 г.)
  • Grundzuge der physiologeschen Psychologie (1874 г., английский перевод, Принципы физиологической психологии, 1904).
  • Philosophische Studien, первый журнал по психологии (1871 г.)
  • Volkerpsychologie (социальная психология), (10 томов, 1911-1920)

Каталожные номера: 3, 10, 37

Изображение предоставлено Национальной медицинской библиотекой


Главная | Интерактивный Карта | Алфавитный указатель | Время Индекс периода
Горячие темы | Карта — PDF | ссылки | Авторы | Комментарии

За дополнительной информацией обращайтесь по телефону
Вопросы по содержанию: д-р Джонатан Plucker (jplucker AT jhu.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts