Психология взгляда: Сила взгляда (19 октября 2010)

Сила взгляда (19 октября 2010)

Познать себяЧеловек среди людей

Лишь только новорожденный впервые открывает глаза, он сразу же начинает познавать мир вокруг себя. В прежние эпохи люди полагали, что младенцы на первых порах остаются незрячими, словно котята, и что зрение приходит к ним позже: на эту мысль наших предков наводил особый взгляд младенца, который раньше считали бессмысленным. Сегодня мы знаем, что это не так.*

Уже с первых минут своего существования ребенок видит свет, реагирует на его интенсивность и изменчивость, различает крупные предметы в непосредственной близости. В течение нескольких месяцев его зрение развивается, а вместе с ним и представление об окружающем мире.

Зрение и взгляд

«Увидеть — значит понять, оценить, преобразить, вообразить, забыть или забыться, жить или исчезнуть», — писал французский поэт Поль Элюар. Для офтальмолога же существуют только зрение и тот орган, который делает его возможным, — наш глаз. Глаз в понимании врача — это глазное яблоко, зрительный нерв, зрачок, радужка, хрусталик… Глаз дает нам возможность видеть, то есть иметь доступ к визуальной информации. Однако ее восприятие — это уже не пассивное получение сигналов от внешнего мира, а активное взаимодействие с ним. Это и есть взгляд.

Картина мира, которая возникает перед нашими глазами, больше говорит о нас, чем об окружающем нас материальном мире. Мы видим цвет — бирюзовый, изумрудный, лиловый, серый — несмотря на то, что, по сути, цветов в природе не существует. Они становятся для нас реальностью лишь потому, что таково устройство нашего глаза и центров мозга, которые обрабатывают визуальную информацию.

То же самое происходит и при восприятии гораздо более сложных вещей. «Мы видим не объективную реальность, а результат того или иного опыта, которым обладает каждый из нас, — объясняет психоаналитик Лола Комарова. — Слепой от рождения человек, если ему удастся обрести зрение, увидит мир как хаос красок. Эскимосы способны различать не несколько оттенков белого, как мы, а целое множество. То, что мы видим, зависит не только от нашего физиологического аппарата, но и от психологического устройства и культуры, к которой мы принадлежим».

«Человеческое восприятие предметно и избирательно, поэтому дикарь увидит лишь плоский камень в предмете, который мы называем ноутбуком, — продолжает психолог Ольга Лови. — Ребенок посчитает куклой то, в чем художник узнает миниатюрную копию известной античной статуи».

Вижу — значит, существую

То, что мы видим вокруг себя, формирует и нас самих. Взгляд, который человек обращает на окружающий мир, непрестанно меняется — с первых же недель его жизни. Особым опытом становится взгляд на себя, позволяющий осознать себя как личность, понять: «Я есть». Выдающийся французский психоаналитик Жак Лакан в развитии ребенка выделил «стадию зеркала», во время которой (6–18 месяцев) именно узнавание себя в зеркальном отражении помогает человеку впервые ощутить и осознать свою целостность. «Я вижу себя — следовательно, я существую».

Но какими мы видим себя и соответствует ли этот взгляд реальности? «Мы можем говорить лишь о более или менее объективном взгляде на самих себя, — считает Лола Комарова. — И даже эта относительная объективность доступна только зрелому человеку — тому, кто адекватно воспринимает свои возможности и их пределы. Взгляд искажается, потому что порой реальность для нас непереносима. То есть для нас оказывается невозможным принять «реальность себя», то есть тех, кто мы есть на самом деле».

Посмотреть на себя со стороны, чтобы попробовать лучше себя понять, — терапевтическая работа

Реальность, объясняет психоаналитик, нередко вызывает у нас чувства, которые переживать тяжело: зависть, ощущение покинутости, одиночества, собственной малости. Эти чувства и становятся причиной того, что наше внутреннее «зеркало» лукавит. Поэтому мы видим не то, что есть на самом деле, а то, что мы хотим увидеть. Так в пустыне перед человеком из-за непереносимого чувства жажды возникает образ оазиса, где из родника течет чистая вода.

Те, кто произносит фразу «Я себя не люблю», на самом деле имеют в виду «Мне не нравится мой образ», «Меня расстраивает взгляд, которым я на себя смотрю». Посмотреть на себя со стороны, чтобы попробовать лучше себя понять, — терапевтическая работа. Это сложная задача, и она может оказаться тяжелой из-за того, что выстроенная нашим защитным взглядом иллюзия будет иметь с реальностью не так много общего, как нам хотелось бы. Непросто будет осознать и то, что мы состоим не только из приятных глазу красок, но и из множества оттенков, которые закономерно вызывают противоречивые чувства. Однако только этот путь поможет нам примириться с самими собой, принять свои слабости и свои достоинства, понять свою уникальность. По-настоящему увидеть себя — значит полюбить себя.

Под взглядом других

На протяжении всей нашей жизни мы не только смотрим, но и оказываемся объектом самых разных взглядов. Любящий и ласкающий взгляд матери, строгий или гордый — отца, проницательный — учителя, нежный или вопрошающий — партнера… Эти взгляды так же формируют нашу личность, как и тот взгляд, которым мы сами смотрим на себя. Они помогают нам исследовать себя, открывать в себе что-то новое или находить подтверждение своим надеждам и опасениям.

Психоаналитик Анн-Мари Фийоза говорит о том, что существует несколько принципиально разных взглядов. «Самый важный — наш внутренний взгляд, тот, каким мы смотрим на себя. Но мы меньше всего отдаем себе отчет в нашем собственном взгляде. Нас куда больше интересует то, какими нас видят окружающие, к их взглядам мы чувствительнее, чем к собственному. Но всегда ли мы понимаем, что именно говорит этот взгляд со стороны? Ведь мы интерпретируем его через призму своего опыта, своих страхов».

Глаза, которые «скользят» по нам, не видя нас, вопреки логике задевают наши чувства. Отсутствие взгляда ранит очень ощутимо. Ведь каким бы этот взгляд ни был — мягким или жестким, выражает ли он одобрение или осуждение, — он не только дает подтверждение нашему существованию, но и придает ему ценность. «На меня смотрят — значит, я что-то из себя представляю».

Но что именно? Во взгляде окружающих мы можем и не узнать себя. «Мы всегда рассматриваем себя во взаимодействии с кем-то: матерью, отцом, близкими людьми, обществом, абстрактными идеями, — говорит Лола Комарова. — Это — зеркало для нас. Но отражение в нем может быть и искаженным».

Стоит ли доверять взгляду со стороны? Чем мы младше, тем труднее нам сопротивляться чужому видению себя, тем сильнее в своих представлениях о себе мы зависим от окружающих, объясняет социальный психолог Ольга Белинская. «Одним из механизмов формирования образа «Я» в детском возрасте становится включение в свой внутренний мир чужих оценок, в первую очередь родительских, — говорит психолог. — Конечно, потом на них наслаивается и рефлексия, и самонаблюдение, и многое другое. Но нередко и будучи взрослыми мы несем в себе присвоенные в детстве представления родителей о нашей внешности, способностях, чертах характера, которые, естественно, могут быть далеки от объективных».

Уметь держать дистанцию между собой и взглядом других на себя, быть к нему менее чувствительными — этому можно научиться

Однако каким бы этот взгляд окружающих на нас ни был, он дает нам бесценный опыт: он расширяет наше видение. Только со временем, взрослея, мы обретаем возможность выйти за пределы своего собственного взгляда. Мы учимся отдавать себе отчет в том, что существуют другие точки зрения помимо нашей, принимать их во внимание и делать на это скидку. Мы получаем возможность посмотреть на себя и на мир глазами другого человека, а значит, и понять других.

Очень важно уметь интерпретировать тот взгляд, которым смотрят на нас люди. «У зрелого человека помимо реальных окружающих людей в голове есть свои «окружающие», своя референтная группа», — с улыбкой говорит Лола Комарова. Уметь держать дистанцию между собой и взглядом других на себя, быть к нему менее чувствительными — этому можно научиться, уверена Анн-Мари Фийоза.

«Умывайте свой взгляд каждое утро», — вспоминает она восточную пословицу. На пути к умению пропускать взгляды со стороны через свой «фильтр» может пригодиться техника «осознанного дыхания» и другие медитативные практики. Здоровье нашего внутреннего зрения нуждается в такой же регулярной заботе, как и здоровье глаз в медицинском смысле этого слова.

Преображающая сила

Взгляд может изменить все. «Красота — в глазах смотрящего», — утверждал Оскар Уайльд. То, каким мы видим мир, то, какими в наших глазах предстают окружающие, зависит от нашего взгляда. А он и есть мы сами.

Если мы твердо убеждены в том, что знаем себя и то, какими нас видят другие, наше восприятие становится избирательным и предвзятым

«Наш взгляд на других людей — это одновременно и оценка их, и присвоение им каких-то черт характера или мотивов поведения», — говорит Елена Белинская. Мы нередко склонны проецировать свои чувства, ожидания, страхи и желания на других людей, словно дорисовывая фрагментарную картину воспринимаемого мира до привычной предпочитаемой схемы, которую мы носим внутри себя.

«Если человек не принимает свои негативные чувства, видя себя абсолютно хорошим, он переносит такое видение на окружающих, — объясняет Лола Комарова. — Мир видится такому человеку черно-белым, где есть либо идеальные (то есть идеализированные им самим) люди, либо плохие. Более сложная интерпретация себя и мира — это позиция: «Мир сложный, и во мне есть не только хорошее, но и плохое». С этой позицией образ «Я» становится более богатым».

«Если мы твердо убеждены в том, что знаем себя и то, какими нас видят другие, наше восприятие становится избирательным и предвзятым, — заключает Ольга Лови. — Мы оказываемся гиперчувствительны к тому, что подтверждает нашу установку, и очень невнимательны к тому, что в нее не укладывается. Если же мы попробуем более открыто взглянуть на других людей и их реакции, то сможем обнаружить целый спектр самых разнообразных оттенков. В том числе реакции сочувствия и симпатии, уважения и интереса».

Юлия Латынина — писательница

У меня есть особенность, за которую, признаться, я себя ругаю. Мне трудно воспринимать людей, когда я не слышу, что они говорят, и не могу оценить, что делают. Другой для меня непонятен, пока я с ним не поговорю. Я плохо понимаю язык движений, вещи, которые, что называется, написаны у нас на лице. Некоторым из нас достаточно лишь взглянуть на человека, чтобы понять, что он собой представляет. Они способны почувствовать мельчайшие нюансы отношений между людьми, именно исходя из невербальных сигналов. И такое качество — это плюс… если не думать обо всех ошибках, которые легко совершить, судя о другом с первого взгляда. В силу той же своей особенности я плохо понимаю, что, глядя на меня, думают обо мне другие люди. Зато у меня, как у слепого, слух очень хорошо настроен на то, что человек говорит».

* Д. Стерн «Дневник младенца». Генезис, 2001

Текст:Наталья БалынинаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как соцстети помогают людям с аутизмом общаться

«Часами не могу заснуть из-за чувства, что на меня кто-то смотрит»

От крепкой платонической до мнимого безразличия: что не так с мужской дружбой

Секс за деньги, многомужество и проглатывание крайней плоти: необычные сексуальные традиции разных стран

Спектакль «Чепуха»: как вернуть радость жизни, обращаясь к ресурсам детства

Скрытое пограничное расстройство личности: что это такое — 10 симптомов

«Друзья решили пойти к моему бывшему мужу на день рождения. А как же я?»

«Я долго терплю, а потом разрушаю любые отношения. Почему я это делаю?»

Психология взгляда: Как глаза отражают отношение людей к нам? | Lifestyle

Общение при помощи взгляда — очень интересный способ коммуникации, особенно с незнакомыми людьми. Узнайте, что значит определённый взгляд, направленный на вас собеседником.

Одной из основных составляющих невербального общения является взгляд. Именно он даёт дополнительную информацию о человеке и раскрывает его намерения. Давайте разберём типы взглядов, которые лучше слов говорят об отношении людей к своим собеседникам.

Взгляд красноречивее слова

Прямой взгляд

Он демонстрирует заинтересованность в разговоре и уважение к собеседнику. Если же взгляд прямой и пристальный, то нужно понимать его как предупреждение, вызов или угрозу. К примеру, нарушив личное пространство другого человека и позволив себе панибратское отношение, вы получите взгляд в упор. Таким образом собеседник даёт понять, что вы перешли черту и ему от этого неприятно.

«Рабский» взгляд

Очень часто люди смотрят покорно и исподлобья, если хотят загладить вину. Так они выпрашивают прощение и признают, что наломали дров. Глаза при этом напоминают маленькие океаны, наполненные мольбой, поэтому есть в них что-то детское. Устоять перед таким взглядом очень сложно, и хочется быстрее простить провинившегося, чтобы только он перестал так смотреть.

Интимный взгляд

Его применяют мужчины и женщины, чтобы установить контакт с потенциальным сексуальным партнёром. Как правило, у мужчин взгляд более откровенный, и противоположный пол без труда его распознаёт.

А женщины часто стесняются раскрыть свои истинные помыслы в отношении сильного пола, поэтому строят глазки как бы невзначай.

Блуждающий взгляд

Он говорит либо о незаинтересованности визави в беседе, либо о его неуёмном любопытстве. К примеру, если человек попадает в незнакомую обстановку, которая разительно отличается от всего, что он когда-либо видел, его глаза просто не могут остановиться. Хочется успеть изучить взглядом всё, что встречается на пути, пока есть такая возможность.

Закатывание глаз

Поднимая глаза кверху, человек сигнализирует о раздражении, усталости. Он как бы говорит таким взглядом, что его утомили и он хочет быстрее избавиться от оппонента. Но здесь нужно учитывать и выражение лица, поскольку собеседник может просто посмотреть вверх на то, что привлекло его внимание.

Распахнутые и прикрытые глаза

Широко раскрытые глаза выражают удивление или ужас. Такой взгляд возникает невольно, когда собеседник сообщает неожиданную новость или оповещает о своём решении, которое повергает в шок. А вот взгляд из-под полуприкрытых век говорит о высокомерном отношении человека или его равнодушии. Впрочем, нельзя исключать и простую усталость, при которой просто клонит в сон.

Взгляд с прищуром

Он свидетельствует либо о сконцентрированном внимании, либо о хитрости, недоверии. Если человек прищуривается и отводит взгляд в бок, то, скорее всего, пытается скрыть свои планы.

Что нужно учитывать

Общение посредством взгляда в каждой отдельной культуре имеет свои особенности. Поэтому стоит изучить эту тему хорошо, прежде чем «играть в гляделки» с представителями других национальностей.

Так, например, женщинам-мусульманкам долго смотреть на мужчину нельзя, и вызывать её на зрительный контакт не стоит. А японцы, прикрывая глаза и наклоняя голову вперёд, показывают, что сосредоточены на словах собеседника.

Более всего в этом отношении нам близки европейцы, американцы. Они, как и мы, прямой взгляд воспринимают положительно и интерпретируют его как заинтересованность и уважение. С остальными зрительными эмоциями тоже не возникает проблем. Главное – соблюдать меру.

И, даже если хочется кого-нибудь изучить взглядом, стоит подумать о последствиях.опубликовано econet.ru

Как мы видим | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать базовую анатомию зрительной системы
  • Опишите, как световые волны обеспечивают зрение

Анатомия зрительной системы

Глаз является основным органом чувств, участвующим в зрении (рис. 1). Есть несколько частей глаза от передней до задней стороны, включая роговицу, зрачок, радужную оболочку, хрусталик, сетчатку, ямку и зрительный нерв. Роговица, зрачок, радужка и хрусталик расположены по направлению к передней части глаза. Сзади находятся сетчатка, ямка и зрительный нерв. Слайд-шоу (на рис. 1) ниже показывает эти части по одной вместе с кратким описанием. Вы сможете попрактиковаться в конце слайда.

Рисунок 1.  В этом упражнении показана анатомия глаза.

Теперь давайте подробно рассмотрим каждую из частей.

Роговица

Роговица представляет собой прозрачное покрытие глаза. Он служит барьером между внутренним глазом и внешним миром и участвует в фокусировке световых волн, попадающих в глаз. Световые волны проходят через роговицу и попадают в глаз через зрачок.

Ученик

зрачок  это небольшое отверстие в глазу, через которое проходит свет, и размер зрачка может меняться в зависимости от уровня освещенности, а также эмоционального возбуждения. Когда уровень освещенности низкий, зрачок расширяется или расширяется, чтобы в глаз попадало больше света. Когда уровень освещенности высок, зрачок сужается или становится меньше, чтобы уменьшить количество света, попадающего в глаз.

Радужная оболочка

Радужная оболочка — это цветная часть глаза. Он связан с мышцами, которые контролируют размер зрачка.

Линза

Линза представляет собой изогнутую прозрачную структуру, которая служит для дополнительной фокусировки света, попадающего в глаз. Свет проходит через хрусталик после прохождения через зрачок. Хрусталик прикреплен к мышцам, которые могут изменять свою форму, помогая фокусировать свет, отраженный от близких или удаленных объектов.

Сетчатка

Сетчатка представляет собой светочувствительную оболочку глаза, расположенную в задней части глаза.

Фовеа

fovea , являющаяся частью сетчатки, представляет собой небольшое углубление в задней части глаза.

У человека с нормальным зрением линза будет идеально фокусировать изображение на фовеа. Фовеа содержит плотно упакованные специализированные фоторецепторные клетки, известные как колбочки , которые являются светочувствительными клетками. Другой тип фоторецепторов – палочки. См. Рисунок 2.

Рисунок 2 . На этом изображении показаны два типа фоторецепторов. Колбочки окрашены в зеленый цвет, а палочки в синий.

Колбочки представляют собой специализированные типы фоторецепторов, которые лучше всего работают в условиях яркого света. Колбочки очень чувствительны к мельчайшим деталям и обеспечивают огромное пространственное разрешение. Они также напрямую связаны с нашей способностью воспринимать цвет.

В то время как колбочки сосредоточены в центральной ямке, где изображения, как правило, фокусируются, палочки, другой тип фоторецепторов, расположены по всей остальной части сетчатки.

Палочки — это специализированные фоторецепторы, которые хорошо работают в условиях низкой освещенности, и, хотя им не хватает пространственного разрешения и цветовой функции колбочек, они участвуют в нашем зрении в условиях слабого освещения, а также в нашем восприятии движения на периферии. наше поле зрения.

Все мы сталкивались с разной чувствительностью палочек и колбочек при переходе от ярко освещенной среды к тускло освещенной. Представьте, что вы собираетесь смотреть блокбастер ясным летним днем. Когда вы идете из ярко освещенного вестибюля в темный театр, вы замечаете, что вам сразу становится трудно что-либо разглядеть. Через несколько минут вы начинаете привыкать к темноте и можете видеть внутреннее убранство театра. В условиях яркого освещения в вашем зрении преобладала активность колбочек. При переходе в темную среду преобладает активность палочек, но наблюдается задержка перехода между фазами. Если ваши палочки не преобразуют свет в нервные импульсы так легко и эффективно, как должны, вам будет трудно видеть при тусклом свете — состояние, известное как куриная слепота.

Палочки и колбочки связаны (через несколько вставочных нейронов) с ганглиозными клетками сетчатки. Аксоны ганглиозных клеток сетчатки сходятся и выходят через заднюю часть глаза, образуя зрительный нерв.

Зрительный нерв

Палочки и колбочки связаны (через несколько вставочных нейронов) с ганглиозными клетками сетчатки (снова см. рис. 2). Аксоны ганглиозных клеток сетчатки сходятся и выходят через заднюю часть глаза, образуя зрительный нерв. зрительный нерв  переносит визуальную информацию от сетчатки к мозгу. В поле зрения есть точка, называемая слепым пятном (не показана на рисунке 1): даже когда свет от небольшого объекта фокусируется на слепом пятне, мы его не видим. Мы не осознаем наши слепые зоны по двум причинам: во-первых, каждый глаз получает немного разное представление поля зрения; поэтому слепые зоны не перекрываются. Во-вторых, наша зрительная система заполняет слепое пятно, так что, хотя мы не можем реагировать на визуальную информацию, которая появляется в этой части поля зрения, мы также не осознаем, что информация отсутствует.

Глаз является основным органом чувств, участвующим в зрении (рис. 1). Световые волны проходят через роговицу и попадают в глаз через зрачок. Роговица — это прозрачная оболочка глаза. Он служит барьером между внутренним глазом и внешним миром и участвует в фокусировке световых волн, попадающих в глаз. Зрачок

— это небольшое отверстие в глазу, через которое проходит свет, и размер зрачка может меняться в зависимости от уровня освещенности, а также эмоционального возбуждения. Когда уровень освещенности низкий, зрачок расширяется или расширяется, чтобы в глаз попадало больше света. Когда уровень освещенности высок, зрачок сужается или становится меньше, чтобы уменьшить количество света, попадающего в глаз. Размер зрачка контролируется мышцами, связанными с 9-ю0013 радужка , цветная часть глаза.

Рисунок 1 . Анатомия глаза показана на этой диаграмме.

Пройдя через зрачок, свет проходит через линзу , изогнутую прозрачную структуру, которая служит для обеспечения дополнительной фокусировки. Хрусталик прикреплен к мышцам, которые могут изменять свою форму, помогая фокусировать свет, отраженный от близких или удаленных объектов.

У человека с нормальным зрением хрусталик будет идеально фокусировать изображение на небольшом углублении в задней части глаза, известном как 9.0013 ямка , которая является частью сетчатки , светочувствительной оболочки глаза. Фовеа содержит плотно упакованные специализированные фоторецепторные клетки (рис. 2). Эти фоторецепторные клетки, известные как колбочек , являются светочувствительными клетками. Колбочки — это специализированные типы фоторецепторов, которые лучше всего работают в условиях яркого света. Колбочки очень чувствительны к мельчайшим деталям и обеспечивают огромное пространственное разрешение. Они также напрямую связаны с нашей способностью воспринимать цвет.

В то время как колбочки сосредоточены в центральной ямке, где изображения имеют тенденцию быть сфокусированными, палочки, другой тип фоторецепторов, расположены по всей остальной части сетчатки. Палочки

— это специализированные фоторецепторы, которые хорошо работают в условиях низкой освещенности, и, хотя им не хватает пространственного разрешения и цветовой функции колбочек, они участвуют в нашем зрении в условиях слабого освещения, а также в нашем восприятии движения на периферии. наше поле зрения.

Рисунок 2 . На этом изображении показаны два типа фоторецепторов. Колбочки окрашены в зеленый цвет, а палочки в синий.

Все мы сталкивались с разной чувствительностью палочек и колбочек при переходе из ярко освещенной среды в тускло освещенную. Представьте, что вы собираетесь смотреть блокбастер ясным летним днем. Когда вы идете из ярко освещенного вестибюля в темный театр, вы замечаете, что вам сразу становится трудно что-либо разглядеть. Через несколько минут вы начинаете привыкать к темноте и можете видеть внутреннее убранство театра. В условиях яркого освещения в вашем зрении преобладала активность колбочек. При переходе в темную среду преобладает активность палочек, но наблюдается задержка перехода между фазами. Если ваши палочки не преобразуют свет в нервные импульсы так легко и эффективно, как должны, вам будет трудно видеть при тусклом свете — состояние, известное как куриная слепота.

Палочки и колбочки связаны (через несколько вставочных нейронов) с ганглиозными клетками сетчатки. Аксоны ганглиозных клеток сетчатки сходятся и выходят через заднюю часть глаза, образуя зрительный нерв. Зрительный нерв переносит визуальную информацию от сетчатки к мозгу. В поле зрения есть точка, называемая слепым пятном : даже когда свет от небольшого объекта фокусируется на слепом пятне, мы его не видим. Мы не осознаем наши слепые зоны по двум причинам: во-первых, каждый глаз получает немного разное представление поля зрения; поэтому слепые зоны не перекрываются. Во-вторых, наша зрительная система заполняет слепое пятно, так что, хотя мы не можем реагировать на визуальную информацию, которая появляется в этой части поля зрения, мы также не осознаем, что информация отсутствует.

Попробуйте

Зрительный нерв каждого глаза сливается чуть ниже мозга в точке, называемой перекрестом зрительных нервов . Как показано на рис. 3, перекрест зрительных нервов представляет собой Х-образную структуру, расположенную чуть ниже коры головного мозга в передней части мозга. В точке зрительного перекреста информация из правого поля зрения (которое поступает от обоих глаз) отправляется в левую часть мозга, а информация из левого поля зрения отправляется в правую часть мозга.

Рисунок 3

. На этой иллюстрации показаны перекрест зрительных нервов в передней части мозга и пути к затылочной доле в задней части мозга, где визуальные ощущения перерабатываются в осмысленные восприятия.

Оказавшись внутри мозга, визуальная информация отправляется через ряд структур в затылочную долю в задней части мозга для обработки. Визуальная информация может обрабатываться параллельными путями, которые обычно можно описать как путь «какой» (вентральный путь) и путь «где/как» (дорсальный путь). Путь «какой» связан с распознаванием и идентификацией объекта, тогда как путь «где/как» связан с местоположением в пространстве и с тем, как человек может взаимодействовать с конкретным визуальным стимулом (Milner & Goodale, 2008; Ungerleider & Haxby, 19). 94). Например, когда вы видите мяч, катящийся по улице, «какой путь» определяет, что представляет собой объект, а «где/как путь» определяет его местоположение или движение в пространстве.

 

Рисунок 4 . Зрительные зоны в головном мозге.

что вы думаете?

Этика исследований с использованием животных

Дэвид Хьюбел и Торстен Визель были удостоены Нобелевской премии по медицине в 1981 году за исследования зрительной системы. Они сотрудничали более двадцати лет и сделали важные открытия в области неврологии зрительного восприятия (Hubel & Wiesel, 19).59, 1962, 1963, 1970; Визель и Хьюбель, 1963). Они изучали животных, в основном кошек и обезьян. Несмотря на то, что они использовали несколько методов, они сделали большое количество отдельных записей, во время которых крошечные электроды были вставлены в мозг животного, чтобы определить, когда активируется отдельная клетка. Среди своих многочисленных открытий они обнаружили, что определенные клетки мозга реагируют на линии с определенной ориентацией (так называемое окулярное доминирование), и они нанесли на карту расположение этих клеток в областях зрительной коры, известных как столбцы и гиперстолбцы.

В ходе некоторых исследований они зашивали один глаз новорожденных котят и наблюдали за развитием зрения у котят. Они обнаружили, что существует критический период развития зрения. Если котят лишали информации от одного глаза, другие области их зрительной коры заполняли область, которая обычно использовалась зашитым глазом. Другими словами, нейронные связи, существующие при рождении, могут быть утеряны, если они лишены сенсорной информации.

Что вы думаете о зашивании глаза котенку для исследования? Многим защитникам животных это покажется жестоким, оскорбительным и неэтичным. Что, если бы вы могли провести исследование, которое помогло бы убедиться, что младенцы и дети, рожденные с определенными заболеваниями, могли бы развивать нормальное зрение, а не слепнуть? Хотели бы вы, чтобы это исследование было проведено? Вы бы стали проводить такое исследование, даже если бы это означало причинение вреда кошкам? Если бы вы были родителем такого ребенка, вы бы думали так же? А если бы вы работали в приюте для животных?

Как и практически в любой другой промышленно развитой стране, в Соединенных Штатах разрешены медицинские эксперименты на животных с некоторыми ограничениями (при наличии достаточного научного обоснования). Цель любых существующих законов состоит не в том, чтобы запретить такие тесты, а в том, чтобы ограничить ненужные страдания животных, установив стандарты гуманного обращения и содержания животных в лабораториях.

Как объяснил Стивен Латам, директор Междисциплинарного центра биоэтики в Йельском университете (2012 г.), возможные правовые и нормативные подходы к испытаниям на животных варьируются в непрерывном диапазоне от строгого государственного регулирования и мониторинга всех экспериментов с одной стороны до самоконтроля. -регулируемый подход, который зависит от этики исследователей на другом конце. В Соединенном Королевстве действует наиболее значительная схема регулирования, в то время как в Японии используется подход саморегулирования. Подход США находится где-то посередине и является результатом постепенного смешения двух подходов.

Нет никаких сомнений в том, что медицинские исследования являются ценной и важной практикой. Вопрос в том, является ли использование животных необходимой или даже лучшей практикой для получения наиболее надежных результатов. Альтернативы включают использование баз данных пациентов о лекарствах, виртуальные испытания лекарств, компьютерные модели и симуляции, а также неинвазивные методы визуализации, такие как магнитно-резонансная томография и компьютерная томография («Животные в науке/Альтернативы», n.d.). В других методах, таких как микродозирование, люди используются не в качестве подопытных животных, а в качестве средства повышения точности и надежности результатов испытаний. Методы in vitro, основанные на культурах клеток и тканей человека, стволовых клетках и методах генетического тестирования, также становятся все более доступными.

Сегодня на местном уровне любое учреждение, использующее животных и получающее федеральное финансирование, должно иметь Институциональный комитет по уходу и использованию животных (IACUC), который обеспечивает соблюдение рекомендаций NIH. В IACUC должны входить исследователи, администраторы, ветеринар и по крайней мере один человек, не связанный с учреждением, то есть заинтересованный гражданин. Этот комитет также проводит проверки лабораторий и протоколов.

Попробуйте

Амплитуда и длина волны

Как упоминалось выше, свет проникает в ваши глаза в виде волны. Важно понимать некоторые основные свойства волн, чтобы понять, как они влияют на то, что мы видим. Двумя физическими характеристиками волны являются амплитуда и длина волны (рис. 5). Амплитуда волны — это высота волны, измеренная от самой высокой точки волны (пик или гребень ) до самой низкой точки волны (впадины). Длина волны относится к длине волны от одного пика до другого.

Рисунок 5 . Амплитуда или высота волны измеряется от пика до впадины. Длина волны измеряется от пика к пику.

Длина волны напрямую связана с частотой данной формы волны. Частота относится к числу волн, которые проходят данную точку в данный период времени и часто выражается в единицах герц ( Гц) или циклов в секунду. Более длинные волны будут иметь более низкие частоты, а более короткие волны будут иметь более высокие частоты (рис. 6).

Рисунок 6 . На этом рисунке показаны волны разных длин волн/частот. В верхней части рисунка красная волна имеет большую длину волны/короткую частоту. Двигаясь сверху вниз, длины волн уменьшаются, а частоты увеличиваются.

Световые волны

Видимый спектр — это часть большого электромагнитного спектра, которую мы можем видеть. Как показано на рис. 7, электромагнитный спектр охватывает все электромагнитное излучение, встречающееся в окружающей среде, включая гамма-лучи, рентгеновские лучи, ультрафиолетовый свет, видимый свет, инфракрасный свет, микроволны и радиоволны. Видимый спектр у человека связан с длинами волн в диапазоне от 380 до 740 нм — очень маленькое расстояние, поскольку нанометр (нм) составляет одну миллиардную часть метра. Другие виды могут обнаруживать другие части электромагнитного спектра. Например, медоносные пчелы могут видеть свет в ультрафиолетовом диапазоне (Wakakuwa, Stavenga, & Arikawa, 2007), а некоторые змеи могут обнаруживать инфракрасное излучение в дополнение к более традиционным зрительным световым сигналам (Chen, Deng, Brauth, Ding, & Tang, 2012). ; Хартлайн, Касс и Луп, 19 лет78).

Рисунок 7 . Свет, видимый человеку, составляет лишь небольшую часть электромагнитного спектра.

У человека длина волны света связана с восприятием цвета (рис. 8). В видимом спектре наше восприятие красного цвета связано с более длинными волнами, зеленый цвет занимает промежуточное положение, а синий и фиолетовый цвета имеют более короткую длину волны. (Легкий способ запомнить это — мнемоника ROYGBIV: r ed, o range, y желтый, g зеленый, b синий, i ndigo, v iolet.) Амплитуда световых волн связана с нашим восприятием яркости или интенсивности цвета, причем большие амплитуды кажутся ярче.

Рисунок 8 . Различные длины волн света связаны с нашим восприятием разных цветов. (кредит: модификация работы Йоханнеса Альмана)

Попробуйте

Глоссарий

амплитуда: высота волны

слепое пятно: точка, в которой мы не можем реагировать на зрительную информацию в этой части поля зрения глаз

электромагнитный спектр: все электромагнитное излучение, встречающееся в окружающей среде

ямка: небольшое углубление в сетчатке, содержащее колбочки

частота:  количество волн, проходящих данную точку за заданный период времени

герц (Гц):  циклов в секунду; мера частоты

радужная оболочка: цветная часть глаза

хрусталик: изогнутая прозрачная структура, обеспечивающая дополнительный фокус для света, попадающего в глаз вентральная поверхность; представляет собой слияние зрительных нервов от двух глаз и разделение информации с двух сторон поля зрения на противоположную сторону мозга

зрительный нерв: несет визуальную информацию от сетчатки к мозгу

пик: (также гребень) высшая точка волны

фоторецептор: светочувствительная клетка

4 маленькое отверстие зрачка 900 в глазу, через который проходит свет

сетчатка:  светочувствительная оболочка глаза

палочка:  специализированный фоторецептор, который хорошо работает в условиях низкой освещенности

желоб:  нижняя точка волны

видимый спектр: видимая часть электромагнитного спектра

длина волны: длина волны от одного пика до следующего пика

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Зрение – Введение в психологию I

8. Ощущение и восприятие

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать основы анатомии зрительной системы
  • Обсудите, как палочки и колбочки влияют на различные аспекты зрения
  • Опишите, как монокулярные и бинокулярные сигналы используются для восприятия глубины

Зрительная система создает мысленное представление об окружающем нас мире. Это способствует нашей способности успешно перемещаться в физическом пространстве и взаимодействовать с важными людьми и объектами в нашем окружении. В этом разделе будет представлен обзор базовой анатомии и функций зрительной системы. Кроме того, мы исследуем нашу способность воспринимать цвет и глубину.

Наши глаза воспринимают сенсорную информацию, которая помогает нам понять окружающий мир. (кредит «вверху слева»: модификация работы «rajkumar1220″/Flickr»; кредит «вверху справа»: модификация работы Томаса Лойтхарда; кредит «средний слева»: модификация работы Демитриха Бейкера; кредит «средний справа»: модификация работы «kaybee07»/Flickr; кредит «внизу слева»: модификация работы «Isengardt»/Flickr; кредит «внизу справа»: модификация работы Виллема Хеербаарта)

Глаз является основным органом чувств, участвующим в зрении. Световые волны проходят через роговицу и попадают в глаз через зрачок. Роговица – это прозрачная оболочка глаза. Он служит барьером между внутренним глазом и внешним миром и участвует в фокусировке световых волн, попадающих в глаз. Зрачок — это небольшое отверстие в глазу, через которое проходит свет, и размер зрачка может меняться в зависимости от уровня освещенности, а также эмоционального возбуждения. Когда уровень освещенности низкий, зрачок расширяется или расширяется, чтобы в глаз попадало больше света. Когда уровень освещенности высок, зрачок сужается или становится меньше, чтобы уменьшить количество света, попадающего в глаз. Размер зрачка контролируется мышцами, которые связаны с радужной оболочкой, которая является цветной частью глаза.

Анатомия глаза показана на этой диаграмме.

Пройдя через зрачок, свет попадает на линзу — изогнутую прозрачную структуру, которая обеспечивает дополнительную фокусировку. Хрусталик прикреплен к мышцам, которые могут изменять свою форму, помогая фокусировать свет, отраженный от близких или удаленных объектов. У человека с нормальным зрением хрусталик идеально фокусирует изображение на небольшой выемке в задней части глаза, известной как ямка, которая является частью сетчатки, светочувствительной оболочки глаза. Фовеа содержит плотно упакованные специализированные фоторецепторные клетки. Эти фоторецепторные клетки, известные как колбочки, являются светочувствительными клетками. Колбочки — это специализированные типы фоторецепторов, которые лучше всего работают в условиях яркого света. Колбочки очень чувствительны к мельчайшим деталям и обеспечивают огромное пространственное разрешение. Они также напрямую связаны с нашей способностью воспринимать цвет.

В то время как колбочки сосредоточены в центральной ямке, где изображения, как правило, фокусируются, палочки, другой тип фоторецепторов, расположены по всей остальной части сетчатки. Палочки — это специализированные фоторецепторы, которые хорошо работают в условиях низкой освещенности, и, хотя им не хватает пространственного разрешения и цветовой функции колбочек, они участвуют в нашем зрении в условиях слабого освещения, а также в нашем восприятии движения на периферии нашего зрительного поля. поле.

На этом изображении показаны два типа фоторецепторов. Палочки окрашены в зеленый цвет, а колбочки в синий.

Все мы испытали различную чувствительность палочек и колбочек при переходе от ярко освещенной среды к тускло освещенной. Представьте, что вы собираетесь смотреть блокбастер ясным летним днем. Когда вы идете из ярко освещенного вестибюля в темный театр, вы замечаете, что вам сразу становится трудно что-либо разглядеть. Через несколько минут вы начинаете привыкать к темноте и можете видеть внутреннее убранство театра. В условиях яркого освещения в вашем зрении преобладала активность колбочек. При переходе в темную среду преобладает активность палочек, но наблюдается задержка перехода между фазами. Если ваши палочки не преобразуют свет в нервные импульсы так легко и эффективно, как должны, вам будет трудно видеть при тусклом свете — состояние, известное как куриная слепота.

Палочки и колбочки связаны (через несколько вставочных нейронов) с ганглиозными клетками сетчатки. Аксоны ганглиозных клеток сетчатки сходятся и выходят через заднюю часть глаза, образуя зрительный нерв. Зрительный нерв переносит визуальную информацию от сетчатки к мозгу. В поле зрения есть точка, называемая слепым пятном: даже когда свет от небольшого объекта фокусируется на слепом пятне, мы его не видим. Мы не осознаем наши слепые зоны по двум причинам: во-первых, каждый глаз получает немного разное представление поля зрения; поэтому слепые зоны не перекрываются. Во-вторых, наша зрительная система заполняет слепое пятно, так что, хотя мы не можем реагировать на визуальную информацию, которая появляется в этой части поля зрения, мы также не осознаем, что информация отсутствует.

Зрительный нерв от каждого глаза сливается чуть ниже мозга в точке, называемой перекрестом зрительных нервов. Как показано на следующем рисунке, перекрест зрительных нервов представляет собой Х-образную структуру, расположенную чуть ниже коры головного мозга в передней части мозга. В точке зрительного перекреста информация из правого поля зрения (которое поступает от обоих глаз) отправляется в левую часть мозга, а информация из левого поля зрения отправляется в правую часть мозга.

На этой иллюстрации показаны перекрест зрительных нервов в передней части мозга и пути к затылочной доле в задней части мозга, где визуальные ощущения перерабатываются в осмысленные восприятия.

Оказавшись внутри мозга, визуальная информация отправляется через ряд структур в затылочную долю в задней части мозга для обработки. Визуальная информация может обрабатываться параллельными путями, которые обычно можно описать как «какой путь» и «где/как». Путь «какой» связан с распознаванием и идентификацией объекта, тогда как путь «где/как» связан с местоположением в пространстве и с тем, как человек может взаимодействовать с конкретным визуальным стимулом (Milner & Goodale, 2008; Ungerleider & Haxby, 19).94). Например, когда вы видите мяч, катящийся по улице, «какой путь» определяет, что представляет собой объект, а «где/как путь» определяет его местоположение или движение в пространстве.

Мы не видим мир черно-белым; мы также не видим его двумерным (2-D) или плоским (только высота и ширина, без глубины). Давайте посмотрим, как работает цветовое зрение и как мы воспринимаем три измерения (высоту, ширину и глубину).

Цветное зрение

Люди с нормальным зрением имеют три различных типа колбочек, которые обеспечивают цветовое зрение. Каждый из этих типов колбочек максимально чувствителен к немного отличающейся длине волны света. Согласно трихроматической теории цветового зрения, показанной на следующем рисунке, все цвета в спектре могут быть получены путем комбинирования красного, зеленого и синего цветов. Каждый из трех типов колбочек воспринимает один из цветов.

На этом рисунке показана различная чувствительность трех типов колбочек у человека с нормальным зрением. (кредит: модификация работы Ванессы Эзековиц)

Трихроматическая теория цветового зрения — не единственная теория — другая важная теория цветового зрения известна как теория противоположного процесса. Согласно этой теории, цвет закодирован в парах противников: черный-белый, желтый-синий и зеленый-красный. Основная идея состоит в том, что некоторые клетки зрительной системы возбуждаются одним из противоположных цветов и тормозятся другим. Таким образом, клетка, возбуждаемая длинами волн, связанными с зеленым, будет тормозиться длинами волн, связанными с красным, и наоборот. Одним из следствий процессинга оппонента является то, что мы не воспринимаем зеленовато-красный или желтовато-синий как цвета. Другое значение состоит в том, что это приводит к переживанию негативных остаточных образов. Остаточное изображение описывает продолжение зрительного ощущения после устранения раздражителя. Например, когда вы кратко смотрите на солнце, а затем отводите от него взгляд, вы все равно можете увидеть пятно света, хотя раздражитель (солнце) был удален. Когда в стимуле участвует цвет, цветовые пары, определенные в теории противоположного процесса, приводят к отрицательному послеобразу. Вы можете проверить эту концепцию, используя флаг на следующем рисунке.

Смотрите на белую точку в течение 30–60 секунд, а затем переведите взгляд на чистый лист белой бумаги. Что ты видишь? Это известно как негативное остаточное изображение, и оно обеспечивает эмпирическую поддержку теории цветового зрения, основанной на противоположном процессе.

Но эти две теории — трихроматическая теория цветового зрения и теория противоположного процесса — не исключают друг друга. Исследования показали, что они просто применимы к разным уровням нервной системы. Для визуальной обработки сетчатки применяется трихроматическая теория: колбочки реагируют на три разные длины волн, которые представляют красный, синий и зеленый цвета. Но как только сигнал проходит мимо сетчатки по пути в мозг, клетки реагируют так, как это согласуется с теорией оппозиционного процесса (Land, 19).59; Кайзер, 1997).

Восприятие глубины

Наша способность воспринимать пространственные отношения в трехмерном (3-D) пространстве известна как восприятие глубины. С помощью восприятия глубины мы можем описывать вещи как находящиеся впереди, сзади, сверху, снизу или сбоку от других вещей.

Наш мир трехмерен, поэтому вполне логично, что наше мысленное представление о мире обладает трехмерными свойствами. Мы используем различные сигналы в визуальной сцене, чтобы установить наше чувство глубины. Некоторые из них являются бинокулярными сигналами, что означает, что они полагаются на использование обоих глаз. Одним из примеров бинокулярного признака глубины является бинокулярное несоответствие, немного отличающееся представление о мире, которое воспринимает каждый из наших глаз. Чтобы ощутить немного другой вид, выполните простое упражнение: полностью вытяните руку и выпрямите один из пальцев и сосредоточьтесь на этом пальце. Теперь закройте левый глаз, не двигая головой, затем откройте левый глаз и закройте правый глаз, не двигая головой. Вы заметите, что ваш палец, кажется, смещается, когда вы переключаетесь между двумя глазами из-за немного отличающегося взгляда каждого глаза на ваш палец.

Трехмерное кино работает по тому же принципу: специальные очки, которые вы носите, позволяют видеть два немного разных изображения, проецируемых на экран, левым и правым глазом по отдельности. Когда ваш мозг обрабатывает эти изображения, у вас возникает иллюзия, что прыгающее животное или бегущий человек приближается прямо к вам.

Хотя мы полагаемся на бинокулярные сигналы, чтобы ощутить глубину в нашем трехмерном мире, мы также можем воспринимать глубину в двумерных массивах. Подумайте обо всех картинах и фотографиях, которые вы видели. Как правило, вы улавливаете глубину этих изображений, даже если визуальный стимул является двухмерным. Когда мы делаем это, мы полагаемся на ряд монокулярных сигналов или сигналов, которые требуют только одного глаза. Если вы думаете, что не можете увидеть глубину одним глазом, обратите внимание, что вы не натыкаетесь на предметы, используя только один глаз во время ходьбы, и на самом деле у нас больше монокулярных ориентиров, чем бинокулярных.

Примером монокулярного сигнала может быть то, что известно как линейная перспектива. Линейная перспектива относится к тому факту, что мы воспринимаем глубину, когда видим две параллельные линии, которые кажутся сходящимися на изображении. Некоторые другие монокулярные признаки глубины — это интерпозиция, частичное перекрытие объектов, а также относительный размер и близость изображений к горизонту.

Мы воспринимаем глубину двумерной фигуры, подобной этой, с помощью монокулярных признаков, таких как линейная перспектива, как параллельные линии, сходящиеся по мере того, как дорога сужается вдали. (кредит: Марк Далмалдер)

Посмотрите видео

Посмотрите это видео, в котором Натан Джейкобс обсуждает, что оптические иллюзии могут рассказать нам о том, как наш мозг собирает визуальную информацию в трехмерный мир, который мы видим вокруг нас:

Стереослепота

Брюс Бриджмен родился с крайним случаем ленивого глаза, что привело к его стереослепоте или неспособности реагировать на бинокулярные сигналы глубины. Он в значительной степени полагался на монокулярные признаки глубины, но у него никогда не было истинного понимания трехмерной природы окружающего мира. Все изменилось в одну ночь в 2012 году, когда Брюс смотрел фильм со своей женой.

Фильм, который пара собиралась посмотреть, был снят в формате 3D, и хотя он думал, что это пустая трата денег, Брюс заплатил за 3D-очки при покупке билета. Как только начался фильм, Брюс надел очки и испытал нечто совершенно новое. Впервые в жизни он оценил истинную глубину окружающего мира. Примечательно, что его способность воспринимать глубину сохранялась за пределами кинотеатра.

В нервной системе есть клетки, которые реагируют на бинокулярные сигналы глубины. Обычно эти клетки требуют активации на раннем этапе развития, чтобы сохраниться, поэтому эксперты, знакомые со случаем Брюса (и другими людьми, подобными ему), предполагают, что в какой-то момент своего развития Брюс должен был хотя бы на мгновение испытать бинокулярное зрение. Этого было достаточно, чтобы обеспечить выживание клеток зрительной системы, настроенных на бинокулярные сигналы. Теперь остается загадкой, почему Брюсу потребовалось почти 70 лет, чтобы активировать эти клетки (Peck, 2012).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts