Аналитическая психология: понятия введенные Карлом Юнгом
Аналитическая психология зародилась в недрах психоанализа. Ее основал близкий соратник Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, врач психиатр по образованию. Он родился в семье пастора реформаторской церкви. Его интересы были весьма разносторонними: помимо медицины, он изучал этнографию, культуру древних народов, теологию, религиозные воззрения различных диких племен. Это не могло не отразиться и на его психологической теории. Работы Юнга актуальны по сей день и вызывают глубокий интерес не только у психологов и философов, но и у представителей околонаучных знаний. Широта познаний и взглядов этого великого человека позволила совершить попытку сделать невозможное – примирить научное мировоззрение с религиозным или сознательное с бессознательным.
Толчком к развитию аналитической психологии, как и для других психодинамических учений, послужила излишняя сексуализация теории Фрейда. Он полагал, что в основе развития личности находится либидо (сексуальное влечение), и именно оно является движущей силой, стимулом для возникновения всех психических явлений в личности человека. А нарушение либидо лежит в основе комплексов, корни которого уходят в глубокое детство. Юнг же в своей теории расширил границы понятия «либидо». Он полагал, что либидо – это не только сексуальное влечение, но и желание в целом, по отношению к чему-либо или кому-либо. Либидо он называет движущей жизненной энергией.
Структура личности
Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.
Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком. К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное. И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.
Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.
Архетип
Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» [2, 42]. Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события. Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.
Направленность личности
Одним из наиболее ценных вкладов в психологию личности является теория Карла Густава Юнга о двух основных направленностях личности – экстраверсии и интроверсии. Эта теория легла в основу разработки различных личностных опросников и по сей день является предметом исследований у психологов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, на то, что его окружает, на других людей, предметы. Экстраверты подвижны, общительны, открыты. Интроверсия же противоположна, она представляет собой направленность на внутренний мир человека. Интроверты замкнуты, скрытны, предпочитают уединение и внутренний диалог с самим собой. Согласно гипотезе Юнга, обе направленности всегда присутствуют в человеке, но одна из них как правило доминирует.
Психологические функции
Юнг понимал, что типология «экстраверсия – интроверсия» очень обобщенная, и его дальнейшие исследования привели к созданию теории функциональных типов личности. Каждый из четырех типов обладает доминирующей функцией, «благодаря которой сознание получает свою ориентацию в опыте» [2, 36]. Рациональные типы приобретают опыт посредством мышления и чувств, то есть благодаря тому, что находится в области сознания. Человек, который относится к мыслительному типу ориентируется в жизненном пространстве при помощи разума. А чувствующий тип – посредством чувств, оценивая происходящее, как хорошо или плохо, нравится или не нравится. Другая категория — это иррациональные функциональные типы, они воспринимают мир через свои ощущения и интуицию. Ощущающий тип получает информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Интуитивный же тип, опирается на свою интуицию, которую, как и ощущения, Юнг относил к бессознательным процессам. Все функции присутствуют в личности человека в разной степени, и одна из них, как правило, является ведущей. Таким образом, исходя из двух типов личности и четырех психологических функций, Юнг вывел восемь типов личности.
Этиология невроза
Причину возникновения невроза Юнг усматривал в невозможности индивида психологически приспособится к новым жизненным обстоятельствам. Юнг вывел понятие либидо за пределы сексуального, и определил его как желание в более общем смысле. Он утверждал, что либидо развивается в человеке на протяжении всей его жизни, приспосабливаясь к окружающему миру. На пути своего развития оно встречает различные препятствия, некоторые из которых оказываются настолько сложными, что для их преодоления требуются слишком большие силы, и когда либидо не справляется – происходит процесс регресса. То есть оно возвращается на предыдущую ступень своего развития и при таких обстоятельствах развивается невроз. Таким образом, согласно аналитической психологии, причина невроза коренится не в прошлом человека, а находится в его настоящем, в невозможности преодолеть текущие жизненные трудности.
Особенности аналитической психотерапии
Кроме теоретической работы Юнг занимался и психотерапией. Ученый полагал, что все люди различны, и что в каждом отдельном случае к пациенту необходимо иметь индивидуальный подход. Важно учитывать психологические особенности личности, а соответственно невозможно применять один универсальный метод для всех пациентов. Ученый считал, что все психологические теории описывают лишь психологический опыт их авторов, а потому весьма субъективны и не могут отображать весь спектр психических явлений. Юнг исходил прежде всего из здоровья человека, а не из его патологий. Основная задача психотерапии по Юнгу заключается в примирении сознательного с бессознательным, поскольку одно не может существовать без другого, и при отсутствии их союза – личность не может быть целостной. Обретение самости, которая представляет собой душевную гармонию и целостность во всех аспектах, является смыслом жизни человека, а также способствует его самореализации. Обретение самости и самореализация достигаются посредством «индивидуации» – путем «интеграции бессознательного в сознание» [2, 85].
Следующая цитата Юнга из манускрипта «Красная книга» наиболее полно раскрывает суть аналитической психологии:
Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя – ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился – каждый должен жить свою жизнь. [3, 9]
Список литературы
- Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия: хрестоматия / сост. В. М. Лейбин. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия»)
- Юнг, К. Г. Архетип и символ/ К. Г. Юнг — М.: Ренессанс, 1991. — 302 с. — (Серия «Страницы мировой философии»)
- Юнг, К. Г. Красная книга. Liber Novus: манускрипт. 2009. — 205 с.
- Хьелл Л. Теории Личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Автор: Татьяна Парахненко, психолог
Редактор: Бибикова Анна Александровна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
1. Аналитическая психология К.Юнга
Билет 1. Аналитическая психология К.Юнга.
Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Юнг был принят Фрейдом как «наследник», и в 1910 Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической Ассоциации. Однако в 1914 после разрыва с Фрейдом вышел из Ассоциации.
Основные положения аналитической психологии
Аналитическая психология опирается на телеологический подход, подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.Структура личности
Психика состоит из 3х отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.
Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство.
Личное бессознательное (ЛБ) вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержание ЛБ сгруппировано в комплексы или скопление мыслей, чувств, воспоминаний вокруг каких либо обычных тем: власти, денег, отношение к отцу или к матери и т.п. Комплекс – это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, которая совсем не обязательно связана с секс.потребностями.
Коллективное бессознательное (КБ) – более глубокие слои в структуре души. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Концепция КБ была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы
КБ состоит из архетипов (прообраз, образец) – «первичных моделей». При рождении психика ребенка не является «чистой доской», в ней уже содержатся архетипы – врожденные идеи, которые предрасполагают человека воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетипы – это универсальные модели (схемы) восприятия, мышления и поведения. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое определяет рельеф, но рекой оно может стать лишь тогда, когда оп нему потечет вода. Функция архетипа заключается в том, чтобы направить реальные псих.процессы в определенное русло. Архетип – это форма без содержания. Архетипы проявляются в символах. Архетипические символы часто отражаются в сновидениях, существуют в культуре в мифах, традициях и обрядах: Мать, Отец, Ребенок, Герой-спаситель, Мудрец, Солнце, Земля, Бог и смерть и т.д.
Архетипы личности
Количество архетипов в КБ может быть неограниченным. Однако особое внимание Юнг уделял маске (персона), аниме и анимусу, тени и самости.
Маска (персона) – публичное лицо человека, совокупность социальных ролей и моделей поведения, которые он проявляет в отношениях с другими людьми. Персона – верхний покров психической жизни человека, социально обусловленный. Персона имеет коллективных характер, поскольку она задана нормами общества. Человек создает свою Персону, копируя предпочитаемые ролевые модели окружающих (родители). Персона может играть позитивную и негативную роль. Персона служит цели производить впечатление на людей и утаивать от других свои неподходящие мысли и чувства. Персона – это те маски, которые одевает человек с целью удовлетворить ожидания окружающих. При идентификации Эго с Персоной «маска» прирастает к лицу, и личность теряет свою аутентичность.
Тень – противоположный Персоне архетип. Юнг назвал эту часть «Alter ego». Чем более жесткой является Персона, тем больше в личности «теневых сторон». Юнг выделял негативнее и позитивные аспекты архетипа Тени. Части всего Тень представляет подавленную, теневую, «животную» часть личности – социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы. Поэтому она вытесняется в бессознательное. В ней собраны нежелательные черты и склонности, страхи, которые человек в себе отрицает. Когда человек сталкивается со своей тенью, он переживает тревогу, стыд. Вместе с тем Юнг рассматривал Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени так, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы. Чем более осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с миром и окружающими людьми.
Анима и Анимус. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую часть. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская часть. Архетипы Анима и Анимус тесто связаны с существующими в культуре гендерными стереотипами. Анима и Анимус бессознательно проецируются человеком на партнеров противоположного пола и является причинами симпатии и антипатии. Если мужчина отвергает свою Аниму, то его внутренняя дисгармония проецируется на отношения с женщинами.
Самость – архетип целостной личности, центр всей психики. Это наиболее важный архетип в теории Юнга. Понятие Самости одновременно означает сущность души, являющуюся центом равновесия, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы (сознательные и бессознательные). Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Главная цель человеческой жизни сосредоточение идентичности человека.
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.
Психологические функции
Юнг выделил 4 основные функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.
1. Мыслительные тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы; 2. Эмоциональные тип – оценивает его с т.з. положительных или отрицательных эмоций: хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг отнес к способам получения информации — иррациональные функции.
1. Ощущающий тип особенно внимателен к конкретным фактам окружающего мира, к источникам вкуса, запаха. 2. Интуитивные тип полагается на предчувствия, догатки, исходящие из бессознательной сферы.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.
Развитие личности
В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости. Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты: 1. дифференциация – раличение отдельных частей личности, 2. самоосознавание — обнаружение новых частей личности, 3. интеграция- слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.
Книги: Человек и его символы, Психологические типы, Архетип и символ, Проблемы души нашего времени, Символы трансформации, Тибетская книга мертвых, Отношения между Я и бессознательным, Психология и алхимия, Анима и анимус и др.
Юнгианская психотерапия
Карл Юнг широко известен как основоположник аналитической психологии. Он считал, что религиозное выражение проявляется в стремлении психики к уравновешенному состоянию сознания и бессознательности одновременно. Юнг провел много лет, изучая и практикуя Зигмунда Фрейда, но эта конкретная теория привела к тому, что их пути разошлись. Юнг предположил, что коллективное бессознательное есть у всех людей. В основе этой теории лежали определенные архетипы и паттерны, определяющие, как люди обрабатывают психические образы. На протяжении всей истории и во всех культурах мифология и изучение сновидений сохраняли общую нить. Юнг считал, что каждый человек стремится достичь целостности, достигнув гармонии в сознании и бессознательном, и что этого можно достичь с помощью изучения сновидений.
Юнгианские концепции психотерапии
- Активное воображение: Юнг создал концепцию активного воображения как способ описания преодоления разрыва между бессознательным и сознанием. Используя воображение, фантазию, сны и медитацию, клиент может перенести свое бессознательное в настоящее посредством повествования или действия. Активное воображение опирается на ненаправленное наблюдение клиента за своим воображением или мечтами, а не на предполагаемый образ его желаний.
- Индивидуация: Индивидуация — это процесс аналитической психологии, посредством которого человек становится тем, кем он действительно должен быть. Люди с эмоциональными трудностями часто чувствуют, что живут фрагментированной, разрозненной жизнью, наполненной различной степенью эмоциональных переживаний. Продвижение вперед часто затруднено из-за внутреннего конфликта и самосаботажа, возникающих из-за разделения различных «я» внутри человека. Индивидуация включает в себя интеграцию всего прошлого положительного и отрицательного опыта человека таким образом, чтобы человек мог жить здоровой, продуктивной и эмоционально стабильной жизнью. Индивидуация позволяет человеку стать уникальным и по существу индивидуальным от других людей и коллективного бессознательного. Процесс индивидуации происходит различными методами, включая толкование сновидений и активное воображение, и рождает зрелую, целостно здоровую и гармоничную личность.
- Коллективное бессознательное: Юнг был первым, кто использовал термин коллективное бессознательное как средство для описания проявления бессознательного, проявляемого каждым живым существом с нервной системой. Коллективное бессознательное не только обладает опытом из нашей личной истории или нашей психики, но и организует все переживания внутри вида. Юнг считал, что коллективное бессознательное унаследовано и присуще каждому существу, а не является результатом конкретных событий. Коллективное бессознательное содержит ментальные образы, которые невозможно объяснить исторически или с помощью опыта, но которые существуют только как побочный продукт эволюции.
- «Логос» в теориях Юнга: Юнг также использовал термин «логос» в своих философских теориях. Логос, согласно Юнгу, представлял собой факт или причину. Юнг часто называл контраст между сознательным и бессознательным логосом и мифосом. Кроме того, Юнг считал, что логос был мужской версией рациональности, где женский аналог, эрос, представлял психическую доступность или эмоции.
- Nekyia: Nekyia является ключевым компонентом анализа Юнга. Некия, или процесс погружения в бессознательное, есть, по Юнгу, обдуманное и решительное действие. Он считал, что Некия, тёмное путешествие в опасное место, было необходимым процессом для достижения индивидуации. Те, кто путешествовал в глубины своей внутренней психики и обратно, были намного лучше от этого.
Глубинная психология
Глубинная психология является одним из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианского психологии. Этот метод основан на обнаружении мотивов психических проблем как средства их лечения. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник его проблемы, а не связанные с ней симптомы. После выявления неадаптивные мотивы могут быть преобразованы, что приведет к более здоровым, более позитивным мыслям и поведению.
Одним из явлений, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя». Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно перенести свои раны обратно на клиента. Этот процесс контрпереноса может быть пагубным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранам своего клиента, тем самым потенциально заражая терапевтический процесс.
Архетипическая психология
Основанная в археологии и антропологии, архетипическая психология является одной из стратегий, часто используемых для выявления бессознательных мотивов. Юнг изучал, как исторические религии, божества и басни влияли на самоощущение человека. Архетипическая психология предполагает, что сны и психика человека переплетаются с его убеждениями и что этот союз формирует его поведение, мысли и эмоции. Архетип символизирует коллективный жизненный опыт человека и определяет, какой выбор, как сознательный, так и бессознательный, делает человек. Архетипическая психология сосредотачивается на душе человека, и Юнг и его предшественники находили сходство в архетипах легенд и влечении, которое является человеческой мотивацией. Сегодня психологи-архетиписты по-прежнему считают архетипы важной силой в развитии психологической конструкции человека.
Влияние Юнга на психодинамическую психологию
Хотя Юнг не был основателем психодинамики, своим вкладом он оказал огромное влияние на эту область. Юнг считал, что психика, или душа, стремится к индивидуации. Его психодинамическая психология вращалась вокруг архетипов коллективного бессознательного, а также личного бессознательного и эго. Юнг также верил в трансцендентную функцию, которая представляла собой распространение архетипов внутри коллективного бессознательного. Психодинамические теории Юнга включали признание духовного присутствия внутри каждого человека, а также различных организующих элементов в психике. Вместе эти элементы и архетипы могут время от времени вспыхивать разногласиями, вызывая внутренний конфликт.
Современные инструменты оценки
Теории Юнга также повлияли на многие инструменты оценки, используемые сегодня в психотерапии. Индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), разработанный Изабель Бриггс Майерс и Кэтрин Кук Бриггс, был основан на теориях, которые Юнг исследовал в своей книге «Психологические типы». Этот личностный инструмент является сегодня одним из наиболее часто используемых показателей во всем мире.
Еще один показатель, Юнгианский индекс типов (JTI), разработанный в 2001 году, был разработан Халвардом Э. Рингстадом и Тором Одегардом для обеспечения более точной оценки предпочитаемого человеком метода психологической обработки. JTI основан на специфических психологических функциях, описанных Юнгом, и представлен в более сжатом и универсально понятном виде. JTI заменил MBTI в нескольких странах и считается жизнеспособным и более доступным вариантом для оценки психологической личности. Еще одним вариантом этих тестов является сортировщик темперамента Кейрси. Хотя он также частично основан на теориях Юнга, его содержание и применение сильно отличаются как от JTI, так и от MBTI.
Краткое введение в К. Г. Юнга и аналитическую психологию
Карл Густав Юнг был самым известным членом группы, составившей ядро раннего психоаналитического движения — последователей и учеников Зигмунда Фрейда. После завершения своего медицинского образования Юнг получил должность в госпитале Бургхёльцли в Цюрихе, Швейцария.
К. Г. Юнг
Карл Густав Юнг был наиболее известным членом группы, составившей ядро раннего психоаналитического движения — последователей и учеников Зигмунда Фрейда. После завершения своего медицинского образования Юнг получил должность в госпитале Бургхёльцли в Цюрихе, Швейцария. Там он работал с пациентами, страдающими шизофренией, а также проводил исследования словесных ассоциаций. В 1904 Юнг переписывался с Фрейдом по поводу этой последней работы, а также начал использовать психоаналитическое лечение Фрейда со своими пациентами. В 1906 году Фрейд пригласил Юнга в Вену, и у них завязались профессиональные отношения. Вскоре Фрейд начал отдавать предпочтение Юнгу как своему преемнику в новом и растущем психоаналитическом движении. Благодаря усилиям Фрейда Юнг был назначен постоянным президентом Ассоциации психоанализа на ее Втором конгрессе в 1910 году. Юнг и Фрейд разделяли понимание глубокой роли бессознательного. Однако их понимание природы бессознательного начало расходиться. Это привело к болезненному разрыву между двумя мужчинами в 1913 после публикации Юнгом крупной статьи по психологии бессознательного, в которой подчеркивалась роль символизма (Jung, 1912). Фрейд чувствовал себя преданным отходом Юнга от своих теоретических взглядов. Юнг также чувствовал себя преданным, полагая, что Фрейд из-за своей негибкости не поддержал расширение их совместной работы.
В период с 1913 по 1917 год, когда Юнг подвергся остракизму со стороны психоаналитического сообщества, он приступил к глубокому, обширному (и потенциально опасному) процессу самоанализа, который он назвал «конфронтацией с бессознательным» (Юнг , 1961, гл. 6, стр. 170-99). Юнг вышел из этого личного путешествия со структурами для своих теорий архетипов, комплексов, коллективного бессознательного и процесса индивидуации. Эти теории, наряду с его пониманием символики сновидений и других творческих процессов, легли в основу его клинического подхода, который он назвал аналитической психологией. На протяжении всей своей долгой жизни Юнг продолжал развивать и расширять свою теоретическую базу, опираясь как на свою клиническую практику, так и на изучение таких разнообразных предметов, как алхимия, восточные религии, астрология, мифология и сказки.
Юнгианская теория
Юнгианская теория во многом основана на опыте. Это подход, который держится одной ногой в мире внешних событий, а другой — во внутреннем царстве фантазий, снов и символов. Сам Юнг в значительной степени перешел от человеческих наблюдений к теории. Он построил свои концепции на доказательствах, полученных из его клинических наблюдений и личного опыта, включая длительный период глубокого и интенсивного самоанализа (см. Jung, 1961). Юнг использовал огромное количество мифологического и антропологического материала, чтобы усилить и пролить свет (а не доказать) свою теорию. Сэмюэлс отмечает, что знание этой последовательности очень помогает в понимании часто чрезвычайно сложных работ Юнга:
[Юнг] начинает с человеческого взаимодействия в анализе или с наблюдения за жизнью, развивает теорию, которая затем иллюстрируется сравнительным материалом или дальнейшими наблюдениями. Только тогда можно было организовать массу изображений и данных из многих источников. Тогда сама организация помогает понять тот или иной аспект человеческого поведения. Таким образом, процесс цикличен: человеческий материал — теория — иллюстрация — применение к человеческому поведению (1985, стр. 5).
Хотя некоторые из структурных терминов Юнга были взяты из фрейдистского психоаналитического лексикона того времени, они не обязательно используются таким же образом. (Конечно, это верно и для различных неофрейдистских употреблений этой терминологии.)
В концептуализации Фрейда эго относится к психической структуре, которая является посредником между обществом (суперэго) и инстинктивными влечениями (ид). Использование Юнга противоречит этому. Для Юнга эго может быть понято гораздо более динамичным, относительным (и хрупким) образом как
сложная, окрашенная чувствами группа репрезентаций себя, которая имеет как сознательные, так и бессознательные аспекты и в то же время является личное и коллективное. Проще говоря, возможно, слишком просто, эго — это то, как человек видит себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, которые сопровождают этот взгляд (Hopcke, 19). 89, с. 77).
Эго, как один комплекс (см. ниже) среди многих, не рассматривается юнгианцами как цель психологического развития. Задача эго как носителя индивидуального сознания состоит в том, чтобы осознать свои собственные ограничения, увидеть свое существование лишь как небольшой остров, хотя и существенный, в гораздо большем океане личного и коллективного бессознательного.
Основная часть задачи эго и основная цель психотерапии состоит в том, чтобы развить соответствующие отношения с тем, что Юнг назвал Самость , архетип целостности. Самость можно понимать как центральный организующий принцип психики, тот фундаментальный и существенный аспект человеческой личности, который придает связность, смысл, направление и цель всей психике.
Близко к поверхности бессознательного покоятся (по большей части) те личные качества и элементы опыта, которые были исключены из эго, обычно из-за родительского и общественного неодобрения. Эти элементы известны как тень , и они, как правило, проецируются на менее привилегированных лиц и группы. В то время как в целом эти качества являются отрицательными, тень может также содержать положительные аспекты, которыми человек не может владеть. Типичными для последних являются качества, пренебрегаемые семьей и/или сверстниками с такими ярлыками, как «немужской», «неженственный», «слабый» или «ребяческий».
Наконец, персона греческое слово, обозначающее маску актера это лицо, которое показывают другим. Он раскрывает некоторые избранные аспекты личности и скрывает другие. Хопке пишет: «Юнг рассматривал персону как жизненный сектор личности, который предоставляет индивидууму вместилище, защитное покрытие для его или ее внутреннего «я»» (19).89, с. 87). У хорошо развитого человека может быть несколько персонажей, подходящих для деловых и социальных ситуаций. Проблема заключается не в том, чтобы иметь личность, а в том, чтобы отождествиться с ней, пренебрегая внутренней жизнью человека.
Концепция архетипов , возможно, является наиболее отличительной из юнгианских концепций (Jung, 1934b, 1936). Это концепция, которую юнгианцы понимают как данность человеческого опыта, но которая часто ставит в тупик сторонников других психоаналитических школ. Юнг начал наблюдать в своей работе со сновидениями пациентов появление символов, которые, казалось, не имели никакого личного значения для сновидца, но часто имели большой эмоциональный заряд. Он заметил, что многие из этих символов снова и снова появлялись на протяжении истории в мифологии, религии, сказках, алхимических текстах и других формах творческого самовыражения. Юнг пришел к убеждению, что источником этого символического материала было то, что он определил как коллективное бессознательное, совокупность опыта, доступного всем людям на протяжении истории, которая лежит ниже личного бессознательного. Архетипы были для Юнга «типичными способами выражения», возникающими из этого коллективного слоя. Архетипы — это не образы и не идеи, а скорее фундаментальные психические паттерны, общие для всех людей, в которые организован личный опыт.
В результате раннего исследования ассоциаций слов Юнг пришел к выводу о существовании кластеров идей, мыслей, воспоминаний и восприятий, организованных вокруг центрального аффективного и архетипического ядра. Он назвал эти кластеры «комплексами чувственных тонов» (Юнг, 1907, пар. 82). Чувство-тонированные комплексы являются основными структурными единицами психики.
Юнг рассматривал комплексы как «живые единицы психики» (1934а, с. 191), как отличительные части личности
, каждая из которых несет в себе осколки сознания, степень интенциональности и способность преследовать цель. Они подобны реальным личностям в том, что содержат образы, чувства и качества, и если они поглощают эго, то определяют и поведение (Санднер и Биб, 1995, стр. 302).
В обычном человеческом опыте опыт овладения комплексом — это то, на что мы указываем такими словами, как «я был вне себя» или «я не знаю, что на меня нашло». Юнг ярко писал об автономном качестве комплексов:0003
Реальность следит за тем, чтобы мирный круговорот эгоцентрических идей постоянно прерывался идеями с сильным чувственным оттенком, т. е. аффектами. Ситуация, угрожающая опасностью, оттесняет спокойную игру идей и ставит на их место комплекс других идей с очень сильным чувственным оттенком. Новый комплекс оттесняет все остальное на задний план. На данный момент он наиболее отчетлив, потому что полностью подавляет все другие идеи; он допускает существование только тех эгоцентрических идей, которые соответствуют его положению, и при определенных условиях может подавлять до полной (мгновенной) бессознательности все идеи, противоречащие ему, как бы сильны они ни были. Теперь он обладает самым сильным тоном внимания (Юнг, 1919, с. 41).
Юнгианский анализ/психотерапия
Юнгианская психотерапия, как она практикуется в настоящее время, охватывает широкий спектр точек зрения, начиная от основного акцента на анализе архетипического материала сновидений и вопросы, включая сильный клинический акцент, который сочетает в себе эти два элемента. Ряд авторов пытались классифицировать юнгианцев по школам (особенно см. Samuels, 1985), и эта попытка, по-видимому, лишь частично увенчалась большим разнообразием, обнаруживаемым среди юнгианцев, именно потому, что теория основывается на опыте. Джозеф Хендерсон отмечает, что
. . . нам, практикующим, приходилось переформулировать свой терапевтический опыт, когда он отличался от опыта мастера. Этого следует ожидать с момента индивидуации. . . подразумевает, что ни один психотерапевт не может называться юнгианцем, если он сначала не стал настолько дифференцированным индивидуумом, насколько он или она может быть в ответ на свой личный анализ (1995, стр. 10).
Несмотря на то, что в юнгианской психотерапии используются различные акценты и стили, существуют фундаментальные цели, которые почти все юнгианцы разделяют. Мюррей Стейн резюмирует их следующим образом:
Юнгианский анализ, происходящий в диалектических отношениях между аналитиком и анализандом, имеет своей целью движение анализанда к психологической целостности. Эта трансформация личности требует согласования с бессознательным, его специфическими структурами и их динамическими отношениями с сознанием по мере того, как они становятся доступными в ходе анализа. Трансформация также зависит от значительной модификации бессознательных структур, которые формируют и контролируют эго-сознание в начале анализа, изменения, которое происходит через совокупность архетипических структур и динамику в интерактивном поле между аналитиком и анализандом (19).95, с. 33).
Основная цель юнгианского психоанализа/психотерапии – установить непрерывную связь между сознанием (эго) и бессознательным, между тем, что происходит в бессознательном, и тем, что происходит в повседневной жизни. Юнгианская теория понимает психику как содержащую стремление к равновесию и целостности, дифференцирующую и объединяющую различные элементы личного бессознательного и открывающую доступ к коллективному бессознательному. Юнг назвал это процессом индивидуации. В психотерапии этот бессознательный материал постепенно символически проявляется в сновидениях, в продуктах активного воображения и в переносных/контрпереносных отношениях между терапевтом и пациентом.
При адекватных отношениях, обстановке и времени психика клиента стремится к самоисцелению. Уитмонт пишет:
В конце концов бессознательное начнет давать не только описания существующего тупика, но и позитивные внушения возможностей развития, которые могли бы примирить противоположные позиции, показывая нам, какие пути развития доступны нам, какие пути требуются от нас. нами или закрытыми для нас, согласно присущему плану Самости (1969 г., п. 294).
Юнгианцы, как правило, не хотят чрезмерно направлять терапевтический процесс, полагая, что психика пациента, а не терапевта, является подходящим проводником. Карен Сигнелл говорит о терапевтическом процессе с юнгианской точки зрения как о
отношении к . . . руководство своим центром – источником глубочайшей интуиции, чувств и ценностей (1990, с. 22).
Ссылки
Хендерсон, Дж. Л. (1995). Размышления об истории и практике юнгианского анализа. В М. Штейн, изд. , Юнгианский анализ (2-е изд.). Чикаго и Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд.
Хопке, Р. Х. (1989). Экскурсия по Собранию сочинений К. Г. Юнга . Бостон и Лондон: Шамбала.
Юнг, К.Г. (1953-79). Собрание сочинений (Боллинген, серия XX), RFC Hull, пер.; Х. Рид, М. Фордхэм и Г. Адлер, ред. Принстон: Издательство Принстонского университета, 20 томов.
Юнг, К.Г. (1907). Психология раннего слабоумия. В Т он психогенез психических заболеваний, Собрание сочинений 3.
Юнг, К.Г. (1912). Трансформации и символы либидо, Собрание сочинений, дополнительный том. B.
Юнг, К.Г. (1917). О психологии бессознательного. В двух очерках по аналитической психологии, Собрание сочинений 7.
Юнг, К.Г. (1919). К проблеме психогенеза при психических заболеваниях. В Психогенез психических заболеваний, Собрание сочинений 3 .
Юнг, К.Г. (1934а), Обзор теории комплексов, В Структура и динамика психики, Собрание сочинений 8.
Юнг, К. Г. (1934b). Архетипы коллективного бессознательного. В Архетипы и коллективное бессознательное, Собрание сочинений 9, I.
Юнг, К.Г. (1936). Понятие коллективного бессознательного. В Архетипы и коллективное бессознательное, Собрание сочинений 9, I.
Юнг, К.Г. (1944). Психология и алхимия, Собрание сочинений 12.
Юнг., К.Г. (1954). Психология переноса. В Практика психотерапии, Собрание сочинений 16.
Юнг, К.Г. (1951). Тень. В Айон, Собрание сочинений 9, II.
Юнг, К.Г. (1961). Воспоминания, сны, размышления. Нью-Йорк: Пантеон.
Сэмюэлс, А. (1985). Юнг и постъюнгианцы. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.
Санднер, Д. Ф. и Биби, Дж. (1995). Психопатология и анализ. В М. Штейн, изд., Юнгианский анализ (2-е изд.). Чикаго и Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд.
Signell, K.A. (1990) Мудрость сердца: работа с женскими мечтами . Нью-Йорк: Бантам.