Синквейн правоотношения: Синквейн на тему «Правоотношения»

Закон, который нас защищает — презентация онлайн

Похожие презентации:

Систематизация нормативных правовых актов

Административные правоотношения

Гражданские-правоотношения. 9 класс

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Блок право

11кл современные подходы к пониманию права

Государственная Тайна

Государственный бюджет

Права и свободы человека и гражданина. (9 класс)

Международная защита прав человека

Правоотношения и правонарушения

Из
истории
права
Ошибки
Права
ребенка
Русские
Символик
народные
а
сказки
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
30
30
30
30
30
30
40
40
40
40
40
40
50
50
50
50
50
50
60
60
60
60
60
60
70
70
70
70
70
70
80
80
80
80
80
80
Синквейн
Как в современной юридической
практике трактуется следующее понятие

«Нападение скопом»
Соучастие
Как в современной юридической
практике трактуются следующие
понятия «Повторное конокрадство»
Рецидив
Как в современной юридической
практике трактуются следующие
понятия «Гонение следа»
Розыск преступника
Как в современной юридической
практике трактуются следующие
понятия «Видоки и послухи»
Свидетели
Как в современной юридической
практике трактуются следующие
понятия «Свод»
Очная ставка
Это слово латинского происхождения
широко используется в юриспруденции,
буквальный перевод его — «книга». Назовите
это слово
Кодекс
Это слово известно всем, оно относится к
структуре государственного устройства,
буквальный перевод с латинского –
«сидящий впереди». Назовите это слово.
Президент
Это выражение, которое стали использовать
юристы, в переводе с латинского означает
«в другом месте». Назовите его.
Алиби – нахождение обвиняемого в
другом месте во время
совершения преступления как
доказательство его невиновности
Исправьте ошибку в написании термина
канституция
кОнституция
Исправьте ошибку в написании термина
праванарушение
правонарушение
Исправьте ошибку в написании термина
приступление
прЕступление
Исправьте ошибку в написании термина
Дескременация
дИскриминация
Исправьте ошибку в написании термина
осамблея
АССамблея
Исправьте ошибку в написании термина
преоритетность
прИоритетность
Исправьте ошибку в написании термина
ювинаальная юстиация
ювЕнаальная юстиация
Исправьте ошибку в написании термина
обмусмен
омбуДсмен
Какой документ посвящён защите прав
ребёнка?
Конвенция
о правах
ребёнка
Как называется право иметь любые
убеждения, в том числе исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой?
Свобода совести
С какого возраста человек приобретает
личные права?
с рождения
Назовите возраст,
с которого
у несовершеннолетнего
появляется паспорт
гражданина РФ
С 14 лет
Когда празднуется
международный День
защиты детей?
1 июня
С какого возраста подросток имеет
право на самостоятельный труд?
с 16 лет, с согласия родителей
(письменно)
Как называется лицо, уполномоченное парламентом
осуществлять контроль за соблюдением законных
прав и интересов граждан в деятельности органов
исполнительной власти и должностных лиц?
Омбудсмен
В каком образовательном учреждении
имеет право учиться ребенок? Кто
выбирает учреждение?
в любой школе, которую он
выбрал сам
Литературный герой какой сказки мог
бы пожаловаться, что нарушено его
право на неприкосновенность жилища?
«Заюшкина избушка» «Три поросенка»
В какой сказке главный герой отказался
воспользоваться своим правом на
получение образования?
«Золотой ключик,
или Приключения
Буратино»
В какой сказке героиня пренебрегает
своими обязанностями, и из-за этого
происходит много неприятностей?
«Гусилебеди»
В какой сказке нарушено право о том,
что каждый человек, где бы он не
находился, должен быть защищен
законом?
«По щучьему
велению, по моему
хотенью»
В какой сказке нарушается право
человека владеть своим имуществом?
«Золотой ключик,
или Приключения
Буратино»
В какой сказке нарушено право о том, что
каждый человек, где бы он не находился,
должен быть защищен законом?
«Айболит»
В какой сказке нарушены права,
охраняющие материнство и детство?
«Сказка о царе
Салтане»
В каких сказках нарушено право на
личную неприкосновенность, жизнь и
свободу?
Волк и семеро
козлят
«Гусилебеди»
«Красная
шапочка»
Сколько цветов на российском флаге?
Три
Какая птица изображена на российском
гербе?
Орел (двуглавый орел)
Как называется торжественная песня,
символ государства?
Гимн
Как называется изображение-символ,
которое показывает исторические традиции
города, государства, семьи, отдельного
лица?
Герб
Что обозначает белый цвет российского
флага?
Чистота, благородство, мир
Наука, изучающая гербы и их происхождение
Геральдика
Золотой шар с крестом наверху, символ
верховной власти
Держава
Об этом символе начал свою поэму церковный деятель XVII века:
«Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий»
Герб (изображение
российского герба)
Напишите синквейн со словом
правила
Напишите синквейн со словом
Закон
Напишите синквейн со словом
права
Напишите синквейн со словом
Родина
Напишите синквейн со словом
Россия
Напишите синквейн со словом
гражданин
Напишите синквейн со словом
обязанности
Напишите синквейн со словом
Конституция

English     Русский Правила

§ 18.

Семейные правоотношения

Урок по обществознанию: «Семейные правоотношения»

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы

Технологии: развитие критического мышления

Цель урока: сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека.

Задачи урока

воспитательные:

  • формирование представления о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений.

образовательные:

развивающие:

  • формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления;

  • формирование навыков обобщения и анализа;

  • приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.

Методы и приёмы обучения: словесный, частично-поисковый, практический, групповая работа.

Оборудование:  выдержки из Семейного кодекса РФ, Конституция РФ, карточки с заданиями, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают, что: основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать свои ответы; осуществлять поиск нужной информации, систематизировать её и выделять главное; высказывать собственную точку зрения.

Основные понятия и термины:

Семья, брак, фиктивный брак, гражданский брак, церковный браки, брачный договор, Семейный кодекс РФ.

Основные источники информации:

1. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев « Обществознание»

9 класс, Москва, «Просвещение», 2013 г.

2. Семейный кодекс РФ.

Ход урока

I. Организационный момент (3 минуты).

Здравствуйте, я приветствую вас на уроке обществознания. Пусть для вас сегодня день будет добрым, а урок продуктивным.

Отмечаем присутствие.

Мы с Вами продолжаем изучать раздел обществознания «Право». Вы уже знаете, что такое право и какова его роль в жизни общества и государства, какие правоохранительные органы существуют, что такое Конституция и основы конституционного строя РФ, каковы права и обязанности граждан. Вы познакомились с такими отраслями права как гражданское и трудовое.

II. Проверка домашнего задания (5 минут).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим усвоение Вами предыдущего материала. В течение 5 минут Вы будете отвечать на тестовые вопросы по теме: «Трудовое право». В тесте 8 заданий: 0-1 ошибка – 5; 2 ошибки – 4; 3-4 ошибки – 3; более 4 ошибок – 2.

III. Подготовка к восприятию нового материала (5 минут).

Учитель зачитывает притчу (создание проблемной ситуации по выявлению названия темы урока и постановки задач урока).

Притча «Ключ к миру в семье»

Живут в соседних домах две семьи. В первой семье все время ссорятся, а во второй — всегда тишина и взаимопонимание. Жена из первой семьи говорит мужу:
— Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.
Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась. Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:
— Прости, дорогой, я виновата.
Он:
— Нет, это ты прости, я виноват.
Подслушивающий мужчина расстроился и пошел домой. Дома жена спрашивает:
— Ну, что, посмотрел?
Муж:
— Да!
Жена:
— Ну что?
Муж: — Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Постановка учащимися проблемы урока.
Подводящий проблемный диалог:

  • Зачем я рассказала вам эту притчу?

  • Какую роль играет взаимопонимание в нашей жизни, в семье?

  • Зачем нужны хорошие, дружелюбные отношения в семье между мужем и женой?

  • Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать?

  • Актуальна ли она для ваших современников и почему? 

  • Какую цель урока мы поставим?

IV. План изучения нового материала:

    1. Юридические понятия семьи и брака.

    2. Условия и порядок заключения брака.

    3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

    4. Правоотношения супругов.

    1. Юридическое понятие семьи и брака.

    – Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право».

    Семейное право — система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

    Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно. 

    С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введенное в ХI в., практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.

    Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.

    С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев. 

    С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, — гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.

    После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства:  декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака  в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласия будущих супругов. 

    Декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в ведение местных судов. 

    Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и является основным источником семейного права.

    Выявление проблемного вопроса: Может ли семья существовать без брака?

    Скажите, а что же такое семья и брак. (Записать в тетрадь определения)

    Семья

    Брак

    Малая группа, члены которой состоят в браке и родстве, связаны общностью быта, взаимной заботой, воспитанием детей, взаимопониманием и поддержкой.

    В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.

    Вопрос: О каких браках вы слышали и знаете? (гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак?)

    А выяснить разницу нам поможет учебник на стр. 154-155, рубрика «Факт» (учебник, стр. 156) и раздат.материал по церковному браку. (Прил.2)

    Гражданский брак-это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

    Фиктивный брак-брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

    Церковный брак-это венчание в церкви.

    Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация, порождает юридические права и обязанности супругов.

    2. Условия и порядок заключения брака. Работа в парах.

    А теперь мы вместе с вами выясним условия и порядок заключения брака, а также, какие обстоятельства препятствуют вступлению в брак. У Вас на партах Приложения, которые могут нам.

    Работа с главой 3 Семейного кодекса «Условия и порядок заключения брака».

    Задание для группы 1.  Приложение №1

    1. Каков порядок заключения брака?

    Задание для группы 2.  Приложение №2

    2. Каковы условия вступления в брак?

    Задание для группы 3.  Приложение №3

    3. Каковы обстоятельства препятствующие браку?

    После обсуждения информация проецируются на экран:

    • условия заключения брака — взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность;

    • обстоятельства, препятствующие заключению брака — не должны состоять в зарегистрированном браке, не должны быть близкими родственниками, недееспособность, признанная по суду.

    • порядок вступления в бракподача заявления в ЗАГС, обязательное присутствие жениха и невесты, подписи в книге актов гражданского состояния, отметка в паспорте, выдача свидетельства о браке (на русском и другом языках).

    Учитель:

    — Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет? Свой ответ аргументируйте.

    -Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать  брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов РФ: в РостовскойМосковскойВологодскойВладимирскойСамарскойКалужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет,  ТверскойМурманской и Рязанской — до 15 лет, НовгородскойОрловской, а также Башкортостане — без ограничений,  в связи с исключительными обстоятельствами.

    3. Сущность и особенности семейных правоотношений.

    Учитель:

    — Итак, брак заключен, семья сложилась и возникают семейные правоотношения.

    В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?

    Семейные правоотношения это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований.

    Снова обратимся к Семейному кодексу РФ (статьи 31-37).

    Задание для группы 1 (приложение 4)

    Что такое личные права и обязанности супругов?

    ст.31 и 32 СК РФ

    Задание для группы 2 (приложение 5)

    Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

    ст.33 -35 СК РФ.

     Задание для группы 3 (приложение 6)

    Какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества?

    ст.36 -37 СК РФ.

    Права супругов.

    1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.

    2. Право на выбор фамилии.

    3. Равные права родителей в воспитании детей.

    4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.

    Обязанности супругов.

    1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.

    2. Заботиться о благосостоянии своих детей.

    3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.

    4. Платить алименты на содержание детей.

    Собственность супругов

    Личная собственность

    — имущество, принадлежащее до вступления в брак

    — имущество, полученное в дар или по наследству

    — вещи индивидуального пользования

    Совместная собственность

    — имущество, нажитое во время брака

    — зарплата, пенсии, пособия.

    — квартиры, дачи, автомобили

    — ценные бумаги и вклады в банке

    — доходы от предпринимательской деятельности

    — Предприятия.

    Учащиеся делают вывод: брак – ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности.

    4. Брачный договор.

    Учитель:

    — Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак? Учащимся предлагается изучить статьи 40-43 СК (приложение 7) и ответить на вопросы:

    Вопросы:

    1. Где заключается брачный договор?

    2. В какой период времени можно заключить брачный договор?

    3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?

    4. Каково содержание брачного договора?

    5. Чего нельзя писать в брачном договоре?

    V. Рефлексия:

    Учитель:

    — Итак, мы с вами познакомились с правовым регулированием семейно-брачных отношений. Вопросы, касающиеся порядка расторжения брака, правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей, а также воспитания детей, оставшихся без попечения родителей мы рассмотрим на следующем уроке.

    Для закрепления я предлагаю вам решить несколько задач

    Задача 1.

    ЗАГС: на прием приходят юноша и девушка в возрасте 17 лет и просят расписать их. Работник ЗАГСа отказывает. Молодые люди идут на прием к юристу, который объясняет, что исключения из данной нормы нет. Какую норму использовал работник ЗАГС?

    Задача 2.

    Как появилось слово «семья»? -Кто пищу сготовит, радость моя?

    Когда-то о нём не слыхала Земля… И Ева всё так же ответила: -!

    Но Еве сказал перед свадьбой Адам -Кто платье сошьёт, постирает бельё,

    -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Меня приласкает, украсит жильё?

    Кто деток родит мне, богиня моя? Ответь на вопросы, подруга моя!

    И Ева тихонько ответила: -Я. На это всё Ева ответила: -Я.

    -Кто их воспитает, царица моя? Сказала она знаменитых семь «я»-

    И Ева покорно ответила: -Я. Вот так на земле появилась семья!

    -Какой принцип семейного права здесь нарушен?

    Задача 3.

    Что из перечисленного относится к личным неимущественным правам супругов? Обоснуйте свой выбор.

    1) сохранение добрачной фамилии или избрание фамилии одного из супругов в качестве общей;

    2) совместное решение вопросов жизни семьи;

    3) расторжение брака;

    4) дача согласия на усыновление ребёнка другим супругом;

    5) распоряжение вещами индивидуального пользования.

    Задача 4.

    Совершеннолетние Иван и Мария подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС отказали им в их просьбе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о правомерности действий сотрудников ЗАГС?

    1) У Ивана и Марии один отец, но разные мамы.

    2) Мария – католичка, а Иван – православный.

    3) Мария старше Ивана на 18 лет.

    4) Иван – вдовец, а Мария ни разу не была замужем

    Задача 5.

    Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?

    А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.

    Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.

    1)верно только А

    2)верно только Б

    3)верны оба суждения

    4)оба суждения неверны

    Наш проблемный вопрос: Может ли семья существовать без брака?( Семья без брака не может существовать, т. к. мы выяснили, что с законной регистрацией брака возникают юридические права и обязанности супругов, а без брака — это просто сожительство.)

    Составление синквейна на тему «Семья»

    Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

    Структура синквейна

    1 строка – тема или предмет, обычно существительное, отражающее главную идею.

    2 строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза из четырех слов, в которой отражается мнение к теме или предмету разговора.

    5 строка – «смысловой синоним», вывод, итог, обычно существительное, отражающее сущность темы.

    Например: Семья

    Крепкая, любящая,

    Помогает, поддерживает, выручает.

    там где тебя понимают
    Взаимопонимание.

    VI. Домашнее задание: п.18, пункт 1-3 (стр. 154-159)

    И закончить урок мне хотелось бы стихотворением.

    Что может быть семьи дороже?
    Теплом встречает отчий дом,
    Здесь ждут тебя всегда с любовью,
    И провожают в путь с добром!

    Отец и мать, и дети дружно
    Сидят за праздничным столом,
    И вместе им совсем не скучно,
    А интересно впятером.

    Малыш для старших как любимец,
    Родители — во всем мудрей,
    Любимый папа — друг, кормилец,
    А мама ближе всех, родней.

    Любите! И цените счастье!
    Оно рождается в семье,
    Что может быть ее дороже
    На этой сказочной земле!

    «Измени речь, измени жизнь» — Здоровое питание рядом со мной

    Содержание

    • Синквейн
    • Страшилки
    • Хайку
    • Дзен-буддизм спешит на помощь
    • Две магии слова
    • Об эксперте

    Язык это не только важнейший инструмент взаимодействия с другими людьми, но и способ самопознания. То, как мы говорим и пишем, может многое рассказать о нас самих. Как человек живет, так и говорит. Библиотерапевт Татьяна Колошина объясняет, как избавиться от негативных состояний с помощью синквейнов, страшилок и волшебных слов.

    Язык — очень живая форма, реагирующая на любые изменения. Через него можно как понять себя и других, так и повлиять на собственное состояние. Именно на этом основано направление арт-терапии – библиотерапия (от латинского слова biblio – «книга»). И вторым основным кирпичиком в фундаменте этого направления психотерапии является закон Хеннекена. По его словам, главным героем любого произведения всегда является сам автор.

    «Он может показать себя целиком. Или напишите об одной части себя: лучшей, худшей, больной, страдающей. Если внимательно проанализировать несколько произведений одного автора, можно описать структуру характера и личности писателя», — рассказала на открытой лекции арт-терапевт Татьяна Колошина. «Когда люди что-то сочиняют, пишут стихи, тексты, они пишут о себе и выдают себя».

    И это свойство может использовать как психолог в работе с клиентами, так и любой желающий узнать свое состояние и исправить его. Однако нередко можно услышать: мол, не умею сочинять, не умею. Нетворческих людей, убеждена Татьяна Колошина, не бывает. Иначе мы бы не выжили. «Просто у кого-то творчество в коме, у кого-то в летаргическом сне. Когда ты выносишь ее оттуда, будишь ото сна, у человека очень сильное ощущение, что «я могу».

    Синквейн позволяет мгновенно расшифровать состояние, от которого человек хочет избавиться

    Слово – вторая сигнальная система, объясняет арт-терапевт. Измени речь, измени жизнь. На этом основаны методы библиотерапии.

    «У каждого человека есть состояния, в которые он постоянно попадает, но хочет это остановить. Кто-то вспыльчив, кто-то ревнив, кто-то обидчив. Какие условия нежелательны? Почти весь агрессивный и негативный ряд: раздражение, страх, тоска, обида, тревога, вина, гнев. Это то, что неприятно переживать, что общество запрещает выражать, предлагая два варианта: сублимировать (на начальство нельзя орать, тогда меня выпишут дома) или вытеснить (тогда невыраженный гнев или обида могут перейти в психосоматику). ).

    А если мы хотим выйти из привычного шаблона, справиться с сильными эмоциями или, наоборот, дать им волю, мы можем применить несколько приемов. Главное, следовать схеме при написании своего «литературного произведения».

    Синквейн

    Следуйте алгоритму написания психологического синквейна. Такая схема представляет собой книгу из одиннадцати слов. Предлоги и союзы не считаются словами. Всего должно быть пять строк.

    Первая строка: название штата одно слово.

    Вторая строка: метафора состояния – два слова.

    Третья строка: какие действия я обычно совершаю автоматически, по привычке, оказавшись в таком состоянии — три слова.

    Четвертая строка: чувства, возникающие в результате этих привычных действий, это четыре слова.

    Пятая строка: название штата одно слово.

    «Получается какое-то рондо: с чего начали, к тому и вернемся», — поясняет Татьяна Колошина. Но часто последняя строка отличается от первой. То есть что-то случилось с нашим государством в пять строк. Чем еще хороша эта методика: о чем говорят люди, что подразумевают под словом, например, «тоска», одному Богу известно. Синквейн позволяет сделать мгновенную расшифровку того состояния, от которого хочет избавиться человек, как только он начинает описывать чувства, поступки. Здесь нет ничего о мыслях — ум в этот момент занят четким обозначением состояния словами.

    Татьяна Колошина приводит примеры малотоннажных автомобилей, которые помогли распознать депрессию у клиента.

    Пример 1.

    «Депрессия.

    Вязкий туман.

    Я лежу, свернувшись клубочком.

    Отчаяние, бессилие, страх и пустота.

    Депрессия»

    «Как видите, изменений с первой по пятую строчки не было, с клиентом еще не работали».

    Пример 2.

    «Депрессия.

    Нет времени.

    Я лежу с закрытыми глазами.

    И пусто, пусто, пусто, пусто.

    Депрессия»

    «Это явно клиническая депрессия, и без лекарств вряд ли обойдется», — комментирует Татьяна Колошина.

    Вот пример более легкого, но тоже неприятного состояния, которое можно изменить с помощью литературного произведения.

    «Это оскорбление.

    Подлое бессилие.

    Глотая ругань, не смотрю

    Гнев, отвращение, страх, бессилие.

    Уныние»

    «Теперь можно работать с унынием и писать новый синквейн. И так можно получить целый венок из синквейнов. Вы не должны закончить положительно, нет. Но состояние изменится, оно будет с разной степенью и интенсивностью. Как будто человек час лежал неподвижно, а потом усилием воли заставил себя встать. И его состояние тут же изменилось на другое, более предпочтительное. Это не радость, нет, но человек больше не будет бегать кругами, как загнанная лошадь», — объясняет арт-терапевт.

    Страшилки

    Написание страшилок – не менее эффективный ресурсный инструмент. Мы знаем их с детства. «Дети в подвале играли в гестапо, сантехник Потапов умер от пыток». Понятно, что это гипербола и на самом деле дети этого не делали.

    «Страшилки — это аллегорическое, одобряемое выражение гнева, социально принятая форма. Кто-то раздражает или становится постоянным источником неприятностей и неприятных эмоций. Задача страшилки — расправиться с ним в стишке самым остроумным и садистским способом, выплеснуть накопившиеся эмоции на бумагу. Однажды участники семинара предложили мне такую ​​страшилку: «Огромный отдел целый день веселился — на ветке висел мертвый начальник». Поверьте: если какой-то человек вас рассердил или причинил вред, то после таких 3-4 стишков, при встрече с ним, вы будете уже не злиться, а смеяться.

    Хайку

    «Однажды Нифонт Долгополов пригласил меня на гештальт-конференцию. Я уточнил, что за тема была в последний день работы. Получилась тема скелетов. И предложила участникам сочинить на эту тему хайку — японские трехстишия. Мы смеялись над головами. Шикарный разряд.

    «Влюбился.

    Пришел.

    Из шкафа выпал скелет прошлогодней возлюбленной.

    ***

    «Я ночью открою шкаф.

    В нем звучит, пахнет костями.

    Мозаика страсти.

    ***

    «Зимним вечером

    красиво в шкафу

    разбери кости скелета.

    ***

    «Время летит

    Половину скелетов не помню

    И почему-то храню.

    ***

    «Скелет в шкафу.

    Аккуратно стряхните с них пыль.

    У кого-то есть мой.

    ***

    «Где ты, любовь моя?

    В шкафу пропал твой скелет.

    эффект терапии.

    ***

    «Я горжусь собой,

    достаю скелеты из шкафа

    Жизнь не проходит даром».

    Тема щекотливая и тревожная. У каждого есть скелеты в шкафу. И многие боятся, что однажды тайна раскроется. «Итак, в трех строчках проявляется характер человека. Люди не могут бояться и смеяться одновременно. Отсюда и эффект страшилок, в том числе и в виде хайку. Кажется, что я выдумываю ужас, но выпускаю свою злость, особенно когда ничего не могу с ней поделать», — говорит Татьяна Колошина.

    Дзен-буддизм спешит на помощь

    В дзен-буддизме есть простая, но очень эффективная техника, помогающая уменьшить сильные чувства, которые нам трудно испытать. «Например, гнев. Если она сдерживается, то это психосоматика. Если сублимировать – на начальство орать нельзя, а на детей можно – то возникает чувство вины и не факт, что это лучше злости. Что может быть сделано? Научитесь произносить это вслух. Нужно задать себе три вопроса», — рекомендует арт-терапевт.

    1 Вопрос: Что я сейчас испытываю?

    Ответ 1: Сейчас я злюсь.

    Сказав это, мы обнаруживаем, что гнев уменьшился на треть. Часть энергии мы тратили на произношение и вербализацию. Причем важно говорить от первого лица – я. Если вы скажете, что меня то и это бесит, то никакого эффекта не будет. «Я псих.»

    2 Вопрос: Чем вызван этот гнев?

    Гениальный вопрос, — говорит Татьяна Колошина. «Чтобы возникла эмоция, должен прийти раздражитель из внешней среды, либо я сам запускаю этот раздражитель. Мы часто говорим: этот человек меня раздражает. Этого не происходит. Весь человек не может нас раздражать. Может – интонация, жесты, мимика. Если ответить на второй вопрос, то от первоначального ощущения останется только треть. Или ничего не останется. Но если что-то осталось, то можно задать себе и третий вопрос.

    3 Вопрос: Что я могу сделать с этим гневом прямо сейчас?

    Ответ 3: Отложу на час.

    «Работает без нареканий», — уверяет арт-терапевт.

    Два волшебных слова

    «Я часто слышу от клиентов: «Я ничего не могу сделать. Любые начинания пролетают мимо. Меня никто не уважает». И т.д. Что мы видим? Что человек живет в страдательном залоге. Он ничего не изменит в жизни, пока не променяет ее на действительный залог. Например: Я не вызываю чувства любви у других. И тогда следующий вопрос: как и что мне сделать, чтобы это произошло? – говорит Татьяна Колошина.

    В жизни есть два волшебных слова, убежден библиотекарь, но мы забываем их использовать: «пока» и «попробуй». Мы говорим: «Я не умею писать стихи». Достаточно добавить: «Я еще не умею писать стихи», и тон и энергетика фразы меняются. «Я не могу сделать это». «А ты попробуй!».

    «Мы часто от чего-то отказываемся, даже не попробовав. В нашей культуре это есть.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts