Психология заражение: Заражение как психологический феномен — Психологос

Психология заражения — Психология и саморазвитие

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Психология заражения характеризуется как бессознательная, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям.

В социальной психологии заражения
— это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта.

Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е. непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям. И так действие механизмов заражения становиться слабее. Все-таки проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения, как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения.

Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак, внушение или сугестия (от лат. Suggestio)
— это процесс влияния на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации.

Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено такого рода влияние: его способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости т. д.

Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора.

Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетности, зависимости и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушение рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованная разновидность коммуникативного воздействия, которое используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др.

Попытка проанализировать внушение с социально-психологической точки зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушение (сугестии) и контрвнушения (контрсугестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом.

Так, сугестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев.

Контрсугестия, напротив, связана с недоверием к информации, неповиновению к господствующему положению вещей, она обусловливает рождение внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.

Единство действия механизмов сугестии и контрсугестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека. Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимости и ценности в генезис исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия сугестии и контрсугестии, Б. Паригин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения.

В частности, исследователь не вполне согласуется с Б. Поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б. Паригин утверждает, что хотя между заражением и внушением есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, которые затем перерастают в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют большой степень взаимовлияния друг на друга).

Однако не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:

  • в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т. е. индуктором и реципиентом;
  • искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому ;
  • если заражение как процесс взаимодействия может иметь не персонифицированный характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
  • если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то в внушении преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный характер.

По содержанию и конечному результату воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др.

Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, которое происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренной и безответственной манипуляции сознанием индивида или группы людей.

Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявлением недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенным действиям, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде.

Преднамеренное внушение
— это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния.

Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Конспект лекций Социальная психология личности и общения =lybs.

ru= =lybs.ru=

Заражение относится к особого способа психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, который осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д. Источники заражения своими корнями уходят в седую древность, а его проявления чрезвычайно многочисленны: это и заразительны ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др. По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, которая поступает из разных источников, почти отсутствует.

В психологии зараження’характеризується как неосознаваемая, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям. В социальной психологии заражение — это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражение является одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психической заразительности заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора. В то же время значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоционального реагирования на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения является взрывные формы проявления эмоций, порожденные положительным или отрицательным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, которые взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. То есть непосредственный коммуникативный связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряжения, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро озабочены психическим состоянием и эмоциональным воздействием других. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они как бы отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованной общности, в толпе. Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем более критичным является отношение людей к тем или других сил, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний. Поэтому должна становиться слабее действие механизмов заражения. Все же проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения как на теоретическом, так и на прикладном уровнях.

Конструктивная действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, то есть, если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушение считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к ней поступает, отсутствие у индивида стремление проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения. Источником внушения может быть человек, как знакомая, так и совсем незнакомая, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека, поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека. Итак, внушение, или суггестия (от лат. suggestio) — это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации. Как видим, содержание воздействия направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а к ее готовности получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлен такого ролла влияние: ее способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости и т.

д. Значительным фактором, который влияет на эффективность внушения является авторитет источника воздействия, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора. Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверие, авторитетность, зависимость и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушение рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованный вид коммуникативного воздействия, который используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др. Попытку проанализировать внушение с социально-психологической точки зрения совершил Бы.

Поршнев. Сквозь призму механизмов внушения (суггестии) и контрнавіювання (контрсугестії) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом. Так, суггестии автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор, с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев. Контрсугестія, наоборот, связана с недоверием к информации, неповиновением до господствующего положения вещей, она предопределяет рождение внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления изменений в обществе.

Единство действия механизмов суггестии и контрсугестії, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека.

Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимость и ценность в генезисе исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия суггестии и контрсугестії, Бы. Парыгин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения. В частности, исследователь не вполне соглашается с Бы. Поршневым, который рассматривает внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б. Парыгин утверждает, что хотя между заражением и внушением есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, что потом перерастает в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют большую степень взаимовлияния друг на друга), однако не стоит делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из таких соображений:

• в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживание идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, то есть индуктором и реципиентом;

• искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, то есть тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому;

• если заражение как процесс взаимодействия может иметь неперсоніфіко-ваний характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизирования психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;

• если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то во внушении преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи) вербальный характер.

По содержанию и конечным результатом воздействия выделяют внушение положительное и отрицательное, этичное и неэтичное. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др. Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, что происходит в том случае, когда оно становится инструментом преднамеренной и безответственной манипуляции сознанием индивида или группы людей. Внушение может осуществляться в форме гетеросугестії (воздействие со стороны) и аутосугестії (самовнушение). Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе каких-то представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действия и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявление недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых, разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, преднамеренное и непреднамеренное внушение. Прямое внушение предполагает призыв к определенному действию, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде. Оно рассчитано на некритическое восприятие сообщений, для чего используются не повелительные, а оповідні формы. Преднамеренное внушение — это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланировано, и в соответствии с этим подбирает приемы воздействия. Непреднамеренное внушение не ставит перед собой специальной задачи, однако своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, который побуждал бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгіпнотичному состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Книга: Конспект лекций Социальная психология личности и общения

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конспект лекций Социальная психология личности и общения
2.РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ В ОБЩЕЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
3.1.1. Личность и общение в процессе уточнения предмета социальной психологии.
4.1.2. Личность и общение в общей структуре социальной психологии.
5.1.3. Сфера личности и общения в контексте функций и поняттєвого аппарата социальной психологии.
6.1.4. Методологическая основа социальной психологии личности и общения
7.1.5. Эволюция социально-психологических знаний о личности и общения: как это происходило?
8.1.5.1. В становлении и развитии зарубежной социальной психологии можно выделить следующие этапы:
9.1.5.3. В становлении и развитии отечественной социальной психологии можно выделить следующие периоды:
10.1.6. Личность и общение в контексте перспектив развития социальной психологии.
11.РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. 2.1. Социально-психологический подход к пониманию личности.
12.2.2. Личность как социально-психологический феномен.
13.2.3. Личность и общество.
14.2. 4. Социализация личности.
15.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 1)
16.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 2)
17.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 3)
18.2.5. Личность: установки и поведение.
19.2.5.2.Поняття установки, ее структура и функции.
20.2.5.6. Индивидуально-психологические свойства индивида и внешние поведенческие проявления.
21.2.5.8. Интерес к стати
22.2.5.9. Образ жизни
23.РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 3.1. Общение в структуре социальных и межличностных отношений
24.3.1.1. Універсальність феномена общения в коммуникативной культуре общества.
25.3.2. Общая характеристика общения. Общая характеристика общения. 3.2.1.Спілкування как социально-психологический феномен
26.3.2.2.Структура и функции общения.
27.3.2.2.Структура и функции общения. (продолжение)
28.3.2.4.Стратегії и тактики общения.
29.3.2.5. Уровни, стили и типы общения.
30.3.2.7. Формы общения.
31.3. 2.8. Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.
32.3.2.9.Морально-психологический контекст общения.
33.3.2.11.Труднощі, барьеры и деформации в общении.
34.3.3. Психологические особенности коммуникации в межличностных отношениях. 3.3. Психологические особенности коммуникации в межличностных отношениях. 3.3.1. Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы.
35.3.3.2.Комунікативний пространство межличностных отношений
36.3.3.3. Психология произнесения информации.
37.3.3.4. Технологические аспекты вербальной и невербальной коммуникации.
38.3.3.5. Барьеры коммуникации.
39.3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4.1. Общая характеристика взаимодействия.
40.3.4.2. Понятие взаимодействия: историко-теоретический обзор.
41.3.4.3. Потребность в межличностных контактах и взаимодействии.
42.3.4.4.Альтруїзм и агрессия в межличностном взаимодействии.
43.3. 4.5.Взаємодія и совместная деятельность.
44.3.4.6. Природа аттракции в межличностном взаимодействии.
45.3.4.7. Деструктивное межличностное взаимодействие.
46.3.4.8. Конфликтное взаимодействие.
47.3.5. Психология межличностного воздействия. 3.5. Психология межличностного воздействия. 3.5.1.Поняття и общая характеристика влияния в межличностном взаимодействии.
48.3.5.2. Психология переконувального влияния.
49.3.5.3. Психология заражения
50.3.5.5. Подражание определенному образцовые.
51.3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6.1. Понятие социального познания.
52.3.6.2.Загальна характеристика межличностного познания.
53.3.6.3.Механізми и эффекты межличностной перцепции.

На предыдущую


Поведенческое заражение (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Поведенческое заражение Определение

Поведенческое заражение — это склонность людей повторять поведение после того, как это сделали другие. Люди очень часто делают то, что делают другие. Иногда мы предпочитаем подражать другим, например, одевая ту же одежду, что и наши друзья. Однако большую часть времени мы не осознаем, что копируем поведение. Исследования показывают, что люди бессознательно имитируют многие виды поведения. Примерами являются речевые переменные, такие как синтаксис, акценты, скорость речи, паузы, тон голоса и поведенческие переменные, такие как жесты, манеры, позы. Кроме того, мы перенимаем выражение лица, настроение и эмоции друг друга. Другими хорошо известными примерами являются смех и зевота.

Анализ поведенческого заражения

Почему мы подражаем? В то время как поведенческая синхронность у многих видов животных способствует безопасности (вспомните косяки рыб или стаи птиц), у людей подражание выполняет и другие функции. Во-первых, имитация — очень эффективный инструмент для понимания других и обучения у них. Делая то, что делает другой, мы знаем, что делает другой человек. Нам не нужно совершать одни и те же ошибки и учиться методом проб и ошибок; скорее, мы можем немедленно скопировать лучший вариант поведения. Это также эффективный способ передачи навыков и культуры. В случае эмоционального заражения, когда мы перенимаем выражение лица нашего партнера по взаимодействию, мы чувствуем то, что чувствуют другие, мы понимаем их и можем сопереживать их удовольствию или боли, что приводит нас к другой функции подражания.

Подражание также выполняет социальную функцию и является мощным инструментом, объединяющим людей: оно действует как социальный клей. Нам нравятся другие, которые подражают нам (пока мы этого не замечаем, иначе будет неловко), ведут себя по отношению к ним более просоциально и чувствуют себя ближе к ним. Многие продавцы и другие профессионалы знают этот аспект имитации и используют его в попытках повлиять на потребителей или клиентов. В коммерческих книгах по продажам и тактикам влияния часто рекомендуется подражание или подражание.

Как мы подражаем? Человеческий мозг, похоже, настроен на подражание. В человеческом мозгу существует тесная связь между восприятием и действием, видением и действием. Хорошим примером этой тесной связи является так называемый зеркальный нейрон, обнаруженный группой из

итальянских исследователей в середине 1990-х годов. Эти клетки мозга активны как тогда, когда люди выполняют определенное поведение (например, хватание), так и когда мы просто видим, как кто-то другой выполняет это поведение. Эти клетки мозга не делают различий между нашим поведением и поведением других людей. Хотя нет окончательного мнения об этих зеркальных нейронах и о том, действительно ли они вызывают имитацию, появляется все больше и больше доказательств гипотезы о том, что имитация запрограммирована в человеческом мозгу. В настоящее время исследователи пытаются объяснить, как именно работает имитация и как она связана с человеческими характеристиками, такими как эмпатия и чтение мыслей.

Ссылки:

  1. Chartrand, T.L., & Bargh, JA (1999). Эффект хамелеона: связь восприятия-поведения и социальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии, 76, 893-910.
  2. Мельцофф, А., и Принц, В. (ред.). (2002). Подражательный ум. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Как социальная зараза влияет на нас | Блог студенческой деятельности

30 ноября 2020 г.

Близится конец семестра, и студенты со всего мира с нетерпением ждут того дня, когда им не придется беспокоиться о появлении нового задания в их списке дел. Студенты и сотрудники одинаково почувствовали тяжесть семестра, наполненного взлетами и падениями. Будь то отсутствие осеннего перерыва или просто борьба с недостатком внимания в переходный период, COVID-19повлияло на многие сферы нашей жизни.

Я заметил, какое влияние люди оказывают друг на друга в своем сообществе во время этой пандемии, и, оглядываясь назад, я вспоминаю, как много раз мои родители говорили мне окружать себя людьми, на которых вы хотите быть похожими. Хотите вы этого или нет, но человек будет больше похож на своего друга. Этот эффект называется социальным заражением. Согласно Psychology Today, «это относится к склонности людей подражать поведению других, которые либо находятся поблизости, либо с которыми они столкнулись».

Я начал думать обо всех способах воздействия на меня и обо всех способах, которыми я могу влиять на других. Были ли эти встречи положительными или отрицательными? В статье New York Times говорится: «Эти двое с радостью утверждают, что заражение может быть еще более глубоко подсознательным: распространение хороших или плохих чувств, по их словам, может быть частично вызвано «зеркальными нейронами» в мозгу, которые автоматически имитируют то, что мы видим в лицах окружающих, — вот почему просмотр фотографий улыбающихся людей часто сам по себе может поднять настроение». Томпсон указывал, что счастье на самом деле является заразным чувством и может быть передано другим людям даже с помощью простой картинки. Это приводит к власти, которую человек имеет над жизнью человека, и к влиянию, которое один человек может оказать на окружающих. Проблема в том, что многим людям не хватало счастья большую часть года.

Статья Томпсона вдохновила меня копнуть глубже, чтобы увидеть, как я повлиял на других. Я заметил, что всегда улыбаюсь другим. В мире, наполненном людьми в масках, мне пришлось преодолеть этот новый барьер и начать приветствовать людей не только улыбкой, но и глазами. Одного этого было недостаточно, поэтому я начал говорить «Эй!» и «хорошего дня» людям мимоходом. Я понял, что это оставит улыбку на лицах людей, и они отреагируют положительно. Люди улыбались в ответ, делая мой день намного ярче, и я чувствовал себя счастливее. Я не понимал, что эти взаимодействия влияли не только на то, что чувствовали другие, но и на то, как я себя чувствовал.

Позитивное взаимодействие с человеком — это мощная вещь, которую большинство людей не понимает до конца. Когда человек позитивно взаимодействует, он чувствует себя счастливым в течение следующих тридцати секунд. Затем эти следующие тридцать секунд меняют траекторию их следующих пяти минут. Затем эти пять минут меняют следующие десять минут человека. Этот шаблон продолжается в течение всего дня этого человека. Этот цикл доказывает, что в конечном итоге одна улыбка может изменить день человека и, возможно, даже его жизнь. Безумно думать, что один добрый поступок может изменить жизнь человека, но это исследование ясно показывает, что ваша жизнь оказывает огромное влияние на других людей.

Это всего лишь один пример особой формы социального заражения, разбитый на части, чтобы помочь показать силу, которую человек имеет в жизни, окружающей его. Социальное заражение — вполне реальная вещь, и оно влияет на нас и окружающих. По мере того, как мы будем продолжать в этом году и в 2021 году, подумайте о том, как вы можете проявить доброту к разным людям в течение дня. Мы, христиане, призваны быть добрыми друг к другу. Иисус сказал в Иоанна 13:35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг ко другу». Проявите доброту ко всем, чтобы мы могли использовать эту социальную заразу, чтобы изменить ситуацию в любое время нашей жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts