Психология житейская научная: Научная и житейская психология

Содержание

в чем различие, соотношение, роль в жизни человека

Содержание:

  • Что такое научная и житейская психология
  • Сходства и различия между житейской и научной психологией
  • Житейская психология как источник получения знаний
  • Роль в жизни человека, примеры из жизни

Содержание

  • Что такое научная и житейская психология
  • Сходства и различия между житейской и научной психологией
  • Житейская психология как источник получения знаний
  • Роль в жизни человека, примеры из жизни

Что такое научная и житейская психология

Определение

Житейская психология — это убеждения, представления, сведения о психике, понимание ее сути и принципов работы, приобретенные в повседневной жизни и объединяющие жизненный опыт конкретной личности, а также других людей.

Иначе житейскую психологию именуют мудростью. Ее источники:

  • ежедневная коммуникация и взаимодействие;
  • совместная деятельность;
  • люди, которые встретились в жизни.

Для житейской психологии характерны следующие

признаки:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Конкретность — привязка к конкретным людям, жизненным обстоятельствам, проблемам жизнедеятельности.
  2. Интуитивность — неполное понимание источника собственных знаний, особенностей их функционирования.
  3. Ограниченность знаний — размытые представления о свойствах конкретных психологических явлений, сфере их действия.
  4. Опора на наблюдения и размышления — запас знаний не подвержен научному анализу.
  5. Ограниченность в материалах — человек не сопоставляет собственные психологические знания и выводы с подобной информацией, которой обладают другие люди.

Психологический опыт приобретается не только через взаимодействие с социальным окружением, но и через литературу, творчество, которые отображают внутренний мир других людей. Житейская психология — результат восприятия личного опыта человека, но это не означает, что он подойдет другим людям. Главный прием познания в житейской психологии —

метод проб и ошибок.

Каждый человек в жизни сталкивается с психологическими явлениями: потребностью поиска общего языка с людьми, воспитания детей, необходимостью понимать собственные стремления и направлять их в надлежащее русло и т. д. Некоторые люди считают, что им удается решать житейские задачи психологического характера. Житейская психология играет важную роль в повседневной жизни человека, и даже профессиональные психологи используют ее опыт в работе. Но житейская и научная психология все же разделяются и представляют собой различные отрасли знаний.

Определение

Научная психология

 — это доказанные психологические знания, собранные в ходе теоретического и экспериментального исследования психики.

Ее источники:

  • научные труды и статьи;
  • экспериментальные исследования;
  • преподаватели и наставники, которые делятся теоретическим опытом.

Главные характеристики:

  1. Обобщенность — вывод о психологических феноменах и понятиях опирается на особенности их проявления у многих людей, при разных обстоятельствах, по отношению к различным проявлениям деятельности человека.
  2. Рационализм — научные сведения предельно изучены и доказаны.
  3. Неограниченность — знания доступны людям.
  4. Опора на эксперимент — психологические явления изучаются в разных условиях.
  5. Слабая ограниченность в материалах — научные познания основываются на результатах множественных экспериментов, проведенных в специальных условиях.

Примечание

В основе научной психологии лежит житейская: обратив внимание на явление, которое встречается в жизни, ученые поддают его всестороннему анализу. Научные сведения используются в жизни для решения проблемных вопросов. Таким образом, соотношение научной и житейской психологии не прямо противоположное. Они имеют множество точек соприкосновения.

Сходства и различия между житейской и научной психологией

Общие черты житейской и научной психологии проявляются в том, что они способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений. Итог их интеграции — практическая психология.

Объединение научной и житейской психологии проявляется в следующих аспектах:

  1. В исследовании воздействия коллектива на отдельную личность и наоборот — человека на группу людей (психология управления и лидерства).
  2. В установлении специфики взаимовлияния и взаимодействия двух людей или двух коллективов между собой.
  3. В изучение особенностей личности человека, его поведения (психология личности).

Практическая психология берет начало с наблюдения психологических явлений в жизни, что находит продолжение в научных исследованиях. Житейская и научная психология взаимно дополняют друг друга: первая базируется на индивидуальном опыте человека, вторая вмещает в себя суммарный опыт всего общества.

Изучить психологические особенности больших социальных групп невозможно без познаний о психике отдельного человека, а теоретические знания подтверждаются практикой. При оказании психологической помощи одинаково используется как житейский опыт, так и научные данные.

Единого списка различий между научной и житейской психологией нет. Но их сравнение позволяет выявить следующие критерии расхождения:

  1. Научная психология исследует психические процессы, житейская — отдельных людей или обстоятельства.
  2. Изучая определенного человека или конкретную ситуацию, житейская психология часто основывается на стереотипах, настроении, моде, страхах, а также на суевериях. Научная психология систематизирует, обрабатывает полученную информацию, делает соответствующие выводы. Культурный уровень еe базы знаний значительно выше.
  3. Житейские знания отличаются интуитивным характером, пополняются путем практических действий. Научные знания характеризуются разумностью, осмысленностью, продуманностью.
  4. Научная психология в процессе исследования использует большой арсенал инструментов: эксперимент, взятое под контроль профессиональное наблюдение, диагностика, опросы и т. д. Житейская психология использует только стихийные самонаблюдение и наблюдение.
  5. Информация из области житейской психологии, ее основы передаются устно, часто от поколения к поколению, а также с помощью фольклорных источников, сведения научной — распространяются через учебники, труды учeных, профессиональное образование.
  6. Житейская психология не разъясняет механизм психологического явления, научная же объясняет внутренние процессы организма, задействованные в конкретном случае.
  7. Научная психология использует обширный понятийный аппарат, в то время как житейская оперирует простым общедоступным языком.
  8. Знания житейской психологии проходят испытание через личный опыт, научные данные обосновываются через организованное наблюдение, подтверждаются проведением эксперимента.
  9. Научная психология имеет перспективу для развития, особенно в направлении разработки узких отраслей, что не характерно для житейской.

Житейская психология как источник получения знаний

В процессе повседневной жизни люди посредством наблюдения, самонаблюдения и раздумий получают психологические знания и накапливают их. Проверка полученной информации осуществляется на личном опыте человека. Житейская психология дает представления о поведении и эмоциональном наполнении людей в конкретных, но похожих, нарицательных случаях.

Психологические сведения приобретаются и через опыт других людей. Обобщенные познания, основанные на опыте целых поколений, закрепляются в пословицах и поговорках, песнях и сказках, народных поверьях, традициях и обрядах.

Пословицы и поговорки отличаются завуалированным психологическим содержанием: «Не ищи красоты, ищи доброты», «Не кричи о себе — пусть другие о тебе тихо скажут», «С ним водиться, что в крапиву садиться».

Примечание

Знания житейской психологии — конкретные, практичные, доступные, убедительные. Они основываются на здравом смысле, хотя считаются недостаточно убедительными.

В некоторых ситуациях научная психология не может помочь, и тогда на выручку приходит житейская.

Пример

Например, психологические типажи людей, описанные в научной литературе, обобщены, и характеристики отдельной личности не могут полностью совпадать с одним из них, а наоборот — вмещают отличительные черты отдельных типажей. Как взаимодействовать с тем или иным человеком — подскажет житейская психология.

Суждения, используемые в контексте житейских знаний — смутные, неопределeнные, часто применяются к непохожим жизненным ситуациям, но служат наглядным примером для научных понятий. В разговорном языке содержится много слов и словесных выражений, отображающих психические явления и фактаж. Они соответствуют научным терминам, но менее определенные.

Роль в жизни человека, примеры из жизни

Познание основ житейской психологии — важный процесс для каждого человека, так как позволяет эффективно отвечать на вызовы повседневной жизни. При помощи житейских знаний люди анализируют события, произошедшие с ними, осмысляют собственное поведение, налаживают межличностные отношения, интегрируются в общество, решают конфликтные ситуации.

Практическая психология соединяет в себе и житейскую, и научную основы. Ее первоочерeдная задача — не исследование, а оказание психологической помощи людям. Практические психологи ищут способы и вырабатывают методы психологической поддержки человека в сложный для него жизненный период, помогают преодолеть семейные и профессиональные трудности. В поле их зрения — конкретные случаи, а в работе они используют такие методы:

  • психодиагностика;
  • психотерапия;
  • психокоррекция;
  • консультирование.

Примечание

Со временем специалисты накапливают профессиональный опыт, имеющий прикладную ценность (хотя он не гарантирует достаточную доказательную базу для психологических гипотез). Практические психологи разъясняют теоретическую информацию доступным языком, тем самым способствуя ее широкому проникновению в массы.

Житейская психология — основа для становления научной. Академические понятия и идеи влияют на общее понимание людьми особенностей собственной психической жизни. Научные термины («стресс», «шок», «депрессия») часто попадают в разговорную речь. При этом их смысл видоизменяется, но они помогают людям выражать мысли, чувства, обмениваться информацией. Научный психолог должен одновременно быть и житейским специалистом.

В то же время психологические знания чрезвычайно важны для оптимального функционирования и развития разных отраслей человеческой деятельности, например:

  1. Промышленность и социальная сфера. Перед психологической наукой стоит задача разработки научных основ управления поведением человека и учета человеческого фактора на производстве и в социальной сфере. Например, проблемами оптимизации деятельности людей в условиях промышленности и транспорта, то есть научной организацией производства занимаются инженерная психология и психология труда. Для современной промышленности важно подбирать таких людей, которые способны работать в тех или иных условиях труда, а также создать условия для поддержания высокого уровня внимания человека, его наименьшего изнурения. Таким образом, повышается эффективность производства, уменьшается риск аварийных ситуаций.
  2. Образование. Не менее важны психологические разработки для образовательной сферы, которая нуждается в целесообразной организации методов обучения и воспитания. Педагогическая психология разрабатывает научную базу образовательных программ, учебных и воспитательных методик, учитывая при этом возрастные особенности детей. Изучение психологических качеств учащихся, которые мешают им эффективно усваивать знания, выявление причин неуспеваемости — тоже сфера интересов психологической науки.
  3. Медицина. Научная психология имеет значительное влияние на здравоохранение. Успешность лечения напрямую зависит от отношения больного к болезни, его настроя на положительный результат. Психологическое исследование особенностей личности позволяет совершенствовать практику психотерапии, психогигиены, психопрофилактики. Психология помогает решать задачи таких медицинских отраслей, как психиатрия и неврология. Например, в психиатрии применят методы экспериментальной патопсихологии, что способствует проведению более точной диагностики психических заболеваний. Во второй половине ХХ века сформировалась новая отрасль психологической науки — нейропсихология, которая изучает мозговые механизмы психических процессов и позволяет увидеть, какие психические процессы нарушаются при поражении тех или иных участков мозга. Также научная психология разрабатывает принципы и методику восстановления возможностей организма при мозговых поражениях.
  4. Судебная психология. Следователи, судьи обязаны ориентироваться в особенностях функционирования психики людей, понимать их мотивы, свойства мышления, манеру поведения. Созданы научные подходы к анализу показаний свидетелей, диагностированию причастности к преступной деятельности.

Таким образом, как житейская, так и научная психология находят практическое применение в разных отраслях человеческой жизнедеятельности.
Научные и житейские психологические знания, хоть и имеют существенную разницу, но глубоко связаны между собой. Житейская психология лежит в основе научной, которая, в свою очередь, находит задачи в житейском опыте. Научные разработки через этот опыт со временем находят подтверждение.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.50 (Голосов: 2)

Житейская и научная психология: особенности, отличия и сходства.

Человеческая душа была предметом изучения с древнейших времен. Великие мыслители античности изучали поведение и реакции людей, но обыватели тоже делали свои выводы. Они трансформировались в поговорки и пословицы, сказки и предания с глубоким смыслом. Их изучение дает понимание, что такое житейская психология.

Личный опыт, верования, мировосприятие  —  основа житейской философии. Она формируется в процессе наблюдения за поведением других людей, а также в попытке сделать вывод о его причинах и закономерностях. Житейская философия стала базой для формирования психологической науки, которая оформилась в отдельную отрасль только в конце 19 столетия.

Что такое житейская психология

Понятие “житейская психология” часто ставится в один ряд с мудростью и богатым опытом. Когда человек говорит о том, что он сам себе психолог, то он опирается на умозаключения и факты, полученные в результате собственных действий, а также на опыт, накопленный другими людьми на протяжении многих поколений. Этот опыт передается через:

  • традиции;
  • верования;
  • изречения, пословицы, поговорки;
  • притчи.

Знания о жизни, о тех сложностях и победах, с которыми пришлось столкнуться другим людям, позволяет понять, как в большинстве случаев действовали и какие результаты они получали. Такое понимание может быть очень практичным в некоторых ситуациях. 

При этом житейская психология дает иллюзию, что опираясь на накопленный другими опыт, можно правильно выстроить стратегию собственной жизни. На самом деле, чужой житейский опыт не всегда применим к конкретной ситуации. Приемы, которые эффективны для одного человека, могут не подойти другому.

Знания житейской психологии помогает общаться с родными, друзьями, посторонними людьми в обыденной жизни. Но, если человек не знаком с закономерностями функционирования психики, то он может испытывать дискомфорт и сталкиваться со сложными ситуациями в коммуникации.

В житейской психологии все выводы строятся на основе размышлений о конкретной ситуации. Обычно эти выводы очень поверхностные, поскольку кажется, что причина происходящего очень проста. Так, в “мудрых” пословицах утверждается, что:

  • сор  из избы не выносят;
  • не зная броду  —  не лезут в воду;
  • молчание  —  золото;
  • скромность  —  украшение.

Критическое рассмотрение  справедливости этих утверждений показывает, что для сегодняшней жизни они не актуальны. Подобные установки были сформированы еще в древние времена под влиянием ярких психических проявлений. На них повлияли:

  • эмоциональные состояния  —  аффекты, страх, фрустрация, тревога;
  • личностные характеристики  —  высокая или низкая степень стрессоустойчивости, трудолюбие, сопосбнсоть опираться на собственные силы, првдивость или лживость, эгоцентризм или альтруизм. 

В житейской психологии нет системности, поскольку в ней отражаются и объясняются только отдельные грани жизни людей. Это объясняется тем, что формирование взглядов на жизнь происходило в условиях отсутствия адекватных методов изучения действительности.

Житейская психология может соответствовать узким запросам определенного сообщества, привязанного к месту или связанного родственными узами. Выработанная на основе личного опыта, она всегда практична и дает ответ на вопрос о том, как поступить в той или иной ситуации. Но для универсального применения большим количеством людей жизненная психология неэффективна.

Научная психология

Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной психологии на передний план выходят:

  • общие закономерности;
  • факты, подтвержденные эмпирическим путем;
  • разработка методов исследования;
  • анализ результатов.

Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все познания и методы, применяемые в работе психолога:

  • четко структурированы;
  • рациональны;
  • основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.

Задача психолога в работе с клиентом или группой людей  —  придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.

Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.

Различия житейской и научной психологии

Хотя житейская и научная психология тесно связаны, они имеют и различия. Оба направления нацелены на максимально глубокое понимание психики человека, процессов и явлений, вызванных разными психическими состояниями.

Очень четко выделила отличия двух психологических направлений Юлия Гиппенрейтер. 

  1. Житейская психология оперирует конкретными знаниями, научная  —  закономерностями. 

 Для решения конкретной проблемы в житейской психологии  человек обращается за советам к другим людям, выслушивает разные мнения и принимает решение. К реальным положительным изменения такая стратегия приводит очень редко  —  каждый из советчиков, высказываясь по поводу запроса, опирается на свой собственный опыт, но он зачастую не подходит другому человеку.

 Если же обратиться к психологу, работающему на научной основе, то поиском решения занимается сам человек, который нуждается в этом. Психолог не советует и не указывает, как поступить. Он выслушивает, выявляет причины затруднений, помогает увидеть проблемную ситуацию в новом ракурсе, опираясь на знания о закономерностях психических процессов задает вопросы, которые позволяют найти оптимальное решение.

  1. База житейской психологии  —  обыденный опыт, научной  —  эксперименты. 

Ежедневные события заставляют человека ограничиться   наблюдениями и поиском ответа на вопрос: “Как действовать, чтобы добиться цели?”. В научном подходе применяется другая схема. Она включает экспериментальное исследование, теорию и практику. Для решения запросов клиентов научные психологи применяют методы с доказанной экспериментальным способом эффективностью.

Например, человеку доставляет большой дискомфорт то, что, разговаривая с более взрослыми коллегами, он краснеет, смущается, опускает глаза. Житейская психология в такой ситуации советует во время общения смотреть между бровей собеседника, а не прямо в глаза. Научная психология помогает найти причину такого поведения, выявляет истоки подобной реакции, учит, как справляться с собственными эмоциями, определять и грамотно использовать собственные ресурсы для эффективного взаимодействия.

  1. Основное отличие житейской психологии в том, что базой для нее является интуиция, для научной   —  осознанность и рационализм.

Интуиция  —  это способность обрабатывать информацию неосознанно, не прибегая к логическим размышлениям и доказательствам. Если в житейской психологии выводы строятся на интуиции, то в научной этот феномен тоже может использоваться. При этом психологи всегда проверяют интуитивные догадки экспериментальным методом, проводят анализ полученных результатов, ищут логические связи.

  1. Знания в научной психологии передаются путем формирования базы терминов, использования их в специальной литературе. В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена.

Кратко объяснить это отличие можно, если вспомнить, как передается “жизненный опыт”. Соотношение знаний, которыми представители старших поколений могут поделиться с младшими, намного меньше чем тот объем, которым младшие овладевают во время учебы. Научные знания накапливаются в виде четких терминов, определение, законов. Передаются они через научную литературу. 

  1. Базой для научных знаний является большой объем фактического материала. Ни один человек не обладает таким большим объемом материала, как наука. 

Все нюансы, которые отличают житейскую психологию от научной, не ставят эти два направления в оппозицию друг к другу. Житейская психология обладает большим потенциалом, но проблема заключается в том, что информация от других людей (в виде советов, рекомендаций) эффективна только для них и часто не подходит к ситуациям, в которых оказываются другие люди. Важность житейской психологии в том, что она, как и научная, может заставить задуматься, переосмыслить психические явления и события.

Сходство научного и житейского направления психологии

Житейская и научная психология схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих . 

Основные характеристики, отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:

  • используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
  • выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
  • психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности. 

Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы. 

Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, уникальные характеристики личности. 

Оба направления  —  житейская и научная психология,  —  дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей.  

Psychology News — ScienceDaily

Как генерировать новые нейроны в мозгу

1 марта 2023 г. Некоторые участки мозга взрослого человека содержат покоящиеся или бездействующие нервные стволовые клетки, которые потенциально могут быть повторно активированы для образования новых нейронов. Однако переход от состояния покоя к размножению…


Картирование неизвестной территории

1 марта 2023 г. Подробный атлас экспрессии генов у рыбок данио…


Предоставление лапы для ветеранов обороны: Доказательства того, что собаки-помощники помогают улучшить психическое здоровье

1 марта 2023 г. Новое исследование, посвященное психическому здоровью ветеранов обороны, обнаружило убедительные доказательства того, что собаки-помощники, используемые в сочетании с традиционными методами лечения, обеспечивают наиболее эффективное лечение …


Мозг

28 февраля 2023 г. Обзор данных предыдущих исследований дает новую поддержку возможности того, что эволюция более крупного мозга у некоторых видов была обеспечена за счет увеличения затрат энергии родителями в . ..


Будут ли компьютеры будущего работать на клетках человеческого мозга?

28 февраля 2023 г. «Биокомпьютер», работающий на основе клеток человеческого мозга, может быть разработан еще при нашей жизни, считают исследователи, которые ожидают, что такая технология экспоненциально расширит возможности современных …


Стресс в раннем возрасте может нарушить работу Созревание цепей вознаграждения мозга, способствующее развитию расстройств

27 февраля 2023 г. Новая связь между мозгом может объяснить, как стресс и несчастья в раннем возрасте вызывают нарушение работы цепей вознаграждения мозга, предлагая новую терапевтическую цель для лечения психических заболеваний. …


Новый гидрогель для лечения стволовыми клетками восстанавливает поврежденную мозговую ткань у мышей

27 февраля 2023 г. Разработан новый гибридный гидрогель, который безопасно доставляет стволовые клетки в места повреждения головного мозга у мышей. Это решает серьезную проблему — поддерживать стволовые клетки живыми в течение достаточно долгого времени, чтобы эволюционировать в . ..


Новая искусственная модель подтверждает способность антител достигать мозга

24 февраля 2023 г. Исследовательская группа разработала простой и эффективная модель искусственного гематоэнцефалического барьера, которую можно использовать для определения того, насколько хорошо терапия на основе антител может проникать в мозг. Сегодня животное …


Травмы головы могут быть фактором риска развития рака головного мозга

24 февраля 2023 г. Предыдущие исследования предполагали возможную связь между травмами головы и учащением опухолей головного мозга, но данные были ограничены и часто неубедительны. В настоящее время команда определила возмож возможный доступ к мозговой ткани …


Обученный мозг быстро подавляет визуальные отвлекающие факторы

23 февраля 2023 г. Исследователи показали, что, хотя сильные отвлекающие факторы могут автоматически захватывать наше внимание, тренированный мозг может быстро подавлять такие отвлекающие факторы, чтобы помочь нам эффективно достичь цели . ..


реклама


Сокращение использования социальных сетей значительно улучшает образ тела у подростков и молодых людей как их вес, так и их общий вид по сравнению с …


Динамическая экспрессия мозговых серотониновых рецепторов в течение менструального цикла дает представление о предменструальном дисфорическом расстройстве

23 февраля 2023 г. пациентки с предменструальным дисфорическим расстройством (ПМДР), по-видимому, …


Лептин помогает голодным мышам выбирать секс вместо еды

23 февраля 2023 г. голодные мыши предпочитают спариваться). Исследователи показывают, что голодные мыши отдают предпочтение общению с представителями противоположного пола, а не…


Обнаружено, что препарат фасудил устраняет ключевые симптомы шизофрении у мышей

17 февраля 2023 г. Исследователи использовали препарат фасудил для восстановления нейронов и улучшения вызванной метамфетамином когнитивной дисфункции в мышиной модели . ..


Космические путешествия влияют на работу мозга

17 февраля 2023 г. Ученые выяснили, как мозг человека меняется и приспосабливается к невесомости после 6 месяцев пребывания в космосе. Некоторые изменения оказались устойчивыми — даже спустя 8 месяцев…


Расположение рецепторов имеет значение для воздействия психоделических препаратов

16 февраля 2023 г. Местоположение, местоположение, местоположение — это ключ к психоделическим препаратам, которые могут лечить психические заболевания путем быстрого восстановления связей между нервными клетками. Исследователи показывают, что вовлечение серотонина 2A …


Синдром ломкой X: сенсорные сигналы из внешнего мира недопредставлены корковой пирамидой, исследование показывает

16 февраля 2023 г. При синдроме ломкой X сенсорные сигналы из внешнего мира интегрированы по-разному, в результате чего они недопредставлены корковыми пирамидными нейронами в головном мозге, согласно новому . ..


Новая оптическая платформа и платформа фМРТ идентифицируют области мозга, которые контролируют крупномасштабную мозговую сеть

15 февраля 2023 г. Методы нейровизуализации, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), не могут напрямую измерять активность нейронов. Чтобы восполнить этот пробел в знаниях, команда создала новый экспериментальный …


Обращение внимания к лицам может быть связано с уровнями психопатологии и чертами личности «большой пятерки»

15 февраля 2023 г. Личность человека и уровни психопатологии может быть связано с тем, насколько сильно они предпочитают сосредотачиваться на человеческих лицах на изображениях, согласно новому …


Среда, 1 марта 2023 г.

  • Как генерировать новые нейроны в мозгу
  • Картографирование неизвестной территории
  • Помощь ветеранам обороны: «явные доказательства» того, что собаки-помощники помогают улучшить психическое здоровье

вторник, 28 февраля 2023 г.

  • Родительские инвестиции могли способствовать эволюции более крупного мозга
  • Будут ли компьютеры будущего работать на клетках человеческого мозга?

Понедельник, 27 февраля 2023 г.

  • Стресс в раннем возрасте может нарушить созревание цепей вознаграждения мозга, способствуя расстройствам
  • Новое средство для лечения стволовыми клетками гидрогеля восстанавливает поврежденную мозговую ткань у мышей

Пятница, 24 февраля 2023 г.

  • Новая искусственная модель подтверждает способность антител достигать мозга
  • Травмы головы могут быть фактором риска развития рака мозга
  • Исцеление мозга: гидрогели способствуют росту нервной ткани

Четверг, 23 февраля 2023 г.

  • Натренированный мозг быстро подавляет визуальные отвлечения
  • Сокращение использования социальных сетей значительно улучшает образ тела у подростков и молодых людей
  • Динамическая экспрессия мозговых серотониновых рецепторов в течение менструального цикла дает представление о предменструальном дисфорическом расстройстве
  • Лептин помогает голодным мышам выбирать секс вместо еды

Пятница, 17 февраля 2023 г.

  • Обнаружено, что препарат Фасудил устраняет ключевые симптомы шизофрении у мышей
  • Космические путешествия влияют на работу мозга

Четверг, 16 февраля 2023 г.

  • Расположение рецепторов имеет значение для эффектов психоделических препаратов
  • Синдром ломкой Х-хромосомы: сенсорные сигналы из внешнего мира недостаточно представлены кортикальной пирамидой, исследование показывает

Среда, 15 февраля 2023 г.

  • Новая оптическая платформа и фМРТ-платформа идентифицируют области мозга, которые контролируют крупномасштабную мозговую сеть
  • Внимание к лицам может быть связано с уровнями психопатологии и личностными чертами «большой пятерки»
  • Компьютерное моделирование проливает свет на человеческое познание и происхождение заболеваний головного мозга
  • Центросома играет важную роль в миграции нейронов
  • Психостимуляторы: исследована причина различий в продолжительности и интенсивности эффекта
  • Многообещающее лечение болезни Альцгеймера

вторник, 14 февраля 2023 г.

  • Социальная изоляция вызывает опосредованный астроцитами дефицит обучения и памяти
  • Данные о мозговых волнах и проверка слуха могут помочь в ранней диагностике аутизма
  • Препарат облегчает поведение мышей, связанное с аутизмом

Понедельник, 13 февраля 2023 г.

  • Целеустремленность может оказать значительное влияние на эмоциональное благополучие подростков
  • Низкое мозговое давление может быть фактором риска развития глаукомы
  • Изменения в мозге, ответственном за обучение двигательным навыкам
  • Фруктоза может вызвать болезнь Альцгеймера
  • 90 109 Дети используют ту же сеть мозга, что и взрослые, для решения сложных задач

Пятница, 10 февраля 2023 г.

  • Ученые обнаружили редкое неврологическое заболевание, связанное с переработкой клеток
  • Грибы улучшают память, стимулируя рост нервов

Четверг, 9 февраля 2023 г.

  • Нарушение потока мозговой жидкости может лежать в основе нарушений развития нервной системы

Вторник, 7 февраля 2023 г.

  • Структурные различия головного мозга, наблюдаемые у детей с расстройством поведения с жестоким обращением в детстве и без него
  • Мозг «архивирует и распаковывает» информацию для выполнения квалифицированных задач

Понедельник, 6 февраля 2023 г.

  • Как в мозгу строится «строительная площадка» долговременной памяти

Четверг, 2 февраля 2023 г.

  • Всего один качественный разговор с другом улучшает ежедневное самочувствие
  • Органоиды человеческого мозга реагируют на визуальные стимулы при трансплантации взрослым крысам
  • Редкие, небольшие, но разнообразные нейронные связи помогают сделать восприятие надежным и эффективным

Среда, 1 февраля 2023 г.

  • Исследователь делает еще один шаг к открытию того, как молекула мозга может остановить рассеянный склероз
  • Обучение всеми вашими чувствами: мультимодальное обогащение как оптимальная стратегия обучения в будущем
  • Расовые различия в детских невзгодах связаны со структурными различиями мозга у детей в США

вторник, 31 января 2023 г.

  • Настройка на ритмы мозговых волн ускоряет обучение взрослых, показало исследование
  • Исследование показало, что нейродегенерация, связанная с ожирением, имитирует болезнь Альцгеймера
  • Техника сфокусированного ультразвука приводит к высвобождению биомаркеров нейродегенеративных заболеваний

Понедельник, 30 января 2023 г.

  • Три или более сотрясений мозга связаны с ухудшением функции мозга в более позднем возрасте

Воскресенье, 29 января 2023 г.

  • Заболевание сердечного клапана, связанное с серотонином

Пятница, 27 января 2023 г.

  • Неинвазивная нейротехнология уменьшает симптомы бессонницы и улучшает функцию вегетативной нервной системы
  • Новый тест может обнаружить болезнь Альцгеймера за 3,5 года до клинического диагноза
  • Новая технология может помочь в стимуляции мозга

Четверг, 26 января 2023 г.

  • Новая коллекция атласов человеческого мозга, отображающих постнатальное развитие
  • Ранние сердечно-сосудистые заболевания связаны с ухудшением здоровья мозга в среднем возрасте
  • Почему диета с высоким содержанием жиров может снизить способность мозга регулировать потребление пищи

Среда, 25 января 2023 г.

  • Специальные сосудистые клетки регулируют кровоток в капиллярах головного мозга в зависимости от местных энергетических потребностей

вторник, 24 января 2023 г.

  • Устройство с всплывающим электродом может помочь в 3D-картировании мозга
  • Исследователи определили нейроны, которые «учатся» чувствовать запах угрозы
  • Аномальная 12-часовая циклическая генная активность обнаружена в мозгу шизофреника
  • Обнаружена потенциальная скрытая причина деменции
  • Загрязнение дорожного движения ухудшает работу мозга
  • Когда хронический стресс активирует эти нейроны, возникают поведенческие проблемы, такие как потеря удовольствия и депрессия.

Воскресенье, 22 января 2023 г.

  • Ученые объясняют эмоциональное «притупление», вызванное распространенными антидепрессантами

Пятница, 20 января 2023 г.

  • Как болезнь Гентингтона влияет на разные нейроны
  • Нейробиологи определили небольшую молекулу, которая восстанавливает зрительную функцию после травмы зрительного нерва

Четверг, 19 января 2023 г.

  • Новые наночастицы доставляют терапию по всему мозгу, редактируя ген болезни Альцгеймера у мышей
  • Высокочастотные паттерны мозговых волн в моторной коре могут предсказать предстоящее движение

Среда, 18 января 2023 г.

  • Почему мы лучше запоминаем эмоциональные события?
  • После лесного пожара угли изменений в познании и работе мозга сохраняются
  • Причина чрезмерного изгиба извилин в коре головного мозга человека

вторник, 17 января 2023 г.

  • Маленький мозг лучше визуализирован с помощью новых технологий
  • Новый флуоресцентный краситель может осветить мозг

Суббота, 14 января 2023 г.

  • HRT может предотвратить болезнь Альцгеймера у женщин из группы риска

Пятница, 13 января 2023 г.

  • Как ваше настроение влияет на то, как вы обрабатываете язык
  • Новый мощный инструмент для раскрытия связи между кишечными микробами и мозгом
  • Лучшее управление эмоциями может предотвратить патологическое старение

Четверг, 12 января 2023 г.

  • «Зона неопределенности» в мозгу влияет на его способность формировать новые воспоминания
  • Новое исследование показывает динамику кодирующих память синапсов в мозгу живых мышей
  • Искусственные нервные клетки — почти как биологические
  • Предрасположенность к случайному осознанию под анестезией, выявленная нейробиологами
  • Шесть минут высокоинтенсивных упражнений могут отсрочить начало болезни Альцгеймера

Среда, 11 января 2023 г.

  • Исследовательская группа создает структуру для количественной оценки затрат на управление мозгом
  • Может ли нейровизуализация выявить причины психических расстройств? Не просто еще

вторник, 10 января 2023 г.

  • Маркеры на основе крови могут выявить болезнь Альцгеймера за десять лет до появления симптомов
  • Исследование идентифицирует нейронную основу нарушения сознания при эпилепсии «отсутствия»
  • Знаешь или не сознаешь: на тебя в любом случае влияют пищевые сигналы
  • Чувствуете себя подавленным? Совершение добрых дел может помочь
  • Нос знает: исследование предполагает, что было бы разумно проводить скрининг на потерю обоняния, чтобы предсказать слабость и нездоровое старение

Понедельник, 9 января 2023 г.

  • Одобренное человеком лекарство возвращает «потерянные» воспоминания у мышей
  • Геометрия мозга, измерения разума

Пятница, 6 января 2023 г.

  • Новое исследование бросает вызов предыдущим представлениям о болезни Альцгеймера

Четверг, 5 января 2023 г.

  • Недавно обнаруженные анатомические щиты и мониторы мозга

Среда, 4 января 2023 г.

  • Способность мозга воспринимать пространство расширяется, как Вселенная

вторник, 3 января 2023 г.

  • Ограниченное по времени питание изменяет экспрессию генов по всему телу
  • Чтобы определить голос, мозг полагается на зрение
  • Идентифицирована область мозга, необходимая для жидкостного интеллекта
  • 90 109 Новые технологии, раскрывающие сквозные нарушения при болезни Альцгеймера

Четверг, 29 декабря, 2022

  • Удерживание информации в уме может означать ее хранение среди синапсов

Среда, 28 декабря 2022 г.

  • Хорошие и плохие чувства для серотонина ствола мозга

Понедельник, 26 декабря 2022 г.

  • Как мозг хранит отдаленные воспоминания о страхе

1.1 Психология как наука – Психология – 1-е канадское издание

  1. Объясните, почему использование нашей интуиции в отношении повседневного поведения недостаточно для полного понимания причин поведения.
  2. Опишите разницу между ценностями и фактами и объясните, как научный метод используется для их различения.

Несмотря на различия в интересах, областях исследований и подходах, всех психологов объединяет одно: они опираются на научные методы. Психологи-исследователи используют научные методы для создания новых знаний о причинах поведения, в то время как психологи-практики , такие как клинические, консультационные, промышленно-организационные и школьные психологи, используют существующие исследования для улучшения повседневной жизни других. Наука психология важна как для исследователей, так и для практиков.

Из всех наук психология, вероятно, является той, о которой большинство людей, не являющихся учеными, считают, что они знают больше всего. Поскольку психология занимается людьми и тем, почему они делают то, что делают, мы все «интуитивные» или «наивные» психологи. Мы полагаемся на здравый смысл, опыт и интуицию в понимании того, почему люди делают то, что они делают. Мы все заинтересованы в том, чтобы задавать вопросы о нашем мире и отвечать на них, а также в том, чтобы понимать себя и других людей. Мы хотим знать, почему что-то происходит, когда и есть ли вероятность того, что это произойдет снова, и как их воспроизвести или изменить. Такое знание позволяет нам предсказывать собственное поведение и поведение других. Мы можем даже собрать данные  (т. е. любая информация, собранная посредством формального наблюдения или измерения), чтобы помочь нам в этом начинании. Утверждалось, что люди — это «обычные ученые», которые проводят исследовательские проекты, чтобы найти ответы на вопросы о поведении (Nisbett & Ross, 1980). Когда мы плохо справляемся с важным тестом, мы пытаемся понять, что послужило причиной нашей неспособности запомнить или понять материал и что может помочь нам добиться большего успеха в следующий раз. Когда наши хорошие друзья Мониша и Чарли расстаются, несмотря на то, что у них, казалось, были отношения, созданные на небесах, мы пытаемся определить, что произошло. Когда мы размышляем о росте террористических актов по всему миру, мы пытаемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них и реакцию других на них.

Проблема интуиции

Результаты этих «повседневных» исследовательских проектов учат нас человеческому поведению. На собственном опыте мы узнаем, что происходит, когда мы сообщаем кому-то плохие новости, что у некоторых людей развивается депрессия и что в нашем обществе часто встречается агрессивное поведение. Мы разрабатываем теории, объясняющие все эти явления; однако важно помнить, что опыт каждого в чем-то уникален. Моя теория о том, почему люди страдают от депрессии, может полностью отличаться от вашей, но мы оба считаем, что мы «правы». Очевидная проблема здесь заключается в том, что мы не можем обобщать опыт одного человека на людей в целом. Мы оба можем ошибаться!

Проблема с тем, как люди собирают и интерпретируют данные в своей повседневной жизни, заключается в том, что они не всегда особенно тщательны или точны. Часто, когда одно объяснение события кажется правильным, мы принимаем это объяснение за истину, даже если возможны и потенциально более точные другие объяснения. Кроме того, мы становимся жертвами предвзятости подтверждения; то есть мы склонны искать информацию, которая подтверждает наши убеждения, независимо от точности этих убеждений, и не принимать во внимание любые доказательства обратного. Психологи обнаружили множество когнитивных и мотивационных искажений, которые часто влияют на наше восприятие и приводят к ошибочным выводам (Fiske & Taylor, 2007; Hsee & Hastie, 2006; Kahneman, 2011). Даже чувство уверенности в своих убеждениях не является показателем их точности. Например, свидетели насильственных преступлений часто чрезвычайно уверены в своих опознаниях лиц, совершивших эти преступления, но исследования показывают, что очевидцы не менее уверены в своих опознаниях, когда они неверны, чем когда они верны (Cutler & Wells, 2009). ; Уэллс и Хазел, 2008 г.). Таким образом, принятие объяснений без эмпирических данных может привести нас к ошибочному мышлению и ошибочным выводам. Наше ошибочное мышление не ограничивается настоящим; это также происходит, когда мы пытаемся осмыслить прошлое. У нас есть склонность говорить себе: «Я знал это все время», когда осмысляем прошлые события; это известно как предвзятость задним числом (Kahneman, 2011). Таким образом, одна из целей психологического образования состоит в том, чтобы научить людей лучше мыслить, лучше воспринимать идеи и лучше понимать, как наши собственные предубеждения мешают истинному знанию.

Почему психологи полагаются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирические методы для изучения интересующих их тем. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и формирования выводов об этих данных. Эмпирические методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают основу для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках общей структуры, в рамках которой можно обмениваться информацией. Мы можем обозначить научный метод  как набор допущений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения эмпирических исследований.

Хотя научные исследования являются важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Утверждения, которые не могут быть объективно измерены или объективно определены как истинные или ложные, не входят в область научного исследования. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами. Значения — это личные заявления, такие как «Аборты не должны быть разрешены в этой стране», «Я попаду в рай, когда умру» или «Важно изучать психологию». Факты — это объективные утверждения, точность которых подтверждена эмпирическим исследованием. Примеры: «Уровень убийств в Канаде в целом снижается за последние 45 лет» или «Исследования показывают, что у людей, подвергающихся сильному стрессу в течение длительного периода времени, возникает больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто этого не делает».

Когда мы пытаемся найти новые факты, мы выражаем наше предсказание относительно того, что мы считаем верным в гипотезе. Примером гипотезы может быть: «Люди, которые ежедневно едят фрукты и овощи, имеют лучшее здоровье, чем люди, которые никогда не едят фрукты и овощи». Чтобы это стало фактом, мы должны проверить эту гипотезу в исследованиях и показать доказательства, подтверждающие ее. Это проверяемая гипотеза, потому что можно было бы провести исследование. Это также поддается фальсификации, а это означает, что если наш прогноз неверен и ежедневное употребление фруктов и овощей делает , а не ведут к улучшению здоровья, у нас будут данные, показывающие, что мы ошибаемся.

Идеи или ценности не всегда можно проверить или опровергнуть: наука не может ни доказать, ни опровергнуть их. Например, известный венский невролог Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, считал, что бессознательная часть нашего разума в конечном счете ответственна за то, что мы испытываем тревогу, депрессию и другие негативные эмоции. Он считал, что эмоциональные конфликты и неблагоприятные детские переживания засели в бессознательном, потому что их сознательное признание угрожало нашему чувству благополучия. Эта теория построена на идее, в значительной степени не поддающейся проверке: существование бессознательного. Учитывая, что по определению мы не можем описать его, трудно понять, как мы можем доказать его существование или его роль в нашей жизни. Это не означает, что бессознательного не существует, но, как мы увидим, нам нужно найти способ искать его существование, используя проверяемые и фальсифицируемые гипотезы.

Хотя ученые используют исследования для установления фактов, различие между ценностями или мнениями и фактами не всегда четко очерчено. Иногда утверждения, которые ученые считают фактическими, впоследствии, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неверными. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука по-прежнему остается лучшим методом для получения объективных выводов об окружающем нас мире. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми фактами, основанными на новых и правильных данных. Хотя наука несовершенна, требования эмпиризма и объективности дают гораздо больше шансов на точное понимание человеческого поведения, чем при использовании других подходов.

Уровни объяснения в психологии

Изучение психологии охватывает множество различных тем на многих различных уровнях объяснения . Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам. организаций и культур (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000).

Одну и ту же тему можно изучать в рамках психологии на разных уровнях объяснения, как показано в таблице ниже. Например, психологическое расстройство, известное как депрессия , затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызывается биологическими, социальными и культурными факторами. Изучение и помощь в облегчении депрессии можно осуществить на низком уровне объяснения, исследуя, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, такие как прозак, которые могут уменьшать депрессию у многих людей (Williams, Simpson, Simpson, & Nahas, 2009).). На средних уровнях объяснения психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. На самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и в разных культурах. Распространенность психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, а также выше в западных культурах, таких как Канада, США и Европа, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай. и Японии (Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.).; Сидат и др., 2009). Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.

 

Таблица 1.1. Уровни объяснения
Уровень пояснения Основной процесс Примеры
Нижний Биологический
  • Депрессия частично обусловлена ​​генетически.
  • На депрессию влияет действие нейротрансмиттеров в головном мозге.
Средний Межличностное общение
  • Люди, находящиеся в депрессии, могут слишком негативно интерпретировать происходящие с ними события.
  • Психотерапия может использоваться, чтобы помочь людям говорить о депрессии и бороться с ней.
Высшее Культурно-социальная
  • Женщины более подвержены депрессии, чем мужчины.
  • Распространенность депрессии варьируется в зависимости от культур и исторических периодов времени.

Критическое мышление в психологии

Рациональное, объективное мышление является отличительной чертой науки. Ученые должны быть в состоянии критически осмыслить проблему или вопрос с разных точек зрения, но не только ученые должны быть хорошими мыслителями. Навыки критического мышления позволяют вам быть хорошим потребителем идей. Прежде чем принять решение о покупке автомобиля, большинство людей потратили бы некоторое время на оценку того, что они хотят купить, сколько денег они должны потратить, какой автомобиль имеет хорошие показатели безопасности и так далее. Те же мыслительные процессы могут быть применены к идеям. Эти процессы критического мышления не обязательно являются интуитивными. Хорошо, что нас можно научить, что это такое и как их использовать. Таким образом, научиться мыслить критически — это навык, который мы можем приобрести с практикой. Кэрол Уэйд (1995) выделил восемь процессов, которые используются в критическом мышлении:

  1. Задавайте вопросы и будьте готовы удивляться  — Любопытство предшествует всем научным открытиям и является основой для приобретения знаний. Например, предположим, вас интересует, важны ли физические упражнения для настроения. Вопросы, которые могут вас заинтересовать, могут включать: Изменяет ли ваше настроение занятия спортом? Чувствуют ли люди, которые ежедневно занимаются спортом, более счастливыми, чем люди, которые не делают никаких упражнений? Имеет ли значение вид упражнений? Сколько упражнений имеет значение? Как вы вообще измеряете настроение?
  2. Определите проблему  — Нам нужно подумать о том, что именно мы хотим знать о связи между физическими упражнениями и настроением. Есть много способов определить упражнение: это может означать ежедневную ходьбу для одних, поднятие тяжестей или занятия йогой для других. Точно так же некоторые люди могут интерпретировать настроение как нечто довольно мимолетное, в то время как другие люди могут думать, что настроение относится к клинической депрессии. Нам нужно определить проблему или вопрос, который нас интересует.
  3. Изучите доказательства — Эмпирические данные — это та поддержка, которую ищут критические мыслители. Хотя вы, возможно, знаете, что друг или родственник почувствовал себя лучше, когда они начали бегать каждый день, такого рода свидетельства носят анекдотический характер — они относятся к одному человеку, и мы не знаем, применимы ли они к другим людям. Для поиска доказательств следует обратиться к правильно проведенным исследованиям. В психологии их легче всего найти в доступной для поиска базе данных под названием PsycINFO, доступной в университетских библиотеках. PsycINFO содержит обширный указатель всех научных работ, опубликованных в области психологии. Пользователи часто могут загружать оригинальные исследовательские статьи прямо с веб-сайта PsycINFO.
  4. Анализ предположений и предубеждений — Всякий раз, когда мы рассуждаем об идее, мы обязаны начинать с определенных предположений. Например, мы можем предположить, что физические упражнения полезны для настроения, потому что обычно считаем, что у упражнений нет недостатков. Помогает, если мы можем определить, что мы чувствуем или думаем об идее. Все люди в той или иной степени склонны к предвзятости подтверждения, т. е. склонности искать доказательства, подтверждающие вашу веру, и в то же время не принимать во внимание все, что ее опровергает. Этот тип предвзятости может отражаться в учетных записях в социальных сетях, за которыми мы следим — мы следим за людьми, которые думают так же, как и мы, и не следим за людьми, у которых могут быть противоположные, хотя, возможно, и обоснованные точки зрения.
  5. Избегайте эмоциональных рассуждений — Этот процесс связан с предыдущим. Трудно думать о чем-то совершенно объективно. Личный интерес к проблеме или личное знание о ней часто создает эмоциональную предвзятость, о которой мы можем даже не подозревать. Сильные чувства к чему-то не заставляют нас думать рационально; на самом деле, это может быть препятствием для рационального мышления. Подумайте о любой проблеме, которая вас сильно волнует. Насколько легко отделить свои эмоции от своей объективности?
  6. Избегайте чрезмерного упрощения — Простота удобна, но может быть неточной. Мы часто стремимся к простым объяснениям событий, потому что у нас нет доступа ко всей информации, необходимой для полного понимания проблемы. Этот процесс связан с необходимостью задавать вопросы. Мы должны спросить себя: «Чего я не знаю об этой проблеме?» Иногда проблемы настолько сложны, что мы можем решить только одну маленькую часть. Например, на настроение может влиять множество вещей; хотя мы могли бы понять связь с некоторыми видами физических упражнений, мы не обращаемся ни к одному из множества других социальных, когнитивных и биологических факторов, которые могут быть важны.
  7. Рассмотрите другие интерпретации. — Всякий раз, когда вы слышите новость о том, что что-то полезно для вас, будет мудро копнуть немного глубже. Например, во многих новостях сообщается об исследованиях воздействия алкоголя. Они могут сообщить, что небольшое количество алкоголя оказывает положительное влияние на здоровье, что полное воздержание от алкоголя вредно для вас и так далее. Критически мыслящий человек хотел бы узнать больше о том, как проводились эти исследования, и он мог бы предположить, что, возможно, люди, умеренно пьющие в обществе, отличаются от трезвенников различными привычками образа жизни. Возможно, существуют и другие интерпретации связи между употреблением алкоголя и здоровьем.
  8. Терпеть неопределенность — Неопределенность неудобна. Мы хотим знать, почему что-то происходит по уважительной причине. Мы всегда пытаемся понять мир и ищем объяснения. Однако иногда вещи сложны и неопределенны, или у нас еще нет объяснения этому. Иногда нам просто нужно признать, что у нас еще нет полной картины того, почему что-то происходит или что к чему приводит. Мы должны оставаться открытыми для получения дополнительной информации. Полезно иметь возможность указывать на то, чего мы не знаем, а также на то, что мы делаем.

Психология и лженаука

Важно понимать, что такое психология и чем она не является. Психология — это наука, потому что она использует и полагается на научный метод как на способ приобретения знаний. Наука — это открытая деятельность, а это означает, что результаты делятся и публикуются. Многие ученые проводят исследования по одной и той же теме, хотя, возможно, и под несколько разными углами. Вы можете думать о научном знании как о снежном коме: чем больше у нас знаний, тем больше снежный ком, и если он продолжает катиться, ученые продолжают проводить исследования по проблеме с разных сторон и точек зрения. Таким образом, наука, по сути, представляет собой совместный процесс, в котором все аспекты процесса и результатов открыты для рассмотрения и анализа более широким сообществом. В науке ваши выводы должны быть основаны на эмпирических данных, и достоинства выводов должны быть оценены коллегами, прежде чем они будут опубликованы. Этот процесс называется рецензирование , и гарантирует, что публикуемые материалы будут проверены на соответствие научным методам и точность выводов.

Время от времени мы можем читать новости или видеть рекламу, якобы содержащую информацию, которая изменит нашу жизнь. Такие истории часто ссылаются на доказательства, но не показывают, где их найти, или опираются на анекдотические, а не на эмпирические данные. Иногда они используют поддержку знаменитостей и заявляют, что если мы не будем действовать немедленно, чтобы купить их информацию или продукт, мы проиграем. Как правило, эти заявления нацелены на серьезные проблемы, такие как потеря веса, несчастье, неопределенная боль и тому подобное — часто те самые области, о которых психологи пытаются узнать больше. Термин «лженаука» часто используется для описания таких утверждений; эквивалентными терминами являются «плохая наука» или «мусорная наука». К счастью, мы можем использовать описанные выше процессы критического мышления, чтобы оценить правдивость утверждений, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой.

 

 

Оповещение о лженауке: ваш почерк не раскрывает ваш характер

Одно из распространенных убеждений людей о личности состоит в том, что она раскрывается по почерку. Графология — это лженаука, цель которой — показать, что аспекты нашего почерка отражают аспекты нашего характера. Reader’s Digest (LaBianca & Gibson, 2020) утверждает, что объясняет значение характеристик почерка, таких как интервалы, размер символов и то, как вы пересекаете 9 букв.0610 т’ с. «Если вы расставляете точки и вверху страницы, у вас, вероятно, активное воображение, считают эксперты по анализу почерка. и , расположенные близко друг к другу, являются признаком организованного и внимательного к деталям ума. Если вы расставите точки над своими и слева, возможно, вы прокрастинатор, а если вы обведете свои и кружком, у вас, вероятно, будут игривые и детские качества» (LaBianca & Gibson, 2020, «Как Вы ставите точки над своими и ?).

Графология имеет долгую историю (например, Мюнстерберг, 1915; Downey, 1919) и связан со многими другими попытками объяснить характер людей на основе аспектов внешности, таких как форма лица, размер рук или шишки на голове (т. е. френология). Люди всегда интересовались личностью и тем, как ее измерить, описать и объяснить.

К сожалению, эта попытка понять личность человека или карьерные перспективы, читая его почерк, не имеет эмпирических данных, подтверждающих это (Dazzi & Pedrabissi, 2009).; Лилиенфельд, Линн, Руссио и Бейерштейн, 2010 г.). Хотя графология была разоблачена несколько десятилетий назад, статья Reader’s Digest на их веб-сайте в 2020 году показывает, что вера сохраняется.

 

 

  • Психология — это научное исследование разума и поведения.
  • Здравое мышление не всегда верно.
  • Мы не всегда осознаем ошибки в рассуждениях, которые делаем.
  • Люди часто не осознают причин своего поведения.
  • Психологи используют научный метод для сбора, анализа и интерпретации доказательств.
  • Использование научного метода позволяет ученому объективно собирать эмпирические данные, что способствует накоплению научных знаний.
  • Психологические явления сложны, и делать прогнозы относительно них сложно из-за индивидуальных различий и из-за того, что они многократно детерминированы на разных уровнях объяснения.
  • Критическое мышление включает ряд процессов, которые можно конкретизировать и применять на практике.
  • Псевдонаука часто включает в себя заявления о темах, которые интересуют психологов; учащиеся должны уметь оценивать псевдонаучные утверждения, используя критическое мышление.

 

 

  1. Можете ли вы вспомнить случай, когда вы использовали свою интуицию для анализа результата, а потом с удивлением обнаруживали, что ваше объяснение было совершенно неверным? Этот сюрприз помог вам понять, как интуиция иногда может подводить нас?
  2. Опишите научный метод так, чтобы его мог понять тот, кто ничего не знает о науке.
  3. Рассмотрите поведение, которое вы считаете важным, и подумайте о его возможных причинах на разных уровнях объяснения. Как вы думаете, как психологи будут изучать такое поведение?
  4. Используя восемь процессов критического мышления, оцените распространенную пословицу или миф, например, «Отсутствие делает сердце более любящим» или «Мы используем только 10% нашего мозга».
  5. Найдите в Интернете заявку на таблетку для похудения и используйте процессы критического мышления, чтобы решить, является ли это примером лженауки.

Ссылки

Качиоппо, Дж. Т., Бернтсон, Г. Г., Шеридан, Дж. Ф., и МакКлинток, М. К. (2000). Многоуровневый интегративный анализ человеческого поведения: социальная нейронаука и дополняющий характер социальных и биологических подходов. Психологический бюллетень, 126 (6), 829–843.

Чен, П.-Ю., Ван, С.-К., Польша, Р.Э., и Лин, К.-М. (2009). Биологические различия в депрессии и тревоге между Востоком и Западом. Неврология и терапия ЦНС, 15 (3), 283–294.

Катлер, Б.Л., и Уэллс, Г.Л. (2009). Экспертные показания по опознанию очевидцев. В Дж. Л. Ским, С. О. Лилиенфельд и К. С. Дуглас (ред.), Психологическая наука в зале суда: консенсус и полемика (стр. 100–123). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Дацци, К., и Педрабисси, Л. (2009). Графология и личность: эмпирическое исследование достоверности анализа почерка. Психологические отчеты , 105 (3 ч. 2), 1255–1268.

Дауни, Дж. Э. (1919). Графология и психология почерка . Балтимор, Мэриленд: Уорик и Йорк.

Фиске, С.Т., и Тейлор, С.Е. (2007). Социальное познание: от мозга к культуре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Хси, С.К., и Хасти, Р. (2006). Решение и опыт: почему мы не выбираем то, что делает нас счастливыми? Тенденции когнитивных наук, 10 (1), 31–37.

Канеман, Д. (2011). Мышление быстрое и медленное . Торонто, Онтарио: Рэндом Хаус.

ЛаБьянка, Дж., и Гибсон, Б. (2020). Вот что говорит о вас ваш почерк. Ридерз Дайджест . Получено с https://www.rd.com/advice/work-career/handwriting-analysis

.

Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., Руссио, Дж., и Бейерштейн, Б.Л. (2010). 50 Великие мифы популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении. Чичестер, Англия: Wiley-Blackwell.

Мюнстерберг, Х. (1915). Деловая психология . Чикаго, Иллинойс: Университет расширения LaSalle.

Нисбетт, Р. Э., и Росс, Л. (1980). Человеческий вывод: стратегии и недостатки социального суждения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Сидат, С., Скотт, К.М., Ангермейер, М.С., Берглунд, П., Бромет, Э.Дж., Бруга, Т.С., и Кесслер, Р.К. (2009). Межнациональные ассоциации между полом и психическими расстройствами в исследованиях Всемирной организации здравоохранения по вопросам психического здоровья. Архив общей психиатрии, 66 (7), 785–795.

Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts