Самооценка психология: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Психолог Холодова объяснила, как понять, что вы себя слишком низко цените

  • Образ жизни

Наверняка вы хоть раз задумывались: какая у меня самооценка? В чем плюсы высокой и низкой самооценки? Какую самооценку можно считать «здоровой?» Обо всем этом рассказали психологи.

24 октября 20214

Источник:
iStockphoto/Getty Images

От родственников, друзей или коллег можно услышать следующие фразы: «Ты слишком мягкая и ранимая, тобой можно легко манипулировать, у тебя низкая самооценка!» Или такой вариант: «Ты очень высокомерный, смотришь на всех свысока, самооценка явно завышенная!»

Но действительно ли низкая самооценка — это всегда плохо? И надо ли как-то корректировать свою высокую самооценку? И что это вообще такое? Рассказывает петербургский психолог Юлия Холодова.

Что такое самооценка

«Самооценка — это совокупность представлений человека о самом себе. Простыми словами это то, как человек оценивает свои качества, способности, насколько принимает свои сильные и слабые стороны, ощущает свою ценность», — говорит психолог.

Основы самооценки формируются в детстве. Изначально ребенок опирается на мнение близких взрослых о себе. Затем постепенно учится сам оценивать свои достижения и сопоставлять себя с остальными. Самый важный этап развития самооценки — подростковый возраст. Подростки в основном опираются на мнение сверстников и уже не так зависят от мнения взрослых. В дальнейшем важно найти баланс между умением самостоятельно оценивать свои достижения и опорой на мнение окружающих. Чрезмерная зависимости от оценки окружающих, как и излишняя самонадеянность, создают почву для неадекватной самооценки.

Про высокую и низкую

Традиционно самооценку принято различать на высокую и низкую.

Высокая самооценка — склонность высоко оценивать свои качества и навыки, акцентируя внимания на сильных сторонах и упуская возможные недостатки. Представить портрет человека с высокой самооценкой может каждый. Это люди, которые стремятся при любой возможности продемонстрировать свои преимущества, быть в центре внимания. Они, как правило, болезненно реагируют на критику, так как считают свою точку зрению единственно-правильной. Считается, что высокая самооценка помогает карьерному росту, самоутверждению, достижению высокого социального статуса. В тоже время она может существенно мешать в отношениях с окружающими, в том числе в личных и семейных.

Низкая самооценка — это склонность занижать свои сильные стороны и переносить возможные недостатки на личность в целом. Человек с низкой самооценкой как правило «удобен» для окружающих — ведь он склонен уступать интересам других людей. Тем не менее у людей с низкой самооценкой часто бывают коммуникативные барьеры и сложности в отношениях. Они не решаются начать общение первым, отстаивать свою точку зрения, опасаются осуждения окружающими.

В профессиональной сфере низкая самооценка также мешает достижению успеха в силу невозможности человека «заявить о себе». Из плюсов можно выделить склонность к эмпатии, саморефлексии, стремление к понимаю себя. Низкая самооценка часто тяжело переносится человеком, становится причиной эмоционального дискомфорта, сопутствует тревожным и депрессивным расстройствам.

Читайте также

Какая самооценка считается здоровой

Ни завышенную, ни заниженную самооценку нельзя считать здоровой.

«Важный признак здоровой самооценки — не только уровень, но и степень ее адекватности. То есть то, насколько объективно человек может оценивать себя. Поэтому здоровая самооценка — это прежде всего, адекватная, человек должен уметь объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. Основной способ развития здоровой самооценки — опираться на то, что хорошо получается, при этом корректируя остальные сферы», — пояснила эксперт.

Очень важно уметь признавать свои слабые стороны и свои недостатки. И начать с ними работать, чтобы улучшить качество своей жизни.

Как понять уровень своей самооценки

Есть простое упражнение, которое можно проделать самостоятельность для того, чтобы больше узнать о своей самооценки.

Для этого достаточно нарисовать на листе бумаги вертикально 10 отрезков — «столбцов», обозначить каждый от «0» до «10», посредине сделать отметку — «5». Затем нужно придумать для каждого столбца название — различные качества, способности, или даже сферы жизни. Например, общительность, уверенность в себе, целеустремленность, дружелюбие, а также можно указать «интеллект», «внешность».

Дополнить можно и самостоятельно исходя из того, какие качества для вас важны. После этого на каждом столбце необходимо отметить уровень развития данного качества у себя в данный момент — от 0 (полностью отсутствует) до 10 (максимально выражено). Потом соединяете ваши отметки и получается определенный профиль самооценки. Оптимально, если график проходит в пределах отметок 5 — 8, не имеет сильных перепадов.

Это упражнение можно проделывать с некоторой периодичностью, чтобы отследить динамику самооценки.

Читайте также

Иная точка зрения

Некоторые психологи считают, что нельзя называть самооценку только высокой или низкой.

«Высокая и низкая самооценка — это понятные термины, но не передающие сути состояния. Я выделяю адекватную и неадекватную самооценку. Некоторые авторы говорят еще о стабильной или нестабильной. Давайте внесем ясность», — предлагает психолог.

Самооценка — это сформированные с нас с момента рождения убеждения о том, как мы получаем любовь и обеспечиваем свое выживание. Неадекватная (как и низкая, высокая, не стабильная) самооценка зависит от мнения и поведения окружающих на людей. Например, в вас есть убеждение (чаще неосознаваемое), что любви (уважения) достойны только самые лучшие, первые, выдающиеся люди. Достаточно кому-то обогнать вас в карьере, купить сумку дороже, похвастать ребенком круглым отличником (а ваш просто хорошист) и так далее… Что случится? Вы ощутите неприятные эмоции, они будут раздражать вас, пока снова не найдете подтверждения своей «лучшести», «первости».

Это и есть неадекватная, низкая, нестабильная самооценка.

Часто такая самооценка формируется, когда родители хвалят только за первые места. Или сравнивают ребенка с другими детьми. Мол, а Катя лучше.

Есть и другие типичные виды неадекватной, шаткой самооценки: я сильная, я тружусь, я ублажаю, я страдаю. Идеи, заложенные в головы представителей названных шаблонов, формируются в период взросления. Если не принять в себе их наличие, то такими людьми легко можно манипулировать, они чаще испытывают дистресс.

Читайте также

Но! Неадекватная самооценка может проявляться и в самоуверенности (высокая). Это когда человек без объективных способностей переоценивает свои возможности. Выпускник мединститута берется за операцию на сердце без должной практики, например.

Но по факту и согласно различным исследований все мы, люди, часто себя переоцениваем. Это нормально и это двигатель прогресса (Илон Маск мечтает отправить экспедицию на Марс и многие считают, что он самоуверен, человек с завышенной самооценкой).

Адекватная, стабильная самооценка — это осознание своей самоценности, понимание своих черт личности, нервной системы, паттернов поведения, дающих свободу выбора. Начинается эта самооценка с самопознания. С безусловного принятия себя, своего прошлого. И с желания взять ответственность за свон настоящее и будущее.

«Да, люди с адекватной самооценкой тоже огорчаются, злятся. Но эмоции не берут верх над их поведением на длительный срок. Человек с адекватной самооценкой менее подвержен аффекту. Он понимает, что ценен по праву рождения», — заключил психолог.

Автор текста:Софья Хромова

на что опереться, если опоры нет и в чем разница между человеком и скоринг-системой / Хабр

На протяжении жизни мы привыкли опираться на свой опыт при оценке успешности того или иного планируемого действия как смена работы, заведение отношений, возможности подтянуться тридцать раз или красиво выступить на публику. Если опыт был положительный, то мы с большей вероятность предполагаем позитивный исход, если негативный — наоборот.

И здесь невольно приходит аналогия с банковской скоринг-системой (имел опыт работы в МФО в 2016-2018 годах, так что моё представление о скоринге, вероятно, устарело), которая анализирует данные множества заёмщиков и выдает свой вердикт. Все понятно и логично.

Но у человека нет такого личного массива данных, он ориентируется на свой опыт. Но у него есть иная переменная, которая зачастую оказывает решающее влияние на принятие решение — самооценка. И о ней как раз мы поговорим.

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Мы не будем уходить в глубины истоков формирования самооценки и на то есть причина. Конкретно в моей жизни причину звали Виктория Викторовна, которая вела у нас методологию научной психологии. На одной из пар она рассказала случай из практики, когда к ней привели ребенка с педагогической запущенностью и сказали, что нужно это исправить. Она сказала: «Окей, мне неважно почему и это произошло, главное, что я знаю как это исправить».

В тот момент я, юный и зеленый, возмутился, мол как так? Как можно что-то исправлять не разобравшись в причинах и не нырнув в глубины сознания, а то подсознания, а то и бессознательного? Я был возмущен! И тогда Виктория Викторовна спокойно мне ответила: «Сергей, пусть этим занимаются те, кому интересно копаться в прошлом. Меня волнует в работе только результат. Прошлое я не исправлю, но я могу повлиять на будущее».

Поэтому и мы с вами не будем копаться в том, почему у кого-то самооценка низкая, у кого-то высокая, а у кого-то несформированная. Мы возьмем только ту информацию, которая поможет нам из настоящего повлиять на будущее. Но небольшая база нам всё же понадобится.

Сперва разберемся, что же такое самооценка. В самом широком смысле под самооценкой понимают субъективную оценку человеком собственной ценности. И я бы от себя еще добавил в конце слова и собственных возможностей. Отдельно подчеркну слова субъективная и собственной/ых. Итого, получаем следующее определение:

Самооценка — субъективная оценка человеком собственной ценности и собственных возможностей

Но самооценка не существует в вакууме. Это динамичный показатель, который у психически здорового человека изменяется под воздействием полученного и осмысленного опыта, а также стимулов внешней среды. Но чтобы получать новые стимулы внешней среды, на это нужно решиться! И для этого есть в психике такой механизм как уровень притязаний.

Уровень притязаний — стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным

Совместно с самооценкой уровень притязаний создает саморегулирующуюся систему, но только в случае, если уровень притязаний положительный. Давайте разберемся на примере:

Гипотетический Геннадий ходит в тренажерный зал. Первое время он занимался с персональным тренером и учился делать жим штанги лежа. В совместной работе они дошли до веса в 50 кг, после чего пакет тренировок закончился, а продлевать их Геннадий не стал. И вот уже не протяжении нескольких месяцев Геннадий поднимает исключительно 50 кг, опыта поднятия большего веса не имеет. Какие здесь возможны варианты развития событий?

Если уровень притязаний у Геннадия заниженный, то он не предпринимает попытки повысить вес. А если приходит в зал в плохом настроении, то может брать и еще меньше, уверенный в том, что именно сегодня стандартный «полтинник» не осилит.

Если уровень притязаний у Геннадия адекватный, то он работает постоянно со своим весом и даже может предпринять попытку увеличить его на килограмм-другой. В случае неудачи, он возвращается в своему стандартному весу, в случае успеха — самооценка немного изменяется.

Если же у Геннадия уровень притязаний завышенный, то он сразу хватается за штангу в добрую сотню килограмм, благополучно безуспешно пыхтит под ней, терпит неудачу и грустит. Самооценка при этом может как занижаться (из-за поражения), так и остаться неизменной (если он в своих глазах реабилитируется каким-либо успехом, либо оправдает свою неудачу).

И тут возникает вопрос — а какой вариант самый оптимальный? Традиционно считается, что промежуточное звено между адекватным и завышенным уровнем, который так и называется адекватно-завышенный уровень притязаний. В данном случае это выразится в желании Геннадия поднять штангу в 60 килограмм. А потом в 70. И так далее. Адекватно-завышенный уровень притязаний способствует интенсивному росту и развитию. Платой за это является увеличенное количество поражений и, как следствие, переживаний.

На этом этапе мы получаем обоюдную связь самооценка-уровень притязаний, в которой самооценка влияет на уровень притязаний, а уровень притязаний отражается на самооценке. И всё хорошо, кроме одного — ситуации, когда мы сталкиваемся с показателями, которые невозможно точно оцифровать. Например, с вопросами «А хороший ли я человек? А достоин ли я лучшего?». И второе противоречие — а делает ли меня хуже как человека невозможность поднять штангу в 60 кг?

Эти противоречия снимаются введением классификации самооценки на базовую и ситуативную:

Базовая самооценка — субъективная оценка человеком собственной ценности безотносительно конкретной ситуации и конкретных показателей той или иной деятельности

Ситуативная самооценка — субъективная оценка человеком собственной ценности и собственных возможностей в конкретной ситуации и конкретных показателях той или иной деятельности

На этом этапе размышлений уже можно понять, что способность поднять штангу может отражаться на ситуативной самооценке «Я как спортсмен/силач», но не должна (по логике вещей) отражаться на базовой самооценке. Но бывает, что отражается. И вот здесь нам нужно разобраться, почему это происходит и какие варианты бывают.

Люблю простые таблички

Теперь давайте разберем сочетания:

Низкая ситуативная и низкая базовая. В этом случае у человека практически нет морально-волевых ресурсов, чтобы выдерживать неудачи. Ему не на что опереться. При этом, так как он болезненно реагирует на все поражения, то и попыток к изменению ситуации не предпринимает. В данном случае можно порекомендовать либо аккуратную индивидуальную работу над собой, либо работу с психологом.

Высокая ситуативная и низкая базовая. Зачастую встречается у людей, которые добились высоких результатов в какой-либо конкретной сфере, но положили на алтарь успеха остальные области жизни. Такая ситуация может вызвать мысль: «Я без (название достижения) никто и никому не нужен». Это побуждает человека держать притязания на адекватном уровне и сохранять имеющееся, так как потеря смерти подобна. Повышать уровень притязаний такой человек готов, если для сохранения достижения необходимо его подтвердить/повысить результат. Но любое повышение уровня притязаний связан с колоссальным стрессом.

Низкая ситуативная и высокая базовая. В этом случае человек испытывает стресс от неудачи, но это не имеет долгосрочного и значимого влияния на другие сферы жизни. То есть, даже потеря самооценки в одной сфере (предположим, почетного и несколько романтизированного статуса «бизнесмена» в случае банкротства компании) не отразится на его самовосприятии как личности. То есть, локальные неудачи не вызывают мыслей «меня не за что любить», «я не достоин того, что имею» и подобных.

Высокая ситуативная и высокая базовая. В этом случае человек может рисковать (адекватно рисковать), имея для этого запас морально-волевых ресурсов и потенциальную готовность скатиться в предыдущий вариант.

Включив здравый смысл, мы понимаем, что ситуативную самооценку контролировать не всегда возможно. Зачастую мы сталкиваемся с обстоятельствами непреодолимой силы и форс-мажорами (а события 2020-2022 показали, что они могут следовать друг за другом и еще успешно наслаиваться). Следовательно, нужно работать над базовой самооценкой.

Но как это сделать? Штангой её не покачаешь, деньгами не завалишь, да и у друзей совета не спросишь — ведь самооценка это субъективное самовосприятие собственной ценности. И здесь мы зацепимся за слово ценности.

Базовая самооценка основывается на соответствии нами собственным же ценностям. Но зачастую эти ценности нам не видны, а когда нет ориентира, мы не можем найти ответ на вопрос «А с чего мне считать себя хорошим?». Поэтому, чтобы заложить фундамент, делаем следующее.

Формируем образ хорошего человека. Обращаю внимание, именно хорошего, а не идеального или безупречного — нужно убирать нереалистичные вещи из самовосприятия, а не добавлять их в него. Опять же, хорошего человека мы оцениваем исключительно исходя из собственного восприятия, стараемся не примешивать воззрения других людей. Речь-то идет о вас и только о вас. Из этого описания делаете список. Если ничего сразу не приходит в голову, то можете использовать следующую схему:

1) Хороший человек делает — 10 пунктов
2) Хороший человек не делает — 10 пунктов
3) Хороший человек себя ведет так — 10 пунктов
4) Хороший человек себя так не ведет — 10 пунктов

И так далее. Заполняете эти пункты, после чего попробуйте объединить схожие ответы. Постарайтесь обобщить список до 7-12 пунктов. Если уж совсем огрублять, то это будет список неких заповедей хорошего человека в вашей персональной редакции. Затем проверяйте себя по данным «заповедям» и смотрите, насколько вы соответствуете данной характеристике.

Следует отметить, что изначальная цифра не так важна — она просто диагностична. Наибольшее значение имеет динамика в данных показателях. Поэтому, если у вас на заполнении списка набирается 5 пунктов из 10, а через год их стало 6 — прекрасно! Но самое главное, что вы теперь будете осознавать, что влияет на ваше самовосприятие и сможете подвергать сомнению типичные реакции и мысли.

Здесь вы можете спросить, а не создаем ли мы таким образом себе дополнительные рамки и правила, соблюдение которых потребует от нас дополнительных сил, а несоблюдение — дополнительного стресса? И я отвечу, что нет. Мы не создаем новые рамки и правила, а подсвечиваем имеющиеся. Если кому нужны метафоры, то скажу так: до этого упражнения вы бежали в темноте по коридору со стеклянными стенами и дверьми, о которые прикладывались головой. А теперь там включили свет и на все стеклянные поверхности наклеили предупреждающие таблички.

И уже традиционные теплые слова напоследок. Вы все классные. За эти полгода на Хабре я понял, какие интересные, талантливые и увлеченные люди здесь обитают. Каждый из вас замечателен. С каждым из вас мне интересно общаться. И как клиенты вы тоже прекрасны 🙂

Берегите себя и своих близких, особенно в психологическом плане. Всем нужны тепло, забота и понимание. Это закончится. Я знаю, что мы через это пройдем, и потом, сидя в кресле-качалке перед камином, будем рассказывать детям и внукам про эти странные года 2020-2022.

С уважением и поддержкой
Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ-канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

Что значит отсутствие чувства собственного достоинства?

Самооценку следует рассматривать как континуум, она может быть высокой, средней или низкой, и в эмпирических исследованиях ее часто определяют количественно.

При рассмотрении самооценки важно отметить, что как высокие, так и низкие уровни могут быть эмоционально и социально вредными для человека. Действительно, считается, что оптимальный уровень самооценки находится в середине континуума. Считается, что люди, работающие в этом диапазоне, более социально доминируют в отношениях.

Содержание

Эмпирические исследования

Исследования выявили основные различия между людьми с высокой и низкой самооценкой. Например, люди с высокой самооценкой сосредотачиваются на росте и совершенствовании, тогда как люди с низкой самооценкой сосредотачиваются на том, чтобы не совершать ошибок в жизни.

Было показано, что низкая самооценка коррелирует с несколькими негативными последствиями, такими как депрессия (Silverstone & Salsali, 2003).

Розенберг и Оуэн (2001) предлагают следующее описание людей с низкой самооценкой, основанное на эмпирических исследованиях. Людей с низкой самооценкой больше беспокоят неудачи, и они склонны преувеличивать события как негативные.

Например, они часто интерпретируют некритические комментарии как критические. Они чаще испытывают социальную тревожность и низкий уровень доверия в межличностных отношениях.

Это, в свою очередь, затрудняет социальное взаимодействие с другими людьми, поскольку они чувствуют себя неуклюжими, застенчивыми, заметными и неспособными адекватно выражать себя при взаимодействии с другими (стр. 409).). Кроме того, люди с низкой самооценкой склонны пессимистично относиться к людям и группам в обществе.

Исследования также показали, что низкая самооценка связана с повышенным риском подростковой беременности.

Guindon (2002) попросил школьных консультантов перечислить пять характеристик, которые лучше всего описывают учащихся с низкой самооценкой. Было использовано более 1000 слов, наиболее распространенные из которых перечислены ниже:

  1. Замкнутый/застенчивый/тихий
  2. Небезопасно
  3. Неуспеваемость
  4. Отрицательное (отношение)
  5. Несчастный
  6. Социально некомпетентный
  7. Злой/враждебный
  8. Немотивированный
  9. Депрессия
  10. Зависимый/ведомый
  11. Плохая самооценка
  12. Не склонный к риску
  13. Отсутствие уверенности в себе
  14. Плохая связь
  15. Действует

Низкая самооценка у детей

Следует отметить, что в среднем самооценка в детстве оказывается относительно высокой. Однако существуют индивидуальные различия, и некоторые дети, к сожалению, испытывают чувство низкой самооценки.

Низкая самооценка у детей, как правило, связана с физическими наказаниями и отказом в любви и привязанности со стороны родителей. Карл Роджерс описал бы это как условное положительное отношение, при котором люди получают положительное внимание от значимых других (например, родителей) только тогда, когда они действуют определенным образом. Это укрепляет ребенка в том, что он является ценным человеком только тогда, когда ведет себя определенным образом (например, получает пятерки за тест).

Дети с низкой самооценкой полагаются на стратегии выживания, которые являются контрпродуктивными, такие как запугивание, отказ от курения, обман, избегание и т. д. Хотя все дети время от времени демонстрируют некоторые из этих моделей поведения, при появлении таких моделей поведения явно проявляется низкая самооценка с регулярностью.

Социально дети с низкой самооценкой могут быть замкнутыми или застенчивыми, и им трудно развлекаться. Хотя у них может быть широкий круг друзей, они с большей вероятностью поддаются групповому давлению и более уязвимы для издевательств. В школе они избегают пробовать что-то новое (из-за боязни неудачи) и легко сдаются.

Низкая самооценка у подростков

В подростковом возрасте самооценка продолжает снижаться (особенно у девочек). Исследователи объяснили это снижение образа тела и другими проблемами, связанными с половым созреванием.

Хотя мальчики и девочки сообщают об одинаковом уровне самооценки в детстве, к подростковому возрасту возникает гендерный разрыв, заключающийся в том, что мальчики-подростки имеют более высокую самооценку, чем девочки-подростки (Robins et al., 2002).

Девочки с низкой самооценкой, по-видимому, более восприимчивы к представлениям об идеальном теле, увековеченным в западных СМИ (с помощью таких методов, как ретуширование моделей на обложках журналов).

Ссылки

Абрахам, Т. (1988). На пути к модели поддержания самооценки социального поведения. В Л. Берковиц (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (стр. 181–227). Академическая пресса.

Куперсмит, С. (1967). Предпосылки самооценки . Фриман.

Harter, S. 1993. Причины и последствия низкой самооценки у детей и подростков. В Baumeister, R.F. (Ред.) Самоуважение: загадка низкой самооценки (стр. 87-116).

Мрук, К. (1995). Самооценка: исследования, теория и практика . Спрингер.

Guindon, MH (2002). К ответственности в использовании конструкции самооценки. Журнал консультирования и развития, 80(2) , 204-214.

Робинс, Р.В., Тшесневский, К.Х., Трейси, Дж.Л., Гослинг, С.Д., и Поттер, Дж. (2002). Глобальная самооценка на протяжении всей жизни. Психология и старение , 17, 423-434.

Розенберг, М. (1976). Помимо самооценки: Забытые проблемы в исследованиях самооценки . Документ представлен на ежегодных собраниях ASA.

Розенберг, М. (1979). Постижение себя . Основные книги.

Розенберг М. и Оуэнс Т.Дж. (2001). Люди с низкой самооценкой: коллективный портрет. В Т.Дж. Оуэнс. С. Страйкер и Н. Гудманм (редакторы), Расширение теории и исследований самооценки (стр. 400-436). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Сильверстоун, П. Х., и Салсали, М. (2003). Низкая самооценка и психиатрические пациенты: Часть I – Связь между низкой самооценкой и психиатрическим диагнозом. Анналы общей психиатрии, 2(1) , 2.

Виктор Г. (1982). Я-концепция. Ежегодный обзор социологии , 8: 1–33.

Виктор Г. и Швальбе М.Л. (1983). За пределами зазеркалья: социальная структура и самооценка, основанная на эффективности. Социальная психология Ежеквартально , 46: 77–88.

Как поднять низкую самооценку, по мнению психологов

  • Признаки низкой самооценки включают боязнь неудачи, обесценивание себя и сосредоточение внимания на слабостях.
  • Низкая самооценка может быть вызвана издевательствами, жестоким обращением, травмой и неодобрением родителей.
  • Чтобы повысить свою самооценку, ищите любовные отношения, будьте добры к себе и попробуйте хобби.

Самоуважение — это то, как вы воспринимаете себя. Поскольку самооценка меняется по мере вашего продвижения по жизни, в какой-то момент вы, вероятно, столкнетесь с низкой самооценкой. Это может привести к тому, что вы будете чувствовать себя неуверенно в своих силах или обречены на провал. Преодолеть низкую самооценку сложно, но можно.

Вот как можно повысить низкую самооценку: 

Что такое самооценка

Самооценка – это постоянно меняющееся восприятие собственных эмоций, действий, мыслей, отношений и внешности, а также других характеристик. Самоуважение сводится к одному вопросу: «Сколько вы цените и уважаете себя?» говорит Романова.

Признаки низкой самооценки 

Существует множество признаков низкой самооценки. По словам Сабрины Романофф, PsyD, клинического психолога в больнице Ленокс Хилл, эмоциональные признаки низкой самооценки включают:Вечный страх неудачи с низкой само- уважение включает: 

  • Потребность угождать другим
  • Пытаться сказать нет 
  • Избегать конфликта
  • Извиняться больше, чем необходимо
  • Чрезмерно реагировать на разногласия 
  • Страх перед тем, что близкие бросят их

Эти чувства и поведение могут привести к тому, что вы не будете делать то, что вам нравится, потому что вы сосредоточены на том, как вас будут воспринимать другие.

Низкая самооценка сама по себе не вызывает физических симптомов, но связана с такими состояниями, как тревога или депрессия, которые могут. Эти состояния психического здоровья могут привести к болям в животе, мигрени и усталости.

Что говорится в исследовании: В исследовании студентов во Вьетнаме, проведенном в 2019 году, исследователи связали низкую самооценку с повышенной тревожностью, депрессией и суицидальными мыслями. Стресс в школе или жестокое обращение со стороны родителей или других взрослых в их семье были основными факторами риска развития низкой самооценки.

Причины низкой самооценки

Низкая самооценка возникает по разным причинам. По словам Энни М. Хендерсон, сертифицированного профессионального лайф-коуча и лицензированного профессионального консультанта со своей собственной виртуальной практикой, причинами низкой самооценки являются: авторитетные цифры

Родители также могут вызвать у своих детей низкую самооценку несколькими способами. Один из них заключается в том, чтобы ценить достижения своего ребенка, а не усилия, которые он приложил для их достижения. По словам Романофф, когда детей хвалят за результаты, например, за победу в игре или приз, это может привести к снижению их самооценки до тех пор, пока не произойдет следующее ощутимое достижение.

Что говорится в исследовании: В исследовании 2017 года исследователи изучили, как отношения между шведскими родителями и детьми влияют на самооценку ребенка. Они обнаружили, что чем ближе родитель к своему ребенку и чем более они ласковы, тем выше самооценка ребенка.

Как повысить самооценку 

На формирование самооценки могут уйти месяцы или годы, но при правильном руководстве это вполне возможно. Вот несколько советов и занятий, согласно Романофф, Дарамусу и Хендерсону, которые помогут повысить самооценку:0003

1. Ищите заботливых отношений. Когда вы чувствуете постоянную поддержку в своих платонических и романтических отношениях, становится легче отсеять собственные сомнения в себе.

2. Занимайтесь тем, что вам нравится и в чем вы преуспеваете. «Это обеспечивает положительное подкрепление и чувство мастерства и способностей», — говорит Романофф.

3. Отмечайте каждый маленький успех. Убедитесь, что ваши успехи равны вашим трудностям, говорит Дарамус. Легко сосредоточиться на чем-то плохом и свести к минимуму хорошее. Каждому результату, положительному или плохому, уделяйте одинаковое внимание.

4. Говорите с собой как с другом. Обратите внимание, отражают ли ваше восприятие и внутренние мысли чирлидершу или хулигана. Например, не говорите, что я должен был стараться больше, вместо этого скажите, что я приложил хорошие усилия.

5. Сомневайтесь в своих негативных мыслях. Думать о чем-то не значит точно. В следующий раз, когда у вас сложится негативное мнение о себе, бросьте вызов и замените его положительным.

Романофф советует обратиться к специалисту по психическому здоровью для повышения самооценки, если вы заметили, что это влияет на вашу жизнь, например, на отношения, на работу или на ваше настроение.

Важно: Вам не нужно ждать, пока ваша самооценка станет «достаточно плохой», чтобы записаться на прием к специалисту по психическому здоровью. «Если ваша низкая самооценка делает вас несчастным, стоит увидеться с кем-нибудь просто потому, что вы имеете значение, и вам не нужно проживать жизнь несчастным и ненавидеть себя», — говорит Дарамус.

Родители также могут играть важную роль в повышении и поддержании самооценки своего ребенка. Например, родители должны: 

  • Поощряйте и хвалите внутренние факторы, такие как усилия и целеустремленность, а не баллы в табеле успеваемости
  • Научите детей устанавливать границы
  • Активно работайте над собственной самооценкой 

Вывод инсайдеров 

Самоуважение – это то, что вам нужно продолжать строить на протяжении всей жизни, и это нормально, что она колеблется. «Мы не придерживаемся стабильных ценностей для себя и по уважительной причине», — говорит Романофф.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts