Социализация личности психология: Социализация личности. Этапы социализации личности.

📖 § 7.1. ЧТО ТАКОЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»?, Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Психология. Крылов А. А. Страница 37. Читать онлайн

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может, однако, рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями, а потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить одновременно регулируемый, целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер. Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание, по существу, есть одна из форм социализации личности, а именно управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением представлять себе дело так, будто в официальных социальных институтах (школа, например) социализация всегда имеет целенаправленный характер и не может быть по форме стихийной, а в неформальных объединениях — наоборот. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса поясним с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе усваиваются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик на уроке усваивает не только те социальные знания, которые являются целью урока, не только те социальные правила и нормы поведения, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик усваивает и тот социальный опыт, который является сопутствующим, «случайным», с точки зрения учителя или воспитателя. Это не опыт декларируемых правил и норм, а реально испытываемый или наблюдаемый опыт социального взаимодействия учителя с учениками, учеников между собой, учителей между собой. И этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания (и тогда он лежит в русле данного целенаправленного процесса социализации личности), а может противоречить поставленным целям.

Можно выделять первичную и вторичную социализацию. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман) представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого (Б. Г. Ананьев) социализация рассматривается как процесс, протекающий в следующих двух направлениях — становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями, а потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть, следовательно, существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишает человека субъектного начала или, по крайней мере, делает это начало незначимым. Построение на этой основе подлинной психологии личности лишено всяких перспектив и попросту невозможно. Личность — это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Социализация личности: коротко о главном

26 июня 2020

Социализация индивида подразумевает особый процесс, во время которого личность интегрируется в социум за счет познания правил, норм, умений и знаний, помогающих ей нормального действовать в социальном окружении. Манеру поведения животных можно объяснить инстинктом, а вот уже человек для полноценной жизни нуждается в социализации.

Социализация: особенности типов и фаз

Социализацию можно разделить на 2 основных типа:

  • Первичный этап. Он охватывает период от появления на свет и до того, как сформируется зрелый индивид. Основным источником данного типа социализации является семья. Ребенок берет на себя принцип поведения собственных родителей, их взгляды на жизнь. Также в это время большую роль играют друзья и школа.
  • Вторичный этап. Здесь наблюдается определенное социальное перерождение. Личность отбрасывает некоторые старые поведенческие модели и взглядов на жизнь, устанавливает новые. Данный процесс длится всю жизнь.

Схема главных фаз личностной социализации выглядит следующим образом:

  1. Во время 1-й фазы будет проходить понимание норм социума и ценностей. Индивид пытается соответствовать общественным нормам.
  2. Для 2-й фазы характерна самоактуализация и персонализация. Личность пытается воздействовать на общество каким-либо образом.
  3. 3-я фаза примечательна тем, что индивид пытается социализироваться в определенной группе, где он может сформировать и проявить собственные способности.

Также социальный процесс подразумевает прохождение и других стадий. Более подробно далее.

План личностной социализации по Эриксону

Известный психолог Э. Эриксон выделяет некоторые стадии социализации:

  1. Период младенчества (с момента рождения до 1,5 лет). Для нее свойственно формирование базового чувства доверия к обществу. Основная роль отводится матери, общения с которой должно быть достаточно.
  2. Период раннего детства (с 1,5  до 4 лет). В это время происходит становление независимости малыша. Он уже ходит, убирает свои игрушки и прочее.
  3. Стадия детства (с 4 до 6 лет). Во время игр происходит развитие инициативности и находчивости, памяти, творческих задатков, логики. Ребенок расширяет кругозор.
  4. Период младшего школьного возраста (с 6 до 11 лет). Этот вид подразумевает социализацию не только с участием родителей, но и большое участие здесь принимает школа, общение со сверстниками. Достижения или неудачи в учебном процессе способны повлиять на предстоящее развитие индивида.
  5. Период отрочества (с 11 до 20 лет). Основной заботой индивида на данной стадии является то, как он выглядит в глазах общества. Частично на это влияет половое развитие. Подросток должен определиться и найти свое призвание касательно профессии.
  6. Период юности (от 21 до 25 лет). Люди озабочены поиском спутника жизни, начинают более активно общаться с окружающими, в частности из собственной социальной группы.
  7. Стадия зрелости (с 25 до 55-60 лет). Личность занимается любимым делом. Особую значимость имеет налаживание отношений с окружающими, особенно это относится к детям.
  8. Период старости (с 55-60 лет до наступления смерти). В это время люди переосмысливают свою жизнь и думают о прошлом. Человек осознает, что его время начинает заканчиваться. Из-за этого он может отстраниться от окружающего мира.

Разумеется, понятие социализации более обширное, и в единственной статье все не изложить. Но данного материала вполне хватит, чтобы понять суть социализации, и сделать некоторые выводы, касаемо собственного развития и своего ребенка. А научиться читать людей как открытую книгу поможет курс «Менталист».

Социализация – Адаптация своей культуры

Адаптация своей культуры

Адаптация своей культуры

Социализация – это процесс обучения, в ходе которого мы развиваем нашу личность, адаптируя культуру другого человека.

Откройте для себя еще 30 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Когнитивное обучение
  2. Социальное обучение
  3. Обучение
  4. Социальное развитие
  5. Классическое обучение

Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры. Когда ребенок рождается, происходит социализация для того, чтобы у него была культура, основанная на том, чему его научили бы его родители и его окружение. Так что же такое социализация?

Социализация – это процесс познания культуры другого человека и обучения тому, как жить в ней. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду совокупность моральных норм, ценностей, языка, взглядов и других аспектов, составляющих общество. У всех нас есть роли, которые нужно выполнять в нашем обществе, и социализация помогает нам накапливать знания и навыки для выполнения этих социальных ролей.

A. Важность социализации

Социализация является важной частью процесса формирования личности каждого человека. Это правда, что генетика является причиной структуры человеческой личности, но именно социализация заставляет эту личность формироваться в определенных направлениях посредством процесса принятия или отклонения убеждений, взглядов и социальных норм. Из-за динамики социализации у нас, как правило, разные личности, хотя мы живем в одном и том же обществе. Например, индейцы яномамо, живущие на границе между Бразилией и Венесуэлой, склонны обучать мальчиков младшего поколения, чтобы они становились агрессивными и сильными. С другой стороны, племя семаи, проживающее в центральной части Малайского полуострова в Малайзии, не любит насилие и враждебность. Вот почему молодое поколение мальчиков учат быть нежными и миролюбивыми.

B. Типы социализации

Обычно существует пять типов социализации: первичная, вторичная, развивающая, предвосхищающая и ресоциализация.

  1. Первичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда ребенок усваивает ценности, нормы и модели поведения, которые должны демонстрироваться для того, чтобы жить в соответствии с определенной культурой.

    Пример: Ребенок слышит, как его отец плохо отзывается о старушке. Ребенок будет думать, что такое поведение социально приемлемо, поэтому он начнет говорить плохие слова в адрес пожилых людей.

  2. Вторичная социализация
    Этот тип социализации происходит, когда человек учится соответствующему поведению, которое будет демонстрироваться в небольшой группе, которая все еще является частью большого общества. Изменения в ценностях, отношениях и убеждениях человека считаются менее важными, чем изменения, происходящие в нем, когда он участвует в жизни общества в целом.

    Пример. Выпускник средней школы выбирает профессию в области управления бизнесом после участия в семинаре по вопросам карьеры в небольшой группе, проводимом бизнес-специалистами колледжа.

  3. Развивающая социализация
    Этот тип социализации включает в себя процесс обучения, в котором основное внимание уделяется развитию наших социальных навыков.

    Пример: Застенчивый старшеклассник начинает преподавать английский язык первокурсникам, чтобы развить словесное общение.

  4. Упреждающая социализация
    Этот тип социализации относится к процессу, в котором человек практикует или репетирует будущие социальные отношения.

    Пример: Ребенок предвкушает отцовство, наблюдая, как его родители выполняют свои повседневные роли.

  5. Ресоциализация
    Этот тип социализации включает в себя отказ от прежних моделей поведения и принятие новых, чтобы человек мог перейти от одной части своей жизни к другой. Считается, что ресоциализация происходит на протяжении всего жизненного цикла человека.

Полный номер: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страница.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Черты личности и условия жизни в юношеском возрасте: отбор и социализация

. 2014 март; 50(3):683-98.

doi: 10.1037/a0034239. Epub 2013 26 августа.

Катрин Йонкманн 1 , Феликс Томмес 2 , Оливер Людтке 3 , Ульрих Траутвайн 1

Принадлежности

  • 1 Центр педагогической науки и психологии Тюбингенского университета.
  • 2 Департамент человеческого развития и факультет психологии Корнельского университета.
  • 3 Факультет психологии Университета Гумбольдта.
  • PMID: 23978301
  • DOI: 10. 1037/а0034239

Катрин Йонкманн и соавт. Дев Психология. 2014 март

. 2014 март; 50 (3): 683-98.

doi: 10.1037/a0034239. Epub 2013 26 августа.

Авторы

Катрин Йонкманн 1 , Феликс Томмес 2 , Оливер Людтке 3 , Ульрих Траутвайн 1

Принадлежности

  • 1 Центр педагогической науки и психологии Тюбингенского университета.
  • 2 Департамент человеческого развития и факультет психологии Корнельского университета.
  • 3 Факультет психологии Университета Гумбольдта.
  • PMID: 23978301
  • DOI: 10.1037/а0034239

Абстрактный

Основываясь на принципе социальных инвестиций и теориях дифференциации социальных отношений, настоящее исследование было проведено с целью выяснить, влияют ли личностные различия в старшей школе на образ жизни молодых людей (с соседями по комнате или романтическим партнером, в одиночестве или с родителями) через 2 года. (отбор) и вызывают ли эти различные социальные контексты долгосрочные изменения личности (социализацию). Используя данные трехэтапного лонгитюдного исследования 8052 выпускников средних школ в Германии, полиномиальный логистический регрессионный анализ выявил существенное влияние отбора черт Большой пятерки на условия жизни.

Сопоставление показателей склонности было применено, чтобы обеспечить надежную проверку эффектов социализации этих условий жизни. Молодые люди, которые жили с соседями по комнате, показали увеличение открытости, но наименьшее увеличение добросовестности. Жизнь с романтическим партнером была наиболее благоприятной возможностью для развития Сознательности. Эти результаты подчеркивают важность социального контекста для развития личности в молодом возрасте.

Запись базы данных PsycINFO (c) 2014 APA, все права защищены.

Похожие статьи

  • Личность детства как предвестник компетентности и жизнестойкости во взрослой жизни.

    Шайнер Р.Л., Мастен А.С. Шайнер Р.Л. и соавт. Дев психопат. 2012 май; 24(2):507-28. дои: 10.1017/S0954579412000120. Дев психопат. 2012. PMID: 22559127

  • Диспозиционные, демографические и социальные предикторы траекторий агрессии интимного партнера в раннем взрослом возрасте.

    Спокойной ночи Дж. А., Бейтс Дж. Э., Хольцворт-Манро А., Петтит Г. С., Баллард Р. Х., Искандер Дж. М., Суонсон А., Додж К. А., Лэнсфорд Дж. Э. Спокойной ночи, JA и др. J Consult Clin Psychol. 2017 Октябрь; 85 (10): 950-965. DOI: 10.1037/ccp0000226. Epub 2017 13 июля. J Consult Clin Psychol. 2017. PMID: 28703604 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стабильность и изменение личности на протяжении всей жизни: влияние возраста и основных жизненных событий на средний уровень и ранговую стабильность Большой пятерки.

    Шпехт Дж., Эглофф Б., Шмукле С.К. Шпехт Дж. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2011 Октябрь; 101 (4): 862-82. DOI: 10.1037/a0024950. J Pers Soc Psychol. 2011. PMID: 21859226

  • Личность молодых людей, родившихся недоношенными: Хельсинкское исследование взрослых с очень низкой массой тела при рождении.

    Песонен А.К., Райкконен К., Хейнонен К., Андерссон С., Хови П., Ярвенпяя А.Л., Эрикссон Ю.Г., Каджантие Э. Песонен А.К. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2008 июнь; 49 (6): 609-17. doi: 10.1111/j.1469-7610.2007.01874.x. Epub 2008 10 марта. J Детская психологическая психиатрия. 2008. PMID: 18341548

  • Общественные контексты человеческого благосостояния.

    Шинн М., Тухи С.М. Шинн М. и др. Анну Рев Психол. 2003;54:427-59. doi: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145052. Epub 2002 10 июня. Анну Рев Психол. 2003. PMID: 12415072 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Развитие личности в становлении взрослой жизни — как восприятие жизненных событий и образ мышления влияют на изменение черт личности.

    Де Фрис Дж. Х., Шпенглер М., Фринтруп А., Миддл П. Де Врис Дж. Х. и соавт. Фронт Псих. 2021 10 июня; 12:671421. doi: 10.3389/fpsyg.2021.671421. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34234715 Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование транскраниальной стимуляции переменным током (tACS) для улучшения романтических отношений может быть многообещающим подходом.

    Лю С., Ма Р., Лю С., Чжан С., Чен Ю., Цзинь С., Ван Х., Цуй Дж., Чжан С. Лю С. и др. Фронт Псих. 201926 фев; 10:365. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00365. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 30863342 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Условия жизни и качество жизни, связанное со здоровьем, у китайских подростков, мигрирующих из сельских школ в городские: опосредующий эффект социальной поддержки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts