Структура личности психология: Структура личности

Содержание

Структура личности

Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры. Во второй половине прошлого века в отечест-венной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в социальной целостности. Главной детерминантой станов-ления личности в отечественной психологии признается деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятель-ности, направленной на удовлетворение потребностей. То, что человек полу-чает в результате труда, должно прежде существовать в его представлении.

В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности

В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности (табл. 4).

Таблица 4.

Структура личности в представлении отечественных психологов

Автор

Компоненты структуры личности

С.Л. Рубинштейн

Направленность

Знания, умения, навыки

Индивидуально-типологические особенности

В.Н. Мясищев

Направленность

Уровень развития

Динамика нервно-психической реактивности (темперамент)

Мотивация

Отношение и тенденции личности

А.Г. Ковалев

Направленность

Характер

Возможности

Система упражнений

Б. Г. Ананьев

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида

Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей

Статус и социальные функции-роли

Мотивация поведения и ценностные ориентации

Структура и динамика отношений

А.Н. Леонтьев

По мнению автора, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности.

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

деятельностей)

ванных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей)

лей

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3). Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характе-ристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы).

Элементы подструктуры

Соотношение

биологического

и социального

Убеждение, мировоззре-ние, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биоло-гическое практически отсутс-твует)

Подструктура направленности

Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического)

Знания, умения, навыки, привычки

Подструктура социального опыта

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Особенности познаватель-ных процессов (памяти, внимания и др.

)

Подструктура особенностей психических процессов

Биологический уровень (соц-иальное практически отсутст-вует)

Скорость протекания нер-вных процессов, баланс процессов возбуждения, торможения и т.п.; поло-вые, возрастные свойства

Подструктура биопсихических свойств

Рис. 3. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль.

Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запо-минанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной куль-турой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.

Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении опре-деленных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направлен-ность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психи-ческих процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процес-сов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструк-тура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Актив-ность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осущест-вляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способ-ности, понимаемые как общие интегративные качества личности (рис. 4).

Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особеннос-тей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминиру-ют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.

Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования.

19

9. Структура личности. Юридическая психология. Шпаргалки

9. Структура личности. Юридическая психология. Шпаргалки

ВикиЧтение

Юридическая психология. Шпаргалки
Соловьева Мария Александровна

Содержание

9. Структура личности

Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности зависит от особенностей происходящих в организме психических процессов, врожденных или приобретенных в процессе взаимодействия с внешней средой свойств и состояний. Психические свойства формируют поведение личности, профессиональные навыки, способ разрешения конфликтных ситуаций. Среди психических свойств личности принято выделять направленность, темперамент, характер и способности.

В юридической психология для описания структуры личности используется пришедшее из психоанализа представление о послойной структуре личности. Согласно воззрениям И. Хофмана и Д. Брауна личность включает в себя два слоя – внешний и внутренний. Внешний слой составляют воспринятые личностью и выработанные ею идеалы, внутренний слой образуют скрытые или глубинные инстинкты (влечения).

Согласно Р. Клягесу личность и характер человека включают три порядка составляющих – материю, структуру, движущие силы . По Р. Кеттелу структура личности образована тремя группами характеристик – интересами, способностями, темпераментом. Согласно С. Л. Рубинштейну – направленностью (сюда включены установки, интересы, потребности), способностями, темпераментом и характером.

Наиболее широкое распространение получила точка зрения интеракционистов, которые выделяют вслед за Дж. Мидом, выдвинувшим данное представление, три части личности: I (английское « Я» , аналог Эго), внутреннее наполнение личности, по природе импульсивное, непосредственно откликающееся на воздействия, по определению интеракционистов – творческое начало личности, ее движущая сила; (русский аналог – меня , в смысле каким меня должны видеть другие), выполняющее функцию социального контроля для успешного поведения; self ( «я сам» , личностное «Я»), объединяющее рефлексивное и импульсивное я , т.  е. полноценное « Я» .

Если перевешивает I , могут возникать отклонения от нормы, если перевешивает , человек склонен к слишком сильному самоконтролю, только единство в self позволяет личности быть гармонично развитой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3 Структура личности

Глава 3 Структура личности Понятие структуры личности Человек, не прошедший подготовки по транзактному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, считая именно ее всей своей личностью. Часто осознается еще одна часть личности, которую иногда

3. Понятие и структура личности

3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,

3.4. «Башенная» структура личности

3.4. «Башенная» структура личности Рассмотрим развитие человека с момента его рождения (рис. 1) Рис. 1. Структура личности: «башня»Период «А» – это онто Ин-се, ядро, семя, первые годы жизни (с рождения до девяти лет приблизительно). Период «Б» охватывает возраст с 9 до 14

13. Психологическая структура личности

13. Психологическая структура личности Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.Первый компонент структуры характеризует

3.2. Психотическая структура личности

3. 2. Психотическая структура личности На этом структурном уровне размещается вся группа психозов. Ее основной признак – распад структуры самости и объектов, который должен быть возмещен за счет образования новых единиц, сконструированных в результате бредового

Структура личности

Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут

9. Структура личности

9. Структура личности Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности

34.

 Структура личности преступника

34. Структура личности преступника Структурой личности преступника называют совокупность ее социально значимых свойств, которые сложились в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми, учреждениями, государством. Существует несколько классификаций

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Структура личности

Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно

Структура личности[22] . Б. Г. Ананьев

Структура личности[22]. Б. Г. Ананьев Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных ориентаций личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе

Структура личности

Структура личности Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с

Структура личности

Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или

ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Составлять ее нужно только наедине с собой и только в том случае, если вы действительно хотите узнать иерархию ваших ценностей, потому что обмануть себя легко. Ведь никого мы так не обманываем, как самих себя.Это происходит потому, что через

Параноидальная структура личности

Параноидальная структура личности В отличие от Гитлера, Сталин не обладал харизматическими талантами, необходимыми для завоевания лояльных сторонников. Поэтому, опираясь на исторические примеры типа Ивана Грозного, он предпочитал держать советских граждан, и в

Структура личности и измерение (возрождение психологии)

Книга

Айзенк, Х.Дж., и Айзенк, С.Б.Г. (1969). Структура и измерение личности (возрождение психологии) (1-е изд.). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9780203766804

РЕФЕРАТ

Первоначально опубликованная в 1969 году, эта книга подробно посвящена описанию и измерению личности.

Начиная с изложения принципов типологического исследования в психологии, на фоне общих таксономических принципов в биологии, в исследовании подробно обсуждаются результаты и обобщения предыдущих работ Айзенков. Во второй части книги описывается несколько масштабных исследований с использованием личностных опросников, подготовленных авторами, а также стандартных опросников Кеттелла и Гилфорда. Существует сравнительное исследование кадастров Айзенка, Кеттелла и Гилфорда, в котором анализируется степень сходства факторов в этих трех инструментах и ​​обсуждаются области согласия и разногласий между тремя авторами. Третья часть посвящена изучению личности детей и включает главу, посвященную структуре личности субнормальных субъектов. Эти исследования направлены на то, чтобы выяснить, в какой степени структура личности меняется с возрастом и в какой степени можно измерить личность детей младшего возраста. Они также изучают половые различия в структуре личности и показывают весьма заметные различия между полами по ряду первичных черт личности.

Результаты работы Айзенков в этой области пролили новый свет на структуру личности и поставили под сомнение многие общепринятые выводы того времени.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть | 2 страницы

Часть первая: природа и история человеческой типологии

Глава 1 | 3 страницы

Классификация в науке

Глава 2 | 5 страницы

Принципы численной Таксономии

глава 3|8 страниц

Историческое развитие типологии человека

глава 4|6 страниц

Начало Нового времени

глава 5|3 страницы

Корреляционные исследования личности

глава 6|21 страница

Факторно-аналитические исследования личности 7 страница

4 глава

4

Биологические основы личности

глава 8|21 страница

глава 9|13 страниц

Результаты исследований с M.
P.I.

, глава 10|21 страница

Достоверность MPI – Отрицательная достоверность

Глава 11|21 страница

Достоверность MPI – Положительная достоверность

часть |2 страницы

9 Части9

глава 12|9 страниц

Двойственная природа экстраверсии

глава 13|5 страниц

Единая природа экстраверсии

глава 14|16 страниц

Ортогональность структуры личности

, глава 15|23 страницы

Совместное факторное исследование шкал Гилфорда, Кеттелла и Айзенка

глава 16|24 страницы

Факторы в опроснике личности Айзенка

Глава 5 Опись

, глава 18|10 страниц

Факторы в личностном опроснике Гилфорда

, глава 19|12 страниц

Комбинированный анализ факторов Кеттелла, Айзенка и Гилфорда

Часть | 2 страницы

Часть третья: Личность у детей

Глава 20 | 12 страниц

Экстраверсия и невротизм в детстве

ГЛАВА 21 | 52 Страницы

Образцы личности у детей

Глава

Образы личности у детей

Глава

999925 ПРОИЗВОДСТВЕННОСТИ.
Личность субнормальных субъектов

Взгляд на теорию личности через 50 с лишним лет

Термин «личность» определяется по-разному, но здесь мы определим его как изучение индивидуальных различий. Почему люди отличаются друг от друга? Почему люди ведут себя по-разному в разных ситуациях и в разные периоды жизни?

Личности сегодня учат почти так же, как и 50+ лет назад.

После описания двух проблем, ответственных за эту ситуацию, я предлагаю два пути продвижения вперед и рассматриваю четыре замечательных вклада, которые принес этот путь вперед.

Две задачи

Задача 1: Когда я в 1970 году поступил в Фордемский университет в качестве новоиспеченного доцента, я должен был преподавать теории личности аспирантам, обучающимся по программе докторантуры по клинической психологии.

Я знал, что не хочу продолжать использовать подход, использованный в моих курсах по теории личности для студентов и выпускников. Учебники по личности анализировали и продолжают рассматривать позиции классических теоретиков, таких как Фрейд, Юнг, Адлер, Скиннер и т. д. последние 50+ лет. Основная причина этой проблемы заключается в том, что по крайней мере пять основных нерешенных философских споров лежат в основе и объясняют, почему эти теоретики придерживаются разных позиций.

Рычлак (1968) подробно обсудил эти и связанные с ними философские расколы. Я основал свой выпускной курс на этом тексте, чтобы мои студенты могли лучше понять, почему основные теории личности несовместимы друг с другом и, следовательно, почему они никогда не смогут пойти на компромисс и двигаться вперед.

Наука, как правило, не разрешает философских расколов, что объясняет, почему теории личности по-прежнему в основном преподаются сегодня так же, как и 50 с лишним лет назад, с учебниками, которые сильно напоминают те, которые я использовал, будучи студентом и аспирантом.

Проблема 2: Вторая разрушительная проблема заключается в том, что научное изучение личности в значительной степени было корреляционным. Хотя корреляция является предпосылкой причинно-следственной связи, она сама по себе никогда не является доказательством причинно-следственной связи, требующей экспериментов и манипулирования. Все так называемые « знаменитых эксперимента с личностью » поднимали этические вопросы. Требуются альтернативы.

Два пути вперед

Первый путь вперед предполагает основывать личность на изучении обучения и памяти, потому что все психологические явления зависят от них. Если бы младенцы не могли учиться, они бы не превратились в детей и взрослых с теми личностями, с которыми мы знакомы. То, что слабоумие разрушает память, обучение и личность, является еще одним доказательством того, что обучение и память имеют фундаментальное значение для личности. Механизм обучения занимает центральное место в любой теории личности, которая стремится объяснить развитие и изменение отношения в долгосрочной перспективе.

Второй путь вперед касается исключения из сделанного выше утверждения о том, что наука не может разрешать философские расколы. Я имею в виду проблему разум-тело , о которой я говорил в «Недостающем звене».

Способность имитировать обучение и память с помощью искусственных коннекционистских моделей нейронных сетей эффективно решает/решает то, что долгое время казалось проблемой разума и тела. Этот пост показывает, что синапсы — недостающее звено между психологией и биологией. Память может формироваться в результате правила Хебба, которое гласит, что « нейрона, которые возбуждаются вместе, соединяются вместе ».

Этот процесс включает в себя биологические механизмы пластичности, зависящей от опыта, которые укрепляют синапсы, соединяющие нейроны, которые активируются вместе, и управляют обучением посредством формирования памяти, как я обсуждал в разделе «Понимание того, как работает подкрепление». Представленная здесь перспектива изменения соединения также является основой для понимания того, как работает машинный интеллект. Я обращался к этой теме в «Запоздалом С Днем Рождения, Альфа-Ноль».

Четыре выдающихся вклада

Четыре выдающихся вклада последовали за вышеупомянутым путем. Первый замечательный вклад заключается в том, что модели виртуальной личности (VPM) были созданы на основе этой новой науки об обучении и памяти, которые полностью открыты для экспериментов (например, Read & Miller, 2002; Read et al. , 2010).

Каждый аспект их строения, истории развития и ситуаций, в которых они оказываются, полностью находится под контролем экспериментатора. Эти эксперименты могут быть полностью воспроизведены исследователями, использующими общий компьютерный код. Они создают настоящие биопсихологические и психобиологические модели с двунаправленной причинно-следственной связью.

Второй замечательный вклад заключается в том, что механика этих VPM ясно устанавливает важность бессознательной обработки для теории личности. Обработка нейронной сети, которая определяет и характеризует VPM, начинается до осознания. Можно понять, что сознание возникает в результате этой обработки. Теории, предполагающие сознание, как это делают все классические теории личности, не могут объяснить сознание, потому что мы рассуждаем, исходя из предположений, а не к ним.

Третий замечательный вклад состоит в том, что эти VPM демонстрируют актуальность параллельного удовлетворения ограничений в качестве первичной психологической основы социального познания. Следующие четыре классических эксперимента с когнитивным диссонансом можно объяснить на основе параллельного удовлетворения ограничений: свободный выбор, запрещенная игрушка, принудительное соблюдение и серьезность инициации (Read & Simon, 2011; Read & Monroe, 2019).

четвертый замечательный вклад касается синтез динамики личности и структурного раскола, который характеризовал теорию личности с момента ее зарождения. В то время как Фрейд обсуждал структуру личности с точки зрения Ид, Эго и Супер-Эго, он и его последователи уделяли гораздо больше внимания психодинамике этих структур, включая механизмы защиты Эго.

В качестве альтернативы современные теоретики использовали статистический метод факторного анализа для количественной оценки и характеристики взрослой личности, что привело к Пятифакторной модели. Эти два подхода на протяжении десятилетий разделяли теоретиков и исследователей. Рид и др. (2010) Модель VPM использует мотивационную систему, которая управляет подходом, и другую мотивационную систему, которая управляет избеганием. Признаки моделируются путем изменения чувствительности этих систем. Это приводит к пониманию структуры и динамики личности с точки зрения структурированных мотивационных систем.

Сетевые принципы

Научные объяснения основаны на эмпирически подтвержденных принципах. Эмпирически подтвержденные основные и последующие сетевые принципы были введены Трионом (2012) и расширены Трионом (2014) в качестве основы для когнитивной нейробиологии и психотерапии.

Ссылки

Read, S.J., & Miller, L.C. (2002). Виртуальные личности: нейросетевая модель личности. Обзор личности и социальной психологии, 6, 357–369. https://doi.org/10.1017/pen.2018.6

Рид, С.Дж., и Монро, Б.М. (2019). Моделирование когнитивного диссонанса как параллельной сети удовлетворения ограничений с обучением. В Э. Хармон-Джонс (ред.), Когнитивный диссонанс: пересмотр ключевой теории в психологии (стр. 197–226). Американская психологическая ассоциация. https://doi.org/10.1037/0000135-010

Рид, С.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts