Судебная психология это: Судебная психология — структура и цели

Содержание

это наука помогающая осуществлять регулирование

Главная задача психологии — поддерживать психологическое здоровье человека в любой сфере деятельности, обеспечивать комфорт и благополучное разрешение конфликтов. Особенно важно применять психологические наработки в областях с повышенным уровнем стресса. В первую очередь к ним относится судебная психология — отрасль науки, занимающаяся изучением особенностей психики людей, вовлеченных в судебный процесс. Применение психологических методов в криминалистике помогает вести расследование прозрачно и объективно, ускорять следствие, снижать уровень стресса криминалистов.

Судебная психология как специфическое направление исследований

Судебная психология — одна из составляющих юридической психологии. Она является прикладной наукой, развивающейся в практической и научной сфере. Психологи, занимающиеся изучением отрасли, рассматривают закономерности психики человека в области права. Основная задача экспертов — разрабатывать рекомендации, способствующие повышению эффективности системы. Разработка происходит на базе анализа юридического процесса, рассмотрения взаимосвязи правовых норм и структуры личности. Отрасль призвана решать проблемы согласования права и человека, устранять возникающие конфликты, регулировать процедуру расследования дела.

Методы исследований, применяемые в судебной психологии

В работе судебный эксперт используются следующие методы:

  1. Беседа (интервью). Проводится с подозреваемым для установления предварительного контакта. Особенность метода — использование коротких однозначных вопросов, которые могут побудить преступника сознаться.
  2. Скрытое наблюдение. Используется для сбора объективных данных. Полученные результаты наблюдений используют для составления дальнейшей программы действий, получения дополнительных сведений о подозреваемом.
  3. Судебный эксперимент. Метод, позволяющий выявить психологическую реакцию преступника. Проводится для подтверждения или опровержения показаний, получения воспроизведения картины преступления.
  4. Массовое анкетирование. Проводится с группой людей. Цель анкетирования — изучить общественное мнение. Результаты используются при составлении профиля, во время заседаний.
  5. Когнитивный опрос. Проводиться со свидетелями и жертвами преступлений. В ходе опроса они могут вспомнить упущенные детали, помогающие в расследовании дела.
  6. Психологический портрет. На основе анализа особенностей совершенных преступлений криминалист составляет психологический портрет преступника — профиль. Следователи используют профиль в поисковых работах.

Отрасль в равной степени использует психологические и юридические приемы, работая над правовыми аспектами дела с помощью знаний о психике.

Судебная психология в составе юридической: специфика направления

В судебную психологию входят отдельные направления, работающие со всеми составляющими криминалистики. Эксперты в этой отрасли занимаются разработкой психологических основ:

  1. Правоохранительной деятельности — проведение экспертизы, следственной работы, профилактики правонарушений.
  2. Ресоциализации правонарушителей — проведение адаптационных мероприятий с заключенными после освобождения, разработка исправительно-трудовых методов.
  3. Правопослушного поведения — повышение осведомленности людей в сфере правосознания, норм морали, социальных стереотипов.
  4. Преступного поведения — изучение особенностей развития преступников, стереотипов поведения, структуры личности потерпевших, вариантов развития преступной группы, криминогенных ситуаций.
  5. Психологии несовершеннолетних — изучение особенностей психики подростков, находящихся в криминогенной ситуации, проведение просветительско-профилактических мероприятий.

Судебная психология необходима для учета психологических аспектов личности в процессе правовой деятельности, повышения объективности участников правового регулирования.

Сущность отрасли, принципы применения в процессе расследования

Основная функция юридического психолога — работа с психологическим состоянием человека: подозреваемого, жертвы, свидетеля.

Но в процессе дела судебного психолога привлекают для следующих целей:

  • создания прогнозов поведения преступника;
  • оценки психических реакций;
  • поиска вариантов адаптации жертв;
  • проведения клинических исследований;
  • оценки психиатрического лечения.

Юридический психолог должен не только использовать утвержденные методики, но и проверять, внедрять в работу новые. Также в область задач входит уточнение действующих представлений о психике человека в юридическом процессе. Результаты исследований, полученные во время судебной практики, могут противоречить данным, полученным ранее. Поэтому юридический психолог должен быть в первую очередь исследователем, нацеленным на получение правильного результата, а не подтверждение принятой версии.

Большую часть рабочего времени эксперта занимает работа с теоретической базой, но в случае свидетельской идентификации требуется проведение практических экспериментов.

Судебному психологу необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы обладать достаточным уровнем компетентности для проведения клинических исследований. Ведение дел, получение нового опыта, наличие актуальной теоретической базы помогают специалисту быть важной частью юридического процесса и способствовать соблюдению правого кодекса.

Проблематика юридической психологии: основные вопросы и требования

К проблемам юридических психологов относятся:

  1. Диагностические вопросы. Призваны определить органические психопатологии, симуляцию, психоз, состояние аффекта.
  2. Вопросы экспертных заключений. Они сопровождают спорные правовые вопросы, связанные с психологическими расстройствами, соблюдением интереса ребенка при разводе.
  3. Вопросы, относящиеся к решениям по делу. Относятся к преступникам, направленным судом на принудительное психологическое освидетельствование. Психолог должен прогнозировать результаты, факторы риска, вероятность рецидива социопатического поведения.

Чтобы работать с подобными запросами, юридический психолог должен навыком работы в команде. Поскольку результаты психологической экспертизы используются всеми участниками судебного процесса, психолог обязан предоставлять данные в доступной форме, понятной людям без специального образования. Для составления заключения психологу необходимо изучать судебную историю — показания свидетелей, полицейские отчеты, клинические записи. Поэтому еще один важный навык — работа с большими объемами информации в сжатые сроки.

Также важно донести до понимания адвоката, что психологическая оценка объективна, и нужна для вынесения справедливого приговора. Эксперт не имеет права использовать результаты в пользу подсудимого, вмешиваться в судебный процесс.

Главные задачи, сфера деятельности юридической психологии

В перечень основных задач юридической психологии входят:

  • составление картины преступления;
  • содействие в вынесении объективного приговора;
  • предотвращение совершения преступления;
  • популяризация юридического знания среди населения;
  • реабилитация и перевоспитание преступников.

В юридической психологии различают 3 направления:

  • криминальное;
  • судейское;
  • свидетельское.

В процессе работы над делом психолог обязан изучать все аспекты: от мотивов преступника до свидетельских показаний. В некоторых случаях требуется экспертная оценка работы криминалистов, психологическое освидетельствование сотрудников по запросу спецслужб. Работа юридических психологов имеет значение не только при расследовании дел. Результаты исследований применяются при оценке психики преступника, влияния наказания на характер и способность адаптироваться, способность к исправлению.

Полезное видео

Предлагаем Вам ознакомиться записью лекции, посвященной теме судебной психологической экспертизы.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Психология

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Психология

ВикиЧтение

Психология
Робинсон Дейв

Содержание

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Судебная психология занимается тем, что применяет методы и принципы, разработанные в психологии, к судебной системе. Судебные психологи служат советниками законодателей, судей, политиков и юристов, а также могут играть важную роль в расследовании преступлений. Один из методов, которые используют судебные психологи, — это составление профиля преступника. Судебный психолог использует информацию о предыдущих подобных преступлениях и составляет психологический портрет человека, который мог бы совершить нечто подобное. Составление профиля преступника привлекло к себе внимание средств массовой информации, и многим кажется, что это великолепное средство расследования преступлений, но далеко не все психологи получают возможность применить этот метод на практике.

Психологи также разработали ряд специфических техник опроса свидетелей и подозреваемых. Например, когнитивный опрос помогает свидетелям преступления вспомнить как можно больше необходимой информации о случившемся. При этом свидетелю задается ряд определенных вопросов, которые заставляют его рассмотреть преступление с различных точек зрения. К примеру, свидетеля просят рассказать о преступлении в обратном порядке. Каждый вопрос составлен так, чтобы свидетель воссоздал новую картину преступления; это повышает вероятность того, что он правильно передаст запомнившуюся информацию. Когнитивньй опрос увеличивает количество подробностей, которые вспоминает свидетель. Судебные психологи вносят вклад и в судебный процесс — например, оценивая психическое состояние преступника на момент совершения преступления. В Соединенных Штатах их часто просят оценить, до какой степени члены суда присяжных могут отнестись беспристрастно к рассматриваемому преступлению.

Большинство судебных психологов работают в тюрьмах или специальных психиатрических больницах. Одна из их основных задач в подобных учреждениях — обеспечить эффективное психиатрическое лечение и надлежащий уход за заключенными и пациентами.

См. также статьи «Клиническая психология», «Психология здоровья», «Психология труда», «Спортивная психология».

50.

 НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА Карен Хорни (1885–1952) – представительница неофрейдизма – пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, окружения (социального) на развитие человека. Она, как многие другие, доказывала,

52. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

52. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980). В 1949–1951 гг. Пиаже создает основной труд «Введение в генетическую эпистемологию». Свою теорию развития детского мышления он построил

22 СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ

22 СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ Клиническому психиатру в его практической деятельности необходимо знание законов двух типов: тех, которые касаются пациентов, встречаемых в обычной клинической практике, и тех, которые касаются лиц с психическими расстройствами, совершивших

Защита судебная

Защита судебная ЗАЩИТА СУДЕБНАЯ — способ обеспечения субъективных прав и свобод, а также совокупность процессуальных действий, направленных на защиту чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества граждан и других лиц от противоправных

Инстанция судебная

Инстанция судебная см. Судебные инстанции, Апелляционная инстанция, Кассационная

Судебная власть

Судебная власть СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). Представляет собой:а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т. е.

Судебная инстанция

Судебная инстанция СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ — суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).Судом первой инстанций

Судебная психиатрия

Судебная психиатрия СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ — раздел (прикладная отрасль) психиатрии, изучающий психические заболевания применительно к задачам уголовного и гражданского судопроизводства. Психиатрия в целом и любой из ее разделов исследуют закономерности возникновения,

Судебная система

Судебная система СУДЕБНАЯ СИСТЕМА — совокупность cyдов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.Правосудие, а равно выполнение иных полномочий, образующих судебную власть, должны осуществляться только судебными

Судебная трасология

Судебная трасология СУДЕБНАЯ ТРАСОЛОГИЯ (фр. la trace — след, греч. logos — учение) — раздел криминалистической техники, представляющий собой систему научных положений, а также разработанных технических средств и методов обнаружения, фиксации и исследования следов с целью

Судебная фотография

Судебная фотография СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ — раздел криминалистической техники, в котором систематизированы специальные методы и приемы фотографирования, используемые при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и судебной экспертизы. С.ф.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА (фр: expertisio от лат. expertus — опытный) — исследование специалистом (экспертом) возникающих при разрешении уголовного или гражданского дела вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства

Судебная этика

Судебная этика СУДЕБНАЯ ЭТИКА — один из разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства.Этим определением

Читать онлайн «Медицинская и судебная психология» – ЛитРес

© Издательство «Генезис», 2004, 2016.

* * *

Ф.

С. Сафуанов,
профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии МГППУ
Вместо предисловия к четвертому изданию о Татьяне Борисовне Дмитриевой (1951–2010)

В начале 1993 года Т.Б. Дмитриева пригласила меня работать на только что созданной ею на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского кафедре социальной и судебной психиатрии факультета постдипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Передо мной были поставлены две задачи: первая – читать лекции по клинико-психологическим темам и проблемам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) общим и судебным психиатрам; вторая – организовать курсы повышения квалификации медицинским психологам, участвующим в производстве судебных экспертиз. Первый такой цикл был организован в 1993 году. Эти курсы, которые проводятся один раз в год, сразу обрели популярность не только в масштабах Российской Федерации, но и в пространстве бывших советских республик: на них обучались эксперты-психологи из Литвы, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины. Если в 90-е годы количество обучающихся составляло 30–50 человек, то в последнее время регулярно приезжают повышать квалификацию более 100 психологов. Среди них – не только медицинские психологи организаций Минздрава России, но и эксперты-психологи учреждений Минюста России, психологи из различных силовых структур, научные работники и преподаватели высших учебных заведений. Каждый год проводятся и выездные циклы в регионах страны.

Татьяна Борисовна уделяла большое внимание процессу обучения медицинских и судебных психологов, всегда участвовала в круглых столах при открытии цикла и при его завершении. В начале обучения она интересовалась пожеланиями курсантов, а на завершающем собрании просила поделиться их своим мнением о достоинствах и недостатках проведенных занятий, о проблемах профессиональной деятельности. Эта постоянная обратная связь заставляла преподавателей все время совершенствовать свои лекции и практические занятия, а меня как куратора цикла – регулярно вводить новые актуальные темы, касающиеся патопсихологических, судебно-психологических и смежных дисциплин, привлекать к проведению занятий ученых, разрабатывающих эти темы. Именно в таком диалоге Т.Б. Дмитриевой с курсантами и родилась идея создания этого сборника: психологи говорили о потребности в более углубленном изучении тем, освещающихся в лекциях, и жаловались на то, что литература, рекомендованная преподавателями, издана в различных журналах и сборниках, часто малотиражных и малодоступных психологам, проживающим в регионах. Тогда мы и приняли решение о создании учебного пособия, в котором был бы отражен спектр дисциплин, необходимых для постдипломной подготовки медицинских психологов, участвующих в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Первое издание (2004) разошлось очень быстро, потом книга переиздавалась в 2005 и 2009 годах. Она оказалась востребованной не только психологами-экспертами, но и психологами, не участвующими в экспертизе, а также психиатрами, в первую очередь – судебно-психиатрическими экспертами.

Хочется отметить, что медицинские и юридические психологи, в первую очередь судебно-психологические эксперты, ощущали доброжелательное отношение и поддержку Т.Б. Дмитриевой на всех уровнях. Эта поддержка основывалась на ее глубоком понимании роли психологии при решении научных и прикладных задач, стоящих перед различными медицинскими и юридическими практиками.

Значительным вкладом в становление судебно-психологической службы в судебно-экспертных учреждениях Минздравсоцразвития РФ явился Приказ Минздрава России от 19.05.2000 г ода № 165 «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе» – документ, инициированный и поддержанный Т.Б. Дмитриевой. Значение этого приказа трудно переоценить: согласно ему, количество медицинских психологов в штатном расписании судебно-экспертных учреждений практически приравнялось к количеству судебно-психиатрических экспертов (на сегодняшний день около 900 ставок). Практические последствия выхода данного приказа не заставили себя ждать – за короткое время число проводимых в нашей стране КСППЭ в уголовном и гражданском процессах возросло до 50–55 тысяч в год и в настоящее время составляет примерно третью часть от числа всех судебно-психиатрических экспертиз. Т.Б. Дмитриева способствовала выходу и других ведомственных нормативных и подзаконных актов, повышающих эффективность профессиональной деятельности медицинских психологов, в частности Положения о производстве КСППЭ, Приказа МЗ РФ № 401, содержащего регламентацию составления заключения КСППЭ.

Забота о подготовке кадров в психологической области ярко проявилась в активном участии Т.Б. Дмитриевой (в содружестве с академиком РАО В.В. Рубцовым) в создании факультета юридической психологии МГППУ. Она поддержала и создание двух магистратур факультета – по юридической психологии детей и подростков, по судебно-психологической экспертизе.

При переходе отечественной системы высшего образования на принципы Болонского соглашения Т. Б. Дмитриева сыграла значительную роль, во-первых, при решении вопроса о сохранении специальности «Клиническая психология», во-вторых, при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология» третьего поколения.

В роли председателя Ученого совета по психиатрии Минздрава России и председателя Ученого совета Центра им. В.П. Сербского Т.Б. Дмитриева часто включала в повестку дня заседаний актуальные вопросы медицинской и юридической психологии. К примеру, активно обсуждались вопросы взаимодействия судебных экспертов-психологов систем здравоохранения и юстиции, методологические проблемы КСППЭ в гражданском судопроизводстве, проблема участия психологов при применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами.

Т.Б. Дмитриева обладала выдающимся стратегическим мышлением, точно прогнозировала развитие научных направлений и практических отраслей в психиатрии и психологии, она всегда поддерживала разработку инноваций и способствовала апробации и внедрению наиболее эффективных из них. Не случайно наиболее проработанные стандарты и алгоритмы в различных предметных видах КСППЭ изданы под ее руководством и редакцией – это касается и экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, и экспертизы матерей, обвиняемых в убийстве новорожденного, и экспертизы аффекта, и многих других.

Мы надеемся, что настоящее издание окажется полезным для широкого круга специалистов – психологов и психиатров.

Т.Б. Дмитриева,


академик РАМН, директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, заведующая кафедрой социальной и судебной психиатрии ФППО ММА им. И.М. Сеченова
Предисловие к первому изданию

Решение проблем современной психиатрии требует применения системного междисциплинарного подхода, использования широкого спектра биологических и психологических методов исследований. Но если биологическая психиатрия в России успешно развивается еще с начала ХХ века, то медицинская психология имеет более короткую историю. Научные и прикладные психологические исследования в психиатрии активно проводятся примерно с начала 60-х годов прошлого столетия, именно к этому периоду относятся классические работы Б. В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Полякова в области патопсихологии – разделе медицинской психологии, получившем развитие в нашей стране.

Особенно актуально объединение усилий клиницистов и психологов в судебной психиатрии. Это обусловлено тем, что решение судебных экспертных вопросов требует не только диагностики психического состояния обвиняемых, свидетелей, потерпевших, других подэкспертных, но и определения юридических критериев, которые, как правило, в уголовном и гражданском законодательствах сформулированы в психологических понятиях. Правильная квалификация преступлений, индивидуализация уголовной ответственности, другие судебные решения зависят не столько от наличия тех или иных психических расстройств у лиц, подвергающихся судебной экспертизе, сколько от установления влияния этих расстройств на их сознание и волевую регуляцию деятельности в юридически значимой ситуации.

Поэтому с начала 90-х годов мы, определяя направления развития Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, в соответствии с современными тенденциями системного подхода избрали стратегию своеобразной диверсификации при использовании научных кадров в области медицинской психологии. Традиционная модель структуры научно-исследовательского учреждения, занимающегося психиатрией, предполагает наличие одной отдельно функционирующей лаборатории психологии. Как показывает практика, обычно такое подразделение не может эффективно взаимодействовать с большинством клинических отделений, разрабатывающих разнообразные, подчас далекие друг от друга научные темы. Это приводит к тому, что психологическая лаборатория сосредотачивает свои силы на развитии одного, в лучшем случае – двух научных направлений, в то время как практически каждая научная тема в социальной и судебной психиатрии требует комплексного клинико-психологического подхода.

Стратегия диверсификации как раз и подразумевает, в противовес концентрации научных кадров в области клинической психологии в одном месте и жестко централизованному их управлению, размещение их в различных подразделениях, занимающихся широким спектром актуальных проблем психиатрии под руководством лидеров соответствующих научных направлений.

 

В нашем Центре в настоящее время функционирует три самостоятельных научных психологических подразделения: лаборатория психологии Отдела экспертизы в уголовном процессе, лаборатория психологии Отдела судебно-психиатрических проблем детского и подросткового возраста, лаборатория судебной психологии Отдела экспертизы в гражданском процессе.

Кроме того, медицинские психологи успешно работают в подразделениях Центра, занимающихся амбулаторными судебно-психиатрическими экспертизами; судебной сексологией; профилактикой общественно опасных действий психически больных; разработкой принципов лечения в судебной психиатрии; терапией больных наркоманиями и алкоголизмом; неотложной психологической и психиатрической помощью при чрезвычайных ситуациях; профилактикой психических расстройств и реабилитацией пострадавших при техногенных авариях и катастрофах; лечением и психокоррекцией психосоматических расстройств; нейрофизиологическими исследованиями.

В настоящее время в Центре работают около пятидесяти психологов, из них четыре доктора и более десяти кандидатов психологических наук.

Стратегия научных исследований в области общей и судебной психиатрии, медицинской психологии неразрывно связана и со стратегией воспроизводства научных кадров. Поэтому начиная с 1992 года, с момента образования кафедры социальной и судебной психиатрии факультета постдипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, с курсантами-психиатрами проводятся занятия (лекции, семинары) не только по традиционным клиническим дисциплинам, но и по медицинской и судебной психологии, в соответствии с программами и учебными планами, утвержденными Минздравом РФ. А с 1993 года кафедра проводит один раз в год учебный цикл повышения квалификации (72 учебных часа) медицинских психологов, работающих в системе здравоохранения страны.

Вопросы медицинской и судебной психологии освещаются не только при дополнительном обучении психологов – в настоящее время в обязательный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Клиническая психология» входит курс «Клиническая психология в экспертной практике». Во многих вузах этот курс читают сотрудники нашего Центра.

Чем мы руководствовались при составлении программы подготовки психологов по медицинской и судебной психологии и соответственно при определении содержания настоящего курса лекций?

Обучение специалистов в области медицинской и судебной психологии должно включать в себя организационно-правовые, теоретические, методологические и практические разделы и обеспечивать изучение клинических, психологических и правовых основ применения специальных психологических познаний при производстве судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.

В последние годы число назначаемых правоохранительными органами комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, требующих применения специальных познаний и в психиатрии и в психологии, резко возросло. Сейчас в нашей стране проводится более 35 000 таких экспертиз в год. Увеличилось количество их видов, усложнились критерии клинико-психологической оценки психической деятельности направляемых на экспертизу лиц, что, несомненно, связано с принятием новых уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательств, а также Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством следственные и судебные органы имеют право привлекать в качестве эксперта любое лицо, обладающее специальными познаниями для дачи заключения. Практика показывает, что высшего психологического образования еще недостаточно для проведения судебно-экспертного исследования и дачи экспертного заключения, для того, чтобы считать, что психологи обладают такими специальными познаниями. Многие из них, приступая к экспертизе, не имеют представления о сущности экспертного исследования, о пределах своей профессиональной компетенции, о методах исследования объекта экспертизы, о процессуальных нормах, которых они должны придерживаться. Это зачастую приводит к судебным ошибкам или к увеличению числа повторных судебных экспертиз, продлению пребывания обвиняемых под стражей и т. п.

Цель обучения студентов и специалистов, повышающих квалификацию по медицинской и судебной психологии, – приобретение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков и умений в области психологических экспертных исследований, а также приобретение знаний в области уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального права, судебной психиатрии, патопсихологии, суицидологии, виктимологии, сексопатологии, наркологии, психодиагностики, психологии развития, психологии личности, психологии эмоций, психологии агрессии.

Учебная программа направлена на:

– активное усвоение теоретических знаний в области клинической (медицинской) психологии, необходимых при производстве судебной экспертизы;

– освоение организационно-правовых основ судебной экспертизы, ознакомление с правами и обязанностями судебного эксперта;

– овладение методологическими принципами психодиагностического исследования, используемыми при проведении судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз;

– освоение принципов экспертной психологической оценки лиц, направляемых на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу;

– освоение этических и деонтологических принципов проведения судебной экспертизы;

– формирование представлений о пределах профессиональной компетенции медицинского психолога при проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, принципах взаимодействия с правоохранительными органами, судебными экспертами-психиатрами и другими специалистами.

Курс состоит из четырех программных разделов:

1. Использование психологических познаний в области судебно-психиатрической экспертизы.

2. Основы смежных с психологией дисциплин.

3. Общие проблемы судебных психолого-психиатрических экспертных исследований.

4. Виды комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз.

Все разделы курса тесно взаимосвязаны.

Цель первого раздела заключается в усвоении многообразных форм профессиональной деятельности медицинского психолога в области судебно-психиатрической экспертизы. Освещаются задачи патопсихологического обследования в зависимости от вида судебно-психиатрической экспертизы, особенности взаимодействия медицинского психолога с психиатрами и работниками правоохранительных органов, характеризуется деятельность психолога при проведении судебной сексолого-психиатрической экспертизы, а также при психокоррекционной работе с больными, совершившими общественно опасные деяния и находящимися на принудительном лечении.

Во втором разделе курса освещается роль и место психических расстройств и аномалий в преступном и виктимном поведении, сексуальных правонарушениях, суицидальных действиях, формировании зависимости от психоактивных веществ. Обсуждаются общие психологические и патопсихологические проблемы, возникающие в пограничных областях деятельности между медицинской психологией и психиатрией, наркологией, сексологией, суицидологией, криминологией, правом.

Третий раздел предусматривает усвоение обучающимися основных организационно-правовых, теоретических, методологических и этических аспектов профессиональной деятельности медицинского психолога при проведении судебной экспертизы. При каждом виде судебной экспертизы определяются цель психологического исследования, методические средства его обеспечения, пределы компетенции эксперта, объем, содержание и форма экспертного заключения.

Цель четвертого раздела курса – формирование представлений о предметных видах комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: об их юридическом значении; об основных факторах, требующих учета при оценке особенностей психической деятельности подэкспертных лиц, которые интересуют судебно-следственные органы; о критериях их клинико-психологической экспертной оценки.

В конце каждой лекции приводится список рекомендуемой литературы для самостоятельной работы студента или курсанта.

В этом курсе лекций отражен системный междисциплинарный подход к подготовке специалистов в области медицинской и судебной психологии. Впервые в одном издании представлены материалы, относящиеся к самым разным областям знаний, необходимые таким специалистам. Мы уверены, что книга будет способствовать подготовке новых кадров и повышению квалификации уже работающих психологов. Нам представляется, что она вызовет интерес не только у студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», и у медицинских психологов и психиатров, работающих в области судебной экспертизы, но и у всех специалистов (психологов, психиатров, социальных работников), занимающихся охраной психического здоровья человека.

Раздел 1


Медицинская психология в практике судебной психиатрии

Ф.С. Сафуанов,


профессор, доктор психологических наук
Психодиагностические исследования в судебно-психиатрической практике

В практику современной психиатрии психологические познания внедрены уже довольно широко. Теоретические достижения и методические средства клинической психологии активно используются в психодиагностической деятельности врача-психиатра, при назначении адекватных способов реабилитации и лечения, и особое место они занимают в судебно-психиатрической экспертизе. Необходимость применения профессиональных знаний психолога в экспертной психиатрической практике определяется целым рядом моментов, среди которых первостепенными являются следующие.

Прежде всего рассмотрим соотношение таких теоретических дисциплин, как патопсихология и психопатология. Патопсихология как наука находится на стыке психологии и психиатрии, оставаясь при этом разделом психологии. Она исходит из теоретических представлений общей психологии, но направлена на решение задач (теоретических и прикладных), поставленных перед ней психиатрией. Если общая психология в целом изучает закономерности строения и протекания психической деятельности, то патопсихология исследует закономерности протекания и особенности структуры нарушений или расстройств психической деятельности.

У патопсихологии и психопатологии один и тот же объект исследования – психика человека. Именно это обстоятельство и позволяет комплексировать усилия психиатров и психологов в самых разных прикладных областях, в частности и в судебной экспертизе. Но из данного объекта патопсихология и психопатология вычерпывают разное содержание: предмет этих наук имеет свои особенности, отличные друг от друга. Если психопатологическое исследование выявляет закономерности проявлений (феноменологии) нарушенных психических процессов, то патопсихологическое – отвечает на вопрос: каковы нарушения или особенности протекания и структуры самих психических процессов при том или ином психическом заболевании? Именно поэтому психопатология описывает психику человека на другом языке, нежели патопсихология, – на языке клинических симптомов, синдромов, т. е. поведенческих проявлений, в то время как патопсихология оперирует психологическими понятиями, требующими психодиагностического исследования с целью проникновения в механизмы психической деятельности. Понятийные аппараты патопсихологии и психопатологии лишь частично пересекаются в тех областях, где психология описывает проявления поведения (такова, к примеру, категория «характера»). Некоторые понятия, употребляемые и психиатрами и психологами (например, «сознание»), наполнены в этих науках разным содержанием. Не случайно патопсихология может выступать как теория психопатологии; по существу, как отмечал Ю.Ф. Поляков, в истории психиатрии прослеживаются только два направления теоретических исследований – биологическое и психологическое. Примером психологического направления может служить глубинная психология, или психоанализ, являющийся теоретической и методологической основой психодинамической психиатрии. Методы психопатологии – опрос, собирание анамнеза, наблюдение, изучение продуктов творчества – тоже направлены на изучение феноменологии, а психология использует психодиагностику, центральное место в которой занимает экспериментальный подход.

Из этого следует, что экспериментально-психологическое исследование является дополнением клинического изучения психики человека и стало одним из наиболее эффективных параклинических методов психиатрии. Этому способствует нацеленность экспериментально-психологического исследования на решение задач, соотносимых с практическими задачами клинической диагностики в судебно-психиатрической экспертизе.

Экспериментально-психологическое исследование дополняет клиническое исследование, реализуя естественно-научный, экспериментальный подход к психике человека как целостной системе, при этом сочетая качественный и количественный анализ патопсихологических данных и учитывая не только измененные, но и сохранные стороны психической деятельности обследуемого. Эффективное использование патопсихологического материала в клинических целях обусловлено и применением патопсихологом в ситуации судебной экспертизы всестороннего методического арсенала: как правило, при экспериментально-психологическом исследовании патопсихолог задействует до 10–15 методик, направленных на изучение особенностей познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) и динамики умственной работоспособности, набор ориентированных на исследование личностных особенностей проективных методов, опросников. Кроме того, необходимость решения экспертных медицинских вопросов, касающихся каких-либо периодов жизни испытуемого, позволяет привлечь метод психологического анализа различных документов (материалов уголовного дела, медицинской документации, содержащих объективные данные об особенностях развития человека, о психическом состоянии в интересующий суд период времени).

 

Вместе с тем возможность с помощью психологических методов выявлять и описывать особенности структуры самосознания, мотивации, раскрывать психологические механизмы поведения обусловливает более точное решение экспертных вопросов, касающихся установления и юридических критериев в разных видах судебно-психиатрической экспертизы. Особо высока роль использования психологических данных при судебно-психиатрической оценке пограничной психической патологии, когда клиническая квалификация психического состояния подэкспертного в юридически значимой ситуации не позволяет однозначно и с очевидностью решать вопросы о наличии или отсутствии того или иного юридического критерия, интересующего суд.

В целом использование психологических познаний в рамках судебно-психиатрической экспертизы способно повысить надежность, достоверность и информативность экспертных психиатрических выводов, обусловить большее доверие к ним со стороны судебных органов. К примеру, экспериментально-психологическому исследованию в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского в настоящее время подвергается более 80 % всех испытуемых, проходящих разные виды судебно-психиатрической экспертизы за год.

Основные задачи экспериментально-психологического исследования в судебно-психиатрической экспертизе

Экспериментально-психологическое обследование подэкспертного лица (изучение познавательных процессов и индивидуально-психологических особенностей) является обязательным компонентом экспертного исследования при судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизах. Вопрос об использовании психологического исследования в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решается каждый раз индивидуально, но не судом, а психиатром-экспертом (или комиссией психиатров-экспертов). Следует подчеркнуть, что в разных видах судебных экспертиз у психиатров нет обязанности привлекать психологов для решения экспертных вопросов во всех случаях, и они не должны прибегать к помощи психологического исследования в отношении каждого подэкспертного, но могут делать это в тех случаях, когда это представляется целесообразным и необходимым.

Основными самостоятельными задачами экспериментально-психологического исследования в рамках судебно-психиатрической экспертизы являются:

1) предоставление дополнительных патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики;

2) установление степени выраженности (глубины) имеющихся у испытуемого психических расстройств.

Дополнительными задачами по отношению к основным являются:

1) выявление структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

2) определение установок испытуемых по отношению к патопсихологическому обследованию и к ситуации экспертизы в целом.

Их решение обязательно как при решении первой, так и второй самостоятельной задачи.

Рассмотрим содержание выделенных задач патопсихологического исследования в контексте целей судебно-психиатрической экспертизы подробнее.

Дифференциальная диагностика. Основные сложности, возникающие при решении данной задачи, связаны, во-первых, с различными реактивными наслоениями на психическую деятельность вследствие привлечения к уголовной ответственности, во-вторых, с преобладанием в практике судебно-психиатрической экспертизы смешанных и стертых форм психической патологии. Кроме того, у лиц, ранее совершавших правонарушения и подвергавшихся принудительному лечению, наблюдается лекарственный патоморфоз. Это обусловливает поиск таких эффективных форм организации и проведения экспериментально-психологического исследования, которые нивелировали бы упомянутые сложности. Как известно из патопсихологической литературы, некоторые патопсихологические показатели нарушений психической деятельности чаще встречаются при одних видах психической патологии, а некоторые – при других. В то же время эти показатели не являются нозологически специфичными. Так, искажение процесса обобщения, как показано Б.В. Зейгарник, может встречаться и при шизофрении, и при психопатии. В связи с этим перспективным путем представления патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики является выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.

Патопсихологический симптомокомплекс – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющая в своей основе определенные психологические механизмы. Мной в соавторстве с И.А. Кудрявцевым в 1989 году в результате статистической обработки большого массива экспериментально-психологических заключений выделены и описаны патопсихологические симптомокомплексы нарушений и особенностей познавательной деятельности при шизофрении, психопатии и органическом поражении головного мозга, т. е. при наиболее часто встречаемых в судебно-психиатрической экспертизе нозологических формах психической патологии. Они обладают значительной диагностической информативностью и существенно повышают эффективность клинической диагностики.

Для патопсихологического симптомокомплекса, свойственного больным шизофренией, наиболее патогномичным является следующий набор показателей: неадекватность ассоциаций с их формальностью или выхолощенностью, бессодержательностью; использование при обобщении несущественных, маловероятных (латентных) признаков объектов или субъективных критериев; некритичность мышления; резонерство; явления разноплановости; соскальзывание на случайные ассоциации в суждениях; использование вычурных или усложненных речевых высказываний; искаженное толкование условного смысла; колебания внимания и снижение его активности. Характерно, что выявленный комплекс нарушений познавательных процессов не зависит от уровня интеллекта – в данный симптомокомплекс с равной частотностью входят и категориальный, и функциональный, и конкретный уровни обобщения.

Патопсихологические расстройства при органическом психическом расстройстве имеют качественно иной характер. В патопсихологическом симптомокомплексе преобладают нарушения познавательной деятельности, связанные со снижением интеллекта: низкий (конкретный и конкретно-ситуационный) уровень обобщения; конкретный уровень ассоциаций; непонимание условного смысла; трудности установления логических (вербальных и наглядно-образных) связей и отношений. Обнаруживаются обстоятельность суждений, инертность мыслительных действий, застревание на несущественных деталях. В целом вербальный интеллект ниже наглядно-образного. Нарушены мнестические процессы: уменьшен объем непосредственного и опосредованного запоминания. Характерны нарушения умственной работоспособности – колебания внимания, снижение его активности (расстройства концентрации и распределения внимания), замедленный и неравномерный темп умственной деятельности.

Что такое судебная психология?

Узнайте больше о карьере, связанной с психологическими исследованиями и приложениями в юридической сфере.

Джейн Тайлер Уорд, доктор философии

В последние годы резко возрос интерес к судебной психологии, прежде всего благодаря таким телевизионным программам, как «Мыслить как преступник», в которых специалисты по криминальному профилированию обладают почти экстрасенсорной способностью давать подробные описания личности и поведения преступников («Субъекты личности»). »). Это неправильное представление о роли, которую играют судебные психологи, приводит к путанице в отношении того, кто такой судебный психолог. Поскольку судебная психология является относительно новой областью психологии, она все еще переживает период своего роста. Таким образом, вероятно, было бы лучше начать с определения.

Большинство авторов учебников по судебной психологии описывают судебную психологию как имеющую широкое и узкое определения. Судебная психология, как определено Американской психологической ассоциацией, представляет собой приложение клинических специальностей к юридической сфере. Это определение подчеркивает применение клинической психологии к судебно-медицинской экспертизе. Кристофер Кронин, написавший известный учебник по судебной психологии, определяет его как «Применение клинических специальностей к юридическим учреждениям и людям, вступающим в контакт с законом» (стр. 5), снова подчеркивая применение клинических навыков. такие как оценка, лечение, оценка в судебно-медицинских учреждениях. Это считается узким определением. Широкое определение судебной психологии подчеркивает применение исследований и экспериментов в других областях психологии (например, когнитивной психологии, социальной психологии) в правовой сфере. Это будет включать применение результатов исследований в таких областях, как когнитивная психология, к юридическим вопросам. Два хороших примера включают многочисленные исследования Элизабет Лофтус, посвященные идентификации свидетелей, и исследование Стивена Сеси, посвященное детской памяти, внушаемости и способности давать показания. Кронин называет это определение «юридической психологией» или «научным исследованием воздействия закона на людей и влияния людей на закон».

Таким образом, практика судебной психологии и, возможно, наиболее частая обязанность судебных психологов — это психологическая оценка лиц, так или иначе связанных с правовой системой. Таким образом, несмотря на то, что необходима подготовка в области права и судебной психологии, наиболее важными навыками, которыми должен обладать судебный психолог, являются твердые клинические навыки. То есть такие навыки, как клиническая оценка, интервьюирование, написание отчетов, сильные навыки устного общения (особенно, если вы выступаете в качестве свидетеля-эксперта в суде) и изложение дела, очень важны для создания основы практики судебной психологии. Обладая этими навыками, судебные психологи выполняют такие задачи, как оценка угроз для школ, оценка опекунства над детьми, оценка компетентности обвиняемых в уголовных преступлениях и пожилых людей, консультационные услуги жертвам преступлений, процедуры уведомления о смерти, проверка и отбор кандидатов в правоохранительные органы, оценка посттравматическое стрессовое расстройство, а также осуществление и оценка программ вмешательства и лечения для несовершеннолетних и взрослых правонарушителей. Практика судебной психологии включает расследования, научные исследования, оценки, консультации, разработку и реализацию программ лечения и показания свидетелей-экспертов в зале суда.

Возможно, одной из самых интересных оценок для судебного психолога является оценка в случаях «mens rea» (невменяемости). В США лицо не может быть привлечено к ответственности за преступление, если оно не обладало «виновным разумом» (mens rea) в момент совершения преступного деяния. Есть несколько условий, при которых закон признает отсутствие виновного ума (например, самооборона). «Безумие» — это не психологический термин, а юридический. Стандарт невменяемости определяется каждым штатом, а также существует федеральный стандарт. Общий стандарт заключается в том, знал ли человек, что то, что он / она делал, было неправильным. Судебному психологу предстоит определить не то, как человек функционирует в настоящий момент, а его психическое состояние в момент совершения преступления. Таким образом, большая часть работы судебного психолога носит ретроспективный характер и должна опираться на информацию третьих лиц, дополнительные контакты и письменные сообщения (например, заявления, сделанные во время преступления).

Несмотря на то, что в области судебной психологии существуют степени магистра, все судебные психологи должны иметь либо степень доктора философии, либо степень доктора философии, полученную в рамках программы докторантуры, аккредитованной APA или Канадской психологической ассоциацией (CPA). Они также должны иметь эквивалент двух лет организованного, последовательного профессионального опыта под наблюдением, один год из которых — преддокторская стажировка, аккредитованная APA или CPA. Часто есть и другие требования. Кандидат может подать заявку на получение лицензии и сдать устный или письменный экзамен (в зависимости от штата, в котором кандидат будет практиковать). Практикующие также могут пройти сертификацию (как дипломаты) Американского совета судебной психологии.

Судебная психология выросла за последние 20 лет. Это широкая прикладная область, которая предлагает многочисленные возможности практикующему врачу. Судебные психологи работают во многих различных правовых средах, пишут отчеты, дают показания, занимаются непосредственным лечением или работают с терапевтическими сообществами. В своей книге «Испытания судебного психолога: сборник дел» Чарльз Патрик Юинг дает четкую картину того, что значит оценивать, писать и давать показания в суде по сложным уголовным делам. Во многих исследованиях Стивена Сеси и Элизабет Лофтус криминалистические проблемы меняют природу того, как мы концептуализируем память и недопонимание. Судебная психология определенно здесь, чтобы остаться.

Джейн Тайлер Уорд , доктор философии, частнопрактикующий психотерапевт, работающий с отдельными лицами и семьями. Ее практика включает судебно-медицинские экспертизы для судов, детей и семей, переданных судом, и она была свидетелем-экспертом в области развития и памяти детей, развития подростков и психологии в округах Лихай, Нортгемптон, Шуйлкилл и Монро, штат Пенсильвания. В настоящее время она специализируется на работе с похищенными детьми и является советником Фонда Рэйчел, организации, занимающейся реинтеграцией похищенных детей с их брошенными родителями. Ее последние исследования и презентации в этой области были посвящены обману и эффективности криминального профилирования.

Содержание, которое я только что прочитал:

Комментарий:

Уорд, Дж. Т. (2013, 1 сентября). Что такое судебная психология? Сеть студентов-психологов . https://www.apa.org/ed/precollege/psn/2013/09/forensic-psychology

Что такое судебная психология?

При одержимости общества выяснением того, что происходит в уме преступника, неудивительно, что область судебной психологии так увлекательна. Вот краткий обзор области и того, как она влияет на систему уголовного правосудия.

Определение

Судебная психология — это изучение клинической психологии в юридических ситуациях. Это относится к изучению взаимосвязи между психологией человека и системой уголовного правосудия. Это широкое определение термина, отводящее место исследованиям и академическим исследованиям в области психологии и права; узкое определение относится к профессиональной психологической оценке лица, которое в настоящее время участвует в судебном процессе. Это может быть оценка, позволяющая понять душевное состояние человека во время преступления, его способность предстать перед судом, надежность свидетеля и многое другое.

Требования к образованию в области судебной психологии

Для работы психологом обычно требуется степень доктора философии. в психологии или Psy.D. степень, но есть некоторые возможности трудоустройства в школах и промышленных организациях, которые могут стать доступными после того, как студент получит степень магистра. Однако для специализации в судебной психологии не обязательно требуется докторская степень. Будущие цели трудоустройства студента обычно определяют тип степени, необходимой для работы.

Образовательный путь будущих судебных психологов начинается со степени бакалавра психологии в аккредитованном университете или колледже. Некоторые студенты могут выбрать специализацию в области психологии со специализацией в области судебной психологии, но другие студенты могут счесть более выгодным получение степени в смежной области, такой как криминальная психология. Некоторые студенты предпочитают усыновить несовершеннолетнего в области криминологии или уголовного правосудия, получая степень бакалавра наук в области психологии или степень бакалавра наук в области судебной психологии.

Обязанности и ответственность

В зависимости от того, работает ли судебный психолог в академической или прикладной сфере, их обязанности и ответственность будут различаться. Академические психологи в этой области сосредотачиваются на методах исследования для создания более точных психологических оценок, узнают, как психология и преступность связаны друг с другом, и несут ответственность за реформирование психологической помощи в системе уголовного правосудия. Судебные психологи, работающие на местах, несут ответственность за психологическую оценку своих испытуемых, а в некоторых случаях, когда они работают в исправительной системе, они могут быть основными психологами для заключенных. Поскольку это клиническая профессия, все судебные психологи должны иметь степень доктора философии. в психологии до выхода на поле; также необходимы сертификация и лицензирование.

Возможности трудоустройства

Судебные психологи могут работать на различных рабочих местах. Ученые в этой области часто работают в лабораториях, колледжах или исследовательских центрах, специализирующихся в этой области; они также могут найти работу в государственных учреждениях, поддерживающих их работу. Судебные психологи в полевых условиях для юридических фирм, судов, правительства, в психиатрических больницах, домах престарелых, программах условно-досрочного освобождения, больницах, государственных исправительных системах и реабилитационных центрах. В некоторых случаях судебные психологи могут работать консультантами, создавая собственный бренд и работая по контрактам, которые они получают от правоохранительных органов, правительства и частных юридических фирм. Всегда есть вероятность, что эти психологи могут пойти работать в разведывательное сообщество в качестве инструкторов, обучающих агентов выявлять преступное поведение с помощью психологического анализа.

Профессиональные организации и сертификация

Организация, с которой будущим судебным психологам следует ознакомиться, — это Американский совет судебной психологии (ABFP). ABFP разрабатывает процесс сертификации судебной психологии, который находится в ведении Американского совета профессиональной психологии (ABPP). Сертификация в области судебной психологии — это постдокторская сертификация по специальности, которая признается Американской психологической ассоциацией (APA).

Мы должны научиться жить вместе, как братья, или погибнуть вместе, как дураки. —  Martin Luther King Jr. (1929–1968) Psychology Today

Процесс сертификации требует, чтобы кандидаты представили аттестат и попрактиковались в рассмотрении образцов, а также сдали трехчасовой устный экзамен, проводимый тремя сертифицированными судебными экспертами ABFP. психологи. Получив сертификат совета директоров, судебный психолог может заниматься психологией взрослых, детской и семейной психологией, правоохранительными органами или судебной нейропсихологией.

Судебные психологи также могут захотеть познакомиться с Американским обществом психологов и юристов, которое является подразделением АРА, члены которого интересуются вопросами права и психологии. Местные группы Американского психолого-правового общества расположены по всей территории Соединенных Штатов, и есть также студенческие отделения, которые могут быть полезны для тех, кто в настоящее время обучается по программам получения степени в области судебной психологии.

Средний доход судебного психолога

Согласно странице статистики занятости Бюро трудовой статистики (BLS), специализированные психологи, такие как судебные психологи, могут рассчитывать на среднюю годовую заработную плату более 9 долларов.8000 в год. Это означает, что средняя почасовая заработная плата превышает 47 долларов. В начале карьеры судебный психолог может рассчитывать на заработок около 46 000 долларов в год, но самые высокооплачиваемые в отрасли могут рассчитывать на заработную плату в размере 129 530 долларов в год.

Судебные психологи, как правило, зарабатывают больше всего, когда они работают в офисах различных практикующих врачей, а также когда они наняты федеральным правительством. Высокую заработную плату также могут получать те, кто работает в больницах, а также судебно-медицинские эксперты, работающие в кабинетах врачей и в учебных заведениях, таких как колледжи, университеты и профессиональные школы.

Важность в системе уголовного правосудия

Судебная психология имеет большое значение в системе уголовного правосудия; изучение человеческого поведения дает правоохранительным органам и системе правосудия возможность увидеть, как и почему происходят преступления и как ранее существовавшие проблемы с психическим здоровьем могут способствовать совершению преступлений. В то время как исследования в этой области продолжаются, судебные психологи прилагают усилия, чтобы помочь реабилитировать заключенных с историей непрекращающихся правонарушений. Идея состоит в том, чтобы разорвать цикл их поведения, чтобы им больше не приходилось сидеть в тюрьме за свои действия. Эти психологи также предоставляют суду профессиональные и специализированные рекомендации о том, достаточно ли компетентен человек, чтобы предстать перед судом; если после вынесения обвинительного приговора требуется психиатрическое лечение, рекомендации по этому поводу может дать и судебный психолог.

Это увлекательная область изучения для любой психологии, но она требует объективного ума и некоторого сострадания. Хотя это новая специализация в психологии, она приобретает все большее значение в американской системе уголовного правосудия. Теперь, когда ответ на вопрос, что такое судебная психология, найден, те, кто заинтересован в этой карьере, могут начать исследовать школы, которые присуждают эту степень.

Связанные ресурсы:

25 самых доступных онлайн-программ магистратуры по судебной психологии

Топ-15 самых доступных магистерских онлайн-программ поведенческой психологии

Топ-15 самых доступных магистерских онлайн-программ социальной психологии

25 доступных ускоренных онлайн-программ магистратуры по психологии

Топ-40 самых доступных онлайн-программ магистратуры по психологии Требования и программы обучения

Как стать судебным психологом

Как бы мы ни желали мира без преступности, это нереалистичное ожидание. Вместо этого мы можем попытаться предотвратить преступление, понимая преступный ум и общие опасные ситуации.

Судебные психологи играют важную роль в борьбе с преступностью, понимая преступную деятельность. Они изучают человеческое поведение и уголовное правосудие, чтобы делать аналитические и наблюдательные выводы.

Узнайте больше о том, как стать судебным психологом, включая требования к образованию, необходимые навыки, где вы можете работать и многое другое.

Университет Южного Нью-Гэмпшира

Рекомендуемая программа: онлайн-дипломы по психологии и консультированию

Запрос информации

Университет Капелла

Избранная программа: онлайн-степень психологии

Запросить информацию

Purdue University Global

Избранная программа: онлайн-магистр психологических наук

Запросить информацию

Университет Феникса

Рекомендуемая программа: Бакалавр и магистр наук в области промышленно-организационной и прикладной психологии

Запрос информации

Что такое судебная психология?

Судебная психология — это дисциплина в практической психологии, которая фокусируется на лицах, затронутых правовой системой. Это включает в себя наблюдение, изучение и выявление человеческого поведения и активности мозга, чтобы помочь в судебном или уголовном деле.

Чем занимаются судебные психологи?

Слово судебная экспертиза определяется как «научный метод расследования преступлений». Судебная психология часто описывается как слияние права и психологии. Судебные психологи играют роль в наказании и предотвращении преступлений.

Эта область психологии обычно сосредоточена на самих преступниках. На профессионалов в этой области часто возлагается зловещая обязанность попытаться выяснить психологический профиль лиц, совершающих преступления, чтобы лучше понять преступный ум и даже предотвратить совершение преступлений аналогичного характера другими.

Судебная психология может стать важной частью головоломки при попытке раскрыть уголовное дело. Профессионалы в этой области часто могут помочь сузить список подозреваемых или, по крайней мере, указать мотив преступления. В некоторых случаях экспертное заключение уважаемого судебного психолога может стать последним кусочком головоломки при попытке осудить преступника.

Область судебной психологии также является важной частью предупреждения преступности. Профессионалов в этой области можно привлечь к участию в реабилитации преступников, например, чтобы помочь им стать законопослушными гражданами. Исследования в этой области также могут помочь определить типы людей, которые могут совершать преступления до того, как они совершат их на самом деле.

Ниже приведен полный курс обучения психологов:

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Университет Южного Нью-Гэмпшира

Избранная программа: Бакалавриат — Психология: Судебная психология

Запрос информации

Университет Либерти

Избранная программа: Бакалавр наук — Уголовное правосудие: криминальная психология

Запросить информацию

Каковы требования для того, чтобы стать судебным психологом?

Хотите знать, подходит ли вам карьера в области судебной психологии? Прежде чем стать судебным психологом, важно понять навыки, необходимые для успеха в карьере. Они могут включать в себя как профессиональные навыки, такие как анализ данных, так и гибкие навыки, включая общение и эмпатию.

Критическое слушание и мышление

Судебные психологи должны уметь слушать и критически мыслить, особенно под давлением. Роль включает в себя постоянное решение проблем и беспристрастный взгляд на вещи. Решения, принимаемые экспертной группой, могут иметь последствия в реальной жизни для нескольких сторон, поэтому крайне важно слушать, думать и эффективно обрабатывать информацию.

Анализ данных

Судебная психология включает в себя анализ данных и статистики, чтобы сделать выводы в соответствии с конкретной анализируемой ситуацией. Точный анализ данных является необходимым навыком для судебных психологов.

В дополнение к данным, судебные психологи также должны анализировать вещественные доказательства и состояние места преступления, чтобы лучше понять характер преступления и психологическое состояние лица, его совершившего. Доказательства или даже их отсутствие на месте преступления часто могут быть использованы для составления криминального профиля. Затем это можно использовать для сужения списка подозреваемых.

Исследования

Исследования часто составляют большую часть карьеры судебного психолога. Судебные психологи часто изучают и анализируют исследования других специалистов и проводят собственные исследования. Например, они могут изучать преступников и их преступления, чтобы определить, какими чертами обладают определенные типы преступников. Эти задачи могут включать опрос преступников, а также их близких и жертв.

Связь

Судебные психологи регулярно работают с адвокатами, судьями, консультантами и клиентами. Поэтому они должны быть хороши в общении и уметь адаптировать свое сообщение к получателю.

Многие судебные психологи также выступают в качестве свидетелей-экспертов во время уголовных процессов. Они часто дают показания о том, почему могло произойти преступление, или считают ли они, что ответчик мог совершить рассматриваемые преступления. На вынесение приговора преступнику может повлиять судебный психолог. Из-за этих последствий необходима четкая и эффективная коммуникация.

Эмпатия

В конце концов, судебные психологи часто имеют дело с травматическими преступлениями, которые влияют на жизнь окружающих. Сопереживание потерпевшим и тем, кто участвует в деле, — мощная черта, которая помогает судебным психологам преуспеть.

Какова средняя зарплата судебного психолога?

По данным Бюро трудовой статистики (BLS), судебные психологи (отнесенные BLS к категории психологов, все остальные) получали медианную зарплату в размере 101,79 долларов США.0 по состоянию на май 2019 года.

Судебные психологи, работающие в управленческих, научных и технических консалтинговых компаниях, получали самую высокую среднюю заработную плату в размере 115 360 долларов США, а те, кто работал в государственных и федеральных государственных учреждениях, получали среднюю заработную плату в размере 104 280 долларов США и 94 670 долларов США соответственно.

Сколько вы заработаете в качестве судебного психолога, будет зависеть от того, какое у вас образование, где вы работаете и в каком штате вы работаете. Каждая роль отличается.

Как стать судебным психологом

Вакансии в области судебной психологии сочетают в себе несколько дисциплин: право, психологию, уголовное правосудие и консультирование. Узнайте больше о том, как стать судебным психологом ниже.

1. Получите степень бакалавра психологии

Лица, стремящиеся работать в области судебной психологии, должны убедиться, что их образование сосредоточено на психологии, криминологии и криминалистике. Есть несколько различных способов продолжить этот тип образования.

Во-первых, студент может получить степень бакалавра психологии со специализацией в области криминологии или уголовного правосудия. Студент также может получить степень бакалавра в области уголовного правосудия или криминологии с упором на психологию или выбрать школу судебной психологии. Некоторые курсы, которые может пройти начинающий судебный психолог, могут включать курсы по криминалистике, ненормальной психологии и психологии отклонений.

2. Получите степень магистра

Степень магистра в области судебной психологии считается стандартным минимумом для работы в исследовательской или консультационной роли, в то время как для клинической работы, связанной с работой непосредственно с пациентами, потребуется степень доктора философии. . или PsyD, как и все клинические психологи.

Решите, где вы хотите работать

Судебные психологи чаще всего работают независимо в качестве консультантов и свидетелей-экспертов, что означает, что они могут быть наняты группой обвинения или защиты для дачи показаний в суде. При работе в реабилитационной или клинической сфере работа судебно-психолога может включать в себя работу в составе реабилитационного персонала в тюрьмах или центрах содержания под стражей для несовершеннолетних.

Готовы ли вы к карьере судебного психолога?

Судебная психология — это уникальная профессия, поскольку она сочетает в себе аспекты многих различных отраслей, включая юриспруденцию, уголовное правосудие и психологию. Судебные психологи должны быть хорошими слушателями и коммуникаторами и понимать, как обрабатывать данные как на бумаге, так и с места преступления. Подходит ли вам профессия судебного психолога? Найдите программу по психологии, подходящую для ваших нужд, в том числе ориентированную на судебную экспертизу.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Перспективы трудоустройства и профессиональная ориентация для судебных психологов

Поскольку в Соединенных Штатах продолжают появляться случаи насилия в школе, конфликтов на рабочем месте, сексуального насилия и других серьезных преступлений, растет осведомленность о психическом здоровье. проблемы и преступное поведение создают спрос на услуги и опыт судебных психологов.

Какие должности может занимать судебный психолог?

Компании и агентства, которые стремятся нанять судебных психологов, имеют юридические роли или клиентуру, в которую входят все, кто связан с семейным, гражданским или уголовным судом. Выпускники судебной психологии могут следовать ряду разнообразных карьерных путей, включая должности в консалтинге, частной практике, правительстве, образовании и в зале суда. Узнайте больше о том, как стать судебным психологом.

Возможности карьеры для судебных психологов включают:

  • Стать специалистом по криминальному профилированию и работать в местном отделении полиции или федеральном правоохранительном органе.
  • Разработка учебного плана и обучение сотрудников правоохранительных/исправительных учреждений в качестве консультанта.
  • Консультирование молодежи из групп риска для агентства, занимающегося предотвращением преступного поведения.
  • Стремление улучшить государственную политику в качестве политического советника государственных органов и/или политиков по вопросам, касающимся преступности и уголовного права.
  • Стать некоммерческим лоббистом изменений в уголовном законодательстве и методах предупреждения преступности.
  • Проведение исследований в учреждении или университете по темам, связанным с правовой системой.
  • Предоставление консультаций и лечения преступникам в тюрьмах, домах престарелых, центрах психического здоровья и/или психиатрических больницах.
  • Стать профессором по программе бакалавриата или магистратуры, а также преподавать кандидатам юридических наук в юридических школах.

Тип степени, которой обладает выпускник судебной психологии, определяет некоторые должности, на которые он или она может претендовать.

«На уровне магистра они могут работать в условиях уголовного правосудия, таких как условно-досрочное освобождение или условно-досрочное освобождение, работать терапевтами в судах по психическому здоровью или наркотикам, а также работать в исправительных учреждениях в качестве терапевтов или кураторов. На уровне докторантуры они могут работать в качестве судебных психологов в государственных психиатрических больницах, пройти оценку компетентности для судов, пройти психологическую оценку для судебных дел, завершить оценку содержания под стражей и работать в исправительных учреждениях в качестве психологов или администраторов».

Д-р Дэвид Стивенс

Рекомендуемая программа получения степени судебного психолога

Университет Южного Нью-Гэмпшира

Избранная программа: Бакалавриат — Психология: Судебная психология

Запрос информации

Liberty University

Избранная программа: Бакалавриат – уголовное правосудие: криминальная психология

Запросить информацию

Судебные психологи также могут найти работу в:

  • Зал суда: Поскольку судебные психологи обладают ценным пониманием человеческого поведения и сознания преступников, они часто играют важную роль в обстановке зала суда, например, при даче показаний в суде. Адвокаты также используют свою специальность в процессе отбора присяжных из-за их способности «читать» людей по их действиям и языку тела.
  • Правоохранительные органы. Помимо того, что они занимаются профилированием преступников, судебные психологи также работают с правоохранительными органами, отбирая, обучая и оценивая сотрудников полиции. Они могут работать в агентстве или предоставлять свои услуги в качестве консультантов, нанятых на временной основе.
  • Правительственное агентство Настройка: Федеральное бюро расследований (ФБР) — это вариант для судебных психологов, которых нанимают для создания основных рабочих профилей убийц и других преступников путем анализа их предыдущей деятельности.
  • Место преступления и лаборатория. Местность: Некоторые судебные психологи играют важную роль в уголовных расследованиях и тратят свое время на анализ места преступления и улик, чтобы сделать вывод о действиях преступника и/или о том, как он совершил преступление. Они часто чередуются между работой в лаборатории, на месте преступления и в зале суда.
  • Детский закон: Судебные психологи могут сосредоточиться на детском праве и расследовать сообщения о жестоком обращении с детьми. Часто их способности требуются для работы над делами об опеке над детьми, когда они опрашивают родителей и ребенка (детей) по отдельности, чтобы помочь определить наилучшее общее решение об опеке.
  • Психиатрическое учреждение: Те, кто работает в области клинической судебной психологии, часто работают с пациентами, страдающими психическим заболеванием, которое существенно влияет на их поведение. Помимо работы с судебной системой, эти профессионалы часто занимают должности в тюрьмах и психиатрических больницах (особенно в тех, где есть уголовные отделения). При работе в реабилитационном центре судебные психологи оценивают и составляют планы лечения осужденных преступников.
  • Образовательное учреждение: Судебные психологи нанимаются для обучения детей и взрослых возможным опасностям, связанным с сексуальным насилием, насилием в семье и другими угрозами для их здоровья и благополучия.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Доктор О’Лири предлагает сосредоточиться на условиях работы, которые наиболее приятны для студента или выпускника судебной психологии, чтобы легко повысить свою конкурентоспособность.

«…если у кого-то страсть — работа с жертвами преступлений, то они [должны] искать адвокатские центры, юридическую помощь, отдел социальных служб и т. д. Это более выгодно, если использовать этот подход, еще посещая школу, поскольку он позиционирует их на доступные должности после окончания учебы».

– Доктор. Билл О’Лири

Способы судебного психолога повысить свою привлекательность в качестве кандидата на работу

Судебные психологи могут повысить свою привлекательность в качестве кандидата на работу благодаря своим волонтерским усилиям; путем вступления и участия в профессиональных организациях; выступая с докладами на профессиональных конференциях; и публикуется в профессиональном журнале.

Доктор О’Лири предлагает непредвзято подойти к карьере судебного психолога, чтобы создать более широкий спектр профессиональных возможностей, что в конечном итоге может повысить привлекательность кандидата для потенциальных работодателей.

«Я занимался управлением гневом для NY Giants, ходил в школы, чтобы представлять их ученикам и родителям, работал как с жертвами, так и с преступниками, преподавал в нескольких университетах…»

– Доктор. Билл О’Лири  

«Получите разнообразный профессиональный опыт в судебно-медицинской экспертизе. Для студентов это может быть достигнуто путем прохождения практики в … испытательном или условно-досрочном освобождении, исправительных учреждениях, государственных больницах и т. д.»

– Доктор. Дэвид Стивенс

Доктор О’Лири также дает следующие советы о том, как стать более разносторонним кандидатом на работу:

  • Развитие и поддержание профессиональных отношений.
  • Ведите себя искренне и прямо.
  • Используйте логику вместо эмоций при общении с другими.
  • Будьте в курсе того района, где вы работаете.

Качества и характеристики, которые работодатели обычно ищут в судебном психологе, включают:

  • Понимание и знакомство с пересечением права и психологии
  • Демонстрация стремления к обучению на протяжении всей жизни
  • Сильная рабочая этика
  • Способность не допускать личного мнения и предубеждений в своей работе
  • Сильные навыки критического мышления и желание «приложить все усилия» для поиска возможных решений
  • Готовность принимать точки зрения многих разных людей и других специалистов
  • Быть в курсе постоянно меняющихся социальных проблем
  • Отличные письменные и устные коммуникативные навыки
  • Способность много раз эффективно объяснять и отстаивать позицию или теорию

«Ученые степени помогут вам пройти собеседование; опыт и характер помогут вам получить работу. »

Д-р Билл О’Лири

Способы увеличения заработной платы для судебного психолога

частная практика или консультационные услуги как способ увеличить свой доход. Средняя почасовая ставка за услуги составляет от 150 до 450 долларов в час и может включать проведение психологических оценок; оценки компетенций; а также оценку людей, причастных к травмам или коллективным искам (а затем давать показания в суде о вреде, причиненном их клиентам).

«В зависимости от условий, большинство повышений заработной платы происходит за счет ежегодных аттестаций. Повышение качества работы, участие в дополнительных обязанностях или проектах на месте работы и продвижение по службе — все это способствует увеличению заработной платы.»

– Доктор. Дэвид Стивенс

«…можно пойти по университетскому пути и преподавать в колледже. Я склонен делать это как дополнение к доходу, а не как основной источник. »

– Доктор. Билл О’Лири

Узнайте больше о степенях судебной психологии в Интернете.

Судебная психология Возможности для налаживания связей и организации

Судебные психологи имеют возможность эффективно общаться как онлайн, так и на месте, особенно при работе с правоохранительными или судебными органами. Доктор О’Лири говорит, что посещение правоохранительных органов и «конференция по делу» за обедом — это хороший способ наладить связи в полевых условиях — такой тип взаимодействия «помогает упростить расследования и выявить проблемы на более раннем этапе».

Еще один тип конференций, в которых могут принять участие судебные психологи, — это конференции, которые проводятся на региональном, национальном и международном уровнях и создают возможности для встреч с учеными, исследователями, практиками и студентами-психологами.

Посещение конференции , такой как Ежегодная конференция и симпозиум судебно-медицинских экспертов-свидетелей, дает возможность общаться с высокопоставленными основными докладчиками, участвовать в семинарах, выступать по отдельным статьям и получать удовольствие от общественной деятельности с другими психологами.

Присоединение к региональному совету помогает судебным психологам развивать отношения по всему штату и предоставляет отличный способ оставаться в курсе происходящего. По словам доктора О’Лири, в состав советов обычно входят признанные профессионалы, и они являются бесценным источником информации для обсуждения случаев и практики.

«Посещение и/или выступление на конференциях, а также присоединение к профессиональным спискам рассылок — один из лучших способов общения с коллегами».

– Др. David Stephens

Организации, предоставляющие судебным психологам сетевые возможности, включают:

  • Американский совет судебной психологии (ABFP)
  • Американская академия судебной психологии
  • Общество полиции и криминальной психологии
  • Национальная организация судебно-социальной работы
  • Американская психологическая ассоциация (АПА)
  • Ассоциация судебно-медицинских экспертов (FEWA)

Судебный психолог Непрерывное образование (CE) Источники

В дополнение к утвержденным государством программам непрерывного образования (CE) для психологов, APA также предоставляет кредиты CE для судебных психологов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts