Трансперсональная психология кратко: Трансперсональная психология — Психологос

Что такое трансперсональная психология? — Блог Викиум

С помощью трансперсональной психологии можно открыть то, что скрыто глубоко в подсознании. Она способствует воспроизведению деталей из жизни, о которых человек давно забыл или даже не догадывался.

Определение трансперсональной психологии

Если говорить кратко, то понятие трансперсональной психологии подразумевает изучение сознания человека и то, как оно может меняться. Первыми представителями данной теории являются Карл Юнг и Абрахам Маслоу. Согласно их подходу, у каждого человека есть бессознательное, влияющее на поведение, поступки, характер и отношения в социуме.

На основе исследований и различных теорий была создана трансперсональная психология. Спустя несколько лет транс психологию начали активно изучать в Калифорнийском институте. Однако многие ученые еще долго считали данное течение абсурдным. Со временем трансперсональная психология все же начала приобретать популярность, и на эту тему были выпущены книги.

Трансперсональная психология изучает:

  • переживания, которые тесно связаны со смертью;
  • дыхательные техники;
  • йогу и различные медитирующие техники;
  • духовные практики;
  • религиозные практики;
  • психосинтез, разработанный Ассаджиоли.

Главной особенностью трансперсональной психологии является то, что она не базируется на фактах и доказательствах, как другие направления. Ученым трансперсонального направления так до сих пор и не удалось подтвердить достоверность исследований с помощью науки.

Методики трансперсональной психологии

Техники в данном направлении делятся на 2 группы. К первой общей группе относятся:

  • дыхательная практика;
  • психическая диагностика;
  • визуализация;
  • психофизиологические эксперименты.

Чтобы изменить сознание, можно использовать:

  1. Резкий переход внимания от одного предмета к другому, при этом на каждом из них необходимо тщательно концентрировать внимание.
  2. Сильные физические нагрузки с употреблением минимального количества жидкости.
  3. Высокую активность на протяжении длительного времени.
  4. Резкий перепад температуры.
  5. Отсутствие сна.
  6. Одиночество.
  7. Музыку.
  8. Холотропное дыхание.

Трансперсональная психология Грофа

На протяжении нескольких лет Станислав Гроф активно изучал психику человека в измененном состоянии. Ученый использовал специальные препараты в своих исследованиях, а позже начал применять холотропное дыхание. С помощью такой техники можно легко справиться со всеми препятствующими факторами, которые мешают изменить сознание:

  1. При открытии бессознательного происходит активация всех органов чувств.
  2. Всплывают неприятные воспоминания, о которых мозг попытался избавиться.
  3. Появляются переживания, которые напрямую связаны с рождением и смертью.
  4. Следующим этапом является расширение сознания человека и его выход за пределы пространства.

По мнению ученого Станислава Грофа, у каждого человека в подсознании есть нерешенные проблемы, которые оказывают большое влияние на жизнь. Изменить свою жизнь можно лишь в том случае, если позволить себе вновь пережить данные события. Именно это и является главной задачей холотропного дыхания. А также чтобы жить было легче, необходимо вовремя избавляться от негативных эмоций и мыслей. Курс Викиум «Детоксикация мозга» поможет избавиться от негатива.

Что такое трансперсональная психология — Нож

Пять лет. Именно столько я лечила тревожное расстройство. За это время я успела посидеть в кресле гештальтиста, когнитивно-поведенческого терапевта, психиатра и даже ведической женщины.

Я выпила гору таблеток, научилась не отождествлять себя со своими мыслями, узнала, где в теле «живет» тревога, и вызубрила свои детские психотравмы наизусть.

Но несмотря на все эти успехи, до недавнего времени я жила с фоновым чувством беспокойства, которое усиливалось от незначительного стресса или слишком сильной радости. Поэтому когда мне предложили сходить к трансперсональному психотерапевту, который использует «иные» методы, я согласилась. Мне было нечего терять, и я устала загадывать на Новый год «спокойствие» — хотелось его наконец обрести.

У 40-летней Ольги был другой запрос. Несколько лет она страдала депрессией, причинами которой стали профессиональное выгорание и бесконечные переживания за сына. Каждый день она захлебывалась слезами, женщина практически не вставала с кровати. В какой-то момент ей в руки попал контакт специалиста, который был готов помочь в такой ситуации.

Так, с разницей в несколько месяцев мы с Ольгой оказались на приеме у психотерапевта Владислава Матреницкого, работающего в рамках трансперсонального подхода.

Новые рубежи человеческой природы

Возросший интерес общества к восточным духовным практикам и доступность психоделических веществ сподвигли ученых 1960-х годов заняться изучением измененных состояний сознания.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология не могли полноценно описать опыт, который получали люди, принимавшие ЛСД и практиковавшие йогу и медитацию.

Поэтому появилась трансперсональная психология, адепты которой сконцентрировались на духовном мире человека и техниках трансформации, которые могут помочь ощутить свою целостность и единение с космосом.

В основу этого направления легли идеи психолога Уильяма Джеймса и психоаналитиков Карла Густава Юнга и Отто Ранка. Без Джеймса изучение духовного опыта вообще не началось бы: именно он стоял у истоков психологических исследований религиозности. У Юнга была позаимствована концепция архетипов, а у Ранка — понятие первой психической травмы, которую человек получает при рождении.

Абрахам Маслоу, автор модели иерархии человеческих потребностей («пирамида Маслоу»), был одним из пионеров трансперсонального подхода. Он первым заговорил о стремлении личности познать свои возможности и достичь их предела, а трансперсональную психологию считал «четвертой силой» американской психологии, которая будет исследовать «более далекие рубежи человеческой природы».

Смысл такой терапии заключается в том, чтобы с помощью различных методик добраться до глубинных слоев психики в обход рационализирующего ума. Считается, что именно там хранятся все ответы на вопросы, мучающие пациента, найдя которые — он исцелится.

Продышать психотравмы

Самая известная фигура трансперсональной психологии — чешско‑американский психолог Станислав Гроф. По его мнению, психические расстройства человека — это личностные и духовные кризисы, а не болезни. И чтобы выйти из них, необходимо расширить сознание. Что, в свою очередь, поможет открыть бессознательное, обнаружить подавленные переживания, перепрожить их и тем самым избавиться от них.

До ужесточения политики в отношении психотропных веществ такой «вылет» за пределы пространства и времени осуществлялся с помощью ЛСД. После того как его запретили в США, Гроф и его жена в качестве альтернативы начали использовать разработанный ими метод холотропного дыхания.

Этот метод основан на сочетании ритмической музыки (нью-эйдж и этно) и учащенного дыхания и реализуется только в присутствии ситтера, наставника, который помогает человеку входить в необходимое состояние и выходить из него.

Во время практики у человека происходит гипервентиляция легких, он впадает в предобморочное состояние — возникает эйфория, звон в ушах, летают мушки перед глазами, появляются судороги, которые сторонники метода называют «зажимами», имеющими психологическую природу. Последователи Грофа считают, что таким образом на поверхность «выходят» психотравматические моменты жизни, которые и являются причиной дисгармонии.

«В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых воплощениях…» — пишет Гроф.

Помимо холотропного дыхания, применяется ребефинг («перерождение») — техника осознанного дыхания, которую изобрел Леонард Орр. Он советует практиковать его всем без исключения, потому что верит, что ребефинг поможет преодолеть травму рождения, которая есть у каждого. Также в инструментарий трансперсоналистов входят телесно-ориентированные практики (йога, цигун), анализ снов, медитация, гипноз, рисование мандал, депривация сна, ограничение потребления воды, длительное обездвиживание, чрезмерные физические нагрузки и употребление ПАВ. Многие из этих методов позаимствованы из различных религиозных течений, оккультизма и мистицизма, поэтому трансперсональную психологию иногда называют новым шаманизмом.

Мракобесие и смертельная опасность

Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.

Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.

Читайте также

Всё зло — от дурных мыслей. Что такое когнитивно-поведенческая терапия и какие расстройства лечат с ее помощью

Также трансперсональную психологию критикуют за мистицизм, паранаучность, авторитарную систему убеждений и высокую вероятность того, что психотерапевт может превратиться в духовного гуру — а это грубое нарушение границ пациента, его автономии, это может его травмировать.

Холотропное дыхание и вовсе считают опасной для здоровья практикой. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ Ольга Гордеева объясняет, что учащенное дыхание приводит к гипервентиляции легких, которая при определенных условиях может вызвать гипоксию мозга, то есть кислородное голодание — что, в свою очередь, может привести к значительным нарушениям физического и психологического здоровья человека.

«Гипоксия, которая возникает в процессе, ведет не к „исцелению“, а к смерти клеток головного мозга», — заключает психолог.

Поэтому у холотропного дыхания есть ряд противопоказаний: сердечно-сосудистые заболевания, недавние физические травмы, глаукома, отслоение сетчатки, острые инфекционные болезни, тяжелая форма бронхиальной астмы, ранний послеоперационный период, беременность, эпилепсия, прием нейролептиков и антидепрессантов, истерическая психопатия и шизофрения.

Терапия в стиле фьюжн

С другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:

«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».

Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.

Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.

«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.

Перепрограммирование психики

Прочитав пару работ Грофа, я решаю попробовать «шаманскую психотерапию». Мне не страшно: в детстве я зачитывалась книгами Ошо и училась медитировать. Так что в ожидании своего нового терапевта в коридоре больницы я с интересом представляю, что со мной будет происходить в течение следующих двух часов.

Открывается дверь. Из нее выглядывает Владислав Матреницкий, 50-летний стройный мужчина в очках и с широкой улыбкой, которая заставляет мгновенно довериться ее обладателю. Он проводит свои сеансы в маленьком помещении с зелеными стенами. В углу стоит помятое кожаное кресло, накрытое пледом с катышками. Мой взгляд примагничивается к необычным предметам, которые лежат на тумбочке: железная указка с деревянной рукояткой (кажется, такую использовали в «Битве экстрасенсов», чтобы найти духов), дисковый плеер и штука с электродами. Все эти вещи в скором времени я испытаю на себе.

Перед тем как рассказать свою историю, я расспрашиваю врача о том, как он пришел в трансперсональную психологию и что меня ждет. Оказывается, Матреницкого с ранних лет интересовали вопросы смерти, старения и здоровья. Поэтому он выучился на врача, несколько лет проработал участковым терапевтом и параллельно защитил диссертацию. Но ни традиционный подход к лечению людей, ни разглядывание клеток под микроскопом не приблизили его к ответам на интересующие вопросы. В итоге Матреницкий оставил медицинскую практику и занялся духовными поисками. Знания он черпал в книгах, на семинарах, у турецких шейхов и в степях Средней Азии; изучал буддизм, герметическую алхимию, звукотерапию, шаманское целительство.

«В итоге я понял, что буддисты правы: все проблемы от ума, и любую из них можно свести к вопросам „Кто я в этом мире?“ и „В чем смысл моего существования?“. Трансперсональная психология как раз работает с этой духовной составляющей и позволяет изжить личностные конфликты».

В своей практике Матреницкий столкнулся с тем, что не всем пациентам с депрессией помогают антидепрессанты, а разговорная терапия лишь немного улучшает общее состояние, но не решает глубинных проблем. Поэтому он начал проводить с клиентами трансовые медитации, которые пробивают психологические защиты человека, позволяя ему оказаться на уровне подсознания и перепрограммировать психику. Кроме медитативных техник врач прибегает к гипнозу и транскраниальной магнитной стимуляции: она подавляет избыточную активность мозга, возникающую во время стресса.

Это не панацея

У меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.

Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.

Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.

Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.

«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.

Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.

А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.

Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».

Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.

Трансперсональная терапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

В отличие от большинства форм психотерапии, направленных на улучшение психического здоровья, трансперсональная терапия использует более целостный подход, обращаясь к психическим, физическим, социальным, эмоциональным, творческим и интеллектуальным потребностям, с акцентом на роль здорового духа в исцелении. Чтобы облегчить исцеление и рост, трансперсональная терапия уделяет большое внимание честности, непредубежденности и самосознанию как со стороны терапевта, так и со стороны клиента.

Когда это используется

Трансперсональная терапия используется для лечения беспокойства, депрессии, зависимостей, фобий и других расстройств настроения и поведения. Тем, кто готов исследовать свою духовную сторону, стать более духовным, или найти духовный путь, или тем, у кого проблемы с поиском смысла в своей жизни, может помочь трансперсональная терапия.

Подробнее

Какое отношение близость имеет к духовности?

Некоторые мысли об интегративной гуманистической психологии

Что ожидать

Трансперсональные терапевты используют медитацию, управляемую визуализацию, гипнотерапию, работу со сновидениями, искусство, музыку, ведение дневника, практики осознанности и другие техники, которые могут помочь вам исследовать свое духовное «я» и создать смысл в своей жизни. Под руководством терапевта вы найдете, создадите и расширите свои внутренние силы и ресурсы, чтобы создать более сбалансированную жизнь и более здоровое состояние ума.

Как это работает

Трансперсональная терапия — целостное исцеляющее вмешательство, развившееся из гуманистической работы американского психолога Абрахама Маслоу в 1960-х годах. Он интегрирует традиционные духовные ритуалы в современную психологию и делает акцент на положительном влиянии и образцах для подражания, а не на негативном опыте. Это вмешательство основано на идее о том, что люди представляют собой нечто большее, чем разум и тело, но также состоят из неосязаемых или трансцендентных факторов, составляющих личность в целом. Точно так же, как ваш разум и тело иногда требуют лечения, ваша духовность и другие нематериальные аспекты вас часто требуют своего рода исцеления. Трансперсональный терапевт может черпать из различных религий и духовных практик инструменты и методы, которые могут помочь вам исследовать различные уровни сознания и использовать вашу духовность, чтобы вести вас через трудные времена.

Что искать в трансперсональном терапевте

Ищите опытного лицензированного или сертифицированного консультанта, психотерапевта или другого специалиста в области психического здоровья, прошедшего дополнительную подготовку по целостным формам исцеления и одному или нескольким духовным путям. В дополнение к этим полномочиям важно найти терапевта, с которым вам будет комфортно работать.

Список литературы

Гроф С. Краткая история трансперсональной психологии.

Фридман, Х. Поиск смысла с помощью трансперсональных подходов в клинической психологии: оценки и психотерапия. Международный журнал экзистенциальной психологии и психотерапии. 1 июля 2014 г .; 5 (1): 45–49..

Что такое трансперсональная психология и может ли она изменить мир? | Джонни Сторк, MSc

Трансперсональная психология предлагает целостный и основанный на фактических данных взгляд на человеческое процветание, основанный на нашей способности преобразовывать сердце, сознание и дух.

Трансперсональная (за пределами эго/самости) психология — также известная как Четвертая сила психологии — официально существует уже более 50 лет и уходит своими корнями в движение гуманистической психологии 50-х и 60-х годов. Хотя официально поле было создано около 1967, термин «надличностный» впервые был использован в печати Уильямом Джеймсом в 1905 году, а роль духовных , самотрансцендентных и исключительных состояний сознания в человеческой психологии и благополучии восходит к еще более давним временам.

Трансперсональная психология — иногда называемая « духовная психология » или « психология духовности » — это эволюция движения гуманистической и личностно-ориентированной психологии, популяризированного Абрахамом Маслоу и Карлом Роджерсом в середине 20-го века. Уолш и Во, (1993) определяют надличностное как «опыт, в котором ощущение себя выходит за пределы (транс) индивидуального или личного, чтобы охватить более широкие аспекты человечества, жизни, психики или космоса» (стр. 203). Изучив более 200 ссылок в литературе, Ладжои и Шаприо (1992) определили трансперсональную психологию как «занимающуюся изучением наивысшего потенциала человечества, а также распознаванием, пониманием и реализацией объединяющих, духовных и трансцендентных состояний сознания». (стр. 91).

Трансперсональная психология также является целостной (холистической) психологией, которая охватывает важную роль самотрансцендентных состояний, мистических состояний, психоделических переживаний и других форм необычных и исключительных состояний сознания в воспитании трансформация личности , благополучие и оптимальное человеческое процветание . Эти исключительные и самотрансцендентные или пробуждающие состояния были связаны с повышенным альтруизмом, состраданием и другим просоциальным поведением, вызывая вопрос: « может ли трансперсональная психология спасти мир? » В этой статье я представлю краткий обзор истории развития трансперсональной психологии (упомянув лишь ключевые фигуры) и представлю очень простой, но логически последовательный аргумент в пользу той роли, которую трансперсональная психология могла бы сыграть в изменении мира для лучше.

Фрейдистская психология и бихевиоризм — иногда называемые соответственно Первой и Второй Силами в психологии — были двумя доминирующими ветвями психологии в Америке примерно в середине двадцатого века. В это время также росла критика по поводу ограниченности психоанализа или бихевиоризма, чтобы адекватно объяснить широту человеческого опыта и поведения. Такие пионеры, как Абрахам Маслоу, считали, что многие уникальные человеческие качества, такие как любовь, нравственность, религия, духовность, искусство или экстремальные и необычные состояния сознания, не могут быть адекватно объяснены ни психоанализом, ни бихевиоризмом. А другие важные и определяющие уникальные человеческие переживания, такие как самосознание и самоанализ, полностью игнорировались (Grof, 2008). Маслоу считал, что эти уникальные человеческие условия, которые определяют многие из наших значимых жизненных переживаний, не учитывались двумя доминирующими школами психологии того времени.

Решением Маслоу (и Энтони Сутича) в начале 1950-х годов было создание «Третьей силы» психологии, более известной как гуманистическая психология . Гуманистическая психология почитала и принимала сознание, самоанализ и другие уникальные человеческие качества, которые не учитывались психоанализом и бихевиоризмом. Этот новый целостный и мультимодальный подход к психологии также сместил акцент с моделей психоанализа, основанных на дисфункциях, и бихевиоризма, основанного на исследованиях на животных, на подход, сфокусированный на .0064 рост , благополучие , человеческий потенциал , самоактуализация и взаимозависимость разума и тела (Гроф, 2008). Гуманистическая психология с ее более комплексным, мультимодальным и холистическим подходом, в котором отмечались эти более чем положительных аспекта человеческого опыта, вскоре стала доминирующей моделью психологии в Северной Америке. Другим известным гуманистом, в то же время принимавшим эти положительные аспекты человеческой психологии, был Карл Роджерс, который определил свою модель самоактуализации вокруг того, что он назвал полностью функционирующий человек . Теории Роджера о самоактуализации и полностью функционирующем человеке позже легли в основу его клиент-центрированного подхода к психотерапии. (Роджерс, 1959).

В 1960-е и в 1970-е годы — период популярности гуманистических теорий Маслоу и Роджерса — произошел всплеск интереса к восточной философии, психоделике, шаманизму, медитации, мистическим состояниям и другим древним практикам мудрости. Это возрождение интереса к духовному, ритуальному и трансцендентных состояний человека обратил внимание на то, что даже в новой холистической и гуманистической психологии по-прежнему отсутствовал ряд критических человеческих характеристик и состояний необычного сознания, которые часто оказывали глубоко существенное и даже трансформационное воздействие. И Сутич, и Маслоу разочаровались в структуре, которую они создали для гуманистической психологии, и чувствовали, что в их холистическом подходе к психологии все еще не хватает этих духовных и трансцендентных аспектов сознания и человеческого опыта (Сутич, 19).76). Маслоу и Сутич считали, что любой комплексный подход к психологии «должен включать наблюдения из таких областей, как мистические состояния, космическое сознание, психоделические переживания, феномены транса, творчество и религиозное, художественное и научное вдохновение» (Гроф, 2008, стр. 47). ).

В 1967 году рабочая группа, состоящая из Авраама Маслоу, Энтони Сутича, Станислава Грофа, Джеймса Фадимана, Майлза Вича и Сони Маргулис, собралась в Калифорнии с целью определения и создания новой Четвертая Сила психологии (надличностной), которая охватила бы весь спектр человеческого опыта, включая необычные, самотрансцендентные состояния сознания, которые, как было показано, играют столь значительную роль в исключительных состояниях, психоделиках, созерцательных практики и тысячи лет древних традиций мудрости (Гроф, 2008). Психологическое значение этих исключительных, необычных и трансперсональных состояний сознания, которые стимулировали создание Четвертая сила в психологии становится еще более очевидной, если учесть, что Маслоу пересмотрел свою наиболее известную и популярную модель человеческой мотивации и потребностей — пирамиду иерархии потребностей — и включил в нее самопревосхождение (Mark & ​​Koltko-Rivera, (2006).

Через несколько лет после той судьбоносной встречи в 1967 году с Маслоу, Саттичем, Грофом и другими, в 1969 году начал выходить Журнал Трансперсональной Психологии, а в 1971 году была создана Ассоциация Трансперсональной Психологии, которая недавно отметила свое 50-летие. Наконец-то появилась трансперсональная психология!

Большинство людей знакомы с оригинальной иерархией потребностей Маслоу (HON), которая определяет пирамидальную модель человеческой мотивации, начиная со стремления удовлетворить наши самые основные физиологические потребности и потребности в безопасности. Как только наши основные физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, мы можем сосредоточиться на установлении связей с другими (Любовь/Принадлежность) и удовлетворении потребностей в Уважении (достижения). На самой вершине человеческой мотивации в оригинальном HON Маслоу находится Самореализация . Самоактуализация, в отличие от предыдущих стадий, мотивированных удовлетворением конкретной потребности, мотивируется желанием РОСТИ , полностью реализовать свой потенциал, преуспеть в своей карьере, творческом самовыражении, писательстве, музыке или других увлечениях.

Начальная иерархия потребностей Маслоу

HON Маслоу является одной из наиболее признанных моделей человеческой мотивации и продолжает оставаться стандартным чтением для большинства программ психологии бакалавриата или колледжа. Однако с осознанием того, что высшие и необычные состояния сознания играют фундаментальную роль в человеческом процветании и благополучии, в сочетании с формальным развитием трансперсональной психологии в конце 60-х гг. , Абрахам Маслоу REVISED его оригинальный HON в начале 70-х. Маслоу поместил Самопревосхождение выше Самоактуализации как высший уровень человеческой мотивации, потребностей и сознательного опыта (Mark & ​​Koltko-Rivera, 2006).

Пересмотренная иерархия потребностей Маслоу

Следует отметить, что добавление Самопревосхождение к HON Маслоу было РАДИКАЛЬНЫМ изменением по сравнению с исходной моделью. Каждый уровень исходного HON определялся мотивами и действиями, которые в основном представляли собой корыстные физические потребности, потребности в безопасности, принадлежности и личных достижениях. «Я» ПРЕВОСХОДСТВО , с другой стороны, буквально относится к состояниям, мотивам и действиям, которые превосходят (выходят за пределы) индивидуального «я».

Самотрансцендентные состояния также являются одним из аспектов того, что известно как опыт «пробуждения». Часто неверно истолковываемые и исторически приписываемые религиозным или духовным практикам, эти «пробуждающие» переживания в последнее время проявляются чаще всего9.0042 вне религиозного или духовного контекста (Taylor, 2012). Эти переживания «пробуждения» обычно вызываются психологической травмой, контактом с природой, духовными/созерцательными практиками, такими как медитация, и даже обращением к духовной литературе (Taylor, 2012).

В своем более позднем исследовании Тейлор (2017) также определил ряд общих характеристик опыта «пробуждения», таких как чувство гармонии и означающее , растворение эго или самопревосхождение , наряду с усилением чувства связи и единства . Это повышенное восприятие единства, связи и отсутствия эгоизма также сопровождалось ростом просоциального поведения , такого как альтруизм, сострадание и другие виды деятельности, связанные служением другим.

Возвращает нас в настоящее время, недавний взрыв интереса к медитации и осознанности , а также психоделики и наука, стоящая за их способностью запускать трансперсональные состояния и самопревосхождение , лишь повысили осведомленность и интерес к трансперсональной психологии. Трансперсональные принципы также распространяются на другие области, такие как психотерапия, психиатрия, коучинг, образование, бизнес и т. д. Сегодня осознание трансперсональной психологии как ветви/эволюции психологии продолжает расти во всем мире. Появляются новые школы, которые предлагают курсы наряду с программами бакалавриата и магистратуры. Трансперсональные методы и принципы также используются в традиционных психологических программах и курсах по всему миру.

Хотя трансперсональная психология развилась из гуманистических и позитивных психологических движений в середине прошлого века и представляет собой Четвертую силу в изучении человеческой психологии и поведения, ее актуальность и ценность сегодня могут показаться очевидными. распространяться гораздо дальше. Например, в последнее десятилетие или более произошел взрывной рост научных исследований психологической природы духовности и характеристики или состояния, которые способствуют человеческому процветанию и процветанию (Kor, Pirutinsky, Mikulincer, Shoshani & Miller, 2019). Трансперсональная психология — также называемая «духовной» психологией или «психологией духовности» — находится в авангарде этого исследования и прокладывает путь в определении условий и практик, которые могут способствовать необычному , самотрансцендентному и пробуждающие состояния, которые чаще всего возникают вне религиозного или духовного контекста, а также внутри него (Taylor, 2017).

(1) Трансперсональная психология занимает лидирующие позиции в изучении духовности и необычных состояний сознания, пробуждения и самопревосхождения, связанных с человеческим процветанием и благополучием.

Трансперсональная психология (и другие вспомогательные области) помогли подтвердить существование и психологических преимуществ необычных состояний сознания, таких как пробуждение и самопревосхождение , ранее уволенный и связанный с духовными или религиозными практиками.

(2) Трансперсональная психология — через охват и исследование ранее отвергнутых пробуждающих, необычных и самотрансцендентных состояний сознания — может приблизить нас на один шаг к преодолению исторической пропасти между наукой и духовностью/религией.

Недавнее возрождение интереса к медицине, психологии и трансформационные преимущества психоделиков , также повысило осведомленность общественности об этих пробуждающих , самотрансцендентных и необычных состояниях сознания и их важной роли в обеспечении благополучия и процветания.

(3) Трансперсональная психология — буквально психология «за пределами себя» — с ее долгой историей принятия самопревосхождения, пробуждения и других необычных состояний сознания идеально подходит для поддержки дальнейших исследований в области использование психоделиков в терапевтической и коучинговой среде, направленной на самосовершенствование, трансформацию, процветание и благополучие.

Эти пробуждающие , необычные и самотрансцендентные состояния, охватываемые трансперсональной психологией, которые могут быть вызваны различными психоделическими веществами и которые описаны во многих религиозных и духовных традициях, также тесно связаны между собой. к просоциальному поведению , которое способствует сотрудничеству и гармонии в сообществе (Kor et al, 2019; Taylor, 2017).

(4) Таким образом, трансперсональная психология на практике и трансперсональные принципы, применяемые в других областях, могут помочь нам лучше понять, как способствовать индивидуальному благополучию, процветанию и даже условиям самопреодоления, которые были связаны с усилением просоциального поведения. поведение, потенциально ведущее к усилению социальной гармонии и улучшению мира.

Несмотря на то, что (еще не) широко признанная общественностью или даже последовательно определенная в этой области, трансперсональная психология — Четвертая сила в психологии — прочно укоренившаяся в гуманистической и позитивной психологии, всегда была на 9 месте.0064 авангарде наука позади счастье , благополучие и процветание . Трансперсональная психология буквально определяется тем, что она охватывает и исследует высочайших потенциала из необычных сознания и самотрансцендентных состояний, которые связаны с просоциальным поведением , таким как альтруизм, сострадание и служение. Недавний взрывной рост интереса к психоделикам также повысило осведомленность общественности о оздоровительном и трансформационном потенциале самотрансцендентных состояний, которые они могут вызывать. В сочетании с растущим интересом к примирению древних мудрых традиций, религии и духовности с наукой трансперсональная психология кажется готовой стать еще более актуальной в будущем . Потенциально даже помогает создать сдвиг парадигмы, который может быть необходим для того, чтобы преодолеть разрыв между наукой и духовностью/религией . Одна из ключевых фигур в истории трансперсональной психологии Станислав Гроф сформулировал это так:

» Западная наука приближается к смене парадигмы беспрецедентных масштабов, которая изменит наши представления о реальности и человеческой природе, соединит разрыв между древней мудростью и современной наукой и примирить различия между восточной духовностью и западным прагматизмом. » (Гроф, 1985. стр. 16)

Итак, может ли трансперсональная психология изменить мир к лучшему ? Уже есть!

  • Гроф, С. (1985). За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентность в психотерапии . Государственный университет Нью-Йорка, Олбани.
  • Гроф, С. (2008). Краткая история трансперсональной психологии. Международный журнал трансперсональных исследований , 27(1), 46–54.
  • Кор А., Пирутинский С., Микулинцер М., Шошани А. и Миллер Л. (2019). Продольное исследование духовности, сильных сторон характера, субъективного благополучия и просоциальности у подростков средней школы. Границы психологии.
  • Марк Э. и Колтко-Ривера. (2006). Новое открытие поздней версии иерархии потребностей Маслоу: самопревосхождение и возможности для теории, исследований и объединения. Обзор общей психологии . 10(4). 302–316.
  • Роджерс, К. (1959). Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиентоцентрированной концепции. В (ред.) С. Кох, Психология: изучение науки . Том. 3: Формулировки личности и социального контекста. Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
  • Лажуа, Д. Х. и Шапиро, С. И. (1992). Определения трансперсональной психологии: Первые двадцать три года.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts