Книги и учебники по психологии человека
Изучение психологии человека – процесс довольно сложный, хотя очень увлекательный и интересный. В наши дни существует огромное количество самых разнообразных способов получения психологических знаний. К ним можно отнести многочисленные интернет-ресурсы (такие, как 4brain, например), интерактивные семинары, называемые вебинарами, сотни аудио- и видеоматериалов, курсы, тренинги, мастер-классы и т.д. Но, пожалуй, самым популярным источником информации по психологии (и любой другой), к которому обращаются люди, всегда были и остаются по сей день именно книги.
На данной странице будут рассмотрены самые лучшие и, на наш взгляд, самые стоящие, интересные и популярные книги и учебники по психологии. Причём эта литература касается не только психологии в общем, но посвящена и разным разделам психологической науки: социальной психологии, психологии личности, психологии развития, воспитания и т.д.
Большинство книг, которые мы рассмотрим, проверены уже не одним десятком лет и изучены тысячами людей, а информация из этих книг успешно применяется на практике ведущими специалистами и обычными людьми долгие годы.
- Общая психология. А. Г. Маклаков
- Психология личности. В. А. Аверин
- Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов
- Социальная психология. Г. М. Андреева
- Социальная психология. Дэвид Майерс
- Игры, в которые играют люди. Эрик Берн
- Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд
- Психология влияния. Роберт Чалдини
- Как завоевать друзей… Дейл Карнеги
- Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги
- Психология лжи. Пол Экман
- Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл
Общая психология. А. Г. Маклаков
Представленная книга соответствует учебной программе курса «Общая психология». В ней максимально и предельно доступно с общепризнанных позиций излагаются все учебные вопросы. А материалы, предлагающиеся в данной работе вниманию читателя, являются результатом изучения, обработки и обобщения трудов различных отечественных и зарубежных учёных, а также соответствуют требованиям ГОСТа подготовки специалистов в области психологии.
Учебник состоит из 4 частей и 25 глав. Вся информация подана максимально доступно и лаконично. Книга начинается с введения в общую психологию, рассмотрения её предмета, задач и методов. Представлены методологические основы изучения человека и основные методы психологии. Также разговор идёт и о том, какое место занимает психология среди других наук, затрагивается история становления психологической науки. Далее детально рассматриваются вопросы психики, сознания и деятельности человека. Отдельно друг от друга разбираются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Помимо этого, подробно изучаются и многие другие вопросы, тесно связанные с психологией человека. В конце каждой главы даётся ряд контрольных вопросов и рекомендуемая для изучения литература.
Психология личности. В. А. Аверин
Данная книга придётся по вкусу всем, кому интересная психология человека. Тщательно отобранный и систематизированный материал очень разнообразен и иногда может показаться даже противоречивым. Но это объясняется тем, что в работе рассмотрено множество проблем, касающихся личности человека и его места в системе современного научного знания.
Книга состоит из двух частей. В первой рассмотрены наиболее известные концепции личности отечественных учёных: С. Л. Рубинштейна, В. С. Мерлина, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалёва, К. К. Платонова, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова и других, а также говорится о природе человека и о том, какое место занимает его личность в таких науках, как социология, психология и философия. Материал второй части посвящён психологическим характеристикам человека как личности, индивида и индивидуальности. Приводятся характеристики психодинамических, нейродинамических и конституционных параметров, анализируются свойства психики: потребности, способности, характер, мотивы и другие. Также даётся психологическая характеристика личности человека.
Психология (серия из 3 книг). Р. С. Немов
Представленный учебник предназначен для высших педагогических учебных заведений. Это три книги, в состав которых входит основной курс психологических знаний, необходимых педагогам и руководителям, работающим в системе образования. В работе представлено множество сведений из разных областей психологии: социальной психологии, психологии управления, психодиагностики, психофизиологии и других. Все эти сведения имеют, как прямое, так и косвенное отношение к воспитанию и обучению.
В первой книге даны основы общей психологии. Рассмотрены такие вопросы как предмет психологии, задачи и методы этой науки, её естественнонаучные основы, взаимосвязь с другими науками о человеке (социологией, философией, педагогикой). Отдельные главы посвящены развитию психики человека и животных, сознанию человека, психологии его деятельности и познавательных процессов. Есть разделы о психологии личности и психологии взаимоотношений.
Вторая книга — учебник о психологии образования. В нём подробнейшим образом рассматриваются возрастные особенности детей, психологические основы обучения и воспитания, психология педагогической деятельности, а также множество связанных с этими темами проблем и вопросов.
Третья книга посвящена теме психодиагностики. Она состоит из двух больших частей. Первая часть — это основы психодиагностической науки и общие представления о ней, её различные аспекты. Приведена общая характеристика методов психодиагностики, и отдельно рассматриваются методы психодиагностики детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков и юношей, студентов, учителей и родителей. Во второй части разговор ведётся о том, что такое экспериментальная педагогическая психология, какие существуют виды научных психолого-педагогических исследований, что такое статистический анализ экспериментальных данных и как происходит подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования.
В конце каждой книги приводятся полезные практические рекомендации и программы их внедрения, а также присутствует словарь основных терминов.
Социальная психология. Г. М. Андреева
В настоящем учебнике собрано огромное количество самых разных психологических данных. Начиная с теоретических основ социальной психологии и заканчивая способами применения представленных в книге знаний на практике. Учебник рассчитан не только на студентов психологических факультетов и отделений университетов, но и на представителей других социальных групп, а именно: предпринимателей, финансистов, менеджеров, социологов, экономистов, представителей технических дисциплин и всех тех, кто применяет психологические знания в своей деятельности.
Учебник состоит из 5 разделов и 20 глав. Рассматривается место социальной психологии в системе научного знания, история формирования социально-психологических идей и методологические проблемы социально-психологического исследования. Отдельные главы посвящены закономерностям общения людей и из взаимодействия, социальной психологии групп и социально-психологическим проблемам в исследованиях личности. В заключительной части находятся практические приложения социальной психологии.
Социальная психология. Дэвид Майерс
Эту книгу можно одновременно назвать и строго научной и чисто человеческой, т.к. её страницы наполняет интереснейшая информация и интригующие факты, что делает изучение материала познавательным и увлекательным. В работе приводятся данные о фундаментальных принципах социального мышления, социального поведения, социального влияния, а также результаты последних исследований и экспериментов. Книга адаптирована для психологов, политологов, социологов и философов.
Книга состоит из 13 глав и нескольких дополнительных модулей. В главах рассматривается вопрос о том, что такое социальная психология и её взаимодействие со смежными дисциплинами, как она сопряжена с человеческими ценностями. Рассматриваются вопросы социального мышления, места человека в обществе, самоконтроля, убеждений, поведения, установок, социального влияния и социальных отношений. В конце каждой главы автор делает очень интересные выводы.
Часть, посвящённая модулям, состоит из нескольких небольших глав, в которых идёт речь о прикладной социальной психологии и соприкосновении социальной психологии с темами правосудия и надёжного будущего. В конце книги находится глоссарий и алфавитный указатель для удобного поиска нужной информации в книге.
Игры, в которые играют люди. Эрик Берн
В этой уникальной книге даны подробные описания игр, позволяющих человеку осмыслить трансакционный анализ, т.е. психологическую модель, при помощи которой становится возможным описывать и анализировать индивидуальное и групповое поведение людей. Особое внимание в книге уделяется философии, теориями и методам, при помощи которых люди могут глубже понять самих себя и особенности своего взаимодействия с окружающими.
Книга состоит из 4 частей. В первой части приводятся общие соображения автора по поводу транскационного анализа. Вторая часть посвящена таким темам, как родительское программирование, судьба человека, влияние предков, развитие человека в детские годы, трудности, возникающие в детстве, юности, зрелости и старости. В третьей части представлены типы сценариев, по которым действуют люди и способы их передачи. В заключительной части подробно разбирается научный подход к сценарной теории, рассматриваются возражения против теории сценариев, проблемы методологии и сценарный вопросник.
Введение в психоанализ. Зигмунд Фрейд
Предлагаемая вниманию читателя работа – это подробный курс лекций, которые автор читал в течение двух семестров с 1915 по 1917 годы. В этом курсе содержится информация о психоанализе и его составляющих, которая представляет собой целостную и завершённую картину данной психологической теории, разработанной самим автором.
Учебник состоит из трёх больших частей и отдельной части с продолжением лекций. В первой части (четыре лекции) подробно рассматривается тема ошибочных действий личности. Вторая часть (одиннадцать лекций) посвящена сновидениям. В ней рассматриваются трудности понимания этого феномена, предположения и техника толкования, содержание сновидений, их символика, работа, анализ и многие другие, сопряжённые с темой вопросы. В третьей части (тринадцать лекций) речь идёт об общей теории неврозов, смысле их симптомов и путях их образования, сексуальной жизни человека, его либидо и многих других вещах.
Продолжение лекций по введению в психоанализ составляют лекции на тему пересмотра теории сновидений, связи сновидений и оккультизма, разделения психической личности, женственности и некоторых других.
Психология влияния. Роберт Чалдини
В отличие от первой версии данной книги, имевшей более коммерческий характер, настоящая версия больше рассчитана на учебные группы и рекомендуется к изучению преподавателям и студентам. В работе представлено множество доказательств идей автора, его наблюдений, утверждений, выводов и рекомендаций по теме социальной психологии, социологии и менеджмента. Информация из данной книги, помимо всего прочего, изложена таким образом, что её очень удобно применять в практической деятельности.
В восьми главах книги приводится интересная информация по таким вопросам, как орудия влияния людей, взаимообмен при общении, обязательства и последовательности, социальные доказательства, благорасположение, авторитетность и методы управления уважением, роль стереотипов в общении людей и другим. Отличительной особенностью книги является то, что материал излагается в довольно необычной форме, вызывающей у читателя интерес и желание продолжить изучение. Вся информация вполне соответствует требованиям современности. В конце каждой главы автор делает обобщающие выводы и предлагает ответить на контрольные вопросы, способствующие лучшему усвоению материала.
Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Дейл Карнеги
Представленная книга описывает, в первую очередь, специфику взаимоотношений людей в условиях капиталистического строя. Но, несмотря на это, информация оказывается очень полезной для людей, живущих в любых условиях и в любом обществе. Особое место в книге уделяется теме взаимоотношений между руководителями и подчинёнными, а также между руководителями и руководителями. В общем и целом, материал рассчитан на тех, кто нуждается в притоке новых мыслей, идей и целей, новых друзьях, повышении статуса, улучшении способности влиять на других, возможности и способности больше зарабатывать, а также на тех, кто просто хочет улучшить многие другие качества своей личности.
Содержание данной книги является предельно эффективным для использования получаемой информации в повседневной жизни. Во-первых, приводятся действенные методы общения с людьми. Во-вторых, рассматриваются способы влияния на людей. В-третьих, даются ценные советы и рекомендации на тему того, как развивать себя и улучшать качества своей личности. Главной идеей работы является убеждение автора в том, вера человека в собственные силы и свой успех способна привести его к его целям и заветным мечтам и сделать его лучше. Материал наполнен множеством примеров и представляет собой эффективнейшее практическое руководство.
Как перестать беспокоиться и начать жить. Дейл Карнеги
Данная работа состоит из многочисленных рекомендаций на различные темы, связанные с практической стороной применения психологических знаний. В книге содержатся советы на тему избавления от тревог и беспокойства, обретения счастья, гармонии и благополучия, решения финансовых проблем и разрешения трудных ситуаций на работе, повышения личной продуктивности, избавления от вредных привычек и т. п. Информация рассчитана на людей любой социальной группы: домохозяек, педагогов, бизнесменов, руководителей, людей творчества, учащихся, психологов и т.д.
Как уже говорилось, представленная книга – это сборник практических советов и рекомендаций. Первая часть посвящена основным положениям, которые должен знать человек о беспокойстве и его природе. Далее речь идёт об основных методах анализа чувства беспокойства и способах избавления от привычки беспокоиться. Во второй половине книги излагаются способы, при помощи которых человек может настроить себя на ощущения счастья и спокойствия, а также изменить своё отношение к критике со стороны других людей. И в заключительной части предлагаются наиболее эффективные приёмы, как поддерживать тонус, энергию и состояние духа на высоком уровне. В конце каждой части книги автор делает краткое резюме по изложенному материалу.
Психология лжи. Пол Экман
Эта книга очень своеобразна по своему содержанию, т.к. в ней представлена уникальная информация: автором со строго научной точки зрения рассматриваются особенности поведения людей в таких ситуациях, когда они стремятся обмануть других. Изучаются предпосылки такого поведения, мотивация людей, склонных к обману, способы распознавания лжи и многие другие интригующие вопросы. Интересным также является и то, что до сих пор в России таких книг не издавалось. Поэтому, познакомиться с данной работой будет интересно любому человеку, интересующемуся психологией личности.
Книга начинается с того, что автор рассматривает природу лжи, её признаки, факторы, влияющие не её успех или, наоборот, провал. Затем приводятся примеры распознавания лжи по словам человека, его голосу, движениям и мимике, а также даются основные положения толкования признаков лжи и меры предосторожности, чтобы что-то не было истолковано неверно. Далее автор рассказывает о полиграфе (детекторе лжи), его устройстве, принципе работы и областях применения. А три заключительные части книги повествуют о технике обнаружения лжи, как обнаруживалась ложь и уличались лжецы в 90-е годы XX столетия, и о том, какое место ложь занимает в жизни общества. В самом конце книги находятся приложения, улучшающие усвоение материала и делающие возможным применение его на практике.
Гении и аутсайдеры. Малкольм Гладуэлл
Настоящая книга — это ещё один сборник очень необычной в своём роде информации. Речь пойдёт о том, почему в жизни одним людям достаются все блага: деньги, успех, слава, власть, а другие остаются «у разбитого корыта». Автор объясняет, что причиной этому служат не только те индивидуальные качества, которыми наделяет людей природа, но и некие скрытые закономерности. Так, например, Малкольм Гладуэлл обнаружил связь между способностями человека и месяцем его рождения, местом, где он родился, национальностью, расой и многими другими особенностями. Эта книга не только необычное пособие по достижению успеха, но и своеобразная энциклопедия законов жизни. Она пойдёт на пользу всем, интересующимся психологией и просто стремящимся к самосовершенствованию людям.
Книга состоит из двух частей и девяти глав, раскрывающих читателю множество данных на тему природы человека, его предрасположенности к успеху или неудачам. Автор подробно объясняет основные различия между успешными людьми и аутсайдерами, приводит яркие примеры и даёт ценные рекомендации. Каждая глава представляет собой отдельную законченную историю. Но все вместе эти истории составляют уникальное знание, которым должен обладать любой человек и которое способно изменить устоявшиеся представления о гениальности и успехе.
Это небольшое количество книг, представленных нами вашему вниманию, является мизерной частью того огромного наследия психологической науки, которым на сегодняшний день обладает человечество. Но даже если вы изучите только несколько из них, ваш багаж знаний станет намного больше, и вы сможете понять, как на самом деле разностороння и многогранна психология человека и само его бытие; вы станете умнее и сможете улучшить свою жизнь, применяя знания на практике.
Изучайте книги, учебники и другую литературу по психологии. И, конечно же, не пренебрегайте использованием и других всевозможных источников. Психологические знания станут одними из ваших лучших проводников в мир особенностей личности человека и его жизни!
КириллЕвгений Буянов
← Экзамен по практике Психологические эффекты →
20 уроков социальной психологии, которые пригодятся каждому
28 июня 2015Отношения
Человек большую часть жизни проводит среди других людей и является частью самых разных групп: семьи, рабочего коллектива, друзей, единомышленников. Его поведение разительно меняется в зависимости от ситуации. Социальные психологи исследуют поведение и мотивы людей в разных группах и выявляют интересные закономерности, о которых вы узнаете из этой статьи.
Поделиться
01. Для нас важно взаимодействовать с людьми
Психологи в США обнаружили: 20% людей, получивших рождественские открытки от незнакомцев, тоже отправляют им поздравление. По этой же причине официанты получают больше чаевых, если рассказывают о рецепте блюд или дают советы.
2. Человек склонен больше ценить то, чем он непосредственно владеет
Исследования показали, что готовность продать слабее по сравнению с желанием купить. Участников эксперимента уговаривали купить стакан за 5 долларов, но, получив его, испытуемые отказывались продавать кружку меньше чем за 10 долларов.
3. Из-за жары мы становимся злее, а из-за грусти мёрзнем
Когда ты чем-то недоволен, кажется, что в помещении холодно, и скорее захочется горячих блюд, а не холодных. Уровень преступности выше в жарких регионах, и больше преступлений совершается в тёплые дни. Это происходит потому, что жара возбуждает нервную систему, а люди ошибочно приписывают это какой-либо жизненной ситуации.
4. Улыбка заразительна и может многое сказать о тебе
konradbak/Depositphotos.comВ кинотеатре человек будет смеяться больше, если смеются люди вокруг него. Ещё ситуация: боулинг, человек выбил страйк, а улыбаться начал, только повернувшись к друзьям. Это улыбка для социального одобрения, а не от радости, что сделал что-то успешно.
Согласно результатам одного исследования, студенты, которые показывали улыбки Дюшена (самые искренние улыбки, которые задействуют мышцы вокруг глаз и рта) на фотографиях в альбоме, чаще были женаты и чаще называли себя счастливыми 30 лет спустя. А студенты с менее выраженными улыбками разводились намного чаще.
5. Ожидание влияет на принятие решений
В ходе одного исследования психологи обзванивали участников и спрашивали их, хотели бы они гипотетически стать волонтёрами Американского онкологического общества. Когда этих же людей обзвонили несколько дней спустя и задали тот же вопрос, 31% опрашиваемых ответили согласием, хотя в первый раз согласилось только 4%.
6. Мы поступаем иначе, если вспоминаем о себе
Перед раздачей теста испытуемым сказали, что мужчины и женщины набирают разное количество очков. После этого показатели участниц резко упали. А результаты мужчин снизились после общения с привлекательной женщиной. И другая ситуация: когда дети ходят на Хэллоуин группой, они берут много конфет; но, если ребёнок выходит один и к тому же у него спрашивают имя, он возьмёт намного меньше сладостей.
7. Наблюдение со стороны иногда помогает, но только не во время еды
Если за тобой наблюдают во время выполнения простого задания — результаты повысятся, а если во время сложного или задания, связанного с получением нового навыка, то результаты снизятся. Кстати, эта особенность присуща не только людям, но и тараканам (!). Соседство в комнате с другими имеет ещё один эффект: если в помещении работает ремонтник (даже в самом углу), люди начинают работать медленнее. Кроме того, люди, как и животные, съедают больше, если принимают пищу в чьём-то присутствии.
8. Эффективный способ заставить человека что-то сделать — сравнить его с друзьями
В одной электроэнергетической компании попытались убедить людей беречь электроэнергию дома. Для этого выпустили плакаты с надписью «Ваши соседи снизили потребление электричества». В итоге домашнее использование энергии уменьшилось на 2%. Призывы «Экономишь энергию — экономишь деньги» и «Сохраняй энергию для сохранения окружающей среды» не только не помогли уменьшить использование электричества, но и в некоторых случаях, наоборот, привели к увеличению потребления.
9. Контекст выполнения действия влияет на само действие
В ходе голосования 56% участников, голосовавших в школе, были за увеличение школьного бюджета, в то время как в остальных местах этот показатель был равен 53%. Хотя этот эффект может показаться не таким уж важным, он статистически значим. Подобный опыт был повторен в лабораторных условиях (64% людей, которым показали фотографию школы, проголосовали за увеличение бюджета).
10. Чем больше ты что-то узнаёшь, тем больше тебе это нравится
Эта особенность получила название «эффект узнаваемости», и для его возникновения хватит доли секунды. Он широко применяется в рекламе. Чем чаще ты будешь видеть объявление или рекламу, тем более высоко оценишь компанию. Яркие картинки, которые вызывают позитивные и негативные эмоции всего лишь несколько миллисекунд, меняют твоё мнение о чём-либо на уровне подсознания.
11. Плавные линии vs углы
Людям, как правило, больше нравятся округлые визуальные объекты, чем объекты с заострёнными гранями.
12. Смотри, чтобы с тобой ничего не случилось, когда вокруг много людей
Свидетели с меньшей долей вероятности помешают преступлению или помогут в критической ситуации, если есть другие наблюдатели, так как думают, что поможет кто-нибудь ещё и им удастся избежать ответственности. Если у жертвы идёт кровь, люди помогают ещё реже, просто потому, что их пугает сам вид крови. Но жертва, которая громко кричит, получит больше помощи, чем та, что молчит: чёткий и недвусмысленный сигнал об опасности воспримет больше людей.
13. Мы все хотим быть счастливыми, но слишком много счастья негативно отражается на работе
По результатам опроса более 10 тысяч человек в 48 странах мира было установлено, что счастье ценится больше, чем другие личностные перспективы — найти смысл жизни, стать богатым или попасть в рай. Счастливые люди чаще называют себя любопытными, а депрессивные способны подмечать даже незначительные изменения в мимике лица собеседника. А ещё очень счастливые люди (9 из 10 или 10 из 10 баллов по шкале измерения счастья — есть и такая) плохо учились и получают маленькую зарплату, по сравнению с умеренно счастливыми людьми (6, 7, 8 из 10 по шкале).
14. Мы делаем глупые вещи, чтобы приспособиться
В ходе исследования участника отправили в группу и попросили ответить на вроде бы простой вопрос. Заранее группа получила указание говорить заведомо неправильный ответ. В итоге 37 из 50 испытуемых давали неправильный ответ, повторяя его вслед за большинством (даже если он был очевидно неверным), просто потому, что хотели понравиться членам группы или думали, что большинство осведомлено лучше, чем они. Этот эффект притупляется, если в группе присутствует хотя бы один человек, который соглашается с испытуемым.
15. Нам сложно отделять внешность от характера
Положительная или отрицательная реакция на человека («он милый парень») влияет на наше суждение относительно его внешности («он привлекательный»). Это явление называется «эффект ореола». Он сильно заметен на примере знаменитостей: их привлекательность и слава заставляют нас верить, что они умные, счастливые или добрые.
16. Не все типы наград влияют на нас одинаково
Ожидание награды снижает мотивацию. А неожиданная награда, наоборот, увеличивает её. Фиксированная премия менее действенна, чем премия, размер которой меняется в зависимости от качества работы.
17. Обладание властью может существенно влиять на наши эмоции и поведение
В cтэнфордском тюремном эксперименте добровольцев разделили на две группы — «заключённых» и «охранников» — и поместили в некое подобие тюрьмы. Через шесть дней эксперимент был завершён (хотя планировалось проводить его две недели). Участники вжились в свои роли: «охранники» третировали и жестоко обращались с «заключёнными», у многих «заключённых» наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.
18. Власть делает нас послушными и может заставить сделать то, чего мы и представить не могли
В известном эксперименте Милгрэма участников попросили давать разряды тока с возрастающей силой, если испытуемый в соседней комнате давал неправильные ответы на задаваемые вопросы. Роль жертвы выполнял помощник экспериментатора. Участник сначала подавал слабые разряды, но во второй части эксперимента его просили нажать кнопку «Опасно: сильный ток», не обращая внимания на просьбы жертвы остановить эксперимент. В результате 63% испытуемых нажали кнопку с максимальным разрядом, который, если бы это была не постановка, мог бы стать смертельным для другого человека.
19. Самоконтроль в раннем возрасте может свидетельствовать об успешности во взрослой жизни
Ещё один известный эксперимент — «мармеладный тест». Ребёнка оставляют в комнате, а на стол перед ним кладут мармеладку или печенье. И предупреждают: он может съесть мармелад (или печенье) сейчас, и тогда эксперимент считается оконченным. Но, если он дождётся возвращения экспериментатора, то получит в награду две мармеладки.
Дети, которые не могут дождаться и съедают мармелад сразу или пытаются съесть его втихаря, в будущем чаще испытывают проблемы на работе, получают низкие баллы при поступлении в университет, испытывают проблемы с вниманием в школе и с трудом поддерживают дружеские отношения. Это факт: ребёнок, который может подождать 15 минут, при поступлении наберёт вполовину больше баллов, чем ребёнок, который подождал только 30 секунд.
20. Людям нравятся круглые числа
Этот список состоит из 20 пунктов, а не из 19 по той же причине, по которой многие стараются пробежать на тренировке не 1,9 км, а 2 км. Пристрастие к определённым числам глубоко заложено в человеческой натуре.
5 уроков социальной психологии о человеческом разуме
Трудно не увлекаться психологией. Он движет каждым из нас, и те же самые биологические механизмы, которые порождают страх и ненависть, позволяют нам проявлять любовь и бескорыстие.
Здесь мы выделяем пять невероятных жизненных уроков, которые мы можем извлечь из изучения социальной психологии.
1. Мы плохо понимаем друг друга
Одно из самых важных открытий, сделанных социальной психологией, заключается в том, что никто из нас не является прирожденным психологом. Понять, что чувствуют люди и почему они делают то, что делают, на самом деле очень сложно. Это имеет значение для области психологии, но, в более широком смысле, для того, как мы относимся друг к другу каждый день.
Известное исследование Росса, Грина и Хауса, посвященное ложному консенсусу, показало, что у людей есть когнитивная предвзятость, склонная полагать, что большинство других ведут себя так же, как они. Это приводит к убеждению, что люди, которые с нами не согласны, должны иметь более экстремальные черты характера или, грубо говоря, с ними что-то не так — факт, который иллюстрирует важность исследований в области социальной психологии.
2. Группы имеют решающее значение для нашей идентичности
В идее, что мы определяем себя группами, к которым присоединяемся, нет ничего нового. Однако новаторское исследование, проведенное Таджфелом и его коллегами в 1971 году, показало, что люди будут ассоциировать себя с группой и работать на благо этой группы, даже если они не знают, кто другие члены группы или какие они. Тейфал показал, что для того, чтобы воспринимать себя как людей с высоким статусом, люди будут активно работать над созданием группы, представляющей низкий статус. Этот контраст является неотъемлемой частью нашего самоощущения и, следовательно, нашего поведения.
3. Поведение — это в основном воспитание, а не природа
Эксперимент с куклой Бобо — одно из наиболее примечательных исследований социальной психологии. В 1961 году доктор Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы проанализировать влияние наблюдения на поведение и обучение. Он выбрал группы маленьких детей из класса и показал одной группе видео, на котором взрослый жестоко обращается с детской прыгучей куклой, а другая относится к ней нейтрально. Затем он познакомил детей с куклой в изолированной среде.
Дети, которым показали агрессивное видео, были более агрессивны по отношению к кукле Бобо, чем дети, которые этого не сделали. Это показало, что поведение, по крайней мере у детей, может определяться воспринимаемым поведением других.
4. То, о чем мы думаем, влияет на наш выбор. На самом деле то, о чем мы думаем в любой момент времени, может оказать существенное влияние на выбор, который мы делаем. Классическое исследование Darley & Batson подтвердило эту гипотезу в 1973 со своим экспериментом «Добрый самаритянин».
Чтобы проверить альтруистическое поведение, Дарли и Бастон создали несколько разных групп участников теста и попросили их пройти между двумя университетскими зданиями. Первый состоял из людей, которых попросили произнести речь о помощи другим, в то время как второй сказали, что им очень не хватает времени, чтобы добраться из одного здания в другое. Однако между двумя зданиями исследователи поместили раненого мужчину.
Они обнаружили, что те люди, которым сказали спешить, почти в три раза реже останавливались и помогали, чем контрольная группа. Более того, люди, которых попросили произнести речь о помощи другим, в два раза чаще останавливались, чем те, кто этого не делал. С помощью этого эксперимента Дарли и Бастон доказали, что на наш выбор могут сильно влиять окружающие факторы, несмотря на то, насколько постоянными мы можем считать нашу личность.
5. Для здоровой жизни нам нужно только одно
В 1939 году Гарвардский университет начал два очень специальных исследования, которые оказали глубокое влияние на область социальной психологии. Исследование Гранта и исследование Глюка были лонгитюдными экспериментами, предназначенными для проверки того, как психологические и эмоциональные состояния влияют на физическое здоровье в более позднем возрасте. Они изучили в общей сложности 726 мужчин старше 75 лет, чтобы выяснить, как различные переменные влияют на их здоровье. Вывод? Одна переменная выделялась больше всего:
«Самый четкий вывод, который мы получаем из этого 75-летнего исследования, заключается в следующем: хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее. Точка».
Эта цитата Роберта Уолдингера, нынешнего директора проекта, резюмирует одно из самых глубоких исследований в области социальной психологии, когда-либо проводившихся, о том, что самым важным фактором, определяющим здоровье ума и тела, является любовь.
Расширьте кругозор. Изучайте социальную психологию вместе с нами.
Хотите больше узнать о социальной психологии? Модуль по биологической и социальной психологии в рамках нашего дистанционного обучения Магистр психологии рассматривает человека как социальное существо, исследуя некоторые из самых известных исследований, касающихся таких вопросов, как соответствие, предрассудки и межличностные отношения.
Узнайте больше о нашем онлайн-курсе конверсии.
Планы уроков по психологии, социологии, антропологии и археологии
Планы уроков по психологии и
Ресурсы
Учебный план по психологии для старших классов Ресурсы и планы уроков
Тридцать глав с планами уроков для каждой главы. Это
кажется, весь курс.
Wacky World of Psychology от Welle
Двенадцать планов уроков.
Бесплатно
Планы уроков для учителей психологии средней школы
Планы уроков и учебные модули образуют APA.
Общество защиты
Преподавание психологии – Учебные ресурсы
Множество ресурсов и учебных материалов по широкому кругу тем.
Преподавание психологии: учебные занятия
Пять планов уроков в Word.
ТОПСС
— Планы уроков
Единицы для средней школы по темам ожирения и памяти. Другой
единицы доступны только
Члены Преподавания психологии в средних школах (ТОПСС).
Два занятия в комплекте с раздаточные материалы, которые я использую в своих исключительных Учащийся класс, чтобы преподавать студенты колледжей (в основном первые и Второй год) об умственной отсталости/умственной отсталости. я верю деятельность также будет уместна для средней школы психологии учебный класс.
Человеческий интеллект: теории и
Developmental Origins
Двенадцать единиц, разработанных товарищами
Йельского института учителей Нью-Хейвена,
некоторые из них могут подойти для
использовать в школьном курсе психологии.
Познание себя: развитие
и доступ к внутриличностному интеллекту
Среди младших подростков
Одна единица с вышеуказанного сайта.
Психология развития Учебные ресурсы
Ресурсы для обучения психологии развития в том числе планы уроков по развитию речи и нравственному мышлению.
Пренатальное развитие
Два плана занятий по курсу изучения семьи. Смотрите также
Строим ребенка к плану урока для 6-8 классов.
Развитие человека
План урока в старшей школе от Discovery Education.
в котором учащиеся узнают о восьми стадиях эмоционального и психологического развития человека
описал психолог Эрик Эриксон.
Психосоциальные стадии Эрика Эриксона
Упражнение, которое я использую на своем занятии по развитию человеческого потенциала. Это подходит для средней школы или колледжа
ученики.
Память
Пятидневный курс психологии средней школы.
План урока классической подготовки
См. также
Собаки Павлова
для информации и видеоролика. Смотрите также Классическое и оперантное обусловливание
Оперантное обусловливание
двухдневный план урока. Смотрите также Глава 7: Теория поведенческого обучения: оперантное обусловливание.
Оперантное обусловливание Скиннера
План урока для старшей школы или колледжа.
История бихевиоризма
Учебник
с сайта Sophia.org.
Обнаружение и раскрытие
Piaget
Веб-квест.
Стадии нравственного развития Кольберга: дискуссионное задание
Упражнение, которое я использовал на своем занятии по развитию человеческого потенциала.
Понимание
Эксперименты в психологии
Веб-квест для вводного курса психологии.
Человек-животное
План урока для 6-8 классов, на котором учащиеся узнают о языке тела, выражении лица
мимика, жесты.
Психическое заболевание
План урока в старшей школе от Study.com.
Психологические расстройства
Детально проработанный план психологии средней школы от APA.
Walk in Our Shoes
Блок из восьми уроков о психических заболеваниях с викторинами.
Психическое здоровье 1: поведение человека
План урока в старшей школе, предназначенный для
познакомить учащихся с изучением человеческого поведения и
развивают свои представления о важности понимания психических
здоровье. См. также два связанных урока:
Психическое здоровье 2
а также
Психическое здоровье 3.
Веб-квест о личности
по психологии АП.
Фрейдистская головоломка
Совместная учебная деятельность
Упражнение, которое я использовал на своем занятии по развитию человеческого потенциала.
Толкование снов
План урока для 9-12 классов, в котором
студенты знакомятся с теорией Фрейда.
Снятие стресса: «Прогулка по галерее» Деятельность
План урока для 6-12 классов из образования Мир, в котором студенты узнают о стрессе и о том, как с ним справляться с его эффектами.
Ваш новый
Теория/философия преподавания
Заполните эту оценочную шкалу, чтобы узнать, соответствуют ли ваши взгляды на обучение
в соответствии с бихевиоризмом, когнитивизмом или гуманизмом.
Мотивация
Application Activity
Упражнение, которое я использую на своем уроке психологии образования. См. сопроводительное
документ Мотивация: четыре фактора.
Мотивация
«Пример плана урока» для старшеклассников от Connect
с детской сетью.
Самоконтроль и мотивация
Краткий план урока из книги «Учимся давать».
Гуманистическая психология
План урока, призванный помочь учителям подготовить
урок гуманистической психологии.
Биопсихология
План урока по нейронным передатчикам, возможно, подходит для AP
психология.
Факультет
Psychology and Mental Discipline
Краткий обзор этой исторически важной точки зрения
обучения человека.
Словарь психологии АПА
Определения терминов психологии. Смотрите также Глоссарий психологических терминов.
Центр
история
из
Психология
Отличный сайт для информации об истории
психологии. Смотрите также
Классика
в истории психологии
(онлайн-документы) и
Человеческий интеллект
(люди и идеи, связанные с интеллектом,
IQ и тестирование интеллекта).
американский
Психологическое общество — Учебные ресурсы
Большой и хорошо организованный
набор ссылок на ресурсы для обучения психологии.
Teachpsych.org
Общество обучения
психологии. См. также Национальный институт преподавания психологии.
Б. Ф.
Skinner Foundation
Библиография Скиннера, а также информация о
Вклад Скиннера в психологию.
Общество Жана Пиаже
Атлас всего мозга
Гарвардская медицинская школа. Смотрите также.
Планы уроков по социологии
и ресурсы
Социальная сеть
Ресурсы и ссылки. Смотрите также
Социолог.
Introsocsite: Введение в социологию
Единицы и планы уроков. Смотрите также
Ресурсы для учителей социологии
который включает в себя
Упражнения и ресурсы по модулям.
Преподавание социологии в старших классах
Блог с педагогическими идеями, написанными от учителя
перспективы. »
GCSE
Социология
«Примерные планы уроков для Блока 1».
Что
Культура?
План урока от мистера Донна.
У каждого своя культура — все разные
План урока от Корпуса мира.
Культура повсюду
План урока на 30-45 минут.
Культура Раса и этническая принадлежность
План урока от правительства Австралии для их
День Гармонии.
Что такое
Культура? И как мы его изучаем?
Определения и информация из
Культурный квест. Смотрите также Исследования для студентов.
Преступление и наказание
Семь единиц, разработанных товарищами
Йельского института учителей Нью-Хейвена
охват тем в теории и практике
преступления и наказания в современной
Америка с точки зрения политики и
политическая теория. Четыре из этих блоков занимаются
ювенальная юстиция/правонарушители и может быть уместным
для школьного курса социологии.
Приглашение к социологии
Планы уроков по главам.
Социологический тур по
Киберпространство
Теория, данные, методология,
статистика и руководство по написанию
исследовательская работа по социологии.
Планы уроков и ресурсы по антропологии
Антропология — Преподавательская деятельность
Более 20 планов уроков от Smithsonian Education.
Планы онлайн-уроков по антропологии
Двадцать четыре плана уроков из Государственного музея Иллинойса.
Откройте для себя антропологию
Учебные материалы из Великобритании, включая планы уроков.
Культурная антропология
«Руководство по курсу» муниципального колледжа Миддлсекса в Массачусетсе.
Занятия в классе антропологии/археологии
Многие занятия от учителей PBS NOVA.
Что такое
Культура? И как мы его изучаем?
Определения и информация из Культурный квест. Смотрите также Исследования для студентов.
Общие видения, общие голоса
План урока в средней школе от
EDSITEмент.
Откройте для себя глоссарий по антропологии
Планы уроков по археологии и
Ресурсы
Археология для общественности — планы уроков и мероприятия Предоставлено
Public
Шестнадцать планов уроков для различных уровней подготовки.
Планы уроков AIA
Пятнадцать планов уроков из
Археологический институт Америки. Смотрите также
Урок
Планы: имитация раскопок.
Занятия в классе антропологии/археологии
Многие занятия от учителей PBS NOVA.
Расшифровка прошлого:
Работа археологов
Отличный 3-урок
подразделение Смитсоновского института.
Попробуйте выполнить разминку перед загрузкой уроков.
Археология в классе
Классные занятия для 6 класса, также из Смитсоновского института. Смотрите также
Введение в археологию и художественные артефакты,
Случайные стратегии в археологии и
Относительная датировка в археологии.
Копай!: открытие археологии
«Пакет материалов» для преподавателей Брауновского университета.
Археология
План урока для 6-8 классов с
Открытое образование.
Археология будущего
План урока для 7-го класса.