Виды деятельности человека психология: Деятельность человека — основные виды и типы

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированной деятельности).  В качестве примера можно привести только  несколько видов деятельности человека: игра, учеба, труд, занятия спортом, общение и др.  Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Дадим классификацию видов деятельности по различным основаниям.

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности является дифференциация деятельности на игровую, учебную и трудовую, которые имеют своеобразную психологическую природу. Игра – характерный вид деятельности детей дошкольного возраста

, учение – детей школьного возраста, а труд наиболее характерен для взрослых. Эти три  вида деятельности  генетически сменяют  друг друга и сосуществуют  на протяжении всего жизненного пути людей. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека занимающий  большой период времени в его жизни занимает  труд. Трудовая деятельность отличается от двух других  тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Конечный результат труда — создание человеком  материальных и духовных ценностей общества. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Для игровой и учебной деятельности результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после, начиная с 12 часов  — в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное кем-то принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены.

Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение (обучение) является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся или студент занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры. Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте  земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он также может играть в шахматы и участвовать в других спортивных и развлекательных играх.

Отдельные виды деятельности  в разные периоды жизни человека  имеют неодинаковое значение. Они  сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов человека. Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд.

Ведущая деятельность — это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Так, в частности, ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Благодаря выполнению ведущей деятельности происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

 3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по  их   предметной   сфере,  т. е. по  профессиональной   принадлежности.  В  результате   выделяются  все те  профессии,  которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий.

Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа. В опосредованной деятельности обмен информацией осуществляется или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и др.)

 

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Виды и развитие человеческой деятельности

Видов деятельности человека существует огромное множество. Но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К ним относят общение, игру, учение и труд.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, телефон, радио и т. п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда служат средством символической разрядки напряженности, возникшей под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем. Тем не менее игры имеют большое значение. Для детей они носят, главным образом, развивающий характер. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности, как их побочный дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря ему человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С этой деятельностью связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Преобразование системы человеческой деятельности совпадает, по существу, с историей социально-экономического развития общества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых ее видов. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современно общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые были характерны тогда.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, она обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации, знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Этот механизм развития описан А. Н. Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая, в свою очередь, выступает средством достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Список основных видов деятельности человека

МАЙКЛ ДРВИГА
КЛАСС

Если «основные» означает необходимые для жизни, то дыхание, еда, питье и умывание являются основными видами деятельности человека. Но вряд ли они относятся только к людям. И при этом они составляют лишь малую часть всей деятельности, необходимой для полноценной человеческой жизни. Очерчивание всего спектра основных видов человеческой деятельности требует рассмотрения не только сиюминутных потребностей человека, но и того, как человек меняется в течение жизни.

Изучить эту статью

  • Физиологические
  • Безопасность
  • Социальное и уважение
  • Самоактуализация
  • Психосоциальное развитие
  • 900 23

    1 Физиологические

    Основные виды деятельности человека соответствуют потребностям человека. Теоретик Абрахам Маслоу предполагает, что удовлетворение одних потребностей зависит от удовлетворения других, отмечает психолог Дэвид Г. Майерс в своей книге «Психология, 6-е изд.». Физиологические потребности — потребности вашего тела — в первую очередь требуют внимания. Если вы голодны, отмечает Майерс, вы должны поесть, прежде чем думать о чем-то другом. Если вы задыхаетесь, вы должны дышать, прежде чем сможете есть.

    2 Безопасность

    Только после удовлетворения своих физиологических потребностей вы можете позволить себе заниматься деятельностью, соответствующей другим потребностям. Маслоу предполагает, что первым из них является потребность в безопасности, отмечает Джанет Саймонс и др. в «Психологии — поиске понимания». Например, если вы опасаетесь нападения грабителей, вы не успокоитесь, пока не примете меры для защиты себя и своего имущества.

    3 Социальность и уважение

    Как только вы почувствуете себя в безопасности, социальные потребности проявятся сами собой. К ним, отмечают Саймонс и др., относятся потребности в любви, привязанности и принадлежности. На этом уровне вы можете участвовать в таких мероприятиях, как флирт, свидания, вступление в клуб, общение с соседями или встречи с коллегами в нерабочее время. Как только вы завели знакомство, вы испытываете дополнительную потребность, потребность в уважении, отмечает Майерс. Это побуждает вас участвовать в мероприятиях, чтобы показать коллегам, коллегам, одноклассникам и другим людям, что вы заслуживаете их уважения.

    4 Самоактуализация

    Высший уровень потребностей относится к самоактуализации. По словам Майерса, под «самореализацией» Маслоу понимает реализацию своего полного и уникального потенциала. Природа потенциала варьируется от одного человека к другому. Во-первых, это может быть стремление побить олимпийский рекорд. С другой стороны, это может быть сосредоточено на том, чтобы преуспеть в качестве шеф-повара для гурманов. Третья может испытывать наибольшую удовлетворенность в воспитании младенцев и уходе за детьми.

    5 Психосоциальное развитие

    По словам психолога Эрика Эриксона, жизнь состоит из восьми этапов, каждый из которых отмечен характерным кризисом. Подростковый возраст, согласно схеме Эриксона, заставляет вас столкнуться с вопросом личной идентичности, отмечает Дайан Папалия и др. в «Человеческом развитии, 8-е изд.» На этом этапе вы можете экспериментировать с различными видами деятельности, вступая в спортивную команду, редактируя школьную газету, сочиняя песни для школьного спектакля или агитируя за политического кандидата. Позже вы можете покраснеть, подумав, что серьезно относитесь к себе во всех этих занятиях. Однако в то время они были основой вашей жизни, помогая вам понять, кем вы были и кем хотели быть.

    список литературы

    • 1 «Психология, 6-е изд.»; Дэвид Г. Майерс; 2001
    • 2 Общественный колледж Гонолулу; Психология — поиск понимания; Джанет А. Саймонс и др.; 1987
    • 3 «Жизненный цикл завершен»; Эрик Х. Эриксон; 1982
    • 4 «Человеческое развитие, 8-е изд. »; Дайан Э. Папалиа и др.; 2001
    Об авторе

    С середины 1990-х годов Майкл Дрвига писал как научные, так и художественные произведения, его диссертация была опубликована UMI, а другие работы отмечены в «Журнале геронтологического ухода», «Национальном католическом регистре». », «Журнал писателя» и «Писательский дайджест». Он имеет степень доктора политических наук Университета Айовы.

    Статьи по теме

    Как экономика изучает действия и поведение человека?

    Во многих отношениях экономика является социальной наукой, наряду с психологией и социологией, тогда это «естественные» науки, такие как химия и биология. Экономика (особенно микроэкономика) в конечном счете занимается тем, почему, когда и как люди торгуют друг с другом. Различные школы мысли взяли курс на повышение уровня математической сложности и регрессионного прогнозирования на основе моделей, но строительными блоками по-прежнему являются люди и их поведение.

    Ключевые выводы

    • Экономическая теория пытается понять человеческую деятельность в связи с ценами, рынками, производством и потреблением.
    • Основная экономическая теория опирается на «законы», такие как спрос и предложение, и предположения, включающие рациональных участников и эффективные рынки.
    • Поведенческая экономика и другие направления понимают эмоциональные и когнитивные основы экономического поведения.

    Спрос и предложение

    Рассмотрим законы спроса и предложения в экономике. На микроэкономической диаграмме кажется, что цена определяется посредством механической корректировки, основанной на количестве продукта и количестве покупателей на рынке. На самом деле цена — это согласованный уровень, при котором продавец готов расстаться с товаром, а покупатель готов принять его. Потребители должны конкурировать с другими потребителями, делая ставки на товар. Производители должны конкурировать с другими производителями за этих потребителей. Именно действия отдельных субъектов определяют экономическую реальность, а не наоборот.

    Область экономики пытается понять закономерности индивидуальных решений в контексте мира с ограниченными ресурсами.

    Человеческая деятельность и определяющая ценность

    Экономические субъекты будут регулярно участвовать в сделках, которые, как они ожидают, улучшат их положение. Если потребитель покупает буханку хлеба за три доллара, он косвенно заявляет, что ценит хлеб больше, чем три доллара. Продавец, предлагая буханку за три доллара, косвенно заявляет, что три доллара более ценны, чем хлеб.

    Предположительно, общий рынок хлеба в этом районе предполагает, что три доллара являются приемлемой ценой, чтобы побудить предприятия стать продавцами хлеба и взять на себя связанные с этим риски. Это также означает, что фермеры, выращивающие пшеницу, получают достаточную компенсацию, транспортировка экономически оправдана, а сотни (если не тысячи) других человеческих действий могут быть скоординированы устойчивым образом.

    Каждый участник цепочки финансирования, производства и потребления получает достаточно ценности, чтобы побудить их к сотрудничеству. Чтобы сэкономить время, экономика изучает цену, а не анализирует каждую сделку, транзакцию и мотивацию. Корень — это огромная серия человеческих оценочных суждений и моделей поведения. Цена, в некотором смысле, экономит на информации.

    Анализ и понимание человеческого поведения

    Экономика поверхностно занимается такими абстракциями, как кривые спроса, границы производственных возможностей или процентные ставки. Ни один из этих входов на самом деле не существует в осязаемом смысле. Однако корнем всегда является индивидуальное человеческое действие. Каждый действующий субъект одновременно координирует свою деятельность осмысленным, ценностно-ориентированным образом. Эти ценности и действия динамически фиксируются с помощью широких экономических показателей и впоследствии анализируются.

    Действия человека нельзя предсказать с какой-либо уверенностью. Например, ни один экономист не знает, сколько отдельный потребитель будет готов заплатить за 50-дюймовый телевизор в 2024 году. Однако базовое понимание человеческой деятельности может помочь экономистам определить значимые тенденции в распределении ресурсов.

    Поведенческая экономика

    Вместо этого поведенческая экономика опирается на психологию и экономику, чтобы исследовать, почему люди иногда принимают иррациональные решения и почему и как их поведение не соответствует предсказаниям экономических моделей. Такие решения, как сколько платить за чашку кофе, поступать ли в аспирантуру, вести ли здоровый образ жизни, сколько откладывать на пенсию и т. д. – это те решения, которые большинство людей принимают в какой-то момент жизни. Поведенческая экономика пытается объяснить, почему человек решил выбрать вариант А, а не вариант Б.

    Поскольку люди эмоциональны и легко отвлекаются, они принимают решения, которые не отвечают их личным интересам. Например, согласно теории рационального выбора, если Чарльз хочет похудеть и располагает информацией о количестве калорий, содержащихся в каждом съедобном продукте, он выберет только продукты с минимальной калорийностью. Поведенческая экономика утверждает, что даже если Чарльз хочет похудеть и в будущем намерен есть здоровую пищу, его конечное поведение будет подвержено когнитивным искажениям, эмоциям и социальным влияниям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts