Воспитание детей 3 — 4 лет
Кризис трех лет
Трёхлетие знаменуется кризисом, который можно назвать — «Я сам». Малыш уже полностью осознает себя личностью и испытывает настоятельную потребность — во что бы то ни стало заявить о своей индивидуальности, проявить свое «Я». Но как это делается – он ещё не знает, поэтому идёт самым «простым» путём – противопоставляет себя взрослым и действует вопреки воле родителей.
Родителям нужно понимать, что кризис – это временное явление, и малышу в этот период самому не сладко! Помогите ему! Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он чувствовал себя значимым, любимым и нужным. Относитесь к нему как к равному, предоставьте больше свободы и постарайтесь быть гибкими.
Чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок — более отзывчивым и гибким.
Старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если у вас мало денег и т.
Плохое поведение
Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:
- Нехватка внимания – это наиболее распространенная причина плохого поведения детей. В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.
В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание – и они не всегда будут «адекватными».
Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спокойненько сидит один в комнате и играет в «конструктор», никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь – вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.
Поэтому старайтесь игнорировать плохое поведение малыша, хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.
- Самоутверждение. Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.
Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.
В детском саду детей приучают к строгой дисциплине: нельзя бегать по группе, надо всем вместе мыть руки, вместе кушать и спать. И никого не интересует – хочет ребенок сейчас кушать или нет, хочет гулять или нет. Поэтому вечером, после садика ребенку особенно важно чувствовать сотрудничество с родителями. А если этого нет, малыш может начать протестовать, упрямиться и отстаивать своё мнение любыми путями.
- Месть. Иной раз плохое поведение ребенка проистекает из его обиды. Причем обида может возникнуть, казалось бы, на «пустом месте»: мама вышла на работу, а ребенком занимается няня. Ребенку кажется, что если бы не няня, мама была бы с ним и мстит няне, специально её не слушаясь. Или малыша отдали в детский сад, ему там плохо и чтобы донести это до мамы или воспитателя – он вымещает на них (или на ком-то одном) свою злобу и обиду: отказывается от еды, капризничает, обижает других детей (пусть и другим будет плохо). Или, если, например, родители строго наказали ребенка, он может отомстить, разбив любимую мамину вазу.
Родителям нужно проявлять любовь, внимание, понимание и доверие к ребенку, поддерживать с ним эмоциональный контакт и ни в коем случае не применять телесные наказания. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте, почему нужно ходить в детский сад, что чувствуют другие дети, люди и т.п.
- Заниженная самооценка. Если малыш часто наталкивается на родительское равнодушие, негативизм, авторитарность, сомнения в его силах и т.п., то он может начать испытывать неуверенность в себе.
Возможна и обратная ситуация, когда родители постоянно потакают своему ребенку и чересчур опекают его. Когда такой ребенок начинает ходить в детский сад и оказывается среди сверстников, он вдруг, совершенно неожиданно для себя, оказывается одним из «худших»: не умеет сам есть, одеваться, проситься на горшок – естественно, что в этом случае малыш чувствует свою несостоятельность и испытывает дискомфорт. И вот, чтобы хоть как-то поднять свою значимость и почувствовать власть над другими, он начинает неосознанно мстить, чаще исподтишка: вредить родителям или другим детям.
Будьте внимательны к ребенку, хвалите его, не критикуйте, поддерживайте его начинания и помогайте справиться с затруднительными ситуациями.
Половое воспитание
Трёхлетний ребенок обычно уже хорошо понимает свою половую принадлежность. Мальчики хотят походить на своих отцов, девочки – на матерей. Они стремятся во всем подражать им и с удовольствием выполняют «мужские» или наоборот «женские» обязанности.
В этот период закладывается образец будущих взаимоотношений с противоположным полом.
Автор: Колдина Дарья.
Особенности воспитания трехлетнего ребенка – Развитие ребенка
Многие родители считают двухлетний возраст ребенка ужасным, трехлетний – возрастом, когда ребенок учится доверять, а четырехлетний – возрастом, который приносит удовольствие. На самом же деле, трехлетний возраст ребенка – еще более трудный, чем двухлетний. Предлагаем 15 советов, которые сделают воспитанием трехлетнего ребенка приятным и радующим (или, по крайней мере, сносным).
Кричите меньше, любите больше. Крик – это защитный механизм, который мы используем, когда больше ничего не помогает. Вот только крик причиняет ребенку гораздо больше вреда, чем мы думаем. Да, с помощью крика можно усмирить ребенка, но в долгосрочной перспективе он способен вызвать проблемы с психикой. Для нормального развития мозга и психического здоровья ребенка необходимо позитивное воспитание, а не крики и наказания.
Исследования показывают, что позитивное обращение с трехлетними детьми в стрессовых ситуациях без применения наказаний и выговоров способствует развитию определенных участков мозга. Если вы часто кричите на ребенка, вам следует найти другие способы призывать его к дисциплине.Давайте названия поведению ребенка. Вместо того чтобы злиться, определяйте поведение ребенка и давайте ему название. Используйте такие слова, как «терпение», «доброта», «старание» и т. д. Это может сначала показаться странным, но так дети учатся отличать хорошее поведение от плохого.
Постарайтесь понять своего ребенка. Для того чтобы вырастить эмоционально здорового ребенка, важно хорошо распознавать его потребности. Понимание ребенка означает мудрое принятие его позиции и потребностей. Если он плохо себя ведет, постарайтесь понять причины его плохого поведения и адекватно отреагируйте на ситуацию. Нельзя молчать в ответ на плохое поведение ребенка. Лучше спросите его, почему он так себя ведет.
Уделяйте ребенку безраздельное внимание. Если ребенок вырывает телефон у вас из рук, мешает работать за компьютером или выполнять домашние дела – это сигнал для вас. Ребенок хочет, чтобы вы уделили ему внимание. Но это невозможно, если вы занимаетесь домашними делами или читаете электронную почту. Поэтому, когда ребенок ведет себя подобным образом, просто посвятите ему время и больше не отвлекайтесь ни на что. Ласково посмотрите на ребенка, задайте ему вопросы и выслушайте его. Используйте язык тела, чтобы выразить свою заинтересованность. Слушая, что говорит ребенок, подумайте о том, чем его занять.
Проявите творческий подход, чтобы переключить внимание ребенка. Попытайтесь переключить внимание ребенка как можно скорее. Разговаривайте с ним спокойным голосом. Спросите себя: «Почему мой ребенок плохо себя ведет? Чего он хочет?». Агрессивное поведение часто означает, что ребенку необходима физическая активность. Например, если ребенок разбрасывает игрушки или кричит, это может означать, что он хочет покататься на велосипеде. Если ребенок падает на пол и плачет, возможно, ему необходимы ваше внимание и спокойное занятие. Почитайте ему книгу.
Прикасайтесь к трехлетнему ребенку много раз в день. Трехлетние дети нуждаются в частых объятиях и прикосновениях, даже если вы к этому не готовы. Будьте готовы к тому, чтобы отложить все дела и обнять ребенка. Делайте это много раз в день. Не забывайте говорить ему о том, что вы любите его, особенно если он плохо себя ведет.
Предвидьте плохие поступки ребенка. Дети, как и взрослые, используют определенные модели плохого поведения. Они повторяют одни и те же плохие поступки снова и снова. Ребенка невозможно заставить одеваться по утрам или усидеть на месте? Научитесь предвидеть плохие поступки ребенка, вмешивайтесь как можно раньше и поощряйте его хорошие поступки. Иногда ребенок отказывается делать что-то из-за того, что хочет самостоятельно делать выбор. Он может, например, отказываться пристегивать ремень безопасности в машине. Родители могут попытаться договориться с ним, например, сказать: «Если ты пристегнешься, каждый из нас скажет, что любит тебя». В ответ ребенок, желая контролировать ситуацию, может потребовать произнести данную фразу трижды. Таким образом, каждый из вас достигнет желаемого.
Озвучьте, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Напишите список семейных правил. Чтобы трехлетний ребенок мог их понять, они должны быть ясными и простыми. Например:
- Разговаривай приветливым голосом.
- Слушайся маму и папу.
- Не обижай других людей.
Обсуждайте правила каждый день во время обеда или перед сном, хвалите ребенка за их соблюдение.
Обучите ребенка послушанию. Дети не рождаются послушными. Их необходимо этому научить. Трехлетний ребенок обычно стремится к самостоятельности и бывает непослушным. Секрет в том, чтобы убедить его в том, что быть послушным – хорошо, и в этом случае его будут хвалить и поддерживать.
Хвалите ребенка за приложенные усилия, а не только за достижения. Хвалите ребенка нужно за усилия, а не только за достижения. Однако чрезмерная похвала часто дает обратный эффект – слишком высокие ожидания могут вызвать страх неудачи.
Придумайте символическую награду за хорошее поведение. В трехлетнем возрасте ребенку как никогда необходимо поощрение. Используйте это. Сравнивайте поведение ребенка в течение дня с его поведением в предыдущие дни и поощряйте символической наградой хорошее поведение, выполнение распорядка дня, ежедневных обязанностей.
Будьте последовательными. Последовательность означает не установление наказания за плохое поведение ребенка, а необходимость акцентировать внимание на определенных поступках. Если сегодня вы делаете ребенку замечание за то, что он зашел в комнату в обуви, то завтра нельзя делать исключения. Однако ругать ребенка при этом не нужно.
Будьте заодно со всеми, кто принимает участие в воспитании ребенка. Как добиваются хорошего поведения от ребенка воспитатели в детском саду? А как ведет себя с ребенком бабушка? Если их методы работают, почему бы самому их не использовать? Правила в детском саду и дома должны быть настолько похожими, насколько это возможно.
Когда ничто другое не помогает, возьмите паузу. Если ребенок плохо себя ведет, не злитесь, а скажите, что вам необходимо взять паузу, и ребенок проведет некоторое время в определенном месте. Обозначьте место для таких пауз и четко его придерживайтесь. Паузы должны длиться столько минут, сколько лет ребенку. Можно также сказать ему о том, что пауза будет длиться до тех пор, пока он не успокоится. Если ребенок сопротивляется, скажите ему, что вы любите его. Не вступайте в споры с ребенком по поводу данного наказания. Ему всего три года, и он еще не умеет мыслить рационально.
Позаботьтесь о себе. Обращайтесь за помощью. Обсуждайте сложные ситуации со специалистом. Помните: скоро ребенку исполнится четыре года, а этот возраст будет для вас действительно полным радости и удовольствия.
Вот что я узнал о воспитании мальчиков за 30 лет работы детским психологом
Эти потери начинаются очень рано. Как описано в ее книге 2014 года When Boys Become Boys , профессор психологии Стэнфордского университета Джуди Й. Чу работала с небольшой группой мальчиков, начиная с детского сада и заканчивая первым классом. Она регулярно наблюдала и брала интервью у них, их учителей и родителей. Она сообщила, что за два года мальчики стали менее сосредоточенными и более мрачными по мере того, как они усваивали культурные сценарии, связанные с мужскими стереотипами, и учились играть роль «настоящих» мальчиков. Она наблюдала, как они меняли все — как одевались, играли, вели себя — и сменили свое естественное изобилие на заученную позу, основанную на конформизме.
И матери, и отцы считают, что обучение их сыновей «настоящим» мужчинам лежит в основе их должностных обязанностей. Совсем недавно, в 2020 году, исследование, которое я помогал проводить в рамках Глобальной инициативы детства неправительственной организации Equimundo из округа Колумбия, показало, что родители мальчиков заставляют их соблюдать культурные стандарты, даже в ущерб их личной аутентичности. На вопрос, что важнее всего для их сыновей, родители ответили, что они должны быть сильными эмоционально (94%) и физически (61%), заниматься спортом (48%), иметь девушку (46%) и в целом подходит (59%).
Пытаясь оправдать эти ожидания, многие мальчики теряют всякое чувство того, что их принимают такими, какие они есть на самом деле. Как утверждает канадский ученый Майкл Кауфман , в мужественности долгое время существовало «странное сочетание силы и бессилия, привилегии и боли». К более позднему подростковому возрасту многие мальчики оказываются в безвыходном состоянии эмоциональной ограниченности, социальной изоляции и личного самозванства. Неудивительно, что в недавнем опросе о состоянии американских мужчин, который мы провели в Equimundo, две трети мужчин поколения Z (в возрасте от 18 до 23 лет) согласились с утверждением: «Никто не знает меня хорошо».
«Каждый мальчик, известный и любимый».
Когда я впервые услышал эти слова — школьный девиз, придуманный покойным Тони Джарвисом, легендарным директором латинской школы Роксбери под Бостоном, — я был тронут их ясностью и силой.
Я продолжаю верить, что они точно отражают дух и направление нашего времени.
Мы знаем, что нужно ребенку для развития. Мы просто не спешим применять его к нашим сыновьям. Несколько лет назад моя исследовательская группа опросила почти 1500 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет в шести странах, а также 1200 их учителей и спросила, что работает в их образовании. В своих ответах учителя сосредоточивались на деталях своих уроков, но мальчики писали, часто с глубоко трогательными выражениями благодарности, о личностях, причудах и дарованиях своих учителей и тренеров. Нам четко сказали, что им нужно связь , чтобы сделать все возможное, будь то в классе или на поле.
Но даже в своих семьях многие мальчики чувствуют себя одинокими. В том же опросе State of American Men большой процент молодых мужчин сообщил, что им не с кем поговорить, когда они в стрессе или беспокойстве. А без поддерживающих отношений, говорят нам психологи, люди становятся более уязвимыми, а их жизнь более опасной. В школе, например, отстраненные мальчики подвергаются более высокому риску отвлечься, сдаться или стать «проблемами» в классе. Когда они не чувствуют себя «управляемыми» и не подотчетными кому-то, кто заботится о них, мальчики плывут по течению и обращаются к своим сверстникам в поисках чувства принадлежности и цели. Как только они разъединяются, молодым людям становится намного труднее стремиться или стремиться к тому, чтобы стать лучше.
Что могут сделать родители, чтобы поддержать своих сыновей?
Большая часть работы по воспитанию мальчика, особенно когда он становится старше, состоит в том, чтобы построить и поддерживать с ним достаточно прочные отношения, чтобы он знал, что у него есть место, куда можно обратиться, когда он чувствует напряжение, злость, страх или что-то еще. расстройство. Место, где его знают и любят. Эти отношения являются основой способности мальчика противостоять всем потенциально опасным искушениям и давлению нашей современной культуры.
Проблемы поведения 3-летнего ребенка и нормальное поведение
Большинство детей, которые лечатся от деструктивного поведения, относятся к школьному возрасту: они ведут себя неподобающим образом в классе, игнорируют или игнорируют указания учителей или ведут себя слишком агрессивно по отношению к другим детям. Но во многих случаях эти дети демонстрируют проблемное поведение в течение многих лет, прежде чем они пойдут в школу. Признаки того, что детям дошкольного возраста может понадобиться помощь в обучении управлению своими импульсами и регулированию своего поведения, включают:
- Возможно, у них было больше и более серьезных истерик, чем у обычных детей в возрасте 9 лет.0032
- Может быть, измученным и разочарованным родителям с ними очень трудно справиться
- Может быть, их выгнали из дошкольного учреждения или исключили из детских садов
- Их поведение может нарушать семейную жизнь и создавать серьезную нагрузку на других членов семьи
- Конфликт из-за поведения может создавать негативные отношения с родителями
- Родители могут быть обеспокоены тем, что они могут обидеть младших братьев и сестер
Какие виды терапии эффективны для детей дошкольного возраста?
В этом возрасте терапия, направленная на помощь детям с проблемами поведения, сосредоточена вокруг родителей, обучая их навыкам более эффективного формирования поведения ребенка и перезагрузки семейных отношений в более позитивном ключе.
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT) : В рамках PCIT родители получают живое обучение от терапевтов за односторонним зеркалом, проводя детей в возрасте от 2 до 7 лет через серию заданий и отрабатывая приемы настройки ограничивает и эффективно реагирует как на желаемое, так и на нежелательное поведение. Обучение обычно требует 14-17 еженедельных занятий.
- Тренинг для родителей (PMT): В PMT родителей обычно принимают без присутствия ребенка, хотя детей (от 3 до 13 лет) можно попросить принять участие в некоторых занятиях. Терапевт обучает и моделирует навыки более эффективного преодоления проблемного поведения, а затем ролевые игры с родителями. После каждого занятия родители отрабатывают навыки дома.
- Программа позитивного воспитания (Triple P) : Triple P предназначена для лечения проблем поведения детей с раннего детства до подросткового возраста и для развития позитивных отношений между родителями и детьми. Его внимание сосредоточено на предоставлении родителям информации и навыков для повышения уверенности и самостоятельности в управлении поведением ребенка.
Когда следует начинать терапию?
Имеющиеся данные показывают, что дети наиболее восприимчивы к терапии для изменения поведения до 7 лет. Чем младше дети проходят лечение, тем дольше у родителей есть этот навык для применения с ними, объясняет психолог-бихевиорист Мелани Фернандес, доктор философии. «У вас есть время, чтобы зафиксировать достижения, закрепить эти положительные типы взаимодействия, чтобы улучшить долгосрочную траекторию ребенка».
Когда маленькие дети ведут себя так, что родителей это беспокоит, им часто говорят подождать, потому что дети просто вырастут из этого. Но реальность такова, что когда дети не могут вести себя соответственно возрасту, лучше не ждать, говорит доктор Фернандес. Дети постоянно учатся, и чем дольше их неконтролируемое поведение терпится, тем прочнее оно укореняется. «Чем дольше продолжается это неадекватное поведение, — говорит доктор Фернандес, — тем труднее и напряженнее для родителей измениться».
Родители также могут беспокоиться о том, что их будут критиковать за то, что они «вертолетные родители», добавляет она. Но обучение родителей просто помогает детям, которые ведут себя разрушительно или выходят из-под контроля, овладеть навыками, которым они не научились, — совладать со своими импульсами и эффективно реагировать на указания. Это помогает им избежать ярлыка как «проблемных» детей.
Как родитель может узнать, когда ребенку может быть полезна родительская терапия?
У всех двухлетних и трехлетних детей случаются истерики, и они могут сопротивляться родительскому руководству, отмечает доктор Фернандес. В два года для детей естественно говорить «нет» многим вещам. Поведение действительно заслуживает внимания, когда «нет» — это только ответ, который вы получаете, и он не изменится без большой борьбы. Что касается истерик, это вопрос частоты, но также и того, насколько они вредны. Вам может понадобиться помощь, если вы наблюдаете не только частые приступы гнева, но и полномасштабные истерики, когда ребенок расстроен, долго плачет и безутешен.
Всем родителям время от времени хочется рвать на себе волосы, но вы должны подумать о помощи, когда трудное поведение становится обычным явлением, когда оно вызывает стресс в семье, когда вы начинаете впадать в депрессию или испытываете такой стресс, что вы вам не нравится ваш ребенок. Нередко родители говорят: «Я люблю своего ребенка, но это тяжело, потому что все это борьба».
Еще одним признаком проблемы является то, что вам приходится менять свой образ жизни, потому что вы не можете посещать многие места, даже места, подходящие для детей. Если вы не можете пойти в продуктовый магазин, потому что это закончится криком, плачем или дракой, возможно, пришло время обратиться за помощью.
Как насчет детей, которые не капризничают, а просто не подчиняются приказам?
Еще одна проблема — это то, что поведенческие терапевты называют «пассивным неподчинением» — когда вы шесть, семь, восемь раз говорите ребенку что-то сделать, а он просто этого не делает. Он говорит: «Еще минутка», или «Я иду», или «Я играю», или просто игнорирует вас, когда вы знаете, что он вас услышал. Это становится проблематичным, потому что школа не будет работать в будущем, если ребенок не будет выполнять требования учителей. Даже такие вещи, как переход улицы, опасны, если ребенок пассивно не подчиняется: «Пожалуйста, возьми меня за руку».
Что происходит во время обучения родителей?
Программы различаются по подходам, но их объединяет то, что родителей учат, как взаимодействовать со своим ребенком позитивным образом, соответствующим его развитию, а затем устанавливать разумные ожидания для своего ребенка и сообщать об этих ожиданиях в доступной форме. способ, который повышает вероятность того, что их дети будут их слушать. Родители учатся очень последовательному и предсказуемому способу доводить дело до конца, когда их дети слушают и не слушают. Они практикуются так часто, что реакция становится автоматической, поэтому они знают, как реагировать даже в сомнительных ситуациях или ситуациях, которые кажутся исключениями.