Воспитание ребенка 3-4 года — психология и советы из жизни
Воспитание ребенка 3-4 лет. Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания… Отличием этого возраста является проявление самостоятельности…
Содержание
- 1 Капризы и плач
- 2 Практики и теоретики
- 3 Дневной отдых
Первый переходный возраст, формирование характера, осознание себя и развитие логического мышления – это признаки ребёнка переступившего 3-летний рубеж. Много провокационных моментов со стороны малыша ждёт родителей. Формирование личности во многом зависит от реакции взрослых на его поведение в этот период.
Так же как и у детей от 1 года, познание мира 3-х летних малышей происходит методом разбора вещей. Только на вопрос, кто это сделал, услышать можно много версий совершенно не соответствующих действительности.
Тематический материал:
- Психология воспитания детей от 1 года
- Развивающие игры для детей 3-х лет
Чтобы не вырастить врунишку, оставлять без внимания эти хитрости нельзя.
Реакция родителей может быть разной, но лучше избегать крика, а физическое наказание вообще бессмысленно. Подобные методы приведут к тому, что ребёнок будет чувствовать себя обиженным. Его обида может затянуться очень надолго, проще сдержать свой гнев и желание наказать, а выяснить, что ребёнок хотел узнать, разбирая очередную вещь.
Необходимо дать ребёнку понять, что ему можно всё, только действия его могут оставить семью без необходимых вещей. Следующий раз, когда он соберётся что-нибудь узнать практическим путём, стоит взять кого-то из взрослых в союзники или просто спросить, как это устроено.
Чаще всего разбираются и ломаются агрегаты, назначение которых ребёнку не понятно. Чтобы сделать предмет понятным и полезным, научите малыша им пользоваться. Для электрических приборов необходимо сделать оговорку, что пользоваться можно только, когда мама или папа рядом.
Запоминают дети очень хорошо, если показать им как включается музыка, или как поставить правильно диск в видеоплеер и какие кнопки, в каком порядке нажимать, необходимо. Потому что, повторяя действия взрослых, он может сделать ошибку. Воспитание детей от 3 до 4 лет – это помощь самоутвердиться и почувствовать себя самостоятельным. Для закрепления полученных знаний, несколько раз просите ребёнка под присмотром включить музыку или поставить диск с любимым мультфильмом.
Капризы и плач
Плач и капризы первого переходного возраста уже не относятся к тому, что у ребёнка проблемы со здоровьем или физиологическими потребностями. Слёзы в этом возрасте чаще появляются от обиды и недопонимания со стороны взрослых. Таким образом, ребёнок даёт понять, что его необходимо обнять, похвалить, занять чем-то новым, познавательным.
Психология воспитания детей 3-4 лет заключается в том, чтобы постоянно подтверждать статус взрослого, способного на поступки человека. В ответ на отношение к ребёнку как к равному себе, он проявляет заботу обо всех членах семьи. При попытке поделиться лакомством, нельзя отказываться. Постоянные отказы могут сформировать у малыша мнение, что всё вкусное в доме только для него. Этикет также лучше прививать с этого возраста.
Никаких дополнительных занятий не потребуется, если родители сами придерживаются определённых правил поведения в отношении к старшему поколению, поведению за столом, в отношениях друг к другу.
Не обязательно быть гуру в воспитании, чтобы не допустить ошибок. Главные критерии для отличных родителей – это:
- сдержанность в оценках поступков;
- желание разобраться в причине;
- личный пример;
- не шаблонный подход;
Самый лучший выход из затруднительных положений – это чувство юмора. Начав смеяться над чем-то вместе с ребёнком, можно считать, что половина проблемы уже отпала. Остаётся объяснить к чему может привести необдуманный поступок. У детей ещё не сформировавшаяся психика, чтобы не спровоцировать его на продолжение опытов, нельзя говорить о самом худшем. Следует ограничиться тем, что ему будет очень больно и плакать будет не только он, но и мама с папой.
Тематический материал:
- Речевое развитие детей 3 4 лет
- Развивающие игры для мальчиков 3-4 года
- Рекомендации родителям по воспитанию детей
Практики и теоретики
Дети делятся на две основные категории, одним нравится познавать всё через контакт с материалом, другим нравится знать процесс в теории. Нередко можно встретить ребёнка, который предпочитает смотреть познавательные программы, повторяя за диктором слова и цифры. Другим счёт и изучение слов легче даётся с непосредственным контактом с материалом, фотографиями, животными. Объяснить тягу к одному из вариантов познания можно различными видами памяти:
- зрительная;
- мышечная;
- фотографическая;
Развивать все виды памяти необходимо. Зрительная память развивается при просмотре видеоряда. Мышечная память не только отвечает за определённые навыки в проведении работ с пластилином, карандашами, отвёрткой. Рисуя определённую букву или цифру, ребёнок запоминает не только порядок начертания, но и сам символ, и его название. Для практиков подобным способом легче запомнить животных и научиться их различать.
Дети с хорошо развитой фотографической и зрительной памятью научатся этому более простым способом. Им достаточно сравнить картинки. Чтобы помочь ребёнку развить все виды памяти, стоит заниматься с ним по нескольким методикам. Обязательно уделять внимание урокам лепки, рисования. Просматривать развивающие программы вместе, чтобы вовремя подправить неточности в произношении окончаний или числительных.
Проблема у детей не точно воспроизводящих звуки не в том, что они не слышат, им необходимо видеть артикуляцию. Они отлично копируют мимику, повторяя слова, постараются скопировать движение губ и позицию языка при воспроизведении слова – это поможет многим из детей избежать занятий с логопедом.
Дневной отдых
Психология воспитания ребенка от 3 до 4 лет разная, потому и советы для каждой ситуации разные.
Основным отличием этого возраста является проявление самостоятельности. Часто дети к 4 годам не нуждаются в дневном сне. Но всё же отдых маленьким генераторам энергии необходим. Это может быть чтение книги или вырезание из бумаги. Главный отдых – это занятие, не допускающее излишнего перевозбуждения и негативных эмоций.
Переутомление детей сказывается по-разному. Одни начинают хныкать по каждому незначительному поводу. Другие проявляют бурную деятельность, разбрасывая игрушки, вещи. Третьи начинают перебирать карандаши, фломастеры, пуговицы. Двум первым категориям необходима помощь, чтобы они успокоились. Детей из третьей категории лучше не трогать, они угомонятся сами. Нередко они засыпают где угодно, главное, чтобы просыпались всегда в своей кроватке.
Осознав, что сон – это потребность их собственного организма, а не прихоть взрослых, ребёнок сам станет ложиться отдыхать в определённое время. Многие мамы стараются удержать ребёнка на руках, укачать его. В 3-летнем возрасте это приводит к обратной реакции.
Некоторым детям достаточно отдохнуть в объятиях матери, другим необходим сон. Успокоившись, дети часто просят отпустить. Необходимо так и сделать, чтобы избежать очередной дозы плача. Скорее всего, ребёнок попросится в кроватку или сам устроится на одном из диванов. Если этого не произошло, плакать он уже не будет.
Труднее уложить спать ребёнка днём летом, но и переутомление его тем выше, чем больше он находится на свежем воздухе, и чем больше эмоций он получает от новых знакомств или впечатлений от открытия новых мест.
Воспитание ребенка 3-4 года: советы родителям
Крики, истерики и протесты могут стать частыми явлениями в поведении ребенка 3-4 лет. В этот период родителям необходимо правильно обозначить для себя принципы воспитания малыша. В противном случае, неосознанные запреты, постоянные наказания, ругань и конфликты ни к чему положительному в формировании личности ребенка не приведут.
Этот важный период у детей обычно проходит под девизом «Я сам! Я знаю! Я умею!», начинает проявляться самостоятельность в поступках. А мамы и папы все еще считают своего ребенка маленьким и беспомощным. Именно этот резонанс двух позиций рождает недопонимания между малышами и родителями.
Содержание статьи:
- Кризис 3-4 лет – как проявляется и что с этим делать
- Последствия родительских запретов
- Поведение детей и их темперамент – в чем связь?
- Советы мамам и папам
- Вывод
Кризис 3-4 лет – как проявляется и что с этим делать
Стоит сразу же обратить внимание, что изменения в поведении ребенка не обязательно должны начаться сразу после празднования его трехлетия. Обозначение возраста с точки зрения психологии является условным, зависит от индивидуальных особенностей развития. Кризис может проявиться на полгода раньше или позже. Однако родители точно не пропустят начало перемен, так как существуют явные признаки кризиса 3-4 лет:
- истерики по поводу и без, которые могут проходить даже прилюдно;
- излишняя самостоятельность;
- раздача всем родным и близким указов и распоряжений, наглое поведение;
- протесты и непокорность;
- изменение в привычках, когда что-то любимое становится для ребенка ненавистным;
- проявление агрессии, ранее не замеченной у малыша.
Мамам и папам важно не начать паниковать и думать, что их чадо не такое как у всех, что у них растет монстр. Это вовсе не так. Кризисный возраст настигает практически всех детей 3-4 лет, но может проявляться с большей или меньшей интенсивностью. Вот самые частые ошибки родителей в воспитании ребенка в этот непростой период:
❌Рукоприкладство. Ни в коем случае нельзя отвечать на непокорство и упрямство ребенка ударами по «мягкому месту» или подзатыльниками, проявлять иные методы физического насилия. При таком воспитании неизбежно пострадает психика, нервная система ребенка.
❌Постоянная критика в адрес малыша за его проявление самостоятельности. Не нужно в такой момент занимать позицию главного и всезнающего взрослого. Лучше поддерживать попытки ребенка сделать что-то самому.
❌Постоянные крики, ругань, требование подчинения. Как и в случае с рукоприкладством, такой способ реакции на поступки детей может выработать в них комплексы, страхи, чувство вины.
❌Игнорирование. Выбрав позицию отстранения, отгораживания от проблемы, родители только ухудшают ситуацию. Кроха может почувствовать себя ненужным, брошенным. В дальнейшем, мамы и папы, не удивляйтесь, что ребенок перестанет делиться с вами своими проблемами и переживаниями.
❌Несогласованность действий родителей между собой в вопросах воспитания и реагирования на его поступки. Нельзя в этот период выбирать игру «хороший и плохой родитель».
❌Частая смена тактики воспитания у одного родителя. У малыша может сложиться неверное восприятие ситуации, когда он не сможет понять, как себя вести правильно. На этой почве могут случаться истерики, недовольства и проявление агрессивного поведения.
❌Всегда идти на уступки. Есть такая поговорка: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Вот именно в кризисный период взросления малыша про нее стоит забыть. Постоянное потакание, «закрытие» его капризов полным согласием и выполнением условий может привести не только к тому, что такое поведение ребенка станет нормой для него, но и к неуважению родителей с его стороны.
❌Запрет на высказывание мнения, самовыражения, проявления себя. Если в такие моменты нет угрозы жизни и здоровью ребенка (своего и окружающих), нет иной опасности, то пусть малыш проявит самостоятельность. Не стоит пресекать эти попытки на корню.
Как показывает практика, одним родителям бывает очень сложно в кризис правильно воспитывать малыша, другие быстро находят общий язык с ребенком. Важно понимать, что безвыходной ситуации нет.
Последствия родительских запретов
Ох, уж это слово «нельзя»! Запреты для ребенка в период кризиса трех лет могут проявляться истериками и скандалами со стороны малышей. Но так ли вредны для детей ограничения со стороны взрослых?
Родителям необходимо четко понять, что запреты бывают осознанными и неосознанные. Между ними огромная разница, которая непременно влияет на психику ребенка, его дальнейшее восприятие действительности.
Осознанные запреты всегда чем-то обусловлены, имеют под собой веские причины. Например, когда ограничение в поступке ребенка влечет сохранение его жизни и здоровья. Другим показателем осознанности запрета в трехлетнем, четырехлетнем возрасте служит формирование дисциплины. Закладывание в ребенке принципов адекватного послушания необходимо. Иначе, в детском саду и школе у детей будут проблемы с поведением. Элементарное правило, что нельзя отнимать игрушки у других, грубить, хамить и бить окружающих – это полностью осознанный запрет.
Другие дело – неосознанность ограничения ребенка в его поступках. К примеру, запрет пойти погулять на улице в ясный и погожий день, потому что малыш неаккуратно ел за столом и уронил бокал с компотом. Никакой обоснованной взаимосвязи между первым и вторым действием нет. Надо было лишь объяснить ребенку, что за столом вести себя надо спокойно, не махать руками, чтобы еда и посуда не летели направо и налево. А лишать его прогулки на свежем воздухе является неверной тактикой воспитания.
Есть и такие родители, которые запрещают ребенку что-либо по причине собственной зависти. Это может звучать довольно странно, но имеет место быть. Отказ в покупке самой обычной недорогой игрушки в магазине, потому что у мамы в детстве из развлечений были только мяч и кукла — это прямой указатель на проецирование жизни родителя на жизнь своего ребенка: «Не было у меня – не будет и Саши! Ничего, выросла нормальным человеком!».
Поведение детей и их темперамент – в чем связь?
Своего ребенка нужно не только слушать, но и слышать, обязательно наблюдать за его поведением, как он реагирует на различные ситуации: закатывает громкую истерику или в молчании уходит плакать в подушку, не подпуская к себе никого, когда обижен или расстроен. Стоит понаблюдать, как радуется кроха позитивным моментам в жизни: смеется, ликует, крепко обнимает и целует родных или же, может спокойно сказать «спасибо», искренне улыбнуться без лишней эйфории.
Такое наблюдение поможет родителям определить темперамент ребенка. Он не зависит от воспитания, обстановки в доме или детском саду. С определенным темпераментом личности люди уже рождаются и проносят его сквозь всю свою жизнь.
В психологии выделяют четыре основных типа темперамента:
- меланхолик;
- сангвиник;
- флегматик;
- холерик.
Многолетние исследования психологов выявили определенные особенные черты темперамента. Специалисты дали рекомендации, как себя вести родителям со своим холериком или сангвиником, какие методы воспитания можно применять, а от каких следует отказаться.
От многих родителей доводилось слышать, что все эти психологические тонкости – полная ерунда, что мама и папа лучше знают, как правильно общаться с малышом. Однако это является заблуждением, которое впоследствии может перерасти в психологические травмы у ребенка, сделать его замкнутым или агрессивным. Очень важно правильно воспитывать малыша в зависимости от его темперамента.
Стоит обратить внимание на то, что в чистом виде темпераменты не встречаются. Но один из четырех обязательно будет доминирующим, направляющим. В этом и есть небольшая сложность.
Меланхолики
Ваш ребенок пошел в детский сад, плохо проходит там адаптацию, не сразу идет на контакт с ровесниками? А, может, вы замечали, что дочка или сыночек довольно чувствительно реагирует на ваши замечания и крик? Тогда, скорее всего, перед вами меланхолик.
Такие мальчики и девочки спокойны, от них нет шума и гама в доме. Малыши-меланхолики могут увлеченно самостоятельно играть в игры, не требуя, чтобы мама или папа обязательно были в нее вовлечены. Их жизнь проходит спокойно и размеренно.
От детей, у которых превалирует такой тип темперамента, не стоит постоянно требовать грандиозных результатов. Им просто нужна теплая, гармоничная обстановка дома, где их не стыдят постоянно за их поступки, не выясняют отношения на повышенных тонах.
Сангвиники
Дети-сангвиники очень дружелюбные, легко сами знакомятся с другими детьми и даже взрослыми, не заливаются в истерике ни дома, ни на улице, чаще всего улыбчивы и жизнерадостны. Адаптация крохи в детском саду проходит без проблем.
Критику сангвиники воспринимают адекватно. Конечно, могут расстраиваться в какие-то моменты, но диких криков и громкого недовольного плача родители практически не наблюдают.
Есть и другая сторона медали в поведении детей-сангвиников – это проявление хитрости, использование различных уловок в поведении с родными и близкими. Могут наблюдаться даже манипуляции со стороны ребенка: «Я уберу за собой игрушки, если ты мне купишь новую игрушку!».
Поэтому, родителям очень важно запомнить, что с сангвиниками действует правило «Доверяй, но проверяй!». Иначе, малыш может воспользоваться доверием мамы и папы и начать в дальнейшем просто их обманывать.
Хвалить сангвиника необходимо, но только за уже совершенные хорошие поступки и когда для этого есть повод. Если восхвалять своего малыша постоянно и без причины, то в скором времени на его голове появится вымышленная корона, будет прогрессировать «звездная болезнь».
Флегматики
Как и меланхолики, дети-флегматики спокойны, умиротворенны, не истеричны. Но между ними есть явное отличие. Флегматичные малыши хорошо воспринимают информацию и обрабатывают ее, они усидчивы и последовательны в своих действиях. Каждый их шаг продуман до мелочей, даже в дошкольном возрасте.
Флегматикам, к примеру, не свойственно после пробуждения быстро вскакивать с постели и бежать по своим делам. Полежать минут 10-15 в кровати, понежится в ней – это ритуал, который не стоит игнорировать родителям. Поэтому, поспешные сборы, например, в детский сад, не доставят крохе особого удовольствия. Ведь ему важно сконцентрировано и спокойно выполнить определенный алгоритм действий.
Флегматику, как и меланхолику, требуется тихая и спокойная атмосфера в доме, доверительные отношения с малышом.
Холерики
Малыши-холерики словно родились с моторчиком. Они очень быстро сменяют одно занятие на другое, куда-то постоянно бегут, чрезмерно эмоциональны, требуют к себе повышенного внимания.
Для них свойственна быстрая смена настроения. Только пять минут назад малыш улыбался и смеялся, как вдруг, у игрушки отвалилась деталь, и ребенок начал громко и заливисто плакать. А, спустя еще несколько минут, он снова улыбается.
Такие перепады настроения очень часто выводят родителей на негативные эмоции по отношению к ребенку, проявляется агрессия. Это самая большая ошибка родителей. Также, не следует проявлять и гиперопеку к ребенку-холерику. Он активен по своей природе, а сдерживание его эмоций и действий может привести к нервным срывам, частым истерикам без особого повода.
⭐Читайте также: всесторонне развитие ребенка
Правильное общение с ребенком 3-4 лет
Если вашего кроху уже настиг кризисный возраст, то момент его начала не стоит упускать. Есть некоторые правила общения с малышом, который перешел на новый уровень своего развития, начал взрослеть и показывать свой характер:
- Родители сами должны сохранять спокойствие и не паниковать лишний раз на глазах у ребенка. Эмоции родных очень быстро передаются детям.
- Не нужно пытаться перекричать ребенка, если он в истерике, трясти его, пытаясь успокоить. Необходимо спокойно попытаться переключить внимание на себя и быть в позитивном расположении духа.
- При разговоре с детьми во время истерики нужно присесть, чтобы оказаться с ним на одном уровне, обнять, ласково прикоснуться к малышу.
- Слова стоит произносить тихо, спокойно, членораздельно, строить простые предложения, чтобы ребенок уловил суть сказанного ему. Приказы в такой ситуации не уместны.
- Просьба родителя не должна содержать манипуляций ради достижения благой цели.
- Лучше исключить по максимуму из своего общения с ребенком частицу «не», заменяя слова схожими по смыслу. К примеру, не стоит говорить «не ори!». Можно просто попросить малыша быть тише, спокойнее.
Эти приемы вовсе не сложные, но почему-то многие родители их игнорируют, ставя себя выше ребенка, доминируя над ним. Лучше спокойно поговорите с крохой, похвалите его за хорошие поступки, найдите контакт друг с другом, чтобы потом всплеск эмоций и истерику можно было быстро погасить без психологического насилия.
Кроме того, с ребенком просто нужно разговаривать, беседовать:
- о том, как прошел день в детском саду, что он там ел, чем занимался, не обидел ли его кто-то;
- узнавать новые любимые пристрастия в еде у малыша;
- придумывать с ним свои истории и сказки;
- разузнать о том, какие эмоции у него вызывают те или иные вещи, поступки, люди;
- о погоде и окружающем мире;
- о любимых играх и занятиях.
И это не полный список. Поверьте, даже с ребенком 3-4 лет можно интересно и продуктивно поговорить, узнать много нового о прекрасном внутреннем мире маленького человека, его страхах, переживаниях и радостях.
⭐Читайте также: что должен уметь и знать ребенок в 3 и 4 года
Советы мамам и папам
Родителям еще можно посоветовать:
- Любить своего ребенка просто за то, что он есть, без причин и объяснений.
- Чаще играть с малышом в его любимые игры, придумывать новые полезные и развивающие занятия.
- Давать ребенку право выражать свое мнение и делать выбор.
- Заслужив у ребенка авторитет и уважение, оставаться с ним наравне, учитывать его желания. Малыш не должен постоянно искать одобрение своим поступкам.
- Если к ребенку есть требования и просьбы, то они должны высказываться уважительно, без надменного, приказного тона.
- Если малыш провинился, не нужно осуждать его как личность. Плохим будет поступок, но не ребенок.
- Хвалить свое чадо за совершение хороших дел, за достижение успехов и даже самых небольших результатов, чтобы у него был стимул расти и развиваться дальше.
- Чаще рассказывать ребенку на примерах и в сравнении, что такое хорошо и что такое плохо.
Вывод
Воспитание ребенка – это особый труд. Особенно в период 3-4 лет. Очень важно самим родителям не перейти грань и в моменты истерик и эмоциональных всплесков у ребенка не быть с ним на одной волне. Когда две стороны не слышат друг друга, пытаясь перекричать, переспорить, задавить авторитетом, ничего хорошего не произойдет. А вот уважительное отношение родителей к ребенку – это ключ к взаимопониманию, налаживанию позитивного настроя в жизни.
Если вы чувствуете, что вам необходимы поддержка и советы в воспитании — обратитесь в развивающие центры и сады «Бэби-клуб». Профессиональные специалисты сети занимаются не только развитием детей, но и помогают родителям лучше разбираться в детской психологии. Вместе с Бэби-клубом ваш ребёнок станет всесторонне развитой личностью, а вы — счастливым родителем.
Развитие ребенка 3–4 года
Развитие ребенка 3–4 года
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет переходит из младенчества в детство. Они начинают нормально проводить время вдали от вас.
У них богатое воображение, они любят играть и быть физически активными. Однако это означает, что они тоже могут чего-то бояться или стесняться пробовать что-то новое.
Все дети в возрасте от 3 до 4 лет разные и развиваются с разной скоростью. Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка или если он не может делать то, что делал раньше, важно обратиться к своему врачу или медсестре по детскому здоровью.
Если что-то не так, поможет раннее обращение, а если все в порядке, хорошо знать, что они развиваются нормально.
Социальные и эмоциональные
Ваш трехлетний ребенок только начинает учиться ладить с другими. Теперь они могут намного лучше контролировать сильные чувства, но, вероятно, у них все еще будут истерики.
Они начинают понимать социальные навыки, такие как делиться и быть добрыми, но только тогда, когда они чувствуют себя в безопасности и счастливы.
- Трехлетние дети часто любят играть с другими детьми. Ваш ребенок узнает, что другие люди реальны и имеют чувства, поэтому он может расстраиваться, когда другие люди расстроены.
- Очередь — это навык, которому они учатся по мере приближения к 4 годам, но они все равно не смогут поделиться своими особыми вещами, если они расстроены или обеспокоены.
- Теперь они могут немного подождать, чтобы получить желаемое, например, «мы выйдем после того, как вы пообедаете».
- У вашего трехлетнего ребенка меньше шансов пинаться и кричать в истерике, чем когда ему было 2 года. Он очень хочет доставить вам удовольствие, поэтому с вашей помощью он может попробовать что-то еще или подождать несколько минут.
- Ваш ребенок все еще может бояться монстров, шумов, темноты или некоторых животных.
- Теперь у них есть чувство юмора, они любят смеяться над ситуациями и повторять глупые слова.
- Предоставьте ребенку выбор, но ограничьте его: «вы можете носить красные туфли или синие».
- Ничего страшного, если им по-прежнему нужна соска, одеяло или другое одеяло, когда они устали или находятся вдали от дома.
- Трехлетние дети могут иметь четкое представление о том, какими должны быть «мальчики» и «девочки» — девочки носят красивые платья, а мальчики похожи на Супермена.
- Ваш ребенок начинает брать на себя ответственность за посещение туалета, но у него все еще могут быть несчастные случаи (мокрые штаны) днем и мокрые ночью.
Развитие понимания
«Внутренний мир» вашего ребенка в возрасте от 3 до 4 лет очень силен. Бывает сложно отделить «воображаемое» от «настоящего». Может ли ведьма действительно наложить на вас заклятие? Могут ли дети вырастить крылья и летать, как в книжках с картинками?
Трехлетки не лгут как таковые, но иногда воображение и реальность смешиваются. Никогда не смейтесь над их замешательством и давайте им небольшое количество простой информации при объяснении вещей.
Ваш трехлетний ребенок:
- теперь может понять, что его разум отделен от вас и что вы не можете читать его мысли
- до сих пор не особо разбирается в таких вещах, как рост и размер. Они думают, что высокий тонкий стакан вмещает больше, чем короткий толстый — поэтому могут быть ошибки с наливом
- демонстрирует некоторое понимание времени, и эта ночь следует за днем .
- понимает значение слов высокий, низкий, большой и маленький
- может сказать «она девочка» (или он мальчик) и другие дети мальчики или девочки, но они не понимают, что это навсегда
- может сказать вам, сколько им лет
- может быть в состоянии нарисовать человека к 4 годам. У человека, вероятно, будет большая круглая голова с глазами и ртом, возможно, с ногами, торчащими прямо из головы
Четырехлетний ребенок может скопировать крест и квадрат и построить мост из трех кубиков.
Физическое развитие
В этом году вашему ребенку очень понравится физическая активность: бегать, прыгать, качаться, карабкаться, танцевать и кататься на трехколесном велосипеде. Они могут устать и рассердиться, если у них не будет спокойного времени между «упражнениями».
Помните, вы все равно должны следить за их безопасностью и всегда присматривать за своим ребенком. Они также могут стать менее скоординированными и потерять уверенность на некоторое время между 3,5 и 4 часами.0003
Ваш ребенок:
- любит плескаться и играть с водой. Некоторые трехлетние дети боятся бассейна или моря, а другие любят плавать. Всегда контролируйте детей у воды.
- смогут ходить по доске, потому что их баланс лучше
- можно использовать педали на трехколесном велосипеде
- может катить и отбивать мяч, но ему все равно трудно поймать
- может бросать мяч плечом и локтем.
К 4 годам ваш ребенок может:
- правильно держать карандаш
- пуговицы для одежды
- вырезаем ножницами.
Речь и язык
Ваш трехлетний ребенок теперь говорит простыми предложениями. В их голове происходит так много всего, что часто слова не могут выйти достаточно быстро, чтобы описать все это.
Они могут спотыкаться при самовыражении — слушать и объяснять что-то своему ребенку может быть утомительно, но им нравится делиться своим богатым воображением.
- Им нравится, когда им читают, но они могут хотеть одну и ту же книгу снова и снова.
- Как правило, в большинстве ситуаций они могут сообщить вам, чего хотят.
- Некоторые 3-летние дети говорят очень четко, в то время как другие все еще используют «детский лепет».
- Ваш ребенок может запинаться на некоторых словах, но это, скорее всего, прояснится само собой.
- Ваш трехлетний ребенок может понять 1000 и более слов. Они могут понимать слова «место» — под, на, рядом, сзади, над.
- Они будут задавать много вопросов «Что», «Кто», «Где» и «Почему».
- Они могут говорить о том, что было вчера, и о том, что будет завтра.
Помогите им, основываясь на том, что они вам говорят. Потерпи. Не исправляйте «неправильные» слова — будьте позитивны и включайте правильное слово в свой ответ.
Некоторые дети становятся настолько увлеченными болтунами, что их постоянные вопросы могут раздражать. Постарайтесь замедлить это, задавая ей вопросы вместо этого или немного помолчав — хотя бы несколько минут.
Чем вы можете заниматься
Предоставьте своему ребенку полную свободу для физической активности – катание на трехколесном велосипеде, игры с мячом, обучение плаванию. Однако 3-х и 4-х летние дети слишком малы для командных или соревновательных игр.
- Дайте вашему ребенку как можно больше времени, чтобы «все исправить» или сделать это самостоятельно — будьте терпеливы!
- Заранее предупредите их, прежде чем они закончат работу и упакуют свои игрушки или соберутся покинуть дом.
- Предоставьте простые игры с ходами и правилами, чтобы они начали узнавать о сотрудничестве.
- Детям этого возраста нравится ритм – поощряйте это, предлагая музыку, песни и стишки, а также крышки, по которым можно стучать. Пойте с ними простые песни.
- Им понравится рисовать и рисовать, поэтому предоставьте им большие листы бумаги и карандаши, текст или краски. Расскажите об истории, которую рассказывает их рисунок.
- Раздайте книги с картинками, которые рассказывают историю – задавайте вопросы о картинках и рассказывайте об истории.
В этом возрасте можно позволить им посмотреть несколько соответствующих телепрограмм или DVD-дисков. Как и книги, они могут хотеть смотреть одно и то же снова и снова.
Дарите много любви, веселья, одобрения и поощрения. Но вам также необходимо начать устанавливать ограничения, которые вы можете и готовы соблюдать
Приучение к туалету
Некоторые дети готовы начать приучение к туалету в возрасте двух лет, в то время как другим потребуется немного больше времени. Дети, которые «беспокоятся» о том, чтобы все сделать правильно, иногда беспокоятся о том, чтобы сходить в туалет, на случай, если все «пойдет не так».
Если у вас есть еще один ребенок, ваш малыш может на короткое время «отступить» в своем обучении туалету.
Если вас беспокоит вопрос приучения к туалету, поговорите со своей детской медсестрой или врачом.
На что обратить внимание
Поговорите со своим врачом или детской медсестрой, если ваш ребенок:
- говорит не так, как вы обычно понимаете
- не использует предложения из трех или более слов
- не хочет пользоваться туалетом или боится пользоваться им
- давно боится вещей
- не может прыгать ногами вместе
- , кажется, не понимает, что вы им говорите.
Ваш ребенок уникален
Все дети разные и могут развиваться с разной скоростью.
Таким образом, если ваш ребенок не выполняет некоторые из этих действий, возможно, он «работает» над другой областью обучения и развития. Однако дети обычно развиваются по одной и той же схеме, и приятно чувствовать, что ваш ребенок развивается нормально, своим уникальным путем.
Если вас беспокоит развитие вашего ребенка или если он сильно отличается от других детей, поговорите со своим врачом или детской медсестрой. Если есть проблема, лучше обратиться за помощью заранее.
Дополнительная информация
Местная общественная, школьная или детская медицинская сестра
- Загляните в фиолетовую книгу «Все обо мне» вашего ребенка
- Посмотрите в системе поиска услуг для детских поликлиник
- Посетите ближайшую детскую поликлинику
Местный семейный врач
Линия для родителей Нгала
- 8:00–20:00 Без выходных
- Телефон: (08) 9368 9368
- За пределами метро – бесплатный звонок 1800 111 546 (бесплатно только со стационарных телефонов)
- Посетите веб-сайт Ngala (внешний сайт)
Raising Children Network
- Посетите веб-сайт Raising Children Network (внешний сайт)
Последнее рассмотрение: 22-05-2019
Благодарности
Служба охраны здоровья детей и подростков – Общественное здравоохранение (CAHS CH)
Эта публикация предназначена только для образовательных и информационных целей. Это не замена профессиональной медицинской помощи. Информация о терапии, услуге, продукте или методе лечения не означает одобрения и не предназначена для замены рекомендаций вашего лечащего врача. Читатели должны иметь в виду, что со временем актуальность и полнота информации могут измениться. Все пользователи должны обратиться за советом к квалифицированному медицинскому работнику для постановки диагноза и получения ответов на свои медицинские вопросы.
См. также
- Развитие ребенка
Проблемы с поведением в возрасте 3 лет и что является нормой
Большинство детей, которые лечатся от проблем с нарушением поведения, находятся в школьном возрасте: другие дети. Но во многих случаях эти дети демонстрируют проблемное поведение в течение многих лет, прежде чем они пойдут в школу. Признаки того, что детям дошкольного возраста может понадобиться помощь в обучении управлению своими импульсами и регулированию своего поведения, включают:
- Может быть, у них было больше — и более серьезных — истерик, чем у обычных детей их возраста
- Может быть, измученным и разочарованным родителям было очень трудно справиться с ними
- Может быть, их выгнали из дошкольного учреждения или исключили из игровые свидания
- Их поведение может мешать семейной жизни и создавать серьезное напряжение для других членов семьи
- Конфликт из-за поведения может создавать негативные отношения с родителями
- Родители могут быть обеспокоены тем, что они могут причинить вред младшим братьям и сестрам
Какие виды терапии эффективны для детей дошкольного возраста?
В этом возрасте терапия, направленная на помощь детям с проблемами поведения, сосредоточена вокруг родителей, обучая их навыкам более эффективного формирования поведения ребенка и перезагрузки семейных отношений в более позитивном ключе.
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT) : В рамках PCIT родители получают живое обучение от терапевтов за односторонним зеркалом, когда они проводят с детьми в возрасте от 2 до 7 лет серию заданий и отрабатывают методы настройки ограничивает и эффективно реагирует как на желаемое, так и на нежелательное поведение. Обучение обычно требует 14-17 еженедельных занятий.
- Обучение родителей (PMT): В PMT родителей обычно принимают без присутствия ребенка, хотя детей (от 3 до 13) можно попросить принять участие в некоторых занятиях. Терапевт обучает и моделирует навыки более эффективного преодоления проблемного поведения, а затем ролевые игры с родителями. После каждого занятия родители отрабатывают навыки дома.
- Программа позитивного воспитания (Triple P) : Triple P предназначена для лечения проблем с поведением у детей с раннего детства до подросткового возраста и для развития позитивных отношений между родителями и детьми. Его внимание сосредоточено на предоставлении родителям информации и навыков для повышения уверенности и самостоятельности в управлении поведением ребенка.
Когда следует начинать терапию?
Имеющиеся данные показывают, что дети наиболее восприимчивы к терапии, направленной на изменение поведения, до 7 лет. Чем младше дети проходят лечение, тем дольше у родителей есть этот навык для применения с ними, объясняет психолог-бихевиорист Мелани Фернандес, доктор философии. «У вас есть время, чтобы зафиксировать достижения, закрепить эти положительные типы взаимодействия, чтобы улучшить долгосрочную траекторию ребенка».
Когда маленькие дети ведут себя так, что родителей это беспокоит, им часто говорят подождать, потому что дети просто вырастут из этого. Но реальность такова, что когда дети не могут вести себя соответственно возрасту, лучше не ждать, говорит доктор Фернандес. Дети постоянно учатся, и чем дольше их неконтролируемое поведение терпится, тем прочнее оно укореняется. «Чем дольше продолжается это неадекватное поведение, — говорит доктор Фернандес, — тем труднее и напряженнее для родителей измениться».
Родители также могут беспокоиться о том, что их будут критиковать за то, что они «вертолетные родители», добавляет она. Но обучение родителей просто помогает детям, которые ведут себя разрушительно или выходят из-под контроля, научиться навыкам, которым они не научились, — сдерживать свои импульсы и эффективно реагировать на указания. Это помогает им избежать ярлыка как «проблемных» детей.
Как родитель может узнать, когда ребенку может быть полезна родительская терапия?
У всех двухлетних и трехлетних детей случаются истерики, и они могут сопротивляться родительскому руководству, отмечает доктор Фернандес. В два года для детей естественно говорить «нет» многим вещам. Поведение действительно заслуживает внимания, когда «нет» — это вы получаете только ответ , и он не изменится без большой борьбы. Что касается истерик, это вопрос частоты, но также и того, насколько они вредны. Вам может понадобиться помощь, если вы наблюдаете не только частые приступы гнева, но и полномасштабные истерики, когда ребенок расстроен, долго плачет и безутешен.
Всем родителям иногда хочется рвать на себе волосы, но вам следует подумать о помощи, когда трудное поведение становится обычным явлением, когда оно вызывает стресс в семье, когда вы начинаете впадать в депрессию или испытываете такой стресс, что вы вам не нравится ваш ребенок. Нередко родители говорят: «Я люблю своего ребенка, но это тяжело, потому что все это борьба».
Еще одним признаком проблемы является то, что вам приходится менять свой образ жизни, потому что вы не можете посещать многие места, даже места, подходящие для детей. Если вы не можете пойти в продуктовый магазин, потому что это закончится криком, плачем или дракой, возможно, пришло время обратиться за помощью.
А как насчет детей, которые не капризничают, а просто не подчиняются приказам?
Еще одна проблема — это то, что поведенческие терапевты называют «пассивным неподчинением» — когда вы шесть, семь, восемь раз говорите ребенку что-то сделать, а он просто этого не делает. Он говорит: «Еще минутка», или «Я иду», или «Я играю», или просто игнорирует вас, когда вы знаете, что он вас услышал. Это становится проблематичным, потому что школа не будет работать в будущем, если ребенок не будет выполнять требования учителей. Даже такие вещи, как переход улицы, опасны, если ребенок пассивно не подчиняется: «Пожалуйста, возьми меня за руку».
Что происходит во время обучения родителей?
Программы различаются по подходам, но их объединяет то, что родителей учат, как взаимодействовать со своим ребенком позитивным образом, соответствующим его развитию, а затем устанавливать разумные ожидания для своего ребенка и сообщать об этих ожиданиях в способ, который повышает вероятность того, что их дети будут их слушать. Родители учатся очень последовательному и предсказуемому способу доводить дело до конца, когда их дети слушают и не слушают. Они практикуются так часто, что реакция становится автоматической, поэтому они знают, как реагировать даже в сомнительных ситуациях или ситуациях, которые кажутся исключениями.