Восприятие его виды и свойства психология: Восприятие, его виды и свойства

📖 20. Основные свойства и виды восприятия. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 21. Читать онлайн

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза начиная с первого года жизни ребенка.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до сознания человека структуру предмета или явления, с которым он столкнулся в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься человеком по-прежнему как большой объект, несмотря на то что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда он стоит возле него.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимает не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если человеку предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия он постарается найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, человек тем не менее безошибочно разбирает родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичная картина характерна и для эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.  п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Восприятие как психический познавательный процесс обладает и таким свойством, как активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т.  е. не отражаются в сознании наблюдателя.

Таким образом, можно полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой человеческого сознания.

Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.


Рис. 8. Классификация основных видов восприятия

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Что такое восприятие и какие свойства оно имеет?

С самого рождения человек начинает воспринимать окружающие предметы, изучать их, смотреть, ощущать. То есть познает мир через восприятие. Вырастая и набираясь опыта, человек не перестает воспринимать информацию — он это делает на протяжении всей жизни. Но иногда люди могут воспринимать одинаковые предметы по-разному. Почему так происходит? Что такое восприятие? Из чего складывается восприятие и какие ошибки восприятия бывают? Ответы на эти вопросы вы узнаете из нашей новой статьи.

Что такое восприятие

С точки зрения психологии восприятие — это процесс познания человеком окружающей среды.

В понятие восприятия входит биологический и психический процесс, заключающийся в приеме и преобразовании информации с помощью различных рецепторов для отражения предмета или явления.

Если говорить кратко, то с помощью познания мы создаем образ объекта, предмета, окружающего явления. А помогают нам в этом органы чувств — осязание, обоняние, зрение, слух, вкус.

Пример

Знакомые нам с детства предметы — шкаф, стул мы узнаем очень быстро — нам достаточно доли секунды, чтобы объединить в процессе познания несколько признаков. А вот явления или предметы, которые нам незнакомы, мы воспринимаем дольше, нам нужно больше времени и признаков, чтобы познать явление или предмет и принять нужное решение.

Совокупность ощущений и комплексность признаков имеет отношение к процессу познания.

Важно! Ощущение — это лишь часть восприятия, так как ощущение отражает лишь отдельные свойства, а не совокупность свойств.

Свойства восприятия

Основные свойства восприятия в психологии, их особенности и значение мы приведем в таблице ниже:

Свойства

Характеристика

Активность восприятия

В определение активности включаются познавательные движения, с помощью которых человек оценивает изучаемый объект и воспринимает его. Примером является — постановка рук, движение головы, глаз, принятие удобной позы.

Избирательность познания

Это важный показатель структуры познания — когда человек выделяет один объект перед другим и наделяет его определенными преимуществами.

Предметность восприятия

К ней относится особенность индивида оценивать объект с помощью различных сведений, полученных с помощью органов чувств, то есть по отдельным предметам, которые он относит к определенной категории. Пример основного свойства восприятия с понятным выводом в психологии— человек смотрит на зеленый, круглый, гладкий предмет с характерным запахом и сладким вкусом, и понимает, что перед ним яблоко, а не лимон.

Целостность восприятия

Выражается в способности человека оценивать предмет или явление, достраивая разрозненный образ до единой, целой формы.

Константность восприятия

Благодаря этому виду, образ предмета или явления воспринимается постоянным по некоторым характеристикам, независимо от иного фактора. То есть, например, дверь всегда плоская, высокая, независимо от того, открыта она или закрыта.

Осмысленность познания

Свойство человеческого мозга наделять объект наблюдения смыслом. Лучшее толкование принимается как эталон.

В некоторых источниках еще выделяют структурность (обобщенность) — когда человек воспринимает объект как обобщенную структуру, а не разрозненно. Например, слушая музыку, мы воспринимаем всю мелодию целиком, а не отдельные ноты.

В процессе своего развития человек накапливает свой опыт и опыт поколений, поэтому при оценке предмета или явления он распознает его исходя из опыта прошлого. Так рождается категориальность восприятия.

Какие виды восприятия существуют

Существуют три главные классификации познания человеком окружающего мира — узнавания новых предметов и явлений, опознавания знакомых вещей, создание образа и единой формы.

Так, согласно первой классификации познание бывает трех видов:

  • пространственное
  • временное
  • восприятие движения

Вторая классификация делит познание в зависимости от органов чувств на:

  • зрительное
  • слуховое
  • вкусовое
  • обонятельное
  • тактильное
В момент зрительного восприятия к опознаванию предмета подключаются и другие «каналы» — слух, кинестетика и пр., а также опыт прошлого и наши знания об объекте.

Третья классификация разделяет всех людей на:

  • визуалов (преобладает зрительный тип познания)
  • аудиалов (слух развит сильнее)
  • кинестетиков (тип познания, основанный на тактильности, вкусе и ощущении)

Важно! Результатом процесса восприятия является целостный образ окружающего мира, явлений, предметов, который возникает при воздействии раздражителя на органы чувств человека.

Нарушения восприятия

Следует отметить, что познание единого объекта или его частей зависит как от индивидуальных особенностей восприятия конкретного человека, так и от других факторов, таких как прошлый опыт, негативные установки, воспитание и пр.

В психологии существует так называемые ошибки восприятия — это искажение реальности. Среди ошибок выделяют иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии — это когда мы видим реальный предмет в искаженном виде. Могут возникать из-за физических, физиологических, психологических факторов. Например, из-за хронического недосыпа, стресса или проблем с психикой. Иллюзии бывают слуховыми, зрительными, обонятельными и т.д.

Галлюцинации — тяжелая форма ошибок познания, вызванная чрезмерным употреблением спиртных напитков, наркотиками, психостимулирующими веществами и некоторыми медикаментами. Бывают также при тяжелых поражениях головного мозга, катаракте, психических заболеваниях. При галлюцинации человек видит предмет, которого в реальности нет.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы когда-либо сталкивались с ошибками восприятия, имеете свойство приписывать вещам несуществующие достоинства и недостатки. Наши психологи расскажут вам, почему так происходит, от каких факторов зависит познание, и как научится им управлять. Специалисты на связи с вами круглосуточно.

Частые вопросы

Что такое восприятие?

+

Восприятие – это процесс формирования образа предмета, явления, окружающей среды с помощью органов чувств и двигательных анализаторов (руки, глаза, тело).

От чего зависит наше познание?

+

Наше познание зависит от многих факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся: интенсивность, контрастность, движение объекта. А к внутренним — опыт, установки, потребности, склад характера и пр.

Какие есть эффекты восприятия?

+

Есть несколько эффектов познания, когда на нас действуют определенные установки. Например, эффект проекции — когда человек приписывает другому такие же качества, которыми обладает сам. Приятному собеседнику достаются положительные качества, отталкивающему — негативные. Или вот еще один эффект — эффект редукции, когда мы делаем выводы о характере человека только исходя из его внешности.

Заключение эксперта

Восприятие — это очень активный и комплексный процесс познания. Он начинается с нашим появлением на свет и заканчивается в старости. Когда взаимодействие с окружающей средой носит качественный и разнообразный характер, у человека происходит адекватное познание внешней среды. Безусловно, ошибки познания случаются, при этом важно уметь их отслеживать и понимать, чтобы правильно регулировать образы и явления.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 388

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Восприятие в психологии

Восприятие в психологии

Реклама

1 из 29

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Образование

Реклама

9000 2 Реклама

Реклама

Восприятие в психологии

  1.  ощущение  процесс, посредством которого органы чувств улавливают визуальные, слуховые и другие сенсорные раздражители и передают их в мозг;  Сенсорная информация, зарегистрированная в мозгу но не был истолкован, называется сенсация  Восприятие  процесс, посредством которого сенсорная информация активно организуется и интерпретируется мозгом  Процесс выбора, организации и интерпретации необработанные сенсорные данные в полезные умственные представления мира.
  2.  Глаза, уши, кожа, нос и язык и содержат рецепторные клетки  Эти рецепторные клетки получают и обрабатывают сенсорная информация из окружающей среды
  3.  Трансдукция: сенсорные рецепторы (глаза, уши, нос, кожа, язык) преобразуют раздражитель в нервные импульсы, посылаемые в головной мозг
  4.  К перцептивным процессам относятся:  Отбор означает выбор того, какой из многих стимулов который будет обработан. Организация включает в себя сбор информации в какой-то узор.  Интерпретация предполагает понимание закономерности.
  5.  1. 2. Ниже представлена ​​группа факторов Объективные факторы Субъективные факторы
  6. Существует ряд характеристик стимулы, воздействующие на наше восприятие. 1. Интенсивность 2. Размер 3. Отличительный и яркий 4. Движение 5. Новинка 6. Продолжительность 7. Повторение 8. Резкое изменение 
  7. 1. 2. 3. 4. интенсивность; Чем громче звук, тем больше вероятность человек должен это воспринимать. Чем ярче свет, тем скорее всего, он должен быть в фокусе восприятия. Размер; Полностраничная реклама с большей вероятностью заметнее, чем полустолбик. Отличительный и яркий; яркие и яркие вещи воспринимаются раньше, чем скучно и неясно вещи. Движение; Когда вещи внезапно останавливаются и неподвижная среда, это быстро воспринимается птицы тихо сидят на дереве не быстро воспринимается по сравнению с собирается лететь.
  8. 5. 6. 7. 8. Новинка; Воспринимается новая и новая вещь раньше, чем старая и подержанная вещь. Продолжительность; Телевидение и радио посещаются рекламные объявления большой продолжительности больше, чем краткосрочные. Повторение; Повторение заставляет нас приспосабливаться к повторный раздражитель. Резкое изменение; Любое изменение стимула условия, такие как усиление шума, часто привлекает внимание.
  9. Иногда восприятие определяется не только по физическим характеристикам раздражителей а по характеристикам воспринимающего. Это 1. Мотивы или потребности 2. Интересы и ценности 3. Прошлый опыт 4. Возраст 5. Подготовительный набор 6. Социальные и культурные факторы 
  10. 1. Мотивы или потребности; когда люди мотивированные, они склонны видеть и слышать то, что они хотят слышать. Другими словами, мы можем настроиться на то, чтобы воспринимать мир так, как соглашаться с нашими мотивами и соответствовать нашим целям. 2. Интересы и ценности; мы обслуживаем тех аспекты мира, которые относятся к нашим интересам. 3. Прошлый опыт; Большая часть нашей повседневной деятельности зависит от прошлого опыта. у нас есть научился реагировать на сигналы и символы. например, на видя на небе движущуюся линию, мы угадываем ее быть самолетом.
  11. 4. Возраст; Возраст приносит изменения в восприятии как хорошо. Ребенок воспринимает вещи по-разному пути по сравнению с молодым человеком. 5.Подготовительный набор; Это относится к человеку готовность реагировать на один вид сенсорных ввод, но не к другим видам. 6. Социальное и культурное влияние; Нормальный перцептивные переживания культуры могут привести к у его членов развиваются искажения восприятия, предложения и предубеждения.
  12. Мы воспринимаем объекты по-разному, как по сравнению с их положением в среда. Объекты могут двигаться или статический, когда мы должны воспринимать движение. Мы возможно, придется локализовать звуки и голоса в пространство вокруг нас. 1. Восприятие формы 2. Восприятие размера 3. Восприятие глубины 4. Восприятие движения 5. Восприятие времени 
  13.  Гештальтисты предложили законы организации, которые указать, как люди воспринимают форму.  Фигура и фон являются основными организационными темы для восприятия.  Рисунок воспринимается как отличное от фон.  Фигура ближе к зрителю, чем фон.  Двусторонние фигуры: фигуру и фон можно переключился
  14.  Формирование фигуры: Есть некоторые факторы что бы внести некий порядок в восприятие 1. Близость: стимулы, которые находятся рядом друг с другом, склонны группироваться 2. Сходство: стимулы, сходные по размеру, форме, цвет или форма, как правило, группируются вместе 3. Продолжение или непрерывность: восприятие стремится к простоте и непрерывности 4. Закрытие: относится к тенденции завершить фигура, так что она имеет последовательную общую форму
  15.  Объясняются три типа постоянства кратко здесь: 1. Размер Постоянство 2. Постоянство формы 3. Постоянство цвета
  16. 1. Постоянство размера:     Постоянство размеров – это тенденция воспринимать объекты в последовательным образом, несмотря на меняющиеся ощущения, которые воспринимается нашими органами чувств. визуальное постоянство играет важную роль роль в том, чтобы помочь нам успешно адаптироваться к окружающей среде. Обучение играет важную роль в развитии постоянство. Как только мы узнаем, что некоторые объекты в нашем окружающая среда имеет определенные характеристики, мы склонны воспринимать одинаково, независимо от условий, в которых которые они воспринимают. Когда мы знаем, что объект имеет определенный размер, мы склонны воспринимать его как один и тот же размер, независимо от того, насколько далеко он это от наших глаз. В постоянстве размера воспринимающий имеет возможность судить истинный или измеренный размер, независимо от вовлеченного расстояния.
  17. 2. Постоянство формы; Когда мы знаем, что объект имеет определенную форму, мы склонны воспринимать его как одну и ту же форму, независимо от угла обзора. Мы научились внести коррективы в наше восприятие зависит от того, под каким углом мы наблюдать. 3. постоянство цвета; Цвета предметов имеют тенденцию оставаться постоянным в восприятии, когда мы знать их истинный цвет. Визуальные объекты также кажутся постоянными в своей степени белизна, серость и чернота.
  18. Возможность смотреть на мир втроем размеры и воспринимать расстояние известный как восприятие глубины. «Эта способность помогает воспринимать трехмерные пространство и точно судить о расстоянии».
  19. Когда вы едете в движущемся транспортном средстве и смотрите из бокового окна, объекты, которые вы видите снаружи кажутся движущимися в противоположном направлении направление Объекты очень далеко, такие как луна и солнце, кажется, движется в одном и том же направление как зритель
  20. Восприятие движения; Движение или движение есть воспринимается, следуя за прогрессивным изменением положение объекта в пространстве во времени. В нем есть Два типа. 1. Реальное движение; Восприятие действительности движение объектов в мире называется «реальное движение/восприятие движения». 2. Видимое движение; Это движение воспринимается при отсутствии физического перемещения изображения по сетчатке. Это может быть произведено с помощью быстрая последовательность неподвижных раздражителей, свести к минимуму изменения, происходящие в реальном движение. Существует несколько видов видимых движение/движение: 
  21.    1. 2. Мы воспринимаем время в секундах, минутах и часы, которые переходят в дни недели месяцы и в годы и даже в века. Время воспринимается с точки зрения прошлого, настоящего и Будущее Восприятие времени у детей хуже, чем старейшины На восприятие времени влияют несколько факторов: Субъективные (возраст, активность, мотивация, интеллект ) Цель:

Реклама

Восприятие в психологии — экстрасенсорный мотиватор

Психолог Никита 0 Комментарии внимание, психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология

Процесс, посредством которого мы распознаем, интерпретируем или придаем значение информации, поступающей от органов чувств, называется процессом восприятия/восприятия. Интерпретируя стимулы/события, люди часто конструируют их по-своему. Это не просто интерпретация объектов и событий внешнего/внутреннего мира, как они существуют; это построение этих объектов и событий с точки зрения индивидуума.

Процесс осмысления включает в себя определенный подпроцесс

ПОДХОД К ОБРАБОТКЕ ВОСПРИЯТИЯ

Представление о том, что распознавание начинается с общего узнавания чего-либо, называется восходящей обработкой. Концепция нисходящей обработки основана на представлении о том, что процесс распознавания начинается с целого и в конечном итоге идентифицирует его различные компоненты.  Подход «снизу вверх» делает акцент на воспринимающем и рассматривает восприятие как распознавание/идентификацию стимулов.  В исследованиях было показано, что восприятие опирается на оба процесса, чтобы дать нам понимание реальности.

 Воспринимающий: человеческая раса творческая и пытается понять внешний мир своими уникальными способами. Мотивация и ожидания человека, культурные знания, прошлый опыт и воспоминания, а также ценности, убеждения и отношения — все это играет важную роль в определении того, как воспринимается внешний мир. 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ:
  • Мотивация: Потребности и желания воспринимающего сильно влияют на его восприятие. Различные средства используются людьми для удовлетворения своих потребностей и желаний. Эффективный способ добиться этого — увидеть объекты на картинке как нечто, что удовлетворит их потребности. Исследователи изучили, как голод влияет на восприятие. Человек, вызванный чувством голода, воспринимает неоднозначные картинки скорее как пищевые объекты, чем как сытые (не голодные) люди.
  • Ожидания/наборы восприятия: На восприятие также могут влиять наши ожидания относительно того, что мы можем увидеть в конкретной ситуации. Этот феномен воспринимаемого знакомства или воспринимаемого обобщения вызван нашей тенденцией воспринимать то, что мы ожидаем увидеть, независимо от того, происходит ли это на самом деле. Например: если наш молочник приходит каждое утро в 6:00, чтобы доставить молоко, любой стук в дверь в это время, вероятно, будет интерпретирован как молочник.
  • Когнитивные наборы: Это в основном последовательный способ взаимодействия с окружающей средой. Он играет огромную роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир. Люди воспринимают окружающую среду по-разному, в зависимости от их когнитивных стилей. В исследованиях наиболее широко используется когнитивный стиль «полезависимый и поленезависимый». Полезависимые люди воспринимают внешний мир целостно, в глобальном масштабе. Поленезависимые люди воспринимают внешнюю среду через разделение ее на более мелкие составляющие. CEFT (сколько треугольников).
  • Культурный фон и опыт: Различные культурные условия по-разному влияют на знания и восприятие человека. Те, кто вырос в среде без картинок, не распознают изображения. Исследование Хадсона выявило несколько трудностей, с которыми африканцы сталкивались при идентификации объектов на картинках. Существуют различные типы снега, которые эскимосы могут различать так, как мы не можем. В сибирском регионе было обнаружено, что коренные народы различают десятки разных цветов кожи, чего мы не смогли бы сделать. Эти исследования заключают, что воспринимающий имеет решающее значение для восприятия. Каждый человек обрабатывает и интерпретирует стимулы по-разному, в зависимости от личных, социальных и культурных обстоятельств. Эти факторы влияют не только на наше восприятие, но и на то, как мы их воспринимаем.

Несколько ученых пытались ответить на такие вопросы, как организация различных частей объектов в осмысленное целое или существуют ли какие-то определенные факторы, которые облегчают или препятствуют процессу организации, но наиболее общепринятый ответ был дан группой исследователей, называемых гештальт-психологами. Среди них выделялись Вольф Куанг Колер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер.

Гештальт-психологи считают, что мы воспринимаем стимулы не как отдельные элементы, а как организованные целые, имеющие определенную форму. Гештальт-психологи также указывают, что наши мозговые процессы всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры / Прагнанц. Вот почему мы воспринимаем все в организованной форме. Самая примитивная организация включает сегрегацию фигуры и фона. Например: когда мы видим птиц, летящих в небе, остаемся позади в качестве фона, поскольку птицы воспринимаются как фигуры.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ :

Социокультурные факторы играют важную роль в нашем восприятии, вызывая различия в знакомстве со стимулами и их заметности, которые, в свою очередь, создают определенные привычки перцептивных выводов между людьми. Несколько исследований показывают, что интерпретация картин людьми сильно зависит от их культурного происхождения. Обычно узнавание знакомых предметов на картинках не представляет проблемы для людей, но те, кто менее знаком с ними, испытывают трудности с интерпретацией того, что изображено.

ПОСТОЯНСТВА ВОСПРИЯТИЯ :

Стабильность восприятия окружающей среды называется константностью восприятия. Постоянство: наша склонность воспринимать физические объекты как неизменные, даже когда ощущения, которые они вызывают, меняются. Мы обычно наблюдаем три типа постоянства восприятия в нашей зрительной области:

  1. Постоянство размера: Размер изображения на сетчатке меняется по мере изменения расстояния объекта от глаза. По мере увеличения расстояния изображение становится меньше. Постоянство размера относится к тому факту, что мы склонны воспринимать объект примерно одинакового размера независимо от размера его представления на сетчатке, когда он находится близко или далеко. Согласно нескольким исследованиям, перцептивное постоянство размера возникает, когда объект и его фон не меняются вместе, тем самым сохраняя свои отношения. Постоянство размеров — основа многих зрительных иллюзий.
  2. Постоянство формы: Когда мы воспринимаем знакомые объекты, эти формы остаются неизменными независимо от изображений на сетчатке, которые меняются в результате их ориентации.
  3. Постоянство яркости: Зрительные объекты кажутся постоянными не только по форме и размеру, но и по степени белизны, серости или черноты, даже если количество отраженной от них физической энергии сильно различается. Таким образом, несмотря на изменения в количестве света, отражаемого в наши глаза, наше восприятие яркости не меняется. Свойство сохранения кажущейся яркости при изменении освещенности называется постоянством яркости.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ГЛУБИНЫ/РАССТОЯНИЯ :
  • Пространство : Поле зрения/поверхность, в котором существуют, перемещаются/могут располагаться объекты. Среда, в которой мы живем, трехмерна. Мы воспринимаем как пространственные атрибуты объектов (такие как их размер, форма, направление), так и расстояние между ними. Несмотря на то, что наша сетчатка проецирует изображения в двух измерениях (левое, правое, верхнее, нижнее), мы по-прежнему воспринимаем пространство как трехмерное. Это происходит, когда мы преобразуем 2D-изображение сетчатки в 3D-изображение.
  • Восприятие расстояния/глубины: Процесс видения слов в 3D. Глубокое восприятие необходимо для каждого аспекта нашей жизни. Например, мы используем глубину во время вождения, чтобы измерить расстояние до приближающегося автомобиля. Восприятие глубины зависит от двух источников информации, а именно от сигналов .
    • Бинокулярные сигналы : Некоторые важные сигналы для восприятия глубины в трехмерном пространстве обеспечиваются обоими глазами. Три из них оказались особенно интересными:
      1. Ретинальное/бинокулярное несоответствие:  Это происходит из-за того, что два глаза находятся в разных положениях в нашей голове. Расстояние по горизонтали между ними около 6,5 см. Именно благодаря этому расстоянию сетчатка каждого глаза формирует немного отличающееся изображение одного и того же объекта. Это называется диспаратностью сетчатки. Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как удаленный объект, потому что для удаленных объектов несоответствие меньше, а для близких — больше.
      2. Схождение: Всякий раз, когда мы видим близлежащий объект, наши глаза сходятся вовнутрь, перенося изображение в центральную ямку каждого глаза. Мышцы передают в мозг информацию о том, насколько внутрь повернуты глаза, и мозг интерпретирует эти сигналы как подсказки к восприятию глубины. Когда наблюдатель удаляется от объектов, степень конвергенции уменьшается. Если вы держите палец перед носом и медленно приближаете его к носу, вы почувствуете конвергенцию. Вы воспринимаете объект в пространстве как более близкий, если ваши глаза сведены или обращены внутрь.
      3. Аккомодация: Это относится к процессу, посредством которого цилиарная мышца фокусирует изображение на сетчатке. Изменяет толщину хрусталика глаза. Мышца расслабляется, если предмет удаляется (более чем на 2 метра). Повышенная близость заставляет мышцы сокращаться, а толщина хрусталика увеличивается. Сигналы, посылаемые мышцами, передаются в мозг, который использует эту информацию для расчета расстояний.
    • Монокулярные сигналы (психологические сигналы/изобразительные сигналы): Позвольте нам видеть глубину одним глазом .A нет. сигналов используются для преобразования 2-мерного изображения в 3D-восприятие. Они эффективны, когда объекты просматриваются только одним глазом. Эти реплики часто используются художниками, чтобы вызвать глубину в двухмерной живописи художников (живописные реплики). Некоторые монокулярные признаки:
      1. Относительное постоянство размера: Тенденция воспринимать физические объекты как имеющие постоянный размер, даже когда размер изображения, которое они создают на сетчатке, изменяется. Размер изображения на сетчатке позволяет нам судить о расстоянии на основе нашего прошлого и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Когда мы склонны воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
      2. Интерпозиция/перекрытие: это происходит, когда один объект закрывает нам вид на другой. Когда один объект полностью виден, а другой частично закрыт им, первый объект воспринимается как более близкий. Эти сигналы возникают, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, закрывающий его, кажется более близким.
      3. Линейная перспектива: Расстояния, разделяющие изображения удаленных объектов, кажутся меньшими. Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Пример: параллельные линии, такие как железнодорожные пути, кажутся сходящимися с увеличением расстояния с точкой схода на горизонте. Чем больше сходятся линии, тем дальше они кажутся.
      4. Вид с воздуха: воздух содержит микроскопические частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой. Например: далекие горы кажутся синими из-за рассеяния синего света в атмосфере, тогда как те же горы воспринимаются ближе, когда атмосфера чистая.
      5. Свет и тень: на свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени предоставляют нам информацию о расстоянии до объекта.
      6. Относительная высота: более крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а более мелкие — как более удаленные. Когда мы ожидаем, что два объекта будут одинакового размера, а это не так, больший из двух будет казаться ближе, а меньший — дальше.
      7. Градиент текстуры: Градиент — это непрерывное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. В некоторых ситуациях мы можем использовать непрерывную градацию текстуры в поле зрения как ключ к глубине. Области, расположенные ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру и много деталей; по мере увеличения расстояния текстура становится все тоньше и тоньше. Эта непрерывная градация текстуры дает глазу и мозгу информацию, которую можно использовать для создания опыта или восприятия глубины.
      8. Параллакс движения/движение: это кинетический монокулярный сигнал, поэтому он не считается изобразительным сигналом. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекий объект кажется движущимся медленнее, чем близкий объект. Скорость движения объекта соответствует расстоянию до него. Например: когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «по» направлению автобуса.

ИЛЛЮЗИИ :

Восприятие не всегда точно. Иногда нам не удается правильно интерпретировать сенсорную информацию. Это вызывает несоответствие между физическими раздражителями и их восприятием. Неверные представления, возникающие в результате неверной интерпретации информации, поступающей от наших органов чувств, называются иллюзиями.  Люди испытывают их в результате внешних раздражителей, что приводит к одинаковым переживаниям. Таким образом, иллюзию также называют «примитивной организацией». Несмотря на то, что иллюзии можно испытать в любом чувственном режиме, психологи чаще изучали их в визуальном, чем в других видах чувств.

Некоторые иллюзии восприятия универсальны и встречаются у всех людей (железнодорожные пути). Эти иллюзии называются универсальными иллюзиями/постоянными иллюзиями, поскольку они не меняются с опытом или практикой. Некоторые другие иллюзии, кажется, варьируются от человека к человеку, поэтому они называются личными иллюзиями.

  • Геометрическая иллюзия: В иллюзии Мюллера Лайера все мы воспринимаем линию A как более короткую, чем B , хотя обе линии равны .

                         _______________     A       

                    B   _______________

Эту иллюзию испытывают даже дети. Есть некоторые исследования, которые предполагают, что даже животные испытывают эту иллюзию более или менее так же, как мы. Иллюзии вертикальных и горизонтальных линий. Хотя обе линии равны, мы воспринимаем вертикальную линию как более длинную, чем горизонтальную.

  • Иллюзия видимого движения:  Иллюзия возникает, когда неподвижные изображения проецируются с соответствующей скоростью одно за другим.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts