Категория возраста
16.12.2011
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.
Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.
Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.
е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t — отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.
В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых — Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.
Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.
Ключевые слова: Возраст
Источник: Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Материалы по теме |
---|
Структура возрастного кризиса Марцинковская Т.Д., Психология развития |
Тридцатилетие: кризис неоправданных надежд Титаренко Т.М., Испытание кризисом |
Методики определения психологического и социального возраста Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Интеллект в пожилом возрасте Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология |
Возрастное развитие психики Коломинский Я.Л., Основы психологии |
Возрастные особенности творчества Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010… |
Возрастная динамика завистливости Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014 |
Характеристика подросткового возраста Крутецкий В.А., Психология подростка |
8.2. Основные понятия возрастной психологии
8.2. Основные понятия возрастной психологии
Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Антропогенез – развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем.
Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст – генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.
Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно — количественных признаков.
Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.
Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.
Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.
Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.
Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Социальная ситуация развития – складывающееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.
Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).
Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Безусловный рефлекс – относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.
Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.
Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.
Зрительное сосредоточение – проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.
Слуховом сосредоточении – проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.
Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.
Комплекс оживления – бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.
Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.
Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.
Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.
Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.
Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.
Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
Предметно — манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.
Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).
Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».
Внешнее «Я — сам» ‑ одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.
Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).
Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.
Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.
Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.
Своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Протест-бунт – частые конфликты с родителями.
Деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.
Обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.
Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.
Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).
Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.
Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.
Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.
Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.
Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.
Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.
Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.
Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.
Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.
Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.
Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.
Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.
Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.
Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.
Действия восприятия – выделяют три основных вида:
идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;
отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;
моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.
Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.
Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.
Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.
Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.
Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.
Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.
Кризис 7 лет по Л.И. Божович – период рождения социального «Я» ребенка.
Младший школьный возраст – период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.
Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.
Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.
Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.
Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.
Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.
Рефлексия – способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.
Моральные (нравственные) чувства ‑ высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
Произвольность и осознанность психических процессов – новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.
Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.
Мотив – побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Мотив достижения успеха ‑ потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотивация избегания неудачи – стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.
Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.
Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.
Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.
Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.
Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) – новообразование сознания, через которые подросток сравнивает себя с другими(взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности.
Негативная идентичность – тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытка найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.
Предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др.
Маргинальная личность – личность, принадлежащая двум культурам.
Личностная рефлексия – важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
«Я — концепция» ‑ относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.
Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.
Идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.
Динамическое Я – то, каким субъект намерен стать.
Фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать. Если бы это оказалось возможным.
Гипотетико-дедуктивное мышление – фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью.
Формирование психосексуальной зрелости в юности – биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.
Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации.
Социальные половые роли – социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.
Полоролевое поведение – поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное ни них.
Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Самосознание в юношеском возрасте – самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.
Мировоззренческий поиск – социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Жизненный путь человека – процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.
Критерии ценности жизненного пути – психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентация ценностных установок.
Социальное время – совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.
Социальный ритм – насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.
Поколение – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.
Возрастная когорта – группа людей, родившихся в одном определенном году.
Внутренняя свобода личности – способность личности принять себя как целостность и найти наиболее подходящий путь для самореализации.
Кризис идентичности – некоторая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы и т.д.
Геронтология – наука, изучающая процесс и историю старения с биологической, химической, физической и психологической точек зрения.
Старение – комплекс изменений, происходящих в организме с течением времени и наиболее заметных именно в преклонном возрасте.
Акме – «цветущая сила» ‑ вершина физических возможностей человека, высшая ступень, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».
Зрелость (взрослость) – наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение задач, важных для той или иной социальной сферы и включающая мотивацию этой деятельности, специфические приемы и способы выполнения производственных операций.
Зрелая личность – физическая и психическая зрелость личности, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли – это его личностная зрелость, которая проявляется в отношениях.
Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Гетерохронность развития – (неравномерность) несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.
Феномен «опустевшего гнезда» ‑ период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.
Симбиотические отношения – такого рода отношения возникают в семьях, где мать одна воспитывает ребенка или, имея мужа, не удовлетворена браком и всю свою нерастраченную любовь «обрушивает» на сына (дочь).
Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.
Климактерий – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин.
Феномен «эмоционального сгорания» ‑ эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.
Психологический возраст — CEOpedia | Управление онлайн
Из CEOpedia | Управление онлайн
Пространства имен
- Page
- Обсуждение
Подробнее
- Подробнее
- Языки
Действия
- Просмотр Источник
- А.
См. также - Навыки и компетенции
- Отрицательная мотивация
- Отношения и поведение
- Барьеры для общения
- Социальная связь
- Корреляционное исследование
- Теория цели пути
- Уровни обучения
- Социальный стиль
Психологический возраст — субъективное самовосприятие собственного возраста. Другими словами, насколько старым человек себя чувствует, ведет себя и действует. Психологический возраст не обязательно должен быть равен хронологическому возрасту, то есть возрасту с момента рождения.Например, во многих случаях люди в возрасте 70 лет ощущают себя 40-летними, а то и 20-летними. Разница между хронологическим возрастом (календарным возрастом) и психологическим возрастом (возрастом, в котором себя чувствуешь) имеет решающее значение как с точки зрения формирования целевых групп для маркетинга, так и процессов управления человеческими ресурсами. В исследованиях Джеймса Э. Биррена понятие психологического возраста шире и целостнее . С одной стороны, он согласен с тем, что психологический возраст — 9 лет.0066 коррелирует с биологическим и социальным возрастом
, но, с другой стороны, психологический возраст — это понятие, которое включает «использование адаптивных способностей памяти, обучения, интеллекта, навыков, чувств, мотиваций и эмоций для осуществления поведенческого контроля или саморегуляции». [1] .Возрастная концепция рабочих
Чтобы понять, почему так важно указывать психологический возраст, нам следует шире взглянуть на пять различных подходов к концептуализации старения рабочих, представленных Стернсом и Доверспайком [2] [3] :
- Хронологический возраст относится к календарному возрасту. В данном случае мы различаем сотрудников по их календарному возрасту. Хотя термины «молодой сотрудник» и «старший сотрудник» очень расплывчаты, указывается, что пожилые сотрудники могут обозначать людей даже в возрасте от 40 до людей старше 75 лет и старше.
- Функциональный возраст или возраст, основанный на производительности
- Психосоциальный или субъективный возраст это субъективное представление о том, сколько вам лет, к какой возрастной группе вы себя отождествляете и сколько вам лет. Здесь важна социальная обусловленность и восприятие данного возраста в плане самоидентификации своего возраста. В зависимости от отображаемого отношения и поведения сотрудник может быть назначен и отнесен к определенной возрастной категории. Те же самые отношения, которые он строит с другими сотрудниками, показывают, сколько лет он хочет, чтобы его взяли, и сколько лет он себя чувствует. Кроме того, социальные нормы, сложившиеся в данной группе сотрудников, и их восприятие момента, когда с кем-то начинают обращаться и вести себя как со старым человеком.
- Организационный возраст — это старение людей на рабочем месте с точки зрения трудового стажа и организационного рабочего процесса. Это может также относиться к этапу карьеры сотрудника и возрастным стандартам, преобладающим в организации.
- Концепция продолжительности жизни возраста имеет много общего в представленных выше подходах, построенных с точки зрения возраста. Что отличает этот подход, так это возможность изменения поведения в каждый момент жизни. «На это поведенческое изменение могут повлиять три набора факторов: нормативные, возрастные биологические и/или экологические детерминанты, которые тесно связаны с возрастом; нормативные, исторически градуированные влияния, связанные с возрастной когортой, и ненормативные уникальные карьерные и жизненные изменения. Чтобы отразить уникальное влияние подхода, основанного на продолжительности жизни, возраст лучше всего измерять по жизненному этапу или по семейному положению».
Измерение возраста
Когда мы думаем об измерении возраста, сначала подумайте о том, чтобы спросить кого-нибудь: «Сколько вам лет?» или «Какая дата вашего рождения?» но при разном подходе возраста мы можем заметить, что этого недостаточно. Конечно, с одной стороны, эти вопросы необходимо задавать, поскольку хронологический возраст является неотъемлемым элементом других возрастных понятий, с другой стороны, их недостаточно. По мере взросления переменная календарного возраста может становиться все менее и менее важной. С другой стороны, значение приобретают другие подходы, такие как подход к психологическому возрасту. Это следует учитывать в маркетинговой деятельности, а также в управлении человеческими ресурсами.
Сноски
- ↑ Биррен Дж. Э., Шрутс Дж. Дж. Ф. (1988)
- ↑ Доверспайк Д., Стернс, Х.Л. (1989)
- ↑ Коой Д., Ланге де А., Янсен П., Диккерс Дж. (2008)
Ссылки
- Birren J.E., Cunningham W. R. (1985), Исследование психологии старения: принципы, концепции и теория. В Handbook of Aging and Psychology , JE Birren, KW Schaie, New York.
- Биррен Дж. Э., Дойчман Д. Э. (1991), Руководство автобиографической группой для пожилых людей: исследование ткани жизни , издательство Университета Джона Хопкинса, Лондон.
- Инфельд Д.Л. (2002), Социология старения: дисциплинарные подходы к старению , Тейлор и Фрэнсис, Нью-Йорк, стр. 330.
- Kitheka M. (2013), Влияние уровня должности и хронологического возраста на мотивацию сотрудников The Kenya Utalii Hotel , Университет Найроби, Найроби.
- Kooij D., Lange de A., Jansen P., Dikkers J. (2008), Мотивация пожилых работников продолжать работать: пять значений возраста , «Журнал управленческой психологии», Vol. 23, № 4.
- Lange de A., Taris T., Jansen P., Smulders P., Houtman I., Kompier M. (2006), Возраст как фактор связи между работой и психическим здоровьем: результаты лонгитюдного исследования TAS , «Психология гигиены труда: европейские взгляды на исследования», Vol. 1.
- Питери Г.А. (2015), Сдерживающая роль хронологического возраста в отношениях между психологическим возрастом и аспектами здоровья: лонгитюдный анализ , Коннектикутский университет, Сторрс.
- Сеттерстен Р.А., Майер Дж.К.У. (1997), Измерение возраста, возрастное структурирование и жизненный путь , «Ежегодный обзор социологии», Vol. 23.
- Штаудингер У.М. (2015), Образы старения вне и внутри перспективы , «Ежегодный обзор геронтологии и гериатрии», Vol. 35, №1.
- Стернс Х.Л., Доверспайк Д. (1989), Старение и процесс переподготовки и обучения в организациях , «Обучение и развитие в рабочих организациях», Джосси-Басс, Сан-Франциско.
- СтернсХ.Л., Миклош С.М. (1995), Стареющий работник в меняющейся среде: организационные и индивидуальные вопросы , Журнал профессионального поведения, Vol. 47, № 3.
- Уотинен В. (2005), Мне столько лет, сколько я себя чувствую Субъективный возраст взрослых финнов , Университет Ювяскюля, Ювяскюля.
- Витковски С.А., Богна Б. (2017), Психологические и организационные аспекты управления возрастом в организациях , «Менеджмент», Том 21 №1.
Автор: Габриэла Лупа
Периоды развития | Психология развития
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию делят продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
- Смерть и умирание
Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитиеПроисходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.
Младенчество и детствоФото Мэтью Пельца, CC-BY
Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели, на фото выше — любящая бабушка, также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.
Раннее детствоФото предоставлено Уолтером де Марией
Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, следующих за детством и предшествующих школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Фото предоставлено Pink Sip
Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.
Подростковый возраст
Фото предоставлено Overstreet
Подростковый возраст – это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.
Раннее взросление
Фото предоставлено Джошем Греем
Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.
Среднее взросление
Возраст от 30 до 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).
Поздняя взрослостьФото предоставлено Overstreet
Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах. Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным. «Старые старики» остаются продуктивными и активными, а большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск болезней старческого возраста, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (как джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).