Отличие научной психологии от житейской психологии
Чем отличается научное психологическое знание от житейского и почему разговор с психологом является более эффективным, а сессии правда помогают?
Корни психологии исходят из тех наук, которые существовали задолго до становления первых психологических школ и возникновения первых подходов. Психология соотносится и работает в разрез с другими науками, такими как социальные (социология, культурология, история), естественные (физика, химия, биология) и философские. Психология – наука, которая появилась достаточно недавно, но тем не менее прошла довольно длинный и тернистый путь перед тем, как выделилась в отдельное научное направление.
Так в чем же отличия научной психологии от житейской?
Источник
В житейской психологии главным источником знаний является личный опыт, без какой-либо доказательной базы. Как нам известно, каждый человек имеет разный жизненный опыт и свое личное мнение на ту или иную ситуацию.
Источником научной психологии является результат применения научных методов, существующая доказательная база, в соответствии с тем подходом, который использует психолог в своей работе. Научная психология, как и любая наука, склонна к обобщениям.
Содержание
Житейская психология руководствуется явно наблюдаемыми фактами, некими произошедшими ситуациями, той информацией, которая уже известна о другом человеке. Психолог же учитывает внутренние устойчивые закономерности психики и помогает понять, почему человек повел или почувствовал себя тем или иным образом в какой-то жизненной ситуации, в то время, когда ваш знакомый только лишь может предположить это, исходя из того, что он о вас знает, не имея возможности должным образом провести диагностику и анализ.
Методы
В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии эти методы дополняются экспериментом.
Суть экспериментального метода заключается в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а сам вызывает это явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется данное явление. С введением в психологию экспериментального метода (открытие первой экспериментальной лаборатории в конце прошлого века) психология оформилась как самостоятельная наука.
Общение
Ваш знакомый общается с вами тем образом, к которому вы уже привыкли. Психолог может использовать некоторые понятия, которые вам разъясняет, подстраивает план вашей встречи, диалог и тембр голоса таким образом, чтобы создать для вас безопасное пространство, внутри которого вы будете чувствовать комфортно и говорить и том, что вас по-настоящему волнует
Советы
Психолог никогда не дает советов даже хотя бы потому, что это противоречит этике его работы. Суждения психолога безоценочны, он помогает вам самим прийти к тем умозаключениям, которые помогут найти ответ на существующий вопрос, изменить качество жизни.
Преимущество, научной психологии состоит в том, что она обладает обширным, разнообразным и порой уникальным фактическим материалом, недоступным во всей своей полноте ни одному носителю бытовой психологии. Этот материал накапливается и осмысливается, в том числе и в специальных отраслях психологической науки, таких как психология развития, психология образования, патопсихология и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными этапами и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и заболеваниями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационной перегрузки или, наоборот, монотонности и информационного голода и т.д., психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы любого механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Виды Психологических Знаний Реферат – Telegraph
>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<
Виды Психологических Знаний Реферат
Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие «душа» теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.
Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология «, — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.
Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.
Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).
Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).
В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.
Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.
Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).
На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).
Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.
Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».
Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.
Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.
2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.
3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.
5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.
6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 246-250.
7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.
8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.
9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.
10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.
11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 185.247.143.45 (0.008 с.)
Нужна помощь с учебой?Наши эксперты готовы помочь!
Глава 1. Виды психологических знаний
Виды психологических знаний — Скачать Реферат — Рефераты…
Основные виды психологических знаний.
Глава 1. Виды психологических знаний
Система отраслей психологического знания. Курсовая работа…
Реферат Ожоги Степени Первая Помощь
Сложное Движение Точки Реферат
Поддержка Инноваций В Рк Курсовая
Тема Суда В Пьесе Гроза Сочинение
Rainbow 6 Класс Контрольные Работы
8 Преимущества изучения психологии для приятной жизни
Может ли изучение психологии помочь вам в повседневной жизни? Абсолютно. Вот 8 хороших способов, которыми изучение психологии приносит пользу лично вам.
Мы опросили выпускников факультетов психологии, чтобы выяснить преимущества изучения этого предмета в университете на протяжении всей жизни. Эти 8 лучших преимуществ были определены. Все они могут помочь вам в обычной повседневной жизни. И они могут помочь вам на протяжении всей вашей карьеры — даже если вы не станете профессиональным психологом.
1. Навыки общения с людьми
Изучение психологии, даже в онлайн-режиме, дает вам преимущество в общении с друзьями, семьей, коллегами, работодателями и даже в романтических отношениях. У вас больше шансов достичь гармонии и взаимного удовлетворения.
Академические курсы знакомят с важными понятиями и инструментами. Вскоре вы обнаружите, что собираете кусочки вместе, чтобы лучше управлять своими межличностными взаимодействиями. Позитивные отношения являются ключом к счастью, равновесию и общему улучшению качества жизни.
Помните, что область психологии посвящена пониманию и объяснению человеческого поведения — почему мы думаем, чувствуем и ведем себя так, а не иначе — и как жизненные обстоятельства влияют на людей. Вникание в мотивы и намерения других помогает вам развивать навыки межличностного общения. Вы лучше взаимодействуете с людьми в любых ситуациях.
2. Стратегии успеха
Еще одним преимуществом является то, что вы разрабатываете стратегии личного роста и успеха. Это должно быть результатом вашей учебы — если вы обращали внимание и связывали учебу с личной жизнью.
Изучая психологию, вы сможете создать платформу для личного роста и развития. Вы естественным образом начинаете лучше осознавать свои собственные мысли и убеждения, то, как вы видите себя, и то, как эти познания влияют на вашу повседневную жизнь. Таким образом, вы лучше подготовлены к разработке стратегий и привычек, которые приведут вас к большему жизненному успеху.
Представьте себе человека, который принял неверное инвестиционное решение, потому что прочитал рекламную статью, в которой подчеркивались потенциальные выгоды, но замалчивались недостатки. Это пример психологического эффекта предвзятости кадрирования; под влиянием способа представления информации, а не сосредоточения внимания на содержании.
Чтобы преуспеть в своих инвестициях и других финансовых решениях, вам не следует ничего делать, не изучив как риски, так и возможные выплаты с использованием нейтральных источников. Хорошие инвесторы должны быть способны быть объективными и проводить беспристрастные исследования.
3. Персональная терапия
Вы можете преодолеть свой ужасный страх перед клоунами, пауками или чем-то еще после изучения психологии. На самом деле, изучая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), вы получаете инструмент самопомощи для исправления всевозможных моделей негативного мышления. Например, вы можете использовать его, чтобы уменьшить беспокойство.
КПТ — важная терапевтическая техника, с которой вы знакомитесь на курсах психологии. Немного попрактиковавшись, вы научитесь применять CBA самостоятельно, когда это необходимо. Хотя курсы психологии на уровне бакалавра не углубляются в лечение расстройств, вы узнаете некоторые основы когнитивно-поведенческой терапии и ее применения.
У всех нас время от времени возникают негативные мысли. КПТ фокусируется на замене негативных мыслей и реакций более позитивными альтернативными мыслями и поведением. КПТ учит, что наши мыслительные процессы формируют то, как мы себя чувствуем, ведем себя и даже наши отношения с другими людьми.
Со временем и практикой мы можем внедрять и закреплять позитивные мысли и модели реагирования. Со временем они становятся неотъемлемой частью нашего когнитивного репертуара. Польза от улучшения мыслительных процессов может быть огромной. Доказано, что люди, которые позитивно воспринимают окружающую среду, ведут более здоровую и успешную жизнь.
4. Навыки решения проблем
Ваши навыки решения проблем улучшаются благодаря изучению психологии, что означает, что вы лучше справляетесь с жизненными обстоятельствами, достигаете личных целей и добиваетесь успеха.
Изучение психологии учит рассматривать проблемы с разных точек зрения, что жизненно важно для поиска наиболее эффективных и выгодных решений. Психология учит вас думать о том, как вы думаете. Это дает большое преимущество при столкновении с жизненными проблемами и принятии решений. У вас больше шансов сделать выбор обдуманно и обдуманно, чтобы преодолеть любые нежелательные предубеждения и привычки, которые есть у всех нас.
5. Концептуальное мышление
Если вы хотите стать лучше мыслить, изучение психологии — хороший способ сделать это. Знакомство с научными принципами психологии помогает вам думать, задавать вопросы и рассуждать как ученый. Ваши аналитические и логические способности будут усилены.
Процесс обучения происходит не только в классе. Постепенно вы начнете делать наблюдения и применять полученные знания в общении с другими. Это позволяет вам увидеть и испытать многие теории человеческого поведения в реальных сценариях.
6. Навыки общения
Выпускники факультета психологии обладают хорошими навыками общения, которые можно применять во многих ситуациях. Например, вы можете лучше понять, как написать убедительное заявление о приеме на работу, гладко пройти собеседование или эффективно представить себя новой группе людей.
Улучшение навыков общения происходит по двум основным причинам. Во-первых, вы получаете возможность развивать свои навыки письма и презентации в ходе курса. Во-вторых, мышление психолога помогает вам направлять свои сообщения, чтобы получить те ответы, которые вы хотите. Выпускников часто нанимают на маркетинговые должности из-за их способности достигать аудитории и влиять на нее.
7. Навыки обучения поведению
Изучение психологии также дает преимущество в качестве тренера по поведению, независимо от того, хотите ли вы обучать свою собаку, ребенка, супруга или даже самого себя.
Учащиеся начинают понимать, как люди и животные могут учиться (и разучиваться) поведению, в том числе то, как возникают (или подавляются) страхи. Эти вещи происходят посредством процессов обусловливания и/или подкрепления.
Изучение психологии поможет вам понять, почему люди убегают, когда видят насекомое, почему наше сердце начинает учащенно биться, если мы слышим громкий шум, или почему некоторые люди боятся полета или высоты. В университете или колледже у вас, вероятно, будет по крайней мере один или два курса, которые познакомят вас с классическим и оперантным обусловливанием. Это два основных процесса, которые способствуют обучению.
8. Техники запоминания
Еще одним преимуществом психологии, которое может быть полезным при подготовке к экзамену или презентации на работе, является знание техник запоминания.
Курсы психологии обучают студентов процессу приобретения и использования памяти, а также методам улучшения памяти. В программе на получение степени у вас, вероятно, будет хотя бы один модуль, в котором вы изучаете неврологические основы памяти и способы консолидации и извлечения памяти.
715
АКЦИИЛаборатория СМИ и психологии повседневной жизни (MaPiEL)
Лаборатория исследователей СМИ и психологии повседневной жизни (MAPiEL) интересует широкий круг вопросов об отношениях между СМИ и людьми.
Мы изучаем опыт увлечения историями и отождествления с персонажами, а также то, как это влияет на важные отношения и поведение. Мы изучаем, как социальная идентичность и жизненный опыт мотивируют наше использование средств массовой информации и влияют на наше восприятие развлекательного контента. Во всем этом мы отдаем приоритет изучению тем, связанных с личным и общественным благополучием.
Текущие проекты включают:
- Использование средств массовой информации и благополучие пожилых людей
- Использование средств массовой информации пациентами педиатрии для навигации по их пребыванию в больнице
- Роль реализма в повествовательном убеждении
- Понимание взаимодействия аудитории с телевидением в эпоху потокового вещания (т. е. «запойного просмотра»)
- Мотивация геймеров к волонтерству и благотворительности
Вовлечены
Если вы заинтересованы в продолжении работы на уровне выпускника в лаборатории MAPiEL, следуйте обычным процедурам подачи заявок в Департамент коммуникаций и СМИ.
Студенты бакалавриата — важная часть лаборатории! Студенты любой специальности могут подать заявку на работу над нашими проектами по программе UROP. Заявки принимаются через офис UROP, и заявки обычно подаются летом перед академическим семестром.
Также можно присоединиться к лаборатории в качестве волонтера или пройти исследовательский курс или написать диссертацию (в области коммуникации и СМИ или психологии). Студенты, желающие пройти исследовательскую работу или диплом с отличием, должны соответствовать требованиям и условиям зачисления, установленным либо Департаментом коммуникаций и СМИ (для специальностей коммуникации и СМИ), либо Департаментом психологии (для специальностей психологии). Младшие и старшие студенты бакалавриата по коммуникациям и средствам массовой информации в Университете М могут проводить исследования через Comm 322: Исследовательский практикум для студентов под руководством факультета, Comm 441: Независимое чтение или Comm 442: Независимое исследование.
Студенты, заинтересованные в получении дополнительной информации о лаборатории и работе, которую мы делаем, всегда могут «присутствовать» на собрании. Пожалуйста, свяжитесь с доктором Дал Сином или аспирантом из лаборатории, чтобы договориться.
Контактная информация
Адрес электронной почты
sdalcin@umich.