Переходный возраст у мальчиков симптомы: Мальчики-подростки на старте переходного возраста – Центр Знаний

Кризис подросткового возраста — причины, симптомы, стадии, последствия, лечение

Один из наиболее сложных периодов развития человека — подростковый. Он сочетает в себе дерзость и агрессию, чрезвычайную ранимость и невиданный эгоизм, легко появляющуюся психологическую зависимость и слепую веру в кумира. Это тот возраст, когда бесценный родительский опыт теряет свое значение и целиком отвергается.

Постоянная готовность к бунту, желание выделиться и дистанцироваться от родителей сопровождаются бурей противоречий. Этап формирования собственного “я” сопровождается не только переосмыслением собственных поступков и действий, а зачастую и явным противостоянием со взрослыми. Глубокие внутренние проблемы выходят за границы дозволенного и становятся источником многих форм отклоняющегося (девиантного) поведения и разнообразных нарушений личности.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис — особый период жизни человека, который характерен для перехода от возраста младшего школьника к младшему подростку.

Российские психологи относят его к 13 годам. Точный возраст может изменяться индивидуально и зависит от влияния многих факторов окружающей среды.


С точки зрения психологии подростковый кризис наблюдается постоянно в течение всего подросткового периода, и протекает непрерывно с 11 лет до 21 года.


Основной признак подросткового возраста — перестройка личности как на физическом, так и на психологическом уровне. Большинство исследователей считают, что подростки проходят несколько периодов развития, во время которых они решают 4 основные проблемы.

Отделение от родителей (стадия Я)

Иначе эту задачу называют сепарацией. Она ярко выражена у молодых людей в 10-12 лет.

На физическом уровне происходят немалые изменения:

  • начинается половое созревание;
  • активируется работа желез внутренней секреции;
  • начинают ускоренно расти мышцы;
  • укрепляется скелет, увеличиваются длина костей и рост;
  • появляется запах от тела и т. д.

Происходящие перемены часто пугают ребенка, иногда просто злят. Каждый день ему приходится мириться со своими новыми формами, реагировать на замечания окружающих о своей неуклюжести, непропорциональности.

Одновременно с телесными изменениями происходит глубокая перестройка мышления и взаимоотношений с родителями и сверстниками:

  • отец и мать неожиданно утрачивают авторитет, перестают играть роль основных фигур в жизни;
  • в поиске психологической защиты появляется агрессия — наиболее простой механизм реагирования, а также его различные формы — непослушание, бойкот, вызывающее поведение, дерзость в общении и др.;
  • эпизоды агрессии периодически сменяются регрессией, т.е. возвращением к младшему возрасту, когда подросток становится плаксивым и раздражительным, его мучают страхи и чувство одиночества.

Сепарация — вариант нормы, это особенность подросткового кризиса. Основная задача молодого человека и еще ребенка в это время — вырваться из родительской зависимости, пока только в психологическом отношении, научиться находить и высказывать собственное мнение по любому важному вопросу.

Если решить задачу не удается, то отделиться от родителей не получается, не получается и заявить о своем “я”. Подростку затруднительно сказать фразы типа “я решил”, “я сделаю”. Самостоятельно он ничего решить не может и продолжает полностью зависеть от родителей.

Впоследствии такая зависимость сохраняется. Человек боится что-либо изменить в быту, привычках, живет вместе со старшими и не пытается создать собственную семью. Если она все-таки образуется, такой взрослый супруг или супруга уходят от принятия собственных решений, перекладывают на других ответственность за каждый сделанный шаг.

Досада по поводу окончания детства мешает учиться, общаться с друзьями. Подросток обращается к нестандартным ощущениям — просматривает фильмы ужасов, рисует черепа, фантазирует на темы страха и смерти. Он может часами неподвижно лежать и отказываться разговаривать либо увлекается бессмысленными экстремальными занятиями вроде прыжков с крыши на крышу, слушает необычайно громкую музыку.

Наиболее важно в этот период не пропустить настоящую депрессию. В подростковом возрасте она может быть особенной: на фоне внешней бурной радости, активных занятий истинные чувства прячутся где-то очень глубоко в душе, и неожиданно для всех при видимом благополучии появляются суицидальные попытки.

Индивидуализация (Кто я?)

Очередная проблема подросткового кризиса в 12-14 лет — изменение собственного “я”. Подросток пытается конкурировать уже не с мамой или папой, а со сверстниками, начинает ощущать свою половую принадлежность.

У девочек и мальчиков этот период проходит по-разному. Взросление в этот период зависит от позиции родителей, их скрытого насилия по отношению к ребенку. Юноша пытается почувствовать себя мужественным. Его переполняют чувства гнева и отрицания, он пробует алкоголь, сигареты, при этом ощущает себя независимым и совершенно автономным, отличающимся от сверстников.

Не менее важным вопросом в этот период становится поиск своего образа, роли в жизни. “Какой я?— спрашивает юноша. — Как мне быть хорошим для всех вокруг?” Собственного образа еще нет, зато есть подсказка — нужно научиться подстраиваться под всех.

Поскольку стать хорошим для родителей, сверстников и учителей одновременно не получается, нарастает внутреннее раздражение. Приходит время надеть на себя маску, скрыть истинное лицо. Наиболее значимыми людьми в жизни становятся герои, спортсмены, актеры…

Расстройства поведения появляются тогда, когда ощущается угроза своей индивидуальности, предпринимаются попытки снять маску, показать себя настоящим.

Образование новых связей (За кем идти?)

14-17 лет — период формирования устойчивых предпочтений, привычек в общении и образе жизни, образования собственной морали. Парням нравятся девушки только определенного склада. Молодые люди испытывают страстное желание иметь верного друга, единственного на всю оставшуюся жизнь. Проявления подросткового кризиса — отсутствие взаимопонимания, которое приводят к чувству бессмысленности происходящего в жизни, ощущению полного краха.

Дома родители часто не понимают, что же происходит на самом деле. Фактически подросший ребенок испытывает страх расставания, боязнь утратить пару, остаться в полном одиночестве. Подсознательно в этот момент он превращается в маленького и беспомощного ребенка: его невозможно заставить помыть посуду, убрать у себя в комнате, застелить кровать.

Не все взрослые могут понять, что же ребенок на самом деле переживает. Его необычное поведение формируется на подсознательном уровне. Недостаток внимания в этот период тормозит переход к следующему этапу в развитии. Оставшиеся на этой стадии взрослые люди всю жизнь пытаются доказать свою правоту и превосходство. Они соревнуются, пытаются выяснить, кто лучше всех одет, кто всех умнее, чья машина самая лучшая.

Выбор жизненной дороги (С кем я? В чем моя роль?)

17-21 год — период окончательного взросления, осознание своей роли в человеческом обществе.

Это время переоценки идеалов, осмысления достигнутого. Поведение становится более уравновешенным. Только сильные переживания и кризисы выводят из привычного равновесия. Физическая оболочка изменяется уже не так быстро, и в целом вызывает удовлетворение.

Наступает время еще одного психологического кризиса в подростковом возрасте. Подросток понимает, что время игры прошло, скоро придется всю ответственность за себя и близких принять на себя. Он размышляет о семье, всерьез готовится стать родителем.

Если все стадии подросткового взросления пройдены успешно, юноши и девушки уверенно выбирают свою дорогу и род занятий в дальнейшей жизни. С родителями отношения чаще налаживаются, но отголоски конфликта еще могут сохраняться: ощущение свободы не согласуется с желанием перейти вновь под опеку взрослых.

Уход от “взрослых” проблем задерживает развитие на этой стадии. Жена воспринимается не как партнер, а как мать. Для застрявшей на подростковой стадии женщины муж кажется только источником развлечений.

Появляется нечувствительность к чужой боли, слабое сопереживание или вовсе его отсутствие по отношению к родителям, детям, окружающим людям.

Ключик к многочисленным проблемам подросткового возраста лежит в детских конфликтах и страхах. Торможение развития, обращение к моделям поведения раннего детского возраста подсознательно дает возможность проработать нерешенные обиды и сложности, тем самым развить свое “я”, заполнить пробелы в понимании со стороны взрослых и таким образом переосмыслить собственную жизнь.

Если самостоятельно избавиться от детских проблем и переживаний не удается, не получается найти собственный стиль жизни и достичь взаимопонимания с близкими, стоит обратиться к специалистам.

Симптомы

Выраженность основных симптомов кризиса подросткового возраста у каждого индивидуальна, но общие черты наблюдаются почти у каждого подростка:

  • Снижается успеваемость и работоспособность. Особенности мышления и мировосприятия подростка непосредственно влияют на его успехи в основной деятельности. Ребенок теряет интерес к творчеству, пропадает мотивация к обучению. Невзначай брошенное замечание сверстника может резко снизить интерес к каким-либо дополнительным занятиям.
  • Негативизм. Всегда уравновешенный и покладистый ребенок стремится стать независимым, показать свою самостоятельность. Он становится вспыльчивым при незначительных внешних раздражителях, проявляет несдержанность в повседневных стандартных ситуациях. У некоторых подростков преобладают тревожные и пессимистические настроения, дети демонстрируют недовольство собой и окружающими, капризничают без видимой причины.

Помимо общих признаков проявляются и личные особенности. Их можно разделить на несколько групп характерных симптомов:

  • Реакции эмансипации. Подросток отдаляется от родителей, избегает их контроля, переключается на общение исключительно со сверстниками, всячески показывает свою независимость.
  • Самоутверждение. Появляется потребность общения с представителями противоположного пола. Главные кумиры и советники в жизни — друзья. Взрослые теряют свою значимость.
  • Поиск новых увлечений. Интересы ребенка становятся многогранными, но непостоянными. Необычные занятия заменяют школьные предметы. Увлечения относятся к интеллектуальной сфере (поиск информации в Интернете на различные темы), спорту (много времени отдается физическим упражнениям), эстетическим направлениям (занятия музыкой, философией, знакомство с духовными практиками).

У девочек и мальчиков характеристики подросткового кризиса тоже отличаются.

У мальчиков преобладают:

  • агрессивность в общении с учителями и родителями;
  • внезапные бурные эмоции и перепады настроения;
  • ослабленное чувство страха, склонность к необдуманным поступкам;
  • желание быстро стать самостоятельными;
  • подражание взрослым мужчинам и попытки подстроиться под их образ жизни;
  • сильное влечение к женскому полу;
  • повышенная забота о собственной внешности.

Такие изменения частично связаны с повышенным уровнем гормона тестостерона. Невозможность соответствовать идеальному образу вызывает неудовлетворенность, раздражение, депрессивные симптомы.

У девочек подростковый кризис связан с другими проявлениями:

  • недовольство внешним видом — подростки считают себя недостаточно красивыми, чрезмерно увлекаются косметикой в стремлении совершенствовать свой образ, подражают знаменитостям;
  • желание быть в центре внимания — носят броскую одежду, перекрашивают волосы, наносят яркий макияж;
  • частая смена настроения — необычная веселость сменяется затяжной плаксивостью;
  • увлечение противоположным полом.

Основная задача родителей в этот сложный период — понять суть переживаний, отреагировать на ситуации подросткового кризиса пониманием и заботой.

Причины

Причины кризиса подросткового возраста кроются в непонимании окружающих и психологических особенностях самого ребенка:

  • Внешние причины чаще всего связаны с гиперопекой родителей и полной зависимостью от них. Возникает конфликт интересов: ребенок ощущает потребность в свободе действий, но не знает, как поступить правильно в быстро меняющихся жизненных ситуациях.
  • Внутренние факторы — это личностные качества, такие как застенчивость, скромность. Они мешают самоутверждаться и приводят к раздражительности, ощущению собственной неполноценности.

Результатом влияния обеих групп становятся яркие особенности поведения, сложности в общении с подростком.

Патогенез кризиса подросткового возраста связан с глубинными изменениями мироощущения и восприятия собственного “я”. Суть подросткового кризиса — переоценка своих способностей и навыков, процесс самопознания. Ребенок пытается уяснить, что же такое взрослость, чем она принципиально отличается от детского поведения.

Понятие о взрослом образе жизни формируется постепенно. Сначала он связывается с независимыми от мнения окружающих поступками. Подросток ведет себя соответственно.

Позже приходит понимание, что взрослый — это тот человек, который способен взять ответственность за принятые решения. В этот период ребенок пробует свои возможности в разных сферах человеческой деятельности, оценивает себя в новой роли.

Задача, которую поставила природа перед подростковым возрастом — оторваться от семьи, но сохранить с ней добрые отношения. Эта задача решается через кризис.

Стадии и классификация

По определению известного психолога Выготского Л.С., существуют 3 стадии кризиса подросткового возраста (фазы):

  1. Негативная фаза — негативная. Первый этап кризисного периода начинается в 9-10 лет. Ребенок начинает постепенно переходить к другой системе взаимоотношений с миром. Старые ценности постепенно утрачиваются, ломаются стереотипы. Возникают первые разногласия с родителями, появляется новый круг общения среди сверстников.
  2. Собственно кризис. Пик проявлений отмечается в 13-15 лет. Симптомы кризисного возраста самые разнообразные. Полностью меняются интересы, подросток пытается выразить свое мнение по любому поводу, ускользает от родительской опеки. Повышенная конфликтность проявляется в школе и дома.
  3. Посткризис, положительные сдвиги. Переходный возраст завершается. У подростка четко просматриваются ценности и предпочтения в общении. Заканчивается половое созревание, окончательно определяется место в общественной жизни. Подросток развивает свои интересы, определяется с профессией.

Длительность каждой фазы у каждого ребенка своя, различается и выраженность протестных настроений. При отсутствии должного контакта с родителями кризис задерживается во второй стадии и приводит к явным отклонениям в поведении.


При первых признаках девиантного (отклоняющегося) поведения у подростка и невозможности разрешить трудную ситуацию в пределах школы или семьи нужно обратиться к профессиональным психологам и психотерапевтам.


Специалисты клиники психического здоровья оказывают квалифицированную помощь подросткам и их родителям, помогают предупредить опасные деформации личности.

В зависимости от возраста ученые выделяют 2 критических периода подросткового кризиса:

  • Большой кризис при смене возраста от младшего школьника к младшему подростку. По времени соответствует предподростковому возрасту. Границы этого периода — от 8 до 12 лет. По определению американского психолога Стэнли Холла, это время перехода “от дикости к цивилизации”. Отечественные авторы Выготский и Эльконин называют младший возраст школьника “вторым периодом детства”.
  • Малый — переход от младшего подростка к старшему. Это кризисный возраст от 13 лет и старше до окончания взросления.

По преобладающему типу поведения подростков различают 2 основных варианта:

  • Кризис зависимости. Главная его характеристика — удивительное послушание ребенка. Подросток ведет себя как человек, полностью зависимый от мнения старших и более сильных, возвращается к детским привычкам и увлечениям.

Обращение к стилю поведения в младшем возрасте обеспечивает чувство защищенности и уверенности. Старая система отношений гарантирует благополучие в эмоциональном, физическом и материальном отношениях.

  • Кризис независимости. Его проявления общеизвестны. Таким подросткам присущи негативизм в общении, своенравность, протестные и бунтарские настроения. Всем своим поведением подросток показывает, что он уже не ребенок.

Далеко не всегда можно четко определить, какой тип кризиса и поведения преобладает у конкретного подростка. Его манера общаться и совершать определенные действия видоизменяется в зависимости от ситуации. Подростки обладают способностью приспосабливаться к непрерывно меняющимся обстоятельствам.

Осложнения

Возрастные изменения у подростка могут превышать возможности нервной и эндокринной систем адаптироваться к новым условиям жизни. Родители тоже не всегда могут помочь своему ребенку пережить возрастной кризис безболезненно. В таком случае нередко развиваются осложнения.

Поведенческие расстройства, типичные для аномально протекающего подросткового возраста, встречаются довольно часто:

  • повторяющиеся истерики;
  • самовольные уходы из дома;
  • пристрастие к сигаретам и употреблению психоактивных веществ;
  • алкогольная зависимость;
  • воровство и любые другие формы криминального поведения;
  • отсутствие интереса к общению с ровесниками;
  • девиантное поведение с криминальными наклонностями;
  • суицидальные попытки.

Психические расстройства — следствие выраженного кризиса подростка:

  • неврозы;
  • тики и заикание;
  • депрессивные настроения;
  • психопатия.

Наиболее сложно поддаются коррекции девиантное и суицидальное поведение.


Если родители не справляются с аномалиями поведения ребенка, не нужно пытаться решить такие проблемы самостоятельно, стоит доверить их специалистам.


Консультация психолога и психотерапевта нужны при:

  • выраженных признаках негативизма у подростка;
  • повышенной конфликтности;
  • пониженном интересе к учебе при нормальных природных способностях;
  • низкой успеваемости в школе;
  • подозрении на наличие у ребенка зависимостей.

Первые симптомы зависимости от наркотических веществ сходны с проявлениями подросткового кризиса. Явные изменения в поведении, приступы немотивированной агрессии, которые сменяются апатией и сонливостью, утрата прежних увлечений и смена молодежной компании всегда настораживают. Разобраться в неясных симптомах может профессиональный психолог или психотерапевт.

Диагностика и лечение

Диагностика кризиса подросткового возраста начинается на первом приеме у врача-психотерапевта. Он проводит беседу с родителями и подростком, выявляет патологические черты личности и поведения. Родители помогают уяснить основные симптомы патологии, их частоту и степень проявления.

Для исследования эмоциональной сферы пациента используются специальные опросники и тест-системы. По ним можно определить степень адаптации подростка к стрессу, варианты реагирования на нестандартные ситуации, факторы риска психических заболеваний.

В случае обнаружения симптомов зависимости от психоактивных веществ проводится дополнительная лабораторная и инструментальная диагностика в условиях поликлиники или стационара.

Лечение у психотерапевта необходимо в случае выявления психических расстройств или патологических зависимостей.

+7 (495) 121-48-31

Рекомендации

Даже при выраженных протестных настроениях у подростка он в душе еще остается ребенком и нуждается в защите и понимании. С наступлением подросткового возраста родителям пора перестраивать свое отношение к ребенку, отказаться от командного стиля общения и дать определенную “порцию” свободы.

Психологи советуют совместными усилиями преодолеть кризис и предупредить грубые отклонения в психологическом развитии и поведении подростка:

  • Демонстрировать всяческое участие и сопричастность к подростковым проблемам. Общность интересов позволяет ребенку обращаться за помощью к взрослым.
  • Проявлять интерес к новым занятиям и увлечениям подростка, обсуждать возникшее непонимание в жизненных ситуациях на примерах из собственного опыта, книг, фильмов.
  • Спокойно реагировать на бурные всплески эмоций, стараться перевести негатив в область юмора, не поддаваться соблазну вступить в открытый конфликт.
  • Доверять и давать свободу. У ребенка должно быть свое личное пространство. У психологов вызывает большое сомнение необходимость контролировать абсолютно все стороны жизни подростка, включая его телефонные переговоры и общение в соцсетях.

Стиль общения с подростком также необходимо менять:

  • Пора отказаться от нотаций и поучительного тона в разговоре. Они вызывают лишь дополнительный протест или отсутствие всякого интереса к беседе.
  • Свои замечания нужно высказывать ненавязчиво, без обвинений и угроз.
  • Вести разговор в спокойном доверительном тоне. Окрики совершенно неэффективны, вызывают обратную реакцию.
  • Вместо тотального контроля переговоров ребенка можно попытаться наладить общение через социальные сети. Ребенку привычно переписываться и в такой форме высказывать свои суждения.

Подростковый период — действительно трудное время для родителей и ребенка. Пережить его без существенных потрясений и осложнений можно при грамотном подходе к воспитанию и стилю общения с подростком. Даже при соблюдении всех рекомендаций отклонения в поведении все равно не исключены.

При выраженных признаках кризиса подросткового возраста усилий родителей и педагогов может оказаться недостаточно. Психологи и психотерапевты специализированной семейной клиники психического здоровья оказывают помощь в коррекции кризисных явлений. Сотрудники клиники используют профессиональные знания и опыт в восстановлении взаимопонимания между подростками и взрослыми, профилактике и лечении сложных поведенческих расстройств.

Литература:

  1. https://shatsky-school.ru/teencrysis/

  2. https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1961-podrostkovyj-krizis#point1

  3. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/

  4. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/krizis_podrostkovogo_vozrasta_v_psixologii/

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki

Переходной возраст у мальчиков: как помочь | mamaclub

 «Как быть хорошими родителями? Чтобы пятнадцатилетний сын не избегал, не кривился, а прислушивался к советам матери о том, как себя вести, как одеваться. Я чувствую, что становлюсь невыносимой со своими советами, опекой и недоверием (курит, заметила выпившим). Как найти золотую середину?» «Что сделать, чтобы сын не связался с плохой компанией?» Эти и еще множество других вопросов возникает и у родителей подростков и у самих ребят. Что же это за возраст, как его пережить и так ли все страшно? 

Изменения, происходящие в организме подростка, влияют на его поведение и внешний вид. Переходный возраст называется переходным, потому что у ребенка начинается постепенный переход из детства в незнакомую ему еще взрослую жизнь, где он начинает учиться самостоятельности, доказывать свою точку зрения. Изменения происходят как психические (меняется поведение, усиливаются некоторые черты характера), так и физиологические (бурный рост, активное развитие костей и мышц, голос грубеет, плечи становятся шире, волосяной покров на теле увеличивается, развиваются половые органы).Этот период сопровождается таким неприятным явлением, как угревая сыпь, которая исчезает с окончанием полового созревания. С развитием половых признаков юноша становится более возбудимым, чувства обостряются, начинает проявляться сексуальное влечение к женскому полу. Ночью могут происходят поллюции (неконтролируемое семяизвержение).

Видео дня

Подростка тревожит внешний вид, он начинает лучше следить за собой, не любит критику по поводу своей внешности. Иногда недовольство собой приводит к замкнутости и неуверенности в себе. В процессе полового развития меняется характер и поведение мальчика. Характер может ухудшиться так же из-за того, что подросток сам не понимает, что с ним происходит – усиленное потоотделение, постоянно жирные волосы, угревая сыпь – и все это именно тогда, когда просыпается интерес к женскому полу и хочется понравиться! Если что-то у него не получается, подросток ощущает неудовлетворенность, его одолевают нервозность, агрессия. Симптомом переходного возраста у мальчика часто является грубость по отношению к родителям, учителям, старшим.

Вспышки эмоций – возрастная особенность, причиной которой является гормональная перестройка организма. За половое созревание несут ответственность андрогены, в частности – тестостерон. Переходный возраст у мальчиков — это, по сути, начало их полового созревания. У кого-то оно начинается в 10 лет, у кого-то — в 14.

Природой запускается процесс развития организма, и мальчик постепенно превращается в мужчину. Переходный возраст характеризуется формированием вторичных половых признаков. Примерно в 15 лет юноши достигают репродуктивного возраста. Однако мальчик превратится по-настоящему в мужчину только к 23 годам.

Начало переходного возраста у ребят зависит от многих факторов. Это наследственность, национальность, условия жизни, питание, физические нагрузки. У мальчика половое созревание начинается вовремя, если он проявляет физическую активность, хорошо питается, ведет здоровый образ жизни. Такие вредные факторы, как употребление алкоголя, курение, прием наркотических веществ заметно задерживают развитие организма мальчика. Чрезмерные физические нагрузки также вредят его здоровью.

Очень важно сохранить доверительные отношения с подростком. Подростковый возраст труден тем, что взрослое понимание жизни уже сформировано, а возможностей реализовать себя еще слишком мало, в то же время очень высокий уровень эмоциональной чувствительности. Такое вот противоречивое время, пережить которое трудно всем. И подросткам и родителям. Доверительные отношения между родителями и подростком – главное условие успешного «проживания» этого «трудного возраста».

Доверие — вещь обоюдная. Родителям, переживающим о том, что сын замкнулся, прежде нужно начать с вопроса себе: доверяете ли вы своему сыну сами? Если видите что сын молчит, не рассказывает о себе, о своей жизни, начните сами рассказывать о себе, о событиях в своей повседневной жизни. Конечно, вы переживаете, сомневаетесь, но: не загоняйте сына в угол, допытываясь – курил он или не курил, с кем он идет гулять.

Создавая конфликтную обстановку дома вы только подтолкнете мальчика на улицу. Чаще делитесь с ним опытом своих ошибок, неудач, тем, что считаете неправильным и о том, что может даже, не хочется вспоминать. Многие родители ошибочно считают, что должны говорить о себе только лучшее, а на самом деле это только вселяет напряжение в отношения.

К 14 –ти летнему возрасту, поверьте, ребята прекрасно понимают что такое хорошо и что такое плохо, они хотят, чтобы взрослые с ними общались на равных, а не с позиции взрослый-ребенок.

Нравоучения, создание слишком идеального образа семьи, взрослых только оттолкнет подростка, он еще ярче почувствует свое «несоответствие» вашим ожиданиям и пойдет туда, где его понимают и принимают, как он будет ошибочно думать, на улицу. Ведь кто ему на улице поможет? Такие же подростки с такими же проблемами?

Как вести себя родителям? Старайтесь держать сына и его друзей ближе к дому, не осуждая их (даже если они не очень вам нравятся). Налаживать отношения с подростком следует, идя от него, от его интересов – послушайте ту музыку, которую он слушает, посмотрите, что он смотрит в интернете. Важно быть в курсе, но не критиковать, не оценивать, не пытаться переубедить – это бесполезно, к сожалению, в этом переходном возрасте. Чувствуя вашу поддержку, терпимость и внимание, сын сам выберет правильный путь.

Это как в сказках – он должен сам победить своего дракона.

А вообще-то не стоит фокусироваться только на жизни ребенка. Ведь кроме радостей материнства, существуют еще и другие — вспомните, что вам нравилось раньше, попробуйте возобновить увлечения, и тогда домашние стрессы утратят свою значительность.

Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом, так называемого, периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного, по сравнению с последующим периодом, полового влечения и интереса к сексу. Именно в этот период родители больше всего жалуются на акселерацию полового созревания с некоторыми девиациями (нарушениями) сексуального поведения. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия (или даже возможность) онанизмом у подростков.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте – явление типичное и одной из форм проявлений агрессии является ругательства. Аллан Фромм считает, что «бранные слова ребята начинают использовать, как только попадают в школу, а иногда и раньше. И то обстоятельство, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить нас, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от нас, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии». Наверняка не все родители согласятся с американским психологом, считая, что они никогда не были агрессивны по отношению к своему чаду. Однако, тугое пеленание ребенка, кормление насильно, многочисленные запреты в детстве («не пойдешь гулять», «не дружи с этим мальчиком») испытывает практически каждый ребенок.

Поэтому сделаем для себя очень важный вывод: детская агрессивность — это всегда ответ, реакция на агрессию. То же относится и к агрессии речевой, которая выражается, прежде всего, в употреблении бранных слов.

Ведущим мотивом деятельности в переходном возрасте становится стремление к независимости. Это проявляется в дерзости, грубости при общении. Поведение носит демонстративный характер. Для подростка очень важно быть признанным, прежде всего, своими сверстниками. Подростки создают свои группы, где они сами формируют нормативы – определенный слег, кодекс чести. Подросток, теперь, свои тайны и дела доверяет друзьям, а не родителям.

Ощущение что он не один, чувство «Мы», поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. В неформальных подростковых объединениях возникает своеобразный сленг(особенные слова, употребляемые в определенной группе или возрастной прослойке). В подростковой сленге чаще всего используются эвфемизмы (более мягкие выражения, заменяющее нецензурные слова). Например, — «ё-мое», «ёкэлэмэнэ», «ёксель-моксель»,«трахаться», «заколебать», «блин» и т.д.

Истинный алкоголизм и наркоманияв возрасте 10—14 лет встречаются редко. Чаще подростки пробуют опьяняющие вещества в этом возрасте.

Мотивом этого может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения, узнать возможности своего организма. Иногда, подросток, неуверенный в себе, употребляет спиртное, чтобы выглядеть более раскованно, почувствовать себя свободнее в компании с девушкой или сверстниками. Это лишь один из мотивов ранней алкоголизации подростков.

Другим мотивом может быть нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Регулярное общение с употреблением алкоголя, дурманящих веществ, всякий раз, когда собирается компания, приводит к, так называемой, групповой зависимости. При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять напряжение и достичь релаксации.

В случае групповой зависимости усилия родителей должны быть направлены на выход из такой компании. В этом случае следует попытаться переключить интересы подростка на другие группы – спортивные секции, психологические тренинговые группы и т.д.

При индивидуальной зависимости (если подросток употребляет вне зависимости от компании) желательно родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.

Родители часто жалуются на скрытность подростка. Скрытность вызвана, прежде всего, желанием избежать родительской нежелательной реакции.

Ложь — это способ защиты и одновременно признание собственной неправоты. Если начать врать – дальше будет только хуже… Каждый психически здоровый человек знает, что лгать плохо, и, возникающее чувство вины – самое страшное наказание за неправильные поступки – оно разрушает личность и зрелого и подрастающего человека. Ложь разрушает взаимоотношения между людьми.

Говоря неправду, человек, прежде всего, сам себя обрекает на жизнь с чувством вины и страха. Конечно, он может придумать рациональное объяснение, почему поступил так. Собственно, рационализация — один из способов психологической защиты. Тем самым человек отгораживает себя от негативных эмоций, вызванных собственными действиями, то есть сам себя морочит. Как себя ни уговаривай, а подсознательный страх, что правда однажды выплывет наружу, в глубине души остается.

Употребление алкоголя, наркотиков – причина для рациональной лжи, и в дальнейшем, злоупотребления возникают именно из-за того, чтобы заглушить это возникшее чувство вины и страха быть разоблаченным. Это круговая порука, замкнутый круг.

Тема суицида, тоже является актуальной в переходном возрасте. Действительно, в последнее время количество суицидов среди детей и подростков увеличилось. Суицидальное поведение — это не только следствие стрессов и включение защитных механизмов у детей, но и дань моде, подражание поведению значимых сверстников.

Мотивом для суицида может стать желание избежать безвыходной ситуации, одиночества, месть родителям, облегчение душевных страданий, желание воссоединиться с умершим. Суицидальное поведение самих родителей также может быть воспроизведено детьми.

Среди факторов, влияющих на суицидальное поведение детей и особенно подростков, могут быть: развод родителей, семейные разногласия, оскорбление и унижение ребенка или невнимание к нему. Особыми факторами являются употребление наркотиков, статус «непризнанного гения», нежелательная беременность, факты физического насилия, беспокойства об успеваемости в школе. Дети и подростки с суицидальными наклонностями чувствуют себя обделенными, нелюбимыми, сами испытывают неоднозначные чувства к родителям. Такие дети тревожны, у них часто меняется настроение, они не верят в свои силы.

Поводом для беспокойства родителям может послужить тот факт, что у ребенка мало друзей, кардинально изменилось поведение, часто случаются неудачи, депрессивное состояние длится уже несколько дней.

Чтобы помочь ребенку выйти из такого опасного состояния, надо полностью исключить критику по отношению к его поведению. Родителям необходимо узнать, что заставляет ребенка отрицательно воспринимать себя, сделать акцент, заставить его увидеть свои позитивные стороны, рассказать о методах успешной коммуникации, для повышения его самооценки.

При этом, ни в коем случае, нельзя ограничивать выражение негативных чувств ребенка: ведь невыраженная агрессия легко может перейти в аутоагрессию, то есть направиться на самого себя. Чтобы этого не произошло, любыми способами следует вывести негативные эмоции наружу.

Вот несколько правил обхождения с детьми и подростками, проявившими суицидальные наклонности:

— дайте ребенку высказаться. Открытое обсуждение проблемы снимает тревожность, избегание этой темы может стать провокацией суицида. Внимательно слушайте его;

— постарайтесь выставить смерть в неприглядном образе, снижая ее пафосный ореол. Подростки часто наивно-романтически воспринимают ее внешнюю сторону — красивые похороны, все рыдают и долго помнят потом. Стоит обсудить то, насколько грязна смерть, что следует за ней — гниение, разложение, забвение…

— родители должны всячески дать понять, что серьезно относятся к намерению подростка.

Не говорите о том, что не верите ребенку, что это признак слабоволия.

— подчеркните временный характер проблем, узнайте, чем вы (или кто-то еще) можете помочь.

Очень часто суицидальные наклонности нередко сочетаются с патохарактерологическими чертами, и если это так, то нужно обратиться к психиатру, потому что воспитательные и психотерапевтические воздействия могут оказаться недостаточными.

Профилактикой суицидального поведения может быть также обращение к жизнеутверждающим, в том числе и религиозным, источникам мировой культуры (таким, эффектом обладает популярный роман П. Коэльо «Вероника решает умереть»).


Современной и здоровой альтернативой плохим компаниям и нездоровым увлечениям являются психологические тренинги для подростков, творческие арт-вечера, интересные игры, такие как «Мафия», например.

Как бы родителям ни хотелось, но в подростковом возрасте ребятам интереснее общаться со своими сверстниками. Это здоровый и естественный интерес. Четырнадцать-семнадцать лет тот возраст, когда у детей (или уже не детей?) много сил и жизнелюбия … и также много вопросов. В чем смысл человеческого бытия? Существует ли верность в дружбе и любви? Это возраст дискотек, тусовок, первых столкновений с взрослой жизнью и мучительного исследования собственной личности.

Тревога и депрессия у детей

Многие дети испытывают страхи и беспокойства и могут время от времени чувствовать грусть и безнадежность. Сильные страхи могут появляться в разное время развития. Например, малыши часто очень огорчаются, находясь вдали от родителей, даже если они в безопасности и о них заботятся. Хотя страхи и беспокойства типичны для детей, стойкие или крайние формы страха и печали могут быть связаны с тревогой или депрессией. Поскольку симптомы в первую очередь связаны с мыслями и чувствами, их иногда называют интернализующие расстройства .

Тревога

Если ребенок не перерастает страхи и беспокойства, типичные для маленьких детей, или когда страхов и беспокойств так много, что они мешают школе, дому или игровой деятельности, у ребенка может быть диагностирована тревожное расстройство. Примеры различных типов тревожных расстройств включают

  • Сильный страх вдали от родителей (разлука)
  • Крайний страх перед определенными вещами или ситуациями, такими как собаки, насекомые или поход к врачу (фобии)
  • Очень боится школы и других мест, где есть люди (социальная тревожность)
  • Очень беспокоится о будущем и о том, что случится что-то плохое (общая тревога)
  • Повторяющиеся эпизоды внезапного, неожиданного, сильного страха, сопровождающиеся такими симптомами, как учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, головокружение, дрожь или потливость (паническое расстройство)

Беспокойство может проявляться в виде страха или беспокойства, но также может сделать детей раздражительными и злыми. Симптомы тревоги могут также включать проблемы со сном, а также физические симптомы, такие как усталость, головные боли или боли в животе. Некоторые тревожные дети держат свои беспокойства при себе, и поэтому симптомы могут быть упущены.

Сопутствующие состояния включают обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство.

Узнайте больше о тревоге у детей

Депрессия

Время от времени грустить или чувствовать безнадежность — часть жизни каждого ребенка. Однако некоторые дети чувствуют грусть или отсутствие интереса к вещам, которые раньше доставляли им удовольствие, или чувствуют себя беспомощными или безнадежными в ситуациях, которые они могут изменить. Когда дети чувствуют постоянную грусть и безнадежность, у них может быть диагностирована депрессия.

Целевая группа профилактических служб США: узнайте о рекомендациях по обследованию подростков на депрессию

Примеры поведения, часто наблюдаемого у детей с депрессией, включают

  • Постоянную грусть, безнадежность или раздражительность
  • Нежелание делать или получать удовольствие от забавных вещей
  • Выявление изменений в привычках питания – есть намного больше или намного меньше, чем обычно
  • Отображение изменений режима сна — сон намного больше или намного меньше, чем обычно
  • Изменения в энергии – усталость и вялость или напряжение и беспокойство большую часть времени
  • Трудно сосредоточиться
  • Чувство бесполезности, бесполезности или вины
  • Демонстрация членовредительства и саморазрушительного поведения

Крайняя депрессия может привести ребенка к мысли о самоубийстве или плану самоубийства. Для молодежи в возрасте 10-24 лет самоубийство является одной из основных причин смерти. Читайте о предотвращении самоубийств среди молодежи.

Некоторые дети могут не говорить о своих беспомощных и безнадежных мыслях и не выглядеть грустными. Депрессия также может привести к тому, что ребенок создаст проблемы или будет вести себя немотивированно, в результате чего другие не заметят, что ребенок находится в депрессии, или ошибочно назовут ребенка смутьяном или ленивым.

Узнайте больше о депрессии у детей

Лечение тревоги и депрессии

Узнайте о рекомендациях по диагностике и лечению тревоги и депрессии

Узнайте о предупреждении FDA относительно использования антидепрессантов у молодых людей

Первый шаг к лечению — это поговорите с поставщиком медицинских услуг, например, с лечащим врачом вашего ребенка или со специалистом по психическому здоровью, о проведении обследования. Целевая группа профилактических служб США рекомендует проводить скрининг на тревожность у детей в возрасте от 8 до 18 лет и на депрессию у подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Некоторые признаки и симптомы тревоги или депрессии у детей могут быть вызваны другими состояниями, например травмой. Конкретные симптомы, такие как трудности с концентрацией внимания, могут быть признаком синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Важно пройти тщательную оценку, чтобы получить наилучший диагноз и лечение. Консультация с врачом может помочь определить, должны ли лекарства быть частью лечения. Специалист в области психического здоровья может разработать план терапии, который лучше всего подходит для ребенка и семьи. Поведенческая терапия включает детскую терапию, семейную терапию или их комбинацию. Школа также может быть включена в план лечения. Для очень маленьких детей вовлечение родителей в лечение имеет ключевое значение. Когнитивно-поведенческая терапия — это одна из форм терапии, которая используется для лечения тревоги или депрессии, особенно у детей старшего возраста. Это помогает ребенку изменить негативные мысли на более позитивные, эффективные способы мышления, ведущие к более эффективному поведению. Поведенческая терапия тревоги может включать в себя помощь детям справиться с симптомами тревоги и справиться с ними, постепенно раскрывая их страхи, чтобы помочь им понять, что плохих вещей не происходит.

Лечение также может включать в себя различные способы помочь ребенку чувствовать себя менее напряженным и быть более здоровым, такие как питательная пища, физическая активность, достаточный сон, предсказуемый распорядок дня и социальная поддержка.

Получить помощь в поиске лечения

Вот инструменты для поиска поставщика медицинских услуг, знакомого с вариантами лечения:

  • Psychologist Locator, служба организации практики Американской психологической ассоциации (APA).
  • Детский и подростковый психиатр Finder, исследовательский инструмент Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP).
  • Find a Cognitive Behavioral Therapist — поисковый инструмент Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии.
  • Если вам нужна помощь в поиске лечебных учреждений, посетите сайт MentalHealth. gov.

Лечение симптомов: сохранение здоровья

Быть здоровым важно для всех детей и может быть особенно важно для детей, страдающих депрессией или тревогой. В дополнение к правильному лечению, здоровый образ жизни может сыграть роль в управлении симптомами депрессии или тревоги. Вот несколько здоровых привычек, которые могут помочь:

  • План здорового питания, основанный на фруктах, овощах, цельнозерновых продуктах, бобовых (например, фасоль, горох и чечевица), постных источниках белка, орехах и семенах
  • Физическая активность не менее 60 минут каждый день
  • Получение рекомендуемого количества сна каждую ночь в зависимости от возраста
  • Практика осознанности или техники релаксации

Профилактика тревоги и депрессии

Точно неизвестно, почему у некоторых детей развивается тревога или депрессия. Многие факторы могут играть роль, включая биологию и темперамент. Но также известно, что у некоторых детей больше шансов на развитие тревоги или депрессии, когда они переживают травму или стресс, когда с ними жестоко обращаются, когда другие дети запугивают или отвергают их, или когда их собственные родители испытывают тревогу или депрессию.

Хотя эти факторы, по-видимому, повышают риск тревоги или депрессии, существуют способы уменьшить вероятность их возникновения у детей. Узнайте о подходах общественного здравоохранения к предотвращению этих рисков:

  • Предотвращение самоубийств
  • Внешний значок предотвращения издевательств
  • Профилактика жестокого обращения с детьми
  • Предотвращение насилия среди молодежи
  • Депрессия после рождения
  • Уход за детьми в случае стихийного бедствия
  • Психическое здоровье подростков и школьников

Как узнать, есть ли у вашего ребенка психическое заболевание?

Молодость может быть трудным периодом жизни. Беспокойство по поводу школы, изменение отношений и неизвестность переезда из дома и начала карьеры могут усугубить и без того сложный переходный период.

Это нормально, что эти давления вызывают некоторую степень стресса и беспокойства, которые обычно носят временный характер и проходят сами по себе. Но у некоторых молодых людей симптомы носят хронический и постоянный характер. Более того, дополнительный стресс, вызванный
Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения и последствия могут увеличить риск возникновения проблем с психическим здоровьем.

Многие серьезные проблемы с психическим здоровьем могут возникнуть на этапе жизни, известном как переходный возраст
или TAY, который обычно определяется как возраст от 18 до 25 лет. Например, типичное начало шизофрении приходится на возраст от 16 до 25 лет. Симптомы биполярного расстройства, большая депрессия и генерализованное тревожное расстройство также могут впервые проявиться в это время.

Кроме того,
Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что молодые люди испытывают непропорционально худшие последствия для психического здоровья, повышенное употребление психоактивных веществ и повышенные суицидальные мысли, связанные с COVID-19. В недавнем исследовании более 25% участников в возрасте от 18 до 24 лет сообщили, что серьезно думали о самоубийстве в течение 30 дней, предшествовавших исследованию.

Признаки стресса
Несмотря на то, что распоряжения о расстоянии и самоизоляции могут затруднить общение и наблюдение за молодыми людьми для некоторых семей, есть признаки, на которые следует обратить внимание. Повышенная изоляция, изменение аппетита и режима сна, а также значительные изменения личности и поведения могут вызывать беспокойство.

«Если ваш любимый человек обычно общителен и внезапно становится замкнутым, избегая общения с друзьями и занятий, которыми он раньше наслаждался, даже виртуально, на это стоит обратить внимание», — говорит Элизабет Каллахан, доктор медицинских наук, лицензированный психолог и специалист по поведенческому здоровью в
Больница Шарп Меса Виста. «Самоповреждения и злоупотребление психоактивными веществами — другие признаки того, что помощь необходима».

Доктор Каллахан говорит, что скорейшее обращение за соответствующим лечением имеет решающее значение для успешного решения проблем с психическим здоровьем.

Лечение, предназначенное для молодых людей
«Важно получать лечение, специально предназначенное для удовлетворения уникальных потребностей молодых людей», — советует доктор Каллахан. «Мы считаем, что люди могут достичь своих личных целей в группе поддержки, и многие услуги в области психического здоровья в настоящее время безопасно предоставляются с помощью телемедицины и групповых видеоконференций».

Программы когнитивно-поведенческой терапии, такие как в Sharp Mesa Vista, помогают обучать пациентов навыкам, позволяющим повысить осведомленность пациентов о своих симптомах и о том, как лучше всего с ними справиться.

«Мы помогаем нашим пациентам развивать здоровые и эффективные навыки выживания и успешно справляться с лекарствами», — говорит доктор Каллахан. «Мы также гарантируем, что они знают, что делать в случае кризиса, уделяя особое внимание безопасности».

По словам доктора Каллахана, участие семьи жизненно важно для обеспечения успешного лечения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts