С какого возраста начинают дети разговаривать: в каком возрасте и от чего это зависит

Содержание

Норма в развитии речи ребёнка. В каком возрасте ребёнок начинает говорить и когда следует обращаться к специалисту.

17

янв

2021

   Если вас волнует речь ребёнка, своевременно ли он начинает говорить и в норме ли развитие его речи, то эта статья будет для вас хорошим подспорьем. Если вы увидите, что речь ребёнка сильно отличается от заданных параметров или ребёнок отстаёт на один возрастной период — необходимо искать специалиста.

Развитие речи на первом году жизни ребёнка

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует  на общение  с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель — закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают  как реакция на  улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев.  Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев.  Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, то есть повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па  и т.п.  В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает  отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

Развитие речи ребенка на втором году жизни

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

Речь ребёнка после 3-х лет

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет простые обобщающие слова – «игрушки», «посуда», «одежда», «овощи», «животные», называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

5-7 лет. В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?

30.05.2018 14:44  Просмотров: 3932

«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли?.. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.

Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.

Дошкольники (дети до 7 лет)

Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.

Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.

Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например, о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.

Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)

Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

Подростки (от 12 до 16 лет)

Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинэйджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.

Юношеский возраст (после 16 лет)

Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.

В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.

Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.

Екатерина Сафонова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/v-kakom-vozraste-deti-nachinayut-osoznavat-posledstviya-svoikh-postupkov/


Когда малыши начинают говорить?

Как правило, к 18 месяцам большинство детей могут общаться, указывая пальцем и говоря.


Ваш 18-месячный малыш не может использовать отдельные слова для общения с вами?

Неспособность использовать отдельные слова в возрасте 18 месяцев может быть первым признаком задержки развития речи у детей. До этого возраста большинство детей учатся произносить отдельные слова, обращаться к правильному человеку/объекту, используя слово, и могут последовательно произносить это слово в разное время и в разных ситуациях. Первые слова, которые говорят дети, обычно служат для привлечения внимания опекуна.

Г-жа Го Сью Ли, старший логопед отдела реабилитации Женской и детской больницы KK (KKH), член группы SingHealth, говорит, что, хотя развитие речи и языка варьируется от ребенка к ребенку, как правило, в зависимости от возраста В возрасте 18 месяцев большинство детей могут запросить предмет, указывая и говоря. Она советует родителям обратиться к специалисту, если их 18-месячный ребенок не может этого сделать.

Читать далее 8 советов, которые помогут вашему ребенку научиться говорить.

Посетите Parent Hub, чтобы получить больше полезных советов и руководств, чтобы дать вашему ребенку здоровый старт.

Загрузите приложение HealthHub на Google Play или Apple Store, чтобы получить доступ к большему количеству советов по здоровью и благополучию у вас под рукой.


Читать дальше:

  • Развитие языков: удивительное путешествие
  • Хорошо ли развивается мой ребенок?
  • Малыши говорят и учатся общаться

Последний раз эта статья рецензировалась на Вторник, 6 июля 2021 г.

Программы, которые могут вам понравиться

Посмотреть другие программы

Молодежная профилактическая стоматологическая служба

Молодежная профилактическая стоматологическая служба (YPDS) проводит обследование состояния полости рта дошкольников в некоторых детских центрах в рамках программы дошкольного обследования состояния полости рта и лечения фтором. Родители будут проинформированы о результатах скрининга и рекомендуемых последующих действиях через «Информационный лист для родителей», который можно загрузить с HealthHub. YPDS также предоставляет бесплатные базовые стоматологические услуги учащимся начальной и средней школы через школьные стоматологические клиники и мобильные стоматологические клиники. Ежегодно учащиеся начальных классов 1, 2, 4 и 6, средних классов 1 и 3, а также учащиеся 1-го года обучения ITE, зачисленные в школьную стоматологическую программу, будут проходить обследование и лечение в YPDS.

Учащиеся других уровней, нуждающиеся в стоматологических услугах, могут посещать школу или мобильные стоматологические клиники для бесплатной консультации и лечения.

National Steps Challenge™

National Steps Challenge™ вознаграждает вас за активность. Начните двигаться прямо сейчас и получайте вознаграждение каждый день!

ОСТАВАЙТЕСЬ НА ШАГ ВПЕРЕДИ С ПРИВИВКАМИ

Защитите себя и своих близких от болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин, таких как грипп и пневмококковая инфекция. Нет причин, по которым кто-либо должен страдать от серьезных осложнений, которые могут вызвать заболевания, предупреждаемые с помощью вакцин. Ваша лучшая защита от таких болезней – вакцинация.

Программы, которые могут вам понравиться

Посмотреть другие программы

Молодежная профилактическая стоматологическая служба Молодежная профилактическая стоматологическая служба (YPDS) проводит профилактические осмотры полости рта для дошкольников в некоторых детских центрах в рамках программы дошкольного профилактического стоматологического осмотра и фторидной терапии. Родители будут проинформированы о результатах скрининга и рекомендуемых последующих действиях через «Информационный лист для родителей», который можно загрузить с HealthHub. YPDS также предоставляет бесплатные базовые стоматологические услуги учащимся начальной и средней школы через школьные стоматологические клиники и мобильные стоматологические клиники. Ежегодно учащиеся начальных классов 1, 2, 4 и 6, средних классов 1 и 3, а также учащиеся 1-го года обучения ITE, зачисленные в школьную стоматологическую программу, будут проходить обследование и лечение в YPDS. Учащиеся других уровней, нуждающиеся в стоматологических услугах, могут посещать школу или мобильные стоматологические клиники для бесплатной консультации и лечения.