Со скольки лет начинается подростковый возраст: Со скольки лет ребёнок уже подросток?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Как научиться дружить со своим подростком?

Трудный подросток, переходный возраст, проблема отцов и детей и тому подобное… в последнее время эти словосочетания встречаются всё чаще и чаще. однако вместе с тем, за время работы в школе, я часто слышу от родителей детей и другие высказывания, такие как: «что ещё за переходный возраст? Мы сами были подростками и ничего подобного с нами не происходило!», «придумали ещё проблему: трудный подросток, слишком уж много им внимания, строгости не хватает!» и другие из этого же стиля.
Интересно задаться вопросом: какие же из этих высказываний отражают суть ситуации и имеют право на истину? ответ будет таким: правы и те, кто утверждает, что проблема есть, как правы и те, кто заявляет о её надуманности. Как такое может быть? ответ прост. не все подростки равнозначны в своём проявлении, одни отличаются от других.
Вообще, следует особо отметить тот факт, что проблеме подросткового возраста посвящена львиная доля всех научных работ и исследований в рамках возрастной психологии. ни один возраст так не описан, как подростковый. начинается подростковый возраст с 11-12 и продолжается до 15-16 лет. Конечно, существуют индивидуальные различия: кто-то взрослеет раньше, кто-то позже, но в среднем – картина похожая.
Всё связано с тем, что в организме ребенка происходят серьезные физиологические изменения. начинают вырабатываться новые гормоны, отвечающие за половую функцию организма.
Под их воздействием происходят изменения в сердечно-сосудистой системе подростков. изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. это приводит к ослаблению иммунной системы, поэтому подростки чаще болеют, проявляются различные хронические заболевания.
Гормоны влияют и на эмоциональное состояние подростков. их поведение становится непредсказуемым. неуёмная жажда деятельности сменяется апатией. повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях сменяются ранимостью и неуверенностью. развязность в поведении сочетается с застенчивостью. нежность, ласковость сменяются недетской жестокостью. у подростка появляется ранее не свойственное ему чувство взрослости.
Именно это чувство и заставляет его совершать многие отрицательные поступки и занимать по отношению к родителям оборонительную позицию. дело в том, что за двенадцать лет родители привыкают относиться к своему ребёнку как к маленькому и несмышлённому.
Однако ситуация меняется, подросток начинает чувствовать себя взрослым, со всеми вытекающими последствиями, такими, как притязания на определённые права и освобождение от обязанностей. вот и возникает нечто вроде «революционной ситуации» когда «верхи не могут править по-старому, а низы не хотят жить по-старому». Требования родителей начинают восприниматься подростками как подавление их личности, нежелание родителей считаться с их мнением, тогда как родители всё это видят несколько иначе, а именно как то, что дети пытаются вырваться из-под контроля.
Очевидно, что в этой борьбе не может быть победителя, проиграют все: и родители, и дети. родители рискуют тем, что утратят авторитет для своих детей или, наоборот, полностью сломят их волю, что впоследствии приведёт к тому, что их дети вырастут неуверенными в себе людьми.
Дети же вдобавок к этому рискуют оставить себя без ценного совета взрослого, который по определению обладает большим опытом и знаниями.
В такой ситуации возникает другая, не менее опасная реальность, когда подросток начнёт искать информацию у тех, кто, по его мнению, хорошо его понимает. очень часто такими людьми выступают другие подростки с такими же проблемами. именно в среде ровесников, в кругу единомышленников и начинает происходить усвоение сложных жизненных уроков. Знания, полученные в таких группах, не могут претендовать на истинность и глубину. нередко такие группы попадают под внимание более старших лиц с криминальной направленностью, которые стремятся завоевать положение лидера в группе и использовать несмышлёных подростков в своих корыстных целях.
Нередки случаи ухода из дому, кражи денег, лжи и открытого противостояния. многие родители чуть ли не с ума сходят из-за того, что не могут найти общий язык со своими детьми, жалуются на то, что их сын или дочь вдруг стали неуправляемыми. у детей появляются собственные секреты, они занимают оборону при попытке воздействовать на них.
Подростковый возраст не зря называют трудным: пережить это время бывает непросто как самому подростку, так и его близким, в первую очередь родителям. видя такие изменения в своих чадах, родители порой не знают, как поступить, и совершают, по мнению психологов, три главные ошибки:
— стремление «задавить» ребенка своей властью, запрещая всяческую самостоятельность,
— ужесточение системы наказаний за непослушание, невыполнение родительских просьб и наставлений.
— выбор родителями тактики «игра в молчанку», объявляя бойкот ребенку за то, что тот не рассказывает о своей жизни и проблемах.
Чтобы таких ошибок родителям не совершать, хочется предложить несколько советов для налаживания хорошего контакта с детьми.
— прежде всего, займите правильную позицию. родители должны доверять ребенку, при этом самостоятельность предоставляется в разумных пределах.
— каждый подросток нуждается в признании – ему хочется знать, видеть и чувствовать, что его таланты ценят, его способностями и навыками гордятся.
— не скупитесь на похвалу. поощряйте и вдохновляйте своего ребенка.
— не оставляйте без внимания какие фильмы смотрит Ваш подросток, в какие компьютерные игры играет.
– постепенно нужно учить подростка справляться со своими трудностями. Пусть он самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.
— учите ребенка выстраивать собственный жизненный путь, помогите ему сориентироваться в мире профессий.
– подросток должен понять, как зарабатываются деньги, как создается и распределяется семейный бюджет. научите своего ребёнка ценить деньги, расскажите о своих профессиях.
— приобщайте ребёнка к участию в делах семьи. если что-то, к примеру, решили изменить в доме, то очень хорошо об этом посоветоваться с ребёнком или хотя бы спросить его мнение. это непременно даст ему почувствовать собственную ответственность за происходящее, даст ощущение того, что его видят и слышат. начните признавать в своём подростке его право быть значимым и тогда, в ответ, он признает это право и за вами.
— оглянитесь в свое собственное подростковое прошлое – воспоминания могут стать хорошим помощником в понимании ребенка, его поступков и переживаний.
– не опускайте руки, не теряйте любви и уважения к своему ребенку.
Все, что происходит с ребенком, начинается с семьи. можно много говорить о школе, о различных контролирующих службах, которые должны проводить профилактику, воспитывать, но всё – же модель своего поведения дети копируют со своих близких.
Семья и родительский дом должны стать для подростков местом, где он чувствует себя в полной безопасности, принятым и защищенным. родители должны проявить мудрость и терпение, чтобы принять своего ребенка в случае любой неудачи. от того, как ребенок переживeт этот период, зависит его успешность или неуспешность во взрослой жизни.
А ещё хочется напомнить одну народную пословицу: «Дочь идет материнской дорогой, сын – отцовской». Каждый родитель должен знать, что его жизнь, его поведение – это пример для ребенка. Хотите иметь хороших детей – будьте не только хорошими воспитателями, но честными, порядочными людьми.
Педагог – психолог МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Пономарёва Марина Викторовна

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития — это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность — эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.


В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», — вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности:
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;
изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».

Рекомендации родителям

— Разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Необходимо, чтобы ребенок принимал участие в обсуждении, был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах.

— При установлении каких-либо запретов желательно соблюдать следующую последовательность в процессе диалога:

Объясните ребенку, что именно вас не устраивает в его действиях (но не в нем самом!), выразить свои чувства по поводу происходящего в форме «Я-посланий». Например: «Я очень испугалась, когда увидела, что ты прыгаешь с такой высоты».
Аргументируйте свой запрет. Например: «Я не могу тебе позволить так прыгать, поскольку это опасно для жизни».
Выясните, какую цель преследует ребенок своими действиями, и совместно найдите иные пути достижения цели или поставьте более реальную цель. Важно, чтобы ребенок тоже вносил свои предложения. Например: «Но если очень хочешь прыгать, то можно записаться в секцию прыжков на батуте. Или, может быть, у тебя самого есть идеи, как реализовать твои желания безопасным способом?».

— Проявляйте свою заботу о ребенке не только в форме требований и ограничений, но и в форме эмоциональной поддержки, тепла, искреннего интереса к жизни ребенка. Больше и чаще демонстрируйте свои чувства. Важно, чтобы интерес не был навязчивым, так как в этом возрасте дети, как правило, неохотно допускают взрослых в свой внутренний мир. Однако сам факт проявления внимания к их жизни может оказаться очень значимым.

— Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

— Предмет разговора с ребенком должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. При этом нельзя касаться личности («ты такой, сякой»), т.к. возникает «круговая оборона», защита своей чести, своего «Я», особенно это касается ситуаций конфликтов, споров, ссор. Разбирая конфликтные ситуации, оценивайте только действия, демонстрируя, что не нравятся именно они, а не сам ребенок как личность.

— Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

— Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. И не стесняйтесь предлагать помощь. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил в «двойку» («тройку») по русскому языку! Ты меня расстраиваешь», лучше сформулируйте свое послание следующим образом: «Я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше. Может быть, я могу тебе чем-то помочь?».

— Помните, что подросток — личность, претендующая на равные со взрослыми отношения и права. Уважайте его право выбора, в том числе право на совершение ошибки.

— Принимая самостоятельность ребенка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он определит время возвращения домой, объем задания. Тогда вам легче будет контролировать принятое самим ребенком решение.

— Будьте более внимательным к проблемам ребенка, ведь в его восприятии они имеют не меньшую значимость, чем проблемы взрослых.

— Старайтесь осознавать, что мир взрослого и мир ребенка — два разных мира, что система их ценностей может отличаться. Нужно, чтобы он чувствовал, что взрослые уважают его как личность.

— Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения.

— Помогайте ребенку выстраивать собственный путь, а не ведите его за собой.

— Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным», ответственным за свои решения и поступки.

— Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Старайтесь никогда не сравнивать ребенка с окружающими (даже в сердцах), особенно если это сравнение не в его пользу.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

В случае конфликтной ситуации предлагаем родителям применить следующий алгоритм действия:

1. Прояснение конфликтной ситуации.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка.

После этого родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения». Например: «Знаешь, я очень ждала этой передачи» (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!»).

2. Сбор предложений.

Этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?» или «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее, с точки зрения взрослого, предложение, не отвергается. Сначала предложения просто набираются «в корзинку». Если предложений много, их можно записать на листе бумаги.

3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.

На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

4. Детализация решения.

После того, как был выбран путь разрешения конфликтной ситуации, необходимо продумать его реализацию вплоть до малейших деталей.


Рекомендуемая литература:
Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. – М., 1991.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2003.
Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. – М., 1998.
ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990.
Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. – М.: Генезис, 2006.
Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Генезис, 2003.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1991.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.

Главная / МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» / Родителям / Страничка психолога / Подростковый возраст

Трудный возраст у ребенка. Автор статьи: врач-педиатр Сидникова Ольга Анатольевна.

В 9-10 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни – подростковый возраст. Организм взрослеет и в то же время получает большие нагрузки. Именно в этом возрасте появляются разные болячки. Как правило, пока ребенок маленький, ни один его чих не проходит незамеченным. При поступлении в школу все внимание взрослых сосредотачивается на учебе, и здоровье уходит на второй план. Здесь и начинаются проблемы.

  • ВЕГЕТАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Они характерны и для девочек, и для мальчиков. Синдром вегетативной дисфункции (СВД) чаще встречается у детей старшего возраста, подростков и молодых людей. СВД – условный термин, объединяющий разнообразные нарушения вегетативных функций организма. Чаще всего это связано с диспропорцией развития органов и аппарата регуляции их деятельности. Отсюда и более частое возникновение вегетативных дисфункций (вегетативных расстройств) в период ускоренного роста. Имеют значение и особенности воспитания ребенка (подростка), приводящие к несоответствию психического и соматического развития.

Не последнее место принадлежит социальным и экологическим неблагополучиям (шумы, вибрации, загазованность и т. д.), а также физическим и психическим перегрузкам, стрессовым ситуациям. В подростковом возрасте можно услышать жалобы на головокружение, тошноту, белые мушки перед глазами, головные боли. К счастью, подобные недомогания неопасны и со временем проходят. Но есть и множество других жалоб: повышенная утомляемость, общая слабость, плаксивость, рассеянность, беспричинные страхи, неприятные ощущения в области сердца, зябкость, потливость (ладони, подмышечные впадины). Нередко проявлением вегетативных расстройств является нарушение терморегуляции организма, когда у детей и подростков перед школьными контрольными температура повышается до субфебрильных и фебрильных значений, держится несколько часов, а затем падает. Однако при самом тщательном клиническом обследовании патологии не выявляется.

  • ПОХУДАНИЕ И ОЖИРЕНИЕ .

У девочек очень актуальным в этом возрасте является «синдром похудания», когда они активно сидят на всяческих диетах. Поскольку организму этот процесс ни к чему, могут обостриться любые заболевания. Встречается и другая крайность – ожирение. Причины – неправильный режим и рацион питания, малоподвижный образ жизни.

  • ПРОБЛЕМЫ СО СТОРОНЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ .

Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечно-сосудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек – с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек – 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т.

е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания. Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечно-сосудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. У подростков, развивающихся гармонично, такие расстройства недлительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменение величин кровяного давления, не должно ускользать от внимания родителей. Им необходимо знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипоили гипертонию.
Предупредить это можно разумным распорядком дня, а главное – систематическими занятиями физкультурой и спортом.

  • НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ.

Это состояние являет- ся очень распространенным. При- чины разные: неправильное ноше- ние одежды и обуви, положение за столом, малоподвижный образ жизни, а у девочек добавляются и высокие каблуки. Для предупреждения нарушения осанки необходимо искоренить эти причины. Немаловажную роль играет кровать, на которой спит ребенок. Она должна быть удобной и жесткой. При необходимости можно подложить под матрас фанеру. Подушка – небольшая, ортопедическая или из гречки. Лечение сложных случаев проводит только врач. Как правило, у ребенка с нарушенной осанкой обязательно развивается плоскостопие.

  • ПЛОСКОСТОПИЕ.

Плоскостопие в подростковом возрасте – это результат неправильной установки стоп в детстве: рано начинают ходить, надевать обувь, использовать ходунки.

Здесь требуется лечение у ортопеда. Для предупреждения состояния необходимо носить удобную обувь – с высокой щиколоткой, супинатором, закрывающим пальцы. Высота каблука у школьницы должна быть 1,5–4 см. И вообще, если родители хотят иметь здорового ребенка, то с самого рождения им необходимо правильно организовать питание, режим дня, обеспечить своевременное наблюдение у врача. Подросткам же требуется особое внимание. Родители должны уметь находить общий язык для того, чтобы ребенок доверял и рассказывал обо всем, что его беспокоит, в том числе и о здоровье.

Стадии подросткового возраста — дети в первую очередь педиатрические партнеры

Подростковый возраст, в эти годы от полового созревания до взрослой жизни, можно условно разделить на три этапа: ранний подростковый возраст, обычно от одиннадцати до четырнадцати лет; средний подростковый возраст, от пятнадцати до семнадцати лет; и  поздний подростковый возраст, от восемнадцати до двадцати одного года. В дополнение к физиологическому росту в эти годы втиснуты семь ключевых задач интеллектуального, психологического и социального развития . Основная цель этих заданий — формирование собственной идентичности и подготовка к взрослой жизни.

Физическое развитие

Половое созревание определяется как биологические изменения подросткового возраста. К середине подросткового возраста, если не раньше, физиологический рост большинства подростков завершается; они достигли своего взрослого роста и веса или близки к ним и теперь физически способны иметь детей.

Интеллектуальное развитие

Большинство мальчиков и девочек вступают в подростковый возраст, все еще воспринимая окружающий мир в конкретных терминах: вещи либо правильные, либо неправильные, удивительные или ужасные. Они редко смотрят дальше настоящего, что объясняет неспособность младших подростков учитывать долгосрочные последствия своих действий.

К позднему подростковому возрасту многие подростки начинают ценить тонкости ситуаций и идей и планировать будущее. Их способность решать сложные проблемы и чувствовать, что думают другие, значительно обострилась. Но поскольку они все еще относительно неопытны в жизни, даже подростки старшего возраста применяют эти новообретенные навыки хаотично и поэтому могут действовать необдуманно.

Эмоциональное развитие

Если можно сказать, что у подростков есть причина для существования (помимо того, что они спят по выходным и убирают холодильник), то это должно быть подтверждение их независимости. Это требует, чтобы они дистанцировались от мамы и папы. Движение к автономии может принимать множество форм: меньше открытой привязанности, больше времени, проведенного с друзьями, спорное поведение, раздвигание границ — список можно продолжать и продолжать. Тем не менее, подростки часто испытывают противоречивые чувства, когда покидают безопасный и защищенный дом. Они могут метаться туда-сюда между страстным желанием вашего внимания, только чтобы снова убежать.

Социальное развитие

До сих пор жизнь ребенка вращалась в основном вокруг семьи. Подростковый возраст похож на камень, брошенный в воду, поскольку ее круг общения расширяется, включая дружбу с представителями того же пола, противоположного пола, разных социальных и этнических групп и других взрослых, таких как любимый учитель или тренер. Со временем подростки развивают способность влюбляться и завязывать романтические отношения.

Не все подростки входят в подростковый возраст и выходят из него в одном и том же возрасте или демонстрируют одинаковое поведение. Более того, на протяжении большей части подросткового возраста ребенок может продвинуться дальше в одних областях развития, чем в других. Например, пятнадцатилетняя девочка может физически напоминать молодую взрослую, но она все еще может вести себя как ребенок, поскольку только в позднем подростковом возрасте интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие начинает догонять физическое развитие.

Стоит ли удивляться, что подростки иногда чувствуют себя растерянными и конфликтными, особенно учитывая неопределенность, которую общество навязывает им от шести до десяти лет или дольше? До Второй мировой войны только каждый четвертый юноша заканчивал среднюю школу. Было обычным делом, когда молодые люди еще в подростковом возрасте работали полный рабочий день и были женаты и имели детей. Сегодня почти трое из четырех молодых людей получают аттестат о среднем образовании, а двое из пяти выпускников поступают в колледж. «Поскольку все больше и больше подростков расширяют свое образование, — говорит доктор Джозеф Раух, специалист по подростковой медицине с 1950-х годов, «возрастной диапазон подросткового возраста растянулся до двадцати».

Вспомните свои подростковые годы, и, возможно, вы вспомните разочарование, вызванное желанием действовать самостоятельно, но все еще финансовой зависимостью от мамы и папы. Или стремление быть самим собой, но в то же время отчаянно желая соответствовать своим сверстникам.

Подростковый возраст тоже может сбивать с толку родителей. Во-первых, им приходится бороться с часто парадоксальным поведением своих детей. Как получается, что одного и того же сына, преданного арии о спасении тропического леса, приходится постоянно пилить, чтобы сортировать переработку? Или что в течение часа ваша дочь может обвинить вас в том, что вы обращаетесь с ней «как с ребенком», а затем притвориться обиженным, что вы ожидаете, что она уберет со стола после обеда?

Но помимо того, что они учатся предвидеть меняющиеся потоки подростковых эмоций, матери и отцы могут бороться с некоторыми собственными конфликтующими эмоциями. Гордости, которую вы испытываете, наблюдая, как ваш ребенок становится независимым, можно противопоставить чувство смещения. Как бы вы ни признавали интеллектуально, что уход от родителей является неотъемлемой частью взросления, больно , когда ребенок, который раньше умолял присоединиться к вам по поручениям, теперь редко соглашается, чтобы вас видели на публике.

Приятно осознавать, что чувство потери — это нормальная реакция, которую, вероятно, разделяет половина мам и пап, стоящих рядом с вами на футбольной тренировке. Как педиатры, предоставление рекомендаций и советов родителям составляет значительную и полезную часть нашего дня.

Источник: HealthyChildren.org

Стадии подросткового возраста — SUN Houston

Три основных этапа подросткового возраста

Воспитание подростков — это сложно . Раньше они были крошечным ребенком, которому ты был нужен во всем. Любые возникающие проблемы можно было быстро решить с помощью пластыря и поцелуя или похода в магазин мороженого.

Теперь все по-другому. Этот маленький ребенок начал расти и хочет гораздо больше независимости, чем раньше .

Если у вашего подростка проблемы, может быть трудно понять, как помочь . Может быть трудно понять, какие изменения в вашем подростке являются нормальными частями подросткового развития, а какие могут быть потенциальными признаками проблем.

Если у вашего подростка проблемы с поведением, он не одинок. По данным Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем, с 2016 по 2019 год в Техасе ежегодно получали лечение в среднем человек в возрасте от 12 до 17 лет , которые пережили серьезный депрессивный эпизод . Независимо от того, страдает ли ваш подросток депрессией или другой проблемой психического здоровья, важно знать, как выглядит типичный подростковый возраст, чтобы вы могли определить, нуждается ли ваш подросток в дополнительной поддержке .

Оглавление

Ранний подростковый возраст (10-13 лет)

Обычно это период полового созревания, хотя в некоторых случаях он может начаться раньше . В этот период дети часто имеют скачки роста и, как правило, начинают испытывать сексуальный интерес. У большинства девочек в этот период начинает развиваться грудь, и у девочек, и у мальчиков начинают расти волосы на теле на ногах, в подмышечных впадинах и на половых органах. Именно в это время у большинства девочек начинается первый менструальный цикл .

Что касается поведения, дети на этом этапе обычно борются с абстрактным мышлением (понятиями) и могут иметь несложное мировоззрение . Это также время, когда они начинают развивать свое более глубокое чувство морали или различия между правильным и неправильным, но все еще склонны думать о вещах в довольно черно-белых терминах. Они часто застенчивы и боятся осуждения из-за изменений, которые они испытывают. Однако крайняя тревожность может быть признаком психического заболевания .

В этот период дети обычно начинают расширять свои интеллектуальные интересы и хотят больше уединения, чем раньше. В рамках этой потребности в конфиденциальности они могут начать раздвигать границы и пытаться бороться с любыми ограничениями, которые на них наложены .

Средний подростковый возраст (14–17 лет)

Половое созревание продолжается и часто заканчивается на этом этапе развития . На этом этапе девочки обычно достигают своего взрослого роста, тогда как мальчики продолжают расти. Это также часть развития, когда мальчики испытывают изменения в своем голосе, такие как надтрескивание и углубление. К этому периоду развития девочки обычно имеют регулярные менструальные циклы.

Дети в возрасте от 14 до 17 лет также обычно начинают экспериментировать с романтическим и сексуальным влечением . Это может быть очень трудным этапом для детей, которые не чувствуют поддержки своих семей или сомневаются в своей сексуальности. Распространенной частью сексуального любопытства на этом этапе является мастурбация, а иногда даже сексуальная активность с партнером.

Подростки в этом возрасте часто заняты развитием своих собственных социальных сетей и пытаются дистанцироваться от своих семей . Для подростков на этом этапе нормально, что они хотят проводить больше времени со своими друзьями, чем со своими семьями. Это также, как правило, возраст, когда восприимчивость к давлению сверстников достигает пика, и дети продолжают стесняться изменений, с которыми они сталкиваются. Хотя некоторая подростковая тревожность и страх являются нормальными, экстремальный уровень может указывать на развивающееся психическое заболевание .

Часто это происходит, когда подростки развивают более глубокое мышление и навыки долгосрочного мышления , хотя в данный момент им все еще может быть трудно использовать эти навыки, и они поддаются импульсивному поведению. Это может быть, когда ваш подросток начинает планировать будущее. Это также обычно происходит, когда подростки развивают более сложный стиль моральных рассуждений .

Поздний подростковый и ранний взрослый возраст (18–21 год)

К тому времени, когда они достигают позднего подросткового и раннего взрослого возраста, большинство физических изменений завершается . К этому возрасту большинство людей достигли своего взрослого роста и завершили половое созревание.

Напротив, большинство изменений, которые происходят на этом этапе, являются когнитивными (включая мышление и рассуждение) и поведенческими.

На самом деле мозг не заканчивает развиваться, пока человеку не исполнится 20 лет . Однако к тому времени, когда большинство людей достигает возраста от 18 до 21 года, у них появляются навыки рационального мышления и способность преодолевать импульсы с помощью логики. Как правило, они могут откладывать удовлетворение (награды), строить планы на будущее и понимать, как их действия повлияют на их самих в будущем .

На данном этапе жизни многие люди имеют довольно стабильное чувство собственного достоинства и нравственности, что делает их менее восприимчивыми к давлению сверстников . В это же время их романтические отношения и дружба начинают стабилизироваться. В этот период люди также формируют «взрослые отношения» со своими родителями, когда они видят в них не столько авторитетных лиц, сколько равных, с которыми они могут поделиться информацией и получить совет.

В начале 20-летнего возраста у людей начинают проявляться симптомы серьезных психических заболеваний, таких как шизофрения .

Признаки того, что вашему подростку может понадобиться помощь

У Национального альянса по борьбе с психическими заболеваниями есть список потенциально опасного поведения, о котором следует помнить при поиске способов помочь вашему ребенку, включая следующее:

  • Изменения в успеваемости и проблемы в школе концентрация
  • Чрезмерный страх, беспокойство, грусть, непослушание или агрессия
  • Избегание сверстников и общественных мероприятий
  • Изменения в привычках сна и усталость
  • Употребление/сокрытие алкоголя или наркотиков
  • Мысли о самоубийстве
  • Сильный страх набрать вес или беспокойство по поводу внешности

Лечение в SUN Houston

В SUN Houston у нас есть отличная программа консультирования подростков, если вы ищете детский психолог. Мы понимаем, что подростки переживают важный и формирующий период своей жизни и что их лечение должно отражать их индивидуальные потребности.

Подход к терапии психических расстройств у подростков отличается от подхода к взрослым по нескольким причинам, в том числе:

  • Подростки и подростки все еще развиваются физически и умственно
  • Академические программы включены для обеспечения структуры
  • Поддержка семьи имеет ключевое значение, особенно для последующего ухода и продолжающегося лечения

Позвоните в SUN Houston сегодня по телефону

Ваш подросток борется с поведенческими проблемами со здоровьем, такими как психические заболевания или употребление психоактивных веществ? Мы можем помочь вашему ребенку преодолеть трудности. Сделайте первый шаг и позвоните нам сегодня по телефону (713) 796-2273.

713-796-2273

Часто задаваемые вопросы:

Каково поведение каждого этапа подросткового возраста?

Люди в раннем и среднем подростковом возрасте часто импульсивны и могут думать о мире в черно-белых тонах, пытаясь увидеть вещи с точки зрения других людей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts