что происходит с людьми в период от 20 до 30 лет — T&P
Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Но большинство перемен, которые происходят в этот период, связаны с обязательствами, которые необходимо начать брать на себя. T&P публикуют отрывок из бестселлера «Важные годы» американского психолога Мэг Джей, в котором она описывает, что происходит с личностью в это время и подтверждает эти перемены жизненным примером.
На протяжении многих лет ученые, изучающие развитие личности, ведут оживленные дискуссии по поводу того, меняются ли люди после тридцати. Многочисленные исследования показали, что вообще-то мы не меняемся. После тридцати наши мысли, чувства и поступки невероятно устойчивы. Экстраверт остается экстравертом; человек добросовестный — таким же добросовестным.
Русскоязычная версия книги «Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом» вышла в издательстве «Манн, Иванов, Фербер» в 2014 году.Тем не менее в отношении того, в какой именно степени люди не меняются, существуют разногласия. Одни исследователи утверждают, что «за исключением случаев вмешательства извне и трагических событий, после тридцати лет личностные качества остаются, по существу, неизменными». Другие настроены более оптимистично, оставляя человеку шанс измениться, хотя и незначительно. Но независимо от того, можем ли мы меняться после тридцати хотя бы немного или нет, все участники дискуссий пришли к выводу, о котором клинические психологи знают уже давно: в возрасте от двадцати до тридцати лет личность человека меняется в гораздо большей степени, чем в любой период до или после.
В средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком
Это очень важный вывод, поскольку общепринятая точка зрения гласит, что личностные качества формируются в детстве и юности. У иезуитов есть такой афоризм: «Дайте мне ребенка до семи лет — и я сделаю из него человека». Согласно теории Фрейда, развитие личности завершается в период полового созревания. А в средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком. Клиническим психологам известно, что из всех этапов жизненного пути возраст от двадцати до тридцати лет — лучший для того, чтобы измениться. Мне приходилось видеть, как эти молодые люди переходят от социальной тревоги к социальной уверенности или преодолевают последствия несчастливого детства за относительно короткий промежуток времени. А поскольку такие изменения происходят как раз в тот период, когда делается выбор в плане долгосрочной карьеры и отношений, жизнь этих юношей и девушек может сложиться совсем по-другому. В возрасте от двадцати до тридцати лет человек и его личность больше всего готовы к трансформации.
Однажды я была научным руководителем студентки психологического факультета, которая заявила, что ей не нравится работать с молодыми людьми от двадцати до тридцати лет. Она пояснила это тем, что общаясь со старшим поколением, чувствует себя врачом, осматривающим больных, — как будто ее работа заключается в том, чтобы обнаружить сбой в жизни человека и найти решение проблемы. Она считала, что изучает своего рода смертельные случаи, выявляя проблемы, приводящие к разводам, неудачам в карьере и другим личным трагедиям. Когда эта студентка работала с двадцати-тридцатилетними, у нее возникало больше трудностей. Она беспокоилась о том, что может сделать их лучше или хуже. Она говорила, что чувствует, будто «на кону стоит нечто большее». Возможно, она не понимала чего-то в терапии людей старшего возраста, но была права в одном: возраст от двадцати до тридцати — это не время для анализа причин произошедшего. Жизнь продолжается. Еще не поздно что-то изменить.
Сэм узнал о разводе родителей в воскресенье утром, за тарелкой хлопьев. В то время ему было двенадцать, и через две недели он собирался на учебу в седьмой класс. Мама объяснила ему, что купила дом на той же улице, и пообещала, что он будет жить, как и раньше, но только на два дома. Пытаясь подбодрить сына, она попросила его помочь с переездом. Ей казалось, что ребенку его возраста должно быть интересно перевозить вещи на тележке из одного дома в другой. Теперь Сэм пришел к такому горькому выводу: «Моя мама слишком вовлекла меня в процесс и позволила мне получить от него слишком большое удовольствие». Он чувствовал себя обманутым. Каждый из родителей хотел быть частью жизни Сэма, поэтому, когда начался учебный год, мальчик через день жил то в одном, то в другом доме. Утром он складывал в рюкзак те вещи и книги, которые могли понадобиться ему в этот день и часть следующего. Наутро он просыпался и делал все это снова. На протяжении шести лет единственное, что оставалось в его жизни неизменным, — это беспокойство о том, что он что-то забыл, и злость из-за того, что ему приходится метаться туда-сюда. По мнению Сэма, «дурацкий принцип “через день” отвечал интересам родителей, а не его». Для родителей это был способ отрицать тот факт, что их жизнь действительно изменилась, а об остальных они не сильно задумывались, особенно о Сэме.
Сэм начал ходить на сеансы психотерапии потому, что с момента развода родителей он постоянно испытывал чувство тревоги и гнева. Он рассчитывал, что со временем ему станет лучше, а я знала, что на разговорах о прошлом далеко не уедешь. Я решила, что необходимо направить наше с Сэмом внимание на его настоящее, с которым, как оказалось, у него тоже проблемы. Каждый раз на сеанс Сэм приходил с рюкзаком. Там было немного одежды и, может, даже зубная щетка, поскольку Сэм никогда не знал, где будет ночевать и где вообще его дом. Он сказал, что живет в пяти разных местах. Формально он жил в доме матери и отчима, но часто ночевал у друзей, особенно если после вечеринки было проще остаться в том районе города. Резюме Сэма было таким же неупорядоченным, как и его жизнь с ночевками в разных местах. После окончания колледжа он менял работу почти ежегодно. В тот период, когда Сэм ходил ко мне на сеансы, он был «беззаботным безработным». Предполагалось, что он должен получать удовольствие от жизни, живя на пособие по безработице. Однако его существование становилось все менее беззаботным. Сэм жаловался на жизнь «без определенной работы». Ему больше не нравилось ходить на вечеринки, как раньше. Он с таким волнением ждал вопроса «Чем ты занимаешься?», что выпивал пару глотков ликера, прежде чем выйти из дома в пятницу или субботу вечером. Когда на вечеринках заходил разговор о работе, Сэм смущался и уходил выпить что-нибудь покрепче.
Мы с Сэмом поговорили об исследовании Pew Research Center, по результатам которого были сделаны выводы, противоположные тому, в чем нас пытаются убедить фильмы и блоги: те молодые люди от двадцати до тридцати лет, у кого есть работа, более счастливы по сравнению с теми, у кого ее нет. Я порекомендовала Сэму, чтобы помимо посещения сеансов психотерапии он нашел работу и место для постоянного проживания. После этих слов скептицизм быстро вернулся, а Сэм сказал, что скучная работа только усугубит ситуацию, а ответственность за квартиру прибавит ему лишней головной боли. А еще он заявил, что стабильная работа и квартира, о которой он должен заботиться, — это последнее, что ему нужно. Сэм был неправ.
Цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше
Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Мы становимся эмоционально устойчивее и не так болезненно переносим превратности судьбы. Мы становимся более ответственными и социально грамотными. Мы охотнее принимаем жизнь такой, какая она есть, и готовы сотрудничать с другими людьми. В целом мы превращаемся в людей, более довольных жизнью и уверенных в себе, а также меньше испытываем, как сказал Сэм, чувство тревоги и гнева. Однако такие изменения происходят не с каждым человеком. Сэм не мог просто ждать, что ему станет лучше, и дальше скитаясь с рюкзаком на спине.
По утверждению психологов, в возрасте от двадцати до тридцати лет положительные изменения личности происходят благодаря способности «продолжать жить и двигаться дальше». Попытки избежать взрослой жизни не помогут почувствовать себя лучше; это может произойти только благодаря инвестициям во взрослую жизнь. Двадцать с лишним лет — это период, когда мы переходим от учебы к работе, от случайных связей к настоящим отношениям или, как в случае Сэма, от ночевок на чужих диванах к своей квартире. Большинство подобных перемен требует, чтобы мы взяли на себя взрослые обязательства (перед руководителями, партнерами, арендодателями, соседями по комнате). Эти обязательства коренным образом меняют как наше положение в обществе, так и то, кто мы есть на самом деле. Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности. Статус сотрудника компании или успешного партнера способствует ее трансформации, а постоянное проживание на одном месте помогает вести более размеренный образ жизни. Напротив, юноши и девушки двадцати с лишним лет, которые не стремятся жить полной жизнью и двигаться дальше, испытывают такие чувства, как подавленность, гнев и отчужденность.
Существует множество способов взять на себя такие обязательства перед окружающим миром. В двадцать с лишним лет порой приходится мириться с тем, что означает быть остепенившимся или успешным. Большая любовь или работа, которой вы будете гордиться, — такая цель может показаться труднодостижимой, но мы становимся счастливее, просто двигаясь в этом направлении. Молодым людям после двадцати, которые добиваются пусть незначительных, но успехов в работе или более-менее устойчивого финансового положения, в большей степени свойственны такие качества, как уверенность в себе, позитивный настрой и ответственность. Уже само наличие целей способно сделать нас счастливее и увереннее в себе — как сейчас, так и впоследствии. Во время одного из исследований, объектом которого стали молодые люди с момента окончания колледжа и до тридцати с лишним лет, было установлено, что активная постановка целей в возрасте от двадцати до тридцати лет способствует повышению целеустремленности, мастерства, умения действовать и благосостояния в возрасте от тридцати до сорока лет. Наши цели показывают, кто мы есть и кем хотим стать. Они говорят о том, как мы организуем свою жизнь. Цели называют структурными элементами личности взрослого человека, поэтому стоит обратить особое внимание на следующее: цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше.
Обязательства перед другими людьми вне работы тоже способствуют переменам и благополучию. По результатам исследований, которые проводились в США и Европе, было установлено, что формирование устойчивых отношений помогает молодым людям двадцати с лишним лет чувствовать себя увереннее и ответственнее, независимо от того, будут ли эти отношения развиваться или нет. Устойчивые отношения снижают уровень социальной тревоги и подавленности, поскольку позволяют нам чувствовать себя менее одинокими и дают возможность отработать навыки межличностного общения. Мы учимся управлять эмоциями и решать конфликты. Отношения с возлюбленными помогают нам найти новые способы подготовиться к жизни в мире взрослых. А в те дни, когда нам становится действительно трудно пережить происходящее, они могут стать источником уверенности и более надежным убежищем, чем то, которое мы можем найти у своих родителей.
У тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка
Хотя средства массовой информации превозносят холостяцкую жизнь, на самом деле мало приятного в том, чтобы остаться одному в двадцать с лишним лет. В ходе исследования, в рамках которого анализировалась жизнь молодых людей в период от немногим более двадцати до почти тридцати лет, выяснилось, что 80 процентов одиночек (юношей и девушек, которые ходили на свидания и заводили случайные связи, но не брали на себя серьезных обязательств) недовольны такой жизнью и только 10 процентов действительно не хотят иметь партнеров. Постоянное отсутствие пары способно губительно сказаться на жизни мужчин, поскольку у тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка.
Сэм понимал все наоборот. Он считал, что не может стать частью окружающего мира, пока не почувствует себя взрослым человеком, но на самом деле нельзя почувствовать себя взрослым, не приобщившись к их миру. Сэму казалось, что реальный мир лишь усугубит его проблемы, но для того чтобы избавиться от чувства тревоги и гнева в двадцать или даже в тридцать с лишним лет, существовал только один надежный способ: поставить цели и взять на себя определенные обязательства.
Сэм занялся поиском квартиры. До этого он снимал их на непродолжительный период. На протяжении нескольких месяцев он чувствовал себя спокойнее, но затем снова начинал собирать рюкзак. Сэм не видел никакой необходимости в наличии постоянного места жительства, пока не осознал, что больше всего на свете хочет завести собаку. Когда Сэм нашел квартиру и купил собаку, он вернулся к жизни. Необходимость ухаживать за ней и выгуливать придала жизни Сэма тот ритм, которого в ней не хватало. Во время сеансов он рассказывал забавные истории о своей собаке и показывал фотографии. Я видела, как его личность и жизнь меняются прямо на глазах. Сэм начал выгуливать собак за деньги. Он работал помощником инструктора по дрессировке собак. Вскоре он накопил достаточно средств, чтобы открыть небольшой бизнес — службу присмотра за собаками под названием Dog Days. По словам Сэма, это был его шанс сделать все иначе. Вскоре после того как служба Dog Days начала работу, Сэм прекратил посещать сеансы психотерапии. Работа отнимала много времени, и ему стало трудно встречаться со мной регулярно. Через пару лет Сэм написал мне электронное письмо, в котором говорилось, что он чувствует себя гораздо счастливее и увереннее.
Фотографии: © iStock.
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Когда человек становится личностью: в каком возрасте?
Личность формируется под действием среды, в процессе воспитания и прохождения различных жизненных ситуаций. Когда человек становится личностью?
Формирование полноценной личности продолжается и изменяется на протяжении всей жизни. Разнообразие жизненного опыта слишком велико и варианты слишком индивидуальны и многообразны.
Поэтому, и возраст, в котором сформируется целостная личность – индивидуален. Но, тем не менее, психологи и ученые выделили основные, обобщенные, возрастные рамки, которые отражают основные этапы формирования личности. Давайте их рассмотрим.
Новорождённые (от рождения до года)
В этом возрасте ребенок учится всем физическим навыкам, необходимым человеку для нормального функционирования и жизни (сидеть, стоять, передвигаться и т. п.).
Младенцы(1-3 года)
Самый бурный период развития, дети в этом возрасте:
- впитывают все, как «губка»;
- наблюдают за взрослыми;
- повторяют их повадки и т. д.
Один из самых важных этапов, поскольку закладывает фундамент, и во многом определяет, каким будет индивид в дальнейшем. Родителям важно проявлять заботу и понимание, демонстрировать терпение и ответственность. Ребенок становится более «понимающим», но большую часть времени, все же продолжает руководствоваться основными инстинктами.
Детство, первый этап (3-6 лет)
В этот период основную роль играет детский садик, а именно воспитатель, который должен показать детям прелесть игр и коммуникации со сверстниками. Ребенок наблюдает за первой «демоверсией» социума, учиться воспринимать себя и окружающих.
Детство, второй этап (6-12 лет)
Ребенок идет в школу. Получает опыт исполнения обязанностей, вступает в новый социум. Важно научить ребенка ответственности, но также позволять заниматься тем, что его интересует.
Подростковый возраст (12-16 лет)
Подросток сталкивается с чувством одиночества и непонимания со стороны взрослых. Один из самых трудных периодов. Здесь важно, чтобы у него были друзья, которым можно рассказать то, о чем нельзя поговорить с взрослыми. Также, дети в этом возрасте начинают более или менее определяться с тем, чем хотят заниматься в жизни.
В этот период важно поддерживать инициативность и позволять подростку раскрываться, если его интересует какое-то (допустимое) занятие (творчество, техника и т. д.).
Юность (16-23 года)
Индивид выбирает профессию, учиться, начинает окончательно определяться со своим местом в социуме. Основная задача:
- выбор и освоение любимого дела;
- поиск работы;
- зарабатывание денег;
- обучение самостоятельности;
- отделение от родителей (полезным бывает переезд в другую страну/город на учебу/работу и т. д.).
Важно закрыть эти аспекты жизни, чтобы в следующих этапах человек мог заняться решением других. Постепенно заканчивается формирование тела, и одновременно происходит совершенствование уже в направлении когнитивных способностей.
Молодость (23-30 лет)
Самый лучший период для поиска любимого человека, создания семьи и рождения детей. Если не произошел этап отделения от родителей, то это может быть последняя возможность.
Либо человек находит вторую половинку и начинает жить уже с ней, либо начинает зарабатывать достаточно, чтобы жить отдельно. Это важный аспект, поскольку чувство самостоятельности и ответственности в этом возрасте, благоприятно повлияет на формирование самооценки и личности в целом.
Зрелый возраст (от 30-35 до 60-70 лет)
Человек уже сформирован, в большинстве случаев у него есть работа, семья, хобби. Но, на начальных порах этого этапа часто наступает кризис и полное неудовлетворение своим занятием, работой, отношениями и т. д. Начинаются трудности, возможно, происходят изменения, но после все восстанавливается (улучшается) и продолжается развитие.
Индивид становится более чувственным, обычно продолжает совершенствоваться в своей профессии и, в общем, в жизни.
Выводы и советы
Как и говорилось с самого начала, в этом процессе, нет конца, поскольку нам постоянно приходиться сталкиваться с трудностями, изменениями взглядов и т.д. Процесс слишком индивидуален, но в большинстве случаев, основной «скелет» личности сформируется до возраста 23-25 лет. Помочь сформироваться, как личность помогут два основных аспекта:
- Принятие всех своих достоинств и недостатков, а также отодвигание в сторону мнения окружающих и перенаправление фокуса на свои собственные желания и потребности;
- Желание развиваться и пробовать новые для себя вещи.
Вот, пожалуй, и все, надеемся, что информация была для вас полезной. Пишите в комментариях, на каком этапе находитесь сейчас, и с какими проблемами столкнулись.
Личный набор на всю жизнь к 1-му классу, исследование предлагает
Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
Источник: © Томаш Трояновски | Dreamstime.com (Изображение предоставлено © Томаш Трояновски | Dreamstime.com )Согласно новому исследованию, наш характер остается примерно одинаковым на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства и до того, как мы перешагнули порог.
Результаты показывают, что личностные черты, наблюдаемые у детей, начиная с первоклассников, являются сильным предиктором поведения взрослых.
«Мы остаемся узнаваемо одними и теми же людьми», — сказал автор исследования Кристофер Нэйв, докторант Калифорнийского университета в Риверсайде. «Это говорит о важности понимания личности, потому что она следует за нами, куда бы мы ни отправились, во времени и в разных контекстах».
Исследование будет опубликовано в ближайшем выпуске журнала Social Psychological and Personality Science.
Отслеживание личностей
Используя данные исследования 1960-х годов, в котором приняли участие примерно 2400 этнически разных школьников (1-6 классы) на Гавайях, исследователи сравнили рейтинги личности учителей учителей с записанными на видео интервью 144 из этих людей 40 лет спустя.
Они изучили четыре личностных качества — разговорчивость (называемую беглостью речи), адаптивность (хорошо справляться с новыми ситуациями), импульсивность и самоминимальное поведение (по сути, скромность до такой степени, что принижают свою значимость).
Среди находок:
Болтливые подростки, как правило, проявляли интерес к интеллектуальным вопросам, бегло говорили, пытались контролировать ситуацию и демонстрировали высокий уровень интеллекта во взрослом возрасте. Было замечено, что дети с низкой беглостью речи во взрослом возрасте обращались за советом, сдавались при столкновении с препятствиями и демонстрировали неуклюжий стиль межличностного общения.
Дети, оцененные как легко адаптирующиеся, как и взрослые среднего возраста, как правило, ведут себя весело, бегло говорят и проявляют интерес к интеллектуальным вопросам. Те, у кого в детстве была низкая адаптивность, наблюдались как взрослые, которые говорили о себе негативные вещи, обращались за советом и демонстрировали неуклюжий стиль межличностного общения.
Учащиеся, оцененные как импульсивные, во взрослом возрасте были склонны к громкой речи, проявляли широкий круг интересов и были разговорчивыми. Менее импульсивные дети, как правило, боялись или робели, держали других на расстоянии и выражали неуверенность во взрослом возрасте.
Дети, характеризующиеся стремлением к самоуничижению, во взрослом возрасте, как правило, выражали вину, искали утешения, говорили о себе негативные вещи и выражали неуверенность. Те, у кого был низкий рейтинг по шкале самоумаления, как правило, говорили громко, проявляли интерес к интеллектуальным вопросам и демонстрировали снисходительное поведение во взрослом возрасте.
Изменение личности
Предыдущие исследования показали, что хотя наша личность может измениться, это непростая задача.
Личность — это «часть нас самих, часть нашей биологии», — сказал Нейв. «Жизненные события по-прежнему влияют на наше поведение, но мы должны признать силу личности и в понимании будущего поведения».
Будущие исследования «помогут нам понять, как личность связана с поведением, а также изучить, в какой степени мы можем изменить свою личность», — сказал Нэйв.
- Топ-10 противоречивых психических расстройств
- 10 вещей, которые вы не знали о мозге
- Характер личности зависит от размера различных областей мозга
Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.
Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров. Для любителей науки в каждом человеке Live Science предлагает захватывающее окно в мир природы и технологий, предоставляя исчерпывающие и убедительные новости и анализ всего: от открытий динозавров, археологических находок и удивительных животных до здоровья, инноваций и носимых технологий. Мы стремимся расширить возможности и вдохновить наших читателей инструментами, необходимыми для понимания мира и ценить его повседневное благоговение.Развитие личности вашего дошкольника: 6 советов для родителей
Ваш ребенок в возрасте от 3 до 5 лет начинает показывать свое истинное лицо.
Автор Wendy C. Fries
Вы, вероятно, замечали уникальную личность вашего дошкольника, который в первые несколько месяцев жизни подглядывал за погремушкой или, возможно, отталкивал плюшевого мишку. Но в возрасте от 3 до 5 лет личность вашего ребенка действительно проявится.
Каких изменений можно ожидать в дошкольном возрасте и что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку расцвести? Или стоит вообще попытаться вмешаться?
В возрасте от 3 до 5 лет дети привыкают выражать себя словами, говорит Кирби Дитер-Декард, профессор психологии Политехнического института и государственного университета Вирджинии и автор книги «Стресс родителей».
В эти годы дошкольники также приобретают больше самоконтроля. Они начинают меньше полагаться на вас и других и больше на себя. Они учатся успокаивать себя, когда взволнованы, напуганы или расстроены, становятся более внимательными и менее эмоционально реагирующими.
Дошкольники также развивают уверенность в себе. И они «получают большой опыт в обучении тому, как обращаться с другими», — говорит Дитер-Декард.
К 5 годам дети обычно начинают больше заботиться о маме и папе, наконец начинают понимать, что у вас есть собственные потребности и чувства. Они также начинают легче проявлять привязанность, развивают фантазийную жизнь и могут колебаться между требовательностью и сотрудничеством.
Хотя личность вашего ребенка расцветает сама по себе естественным образом, на самом деле вы можете многое сделать, чтобы помочь ему, а также некоторых вещей, которых следует избегать.
1. Помните, что ваш ребенок уникален. «Дети удивительным образом отличаются друг от друга своими многообещающими личностями, — говорит Дитер-Декард. Включая братьев и сестер. В конечном счете, «здоровому развитию личности способствует воспитание, которое чутко и чутко реагирует на индивидуальные сильные стороны и потребности ребенка».
2. Поощряйте игру. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Педиатр Таня Р. Альтманн, автор книги « Звонки мамы: доктор Таня отвечает на 101 главный вопрос родителей о младенцах и малышах» , говорит, что предоставление детям времени для игр является ключом к раскрытию личности вашего ребенка .
Игра помогает детям развиваться физически, умственно и эмоционально. Учит работать в группах, разрешать конфликты, развивать воображение, примерять на себя разные роли. Когда дети играют, они практикуются в принятии решений, учатся постоять за себя, творить, исследовать и руководить.
3. Избегайте этикеток. Вы хотите, чтобы личность вашего ребенка развивалась сама по себе, без влияния ваших (или чьих-либо) взглядов. Поэтому не навешивайте на дошкольника такие слова, как «застенчивый», «властный», «эмоциональный» или «жесткий».
4. Подайте пример. Скорее всего, ваш дошкольник чаще всего видит и подражает вам. Так что вам решать демонстрировать вежливость, умение делиться и терпение.
5. Осознайте свою природу и воспитание. Не связывайте личность вашего ребенка только с его характером или заботой, которую вы ему оказываете. И то, и другое имеет значение, говорит Дитер-Декард, и оба работают «вместе, чтобы создать разнообразие личности детей и взрослых».
6. Пусть ваш ребенок будет самим собой, а не вашей копией. Возможно, вы очень общительны, сосредоточены, тихи или застенчивы. Возможно, вы захотите, чтобы ваш ребенок тоже был таким. Но гораздо важнее, чтобы ваш ребенок был самим собой и чтобы ваш ребенок заводил друзей и встречал мир по-своему.
Есть и другие способы помочь ребенку стать личностью. Например, чтение вашему дошкольнику может быть важным ключом, говорит Альтманн. Она также выступает за ограничение телевизионного времени.
Другие специалисты рекомендуют поддерживать интересы вашего дошкольника и расширять кругозор вашего ребенка. То, как вы помогаете развитию личности вашего ребенка, может оказаться таким же уникальным, как и ваш ребенок.
Дошкольникам следует позволять быть собой, но при этом поощрять их пробовать что-то, что может показаться развивающим их зарождающуюся личность.
К дошкольному возрасту, говорит Дитер-Декард, основные части личности уже достаточно стабильны. Но они не жесткие. «Люди меняются», — говорит Дитер-Декард, и те части нашей личности, которые составляют нашу личность, обладают определенной гибкостью.