Психология ребенка 4 5 лет: советы родителям
В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.
Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.
Содержание
- Детские инициативы
- Запасаемся терпением
- Хочу все знать
- Осознание себя в обществе
- Как стать другом своему чаду
- Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям
Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.
Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних. Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами. А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?
Запасаемся терпением
Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.
В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.
Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет. А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.
Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.
Хочу все знать
Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях. В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».
Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.
Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям. Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.
Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые. Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.
Осознание себя в обществе
Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша. Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире. Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.
В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру. Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.
Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.
В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.
Как стать другом своему чаду
Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой. Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!». Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.
Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.
Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию. А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем. Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.
Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям
В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:
- Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
- Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
- Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
- Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
- Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
- Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
- Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.
Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.
новорожденности, 1, 2 и 3 лет
Маргарита Носкова
психолог и мама
Профиль автораКогда у ребенка меняется поведение, родители часто впадают в ступор или панику. Еще вчера малыш был покладистым и улыбчивым, а сегодня плачет весь день и отказывается выполнять просьбы.
Я тщательно готовилась к рождению сына: читала много литературы по воспитанию, интересовалась опытом подруг и знакомых. Еще просто вспоминала, что когда-то изучала, — я психолог по образованию. Но когда родился сын, мне вдруг показалось, что я ничего не знаю и вообще не понимаю, что делать дальше.
Первые месяцы жизни сына я вспоминаю с легким содроганием: он мало спал и много кричал, до трех с половиной месяцев вообще не слезал с рук. Когда сын пошел самостоятельно, ежедневная рутина стала интереснее и немного легче, поэтому кризис первого года жизни прошел почти незаметно. Сейчас мой ребенок — двухлетка с активной жизненной позицией, о которой периодически сообщает диким ором. К счастью, теперь я уже понимаю, как с этим справляться.
В статье расскажу о первых кризисах в жизни ребенка и о том, как действовать родителям, когда наступит сложный период.
Почему возникают кризисы развития
Психология знает несколько подходов к периодизации развития ребенка, но все они сходятся в том, что дети проходят через определенные кризисные этапы — это неизбежно.
Дон Бокум, Грэйс Крайга «Психология развития»
Дело в том, что кризисы в жизни ребенка связаны со значительными переменами в его жизни. Как правило, больше всего на это влияют три фактора: изменение социальной ситуации развития, смена ведущей деятельности или появление у ребенка новых умений. Расскажу об этом подробнее.
Социальной ситуацией развития называют отношения между ребенком и средой, которая его воспитывает и окружает. На практике это любое общение между ребенком и взрослыми вокруг него: родителями, родственниками, друзьями семьи, воспитателями, учителями.
Кризис возникает тогда, когда социальная ситуация меняется. Ребенок взрослеет, и ему уже становится недостаточно общения только с родителями, он начинает интересоваться и другими людьми, хочет играть с другими детьми. Попытки установить контакт не всегда бывают успешными — это может расстраивать ребенка.
Ведущая деятельность определяет развитие ребенка на том или ином этапе, от нее зависят самые важные изменения в психических процессах. Грубо говоря, это основное занятие ребенка, то, чем ему важно заниматься в конкретном возрасте. Например, ведущая деятельность от рождения до года — непосредственное эмоциональное общение со взрослым.
«Не получается лазить по стенам, хотя надел костюм человека-паука» и еще 30 причин для детской истерики — Chips Journal
Кризис возникает тогда, когда ребенок переключается на новый вид занятий, начинает исследовать мир, но сталкивается с тем, что ему не все позволено и не все предметы поддаются воздействию. Например, дети могут расстроиться даже от того, что большие предметы не влезают в рот, а твердые не гнутся.
Новые умения, или психические новообразования — так их называют психологи — тоже могут стать причиной нового кризиса. Новые умения могут поначалу пугать ребенка, потому что он еще толком не понимает, как это применять, но очень старается. Например, кризис случается, когда ребенок начинает говорить: малыша могут не всегда понимать, а еще словарного запаса иногда не хватает, чтобы выразить все, что хочется, — это огорчает.
/pervoe-slovo/Как помочь ребенку быстрее заговорить
Все дети по-разному проживают такие периоды изменений. Один ребенок будет капризничать при столкновении с любыми сложностями, другой — обижаться, отказываться общаться и угрюмо сидеть в углу, а третий станет просто очень требовательным и неотступным, но без истерических выходок. Родителям тоже может быть нелегко пережить эти периоды изменений, но чем дольше они стараются сохранять старый уклад жизни, тем сложнее детям дается новый виток развития.
Дальше я расскажу об основных кризисах, с которыми сталкиваются родители с рождения ребенка и до школы.
Кризис новорожденности
Как проявляется. Новорожденный ребенок беспомощен и полностью зависит от взрослых, но сообщить о своих потребностях может только криком. Проблема в том, что родителям сложно понять, что именно обозначает крик в тот или иной момент, — приходится догадываться с помощью интуиции и логики. Пока родители не поймут, что именно нужно сделать, малыш может беспокоиться и кричать, а значит, нервничать и расстраиваться будет вся семья.
Сроки. Официально считается, что кризис новорожденности длится с момента рождения ребенка до двух месяцев. За это время родители обычно находят общий язык с младенцем. Но все индивидуально — кризис может идти дольше.
Как быть родителям. Не относиться к плачу младенца как к капризам. Даже если малыш сыт, выспался и в сухом подгузнике, его плач может сигнализировать о недостатке внимания родителей. Дело в том, что телесный контакт с родителями — базовая потребность новорожденных, а непосредственное эмоциональное общение с ними — ведущая деятельность. Все это помогает сформировать качественную привязанность и послужит опорой в дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте дети не манипулируют криком и их невозможно приучить к рукам.
Правда, не стоит забывать о другой ключевой задаче этого периода — дать маме восстановиться после родов. Для этого ей важно разделять заботы о малыше с кем-то еще. Мне в практике встречались ситуации, когда пережить кризис новорожденности семье помогали родственники или няни. Не бойтесь просить о помощи, если вы в ней нуждаетесь.
Бессонные ночи тоже могут сказаться на самочувствии мамы, а значит, и на ее возможностях полноценно заботиться о ребенке. Если малыш плохо спит по ночам, попробуйте разные варианты организации сна, проконсультируйтесь с педиатром и попросите помощи у консультантов по сну. Справиться с кризисом новорожденности будет легче, если вся семья высыпается.
/spi-moya-radost/Как решить проблемы со сном младенца
Что купить. В этот период важно освободить себя от других забот и делегировать часть функций родственникам или специально обученным людям. Например, заказывать клининг или покупать готовую еду. Если малыш все время проводит на руках у родителей, возможно, стоит попробовать купить качели или шезлонг, чтобы облегчить себе жизнь.
Использование качелей не навредит формированию привязанности: важно не только количество, но и качество времени, которое родители проводят с ребенком. Если вы каждый день общаетесь с малышом, то дневной сон не на маминых руках, а, например, в качелях никому не повредит.
Электрические качели вполне способны заменить качание на руках и дать маме или папе отдохнуть. Такая модель стоит 25 900 Р, но есть и более бюджетные варианты — от 2000 Р. Источник: akusherstvo.ruКак я проходила кризис. Я приходила в себя около четырех месяцев. Мой ребенок часто плакал и просыпался 8—12 раз за ночь. Спасти остатки сна помогла приставная кроватка, а затем и совместный сон.
Поскольку сын первое время спал исключительно на мне, я научилась организовывать пространство под свои потребности. Обычно держала ребенка одной рукой и опиралась корпусом на спинку дивана, вторую руку всегда оставляла свободной, чтобы, например, поесть, взять кружку, посидеть в телефоне или что-то поделать на компьютере. В три с половиной месяца малыш резко «повзрослел» и вдруг стал интересоваться происходящим вокруг, слез с рук, с удовольствием лежал на полу и трогал игрушки. Так что этот период нужно было просто переждать.
Примерно до четырех месяцев жизни малыши не просыпаются от шума в комнате, поэтому я могла спокойно смотреть фильмы и сериалы со звуком — это скрашивало рутину.
Кризис одного года
Как проявляется. Молодые родители часто слышат фразу «После года станет легче» — это правда и миф одновременно. Миф, потому что малыши и после года все так же требуют много внимания и от них не получится надолго отойти. Правда, потому что к году дети уже более самостоятельны и осознанны: они умеют ползать, а некоторые — ходить, показывать пальцем на интересные предметы, понимать обращенную к ним речь, держать в руках какие-то предметы.
Благодаря этому ребенок понимает, что с каждым днем умеет больше, что не обязательно звать маму, чтобы взять интересующую вещь. В этот период ему становится особенно важно хватать предметы, самому ими управлять и понимать, что можно сделать с помощью той или иной вещи. И в этом кроется основная причина кризиса: малыш хочет сделать много, а умеет пока мало.
Понять, что кризис наступил, довольно просто: ребенок начинает требовать к себе больше внимания и перестает слушаться взрослых. Он упрямится и ведет себя активнее, чем раньше, капризничает на ровном месте, отказывается от привычных дел, например прогулки, купания или чистки зубов. Если в 8—10 месяцев ребенок мог хотя бы изредка играть сам 5—10 минут, ползал самостоятельно и не звал на помощь, то к моменту кризиса он снова начинает требовать постоянного присутствия взрослого рядом. Иногда возможны даже вспышки агрессии, но такое встречается редко.
Сроки. Кризис первого года может начаться и раньше, условно в 10—11 месяцев, а к полутора годам он обычно заканчивается. К этому моменту малыш принимает правила игры: понимает, что сделает сам, а в каких случаях еще все-таки надо позвать взрослого на помощь. Некоторые двигательные навыки закрепляются.
Как быть родителям. В кризисный период важно, будут взрослые ограничивать ребенка и все запрещать или же, наоборот, дадут умеренную свободу в действиях. Дело в том, что через соотношение свободы и запретов у ребенка начнет формироваться базовое доверие к миру. Он сделает выводы, безопасен и открыт к нему мир или, наоборот, он страшный и опасный, раз родители запрещают все подряд.
/list/dad-and-son/10 вещей, которые должен сделать папа в первый год жизни ребенка
Под умеренной свободой я подразумеваю, например, разрешение самому поесть ложкой или руками, копаться на прогулке в камнях и песке, заходить в лужи, залезать дома в ящики и комоды. При этом родители должны строго ограничить опасные действия: залезать на подокнонник нельзя, даже если очень хочется посмотреть на улицу.
Некоторые родители продолжают делать все за годовалого ребенка, полагая, что он еще маленький. Вот только при такой стратегии взрослым грозят частые истерики, а еще велик риск в будущем получить беспомощного ребенка: он просто смирится и привыкнет, что все делают за него.
Поесть самому руками — прекрасная идея. Я не переживала, что сын испачкается: стиральная машинка все стерпитКонечно, самостоятельно ребенок все будет делать дольше. Когда сын идет сам вместе со мной по делам, а не едет в коляске или на руках, то короткая дорога превращается в долгую прогулку. Это может бесить. Иногда родителям хочется прикрикнуть, поругать малыша за нерасторопность или ошибки.
К ругани родители обычно прибегают от бессилия или усталости, но при этом у ребенка происходят изменения не только психологического характера, но даже на физиологическом уровне: учащается сердцебиение, начинает вырабатываться гормон кортизол. То есть его организм воспринимает крик как опасность — он считает, что нужно бежать или замереть, но никак не слушать и делать выводы.
Еще родителям важно уже в этот период объяснить ребенку первые правила поведения и выставить границы норм. Правила должны быть одинаковыми для всех и действовать не только дома, но и в гостях у бабушек и дедушек: только так ребенок не запутается. Например, кусаться и бить нельзя никого, даже если дедушка не против шуточных тумаков от внука. Будьте готовы повторять одно и то же изо дня в день: ребенок не сразу захочет слушаться и выполнять все, что от него требуют.
Что купить. Ближе к году дети осваивают большинство двигательных навыков и отрабатывают их даже ночью. В этом возрасте они иногда будут просыпаться, пытаться сесть, встать и выйти из кроватки. Это может быть опасно. Уберечь ребенка от падений помогут высокие бортики у кровати — они должны доходить малышу до подмышек, если он стоит.
/guide/safety-kids/Как сделать квартиру безопасной для детей
Чтобы наблюдать за спящим ребенком в течение дня и поздним вечером, родителям пригодится видеоняня или камера с ночным видением. Видеоняни стоят от 5000—6000 Р. Видеокамеры чуть дешевле — от 2000—3000 Р. У меня была видеокамера.
Чтобы позволить ребенку проявлять больше самостоятельности, нужно подготовить для этого квартиру: заблокировать окна, розетки и шкафы с бытовой химией, оборудовать пространство для игр, например постелить коврик, на котором ребенку будет не холодно играть, и поставить стеллаж с игрушками. Это недорого: заглушки стоят около 100 Р за комплект из шести штук, блокираторы для шкафов — от 80 Р за штуку, а для окон — от 200 Р.
В комплект с радионяней обычно входит экран для наблюдения за ребенком, но бывают и другие дополнения. Например, монитор дыхания или колонка, которая реагирует на плач и включает малышу белый шум. Источник: akusherstvo.ru Если в квартире мало места, можно купить коврик-сумку. Во время игр малыш на нем сидит, а когда заканчивает, коврик легко сложить и убрать вместе с игрушками. Такой коврик стоит от 700 Р. Источник: akusherstvo.ruКак я проходила кризис. У сына кризис начался, когда ему было 11 месяцев. Он стал особенно активен, постоянно просился на руки и требовал, чтобы я несла его к конкретным предметам. В коляске он тоже сидеть не хотел — выдерживал максимум 20 минут, а потом орал и пробовал из нее вылезти.
В ответ я изменила подход к прогулкам. Теперь мы иногда выходили без коляски. Когда сын начал ходить сам, я стала иногда просить его помочь маме везти коляску, чтобы он шел рядом со мной, а не ехал на руках. По возможности брала его на руки и была рядом столько, сколько могла, чтобы он насытился вниманием и быстрее переключился на более интересные занятия. И еще не кричала на ребенка, хотя иногда очень хотелось это сделать, — в этом мне помогли растительные успокоительные капли.
Еще мы организовали безопасное детское пространство в доме. В своем уголке сын играл и сам расставлял игрушки на полках-гаражах. Это было хорошо для всех: у ребенка была свобода творчества, а у меня — спокойствие, что он не разносит всю квартиру.
Мы не могли выделить ребенку отдельную комнату, поэтому я организовала для него уголок в залеКризис двух лет
Такого понятия нет ни в одной классической возрастной периодизации, тем не менее родители часто сталкиваются в этот период с чем-то похожим на кризис. Я наблюдала это и как мама, и как специалист.
Как проявляется. Основной симптом — негодование и расстройство, когда что-то идет не так, как задумал ребенок. Например, он хотел сам нажать кнопку в лифте, а это сделала мама. Или он хотел весь килограммовый кусок сыра, а не тот кусочек, который отрезали ему. Причем это именно особенности мышления, а не просто желание вредничать.
/happy-kid-2/«Спокойный ребенок, но иногда психует»: 9 вопросов психотерапевту о детских странностях
Еще дети воспринимают целые предметы как правильные и хорошие. Например, если родители отламывают кусочек печенья, то для ребенка оно уже становится испорченным, бракованным, — это повод расстроиться.
Сроки. Четких границ нет, но на практике детское упрямство, истерики и расстройства по любому поводу чаще встречаются в 2—2,5 года.
Как быть родителям. Старайтесь спрашивать у малыша, чего он хочет и в каком виде. Если ребенок пока не говорит, предлагайте ему варианты и попросите показать на тот, что ему нравится. Если просьба ребенка выполнима, то просто сделайте так, как он хочет. Например, разрешите взять с собой плюшевого динозавра на прогулку или самому открыть дверь ванной после купания.
Если просьбу осуществить нельзя, то подробно объясните ребенку почему, но при этом будьте готовы к слезам и истерике. Помните, что истерики не длятся вечно, — они заканчиваются, даже если малыша не удается переключить на что-то другое.
По возможности делите продукты на части вне поля зрения детей и приносите уже порезанные или сразу давайте целиком.
Как я проходила кризис. В моем случае кризис еще продолжается — сейчас активная фаза. Ребенок очень требователен, начинает кричать, если что-то важное для него идет не по плану.
Сын уже достаточно хорошо разговаривает, поэтому я твердым голосом прошу его перестать кричать и сказать словами, что он хочет, иначе я его не пойму. Иногда это срабатывает. В других ситуациях я просто пережидаю истерику, а потом рассказываю ему, что он расстроился, так бывает, и это нормально, но сейчас нужно успокоиться. Для успокоения я предлагаю ему подышать, обняться или начать во что-нибудь играть. Срабатывает через раз, но и это уже большой успех.
Недавно я стала договариваться с сыном. Например, он перед сном просит пойти на кухню, чтобы что-нибудь взять, хотя уже лежит в кровати, а я читаю ему книжки. Тогда я проговариваю, что сейчас мы сходим на кухню, он возьмет, что хочет, а потом сразу пойдет обратно в комнату спать. Затем спрашиваю: «Договорились?» Он подтверждает. Затем на кухне я напоминаю ему о договоре и согласии, и мы возвращаемся обратно. Конечно, это тоже не всегда срабатывает, но попытаться все равно стоит.
К сыру ребенок предъявляет ультимативные требования: только весь, никаких кусочковКризис трех лет
Как проявляется. Это самый знаменитый в народе детский кризис. Среди характерных симптомов — упрямство, своеволие, обесценивание взрослых и стремление к деспотизму, то есть проявлению своей власти над взрослыми. Часто встречается негативизм — это когда на все предложения и просьбы ребенок отвечает «нет».
Основной посыл кризиса — «я сам». Дети стремятся к автономии и проверяют, насколько крепки границы дозволенного. Они начинают понимать, что обладают своей волей и могут не слушаться взрослого абсолютно во всем.
Ведущей деятельностью этого периода становится игра, в ходе нее происходит основное развитие. Социальная ситуация также меняется — ребенок начинает интересоваться другими людьми, теперь он готов воспринимать детей как партнеров по играм.
Сроки. Тут сроки тоже размыты. Начала можно ожидать и в два с половиной года, и позже, вплоть до трех с половиной лет. Сам кризис длится не 1—1,5 месяца, а дольше.
Как действовать родителям. Самостоятельность, умение говорить «нет», способность формировать и отстаивать свое мнение зарождаются как раз в возрасте трех лет. Их дальнейшее развитие отчасти определяется тем, какую стратегию воспитания выберут в этот момент родители.
Клиентам я рекомендую занять партнерскую позицию по отношению к ребенку, но с элементами властной заботы, как обозначает Людмила Петрановская. Это означает, что вы воспринимаете ребенка как отдельного человека со своими потребностями, вкусами и интересами, готовы учитывать его мнение, вести диалог, заботитесь об удовлетворении его нужд, но определяете правила и границы поведения.
Есть ряд универсальных рекомендаций — я обсуждаю их практически со всеми клиентами, которые хотят помочь себе пройти этот период.
Будьте спокойны и последовательны, насколько это возможно. Если вы начинаете закипать, то это повод попросить подменить вас на какое-то время — так, чтобы вы переключились.
Также я не стала бы игнорировать такой ресурс, как мультики. Они увлекут ребенка на какое-то время, а вы сможете просто посидеть, выпить чаю или расслабиться. ВОЗ разрешает тратить на мультфильмы 60 минут в день, а час дополнительного времени для себя бесценен. Если кроме телевизора в жизни ребенка есть достаточное количество живого общения со взрослыми, игры и активности, то мультфильмы вряд ли смогут каким-то образом навредить.
Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет
Совместные игры со своими детьми — залог их гармоничного развитияВ этом возрасте не стоит использовать директивные указания. Если сказать ребенку: «Надень серые штаны», велика вероятность услышать в ответ четкое «нет». Чтобы этого избежать, предложите ему варианты: «Ты хочешь надеть серые штаны или черные с машинкой?», «Будешь на обед брокколи или рис?» Такая тактика дает ребенку понять, что вы готовы предоставить ему самостоятельность в выборе, пусть и немного мнимую. В психологии такое явление еще называют выбором без выбора.
Отвлекайте и переключайте ребенка. Если сначала вопрос или просьба вызвали протест, но все еще остаются актуальными, спросите снова через 5—10 минут, когда ребенок отвлечется на что-то другое. Еще можно видоизменить вопрос и подставить любимых персонажей — так шансы на успех вырастут. Например, если упрямец не хочет принимать витамин D, спросите: «А как бы свинка Пеппа проглотила эту витаминку? Покажи!»
Разрешайте малышу делать самому то, что не опасно для его жизни и здоровья. Он так учится, оттачивает свои навыки, пробует силы. Если действие не получается, это повод сказать «Попробуй еще» — так вы показываете, что одной попытки иногда бывает недостаточно, и формируете зачатки мотивации. Если у ребенка все получилось, похвалите его: «Вася, у тебя отлично получилось почистить кукурузу, ты смог все сделать аккуратно» или «Смотри, как хорошо ты схватился пальцами за молнию, сам смог расстегнуть куртку».
Умение есть самому — важный навык. Если ребенок не просит помощи, то пусть ест сам, даже если это займет много времениСамое сложное в этот период — научиться выдерживать истерики ребенка. Во время самой истерики можно выйти из комнаты и тем самым лишить его зрителей. Или, наоборот, можно сидеть рядом и ждать, обнимать или гладить малыша, если он дает это сделать. А вот уже после стоит рассказать ребенку, что вы его любите любым, но вести себя нужно по-другому. Привести примеры, как можно было сделать иначе.
В три года уже можно ввести первые права и обязанности. Так, ребенок уже способен отнести свою тарелку в раковину после еды или убрать ботинки на полку после прогулки. Такие мелкие бытовые дела полезны для дисциплины и дают ребенку ощущение включенности в семейные дела. Не забывайте и о наградах. Он согласился надеть теплые шапку и перчатки вместо тонких, поэтому может на полчаса дольше гулять и копаться в песочнице. Это похоже на торг, но торговаться с трехлеткой бывает полезно.
/topotushki-net/Как я помогла своему ребенку адаптироваться в детском саду
Что купить. В этом возрасте можно попробовать кружки и секции: они позволят дать выход лишней энергии. Самое важное, что увлекать будете уже не вы, а тренер или педагог.
С трехлетками я рекомендую больше задуматься про спорт и физическую активность. Например, подойдут батуты, гимнастика, бассейн, первые пробы в футболе или хоккее. Безусловно, если ребенок просится на тихую активность вроде рисования, не нужно ему отказывать.
Как я планирую проходить кризис. Сыну три года будет только в следующем году. Пока я запасаюсь стратегиями поведения в разных ситуациях, которые смогу быстро вытащить из памяти и применить на деле.
Что будет дальше
Когда кризис трех лет закончится, наступит передышка. Это не означает, что вы получите идеально послушного ребенка на ближайшие несколько лет. Конфликты все равно будут возникать, как и истерики, и эпизоды непослушания. Но следующий серьезный кризис ожидается только к семи годам — к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. До этого социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка уже не изменятся.
Справиться с трудностями в период с трех до семи лет помогут простые правила: давайте ребенку выражать эмоции, но будьте рядом и поддерживайте его, а если нужно, проговаривайте ситуацию и вместе ищите решение. Помните, что ребенок уже способен вас понять: можно договориться или объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Возможно, будет непросто, но все получится.
Запомнить
- Кризисы проходят, а новые умения и отношения с ребенком остаются.
- Спокойствие и выдержка родителей — один из ключевых залогов успешного прохождения через все детские кризисы.
- Гибкость — наш помощник. Не стремитесь сохранять все как есть, смело меняйте устоявшийся уклад с учетом новых потребностей и умений ребенка.
- Просите помощи, если понимаете, что закипаете. Заранее обсудите с родственниками важные аспекты воспитания и смело делегируйте ребенка, когда есть такая возможность.
- Ребенок — тоже человек со своими желаниями и интересами. Слушайте его, спрашивайте, разговаривайте и договаривайтесь.
- Одна из основных задач воспитания — помочь ребенку стать самостоятельным. Давайте умеренную свободу, вводите правила, постепенно делегируйте подросшим детям мелкие обязанности.
Адаптация вашего стиля воспитания к этапу развития вашего ребенка
Служба детской психологии и школьной психологии Мельбурна, Порт Мельбурн
Вы когда-нибудь слышали (или говорили) что-то вроде: «Гррррр, мои родители обращаются со мной так, будто мне всего 5 лет? старый!»?
Как вы понимаете (или знаете из личного опыта), может быть очень неприятно, когда с кем-то обращаются так, как будто он моложе, чем он есть на самом деле.
И, с другой стороны, может сбить с толку и оттолкнуть то, что с тобой обращаются так, будто тебе 9 лет.0009 старше , чем вы есть на самом деле. (Подумайте: «Я не могу поверить, что они ожидают, что я это сделаю? Я понятия не имею, как это сделать! Они оставили меня в покое, и мне некому помочь…»)
Это может показаться очевидным. , но по мере того, как дети и подростки проходят различные этапы своей жизни, родители и окружающие их взрослые должны корректировать свой язык, свои ожидания и свой дисциплинарный стиль.
Шесть стадий воспитания
Галинский (1981) предложил шесть стадий воспитания, совпадающих с различными стадиями развития ребенка. В качестве приблизительного руководства, эти этапы:
- Имиджмейкинг (беременность). Родители готовятся к рождению ребенка и в то же время начинают формировать представления о том, как изменится их жизнь и как они справятся с обязанностями и проблемами ребенка.
- Вскармливание (от рождения до 18-24 месяцев). Родители формируют узы привязанности и учатся балансировать потребности ребенка с работой, партнером, общественной жизнью, другими семейными и домашними потребностями.
- Уполномоченный (от 2 до 5 лет). Родители пытаются установить границы и правила для своих детей. На этом этапе правила часто довольно черно-белые, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Тем не менее, родители должны попытаться объяснить причины различных правил и начать направлять своего ребенка к автономии и способности делать правильный выбор самостоятельно.
- Толкователь (5 лет – подростковый возраст). Родители должны начать учить детей принимать точку зрения других, интерпретировать поведение других людей и реагировать соответствующим образом. Дети часто учатся справляться с изменяющейся динамикой сверстников, такой как запугивание, давление сверстников, сравнение со сверстниками и установление роли в группе друзей. Родители могут помочь своим детям ориентироваться в этих сложных социальных ситуациях.
- Взаимозависимые (в подростковом возрасте). Это может быть трудным временем как для родителей, так и для подростков, поскольку семья пытается найти баланс между большей свободой и независимостью ребенка и сохранением «последнего слова» за родителем. Разногласия могут привести к спорам, и есть дополнительное давление внешних влияний. На этом этапе очень важно эффективное и уважительное общение не только между подростком и его матерью или отцом, но и для общения родителей друг с другом
- Отъезд (от позднего подросткового до совершеннолетия). Стадия отъезда наступает, когда ребенок достигает полной или почти полной самостоятельности (несмотря на то, что ему нужна помощь в оплате одного-двух счетов!). Это не обязательно совпадает с тем, что молодой взрослый физически покидает дом. Родители и дети могут сформировать новые роли и начать общаться на более равноправной основе. Это может быть печальным временем для родителей, поскольку они переопределяют свою идентичность, но также могут привести к тому, что они заново откроют для себя свои собственные индивидуальные занятия.
Как это относится к вам?
Эти этапы звучат знакомо? Можете ли вы определить, на какой стадии воспитания вы находитесь?
Как уже упоминалось, трудности чаще всего возникают, когда родители используют стиль, не соответствующий возрасту ребенка, либо ниже соответствующего возрасту уровня, либо выше соответствующего возрасту уровня.
Это также может быть сложно, если у вас несколько детей и вы должны индивидуально адаптировать свой стиль воспитания к каждому ребенку (не проще ли относиться ко всем одинаково?).
Так как же узнать, подходит ли ваш стиль воспитания вашему ребенку? Ну, их возраст — это всего лишь ориентир.
Некоторые дети взрослеют быстрее, и в таких случаях оправданно предоставлять им дополнительную свободу раньше, чем обычно. Но другим детям может не хватать самоконтроля или возникать проблемы с принятием решений, и им требуется больше руководства и дисциплины.
Другая подсказка заключается в том, что дети часто говорят вам (словами или действиями) свое мнение о вашем стиле воспитания. Слышали ли вы, как ваш ребенок говорит: «Муууум, ты никогда не позволяешь мне ничего делать!» или «Дааад, мне нужна твоя помощь, я не могу сделать это сам».
Ниже приведены некоторые моменты, которые помогут вам найти правильный баланс для вашего ребенка и стадии его развития, когда речь идет о дисциплине, ответственности, заботе и независимости.
Обратите внимание:
- Делаете ли вы для своего ребенка то, что он мог бы сделать сам? Если да, то почему? Это потому, что они обращаются к вам за помощью или, возможно, потому, что вам проще/быстрее/безопаснее сделать это за них? Какие плюсы и минусы были бы в том, чтобы научить их делать это самостоятельно?
- Решаете ли вы социальные проблемы за своего ребенка, решаете ли вы проблемы вместе или ваш ребенок решает проблемы самостоятельно? Почему? Что это значит для вас и вашего ребенка?
- Ваш стиль воспитания больше направлен на предотвращение ошибок вашего ребенка или поиск способов проявить в нем лучшее? Как вы можете стимулировать их рост, заботясь при этом об их безопасности?
- Какой тип личности у вашего ребенка? Как они реагируют на ваши попытки дисциплины, правил, воспитания или предоставления им свободы? Они скрытны? Непокорный? Соответствует? Они ведут переговоры? Они игнорируют правила? Подумайте о том, что их поведение говорит вам.
Наконец, спросите своего ребенка, что он думает. Спросите их, считают ли они вас строгими, покладистыми, удушливыми или легкими в общении. Спросите их, знают ли они причины для правил.
Спросите их, что они хотели бы от вас — конечно, многие дети скажут просто «леденцы!» или «каникулы!» – но вас могут удивить некоторые из их ответов. (Убедитесь, что они знают, что это не та ситуация, когда они просто получают то, о чем просят.)
И не забывайте адаптировать свой стиль воспитания к личности вашего ребенка и находятся на стадии своего развития.
Будьте на той же странице, что и ваш партнер, и убедитесь, что вы оба согласны с сообщениями, которые вы отправляете своим детям.
Если вам трудно эффективно общаться с ребенком или у вас есть такие проблемы, как неповиновение, избегание или пассивно-агрессивное поведение, возможно, стоит обратиться к детскому психологу за советом.
Ссылки
- Моряк, Д. Х. (2004 г.) Поддержка детей дома, в школе и в сообществе
- Галинский, Э. (1987) Шесть этапов родительства. Рединг, Массачусетс: Perseus Books
- Ньюман, Р. (2008). Построение отношений с родителями и семьями в программах школьного возраста. Нью-Олбани, Огайо.
Чем мы можем помочь?
Запишитесь на первичную консультацию для родителей, чтобы получить правильный совет для нужд вашего ребенка. Нажмите здесь, чтобы заказать телефонный звонок, и психолог позвонит вам в удобное время (только для потенциальных клиентов). Пожалуйста, имейте в виду, что мы часто заняты с клиентами, но мы делаем все возможное, чтобы ответить на все запросы в течение одного рабочего дня. 🙂
Почему нас выбрали 2866* родителей?
(*по состоянию на 24 июля 2019 г.)
- Конфиденциально и конфиденциально: Мы являемся частной службой, поэтому вы получите 100% независимый и конфиденциальный совет.
- Детские и подростковые специалисты: Мы работаем только с детьми школьного возраста, подростками и родителями.
- Эксперты в области образования и школы: Мы поможем вам сориентироваться в школьной системе, чтобы добиться наилучших результатов для вашего ребенка.
- Квалифицированный и опытный: У нас работают только психологи со степенью магистра или выше и опытом работы в школах.
- Быстрые встречи: Мы не держим лист ожидания и принимаем новых клиентов в течение 7 дней.
- Удобное расположение: Мы находимся в Миддл-парке, откуда легко добраться из многих районов Мельбурна и есть неограниченная уличная парковка.
- Надежные методы: Мы используем подходы, полностью подтвержденные научными данными или клиническим опытом.
- Прекрасный офис на берегу моря: Вам понравится наш тихий, современный и привлекательный офис с его комнатами, оформленными в пляжной и морской тематике.
Годы становления – почему они важны для развития ребенка
- Что такое годы становления
- Развитие мозга
- Чему учатся дети
- Эффекты
- Как максимизировать
Что такое годы становления
Годы становления — это период времени между 0-8 годами, когда мозг и нейробиологическое развитие наиболее быстро развиваются после рождения. То, что происходит с ребенком в эти годы, может повлиять на его физическое развитие, умственное развитие и успех в жизни.
Годы становления ребенка — прекрасное время для определения того, кем является ребенок и кем он станет в будущей жизни. Они оказывают длительное влияние на их мозг и здоровое развитие 1 .
Развитие мозга в период формирования
Человеческий мозг начинает развиваться уже через три недели после зачатия. Процесс развития мозга идет быстро в годы становления. Нейронный план заложен в это время 2 .
К детскому саду заложены основы наиболее важных сенсорных систем и систем восприятия. В течение следующих нескольких лет будут развиваться различные когнитивные функции, в том числе принятие решений, сохранение информации и управление эмоциями.
В эти решающие для развития ребенка годы опыт, полученный в различных сферах жизни, может иметь долгосрочные последствия.
Дети, у которых в детстве был здоровый опыт и которые получали любовь и заботу дома, будут пожинать наибольшую пользу на протяжении всей своей жизни.
Маленькие дети с плохим опытом, таким как эмоциональное пренебрежение, физическое насилие, негативная семейная жизнь, социально-экономический стресс и отсутствие продовольственной безопасности, все еще могут процветать, но эти ранние невзгоды также будут иметь устойчивые негативные последствия для детей 4 .
Чему дети учатся в годы своего становления
Ранние годы вашего ребенка — это не только изучение азбуки, форм и основных математических понятий. Это также время жизненно важного социального и эмоционального развития 5 .
Ваш ребенок узнает, что такое любовь и забота. Они узнают, как общаться с другими, и что такое приемлемое и неприемлемое поведение. Они изучают основы того, как управлять своими собственными «большими» чувствами, хотя эти навыки, безусловно, потребуют много усовершенствований на этом пути.
Что касается «школьных» или академических навыков, существует много важных навыков, которыми ваш ребенок будет овладевать в первые несколько лет жизни, включая раннюю грамотность и математические навыки, а также когнитивные навыки, такие как изучение причинно-следственных связей и т. . другой. В дополнение к этим концепциям обучения ваш ребенок будет учиться тому, как быть хорошим слушателем, как настойчиво преодолевать трудности в обучении и как контролировать свои эмоции.
Некоторым из этих навыков можно научиться в рамках структурированных образовательных программ, таких как дошкольное учреждение и детский сад, но многие из них приобретаются дома в годы становления. Когда дело доходит до социально-эмоциональных и академических навыков, вы первый учитель своего ребенка!
Каковы последствия лет становления?
Формальный возраст — очень впечатлительное время для развития ребенка, поэтому как положительный, так и отрицательный опыт может иметь длительные последствия. Окружите своего ребенка любовью, безопасностью, возможностями для исследовательской и образовательной игры — все это может настроить вашего ребенка на здоровую и успешную жизнь.
К сожалению, верно и обратное. Дети, пережившие невзгоды и травмы в годы своего становления, могут страдать от последствий даже спустя годы. Неблагоприятный детский опыт (НПС), который включает в себя такие переживания, как взросление в семье с психически больным родителем или родителем, злоупотребляющим наркотиками или алкоголем, физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, свидетель домашнего насилия или потеря родителя, — все это глубокие воздействия.
Например, перенесенные в детстве травмы могут:
- Влияет на физическое и психическое здоровье 6
- Увеличьте риск алкоголизма и злоупотребления наркотиками 7
- Увеличивает риск развития депрессии и суицида
- Повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний легких, рака и заболеваний печени 8
- Повышает вероятность того, что вы бросите курить и будете страдать от ожирения
Как максимально увеличить годы становления вашего ребенка
Годы становления вашего ребенка — особое время для вас обоих.
В это время дети — маленькие губки, и они по-прежнему ценят компанию своих родителей. Вы играете важную роль, помогая своему ребенку стать тем человеком, которым, как вы надеетесь, он станет, когда вырастет.По большей части вы можете позволить своему ребенку помочь вам в этом процессе. Дети — естественные ученики, и они также естественно выражают свои эмоции и говорят вам, что им нужно.
Вот несколько идей, как максимально увеличить время становления вашего ребенка:
- Будьте теплым и отзывчивым родителем, чтобы помочь ему сформировать надежную привязанность к вам
- Помогите ребенку развить навыки эмоциональной регуляции, создав благоприятную семейную среду
- Научите своего ребенка эмоциональной регуляции, помогая ему называть свои чувства и обучая их таким навыкам, как дыхание через трудные чувства и даже обучаясь основам медитации
- Пусть ваш ребенок исследует окружающую среду в безопасном месте
- Поощряйте творческую или притворную игру
- Чаще читайте ребенку: ходите в библиотеку и запасайтесь книгами; устройте дома уголок для чтения; сделать чтение ежевечерним ритуалом
Заключительные мысли о годах становления
Если вы хотите быть лучшим родителем для своего ребенка в годы его становления, вы также должны заботиться о своем здоровье и психическом здоровье. Вашему ребенку нужен хотя бы один стабильный взрослый в жизни, чтобы процветать, и чем больше вы сможете быть рядом с ним, тем сильнее и устойчивее будет ваш ребенок, с какими бы трудностями он ни столкнулся.
Имейте в виду, что все дети разные и развиваются с разной скоростью в годы взросления. Пожалуйста, поговорите со своим педиатром, если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка или хотите получить совет о том, как максимально увеличить время его формирования.
Ссылки
1.
Ранг MR, Hirschl TA. Экономический риск детства в Америке: оценка вероятности бедности в годы становления. Журнал брака и семьи . Опубликовано в Интернете, ноябрь 1999 г .: 1058. дои: 10.2307/354024
2.
Стайлз Дж., Джерниган ТЛ. Основы развития мозга. Нейропсихология Ред. . Опубликовано в Интернете 3 ноября 2010 г .: 327–348. дои: 10. 1007/s11065-010-9148-4
3.
Тирни А., Нельсон К. Развитие мозга и роль опыта в раннем возрасте. Ноль Три . 2009;30(2):9-13. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23894221
4.
Беллис М.А., Лоуи Х., Лекенби Н., Хьюз К., Харрисон Д. Неблагоприятные детские переживания: ретроспективное исследование для определения их влияния на поведение взрослых и здоровье населения Великобритании. Журнал общественного здравоохранения . Опубликовано в Интернете 14 апреля 2013 г .: 81–91. дои: 10.1093/pubmed/fdt038
5.
Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет . Издательство национальных академий; 2015. Дои: 10.17226/19401
6.
Шонкофф Дж.П., Бойс В.Т., Макьюэн Б.С. Неврология, молекулярная биология и детские корни различий в здоровье. ДЖАМА . Опубликовано в сети 3 июня 2009 г.: 2252. doi:10.1001/jama.2009.754
7.
Felitti VJ MD, FACP, Anda RF MD, MS, Nordenberg D MD, et al.