экзистенциальная психология и психотерапия – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- АБB
- АБB
- АБB
- А
- А
- А
- А
- А
Обычная версия сайта
Между свободой и предзаданностью
ISTOCK
Сегодня далекому от психологии человеку всё сложнее разобраться во множестве её направлений. Ещё труднее — выбрать для себя подходящую психотерапию. Редакция IQ решила рассказать об основных школах и течениях. И первый материал — об экзистенциальном подходе — настоящей философии жизни, которая помогала выживать в нацистских застенках и сохранять человечность и осмысленность даже в нечеловеческих условиях.
Чем экзистенциальная психология отличается от других направлений психологии?
Она имеет философскую основу и относится к гуманистическому направлению в психологии, в центре которого — человек, его личностный рост и развитие. Экзистенциальное направление уделяет особое внимание свободе человека и таким его способностям, как принятие решений, работа над ответственностью, поиск смысла, обретение собственной позиции по отношению к ситуации и достижение внутреннего согласия и гармонии.
Когда и как появилась экзистенциальная психология?
Её появлению способствовали труды таких философов, как Фридрих Ницше, Сёрен Кьеркегор, Мартин Хайдеггер, Макс Шеллер, Карл Ясперс, Мартин Бубер и других. Все они поднимали вопросы бытия человека в мире, его связанности с миром, попыток быть самим собой, ценностей, совести, трансценденции и смысла человеческой жизни. В 1930-1960-е годы стали появляться первые психологические школы, которые связывали экзистенциальную философию с психологией. Среди основателей экзистенциальной психологии и психотерапии: Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом.
А в чём разница между экзистенциальной психологией и экзистенциальной психотерапией?
Экзистенциальная психотерапия — прикладной раздел экзистенциальной психологии, направленный на глубинную работу и помощь человеку в преодолении сложностей во взаимодействии с самим собой и другими. Три основных элемента экзистенциальной психотерапии — анализ на основе феноменологического понимания пациента, развитие способностей к внутреннему диалогу и диалогу с внешним миром.
Хм, феноменологическое понимание пациента?
Суть феноменологического подхода в том, что психотерапевт оставляет в стороне все априорные теории и интерпретации. Главная задача — видеть пациента, в первую очередь, как личность, говорить с ним как с личностью.
В основе феноменологического понимания — не условия и причины, а то, что есть здесь и сейчас. То, что говорит и показывает пациент. Что за этим стоит. Сущность пациента при феноменологическом подходе раскрывается с помощью сущности терапевта.
Правда ли что главное в экзистенциальной психологии — это поиск смысла жизни?
Не совсем так. Среди ученых-психологов есть разные мнения относительно того, что является предметом экзистенциальной психологии. На самом деле она касается многих вопросов человеческого бытия и рассматривает человека, как существо способное быть выше биологических предзаданностей и влияния социума. Большое внимание теме смысла уделено в специальном разделе экзистенциальной психологии — логотерапии.
Можно подробнее о том, что такое логотерапия?
Буквально логотерапия означает «лечение смыслом». Это направление, которое разработал философ, психолог и психиатр Виктор Франкл. Он на собственном опыте выживания в нацистском концлагере показал, как воля к смыслу помогает выдержать любые, даже самые нечеловеческие страдания. Открытость к смыслу, согласно логотерапии, — отличительный признак человеческого существа. Логотерапия помогает в преодолении экзистенциальных кризисов, когда утрачены жизненные ориентиры (например, возрастной кризис, потеря близкого человека и т.п.), а также в их профилактике.
А в чем суть экзистенциального анализа?
Современный экзистенциальный анализ является продолжением логотерапии. Его разработал ученик Виктора Франкла, профессор НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле. Это феноменологическая психотерапия, цель которой помощь личности свободно и полно проживать свою жизнь, занимать аутентичные позиции и актуализировать личную ответственность по отношению к собственной жизни и миру. Базовые вопросы экзистенциального анализа: «Я есть, но могу ли я быть, выдерживать данности этого мира, себя, своей жизни?» ; «Нравится ли мне быть?»; «Могу ли я быть самим (-ой) собой?»; «Для чего я есть?».
Вероятно, здесь очень важен и вопрос о неизбежности смерти?
Теме смерти уделяется большое внимание в трудах экзистенциальных психологов и психотерапевтов. Открытость по отношению к вопросу конечности собственной жизни помогает человеку осознать её ценность, искать и находить смыслы. И, в свою очередь, приход к полноте жизни, осуществление имеющихся возможностей, реализация своего потенциала — помогает преодолеть страх смерти. Человек, согласно взглядам экзистенциальных психологов, способен справится с ужасом неизбежной смерти, когда по-настоящему проживает свою жизнь.
Кому показана экзистенциальная психотерапия?
Всем, кто хочет прийти к проживанию собственной жизни во всей её полноте. Понять себя и других. Научиться принимать решения и осуществлять их. Быть в диалоге с собой и миром. Выстраивать гармоничные отношения и получать доступ к своим ценностям. Также экзистенциальная психотерапия способна помочь тем, кто переживает экзистенциальный кризис, утрату, испытывает сложности в управлении собственными реакциями или ищет пути решения сложных жизненных вопросов. Тем, кто хочет обрести смысл и радость жизни.
Как узнать, что специалист достаточно квалифицирован в области экзистенциальной психологии или психотерапии?
Как минимум, он должен пройти обучение на специальной программе по экзистенциальной психологии. Обычно полноценные программы длятся не менее двух-трёх лет. Экзистенциальным психотерапевтическим консультированием специалист может заниматься, если у него есть дальнейшее дополнительное образование — в области экзистенциальной психотерапии и он/она выполняет или выполнил(-а) необходимые требования — индивидуальное самопознание/психотерапия, а также прохождение супервизий у более опытного терапевта.
Где можно пройти обучение на экзистенциального психолога или психотерапевта?
В НИУ ВШЭ, например, есть специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия» в рамках магистерской программы «Консультативная психология. Персонология». Обучение длится два года, периодически занятия ведет сам Альфрид Лэнгле. Выпускники получают диплом магистра и параллельно сертификат GLE-International (Международное общество логотерапии и экзистенциального анализа, Австрия) о прохождении основного курса в области экзистенциального анализа и логотерапии. Далее можно продолжить обучение на клиническом курсе. Также информацию об учебных программах, в том числе дистанционных, можно найти на сайте Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов (АЭАПП).
Также читайте
Автор текста: Селина Марина Владимировна, 7 июля, 2020 г.
Все материалы автора
Психология Картотеки
Экзистенциальная психология: идеи, этапы развития, представители
«В жизни нет смысла», «Я безнадежно одинок и никогда не найду понимания», «Мои близкие однажды умрут, и это ужасно!» Подобные мысли периодически посещают головы людей, вызывая чувства тревоги, грусти и безысходности. Преодолеть подобную модель мышления помогает экзистенциальная психология. Ее цель – разрешить личный внутренний конфликт и вернуть радость жизни.
Вы узнаете больше подробностей, уделив несколько минут чтению этой статьи, но перед этим небольшая проверка знаний по теме.
А теперь, собственно, перейдем к самой статье.
Определение и основные идеи экзистенциальной психологии
Экзистенциальная психология основана на философском подходе и представляет собой процесс поиска ценности и смысла жизни. Она базируется на мысли, что человек не является жертвой обстоятельств, а несет ответственность за собственные действия и выбор, тем самым формируя реальность.
Экзистенциальная психология использует позитивный подход, который приветствует человеческие стремления и способности, одновременно признавая человеческие ограничения. Этот раздел психологии помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:
- Свобода и связанная с ней ответственность. У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни.
- Смерть. Смерть – одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент.
- Одиночество. С одной стороны, человек – социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой – он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
- Бессмысленность. Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.
Борьба с любой из этих данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет человека страхом или экзистенциальной тревогой. Например, для большинства людей факт собственной смерти или кончины родственников является источником глубокой тревоги, они настойчиво игнорируют реальность и отказываются мириться с тем, что смерть наступит.
Есть и те, кто до состояния невроза или психоза зациклен на неизбежности смерти.Экзистенциальная психология предлагает решение: принять неотвратимость смерти, будучи свободным от ее давления. Люди, которые поддерживают здоровый баланс, мотивированы принимать решения, позитивно влияющие на их текущую жизнь. Реальность смерти побуждает максимально использовать возможности и ценить то, что уже есть.
Жить аутентичной (подлинной) жизнью, реализуя свои уникальные свойства и потенциал – главный призыв экзистенциальной психологии. Этого можно достичь, только взяв ответственность за собственные действия и праздность, осознав, что бездействие – это тоже решение.
Экзистенциальная психология напоминает об ограниченности времени, стимулирует искать смысл жизни и действовать таким образом, чтобы судьба находилась в руках человека. Она признает неизбежность «нормальной» тревоги, считая ее частью взросления и адекватной реакцией на происходящее.
Основные представители экзистенциальной психологии и хронология ее развития
Прародительницей экзистенциальной психологии была философия существования или экзистенциализм. Рассмотрим, как развивались взгляды философов и психологов на существование человека.
Сёрен Кьеркегор
Датский философ Сёрен Кьеркегор являлся основоположником экзистенциализма. Он выделял три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетическая стадия – это состояние «здесь и сейчас», она сфокусирована на получении удовольствия и боли. В таком режиме живут маленькие дети.
Этическая стадия предполагает знакомство с понятием выбора и ответственности. Человеку следует выбрать: жить, опираясь на личные ценности, или подчиниться принятым в обществе правилам. Кьеркегор считал, что подчинение хоть и приводит к упрощению жизни, но является тупиком для личности.
Это противоречие можно преодолеть, живя в религиозной манере. Однако и здесь возникают сложности: с одной стороны, человек осознает свою уникальность, с другой – полную несостоятельность по сравнению с Богом. В результате возникают негативные чувства: одиночество, беспокойство и страх, которые, как считал Кьеркегор, позволяют узреть истину и привести к подлинному существованию.
Фридрих Ницше
Другим философом, который внес вклад в развитие экзистенциализма, был загадочный немец Фридрих Ницше. Он считал, что фундаментальной силой этого мира является воля к власти. Согласно Ницше, жизнь чрезвычайно трудна и Вселенная настроена против человечества: природные силы, такие как стихийные бедствия и болезни, уничтожают людей физически, неравенство является естественным состоянием общества, Бог мертв, а загробной жизни не существует.
Философ видел великое будущее за сверхчеловеком. Этим термином он характеризовал человека, который смог полностью реализовать свой потенциал, овладел собой и отказался от «стадной морали», чтобы создать свои собственные ценности и жить в соответствии с ними.
Мартин Хайдеггер
Немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер также исследовал роль человека в мире и тривиализировал природу Бога, считая его существом чуть более высокого порядка, чем человек.
Хайдеггер утверждал, что естественная способность людей – осознавать связь с истиной. Стремление к постижению истины рождает непреодолимую тревогу, поскольку человек знает, что время его жизни ограничено. Хайдеггер считал смерть позитивным событием, поскольку именно осознание смертности подталкивает людей быть верными себе и жить подлинной жизнью.
Жан-Поль Сартр
Французский писатель Жан-Поль Сартр был тем человеком, который перенес экзистенциальную философию в психологию. Он заявлял, что Бога нет, а главная цель существования человека – осознание своей истинной сути, открытие себя.
Сартр писал, что многие люди отвергают свою уникальную способность к созиданию и подавляют энтузиазм, позволяя жизни безвольно течь. Это приводит к беспокойству и отчаянию, человека начинает буквально тошнить от жизни. Подобные состояния обуславливают необходимость экзистенциального психоанализа, который, по мнению Сартра, открывает истинную цель человеческого существования.
Сартр был уверен, что никакая внешняя сила не властна над людьми, только мы сами, благодаря осознанности, творим реальность. Он также утверждал, что люди обречены на отчаяние и неудачу, поскольку их ответственность абсолютна, и рассчитывать на поддержку Высших Сил не приходится.
Виктор Франкл
Австрийский психиатр Виктор Франкл был разработчиком логотерапии – направления психотерапии, которое ориентировано на поиск смысла существования.
Франк опирался на философию Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой жизни является поиск смысла, а не стремление к сексу и удовольствию, как теоретизировал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, или власти, как утверждал Ницше. Логотерапия – это форма экзистенциальной терапии, которая подчеркивает, что люди способны находить смысл во всем, что они делают: творчестве, работе, взаимодействии с другими людьми и даже страдании.
Пережив опыт заключения в фашистских концентрационных лагерях, Франкл писал, что в бесчеловечных условиях жизнь не теряет смысла, а средством выживания становится обращение к духовному «Я», которое не могут разрушить внешние силы.
Ролло Мэй
Американский психолог Ролло Мэй был главным популяризатором экзистенциальной психологии. Мэй утверждал, что развитие человека проходит определенные стадии, каждой из которых соответствует конкретный тип экзистенциального кризиса:
- Невинность: у младенца нет никаких побуждений, кроме желания жить.
- Восстание: ребенок хочет свободы, но не может должным образом заботиться о себе.
- Решение: молодой человек принимает самостоятельные решения, стремясь к независимости от родителей.
- Ординарность: взрослый человек, подавленный требованиями жизни, ищет защиту в конформизме и следовании общественным нормам.
- Творчество: продуктивная, творческая самореализация, во время которой человек преодолевает эгоизм.
По мнению Мэя, некоторые люди пропускают определенные этапы и независимо от возраста могут неоднократно к ним возвращаться.
Ирвин Ялом
Ирвин Ялом – современный психиатр и педагог, автор большого числа книг об экзистенциальной психологии. Именно он обобщил 4 «конечные проблемы жизни»: смерть, свободу, одиночество и бессмысленность, раскрыл значение каждой и описал тип конфликта, который возникает в результате сопротивления этим экзистенциальным данностям.
В своей практике Ялом обучает людей существовать в качестве части чего-то большего, чем они сами, осознавая, принимая и не избегая того факта, что в жизни есть место боли, смерти и грусти.
Экзистенциальная психология сегодня
Экзистенциальная терапия постепенно получает признание. Соответствующие специалисты практикуют в 48 странах мира, и с каждым годом количество людей с экзистенциальными расстройствами только растет.
В книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл назвал этот процесс экзистенциальным вакуумом. Он считал, что удобства промышленной революции дали людям вредный избыток свободного времени, сделав их жизни бесцельными, скучными и грустными. Именно экзистенциальный вакуум, по мнению Франкла, лежит в основе депрессии, агрессии и разного рода зависимостей.
Современные экзистенциальные психотерапевты объясняют возникновение перечисленных выше психологических проблем ограниченной способностью принимать осмысленные и самостоятельные решения о том, как жить. В данном случае экзистенциальный подход направлен на повышение самосознания и самопонимания.
Терапевты помогают человеку найти смысл жизни, преодолевая беспокойство, учат мыслить и действовать ответственно, направлять внимание внутрь себя и работать с негативными установками, а не бороться с внешними силами, такими как социальное давление и неодобрение. Содействие творчеству, любви, аутентичности и свободе воли – те принципы, при помощи которых экзистенциальные психотерапевты помогают людям двигаться к трансформации.
Часто экзистенциальная психология воспринимается как болезненная, пессимистичная, непрактичная и мистическая. Это заблуждение. Подход, который она использует, чрезвычайно практичен, конкретен и гибок. Его можно сформулировать так: примиритесь с реальностью, не отрицая, не избегая и не покрывая ее сахаром, и помните, что ваш выбор определяет вашу судьбу.
Друзья, не прекращайте своего движения, действуйте и ищите смысл! На этом пути мы желаем вам смелости, упорства и осознанности.
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание
Экзистенциальная психология — История движения — Известные психологи, экзистенциализм и мир
Система в психологии, основанная на вере в то, что сущностью людей является их существование.
Экзистенциальная психология — это подход к психологии и психотерапии , основанный на нескольких предпосылках, включая: понимание того, что «целостный» человек больше, чем сумма его или ее частей; понимание людей путем изучения их межличностных отношений, понимание того, что у людей есть много уровней самосознания, которые нельзя ни игнорировать, ни помещать в абстрактный контекст, понимание того, что люди обладают свободой воли и являются участниками, а не наблюдателями своей собственной жизни, и понимание того, что жизни людей имеют цель, ценности и смысл. Терапевты, практикующие экзистенциальную психологию, лечат своих клиентов, погружаясь в мир клиента.
Существует важное различие между концепциями экзистенциализма и экзистенциальной феноменологии, даже если они часто связаны друг с другом. По словам ведущего экзистенциального психолога, швейцарского психиатра Людвига Бинсвангера, «… в то время как экзистенциальный терапевт проникает в феномены, присутствующие до него или с ней, экзистенциализм не ограничивается состояниями сопричастности. Он включает в себя существование всего существа». Другими словами, экзистенциальные терапевты интересуются своими клиентами в целом, как они могут с ними переживать, тогда как экзистенциальная феноменология изучает все существо — то, что можно испытать, и то, что нельзя. Бинсвангер сформулировал свою веру вокруг трех различных аспектов человеческого существования. К ним относятся Umwelt, или «окружающий мир», что означает биологическое стремление, естественное для человека; Mitselt, или «с миром», социальные и межличностные отношения человека; и Eigenwelt, или «собственный мир», субъективный, феноменологический мир самости.
История движения
Датского философа Сёрена Кьеркегора (1813–1855 гг.) обычно называют «отцом экзистенциализма». Кикегор утверждал: «Я существую, следовательно, я мыслю», в отличие от философа 9.0007 Знаменитые слова Рене Декарта : «Я мыслю, следовательно, существую». Это простое утверждение повлияло на целую группу европейских философов и психологов, изменив их подход к лечению. Философия Кикегора не была так легко принята в Соединенных Штатах. Ролло Мэй (1909–1994), американский психолог, ставший впоследствии одним из крупнейших сторонников экзистенциального движения, приписывал появление экзистенциалистской идеи в Соединенных Штатах знаменитому психологу и философу 9.0007 Уильям Джеймс . Джеймс был сторонником принципа свободы воли, ключевого компонента экзистенциальной мысли. На протяжении 1920-х и 1930-х годов экзистенциализм незаметно внедрялся, прежде всего в университетских классах. Сам Мэй познакомился с этой идеей через Пола Тиллиха в Союзной теологической семинарии в Нью-Йорке, где он учился на священника-конгрегационалиста. Известные профессионалы, такие как Виктор Франкл (1905–1997), начали знакомить мир с экзистенциализмом в своих трудах и лекциях. Франкл пережил интернирование в нацистском лагере смерти Терезиенштадт и лично писал о событиях, сформировавших его убеждения. Только Мэй и коллеги-психологи Авраам Маслоу и Герман Фейфель участвовали в симпозиуме Американской психологической ассоциации (APA) по экзистенциальной психологии и психотерапии 5 сентября 1959 года, когда идея экзистенциальной психологии и ее термины начали выходить на передний план психологической мысли и практики.
После симпозиума термин «экзистенциализм» стал одним из самых модных в психологии 1960-х годов. Мэй описал экзистенциальный подход к психотерапии, заявив, что задача терапии состоит в том, чтобы полностью понять пациента, поскольку этот пациент действительно существует. Такая терапия потребовала бы приверженности со стороны пациентов к полному пониманию жизни, которой они жили, или жизни, в которой они жили. 0011 существующий.
В дополнение к своему значению как основной системы психологической практики, экзистенциализм представляет собой осознание, которое возникло после Второй мировой войны, особенно среди поколения бэби-бумеров. Такие философские концепции, как экзистенциализм, больше не оставлялись в частных кабинетах университетов. Например, книга Мэя «Любовь и воля » оставалась в списках бестселлеров США более четырех месяцев, что указывает на то, что люди нового поколения с разным уровнем образования были готовы заглянуть в себя, как это сделали лишь немногие в предыдущие десятилетия. Книги по самопомощи также стояли на полках книжных магазинов, что свидетельствует о готовности людей глубоко исследовать свое собственное существование.
Дополнительная литература
Беннер, Дэвид Г. и Хилл, Питер С., ред. Энциклопедия психологии и консультирования Бейкера Гранд-Рапидс, Мичиган: Бейкер Букс, 1999.
Франкл, Виктор. Человек в поисках смысла. (Исходная дата публикации: 1963 г.) Harcover: Beacon Press, май 2000 г. Мягкая обложка для массового рынка, 1990 г.
Май, Ролло. Любовь и воля. Нью-Йорк: В.В. Norton & Co., 1969.
Мэй, Ролло. Открытие бытия: труды по экзистенциальной психологии. (Перепечатка) Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1994.
Дополнительная информация
Центр гуманитарных исследований им. Ролло Мэя, Высшая школа и исследовательский центр Сэйбрука. 450 Pacific, 3-й этаж, Сан-Франциско, Калифорния, США. 94133, 800-825-4480.
Институт Виктора Франкла. Langwiesgasse 6, A-1140, Вена, Австрия. (+43-1) 914-2683.
В поисках смысла
Многие области психологии отлично подходят для ответов на такие вопросы, как влияние стресса на настроение или почему депрессия может привести к злоупотреблению психоактивными веществами. Но что, если вам нужны ответы шире, чем диагноз или нейрохимическое объяснение того, почему ваш мозг делает то, что он делает? Что, если вы хотите узнать, как вести более полную и богатую жизнь, а не просто изменить проблемное поведение?
Вы можете рассмотреть экзистенциально-гуманистическую психологию, которая стремится дать клиентам лучшее понимание того, как совокупность их удовольствий, забот, волнений и тревог объединяется, чтобы сформировать их жизненный опыт.
Что может предложить экзистенциально-гуманистическая психология?
«Он задает вопрос о смысле жизни», — говорит Луиза Сундарараджан, доктор философии, президент Div. 32 (гуманистический). «Этот термин звучит несколько банально, но это не так».
Экзистенциально-гуманистическая психология не обещает ответа на этот вопрос, говорит она, но может помочь клиентам и другим психологам сформулировать свои вопросы о более серьезных проблемах на работе, стоящих за депрессией, тревогой и другими причинами психического беспокойства и неудовлетворенности жизнью. . По ее словам, многие люди хотят более целостного опыта, который не только устраняет их симптомы. Им нужна терапия, которая поможет им узнать больше о своей жизни и чувствах.
С этой целью гуманистическая психология опирается на ряд философских подходов, таких как экзистенциализм, феминизм, постмодернизм и конструктивизм, и все они предназначены для того, чтобы направить изучение разума и поведения на понимание того, что значит быть человеком. Экзистенциально-гуманистическая психология подчеркивает важность человеческого выбора и решений и чувство благоговения перед жизнью.
В терапевтическом контексте экзистенциально-гуманистические подходы к терапии подчеркивают те же факторы, которые, согласно исследованиям, делают любую терапию успешной, такие как терапевтический альянс, эмпатия, обеспечение смысла, обеспечение надежды и аффективная настройка, говорит Кирк Шнайдер. Доктор философии, психолог и преподаватель Университета Сэйбрук и Экзистенциально-гуманистического института в Сан-Франциско, выступающий в этой области. Шнайдер и его коллега Ора Круг, доктор философии, также в Сейбруке, в прошлом году совместно редактировали первую книгу АПА об этой области «Экзистенциально-гуманистическая терапия». Этой осенью, по словам Шнайдера, партнерство между Saybrook и EHI запустит первую национально признанную программу сертификации в экзистенциально-гуманистической практике.
Что отличает экзистенциально-гуманистическую психологию, говорит Шнайдер, так это то, что все аспекты терапии рассматриваются через призму концепции, называемой присутствием. Он описывает присутствие как вхождение в повышенное осознание себя, открытие себя для изучения того, что действительно важно для вас, и переживание здесь и сейчас барьеров и возможностей для изменений, которые предлагает терапия.
«Мы стараемся работать со всеми как можно более присутствующе — присутствие необходимо для экзистенциального подхода», — говорит он как для клиентов, так и для их терапевтов. «Присутствие помогает нам понять и настроиться на более полный диапазон переживаний человека… Вы учитесь сосуществовать со своими тревогами».
Удовлетворение потребностей
Корни экзистенциально-гуманистической психологии уходят в прошлое на несколько десятилетий, к Ролло Мэю, доктору философии, который помог основать Университет Сейбрук в Сан-Франциско в 1971 году, и к работе Авраама Маслоу, доктора философии, который разработал иерархию человеческих потребностей . Маслоу, Мэй и их коллеги-единомышленники делали акцент на понимании экзистенциальных причин психических расстройств, а не просто на симптомах.
Другие виды психологии не всегда подходят для решения таких острых вопросов, считает Стивен Хейс, доктор философии, клинический психолог из Университета Невады в Рино, который занимается осознанностью. Хейса традиционно не связывали с экзистенциально-гуманистической психологией — на самом деле его чаще идентифицировали как человека с бихевиористскими наклонностями. Но в 2008 году он написал главу в книге под редакцией Шнайдера «Экзистенциально-интегративная психотерапия», призывая исследователей и практиков сосредоточиться на более экзистенциальных, ориентированных на клиента элементах терапии, таких как присутствие и терапевтический союз. Он говорит, что многие области психологии настолько специализированы, что, хотя они отлично помогают клиентам решать конкретные проблемы, экзистенциальная схема может работать лучше, чтобы помочь клиентам увидеть общую картину своей жизни, если они этого хотят. за.
Тот факт, что когнитивно-поведенческие методы лечения начинают включать в себя аспекты медитации и осознанности, намекает на то, что психология как область науки начинает соглашаться с экзистенциально-гуманистической структурой, говорит Брюс Вамполд, доктор философии, психолог-консультант из Университета Висконсина. Мэдисон и эксперт по различным методам психотерапии.
«Возможно, — уточняет он в статье PsycCritiques 2008 года, — что понимание принципов экзистенциальной терапии необходимо всем терапевтам, поскольку оно добавляет перспективу, которая могла бы… стать основой для всех эффективных лечения». На самом деле, многие идеи экзистенциально-гуманистической психологии, возможно, уже работают среди работников психического здоровья, согласно статье, опубликованной в январе в журнале 9.0095 Журнал гуманистической психологии (Том 51, № 1). В нем Эллиот Бенджамин, доктор философии, математик и докторант, изучающий гуманистическую психологию в Университете Сэйбрук, отмечает, что основные составляющие гуманистического подхода — сочувствие, искренность и преданность установлению связи с клиентом — часто практикуются специалистами в области психического здоровья. независимо от того, идентифицируют ли они их как экзистенциально-гуманистические практики или нет.
Сила специфически экзистенциального подхода, говорит Хейс, заключается в том, что терапевты могут выйти за рамки помощи клиентам в решении их заявленных проблем и добраться до корней когнитивного дистресса клиента. «Одно дело назвать что-то экзистенциальной тревогой, и совсем другое — знать, как идентифицировать это в чьей-то жизни и… понять, откуда они вообще взялись, понять, почему современный мир порождает тревогу», — говорит он. .
Барри Вулф, доктор философии, клинический психолог из Роквилля, штат Мэриленд, объединяет экзистенциальные и гуманистические практики с другими формами терапии, такими как когнитивно-поведенческая терапия и психодинамическая терапия. На типичном сеансе, по его словам, он сначала будет работать над созданием терапевтического альянса со своим клиентом, потому что это основополагающий шаг для любой эффективной терапии. Затем он будет использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы дать людям инструменты для преодоления их страхов и тревог. Но затем он дает своим клиентам выбор: углубиться в свои тревоги и выяснить, что в конечном итоге стоит за ними, или остановиться на этом и оставить их с их когнитивно-поведенческими инструментами.
Многие люди просто останавливаются в этот момент, говорит он. Экзистенциально-гуманистическая структура не универсальна. Ориентированные на действия люди, которые хотят знать, что делать, чтобы преодолеть свою неуверенность и затем двигаться дальше, не слишком заботятся о коренных причинах этой неуверенности.
«Но некоторые люди, не многие, а некоторые, действительно живут своими чувствами», — говорит он. «Если они хотят исследовать корни своих тревог, я сменю фокус. Вы должны работать со структурой, которую предлагает клиент».
Вулф приводит в пример молодую, недавно вышедшую замуж женщину, которая обратилась к нему за помощью в связи с боязнью вождения. По мере развития терапии, говорит он, они обнаружили, что стоит за этой фобией.
Оказалось, что ее брак был построен по расчету, и она сожалела о том, что так и не превратилась в самостоятельного человека, пока не остепенилась.
«Она боялась, что если она уедет слишком далеко, то никогда не вернется домой, никогда не вернется к своему браку», — говорит Вулф.
Итак, она чувствовала себя в ловушке между своим стремлением к независимости и временем и энергией, которые она вложила в свои отношения. Другими словами, экзистенциальный кризис. Они могли бы прекратить терапию после того, как предоставили ей инструменты для преодоления фобии, но в конечном итоге она узнала гораздо больше о себе, своих эмоциях и потребностях, погружаясь глубже, говорит он.
Критика и доказательство
Экзистенциально-гуманистические психологи считают свою раскованность и открытость сильной стороной, но их подход также несколько изолировал эту область от других форм психологии, которые больше полагаются на эмпирические данные и количественные результаты.
Шнайдер говорит, что в случае экзистенциально-гуманистической психологии качественный подход часто оказывается наиболее полезным. «Экзистенциальная психология выявляет глубокие субъективные сдвиги, — говорит он, — которые трудно уловить количественными методами.
Но это не означает, что эти вопросы нельзя исследовать и обсуждать с более эмпирической точки зрения, говорит Сундарараджан. То, что это еще не сделано, не означает, что этого не должно быть. «Вполне возможно проводить как количественные, так и качественные [исследования]», — говорит она. «И я думаю, что вы должны сделать и то, и другое».
На самом деле некоторые исследователи пытаются количественно определить, работают ли экзистенциально-гуманистические подходы к терапии, говорит Хейс. Например, в статье, опубликованной в декабре года «Архив общей психиатрии » (том 67, № 12), было обнаружено, что когнитивно-поведенческая терапия, основанная на осознанности, так же эффективна, как и антидепрессанты, в предотвращении рецидивов симптомов большого депрессивного расстройства. Но предстоит еще крупномасштабная эмпирическая проверка экзистенциальных методов и экзистенциальной структуры.
Это не должно останавливать клиентов и других психологов от обращения к экзистенциально-гуманистической концепции, чтобы расширить спектр своих методов лечения и подчеркнуть важность общей картины, говорит Шнайдер. Это достойная и достижимая цель для всех, кто ищет больше смысла в своей жизни.