3. Этническая психология
Как отрасль знания, этническая психология (этнопсихология) изучает этнические особенности психики людей, закономерности формирования и функций этнического самосознания, этнических установок и стереотипов. Содержание этнопсихологических исследований — установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиций, верований и др.), с одной стороны, и особенности психологии членов исследуемой общности — с другой. Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический сравнительно-описательный характер.
Этническая психология изучает этнические особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть этнопсихологическими особенностями. Структура этнической психологии (этническое самосознание, этнические чувства и настроения, этнические ориентации и установки и др.) выражают структурообразующую, а этнопсихологические особенности — динамические стороны этнопсихологии.
В качестве основных факторов формирования этнопсихологических свойств выступает влияние культурной среды, поскольку в процессе своего исторического развития каждый этнос создает собственную систему культурных ценностей, в том числе свой язык, определенные этнические и поведенческие модели, свою систему эстетических ценностей.
Большое значение имеют и природные основы этнической психологии. Природные и экологические условия существования этноса во многом предопределяют этнические стереотипы поведения, формы этнического общественного сознания, религию как влияние этнической культуры, обряды и устное народное творчество, этнические обычаи и традиции.
К факторам, формирующим этнопсихологические установки личности, относится этническая структура повседневности, которая определяет бытовую сторону этнического существования человека, — его жилище, питание, одежду, другие характеристики этнического быта. Сюда же входят и этнические традиции внутрисемейного общения, отношения к старшим по возрасту и по степени родства в генеологической иерархии и многие другие традиции этнической жизни.
Этническая психология — это система чувств, настроений, представлений, привычек, традиций, обычаев, а также характерологических черт, присущих данному народу и сохраняющих достаточно устойчивый характер. Этническая психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и ,природе.
Этническая психология существует в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, национальных самосознания, чувств и настроений, интересов, ориентации, традиций, когнитивных процессов, культурологических различий, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психологических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности; этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями.
В сознании людей, составляющих конкретную социально-этническую общность, неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно самих себя и, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности. Эти представления и чувства и связанные с ними устойчивые привычки и традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания. Они не составляют строго оформленного, теоретически обоснованного мировоззрения, но их влияние на мышление и поведение людей оказывается, тем не менее, глубоким и устойчивым.
Действия социальных факторов, условия географической среды оставляют свой отпечаток на способах восприятия внешнего мира, на характере реакций по поводу явлений объективной действительности, на эволюционных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психические черты объективируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности, служат основой для формирования этнического самосознания.
Этническая психология — сочетание рациональных взглядов и традиционных представлений, мифологии и идеологии, передающихся от поколения к поколению и дополняющихся установками и ценными ориентациями современности. В отличие от идеологии, меняющейся в зависимости от различных обстоятельств, этнической психологии свойственна устойчивость и инерционность, так как в ней заключены глубинные стороны психики народов. Этническая психология включает в себя не только особенные качества, но и общие, свойственные всем народам. Выступая в сложном диалектическом единстве этих качеств, национально-психологические образования в отличие от их националистических извращений являются общечеловеческими факторами и не противостоят национальным особенностям другой нации. Так, в литературе, искусстве, фольклоре и других видах творчества, где запечатлена национальная психология, обнаруживаются не только общечеловеческое содержание мыслей и чувств народа, но и своеобразные формы их проявления, специфика национального характера, менталитета.
Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности. Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межэтнической розни и вражды.
Поэтому изучение этнической психологии, в частности, стереотипов, необходимо для совершенствования патриотического и интернационального воспитания.ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр., жители островов Тихого океана, сев.-амер. индейцы, отд. племена Африки, группы эмигрантов и т.д.). Содержанием этнопсихологических исследований является установление взаимосвязи между типом деятельности (род занятий, их техническая вооруженность и т.д.) и характером культуры (традиции, верования, ритуалы и пр.), с одной стороны, и особенностями поведения и психики членов исследуемых общностей – с другой. Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический, сравнительно-описат. характер.
История Э. п. первоначально была тесно переплетена с развитием этнографии и антропологии, а ее материал составляли отчеты миссионеров и путешественников. Первую попытку собственно психологич. обобщения этого материала предпринял В. Вундт в работах по психологии народов. Хотя эти работы опирались на неверную идеалистич. предпосылку о наличии особого субстанциального нар. духа, они определили общую культурно-историч. направленность исследований в области Э. п. При этом интерпретация полученных результатов зависит от общепсихологич. позиции конкретного исследователя. В ряде стран, особенно в США, распространен подход к Э. п. с позиций фрейдизма и неофрейдизма – направлений, к-рые пытаются исследовать психику в ее взаимосвязи с культурой. На развитие Э. п. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследования специфики мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам; см. Относительности лингвистической гипотеза) и социологии, у к-рой Э. п. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп.
Э. п. следует отличать от не имеющих с ней ничего общего политич. спекуляций на расовых и нац. различиях. В Э. п. не установлено наличия к.-л. особенностей или свойств, позволяющих говорить о преимуществах одних народов перед другими.
Лит.: Лебон Г., Психология народов и масс, пер. с франц., СПБ, 1896; Φулье Α., Факторы нац. характера, пер. с франц., Одесса, 1906; Овсянико-Куликовский Д. Н., Психология национальности, П., 1922; Шпет Г. Г., Введение в этнич. психологию, вып. 1, М., 1927; Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1966; Кон И., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966, No 9; Gregg F. M., Peoples psychology, psychology’s path to personality, N. Y., 1951; Duijker H. С. J., Frijda N. H., National character and national stereotypes, Amst., 1960; Griéger P., La charactérologie éthnique, Approche et compréhension des peuples, P., 1961.
В. Козлов, H. Алексеев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Раса и этническая принадлежность – культура и психология
Соединенные Штаты — страна с разнообразным расовым разнообразием. Раса и этническая принадлежность в Соединенных Штатах — сложная тема как потому, что в Соединенных Штатах проживает разнообразное в расовом и этническом отношении население, так и из-за истории расизма, связанной с рабством и сегрегацией, которая сохраняется и по сей день. На федеральном уровне раса и этническая принадлежность классифицируются отдельно. Раса относится к классификации людей на группы на основе физических признаков, происхождения, генетики или социальных отношений, в то время как этническая принадлежность относится к категории людей, которые идентифицируют себя друг с другом на основе сходства, такого как общее происхождение, язык, история, общества, культуры или нации. Раса и здоровье относится к тому, как принадлежность к определенной расе влияет на здоровье.
Раса и этническая принадлежность часто остаются недифференцированными в медицинских исследованиях. Различия в состоянии здоровья, показателях здоровья, ожидаемой продолжительности жизни и многих других показателях здоровья в разных расовых и этнических группах хорошо документированы. Некоторые представители определенных расовых групп получают меньше ухода, имеют меньший доступ к ресурсам и в целом живут короче. Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что расовые группы неодинаково поражены болезнями с точки зрения заболеваемости и смертности. Эти различия в состоянии здоровья между расовыми группами создают расовые различия в состоянии здоровья.
Различия в состоянии здоровья определяются как предотвратимые различия в бремени болезней, травм, насилия или возможностей для достижения оптимального здоровья, с которыми сталкиваются социально неблагополучные группы населения. Неравенство в отношении здоровья неразрывно связано с историческим и нынешним неравным распределением социальных, политических, экономических и экологических ресурсов («Справедливость в отношении здоровья», 2019 г.). Связь между расой и здоровьем изучалась с междисциплинарной точки зрения, обращая внимание на то, как расизм влияет на различия в состоянии здоровья и как факторы окружающей среды и физиологические факторы реагируют друг на друга и на генетику.
Текущие данные подтверждают мнение о том, что эти расовые различия продолжают существовать и представляют собой серьезную проблему социального здравоохранения. Текущий отчет Центров по контролю за заболеваниями (CDC, 2019) показал, что 700 женщин умерли от предотвратимых осложнений беременности в Соединенных Штатах, что выше, чем в любой другой развитой стране, но уровень смертности был выше среди чернокожих и коренных американцев. женщины. Уровень смертности чернокожих матерей был более чем в 3 раза выше, чем у белых матерей, а уровень смертности матерей коренных американцев был более чем в 2 раза выше, чем у белых матерей. Большинство этих смертей в значительной степени предотвратимы, а некоторые из них связаны со скрытыми расовыми предубеждениями, не связанными с социальным статусом, доходом или образованием.
Меньшинства все больше подвержены экологическим опасностям, в том числе нехватке ресурсов по соседству, структурным и общественным факторам, а также сегрегации по месту жительства, что приводит к циклу болезней и стрессов (Gee, 2004). Расовая сегрегация является еще одним экологическим фактором, возникающим в результате дискриминационных действий этих организаций и работников в сфере недвижимости, будь то на рынке жилья или в аренде. Несмотря на то, что сегрегация по месту жительства отмечается во всех группах меньшинств, чернокожие, как правило, подвергаются сегрегации независимо от уровня дохода по сравнению с латиноамериканцами и азиатами. Таким образом, сегрегация приводит к тому, что меньшинства скапливаются в бедных районах с ограниченными возможностями трудоустройства, медицинского обслуживания и образования, что связано с высоким уровнем преступного поведения (Williams, 2005). Кроме того, сегрегация влияет на здоровье отдельных жителей, поскольку окружающая среда не способствует физическим упражнениям из-за небезопасных районов, в которых отсутствуют места для отдыха и нет мест для отдыха.
Расовая и этническая дискриминация добавляет дополнительный элемент к среде, с которой людям приходится взаимодействовать ежедневно.