Гештальтпсихология это что: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Гештальтпсихология | это… Что такое Гештальтпсихология?

Запрос «Гештальт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Содержание

  • 1 Основные теоретические положения
    • 1.1 Принципы гештальта
    • 1.2 Гештальт-качества
  • 2 Константы восприятия
    • 2.1 Константность размера
    • 2.2 Константность формы
    • 2.3 Константность яркости
  • 3 Фигура и фон
  • 4 Вклад
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, еще в начале прошлого века подчеркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. 

Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем

гештальт.

— Карл Дункер[1].

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.

  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.

  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

См. также

  • Гештальттерапия
  • Архетип (психология)

Примечания

  1. Карл Дункер. Психология мышления. — М., 1965. — С. 33.

Литература

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. ­- М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

Ссылки

  • Кёлер Вольфганг. Некоторые задачи гештальтпсихологии
  • Серж Гингер. Гештальтлексикон
  • Наранхо К. Базовые техники гештальттерапии
  • Акиоши Китаока Иллюзии Акиоши Китаока

гештальтпсихология | это… Что такое гештальтпсихология?

   ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (с. 143)

   17 декабря 1924 г. один из основателей гештальтпсихологии, берлинский профессор Макс Вертгеймер, выступил на собрании Научного общества И.Канта с лекцией об основных положениях своей теории. В этой лекции им был предельно ясно и точно сформулирован тезис, являющийся краеугольным камнем в здании гештальтпсихологии. Вертгеймер заявил: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».

Эта идея, сама по себе не новая, даже древняя, легла в основу научного направления, весьма влиятельного в мировой, особенно европейской психологии первой трети нашего века. Впоследствии научная школа распалась, и интерес к гештальттеории угас. Однако по сей день идеи гештальтпсихологии продолжают оказывать косвенное влияние на многие научные школы и направления, и сам термин «гештальт» отнюдь не списан в архив и постоянно употребляется в разном контексте.

   Слово «гештальт» — немецкое, приблизительно переводится как «структура», однако точных эквивалентов ни в одном европейском языке не имеет, а потому прямо заимствуется из немецкого. Впервые его ввел в научный лексикон Х.Эренфельс в статье «О качестве формы» (1890), посвященной исследованию восприятия. Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.

п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

   История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась Берлинская школа гештальт-психологии, костяк которой составили также Курт Коффка и Вольфганг Келер и к которой тесно примыкали доцент Берлинского университета Курт Левин, создавший собственную школу, и крупный невролог Курт Гольдштейн. Относительно независимая школа гештальтпсихологии сформировалась также в Граце (Австрия).

   20-е гг. ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии. Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие. Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

   Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов. Птица дрессировалась на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Птица продолжала выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

   В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. С чисто описательной точки зрения, для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, если все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия. Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

   В 1921 г. Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образовании все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом. На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

   В том же, 1921 г. Вертгеймер, Келер и Коффка основывают журнал «Психологические исследования» (Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты экспериментальных исследований этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи Вертгеймера «К учению о гештальте» (1921), «О гештальттеории» (1925). В 1926 г. Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — экспериментальное исследование побуждений и волевых актов. Эта работа имела принципиальное значение: гештальтпсихология приступила к изучению наиболее трудно поддающихся экспериментированию областей. Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. Келер прочел курс лекций в Америке, впоследствии изданный в виде книги «Гештальтпсихология». Эта книга представляет систематическое и, наверное, лучшее изложение данной теории.

   Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Заметным исключением можно назвать лишь выход в 1945 г. (кстати, тоже в декабре — 19-го числа) незавершенной работы Вертгеймера (умершего в 1943 г.) «Продуктивное мышление» (в переводе на русский язык эта классическая работа увидела свет в 1987 г.). В ней автором описаны интересные эксперименты, проводившиеся над детьми.

   Для аргументации своих выводов Вертгеймер использовал также личные воспоминания о беседах с Эйнштейном (их лекции порой проходили в соседних аудиториях). Исходя из общего положения гештальтистов, что подлинное мышление является «инсайтным», а инсайт предполагает схватывание целого (например, принципа решения проблемы), Вертгеймер выступил против традиционной практики школьного обучения. В основе этой практики лежала одна из двух ложных концепций мышления — либо ассоцианистская (обучение строится на упрочении связей между элементами), либо формально-логическая. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. Вертгеймер, в частности, подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался. Он стремился выяснить психологическую сторону умственных операций (отличных от логических). Она описывалась в традиционных гештальтистских терминах: «реорганизация», «группировка», «центрирование» и т.п. Детерминанты этих преобразований оставались невыясненными.

   Книга Вертгеймера фактически была последним «громким залпом» гештальтпсихологии. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать. Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа New Look), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.

   Понятие «гештальт» и поныне употребляется психологами в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях. Например, заслуживает внимания рассмотрение здоровой, полноценной семьи как гештальта. Правда, такой подход сегодня не очень популярен. Многие «продвинутые» психологи и публицисты настаивают на введении вместо традиционного «Мы» прогрессивного «Я плюс Я». В такой модели семья предстает как даже не слияние, а сцепка двух Я, которые вполне автономны и самодостаточны (модное, хотя и чудовищное, если вдуматься, понятие!). Это тот самый партнерский брак, который с пеной у рта отстаивают многократно разведенные прогрессисты и который по сути дела представляет собой совместное предприятие по взаимопользованию. Когда один из партнеров хотя бы частично утрачивает «потребительские качества», он с необходимостью подлежит замене. Не в этой ли порочной идеологии лежат истоки реального кризиса современной семьи? Может быть, говоря о нормальной семье, следует вспомнить вышеупомянутый тезис, который Макс Вертгеймер провозгласил 75 лет назад. ..


Гештальт-терапия | Psychology Today

Гештальт-терапия — это подход к психотерапии, который помогает клиентам сосредоточиться на настоящем, чтобы понять, что на самом деле происходит в их жизни в данный момент, и как это заставляет их чувствовать себя в данный момент, а не то, что, по их мнению, происходит. на основе прошлого опыта. Наряду с личностно-центрированной и экзистенциальной терапией это одна из основных форм гуманистической терапии.

Термин «гештальт» происходит от немецкого слова, означающего «целое» или «собранное вместе». Гештальт-терапия была разработана в 19 в.40-х и 1950-х годов Фрица Перлза, психиатра и психоаналитика, и его тогдашней жены, психотерапевта Лауры Перлз, как альтернативу традиционному вербально-ориентированному психоанализу. Их основополагающая предпосылка заключается в том, что людей лучше всего рассматривать как единое целое, состоящее из тела, разума и эмоций, и лучше всего их можно понять, если смотреть их собственными глазами.

Философия гештальта отвергает представление о том, что какая-то одна конкретная черта, эпизод или даже диагноз могут определять человека. Вместо этого необходимо исследовать, открывать и противостоять их полной самости. Когда они сталкиваются и осознают другие части себя, люди могут взять на себя большую ответственность и, надеюсь, лучше понять, что они могут сделать для себя и других.

Вместо того, чтобы просто говорить, клиентов в гештальт-терапии часто поощряют участвовать в интеллектуальных и физических переживаниях, которые могут включать ролевые игры, реконструкцию или художественные упражнения, такие как рисование и рисование. Таким образом, клиенты могут научиться лучше осознавать свои мысли и действия, то, как негативные модели мышления и поведения могут блокировать их самосознание и делать их несчастными, и как они могут измениться.

Когда это используется

Гештальт-терапия может помочь клиентам с такими проблемами, как беспокойство, депрессия, низкая самооценка, трудности в отношениях и даже с некоторыми физическими проблемами, такими как мигрень, язвенный колит и спазмы в спине. Люди, которые заинтересованы в работе над своим самосознанием, но могут не понимать, какую роль они играют в собственном несчастье и дискомфорте, могут быть хорошими кандидатами на гештальт-терапию. Гештальт-техники иногда используются в сочетании с танцами, искусством, драмой, работой с телом и другими видами терапии.

Что ожидать

Гештальт-терапевт фокусируется на том, что происходит в данный момент, и на поиске решений в настоящем. Например, вместо того, чтобы обсуждать, почему что-то случилось с вами в прошлом, терапевт может предложить вам воспроизвести этот момент и обсудить, как вы себя чувствуете прямо сейчас — другими словами, на самом деле испытать эти чувства, а не просто говорить о них. Терапевт может задавать такие вопросы, как «Что происходит в данный момент?» или «Что ты чувствуешь сейчас?»

Гештальт-терапевт может порекомендовать вам попробовать работу со сновидениями, управляемое воображение, ролевые игры и другие техники, которые помогут оживить прошлые и текущие трудности в терапевтических условиях. По мере того, как клиент лучше осознает себя и свои чувства, он может начать преодолевать обвинения и брать на себя больше ответственности, принимать последствия своего поведения и учиться удовлетворять свои собственные потребности, при этом уважая потребности других.

Какова роль терапевта в гештальт-терапии?

Как гуманистический терапевт, гештальт-терапевт стремится оставаться чутким и непредвзятым и быть доступным для клиентов, не излучая при этом своего превосходства. Хотя терапевт может не навязывать свои собственные интерпретации опыта своих клиентов, он будет внимательно слушать их слова, внимательно следить за языком их тела и направлять сеансы на основе того, что они слышат и видят.

Например, терапевт, скорее всего, будет поощрять клиентов использовать утверждения «Я», которые фокусируются на их собственных действиях и чувствах, а не на действиях и чувствах других («Я злюсь, когда она игнорирует меня» вместо «Она сводит меня с ума, игнорируя меня») как способ продвижения к личной ответственности. И если клиент начинает останавливаться на своем прошлом или зацикливаться на беспокойстве о будущем, терапевт может призвать его вернуться в настоящее и исследовать свои эмоции в данный момент.

Какие упражнения вы можете ожидать от гештальт-терапии?

Гештальт-терапия не имеет установленных правил для сеансов; терапевты должны быть творческими и находить подходы, которые подходят каждому клиенту. Но некоторые гештальт-упражнения довольно часто используются, в том числе и другими типами терапевтов:

Пустой стул. В этом упражнении клиент садится напротив пустого стула, изображая партнера, родственника, начальника или другого человека — или, в некоторых случаях, часть себя — и при поддержке терапевта импровизирует диалог с ним. (Иногда клиент будет ходить туда-сюда, импровизируя роли обеих сторон.) Цель состоит в том, чтобы заняться «незавершенными делами», разрешить прошлые конфликты или столкновения внутри себя, перенося возникшие эмоции в настоящее и прорабатывая их в настоящем. момент. Люди могут обнаружить, что с помощью этого упражнения они могут получить доступ к чувствам и восприятиям таким образом, который они не могли бы получить, просто говоря о человеке, эпизоде ​​или проблеме.

Преувеличение. Гештальт-терапевт внимательно наблюдает за жестами и физическими реакциями клиента, когда он говорит, например, сутулится, хмурится или подпрыгивает ногой. В упражнении, известном как преувеличение, они могут попросить клиента повторить и преувеличить данное движение, чтобы исследовать эмоции, связанные с ним в данный момент, и помочь им лучше понять связь между их эмоциями и их телом.

С помощью этих упражнений и других гештальт-методов люди могут восстановить связь с чувствами, которые в противном случае они могли бы игнорировать или отрицать, и воссоединить эти части себя со всем своим «я».

Как это работает

Гештальт-терапия основана на том принципе, что для облегчения неразрешенных негативных чувств, таких как гнев, боль, тревога и негодование, эти эмоции нельзя просто обсуждать, их нужно активно выражать в настоящем. Без этого могут возникнуть психологические и физические симптомы.

Перлзы считали, что мы не обязаны соответствовать ожиданиям других, и мы не должны ожидать, что другие будут соответствовать нашим ожиданиям. Развивая самосознание, гештальт-терапия направлена ​​на то, чтобы помочь клиентам лучше понять себя и то, как выбор, который они делают, влияет на их здоровье и отношения. Благодаря этому самопознанию клиенты могут начать понимать, как связаны их эмоциональное и физическое «я», и развить уверенность в себе, чтобы жить более полной жизнью, не сдерживая себя, и более эффективно справляться с проблемами, когда они возникают.

Каковы потенциальные ограничения гештальт-терапии?

Некоторым людям может быть трудно адаптироваться к отсутствию формальной структуры, типичной для сеансов гештальт-терапии; клиенты также могут найти бесполезным акцент на настоящем, если они твердо убеждены, что им необходимо изучить и решить проблемы из своего прошлого. Некоторым людям могут быть неудобны наблюдения гештальт-терапевта за их языком тела и эмоциями, в то время как другие могут быть не в состоянии использовать методы, которые кажутся неестественными, такие как упражнение на пустом стуле.

Если профессионал убежден, что клиент не может добиться дальнейшего прогресса в гештальт-терапии, он может порекомендовать человеку принять направление к терапевту с другим образованием или опытом.

Что искать у гештальт-терапевта

Ищите лицензированного, опытного психотерапевта с заявленным гештальт-подходом к терапии. Для практики гештальт-терапии не требуется официальной сертификации, но специалисты в области психического здоровья могут пройти курсы повышения квалификации и пройти обучение методам гештальт-терапии. В дополнение к тому, чтобы найти кого-то с гештальт-опытом, поищите терапевта или консультанта, который особенно чуток и с которым вы можете чувствовать себя комфортно, обсуждая личные проблемы.

Гештальт-психология | Психология Вики

в: Восприятие, Психологические школы, Гештальт-психология,

а также еще 3

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология: Дебаты · Журналы · Психологи


Гештальт-психология (также Гештальт-теория Берлинской школы) — это теория разума и мозга, которая предполагает, что принцип работы мозга является целостным, параллельным и аналоговым, с тенденциями к самоорганизации. Классический пример гештальта — мыльный пузырь, сферическая форма которого (его гештальт) не определяется жестким шаблоном или математической формулой, а возникает спонтанно в результате параллельное действие поверхностного натяжения, действующего во всех точках поверхности одновременно. Это противоречит «атомистическому» принципу работа цифрового компьютера, где каждое вычисление разбивается на последовательность простых шагов, каждый из которых вычисляется независимо от задачи в целом. Гештальт-эффект относится к способности наших органов чувств формировать формы, особенно в отношении визуального распознавания фигур и целых форм, а не просто набора простых линий и кривых.

Содержимое

  • 1 Появление
  • 2 Реификация
  • 3 Мультистабильность
  • 4 Инвариантность
  • 5 Происхождение
  • 6 Теоретическая основа и методология
  • 7 Прегнанц
  • 8 Связь с гештальт-терапией
  • 9 Гештальт-психологи
  • 10 См. также
  • 11 Внешние ссылки

Эмерджентность

Эмерджентность

Ключевыми свойствами гештальт-систем являются эмерджентность , реификация , мультистабильность, и инвариантность.

Эмерджентность демонстрируется восприятием Картины собаки , на которой изображена далматинская собака, обнюхивающая землю в тени нависающих деревьев. Собаку нельзя распознать, если сначала идентифицировать ее части (лапы, уши, нос, хвост и т. д.), а затем сделать вывод о собаке по этим составным частям. Вместо этого собака воспринимается как единое целое, сразу.

Овеществление

Овеществление

Овеществление — это конструктивный или порождающий аспект восприятия, посредством которого переживаемое восприятие содержит более явную пространственную информацию, чем сенсорный стимул, на котором оно основано.

Например, человеческий глаз увидит треугольник на рисунке А, хотя на самом деле никакого треугольника не было нарисовано.

Мультистабильность

Мультистабильность

Мультистабильность (или мультистабильность восприятия) — это тенденция неоднозначных перцептивных переживаний нестабильно прыгать туда-сюда между двумя или более альтернативными интерпретациями. Это видно, например, в кубе Неккера и в иллюзии Фигуры / Вазы Рубина, показанной справа.

Инвариантность

Инвариантность

Инвариантность — это свойство восприятия, при котором простые геометрические объекты распознаются независимо от вращения, смещения и масштаба, а также от некоторых других вариаций, таких как эластичность деформации, различное освещение и различные характеристики компонентов. Например, все объекты A на рисунке сразу распознаются как одна и та же основная форма, которая сразу же отличается от форм B 9.0067 . Они даже распознаются, несмотря на перспективные и упругие деформации, как в C , и при изображении с использованием различных графических элементов, как в D .

Возникновение, овеществление, мультистабильность и инвариантность не являются отдельными модулями, моделируемыми по отдельности, а являются различными аспектами единого единого динамического механизма.

Математический пример такого механизма с использованием кубиков тестов психологов на проектирование блоков см. в разделах «Блочные проекты в искусстве и математике» и «Загадка калейдоскопа».

Истоки

Хотя Макс Вертхаймер считается основателем движения, концепция Гештальт впервые была введена в современной философии и психологии Кристианом фон Эренфельсом (членом Школы Брентано). Идея гештальта уходит своими корнями в теории Иоганна Вольфганга фон Гёте, Иммануила Канта и Эрнста Маха.

И фон Эренфельс, и Эдмунд Гуссерль, кажется, были вдохновлены работой Маха Beiträge zur Analyze der Empfindungen (Contributions to the Analysis of the Sensations, 1886), в формулировании их очень похожих концепций Gestalt и Figural Moment соответственно.

Теоретики начала 20-го века, такие как Курт Коффка, Макс Вертхаймер и Вольфганг Келер (ученики Карла Штумпфа), рассматривали объекты как воспринимаемые в окружающей среде в соответствии со всеми их элементами, взятыми вместе как глобальная конструкция. Этот подход «гештальт» или «целостная форма» стремился изолировать принципы восприятия; кажущиеся врожденными психическими «законами», определяющими способ восприятия объектов.

Эти законы принимали несколько форм, таких как группировка сходных или близких объектов вместе в рамках этого глобального процесса. Хотя его критиковали за просто описательный характер, он лег в основу многих дальнейших исследований восприятия паттернов и объектов (см.: Carlson, Buskist & Martin, 2000), а также исследований поведения, мышления, решения проблем и психопатологии.

Теоретическая база и методология

Исследования, разработанные в начале 20 века на основе традиционной научной методологии, разделили объект исследования на набор элементов, которые можно было бы анализировать по отдельности, с целью снижения сложности этого объекта . В отличие от этой методологии, школа гештальта практиковала ряд теоретических и методологических принципов, которые пытались переопределить подход к психологическим исследованиям.

Теоретические принципы следующие:

  • Принцип тотальности — Сознательный опыт следует рассматривать глобально (одновременно принимая во внимание все физические и психические аспекты личности), поскольку природа ума требует, чтобы каждый компонент рассматривался как часть системы сознания. динамические отношения.
  • Принцип психофизического изоморфизма — Существует корреляция между сознательным опытом и мозговой активностью.

На основании изложенных выше принципов определены следующие методологические принципы:

  • Экспериментальный анализ феноменов — В отношении Принципа Тотальности любое психологическое исследование должно брать в качестве отправной точки феномены, а не фокусироваться исключительно на сенсорных качествах.
  • Биотический эксперимент — Школа гештальта установила необходимость проведения реальных экспериментов которые резко контрастировали и противостояли классическим лабораторным экспериментам. Это означало экспериментирование в естественных ситуациях, сложившихся в реальных условиях, в которых можно было бы с большей точностью воспроизвести привычное для испытуемого.

Прегнанц

Закон Закрытия

Самое основное правило гештальта — это закон прегнанца . Этот закон гласит, что мы пытаемся воспринимать вещи как можно лучше в гештальт-образе. В этом смысле «хороший» может означать несколько вещей, таких как правильный, упорядоченный, упрощенный, симметричный и т. д. Другие законы гештальта таковы:

  • Закон замыкания. Наш разум добавляет недостающие элементы, чтобы завершить фигуру.
  • Закон подобия. Наш разум группирует сходные элементы в сущность. Сходство зависит от формы, цвета, размера и яркости элементов.

Закон подобия

  • Закон близости — Региональная или хронологическая близость элементов группируется нашим разумом и воспринимается как принадлежащие друг другу.
  • Закон симметрии. Симметричные изображения рассматриваются как принадлежащие друг другу независимо от расстояния до них.
  • Закон непрерывности. Разум продолжает работу по шаблону даже после того, как он остановился.
  • Закон общей судьбы — Элементы с одинаковым направлением движения рассматриваются как единое целое.

Закон близости

Образно-фоновые умы имеют врожденную склонность воспринимать один аспект события как фигуру или передний план, а другой — как фон или фон.

Согласно теории гештальта, эти законы применимы не только к изображениям, но и к мыслительным процессам, воспоминаниям и нашему пониманию времени.

Примеры гештальт-опыта включают восприятие незавершенного круга как целого или узора из точек как формы — разум достраивает недостающие части путем экстраполяции. Исследования также показывают, что простые элементы/композиции, смысл которых воспринимается непосредственно, не представляют такой большой проблемы для ума, как сложные, и, следовательно, последние предпочтительнее первых.

Связь с гештальт-терапией

Гештальт-психологию не следует путать с гештальт-терапией Фрица Перлза, которая лишь косвенно связана с гештальт-психологией. Терапевтический метод, основанный исключительно на гештальт-психологии, — это теоретическая гештальт-психотерапия, разработанная немецким гештальт-психологом и психотерапевтом Гансом-Юргеном Вальтером.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts