Иррациональная психология: 1.5. Иррациональная психология

Содержание

1.5. Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными, и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия – два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином “религиозная психология” может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость – их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся

эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей. “Эзотерическое знание” буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, непосвященных в тайное знание,

главный критерий истинности этих психологических знаний — вера и опыт переживания соответствующих состояний знания.

Особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции, как утверждается, невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации на многие частные случаи жизни. Наглядный пример тому – предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по определенным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т.п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку устроены так люди, что желают знать свое будущее и получить совет более компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии люди чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предметом ее изучения являются “мистические переживания”, “космическое сознание”, т.е. особые форму духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. “психологии за пределами личности”) – так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления в психологии проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяют относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто “ловкость рук”. Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания, и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также могла бы существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (В.Н. Дружинин, 1995). Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127).

Однако представители эзотерической психологии не склонны к экспериментальной или любой другой опытной проверке своих знаний. Они предлагают просто верить тому, что они очень убеждающе и, порой очень убедительно рассказывают. И убедительность речи, образов, используемые такими учителями, черпает учеников на психологические курсы другого рода.

На них Учитель учит тайным знаниям, которыми он владеет, в то время как при изучении научной и практической психологии учащиеся учатся знаниям под руководством преподавателя (учителя).

Вывод: особенности знаний иррациональной психологии

Невозможность использования научных методов

Опора на тайное знание

Отсутствие рационального объяснения

Недоступность для логического обоснования

Вера и опыт переживания как критерий истинности

Целостность

Неопределенность выводов

Практичность

Иррациональная психология — Студопедия

Поделись  

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. К иррациональной психологии относятся также эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и т.п.).

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны эзотерике. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и применимыми в любых обстоятельствах. Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения.

* * *

Каждый из рассмотренных типов психологических знаний характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Каждый оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания. Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология.

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии. Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться профессиональной психологической работой. Владение психологическими знаниями других типов может обогатить профессиональный опыт психолога. Но

опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

3.Возникновение психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «0 душе» выделил психологию как своеобразную область знания, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в ХУ11 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году — основана в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.



Противостояние иррациональным моделям мышления | Psychology Today

Все мы время от времени сталкиваемся с собственными иррациональными мыслями — мы делаем поспешные выводы, делаем из мухи слона или беспокоимся о вещах, которые могут не произойти или, вероятно, не произойдут.

Большинство из нас может управлять этими мыслями и не допускать их вмешательства в нашу профессиональную и личную жизнь. Для некоторых людей, однако, иррациональное мышление может стать всепроникающей проблемой, которая делает невозможным с легкостью ориентироваться в ситуациях и проблемах или разрешать их.

В профессиональной сфере этому есть бесчисленное множество примеров. Например, у кого-то может быть срок выполнения проекта, но его преследует постоянная уверенность в том, что качество работы неудовлетворительно и что оно никогда не будет таким хорошим, как должно быть. Это может привести к прокрастинации, беспокойству и эскалации беспокойства. Беспокойство по поводу компетентности может побудить человека к дальнейшей изоляции и самоустранению, превращая свои мысли в самосбывающееся пророчество.

Для многих из нас иррациональные мысли редки, управляемы и вызваны преходящим эмоциональным страхом. Если нам повезет, мы сможем признать, что наши мысли, движимые страхом, нелогичны, и поэтому мы можем противопоставить им множество доказательств, опровергающих эти страхи. Однако у лиц, страдающих различными психическими заболеваниями, состояние страха может сохраняться постоянно, как при генерализованном тревожном расстройстве, в социальных ситуациях, как при социальном тревожном расстройстве, или при утрате эмоциональной привязанности к людям, как при сепарационной тревоге или осложненной тревоге. горе. У людей с биполярным расстройством или шизофренией целые области мозга становятся дисфункциональными, что приводит к тому, что человек теряет осознание того, что его мысли иррациональны или что его поведение ненормально.

Как и у людей, перенесших инсульт, эпилепсию или черепно-мозговую травму, способность этих людей видеть себя через объектив может то усиливаться, то ослабевать (так называемая «анозогнозия»). В этот момент им становится трудно или невозможно справиться с проблемой самостоятельно. В этих ситуациях поддержка друзей, семьи и, возможно, специалиста в области психического здоровья может быть единственным способом оценить и вылечить основное состояние с помощью биологических вмешательств наряду с поддерживающей психотерапией.

Во время психотерапии, помогая пациентам противостоять иррациональному мышлению — будь то в профессиональной среде, как в приведенных выше примерах, или в их личной жизни — я помогу им определить и прояснить преобладающую эмоцию, которая движет их мыслями, и установить связь между их эмоции и мысли во всеобъемлющем контексте. Часто эмоции вызывают крайнюю предвзятость в их понимании контекста, а также вызывают иррациональные мысли. Поэтому, если мысли человека искажены сильными эмоциями, я могу больше спросить его об их эмоциях (как правило, о страхе, гневе или печали) и о том, как они могут относиться к своим мыслям.

Например, тот, кто боится некомпетентности и унижения, может предположить, что качество его работы ниже. Однако, если человек не получал повторных отзывов о своих недостатках в работе, то возможно, что работа совсем не хуже, и что эти сомнения иррациональны и не имеют подтверждающих доказательств. Умение критически взглянуть на то, какие мысли основаны на фактах, а какие нет, — это сложный навык.

Важна также необходимость смотреть на любую ситуацию шире; контекст имеет значение. Я часто описываю это как подход «увеличить, уменьшить». Например, однажды я работал с пациентом, который хотел выделить время, чтобы обсудить со мной проблему, с которой он столкнулся при выполнении своих обязательств. Поскольку он постоянно переносил встречу и откладывал, это ставило нас в безвыходную ситуацию. В конце концов, я заявил ему, что он повторяет свою модель поведения во время наших встреч, умоляя его разорвать этот порочный круг. У нас была давно назревшая сессия, посвященная его эмоциональной потребности угождать другим, неспособности установить свои собственные пределы или границы, а также чувству стыда, которое накапливалось с течением времени из-за невыполненных обязательств и их выполнения.

С точки зрения «увеличения» нам нужно было решить проблему соблюдения встреч и иррациональных мыслей, которые мешали. Но, используя подход «уменьшения масштаба», нам также необходимо было столкнуться с более серьезными проблемами уважения времени и границ, эмоциональной зависимости и того, как они могут привести к негативному самоисполняющемуся пророчеству.

Мы все можем бороться с иррациональными мыслями, но когда они начинают мешать нашей жизни и счастью, пора искать помощи извне. Пришло время противостоять этим мыслям и определить, существуют ли какие-либо доказательства, оправдывающие их. Это процесс и путешествие… но оно может быть полезным, когда мы можем лучше контролировать свои мысли и поведение.

Иррациональные убеждения | Консультационный центр

Работа с иррациональными убеждениями из Инструменты для личностного роста (1999-2010) , Джеймс Дж. Мессина, доктор философии.

I. Что такое иррациональные убеждения?

Иррациональные убеждения:

  • Сообщения о жизни, которые мы посылаем себе, которые мешают нам расти эмоционально.
  • Сценарии, которые у нас есть в голове о том, какой, по нашему мнению, жизнь «должна быть» для нас и для других.
  • Негативные наборы привычных реакций, которых мы придерживаемся, когда сталкиваемся со стрессовыми событиями или ситуациями, которые больше не помогают сдерживать стресс.
  • Идеи, чувства, убеждения, способы мышления, отношения, мнения, предубеждения, предубеждения или ценности, с которыми мы были воспитаны. Мы привыкли использовать их, когда сталкиваемся с проблемами в нашей текущей жизни, даже когда они не помогают нам найти положительное решение, способствующее росту.
  • Отрицательный или пессимистический взгляд на необходимый жизненный опыт, такой как потери, конфликты, принятие рисков, неприятие или принятие изменений.
  • Чрезмерно оптимистичный или идеалистический взгляд на необходимый жизненный опыт, такой как потери, конфликты, риск, неприятие или принятие изменений (токсический позитив).
  • Способы мышления о себе, которые не соответствуют реальным фактам, приводят к тому, что мы либо недооцениваем, либо переоцениваем себя.
  • Сообщения на всю жизнь, отправленные нам официально или неофициально: обществом, культурой, сообществом, расой, этнической референтной группой, районом, церковью, социальными сетями, семьей, родственниками, группой сверстников, школой, работой или родителями. Подобные микроагрессии/макроагрессии могут заставить нас плохо относиться к себе и развить образ мышления, который не полезен и даже вреден.
  • Выводы о жизни, которые мы сформировали с течением времени, живя с иррациональными убеждениями, переданными нам важными другими людьми (например, иррациональные убеждения о совершенстве в учебе, иррациональные убеждения о психическом здоровье, иррациональные и чрезмерно негативные убеждения о себе, переданные членами семьи ).
  • Стандарты, по которым нас воспитывали и из которых мы узнали, как действовать, во что верить и как выражать или испытывать чувства. Однако соблюдение этих стандартов не приводит к удовлетворительному решению наших текущих проблем.
  • Устаревшие, непродуктивные, нереалистичные ожидания, предъявляемые к себе и/или другим, гарантированно недостижимые и приводящие к сохранению негативных представлений о себе.

II. Каковы некоторые примеры иррациональных убеждений?

О себе:

  • Я не заслуживаю положительного внимания окружающих.
  • Я никогда не должен обременять других своими проблемами или страхами.
  • Я мусор.
  • Я нетворческий, непродуктивный, неэффективный и бездарный.
  • Я ничего не стою.
  • Я худший пример человека на земле.
  • Я бессилен решить свои проблемы.
  • У меня так много проблем, что я могу сдаться прямо сейчас.
  • Я такой тупой в вещах, что никогда не смогу решить такую ​​сложную задачу.
  • Я самый уродливый, самый непривлекательный, непривлекательный, толстый разгильдяй в мире.

Иррациональные убеждения (негативные) о других:

  • Никто не заботится ни о ком другом.
  • Все мужчины (или женщины) нечестны, и им нельзя доверять.
  • Успешные отношения невозможны; у вас нет контроля над тем, как они получаются.
  • Люди хотят получить от вас все, что могут; вас всегда используют.
  • Люди такие самоуверенные; они никогда не желают слушать чужую точку зрения.
  • В отношениях вы обязательно пострадаете; не имеет значения, как вы пытаетесь изменить его.
  • В каждом бою есть проигравший, поэтому избегайте драк любой ценой.
  • Все вышли на #1; вам нужно знать, что вы всегда будете №2, несмотря ни на что.
  • Не то, кто вы есть, а то, что вы делаете, делает вас привлекательным для другого человека.
  • Что в жизни имеет значение, так это мнение других о вас.
  • В общении с другими нужно быть начеку, чтобы не пораниться.

Иррациональные убеждения по другим темам:

  • Есть только один способ делать вещи.
  • Семья, которая играет (молится) вместе, всегда остается вместе.
  • Всегда есть два варианта: правильный или неправильный; черный или белый; Выиграть или проиграть; пройти или не пройти; расти или стагнировать.
  • После того, как вы женитесь и у вас появятся дети, вы, наконец, станете «нормальным человеком».
  • Инвалид несовершенен, достоин жалости и отбрасывания на жизненном пути.
  • Признание ошибки или неудачи — признак слабости.
  • Проявление любых эмоций неправильно, признак слабости и недопустимо.
  • Просить помощи у кого-то другого — это способ признать свою слабость; оно отрицает тот факт, что только вы можете решить свои проблемы.

Как мы можем распознать иррациональные убеждения?

Иррациональные убеждения могут присутствовать, если мы:

  • Обнаружим непрерывную серию событий, в которой каждый шаг, который мы делаем для решения проблемы, приводит к большим или большим проблемам.
  • Долгое время молча (или не очень молча) страдал от проблемы, но не предпринимал шагов, чтобы получить помощь для решения проблемы.
  • Выбрали творческое решение проблемы, но оказались не в состоянии реализовать это решение.
  • Выбрали курс действий для решения проблем и обнаружили, что мы недовольны этим планом действий; тем не менее, мы предпочитаем избегать поиска альтернатив.
  • Боятся действовать определенным образом из-за чувства вины, которое мы почувствуем, если поступим так.
  • Обнаружить, что мы постоянно озабочены проблемой, но не предпринимаем никаких шагов для ее решения.
  • Обнаружить, что мы обездвижены перед лицом наших проблем.
  • Выясните, что единственный способ справиться с проблемами — это избегать их, отрицать их, откладывать на потом, игнорировать их, убегать от них, поворачиваться к ним спиной.
  • Обнаружить, что мы можем спорить с обеими сторонами нашей проблемы, становясь неспособными принять решение.

Каковы преимущества опровержения наших иррациональных убеждений?

Опровергая наши иррациональные убеждения, мы можем:

  • Разблокировать наши эмоции и чувства по поводу самих себя и наших проблем.
  • Станьте продуктивными и реалистичными в решении проблем.
  • Получите больше доверия к себе и другим.
  • Измените способ работы нашего мозга, вводя новые нейронные связи по мере решения проблем и изучения новых возможностей. Изменения мозга во время этого процесса демонстрировались снова и снова.
  • Представьте нашу проблему в реалистичной перспективе с точки зрения ее важности, масштабов и вероятности решения.
  • Отделить наши чувства от содержания проблемы.
  • Живите более богатой и подлинной жизнью.
  • Взгляните на нашу жизнь с более здоровой точки зрения, с большим смыслом и направлением.
  • Обрести наше чувство юмора в присутствии наших проблем и в их решении.
  • Признайте нашу самооценку и самодовольство и отделите их от ошибок и ошибок, которые мы совершили в своей жизни.
  • Прощать себя и других за допущенные ошибки.
  • Дарите себе и другим доброту, нежность и понимание во время сильного стресса.

Действия по опровержению иррационального убеждения

Шаг 1: Ваши мыслительные способности и способность решать проблемы блокируются иррациональным убеждением?

Рассмотрите конкретную проблему, отвечая на следующие вопросы:

  • Я хожу по кругу, пытаясь решить эту проблему?
  • Есть ли что-то внутри меня, что мешает или удерживает меня от необходимых действий в этом вопросе?
  • Беспокоят ли меня мысли о том, что я или другие «должны делать, действовать, думать или чувствовать» в этой ситуации?
  • Я ловлю себя на том, что говорю, какой эта ситуация «должна быть», с трудом принимаю ее такой, какая она есть на самом деле?
  • Использую ли я фантазию или магическое мышление при рассмотрении этой проблемы? Всегда ли я надеюсь, что каким-то чудом это пройдет?
  • Отягощен ли я страхом того, что обо мне подумают другие, пока я работаю над этой проблемой?
  • Знаю ли я решение, но не могу его реализовать?
  • Часто ли я использую «да, но» при обсуждении этой проблемы?
  • Мне легче откладывать, избегать, отвлекать внимание, игнорировать или убегать от этой проблемы?
  • Эта проблема причиняет много беспокойства и дискомфорта мне и/или другим, и все же я остаюсь в тупике, пытаясь решить ее?

Шаг 2: Если вы ответили утвердительно на любой или все вопросы в Шаге 1, вы, вероятно, столкнулись с проблемой или ситуацией, в которой блокирующее иррациональное убеждение затуманивает ваше мышление.

Следующее, что нужно сделать, это попытаться идентифицировать блокирующее иррациональное убеждение. Ответьте на следующие вопросы в своем дневнике:

  • Я верил в блокирующее убеждение всю свою жизнь?
  • Происходит ли блокирующее убеждение из учений моих родителей, церкви, семьи, сверстников, работы, общества, культуры, сообщества, расы, этнической референтной группы или социальной сети?
  • Всегда ли повторяется блокирующее убеждение, когда я пытаюсь решить проблемы, подобные этой?
  • Помогало ли мне блокирующее убеждение успешно решать проблемы в прошлом?
  • Является ли блокирующее убеждение тем, что заставляет меня быть нечестным с самим собой в отношении этой проблемы?
  • Является ли блокирующее убеждение сковывающей концепцией, которая вызывает в моем уме страх вины или страх быть отвергнутым, когда я сталкиваюсь с этой проблемой?
  • Блокирующее убеждение можно выразить одним-двумя предложениями?
  • Является ли блокирующее убеждение последовательным утверждением, когда я сталкиваюсь с этой проблемой, или оно имеет тенденцию меняться по мере того, как переменные этой проблемы становятся для меня более ясными?
  • Является ли блокирующее убеждение осязаемым выражением убеждения или это просто чувство или интуиция?
  • Могу ли я сформулировать блокирующее убеждение? Если да, запишите это в своем дневнике: Мое блокирующее убеждение:
  • .

Шаг 3. Как только вы определите блокирующее убеждение на шаге 2, проверьте его рациональность.

Ответьте на следующие вопросы об убеждении, да или нет.

  • Есть ли в действительности какие-либо основания утверждать, что это убеждение всегда верно?
  • Способствует ли это убеждение личностному росту, эмоциональной зрелости, независимости мышления и действия и стабильному психическому здоровью?
  • Является ли это убеждение тем, которое, если его приписать, поможет вам преодолеть эту или будущие проблемы в вашей жизни?
  • Является ли это убеждение тем, которое, если его приписать, приведет к поведению, которое саморазрушительно для вас?
  • Защищает ли это убеждение вас и ваши права как личности?
  • Помогает ли это убеждение в честном и открытом общении с другими людьми, что приводит к здоровым межличностным отношениям, способствующим росту?
  • Помогает ли это убеждение вам быть творческим, рациональным решателем проблем, способным определить ряд альтернатив, из которых вы можете выбрать свои собственные приоритетные решения?
  • Это убеждение подавляет ваше мышление и способность решать проблемы до полной обездвиженности?
  • Когда вы рассказываете другим об этом убеждении, поддерживают ли они вас, потому что так думают все в вашей семье, группе сверстников, на работе, в церкви или в обществе?
  • Является ли это убеждение абсолютным? Это черное или белое, да или нет, победа или поражение, без вариантов в среднем типе убеждений?
Правильные ответы: 1-нет 2-да 3-да 4-нет 5-да 6-да 7-да 8-нет 9-нет 10-нет больше вопросов на шаге 2, то ваше блокирующее убеждение, скорее всего, иррационально.

Шаг 4: Как только вы определили, что блокирующее убеждение иррационально, вы готовы опровергнуть это иррациональное убеждение.

Ответьте на следующие вопросы в своем дневнике:

  • Что я постоянно чувствую, когда думаю об этом убеждении?
  • Есть ли на самом деле что-нибудь, подтверждающее истинность этого убеждения?
  • Что на самом деле поддерживает отсутствие абсолютной истины в этом убеждении?
  • Истинность этого убеждения существует только в том, как я говорю, действую или чувствую по поводу этой проблемы?
  • Что самое худшее может случиться со мной, если я не буду придерживаться этого убеждения?
  • Что хорошего может произойти со мной, если я не буду придерживаться этого убеждения?
  • Какой подходящей, реалистичной верой я мог бы заменить эту иррациональную веру?
  • Как бы я себя чувствовал, если бы заменил блокирующее убеждение этим новым убеждением?
  • Как я буду расти и как мои права и права других будут защищены этим суррогатным верованием?
  • Что мешает мне принять эту альтернативную веру?

Ответив на эти вопросы, замените их рациональным убеждением и действуйте в соответствии с ним.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts