Коммуникации психология: Коммуникация (в психологии). Большая российская энциклопедия

Содержание

Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – Литрес

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.

Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.

Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.

Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.

Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.

Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.

Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.

Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения

В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.

 

1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.

2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э.  Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.

В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т.  е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.

кассиры и психология, вейпы и коммуникации / Хабр

В одной из недавно прочитанных статей поднималась тема мышления сотрудников государственных служб и коммерческих предприятий.  И основной тезис звучал как «не люблю работников, пришедших из госструктур, они заточены на то, чтобы к ним было не придраться, а не на то, чтобы получить результат». И сейчас я хочу попробовать натянуть сову на глобус, то есть, попытаться экстраполировать эту идею на сферу тренингов и психологического консультирования. А потом все это белыми нитками подшить к статье про вейпы, общение и воспитание детей.

Дисклеймер: статья написана в свободном стиле. Возможно, даже слишком свободном для данного ресурса, поэтому, я пойму, если она вызовет несогласие. Пусть это неправильно, но зато более результативно (на мой субъективный взгляд).

Дисклеймер №2: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT-сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Но начнем издалека — с логики коммерческих структур. Когда компания сталкивается с необходимостью сокращения издержек/увеличения дохода/достижения иной цели, обычно разрабатывается некий план — последовательность действий, которые должны привести к ожидаемому результату. И вот если вы разработали этот план, то важно понять — а компания его потянет? Есть у неё ресурсы?

Возьмем условный супермаркет «Шестёрочка». Финансист посчитал-посчитал финрез (финансовый результат) и говорит: «Друзья, всё у нас неплохо, но затраты на кассиров, их поиск и обучение слишком высок. Нужно их сократить тыщ на триста (шутки не будет, так как тракториста уволили во время предыдущей оптимизации)». Задача ясна — нужно выполнять. В течение месяца лучшие умы компании просчитывают варианты и, по итогу, приходят с презентацией, говорят «я сделяль» и предлагают сократить 10 кассиров, поставив на их место кассы самообслуживания. Все рады, обнимаются, лобызаются и поздравляют друг друга с сокращением фонда оплаты труда и экономией трех сотен в месяц. В этот момент человек, который придумывал план, если он ориентирован на «правильность», чувствует себя молодцом.

Но в коммерческой структуре, после третьей торжественно распитой бутылки шампанского руководство рассаживается по местам и спрашивает, когда этот чудо-проект можно реализовать и сколько он стоит. Гордый собой создатель плана бодро рапортует, что это займет полгода и стоить будет всего-то 15 миллионов. На этом моменте финансист забивает данные в калькулятор, чтобы посчитать срок окупаемости. Старый советский калькулятор выдает ответ «никогда», после чего создателя плана не менее торжественно сажают на бутылку, ибо время потрачено, а результата нет. Все замечательно и правильно, только нереально.

Теперь возвращаемся к психологии. Читая форумы и слушая рассказы знакомых и клиентов, которые были на приёме психолога, создаётся ощущение, что весомая часть психологического сообщества работает чисто механически, совершенно не ориентируясь на клиента, его потребности и, главное, возможности. И поэтому они дают очень правильные, логичные, разумные и абсолютно бесполезные рекомендации:


— Вы состоите в абьюзивных отношениях, у вас забрали паспорт, деньги и телефон? Вас бьют? Бросьте его, вы достойны лучшего! Съезжайте и начните новую жизнь!
— Вы потеряли работу, вам не на что купить еду и вас вот-вот выселят со съемной квартиры? Вам нужно заняться тайм-менеджментом и личными финансами.
— Вас постоянно обманывают и бросают партнеры? Вами пользуются и вы уже стоите на подоконнике перед петлей с пистолетом у виска? Вам нужно работать над своей самооценкой и осознать свою роль в треугольнике Карпмана.

Согласитесь, всё ведь правильно и разумно. И даже очевидно. До противного очевидно. Клиент улыбается, говорит «Спасибо, всё понятно» и уходит, разочарованный в бессмысленности и бесполезности психологии. А психолог в это время сидит довольный и ставит в «блокнотике спасенных душ» еще одну галочку.

 А ведь это мы говорим про людей, одной из профессиональных обязанностей которых является общение. Даже не просто обязанностью, а базовой компетенцией, без которой сама возможность осуществления функции ставится под вопрос. Что же тогда сказать про людей, которые не тратили годы и десятилетия на освоение данного навыка? Зачастую они живут в парадигме «правильности», и на то есть минимум четыре причины:

1) Общение зачастую воспринимается навыком «по умолчанию», который не требует развития. Я говорить могу? Могу. Меня понимают? Понимают. Я понимаю других? Понимаю. Мы можем о чем-то договориться? Можем. Значит общаться умею. Поэтому лучше займусь другими делами.

2) Из первого пункта плавно проистекает второй. Общаться мы учимся преимущественно в родительской семье. И учителя далеко не всегда блещут профессионализмом. Но так как на этапе активного формирования речи именно родители составляют основную языковую среду, то мы во многом повторяем их стиль и ошибки.

3) Отсутствие четкого результата общения. В моменте общения не всегда можно оценить эффективность общения, так как сложно найти маркеры непонимания.

4) Является следствием первой и третьей причин. Низкая критичность к своим навыкам общения и низкая рефлексия в этом вопросе.

А сейчас сделаем шаг в сторону (помните, как в фильмах условного Линча, когда в самый интересный момент начинается показ скучного вступления второй сюжетной линии) и разберем доминанту рациональности. У людей, живущих «от головы», есть одна общая проблема – они умные и убедительные. Аргументируют, заразы, своё мнение, да еще и делают это грамотно. Могут доказать свою точку зрения, подкрепив её фактами. А мнение оппонента разбить в пух и прах, найдя по три контраргумента на каждый довод.

И это кажется логичным, но есть нюанс. Правота сама по себе чаще не помогает общению, а мешает ему. Подумайте сами – когда человек уверен в своей правоте, он менее чуток и внимателен к точке зрения собеседника, нежели когда он находится в сомнениях и жаден до информации, чтобы сформулировать своё мнение по вопросу. А так как люди «от головы» чаще (по моим наблюдениям) потребляют разнообразную информацию, следовательно они уже сформировали своё мнение по бо́льшему количеству вопросов, что может усложнить коммуникацию.

Объединяем! Получается гремучая смесь уверенности в своих коммуникативных навыках, правоте и объективности собственной точки зрения, а также сниженного внимания к процессу общения, состоянию и мнению собеседника. И вот спросите себя – вы бы прислушались к такому собеседнику? Как бы вы себя чувствовали во время общения? Как на ваших решениях отразилось бы чувство сопротивления, рожденное нечуткостью собеседника?

А теперь вернемся к заголовку статьи – правильно или результативно? С точки зрения информирования – подобная коммуникация «от головы», вероятно, будет более правильной, объективной и содержательной. Но у такой коммуникации с высокой вероятностью не будет достигнута цель (а ведь у каждой коммуникативного акта она есть). Поэтому, с точки зрения результативности в коммуникации, выгоднее занимать роль любопытного ребенка и некоторые переговоры вести именно из нее. Относиться к собеседнику как к эксперту, особенно, если речь идет о субъективной реальности (чувства, мнения, эмоции, отношение, страхи, желания и т. д.). Да, с точки зрения истины это неправильно. Зато результативно.

С уважением Сергей Максимов.
Психолог.

P.S. другие статьи по психологии можно найти в ТГ-канале https://t.me/maximov_psy

Связь | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Язык: Лингвистика · семиотика · Речь


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по данному вопросу .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Коммуникация — это процесс, который позволяет организмам обмениваться информацией несколькими способами. Обмен требует обратной связи. Слово связь также используется в контексте, когда ожидается небольшая обратная связь или ее отсутствие, например, широковещательная передача, или когда обратная связь может быть задержана, поскольку отправитель или получатель используют разные методы, технологии, время и средства для обратной связи.

Специализированные области сосредоточены на различных аспектах коммуникации и включают массовую коммуникацию, коммуникативные исследования, организационную коммуникацию, социолингвистику, анализ разговора, когнитивную лингвистику, лингвистику, прагматику, семиотику и анализ дискурса.


Коммуникация – это артикуляция отправки сообщения, вербального или невербального, при условии, что существо передает идею, жест, действие и т. д. .

Общение можно определить как процесс значимого взаимодействия между людьми. Это акт передачи информации и процесс обмена значениями для достижения понимания.

Коммуникация — это процесс, посредством которого любое сообщение передается или принимается посредством разговора, письма или жестов.

Существуют слуховые средства, такие как речь, пение и иногда тон голоса, и невербальные, физические средства, такие как язык тела, язык жестов, параязык, прикосновение, зрительный контакт или использование письма.

Общение происходит на многих уровнях (даже для одного единственного действия), разными способами и для большинства существ, а также для некоторых машин. Некоторые, если не все, области исследований уделяют часть внимания общению, поэтому, говоря об общении, очень важно быть уверенным в том, о каких аспектах общения идет речь. Определения общения широко варьируются, некоторые признают, что животные могут общаться друг с другом так же, как и люди, а некоторые являются более узкими, включая людей только в рамках параметров человеческого символического взаимодействия.

Тем не менее, коммуникация обычно описывается по нескольким основным параметрам:

  1. Содержание (о чем сообщается)
  2. Источник/Emisor/Sender/Encoder (кем)
  3. Форма (в какой форме)
  4. Канал (через какой носитель)
  5. Адресат/получатель/цель/декодер (кому)
  6. Цель/прагматический аспект


Коммуникация между сторонами включает в себя действия, которые передают знания и опыт, дают советы и команды, а также задают вопросы. Эти акты могут принимать различные формы в одном из различных способов общения. Форма зависит от способностей группы общаться. Вместе коммуникационное содержание и форма создают сообщения, которые отправляются по назначению. Целью может быть вы сами, другое лицо или существо, другая сущность (например, корпорация или группа существ).

В зависимости от направленности (кто, что, в какой форме, кому, с какой целью) существуют различные классификации. Некоторые из этих систематических вопросов разработаны в теории коммуникации.

Содержание

  • 1 Содержание, форма и назначение человеческого общения
  • 2 Коммуникация как передача информации
  • 3 Теории коммуникации
  • 4 Средства связи
  • 5 Коммуникационные барьеры
  • 6 Другие примеры связи
    • 6.1 Тишина
    • 6.2 Искусственный
    • 6.3 Биологический
  • 7 Обмен информацией между живыми организмами
  • 8 Язык
  • 9 коммуникативных стратегий
    • 9. 1 Маркетинг
    • 9.2 Уход
  • 10 Метакоммуникации
  • 11 Средства массовой информации
    • 11.1 Общение с животными
  • 12 См. также
  • 13 Каталожные номера
  • 14 Внешние ссылки

Содержание, форма и цель человеческого общения[]

Коммуникация как названная и единая дисциплина имеет историю оспаривания, восходящую к сократовским диалогам, что во многом делает ее первой и наиболее спорной из всех ранних наук и философии. Стремление определить «коммуникацию» как статичное слово или единую дисциплину может быть не так важно, как понимание коммуникации как семейства сходств с множеством определений, как это предложил Людвиг Витгенштейн. Некоторые определения являются широкими, признавая, что животные могут общаться, а некоторые являются более узкими, включая людей только в рамках параметров человеческого символического взаимодействия.

Тем не менее, коммуникация обычно описывается по трем основным параметрам: содержание, форма и назначение. Примеры коммуникативного содержания включают в себя действия, которые заявляют о знаниях и опыте, дают советы и команды и задают вопросы. Эти действия могут принимать различные формы, включая социальные сигналы и ловушки, жесты (невербальное общение, язык жестов и язык тела), письмо или устную речь. Форма зависит от используемых систем символов. Вместе коммуникационное содержание и форма создают сообщения, которые отправляются по назначению. Целью может быть вы сами, другое лицо (в межличностном общении) или другое юридическое лицо (например, корпорация или группа).

Существует множество теорий общения, и обычно считается, что общение должно быть направлено на другое лицо или организацию. Это по существу игнорирует внутриличностное общение (примечание внутри-, а не между-) через дневники или разговор с самим собой.

Межличностный разговор может происходить в парах и группах разного размера, и размер группы влияет на характер разговора. Общение в малых группах происходит в среде от трех до двенадцати человек и отличается от взаимодействия в больших группах в компаниях или сообществах.

Эту форму общения, образованную диадой и выше, иногда называют психологической моделью общения, когда сообщение отправляется отправителем по каналу получателю. На самом широком уровне массовая коммуникация описывает сообщения, отправляемые огромному количеству людей через средства массовой информации, хотя ведутся споры о том, является ли это межличностным разговором.

Коммуникация как передача информации[]

Коммуникация: передача сообщения с ожиданием какого-либо ответа. Оно может быть межличностным или внутриличностным.


Коммуникацию можно рассматривать как процессы передачи информации, регулируемые тремя уровнями семиотических правил:

  1. Синтаксические (формальные свойства знаков и символов),
  2. прагматический (связанный с отношениями между знаками/выражениями и их пользователями) и
  3. семантический (изучение отношений между знаками и символами и того, что они представляют).

Таким образом, коммуникация — это социальное взаимодействие, при котором по крайней мере два взаимодействующих агента имеют общий набор знаков и общий набор семиотических правил. (Это общепринятое правило в некотором смысле игнорирует автокоммуникацию, в том числе внутриличностную коммуникацию через дневники или разговор с самим собой).

В простой модели информация или контент (например, сообщение на естественном языке) отправляется в той или иной форме (как разговорный язык) от отправителя/отправителя/кодировщика к получателю/получателю/декодеру. В несколько более сложной форме отправитель и получатель связаны взаимно.

Конкретный случай общения называется речевым актом. При наличии «шумов связи» в канале передачи (в данном случае эфирном) прием и декодирование контента могут быть ошибочными, и, таким образом, речевое действие может не достичь желаемого эффекта.

Диалог – это форма общения, в которой обе стороны участвуют в отправке и получении информации.

Теории сорегуляции описывают общение как творческий и динамичный непрерывный процесс, а не дискретный обмен информацией.

Невербальное общение – это акт передачи или обмена мыслями, позой, мнениями или информацией без использования слов, с использованием вместо этого жестов, языка жестов, выражения лица и языка тела.

Теории коммуникации[]

Основная статья: Модели коммуникации

Широкий спектр теорий коммуникации затрудняет обобщение. Однако базовая модель коммуникации описывает коммуникацию как пятиэтапный процесс вывода-ввода, который влечет за собой создание (или кодирование) сообщения отправителем и передачу сообщения через канал или среду. Это сообщение принимается, а затем интерпретируется. Наконец, на это сообщение отвечают, что завершает процесс общения. Эта модель основана на модели передачи сигнала, известной как модель Шеннона-Уивера. Родственную модель можно увидеть в работе Романа Якобсона.

Средства связи[]

Начало человеческого общения через искусственные каналы, т.е. не вокализацию и не жесты, восходит к древним наскальным рисункам, нарисованным картам и письменности.

Наш долг перед древними римлянами в области коммуникации не заканчивается латинским корнем «communicare». Они разработали то, что можно было бы назвать первой настоящей почтой или почтовой системой, чтобы централизовать контроль над империей из Рима. Это позволило отправлять личные письма и Риму собирать информацию о событиях в его многочисленных обширных провинциях.

В прошлом веке революция в телекоммуникациях сильно изменила связь, предоставив новые средства для связи на большие расстояния. Первая трансатлантическая двусторонняя радиопередача произошла 25 июля 1920 года и привела к общему общению через аналоговые и цифровые носители:

  • Аналоговые телекоммуникации включают традиционную телефонию, радио- и телевещание.
  • Цифровые телекоммуникации позволяют использовать компьютерную связь, телеграфию и компьютерные сети.

Средства связи влияют не только на охват сообщений. Они влияют на содержание и обычаи; например, Томасу Эдисону пришлось обнаружить, что привет было наименее двусмысленным голосовым приветствием на расстоянии; предыдущие приветствия, такие как приветствие , как правило, искажались при передаче. Точно так же краткость электронной почты и чатов вызвала потребность в смайликах.

Современные средства связи теперь позволяют осуществлять интенсивный междугородний обмен между большим количеством людей (многие ко многим по электронной почте, Интернет-форумы). С другой стороны, многие традиционные вещательные СМИ и средства массовой информации отдают предпочтение общению один ко многим (телевидение, кино, радио, газеты, журналы).

Принятие доминирующего средства коммуникации настолько важно, что историки разделили цивилизацию на «эпохи» в соответствии с наиболее широко используемым средством коммуникации. Книга под названием «Пять эпох цивилизации» Уильяма МакГоуи (Thistlerose, 2000) делит историю на следующие этапы: идеографическое письмо породило первую цивилизацию; алфавитное письмо, второе; печать, третья; электронная запись и вещание, четвертая; и компьютерная связь, пятая.

Хотя можно утверждать, что эти «Эпохи» — всего лишь выдумки историков, цифровая и компьютерная коммуникация демонстрирует конкретные доказательства изменения способов организации людей. Последняя тенденция в общении, называемая умным моббингом, включает в себя специальную организацию с помощью мобильных устройств, позволяющую эффективно общаться «многие ко многим» и общаться в социальных сетях.

Коммуникационные барьеры[]

Следующие факторы могут препятствовать человеческому общению:

Непонимание языка
Вербальные и невербальные сообщения на разных языках. Это включает в себя непонимание жаргона или идиом, используемых другой субкультурой или группой.
Непонимание контекста
Не зная истории события, отношений или культуры.
Обфускация
Намеренно доставляет непонятное или запутанное сообщение.
Отвлечение
Недостаточное внимание к обработке сообщения. Это не ограничивается живыми разговорами или трансляциями. Любой человек может неправильно воспринять любое сообщение, если он не сосредоточится должным образом.
Неправильная обратная связь и разъяснение
В асинхронной связи пренебрежение моментальной обратной связью может привести к более серьезным недоразумениям. Вопросы и подтверждения, такие как («что?») или («я вижу»), являются типичными механизмами обратной связи.
Нехватка времени
Не хватает времени пообщаться со всеми.
Физика
Физические препятствия для передачи сообщений, такие как фоновый шум, неправильный взгляд, слишком тихий разговор и физическое расстояние.
Медицинские вопросы
Потеря слуха и различные заболевания головного мозга могут препятствовать общению.
Убеждения
Мировоззрение может отбить у одного человека охоту слушать другого.
Эмоции
Страх и тревога, связанные с общением, известны некоторым психологам как боязнь общения . Помимо предчувствия, общение может быть нарушено такими процессами, как игнорирование, неразличение и поляризация.

Другие примеры общения[]

Молчание[]

Почти все общение включает в себя периоды молчания или его эквивалент (например, пробелы в письменном общении). Однако компьютерная или электронная связь в меньшей степени зависит от таких разделителей.

В определенных контекстах тишина может выражать свое собственное значение, например. благоговение, равнодушие, эмоциональная холодность, грубость, задумчивость, смирение и т. д.

Также см. пазл Заключенные и шляпы

Искусственный[]

  • Барабаны для джунглей
  • Дымовые сигналы
  • Код Морзе
  • Семафоры (использование устройств для увеличения расстояния, с которого можно увидеть сигналы «руки» за счет увеличения размера подвижного объекта)
  • Золотая пластинка «Вояджера» (отправлена ​​на «Вояджере-1» в межзвездное пространство)
  • Фотография
  • Искусство (включая театральное искусство)

Биологическое[]

Информационный обмен между живыми организмами[]

Коммуникация во многих своих аспектах не ограничивается людьми и даже приматами. Любой обмен информацией между живыми организмами, т. е. передача сигналов с участием живого отправителя и получателя, можно рассматривать как форму коммуникации. Таким образом, существует широкое поле общения животных, которое охватывает большинство вопросов этологии. На более базовом уровне существует клеточная передача сигналов, клеточная связь и химическая связь между примитивными организмами, такими как бактерии, а также внутри царств растений и грибов. Все эти коммуникативные процессы представляют собой опосредованные знаками взаимодействия с большим разнообразием различных координаций.

Язык[]

Язык — это система произвольных сигналов, таких как звуки голоса, жесты или письменные символы, которые передают мысли или чувства.

Человеческий разговорный и письменный языки можно описать как систему символов (иногда называемых лексемами) и грамматики (правила), с помощью которых символы манипулируются. Слово «язык» также используется для обозначения общих свойств языков.

Изучение языка в детстве является нормальным явлением. Большинство человеческих языков используют образцы звука или жестов для символов, которые позволяют общаться с окружающими. Существуют тысячи человеческих языков, и они, похоже, имеют определенные общие свойства, хотя многие общие свойства имеют исключения.

Между языком и диалектом нет четкой границы, но считается, что Макс Вайнрайх сказал, что язык — это диалект с армией и флотом.

Люди и компьютерные программы также создали другие языки, в том числе искусственные языки, такие как эсперанто, идо, интерлингва, клингон, языки программирования и различные математические формализмы. Эти языки не обязательно ограничены свойствами, общими для человеческих языков.

Коммуникационные стратегии[]

Для эффективного общения в специализированных контекстах можно использовать определенные стратегии, которые помогут людям достичь своих целей и могут рассматриваться как методы достижения цели общения.

Маркетинг[]

Ниже приведен список с пояснениями коммуникационных стратегий, используемых в маркетинге и продажах:

Адаптивные инновации
Создание или улучшение продуктов, услуг и процессов во время работы с клиентом по сравнению с созданием продуктов или услуг вне взаимодействия с клиентом. Относится к сервисным компаниям, работающим с крупными предприятиями.
Предпринимательский менеджмент
Описывает бизнес, в котором сотрудники должны работать и относиться друг к другу как самостоятельные деловые партнеры, а не ожидать наставничества со стороны командно-административной структуры управления. Это предполагает фразу «будь лидером, которого ищешь».
Один голос
Навык, используемый для управления собраниями группы клиентов, на которых один человек назначается руководителем, а другие члены команды направляют все свои комментарии и вопросы через назначенного динамика OneVoice, а не клиенту(ам).
ШоуТайм
Термин, относящийся к деловым людям, постоянно находящимся «на сцене» во время встречи или визита к клиенту.
Стратегическая скорость
Термин, относящийся к быстрой и умной работе, постоянному поиску возможностей для совершенствования и инноваций.
Дисциплина диалога
Термин, связанный с контролем ваших слов и разговоров во время деловой встречи или презентации.

Care[]

SOLER (Egan, 1986) — это метод, используемый работниками по уходу. Это помогает клиентам или пациентам чувствовать себя в безопасности и доверять опекуну, а также способствует эффективному общению. СОЛЕР означает:

S – Сядьте прямо по отношению к пациенту
О – открытое положение
L – Слегка наклонитесь к пациенту
E – Попадание в глаза
R – Relax

Метакоммуникация[]

Метакоммуникация – это процесс сообщения об общении, например, для обсуждения прошлой беседы и определения значения определенных слов, фраз и т. д. Его можно использовать как инструмент для осмысления или для лучшего понимания событий, мест, людей, отношений и т. д. Способность общаться на метауровне требует самоанализа и, более конкретно, того, что называется метакоммуникативной компетентностью. Это не отдельная форма общения, как видно из пяти аспектов, упомянутых во введении.

Метакоммуникация на уровне эпизода

События, происходящие в рамках данного коммуникативного эпизода, помогают участникам понять реляционный смысл опыта. например «Это приказ», «Пожалуйста» или «Я шучу». Различные уровни, на которых люди размышляют о своем общении: 1) Отмечает, какое сообщение он посылает и насколько он серьезен. 2) Говорит, почему он/она отправил сообщение. 3) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на пожелания другого. 4) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на просьбу другого. 5) Говорит, почему он отправил сообщение, ссылаясь на тип ответа, который он пытался получить. 6) Говорит, что он пытался заставить другого сделать.

Средства массовой информации[]

Средства массовой информации — это термин, используемый для обозначения как класса той части средств массовой информации, которая специально задумана и предназначена для охвата очень широкой аудитории (как правило, не меньшей, чем все население национального государства). ). Он был придуман в 1920-х годах с появлением общенациональных радиосетей и массовых газет и журналов. Некоторые комментаторы рассматривали аудиторию СМИ как массовое общество с особыми характеристиками, в частности с раздробленностью или отсутствием социальных связей, что делает его особенно восприимчивым к влиянию современных средств массовой информации, таких как реклама и пропаганда.

Общение с животными[]

Общение с животными — это любое поведение одного животного, которое влияет на текущее или будущее поведение другого животного. Конечно, человеческое общение можно отнести к высокоразвитой форме общения животных. Изучение общения животных, называемое зоосемиотикой (в отличие от антропосемиотики, изучения человеческого общения), сыграло важную роль в развитии этологии, социобиологии и изучения познания животных. Это совершенно очевидно, поскольку люди могут общаться с животными, особенно с дельфинами и другими животными, используемыми в цирках, однако эти животные должны освоить специальные средства общения.

Общение с животными и вообще понимание животного мира в целом является быстрорастущей областью, и даже в 21 веке до сих пор многие предшествующие понимания связаны с различными областями, такими как личное использование символических имен, эмоции животных, культура животных. и обучение, и даже сексуальное поведение, которые долгое время считались хорошо понятыми, революционизировались.

  • Письменная и устная речь
  • Сигналы руками и язык тела
  • Территориальная маркировка (животные, такие как собаки, держитесь подальше от моей территории)
  • Феромоны общаются (среди прочего) (например, «Я готов к спариванию») — хорошо известным примером являются ловушки для мотыльков, которые содержат феромоны для привлечения мотыльков.

См. также[]

  • Список основных тем для общения
  • Дополнительная коммуникация
  • Общение с животными
  • Управление тревогой/неуверенностью
  • Биосемиотика
  • Цензура
  • Когнитивная лингвистика
  • Общение в малых группах
  • Коммуникативные навыки
  • Обучение навыкам общения
  • Системы связи
  • Теория коммуникации
  • Средства связи
  • Разговор
  • Корпоративные коммуникации
  • Сообщение о разработке
  • Распространение инноваций
  • Анализ дискурса
  • Электронная связь
  • Эмоциональное содержание
  • Сообщение об окружающей среде
  • Информация
  • Теория информации
  • Межличностное общение
  • Межвидовая связь
  • Журналистика
  • Языкознание
  • Средства массовой информации
  • СМИ
  • Медиа-исследования
  • сообщений
  • Невербальное общение
  • Организационная коммуникация
  • Убедительное общение
  • Привилегированная связь
  • Профессиональное общение
  • Риторика
  • Научное сообщение
  • Символизм
  • Техническая связь
  • Техническое письмо
  • Устное общение
  • Вокализация
  • Голос

Ссылки[]

Внешние ссылки[]

  • Краткая история общения на протяжении веков
  • Общение для изменения и воздействия
  • Как человеческое общение терпит неудачу (Технологический университет Тампере)
  • Трансмиссионная модель коммуникации (Дэниел Чендлер)
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Связь | Вальдорфский университет

Цель программы психологии состоит в том, чтобы предоставить комплексный план обучения, который познакомит студентов со многими подобластями психологии и подготовит их к карьере в ряде социальных служб, а также программам для выпускников и профессиональным программам. Чтобы получить лицензию психолога, консультанта или социального работника, требуется высшее образование. Специалисты по психологии Вальдорфского университета должны быть готовы поступить на эти программы после окончания учебы. В аспирантуре студенты могут выбрать специализацию в таких областях, как клиническая, экспериментальная, развивающая, социальная, когнитивная, человеческий фактор, спорт, промышленность / организация, здравоохранение и криминалистика.

Концентрация связи

Концентрация коммуникаций Waldorf дает практический опыт работы с современными технологиями, предоставляя учащимся творческий опыт, основанный на проектах. В дополнение к степени бакалавра психологии, эта концентрация фокусируется на использовании средств массовой информации для влияния на мысли и поведение человека. Студенты изучат различные области коммуникации, включая: цифровое производство и социальные сети (COM 1020), графический дизайн (COM 1010) и взаимосвязь между массовыми коммуникациями и поп-культурой (COM 1030). Студенты также могут изучить либо журналистику (COM 1040), либо навыки критического мышления для визуальных медиа (COM 2010).

Расчетное время завершения этой программы составляет 4 года для студентов очной формы обучения.

Эта программа доступна только онлайн.

Б.А./Б.С. Требования к степени

  • Завершение основной учебной программы и учебной программы по специальности, всего 120 кредитов
  • Оценка C или выше по всем курсовым работам по специальности и, если применимо, по концентрации(ам)
  • 2,00 совокупный средний балл за работу, выполненную в Waldorf
  • Минимум 36 кредитных часов высшего дивизиона

Ознакомьтесь с полным списком основных требований для этой программы.

Основные/основные требования
Требования Кредит-часы
Основные требования 60
Основные требования 60
Курсы, необходимые для специальности 30
Профессиональные факультативы 15
Концентрация 12
Остальные профессиональные курсы по выбору 3
Итого: 120

Требования к концентрации средств связи
Префикс Номер Курс Кредит-часы
СОМ 1010 Введение в графический дизайн 3
КОМ 1020 Введение в цифровые технологии 3
КОМ 1030 Массовые коммуникации и общество 3
Выберите один из следующих вариантов:
КОМ 1040 Сбор новостей и отчетность 3
КОМ 2010 Визуальная теория 3
Общее количество кредитных часов концентрации: 12

Требования к оборудованию

Необходимое оборудование указано в описаниях курсов в каталоге курсов.

Для программы Waldorf Communications требуется компьютер, совместимый с Mac или Windows, с минимальными характеристиками, необходимыми для работы с Adobe Creative Cloud.

Требования к программному обеспечению

Необходимое программное обеспечение указано в описаниях курсов в каталоге курсов и ниже.
Цены на Adobe CC (Creative Cloud), один из основных пакетов программного обеспечения, используемых в программе

Adobe Creative Cloud требуется для следующих курсов:

  • COM 1010, Введение в графический дизайн
  • COM 2010, визуальная теория
  • COM 3020, Производство радио
  • COM 3030, Производство телевидения/кино
  • COM 3400, цифровая обработка изображений
  • COM 4010, веб-дизайн
  • COM 4520, старший замковый камень

Дополнительные требования к оборудованию и программному обеспечению

Дополнительное необходимое аппаратное и программное обеспечение указано в описаниях курсов в каталоге курсов и ниже.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts