Комплекс неполноценности психология: Комплекс неполноценности: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

Комплекс неполноценности: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

Комплекс неполноценности – это ряд эмоциональных ощущений и психологических черт, которые объединены чувством собственной ущербности и ненормальности. Нарушение может возникнуть из-за проблем, дискриминации, психотравмы. Состояние негативно влияет на самочувствие и поведение пациента, может спровоцировать развитие депрессии. Отклонение зачастую мешает личностному росту человека, воплощению его желаний и планов, выстраиванию взаимоотношений. 

Комплекс неполноценности – что значит, как проявляется

Определение комплекса неполноценности было разработано психоаналитиком из Австрии Альфредом Адлером. Он утверждал, что большинство детей страдают от ощущения собственной беспомощности на фоне «всесильных» взрослых. Это приводит к формированию комплекса. Созревание личности, по заверениям Адлера, объясняется компенсаторными механизмами. 

Ученый считал, что пациенты, обладающие ярко выраженным органическим нарушением, зачастую стремятся компенсировать его с помощью тренировок, что вполне может привести к развитию серьезного мастерства.

Также психоаналитик отмечал, что аналогичный компенсаторный процесс встречается в психологии. Человек иногда старается не только восполнить недостаток органа, но при этом у него формируется субъективное ощущение никчемности, вытекающее из чувства собственной психологической слабости.

По мнению Адлера, комплекс неполноценности является ощущением, которое зарождается в результате переживаний социальной неполноценности или психологической несостоятельности. В нормальных обстоятельствах желание справиться с собственной никчемностью превращается в огромную мотивационную силу для самосовершенствования.  


С комплексом чаще сталкиваются женщины, хотя и мужчины подвержены патологии.


Причем представители сильной половины человечества переживают нарушение тяжелее, с гиперкомпенсацией и невротическими отклонениями. При развитии комплекса неполноценности у больного проявляются специфические поведенческие реакции, которые отрицательно влияют на самочувствие и заставляют думать, что он ни на что не способен.

Личности, столкнувшиеся с нарушением, не понимают, как правильно себя вести и что делать дальше. Они стараются отыскать поддержку у близких и членов семьи. Надеются, что окружающие проникнутся их проблемой и помогут справиться с трудностями. Угнетенное состояние не позволяет пациенту ставить перед собой новые цели и решать жизненные задачи. Он словно укутывается в кокон, сплетенный из собственных переживаний и тревог. Зачастую человек опасается сделать даже один шаг вперед, поскольку уверен, что усилия не оправдают себя.

Симптомы или как проявляется заболевание

Проявления комплекса неполноценности у мужчин и женщин зачастую отличаются. Представители сильного пола, сталкиваясь с патологией, становятся грубыми и агрессивными. За таким поведением они могут скрывать собственные детские страхи и обиды. Зачастую отклонение сопровождается злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Суждения пациента отличаются однобокостью. Обо всем, что не вписывается в выстроенную им схему, отзывается свысока.

Женщины ведут себя по-другому. Они превращаются в «серых мышек», перестают следить за внешностью, одеваются в мешковатые вещи. Им тяжело контактировать с социумом, поскольку они считают себя недостойными чьего-либо внимания. Другие девушки, наоборот, начинают стремиться к совершенству, порой, выходя за рамки разумного. Они сильно худеют, до изнеможения занимаются спортом, покупают самые модные вещи. Зачастую такие личности превращаются в постоянных клиенток пластических хирургов. 

В целом отклонение проявляется ярко, его симптоматика должна насторожить окружающих. Человек мучается из-за каждого совершенного поступка, боится принимать решения, постоянно спрашивает мнение окружающих. Не переносит критических замечаний и ведет себя, словно ребенок. Также к основным симптомам комплекса неполноценности относят:

  1. Неуверенность в своих способностях и неадекватная самооценка. Человек не умеет строить планы на жизнь. Он даже не пытается достичь какого-то высокого результата. От этого страдает психика. Постоянное перенапряжение угнетает, появляются головные боли. Если у пациента есть заветное желание, он старается молчать о нем. Ничего не предпринимает, чтобы хоть на шаг приблизиться к мечте.
  2. Сильное эмоциональное перенапряжение. Оно не позволяет радоваться позитивным моментам. Пациент загоняет себя в жесточайшие рамки и категорически отказывается выходить за их пределы. Постепенно уныние перестает в естественное состояние. Возникновение комплекса неполноценности может сопровождаться мышечными спазмами, что вызывает болевые ощущения в разных частях тела.
  3. Сильная самокритика. Пациент пытается отыскать моменты, в которых плохо проявил себя. Человек постоянно сравнивает себя с друзьями, родными и ему всегда кажется, что он хуже. Зацикливание на самокритике становится настолько сильным, что больной теряет способность к счастливому мировосприятию.
  4. Отказ принимать свои достоинства. Пациент на уровне подсознания делает шаги, которые изначально ставят его в проигрышную позицию. Если ему удается что-то сделать хорошо, то он отказывается принимать похвалу. Считает, что окружающие просто издеваются над ним.

Признаки комплекса неполноценности можно рассмотреть и у детей. Такие дети очень тихие, застенчивые, не общаются с ровесниками, постоянно извиняются. Либо, наоборот, демонстрируют агрессию и излишнюю самоуверенность. Внешний вид такого ребенка отличается неряшливостью или чрезмерной провокационностью. Они стараются не смотреть в глаза. Они постоянно пребывают в стрессовом состоянии. У них слишком высокая самокритичность, но при это они не переносят замечаний от других. Комплекс мешает ребенку развиваться, может спровоцировать развитие невроза или депрессии.

Причины появления болезни

Самооценка формируется с раннего возраста.

Отсутствие внимания и поддержки от родителей, а также других близких людей, приводит к тому, что дети начинают искать в себе минусы, которые могли бы объяснить недостаток материнской ласки. Со временем комплексы усиливаются. Наиболее ярко они проявляются в пубертатный период, когда у подростка на первый план выходит привлечение внимания противоположного пола.

Также специалисты выделяют ряд дополнительных факторов возникновения комплекса неполноценности:

  1. Физические изъяны. Самая распространенная причина формирования нарушений. Слишком низкий или высокий рост, сильная худоба или избыточный вес, дефекты развития рук/ног, а также иные физические отклонения могут привести к снижению самооценки. Некоторые пациенты замыкаются в себе, другие пытаются компенсировать недостатки путем усиленных занятий.
  2. Дискриминация по каким-либо признакам. Подобное «гнобление» может привести к затяжной депрессии и попыткам самоубийства. Не каждый человек способен справиться с таким давлением.
    Любому важно, чтобы его ценили и принимали таким, какой он есть. 
  3. Чрезмерная опека детей приводит к тому, что во взрослой жизни они теряются и не понимают, как правильно себя вести. Ситуации, в которых необходимо принимать непростое решение, выводят из равновесия и провоцируют снижение самооценки.
  4. Психотравмы, с которыми человек сталкивается в детстве, не проходят бесследно. Впоследствии они могут стать одной из ведущих причин комплекса неполноценности и неадекватной оценки своих способностей.
  5. Сложные жизненные ситуации. Постоянное преодоление трудностей и страдания от частых поражений приводят к тому, что человек перестает верить в свои силы. Попытки организовать будущее неизменно заканчиваются тем, что пациент мысленно возвращается к прошлым провалам. Он начинает считать себя неудачником, который изначально обречен на поражение. 

Патогенез заболевания

Комплекс неполноценности личности формируется в детстве, когда ребенок начинает осознавать, что не все желания становятся реальностью, а возможности для достижения целей ограничены. Сначала определенные рамки выявляются на физическом уровне: недостаток навыков, финансовые затруднения. Позже приходит осознание психологических границ, которые заданы воспитанием и взаимоотношениями с социумом.

До школьного возраста хорошим вариантом компенсации является игра. Дети примеряют на себя разные роли и используют фантазию для образного воплощения своих желаний. Школьники попадают в систему жестких требований, реальных достижений и оценок. В результате развивается страх оказаться отвергнутым и одиноким. Для одних он становится своеобразной движущей силой, которая помогает развиваться. Для других является сильной преградой продуктивной активности. Комплекс укрепляется в структуре личности, если имеются отрицательные факторы, например, неудачный опыт или отсутствие поддержки со стороны родных.

Специалисты выделяют несколько видов комплекса неполноценности:

  1. Интеллектуальные. Пациент считает себя менее образованным или умным, чем другие люди. Подобное убеждение обычно спровоцировано отсутствием общих знаний или профессионального опыта.
  2. Социальные. Своеобразная ловушка, при которой пациент слишком скромно оценивает свое происхождение, материальное состояние или его пугает тот факт, что он вырос в населенном пункте с дурной репутацией. Эти моменты лежат в основе нарушения, которое, в первую очередь, проявляется в профессиональной отрасли. Самый яркий пример комплекса неполноценности у мужчин – небольшая заработная плата.
  3. Физические. Они есть практически у каждого человека. Такие комплексы напрямую связаны с внешностью: маленький, толстый, непривлекательный, некрасивый и так далее. В основном с такой проблемой сталкиваются девушки, которые живут под постоянным давлением из-за стандартов красоты.  

Осложнения болезни

Распространёнными осложнениями комплекса неполноценности являются разнообразные психические отклонения:

  • деградация личности;
  • хроническая депрессия;
  • суицидальные наклонности;
  • психологическая зависимость от социума;
  • панические атаки;
  • развитие психосоматических недугов;
  • различные формы невроза;
  • одиночество;
  • самобичевание, чувство вины и иные виды саморазрушения;
  • разлад во взаимоотношениях с окружающими.

У детей при отсутствии лечения развивается нарушение речи, судороги, появляются проблемы со сном и засыпанием.


Диагностикой комплекса неполноценности занимается психолог или психотерапевт.


Выявление расстройства происходит постепенно: анализируется семейное положение, уровень образования и иные нюансы. В обязательном порядке проводится исследование эмоционально-личностной сферы, поскольку нарушение входит в структуру личности и зачастую определяется характером человека. 

Основные диагностические методики:

  1. Беседа. Для пациентов с комплексом характерны жалобы на напряженность, страх перед необходимостью проявлять активность или знакомиться с новыми людьми. Возможна сильная увлеченность занятием, направленным на компенсацию переживаний, связанных с неполноценностью, например, кулинария или косметические процедуры.
  2. Опросники. Применяются специализированные тесты, направленные на изучение эмоций и личности. Результаты выявляют напряженность, эмоциональную нестабильность, низкую самооценку. 
  3. Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты направлены на обнаружение негативных переживаний, что наиболее актуально при обследовании мужчин, которые стремятся к гиперкомпенсации расстройства.

Лечение

Самостоятельно справиться с нарушением очень сложно, требуется помощь специалистов. 


Курс лечения комплекса неполноценности долгий и основывается на методах психотерапии.


Перед пациентом ставится несколько задач:

  1. Осознать проблему. Большинство людей, столкнувшихся с нарушением, отказываются признавать, что ведут себя неправильно. Они избегают обсуждение своей проблемы и стараются не общаться с теми, кто пытается их «растормошить». Самое сложно – уговорить пациент посетить клинику.
  2. Достичь внутренней гармонии и повысить самооценку. С помощью разнообразных техник (самоанализ, расслабление) врач помогает разобраться в первопричине проблемы и понять, что нужно делать, чтобы весь негатив остался в прошлом. Регулярные занятия помогают пациенту увидеть свои сильные стороны. После проведенной работы он начинает гордиться собой и ценить себя. Начинает спокойно воспринимать критику, не зависит от мнения окружающих.
  3. Постановка жизненных целей. Сформированная личность может выстраивать гармоничную и счастливую жизнь. Изначально цели ставятся при поддержке психотерапевта. Он помогает человеку осознать, что делать дальше и как развиваться.

Для преодоления комплекса неполноценности для каждого пациента составляется индивидуальная программа, в зависимости от причины расстройства. Но чаще всего на практике используются следующие методики:

  1. Индивидуальные занятия. В процессе сеансов психотерапевт корректирует деструктивные убеждения пациента, анализирует его слабые и сильные стороны, помогает освоить технику позитивного мышления и релаксации.
  2. Самоанализ. Часть терапевтической работы человек должен провести самостоятельно. Рекомендуется завести дневник и фиксировать в нем свои успехи, достижения и неудачи (в качестве опыта). Записи помогут научиться анализировать совершенные действия и их итоги без негативного воздействия эмоций.
  3. Групповые занятия. На коллективных тренингах пациенты учатся общаться, спокойно реагировать на критику, разрешать конфликтные ситуации. Обмен позитивными эмоциями повышает уверенность и укрепляет мотивацию к действиям.

Психологический комплекс неполноценности хорошо поддается лечению после того, как пациент осознает наличие проблемы и научится применять техники, предложенные психотерапевтом.


В основе профилактики нарушения лежит правильное воспитание:

  • не сравнивайте ребенка с другими детьми;
  • не запрещайте выражать эмоции;
  • не предъявляйте завышенные требования;
  • не говорите детям, что они чем-то обязаны отцу с матерью;
  • хвалите ребенка и поощряйте его успехи.

Важно научить детей самоанализу. Например, после получения плохой отметки или неудачного выступления на соревнованиях поддержите ребенка и обсудите с ним, что нужно предпринять для получения в будущем более высокого результата.

+7 (495) 121-48-31

Литература:

  1. Адлер А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства – 1997.
  2. Тесленко И.И. Комплекс собственной неполноценности // Медицина третьего тысячелетия: сборник тезисов межвузовской конференции молодых ученых и студентов. – 2016.
  3. Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте — 1985.
  4. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров — 2013.

Как справиться с комплексом неполноценности

07.12.2022

Было ли у вас ощущение, что вы хуже других? Что уступаете другим в таланте, способностях, достижениях? Как будто все вокруг успешнее, умнее, красивее, интереснее и лучше справляются с проблемами, чем вы? Если эти ощущения вам знакомы – вероятно, что у вас есть комплекс неполноценности. В этой статье поговорим о том, что он представляет и как его побороть.

Что такое комплекс неполноценности?

Этот комплекс характеризуется определенной неприспособленностью личности, которая оценивает себя и окружающих людей необъективно и часто фокусируется только на преимуществах других людей над собой. Ощущение, что все вокруг чем-то лучше вас может быть следствием пережитых травм, разочарований, поражений и слишком сильного давления. Эти переживания приносят человеку страдания, постоянно влияют на его самооценку, амбициозность и всю жизнь в целом. Однако схожие эмоции могут быть у людей без комплекса неполноценности. Тогда от ощущения «лучшести» других возникает желание стать более весомым, добиться успеха или улучшить собственные навыки. Но если эти мысли заставляют наоборот – казаться, возникает депрессия, уныние, апатия – следует задуматься о борьбе с комплексом неполноценности в себе.

Также не редким случаем является определенное «перевоплощение» этого комплекса в убеждение в собственной сверхстоимости. Когда человек сознательно или нет начинает угнетать определенную категорию людей, считая себя более достойной, ценной и важной, чтобы не чувствовать себя мизерной. Психологически человек не может долго терпеть собственное меньшинство и запускается защитный механизм: ощущение собственной «особенности», «избранности», «сверхстоимости». В особо запущенных случаях это может привести к очень горьким последствиям. Ярким историческим примером есть история Розенберга, одного из главных идеологов нацизма. О его «комплексе преимущества» было упомянуто в произведении Ирвина Ялома «Проблема Спинозы». Ялом – психолог и психиатр, который смог точно и доступно, в художественной форме, разобрать портрет мужчины, комплекс неполноценности которого перерос в комплекс превосходства. Хотя комплекс сверхстоимости иногда может быть очень опасным для общества – в большинстве случаев он остается в форме самоугнетения. Эта форма несет меньшую опасность для социума, но на уровне личности она очень вредна и способна испортить жизнь индивида. Поэтому стоит работать над собственным комплексом неполноценности, чтобы позволить себе жить полной жизнью, быть по-настоящему счастливым человеком, которого не «грызет» ощущение, что все вокруг чем-то лучше.

Как побороть этот комплекс в себе?

Следует понимать, что, как и любая работа над собой, эта борьба потребует вашего времени и сил. Вы должны быть готовы к дисциплинированности, самоконтролю, маленьким поражениям и победам. Вас не исцелит мотивирующая фраза в фильме или чей-то комплимент. Единственное «лекарство» находится внутри вас самих и чтобы найти его — нужно приложить усилия. Но мы приведем несколько советов, которые могут помочь сделать первый шаг.

Отделите себя от комплекса.

Начать следует с осознания, что большинство ваших мыслей и поступков вызваны психологической ловушкой – комплексом неполноценности. Попытайтесь отслеживать собственные негативные мнения. Это может оказаться очень сложной задачей, ведь мысли иногда летают в голове, как молнии и мгновенно тянут за собой эмоции. Но очень важно отточить в себе навык замечать и отдавать себе отчет в том, что вредит вам. Как вариант – заведите тетрадь в которой будете записывать это время от времени. «Поймайте» свое мнение, оцените его, осознайте насколько оно рационально и вредно ли вам? Какие глубокие переживания стоят за ней, что побуждает вас думать именно так? Научившись делать это, вы не избавитесь от комплекса, но сможете быть больше его и не давать ему контролировать вас.

Дисциплинируйте себя.

Запретите себе оценивать других людей, сравнивать себя с ними, как только такие мысли будут возникать – говорите «стоп» самому себе и переключайтесь на что-нибудь другое. Проведите ревизию своего информационного пространства: отпишитесь от инфлюэнсеров, показывающих свою «идеальную» жизнь и производительность 24/7, избавьтесь от общения с людьми, специально заставляющими вас чувствовать себя хуже их и т.д. Запретите себе обесценивать свои достижения, негативно мыслить о своих достижениях и жизни в целом. Только изменение фокуса поможет двигаться в новом направлении, все вышеперечисленные действия еще глубже толкают вас в самоподавление и депрессию. Как только вы избавитесь от внешних триггеров – будете иметь силы и время на исцеление.

Учитесь мыслить по новому.

Часто комплекс неполноценности зарождается еще в детстве, влияя на общее формирование таких навыков, как мышление. Да-да, мыслить – навык. Ваши мысли, их порядок, глубина, скорость – не то же, что ваша личность, хоть и является ее частью. Если комплекс неполноценности с вами много лет – не беда. Наберитесь терпения и со временем вы сможете избавиться от него или по крайней мере обуздать. В этом вам поможет обучение мыслить по новому. После того, как вы научитесь отслеживать свои мысли – можно учиться влиять на них и вносить изменения. Возьмите какую-нибудь одну свою мысль, например: «Мы с ним одного возраста, а у него уже и автомобиль и жилье собственное, а я до сих пор на съемной квартире. » После того, как выделили это мнение – представьте, что вам совершенно не нужно сравнивать себя со сверстником, что ваши истории абсолютно уникальны и ваши жизненные пути очень разные, поэтому и конечная точка в которой вы сейчас – совсем другая. Что тогда? Что если вы на день станете им, неужели это будет тем, к чему вы действительно хотите? Мыслить, как он, поступать, как он, иметь те же цели, мечты, опыт, отношение к жизни? Попытайтесь «разжевать» эту мысль как можно сильнее, разобрав на микро-детали. Цель этого упражнения – осознать, что ваш опыт ценен и уникален, как и ваш путь. Только ваш опыт принадлежит вам. И от вашего мышления напрямую зависит то, что вы будете делать с этим сознанием. Ставить новые цели, мечтать масштабнее, любить себя или – подавляться и страдать. Именно поэтому важно не просто выделять свои отрицательные мысли, но и глубоко анализировать их, говорить с самим собой, вести диалог и искать примирения. Вы можете взять в помощь психологическую литературу на эту тему, однако что важно – выбирайте книги сертифицированных психологов или психиатров. Ведь не проверенные «мотивашки» без доказательной психологической основы могут загнать вас еще глубже в комплекс.

Научитесь четко видеть позитив.

Важно не только бороться с негативными установками, но и оживлять или получать положительные. Это можно сделать любым удобным вам способом. Можете просто думать, копать в себе глубоко, чтобы найти там причины любить и гордиться: собой, жизнью, людьми, собственными достижениями. Можете ежедневно выписывать три причины собственного “не худшего” других. Но важно не сравнивать себя с «хуже», а просто замечать собственные достоинства. Например не: «я уступаю место в транспорте, а мужчина что рядом — нет, поэтому я лучше». Уберите из этого предложения и из собственных мыслей того человека рядом, ему там не место. Вы достойны и ценны не потому, что кто-то нет. А просто потому что вы таковы по самому факту рождения. Также, для более глубокого «усвоения позитива» вы можете сделать что-то вроде виш-борда, но с записями всего хорошего, что есть в жизни и у вас. Если добавить в процесс немного творчества – писать разноцветными карандашами, или дорисовывать иллюстрации на свой лад – может получиться очень эффективная арт-терапия в домашних условиях. Пусть вас не сдерживает то, что вы «взрослый и серьезный дядя или тетушка». Этот интимный процесс никак не навредит вам, наоборот – вы сможете разбудить внутреннего ребенка и вместе учиться новым, положительным, мыслям о себе. Ведь в любом возрасте мы всегда носим в себе свое детство, с его положительным и горьким опытом и защищаем свое детское «я». В этой практике совместная работа с внутренним ребенком сможет гораздо глубже и сильнее исцелить вас.

Психотерапия – наше все.

Конечно, ожидаемо увидеть в этой статье совет работать с психологом. Но уверяем – дело куда более серьезное, чем рекомендация сервиса HoldYou. Наше название отражает наше мировоззрение. Поддержать вас наша главная цель. Работа с психологом поможет вам структурировать процесс исцеления от комплекса неполноценности. Ведь так легко потеряться в своих мыслях. Дело в том, что каждое наше мнение мгновенно запускает процессы разных эмоций. И это сложно. Когда вы наедине с подавляющим вас мыслью пытаетесь его обуздать – но уже в игру вступили эмоции и вы один на один с двумя соперниками. Психолог рядом – не только поможет в этой схватке, став на вашу сторону, но и сможет сделать это профессионально. Ведь компетентный психолог обладает глубоким пониманием внутренних психологических процессов, умеет подстроиться под каждый уникальный случай личности, знает множество путей работы в той или иной ситуации. Работа с психологом значительно ускорит ваш успех в процессе борьбы, даст вам необходимые знания и навыки, качественно сформирует ваше новое восприятие и даст сопротивление, которое навсегда останется с вами.

Читайте также

Ассертивность: говорить «нет» без зазрения совести

Бывает такое, что вы не можете сказать человеку «нет» и соглашаетесь на то, что противоречит вашим интересам? В статье поговорим об ассертивном поведении, что значит быть ассертивным и как развить эту способность.

Газлайтинг. Почему мы не видим насилия?

Припоминаете другу некую ситуацию или фразу, сказанную им, а он отрицает эти слова, заставляя вас сомневаться в надежности своих воспоминаний. Как понять, что ваш партнер — газлайтер, и почему мы не видим насилия? Разберемся в статье.

Дети с особыми потребностями: занятия с коррекционным психологом HoldYou

В этой статье мы попытаемся подробно объяснить все процессы, чтобы облегчить родителям этот важный шаг и помочь с легкостью решиться на работу их ребенка с психологом.

Что они означают, почему они возникают и как с ними бороться

Автор Chantelle Ritzert

  • Что такое комплекс неполноценности?
  • Причины комплекса неполноценности
  • Каковы следствия?
  • Инверсия: комплекс превосходства
  • Как с этим бороться?
  • Где найти помощь
  • Подробнее

Большинство людей время от времени испытывают чувство неполноценности. Когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными людьми, например, профессиональными спортсменами, известными учеными, знаменитостями или более продвинутыми людьми в своей профессии, мы можем считать себя неадекватными в сравнении. Это нормально и мотивирует нас к самосовершенствованию. Однако, когда это чувство неадекватности становится подавляющим или негативно влияет на нашу жизнь, это может свидетельствовать о комплексе неполноценности.

По данным Американской психологической ассоциации, комплекс неполноценности характеризуется постоянным чувством неадекватности или неуверенности в своей повседневной жизни из-за убеждения, что вы физически или умственно хуже других, независимо от того, основано ли такое убеждение на рациональной оценке или нет.

Существует два типа реакции на комплекс неполноценности: либо страдающий становится настолько замкнутым, что редко взаимодействует с другими, либо он чрезмерно компенсирует это чрезмерной конкуренцией, пытаясь доказать, что он не хуже. Вторая форма также может иногда перерастать в комплекс превосходства.

Чувство неполноценности часто является нормальным в детстве. Дети переживают неполноценность как естественный способ побудить их расти и совершенствоваться на протяжении всего периода их становления и стать высокофункциональными взрослыми. Дети, которых правильно воспитывают для преодоления трудностей, могут преодолеть чувство неадекватности и научиться принимать жизненные трудности, не чувствуя стыда за то, что они испытывают трудности. Однако иногда это чувство неадекватности становится непреодолимым из-за травмы, жестокого обращения, умственной или физической недееспособности, и оно переносится во взрослую жизнь нездоровым образом.

Согласно модели психосоциальных стадий развития Эриксона, дети, подвергшиеся эмоциональному или физическому насилию, особенно в качестве наказания за очевидные недостатки, могут усвоить эти чувства и потерять чувство собственного достоинства. Дети, которым отказывают в любви, потому что кто-то вроде родителей считает их недостойными или просто потому, что человек физически или эмоционально недоступен, могут попытаться заслужить эту любовь достижениями. Когда это все еще удерживается, ребенок может чувствовать, что он не заслужил любви или внимания своих родителей, и в результате испытывать чувство неадекватности или неполноценности.

Мужчины особенно восприимчивы к комплексам неполноценности, часто в результате так называемой «токсичной мужественности», социального феномена, при котором мужчины чувствуют, что должны подавлять нормальные эмоциональные реакции и становиться физически, умственно и финансово выше других мужчин в для того, чтобы быть по-мужски. Мужчины также склонны чувствовать себя более неполноценными в романтических отношениях, особенно когда сравнивают себя с бывшими партнерами своей возлюбленной.

Некоторая неполноценность даже во взрослом возрасте типична, особенно когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными или умными людьми. Однако любое нормальное поведение может стать ненормальным, если довести его до крайности. Это касается и комплексов неполноценности. Люди с этим расстройством испытывают чувство неполноценности, которое является подавляющим или вредным для их повседневного функционирования.

Человек с комплексом неполноценности более склонен к риску, злоупотреблению наркотиками и алкоголем, ведет себя агрессивно. Пострадавшие также чаще испытывают другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и тревога.

Однако основным симптомом комплекса неполноценности является низкая самооценка, до такой степени, что некоторые психологи используют эти термины как синонимы. Негативное представление о себе может привести к тому, что люди с комплексами неполноценности станут социально дистанцированными, потому что им кажется, что они не могут сравниться со своими сверстниками. Это также может привести к чувству разочарования или безнадежности, когда дело доходит до достижения целей, или к ощущению, что даже если цели достигнуты, этого недостаточно.

Люди с комплексами неполноценности часто либо кажутся чрезмерно успешными из-за агрессивной потребности доказать, что они чего-то стоят, либо же они могут восприниматься как слабаки из-за склонности ошеломляться или выгорать из-за неспособности достичь своих нереалистичных целей. стандартов, вместо этого полностью отказываясь от своих целей.

Комплексы превосходства — обратная сторона одной медали. Многие люди, у которых диагностирован комплекс превосходства, на самом деле просто чрезмерно компенсируют это, потому что в глубине души они чувствуют себя неполноценными. Как правило, они становятся первопроходцами, пытаясь доказать свое превосходство и опровергнуть мнение о том, что они недостаточно хороши.

Лечение комплекса неполноценности лучше всего проводить с помощью квалифицированного терапевта. Наиболее распространенный тип терапии, используемый для этого расстройства, известен как терапия Адлера. Во-первых, терапевт поставит диагноз на основе таких факторов, как то, как часто вы чувствуете себя хуже других, какие цели у вас есть и насколько они достижимы, а также ваши отношения с другими людьми в вашем сообществе и личном кругу.

Затем терапевт может использовать различные умственные упражнения, чтобы помочь вам повысить вашу самооценку, например, признание предыдущего прогресса или достижений или помощь в расширении ваших интересов и социальной активности. Во многих случаях обращение к первоначальному источнику чувства неадекватности может помочь облегчить эти чувства и помочь вам двигаться вперед, особенно в случаях, спровоцированных детской травмой или жестоким обращением.

С этого момента терапия становится более индивидуальной, поскольку вы создаете новые цели и способы мышления вместе со своим терапевтом. Все люди разные и по-разному реагируют на терапию.

Если вы хотите связаться с терапевтом для лечения, существует множество вариантов, включая местных врачей и онлайн-услуги терапии. Если вы не знаете, с чего начать, ваш врач может направить вас к рекомендованным терапевтам в вашем районе. Национальный альянс по психическим заболеваниям также предоставляет множество ресурсов, которые могут помочь людям связаться с терапевтами и группами поддержки.

Top Picks

Альфред Адлер | Австрийский психолог и основатель индивидуальной психологии

Альфред Адлер

Смотреть все СМИ

Категория: Наука и техника

Дата рождения:
7 февраля 1870 г. Австрия
Умер:
28, 19 мая37 (67 лет) Абердин Шотландия
Известные работы:
«Исследование органной неполноценности и ее психической компенсации»
Предметы изучения:
агрессивное поведение развитие ребенка индивидуальная психология психопатология инстинкт

Просмотреть весь связанный контент →

Альфред Адлер , (родился 7 февраля 1870 г., Пенцинг, Австрия — умер 28 мая 19 г.37, Абердин, Абердиншир, Шотландия), психиатр, чья влиятельная система индивидуальной психологии ввела термин чувство неполноценности , позднее широко и часто ошибочно именуемый комплексом неполноценности. Он разработал гибкую поддерживающую психотерапию, чтобы направить тех, кто эмоционально неполноценен из-за чувства неполноценности, к зрелости, здравому смыслу и социальной полезности.

На протяжении всей своей жизни Адлер сохранял четкое понимание социальных проблем, и это служило основным мотивом в его работе. С первых лет работы врачом (доктор медицинских наук, Медицинская школа Венского университета, 189 г.5), он подчеркивал внимание пациента к окружающей среде в целом и начал развивать гуманистический, целостный подход к человеческим проблемам.

More From Britannica

личность: Адлер

Около 1900 г. Адлер начал исследовать психопатологию в контексте общей медицины и в 1902 г. стал тесно сотрудничать с Зигмундом Фрейдом. Однако постепенно различия между ними стали непреодолимыми, особенно после появления Адлера.0103 Studie über Minderwertigkeit von Organen (1907; Study of Organ Inferiority and its Psychical Compensation ), в котором он предположил, что люди пытаются психологически компенсировать физические недостатки и сопутствующее им чувство неполноценности. Неудовлетворительная компенсация приводит к неврозам. Адлер все больше преуменьшал основное утверждение Фрейда о том, что сексуальные конфликты в раннем детстве вызывают психические заболевания, и далее он пришел к ограничению сексуальности символической ролью в человеческих стремлениях преодолеть чувство неадекватности. Откровенно критиковал Фрейда к 19 годам.11 января Адлер и группа последователей разорвали связи с кругом Фрейда и начали развивать то, что они назвали индивидуальной психологией, впервые изложенную в Über den nervösen Charakter (1912; Невротическая конституция ). Система была разработана в более поздних изданиях этой работы и в других работах, таких как Menschenkenntnis (1927; Understanding Human Nature ).

Индивидуальная психология утверждает, что доминирующей мотивацией большинства людей является стремление к тому, что Адлер несколько ошибочно назвал превосходством (то есть к самореализации, полноте или совершенству). Это стремление к превосходству может быть подавлено чувством неполноценности, неадекватности или незавершенности, возникающим из-за физических дефектов, низкого социального статуса, баловства или пренебрежения в детстве или других причин, встречающихся в течение жизни. Люди могут компенсировать свое чувство неполноценности, развивая свои навыки и способности, или, что менее здорово, они могут развить комплекс неполноценности, который начинает доминировать в их поведении. Сверхкомпенсация чувства неполноценности может принимать форму эгоцентрического стремления к власти и самовозвеличивания поведения за счет других.

Каждый человек развивает свою личность и стремится к совершенству по-своему, в том, что Адлер назвал стилем жизни или образом жизни. Образ жизни человека формируется в раннем детстве и отчасти определяется тем, какая именно неполноценность наиболее глубоко повлияла на него в годы его становления. Стремление к превосходству сосуществует с другим врожденным стремлением: сотрудничать и работать с другими людьми для общего блага, стремлением, которое Адлер назвал общественным интересом. Психическое здоровье характеризуется разумом, социальным интересом и самопреодолением; психическое расстройство из-за чувства неполноценности и эгоцентричной заботы о своей безопасности и превосходстве или власти над другими. Адлерианский психотерапевт обращает внимание пациента на безуспешный, невротический характер его попыток справиться с чувством неполноценности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts