24. Гуманистическая школа психологии.
Это направление возник в США в 50 годы в протест психанализа. Гуманист, т.к. оно основано на вере в возм-ть расцвета кажд чел сущ-ва, если представить ему возм-ть самому выбрать св судьбу и направлять ее. Родоначальники: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу. В кажд человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя и он наделен силами, необх для развития. Осн принципы гуманист психологии: 1. Чел-к всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью Даже обреченный на смерть чел-к м по-разному чувст-ть ее приблежение. 2. Сам важным источником инфо явл субъект психич опыт чел-ка, доступный ему ч\з осознание «здесь и теперь». Человек от природы хорош и способен к самосоверш-ю.Сама сущность чел-ка постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обст-ва окружения не мешают этому. Люди – в высш степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознат потребностей и конфликтов.
25.Бихевиоризм. Теория формирования агрессивных форм личности. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. Cущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.
Гуманистическая школа психологии
метки:
Консультирование, Принцип, Теория, Направление, Психология, Человек, Гуманистический, Теоретический
- Введение
- Основные принципы гуманистической психологии
- Методологическая платформа гуманистического направления в психологическом консультировании
- Практическое применение Гуманистической психологии
- Общая характеристика концепций психоконсультирования, основанных на гуманистическом направлении в психологии
- Заключение
Введение
Психологическое консультирование
– прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. Среди существующих в настоящее время психологических школ и направлений гуманистическая психология представляет особый интерес, во-первых, потому, что возникнув сравнительно недавно (в середине XX века), когда большинство психологических школ исчерпало свой исследовательский потенциал, она, вызревая в полемике с бихевиоризмом и психоанализом как «третья сила» в психологии, аккумулировала в себе опыт исследования личности в предшествующих и современных ей психологических направлениях и школах. В настоящее время она является влиятельным научным направлением, сформировавшим новую исследовательскую программу в общей, социальной, педагогической психологии, оказавшим влияние на теорию и практику воспитания, психологию производственных отношений и в последние годы — на проблемы разрешения групповых политических конфликтов.
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяемых методах и техниках. Мы подробно рассмотрим направление в теории личности (А.Маслоу)»>гуманистическое направление в психологическом консультировании.
19 стр., 9446 слов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
… Тема 2. Теоретические основы консультирования Виды психологического консультирования. Глубинная психология как один из подходов к практике психологического консультирования. Поведенческое направление в психологическом консультировании. Подходы к практике психологического консультирования и коррекции …
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
- Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
- Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
- Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
- Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
- Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
9 стр., 4051 словГуманистические теории личности Маслоу и Роджерса
… гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …
Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
- Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
- Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Статья «Гуманистическая психология как протест против бихевиоризма и психоанализа»
В начале 60-х годов XX столетия группа персонологов под руководством А. Маслоу формирует новое научное направление – гуманистическая психология. На основе каких психологических школ возникла гуманистическая психология? Насколько интересны выводы, сделанные представителями гуманистической психологии для современного психологического знания?
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название «третьей силы».
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт.
Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970).
Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.
Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он проявляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».
Маслоу рассматривал человека как целостную личность, утверждал, что «каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое». Вместе с тем он указывал на творческий характер человеческой личности, считал, что «творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения».
Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности и поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. Их он рассматривал в порядке иерархии (физиологические потребности; потребности в безопасности и защите человека, в принадлежности и любви, которые удовлетворяются через различные формы социального общения людей; потребности самоуважения и самоактуализации).
По мнению Маслоу, для того чтобы появились мотивы, направленные на удовлетворение потребностей в самоуважении и самоактуализации, нужно, чтобы были удовлетворены указанные выше физиологические потребности, а также потребности безопасности, защиты, принадлежности и любви. Правилом же является последовательное удовлетворение потребностей, как они расположены в его схеме.
Основные положения гуманистической психологии разделял и американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Он также исходил из того, что поведение человека определяется его внутренними мотивами и что человек свободен в выборе своих поступков и тем самым в определении своей судьбы. Роджерс утверждал, что человек по своей сути добр и стремится реализовать себя в обществе; злые мотивы противоречат подлинной природе человека, являются ее извращением.
По Роджерсу, каждая личность обладает «концепцией собственного Я». Ее представления о том, как она сможет реализовать себя в обществе, в общении с другими людьми, составляет ее «реальное Я». Однако человек «склонен представлять себя и в идеальном образе видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей». Это его «идеальное Я», к которому стремится приблизиться его «реальное Я». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека часто сталкивается с противоречиями между его «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися в виде условного отношения к его поступкам, одобряющего или не одобряющего их. В то же время Роджерс считал, что само общество должно создавать условия для развития и реализации способностей каждого человека.
Гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г. Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
По Олпорту: личность является открытой и саморазвивающейся. Он утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием.
Олпорт говорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни (являются фенотипическими образованиями). Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. Автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих понятиях:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь — единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Методологическая платформа гуманистического направления в психологии
Общая методологическая платформа Гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу).
Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основные методологические принципы и положения Гуманистической психологии сводятся к следующему: человек целостен и должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
8 стр., 3674 слов
Роль психологии в жизни человека
… всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но … – сайт об экзистенциальной и гуманистической психологии) 1Петухов В. В., Столин В. В. Психология, М.: МГУ, 1989 2Петухов В. … в связи со структурой организации взаимодействия между клиентом и психотерапевтом. Высказывают и парадоксальный взгляд на …
Практическое применение гуманистической психологии
Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Не директивная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах не директивного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).
Общие сведения
Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.
Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.
Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.
Рекомендуем: Что такое рефлексия?
Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.
Поиск Гуманистическая психология Школы и степени в Интернете
Гуманистическая психология в основном занимается обучением человека видеть весь спектр человека. В этой специфической области психологии человеческое поведение рассматривается не только с внешней точки зрения, но и на основе точек зрения индивидуума, демонстрирующего поведение. Центральная предпосылка состоит в том, что поведение людей связано с представлением о себе и внутренними чувствами человека. При гуманистическом подходе к психологии профессионал пытается обнаружить глубинные мотивы действий и реакций
Обзор
Даже если гуманистическая психология занимается внутренними причинами поведения индивидуума, она не включает в себя воздействие воздействий окружающей среды. Он стремится исследовать человеческую психику через смыслы и понимания. В этом исследовании используется опыт человека в отношении обучения, преподавания и роста. Некоторые из отдельных аспектов, которые анализируются в этой специализированной области психологии, включают, среди прочего, самооценку, заботу, любовь и горе.
Психологи-гуманисты обучены исследовать человека посредством понимания факторов, влияющих на самовосприятие, а также значений, полученных из опыта. Профессионалы в этой области сосредотачиваются не только на инстинктивном поведении, реакциях на внешние раздражители и прошлом опыте. Скорее, они также делают акцент на сознательном выборе, реакциях на внутренние потребности и условных обстоятельствах, формирующих основу человеческого поведения.
Степени гуманистической психологии
Чтобы стать психологом-гуманистом, одним из наиболее распространенных требований является наличие степени доктора философии в области, связанной с пониманием человеческого поведения. Помимо образования, вам также необходимо иметь по крайней мере один год практики под наблюдением. Также необходимо получить лицензию.
Чтобы получить эту степень, необходимо иметь концептуальное понимание различных способов воображения и различных теорий в области психологии, таких как Иерархия потребностей Маслоу.
Вам также необходимо понимать самоактуализацию, здоровье по отношению к творчеству, субъективную интерпретацию, экзистенциальный гештальт и соматическую психологию, а также другие обширные области гуманистической психологии. Если вы не хотите записываться в кампус для прохождения такой программы, вы можете пройти соответствующие курсы в онлайн-школе, которая предлагает такие курсы.
Варианты карьеры
После того, как вы сможете получить степень в этой области, вы можете принять во внимание различные возможности карьерного роста. Вы можете работать один на один с пациентом и быть в состоянии определить психологические проблемы и потребности, которые следует решить. Более того, вы также можете работать в сфере здравоохранения и гигиены труда. Вы будете нести ответственность за диагностику проблем у людей, которые влияют на их повседневную жизнь. Профессионалы в этой области могут рассмотреть возможность стать школьными психологами и консультантами по реабилитации для людей, у которых может быть дисфункция мозга, вызванная, среди прочего, злоупотреблением психоактивными веществами, болезнью или травмами.
Перспективы заработной платы
Официальных данных о доходах этой категории психологов нет. Чтобы иметь представление о зарплате, будет полезно просто посмотреть на средний годовой доход психологов, который достигает более 80 000 долларов.
Основные школы психологии
«Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю». В этих нескольких словах Герман Эббингауз, один из великих мыслителей в психологии, точно уловил суть развития этой области. С незапамятных времен мужчины и женщины размышляли над вопросами психологического характера. От ранних египтян до древнегреческих философов не прекращались попытки понять человеческое мышление и поведение. Если бы вам дали домашнюю работу по психологии, чтобы задокументировать всю историю этой области, вы, вероятно, трудились бы над ней целую вечность. Тем не менее, несмотря на свое давнее прошлое, формальная история психологии восходит к 1879 г., всего 133 года назад.– год, когда Вильгельм Вундт открыл двери первой психологической лаборатории в Лейпциге, Германия. В результате этого важного шага Вундт широко известен как основатель психологии.
Он также был первым, кто назвал себя психологом. Тем не менее, это было только начало вклада Вундта в эту область. Он стал первым из нескольких энергичных ораторов, участвовавших в непрекращающихся дебатах о том, что должно быть в центре внимания психологии. История психологии действительно коротка, но она никогда не была лишена драмы. С учетом сказанного, пусть разворачивается драма…Структурализм
Идеи Вундта легли в основу первой школы мысли (или точки зрения) в психологии, известной как структурализм. Однако в действительности именно один из учеников Вундта, Эдвард Б. Тиченер, формально основал эту психологическую школу мысли. Структурализм, как следует из названия, был сосредоточен на исследовании структуры разума. Вундт считал, что психология должна сосредоточиться на разложении сознания на его основные элементы, примерно так же, как ребенок разбирает игрушку, чтобы открыть ее составные части. Идея определения специфической структуры чего-то столь абстрактного и динамичного, как разум, сегодня многим может показаться абсурдной. Тем не менее, структуралисты были уверены, что они не только могут достичь этой цели, но и могут сделать это с научной точки зрения.
Вундт разработал технику самоанализа как «научный» инструмент, который позволит исследователям раскрыть структуру разума. Самоанализ включает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения. При использовании этой методики обученным испытуемым предъявлялись различные формы стимулов и просили как можно яснее и «объективнее» описать то, что они испытали. Затем отчеты будут изучены, чтобы определить основные элементы сознания. Например, если вам подарили кусок торта, было бы недостаточно просто определить тип еды перед вами. Вам также нужно будет объяснить основные элементы торта, которые вы можете почувствовать. Например, вы можете максимально подробно описать вкус, запах, текстуру, цвет и форму торта.
Структурализм сыграл значительную роль в формировании области психологии в годы ее становления. Вундт и его последователи помогли утвердить психологию как независимую экспериментальную науку, и их упор на научные методы исследования остается ключевым аспектом дисциплины и сегодня. Тем не менее структуралисты не могли избежать критики. Несмотря на их благородную попытку научного исследования, интроспекция была далека от идеала, потому что нет двух людей, воспринимающих одно и то же совершенно одинаково. Поэтому отчеты испытуемых, как правило, были субъективными и противоречивыми. Одна из самых яростных критических замечаний в адрес структурализма исходила от Уильяма Джеймса, одного из ведущих сторонников функционалистской точки зрения.
Функционализм
С точки зрения американского ученого Уильяма Джеймса, структуралисты сильно ошибались. Ум подвижен, нестабилен; сознание непрерывно, а не статично. Таким образом, попытки изучить структуру ума будут в худшем случае бесполезными, а в лучшем — разочаровывающими. Они утверждали, что более плодотворным было бы изучение функции , а не структуры разума.
Функция в этом смысле может означать одно из двух: во-первых, как работает разум, то есть как элементы разума работают вместе, и, во-вторых, как психические процессы способствуют адаптации. Находясь под явным влиянием учения Чарльза Дарвина и принципа естественного отбора (выживание наиболее приспособленных), Джеймс считал, что психические процессы выполняют жизненно важные функции, позволяющие нам адаптироваться и выживать в меняющемся мире. Таким образом, в то время как структуралисты спрашивали, «что происходит», когда мы занимаемся умственной деятельностью, функционалисты больше интересовались тем, «как это происходит» и «почему».Функционализм внес большой вклад в развитие психологии. Это расширило как предмет психологии, так и диапазон методов, используемых для получения данных. Например, акцент функционалистов на адаптации побудил их продвигать изучение обучения, поскольку считается, что это улучшает нашу приспособляемость и шансы на выживание. Их забота о том, «почему» происходят определенные психические процессы, также означала, что они проделали обширную работу над мотивацией.
Тем не менее, у функционалистов были свои недостатки. Подобно структуралистам, они в значительной степени полагались на технику интроспекции со всеми ранее упомянутыми недостатками и подвергались критике только за расплывчатое определение термина «функция». Несмотря на неоднократные словесные нападки, направленные друг на друга, ни структурализм, ни функционализм не оставались на переднем крае психологии очень долго. Оба внесли значительный вклад в психологию, но пренебрегли одним важным фактором, влияющим на человеческое мышление и поведение, – бессознательным. Здесь Зигмунд Фрейд дебютировал.
Психоанализ
Упомяните слово психология, и мало кто не вспомнит Зигмунда Фрейда. Подобно структуралистам и функционалистам до него, Фрейд верил в изучение скрытого поведения, но, в отличие от своих предшественников, Фрейд не довольствовался изучением только сознательной мысли; он нырнул с головой в бессознательное. Фрейд сравнил человеческую психику с айсбергом: лишь небольшая его часть видна другим, а большая часть лежит под поверхностью. Фрейд также считал, что многие факторы, влияющие на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном. Поэтому психологии необходимо было изучить эти бессознательные влечения, мотивы и импульсы, чтобы прийти к более полному пониманию личности.
Не все современные психологи согласны с психоаналитической теорией Фрейда, но никто не может отрицать значительное влияние, которое этот человек оказал на психологию. Он открыл совершенно новые горизонты в психологии и предложил одну из самых всеобъемлющих теорий личности, когда-либо написанных, с объяснением того, как работает бессознательное и как развивается личность в первые годы жизни. Многие более поздние теоретики испытали прямое или косвенное влияние Фрейда, поскольку они либо основывались на его иногда противоречивых взглядах, либо модифицировали их, либо реагировали на них. Работа Фрейда привела к развитию первой формы психотерапии, которая модифицировалась и использовалась бесчисленным количеством терапевтов на протяжении всей истории психологии. Даже все это, если использовать аналогию Фрейда, является лишь самой «верхушкой айсберга» в том, что касается его вклада.
Никакая другая психологическая школа не получила столько внимания, восхищения и критики, как психоаналитическая теория Фрейда. Одна из самых больших критических замечаний заключается в том, что его теория не является научной, поскольку многие из его концепций не поддаются проверке. Фрейд также не смог понять, как опыт после детства способствует развитию личности, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах, а не на более позитивном, адаптивном поведении (Burger, 2011).
Бихевиоризм
Несмотря на свои различия, структурализм, функционализм и психоанализ уделяли особое внимание психическим процессам — событиям, невидимым невооруженным глазом. Джон Б. Уотсон, стойкий сторонник бихевиоризма, резко возражал против такого подхода и совершил революцию в психологии. Уотсон был сторонником научного изучения, но для него скрытое поведение, включая психические процессы, не могло быть изучено с научной точки зрения. Акцент, с его точки зрения, должен делаться только на явном или наблюдаемом поведении. Бихевиористы считали, что человеческое поведение можно понять, исследуя взаимосвязь между стимулами (событиями в окружающей среде) и реакциями (наблюдаемое поведение). Они не видели необходимости использовать субъективные методы, такие как самоанализ, для вывода о психических процессах, с которыми не могли прийти к согласию даже обученные испытуемые и исследователи. То, что когда-то было изучением разума, стало изучением наблюдаемого поведения.
Б. Ф. Скиннер, другой известный бихевиорист, поддержал точку зрения Уотсона, выдвинув идею о том, что человеческое поведение можно объяснить подкреплением и наказанием — наблюдаемыми факторами окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы. Более поздние бихевиористы приняли более сбалансированный взгляд на вещи, охватив изучение как открытого, так и скрытого поведения. Они стали известны как когнитивные бихевиористы.
Призыв Уотсона к большей объективности, каким бы радикальным он ни был, значительно продвинул психологию по пути превращения в науку, а не просто в совокупность философских мыслей (Benjafield, 2004, цитируется по Coon & Mitterer, 2010). Многие из теорий обучения, используемых психологами сегодня, также родились из бихевиористской школы мысли и часто применяются для модификации поведения и лечения некоторых психологических расстройств (например, фобий или посттравматического стрессового расстройства). Тем не менее строгий бихевиористский взгляд Уотсона никоим образом не превосходил узкого акцента структуралистов и функционалистов только на психической жизни. Действительно, «многие аспекты человеческого опыта (например, мышление, внутренняя мотивация, творчество)… лежат за пределами строгого поведенческого определения психологии» (Уолтерс, 2002, стр. 29).). Они также должны быть изучены, чтобы получить более полное представление об индивидууме. Это был один из ключевых аргументов другой зарождающейся школы мысли, известной как гештальт-психология.
Гештальт-психология
Слово «гештальт» означает «форма, образец или целое». Гештальт-психологи считали, что психология должна изучать человеческий опыт как «целое», а не с точки зрения отдельных элементов, как утверждали структуралисты. Их лозунг «целое больше, чем сумма его частей» отражал идею о том, что смысл часто теряется, когда психологические события разбиваются на части; только когда эти части анализируются вместе и видна вся закономерность, мы находим истинный смысл в наших переживаниях. В качестве примера представьте, что слова, которые вы сейчас читаете, разбиты на отдельные буквы и разбросаны по странице по вашему желанию. Сможете ли вы разглядеть в них что-то значимое? Вполне вероятно, что нет. Только когда буквы правильно объединены в слова, а затем структурированы в предложения, вы улавливаете истинный смысл. Тогда «целое» становится чем-то другим, чем-то большим, чем совокупность его «частей».
Гештальт-психологи, такие как Макс Вертхаймер, проделали обширную работу по различным аспектам познания, включая восприятие, решение проблем и мышление. Кроме того, их настойчивость в изучении отдельных лиц и переживаний в целом до сих пор сохраняется в психологии. Их работа также привела к появлению формы психотерапии, широко практикуемой современными психологами.
Гуманистическая психология
С появлением каждой школы мысли, упомянутой ранее, лицо психологии постепенно обретало форму. Однако не все были довольны ходом событий. В первую очередь среди них были психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс, которых не устраивал в высшей степени детерминистский взгляд на две основные силы в психологии — психоанализ и бихевиоризм. Детерминизм — это идея о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля. Для психоаналитиков эти силы бессознательны; для бихевиористов они существуют в нашем окружении. Однако психологи-гуманисты рассматривали людей как свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения. Гуманизм утверждал положительный взгляд на человеческую природу, подчеркивая, что люди по своей природе хороши. Из этой школы мысли также возникла уникальная форма терапии, с акцентом на помощь людям в полной реализации их потенциала. Это сильно отличалось от психоанализа, который был сосредоточен только на уменьшении неадекватного поведения.
Заключение
За те несколько лет, что психология стала отдельной наукой, она росла и изменялась бесчисленными способами. Каждая крупная школа мысли боролась за господство, но, в конце концов, ни одна из них не вышла явным победителем. При этом проигравших не было. Как же так? Что ж, каждая школа мысли оставила неизгладимый след в психологии, помогая превратить ее в уважаемую дисциплину, которой она является сейчас. Кроме того, многие психологи сегодня придерживаются эклектичного подхода — вместо того, чтобы цепляться за одну конкретную точку зрения, они тщательно выбирают из каждой школы мысли те идеи и методы, которые, по их мнению, наиболее подходят для достижения их целей.
Психология никогда не была и не будет статичной областью изучения. Даже сейчас пишутся новые теории, изучаются новые темы и новые идеи, которые еще предстоит изучить. Благодаря современным достижениям в области науки и техники люди во всем мире могут получить доступ к профессиональной помощи при проблемах с психическим здоровьем по доступной цене. Например, чтобы получить доступ к дешевой онлайн-терапии, жители Великобритании могут просто найти в Интернете лицензированного специалиста по психическому здоровью в своем районе.
Ссылки
Burger, JM (2011).