Донаучная психология. Психология общения. Этикет. Развитие ума.
Atma-spb.ru
Психология | http://roll-service.by — акции
17.07.2012 | Видео
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Тут деятельность и познание слиты воедино, обусловленные необходимостью осознавать другого человека и предвидеть его поступки.
Источником познаний о психике в донаучной психологии выступают: личный опыт, возникающий из наблюдения за иными людьми и самим собой; общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение. Такое познание не систематизировано, неотрефлексировано, потому нередко вообщем не осознается как познание.
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя конкретно в процессах деятельности и взаимного общения людей, — процессах, все усложняющихся в протяжении всей людской истории.
Первым, кто заговорил о измерении в психологии был немец Вольф, который считал, «что можно измерить величину наслаждения осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить». В том же веке эта мысль психометрии смутно высказывалась философами, естествоиспытателями, математиками, хотя и не повлекла за собой непосредственных измерений.
Эстонский психолог К. Рамуль собрал ряд интересных фактов, свидетельствующих о исследованиях еще в XVIII веке, которые очевидно подходят под категорию экспериментально-психических. В качестве примера одной из первых и притом практических заморочек психического измерения можно привести проблему «личного уравнения» (ее начало — 1796г.). Идущее из XVIII века мировоззрение о том, что измерение — важная, ежели не единственная цель хоть какой науки, было лейтмотивом начала экспериментальной психологии и того периода, когда она реально стала складываться в особую область научного исследования. Организатор одной из первых психических лабораторий Ф. Гальтон писал тогда: «Психометрия — значит, искусство охватывать измерением и числом операции ума, как к примеру, определение времени реакций у различных лиц… Пока феномены какой-нибудь области познания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки». К настоящему времени нет, пожалуй, ни 1-го вида людской деятельности, который не стал бы объектом психического исследования.
Донаучный период заканчивается приблизительно в VII-VI веках до н.э., другими словами до начала объективных, научных изучений психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на бессчетных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). 2-ой, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а поэтому он получил условное заглавие философского периода.
В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной фактически для хоть какого исторического исследования, появляются некие разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Время от времени появление самостоятельной психической науки связывают со школой В.Вундта, другими словами с началом развития экспериментальной психологии. Но психическая наука определилась как самостоятельная значительно ранее, с осознания независимости собственного предмета, уникальности собственного положения в системе наук — как науки и гуманитарной и естественной сразу, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета исследования в университетах уже в конце XVIII — начале XIX веков.
Таковым видом, правильнее гласить о появлении психологии как самостоятельной науки конкретно с этого периода, относя к середине XIX века становление экспериментальной психологии. Но в любом случае нужно признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. В протяжении наиболее чем 20 веков психическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психических изучений, и взаимоотношение психологии с иными науками.
Психология человека :: На данный момент читаем это — «
Донаучная психология«
Общая характеристика психологии как науки
Слово «психология», образовано от греческих слов psyche — душа психика и logos — знание, осмысление, изучение, наука.
Так, в первом, дословном своем значении психология это наука о душе, о психике.
«Психология и очень старая и совсем еще молодая наука, писал один из основателей советской психологии Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) — Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем.
Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, как существует философия.
Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей — с другой».
Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды — символа поступательного, прогрессивного движения:
· тысячелетия практического опыта,
· столетия философских размышлений
· десятилетия экспериментальной науки.
Антонина Николаевна Ждан: «В истории психологии выделяют два больших периода. Первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а так же других наук – прежде всего естествознания (VI век до н.э. до середины XiX века) и второй. Когда психология развивалась как самостоятельная наука (с середины XiX века до н.в.)»
Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Это психология, которую народ создает еще до психологов. Она обусловлена необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают личный и общественный опыт. Объяснения явлений происходят «с позиций здравого смысла». В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками.
Философская психология возникает в VII—VI вв. до н.э. Она представляет собой знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений. Такие знания либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Из-за отсутствия специальных методов исследования иналичия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии. Но по сравнению с ней характеризуется стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа.
Научная психология возникла относительно недавно. Во второй половине XIX в. она выделяется из философии и становится самостоятельной научной дисциплиной. Она обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы. Основателем научной психологии принято считать немецкого физиолога и философа В. Вундта (1832—1920). Именно он открыл в 1879 г. в Лейпциге первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Однако экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть.
Знание в научной психологии основывается на фактах. Для получения фактов проводятся специальные исследования. В исследованиях используются особые процедуры (методы). Главными методами являются целенаправленное наблюдение и эксперимент. Теории научной психологии должны подвергаться всесторонней проверке.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
Что же является предметомизучения психологии?
Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.
Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе. которых строится и по которым функционирует общество.
В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует. Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлении, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Основные тенденции развития психологических знаний в современном мире:
· — стирание границ между различными, ранее существовавшими какнезависимые школами и направлениями, интеграция знаний;
· — психология выходит за рамки академической науки и становится практически полезной отраслью знания;
· — расширение и обогащение понятийного и методического аппарата психологических исследований за счет наук, с которыми психология входит в контакт (информатика, вычислительная техника, генетика, нейробиология и др. ).
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками.
Как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии.
Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
Полная информация о разработках и достижениях в донаучный период психологии
Навигация
Статья поделилась
РЕКЛАМА:
До 19 века психология считалась ветвью спекулятивной философии. Она не была признана как самостоятельная наука со своим конкретным предметом и методами изучения. Первые греческие философы придерживались мнения, что психология ничем не отличается от философии. На развитие психологии как отдельной отрасли знаний большое влияние оказала греческая философская мысль. Древнегреческие философы описывали психологию как науку о душе. Они пытались объяснить, как действует душа, где она находится, можно ли увидеть душу и что происходит с душой после смерти. Древние люди верили, что душа существует и после смерти человека; душа невидима, но бессмертна.
Греческие философы, такие как Платон и Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), пытались объяснить природу души, но они никогда не пытались сделать ее предметом науки и, следовательно, никогда не пытались сделать психологию наукой. Платон объяснял понятие психологии как «науку о душе», что ненаучно.
Платон считал, что душа не существует физически. Поскольку душу нельзя ни увидеть, ни потрогать, а ее существование нельзя доказать научно, его концепция психологии не была принята. Однако его идеи отличали «душу» от «тела». Аристотель считал, что разум есть функция тела. Он считал, что сердце очень тесно связано с деятельностью человека. Предметы окружающей среды раздражают органы чувств, и результаты такого раздражения передаются сердцу. Его мнение было в какой-то степени правильным, поскольку он сказал, что психические функции являются продуктами физического существа.
РЕКЛАМА:
Вклад Рене Декарта (1596-1650) был важен для развития психологии. Он проводил различие между разумом и телом, но признавал, что одно влияет на другое. Он считал, что животные не имеют души, а потому ведут себя как машины. Животные являются «автоматами», поскольку их деятельность механична. Но у человека есть душа, которая управляет его деятельностью. Душа, как он считал, существует в шишковидной железе, которая находится в основании головного мозга. Таким образом, его концепция души отличалась от аристотелевской. Его «дуализм» объясняет, что разум и тело различны; тем не менее, есть взаимодействие между ними. Взаимодействие происходит в шишковидной железе. Но его концепция не могла объяснить, как происходит взаимодействие.
Физиологи подвергли сомнению его идею о том, что взаимодействие между разумом и телом происходит в шишковидной железе. Еще одним вкладом Декарта, оказавшим непосредственное влияние на психологию, была его вера во врожденные идеи. Он считал, что существуют определенные истины или «аксиомы», которые обеспечивают основу доказуемого знания, и что эти истины неотъемлемы.
После Декарта психология еще долгое время рассматривалась как раздел философии. За период, длившийся около двух столетий, физиологи и физики внесли огромный вклад в понимание человеческого поведения. Эти работы заложили основу психологии как науки. Среди более поздних вкладов наиболее важными были вклады Томаса Гоббса, Джона Локка, Дэвида Юма, Дэвида Хартли, Гельмгольца, Генриха Вебера и Г.Т. Фехнер.
Вебер и Фехнер изучали связь между физической стимуляцией и психологическим опытом с помощью психофизических методов и выдвинули количественные законы.
Гельмгольц измерил скорость нервных токов и предложил теории цветового зрения и слуха. Его попытки изучения психологии носили более систематический и организованный характер. Несмотря на весь прогресс, достигнутый до середины девятнадцатого века, психология продолжала существовать как ветвь ментальной философии. Она не рассматривалась как отдельная дисциплина, поскольку ее предмет, цели, методы и приложения не были четко определены. Среди первых основателей не было формального согласия относительно того, какой должна быть эта новая наука.РЕКЛАМА:
Философские мысли восемнадцатого и девятнадцатого веков заложили основные основы развития современной психологии. В то же время сторонники естествознания утверждали, что систематические методы формальных наук могут применяться для изучения многих аспектов человеческого поведения.
Чарльз Дарвин, британский ученый, опубликовал в 1859 году книгу «Происхождение видов», которая произвела переворот в представлениях в области биологии и генетики. Он поместил людей и животных в континуум. Люди, как и другие организмы, изменяются, приспосабливаясь к окружающей среде. Таким образом, они имеют некоторые общие характеристики, и многое можно узнать о поведении человека, наблюдая за поведением других организмов.
Научные методы, применяемые для изучения других организмов, также могут быть применены к людям. Современные психологи проявили интерес к изучению поведения крыс, кошек, собак, шимпанзе и других животных и сделали выводы о поведении человека. .
Написать краткую заметку о функционализме в психологии
Написать краткую заметку о психологическом консультировании
исследований донаучной психологии — 674 слова
В настоящее время история психологии изучается для улучшения понимания учащимися предмета (Barnes & Greer, 2014). Однако в последние несколько лет исследования в этой области становятся менее популярными (Barnes & Greer, 2014; Pettit & Davidson, 2014). В качестве отражения попыток ученых оценить и признать связь между историей и психологией я намерен написать курсовую работу по одной из тем, находящихся на их пересечении: донаучной психологии.
Считается, что научная психология родилась в 1879 году с созданием психологической лаборатории Вильхеймом Вундтом (Myers, 2011, стр. 3). Однако и до этой даты люди интересовались самопознанием. Первый научный (или околонаучный) эксперимент был проведен в Египте в седьмом веке до нашей эры царем Псамтиком, который надеялся выявить древнейшую цивилизацию, не давая двум детям слышать человеческую речь и ожидая, пока они воссоздадут первый язык на Мир (Хант, 2009 г.)).
Естественно, эксперимент был основан на неверном предположении о врожденном знании человеческого языка, но тот факт, что король выдвинул гипотезу и способ ее проверки, показывает, что попытки развития науки психологии были предприняты задолго до девятнадцатого века.
Идея донаучной психологии подразумевает, что люди всегда пытались узнать больше о нашей внутренней работе. Древняя Греция, вероятно, наиболее известна своими философами, которые пытались ответить на многочисленные вопросы, стремясь узнать о работе разума, тела, знаний, памяти и других темах, связанных с психологией. Например, Сократ и Платон использовали свою логику для поиска ответов и продвигали идею врожденного знания и памяти.
Аристотеля, с другой стороны, больше интересовали доказательства, что делает его предшественником современных ученых и научного метода (Myers, 2011). В результате он был против того, чтобы знание запоминалось; вместо этого он считал это совокупностью нашего опыта. Было много других известных авторов, в том числе Протагор и Демокрит с их идеями восприятия и Гиппократ с его исследованием психической дисфункции (Hunt, 2009).
Средние века можно назвать темными веками для психологии, и открытия того времени были не особенно многочисленны. Однако между 16-м веком, отмеченным созданием термина «психология», и 18-м веком, когда термин был переопределен, чтобы соответствовать его новой научной направленности, психологию продвигали проницательные, любознательные люди, такие как Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон, и Джон Локк (Vidal & Brown, 2011). На этих примерах мы видим, что изучение донаучной психологии является путем демонстрации ее корней и объяснения процессов, вовлеченных в развитие этой науки.
Лучшее понимание — одна из причин изучения истории наук. Историография — это средство обзора, оценки и пересмотра ориентиров научной дисциплины (Wertz, 2014). Историография показывает закономерности развития дисциплины и позволяет объединить разрозненные достижения в единое целое (Danziger, 2013). Кто-то может возразить, что донаучная психология не совсем принадлежит истории науки. Кажется, по этому вопросу идет дискуссия. Например, Верц (2014), проводя исследование качественного исследования в истории психологии, не рассматривает донаучный этап и не ищет в нем корней научного метода. Робинсон (2013), с другой стороны, яростно выступает за изучение корней психологии как части ее историографии.
Danziger (2013) пытается найти баланс, различая историю психологии и историографию в психологии, указывая, что первая должна останавливаться на истории науки, а вторая описывает историю событий, связанных с психологией. Мое изучение донаучной психологии может дать мне понимание причин, лежащих в основе этих взглядов, чтобы я мог сформировать свое мнение по этому вопросу, что улучшило бы мое понимание различных взглядов на этот термин и связанные с ним понятия.
Барнс, М.Е., и Грир, С. (2014). Есть ли у будущего история психологии? Отчет о преподавании, исследованиях и должностях преподавателей в канадских университетах. История психологии, 17 (2), 159-169. Веб.
Данцигер, К. (2013). Психология и ее история. Теория и психология , 23 (6), 829-839. Веб.
Хант, М. (2009). История психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Anchor Books.
Майерс, Д. (2011). Психология Майерса для AP . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
Петтит, М. и Дэвидсон, И. (2014). Может ли история психологии оказать влияние? Теория и психология , 24 (5), 709-716. Веб.
Робинсон, Д. (2013). Историография в психологии: заметка о невежестве. Теория и психология , 23 (6), 819-828. Веб.
Видаль, Ф. и Браун, С. (2011). Науки о душе . Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press.
Верц, Ф. Дж. (2014). Качественное исследование в истории психологии.