Джон Уотсон: бизнесмен и великий психолог
Джон Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон – родители Джона – жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.
Подростковый период с момента ухода отца был довольно бурным, есть в его биографии аресты и за драки, и за стрельбу в черте города. Взялся за ум он в 1894 году, когда поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле на философский факультет, дабы удовлетворить желание матери и стать священником. Однако увлечение наукой пересилило взятые обязательства, и, получив степень магистра в 1900 году, Джон Уотсон продолжил учёбу, но уже в Чикагском университете.
Три года спустя, в 1903 году, Джон Уотсон получил докторскую степень по экспериментальной психологии, оказавшись самым молодым доктором университета. Здесь же он и остался работать в должности ассистента, впоследствии став преподавателем.
С будущей женой – Мэри Икес – он так же познакомился в университете. Она была студенткой. У них родилось двое детей, Мэри и Джон. Однако ветреный Джон Уотсон своими увлечениями испортил не только карьеру, потеряв место преподавателя, но и ухудшил отношения с женой. В 1908 году Джон Уотсон принимает предложение возглавить психологическую лабораторию университета Джона Хопкинса в Балтиморе.
Именно здесь он разработал своё учение о бихевиоризме (кстати говоря, первый шаг в этом направлении был сделан ещё докторской диссертацией, посвящённой изучению процесса научения у животных). Джон Уотсон пришёл к выводу, что поведение легче поддаётся наблюдению и изучению, чем человеческое осознание и чувства.
Работая над своей теорией, Джон Уотсон не обошёл вниманием и взгляды И. П.Павлова. И в 1913 году вышла в свет «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой книге он называет теоретической целью бихевиориста – предсказание поведения и контроль за ним. Уотсон предложил компромисс: либо психология должна включить факты поведения независимо от того, имеют они отношение к проблемам сознания или нет, либо изучение поведения должно стать отдельной наукой. Джон Уотсон считал, что исследования животного и человека не отличаются друг от друга, поэтому к изучению человеческого поведения нужно применять те же методы, что и к изучению животного.
Основными понятиями его теории стали понятия стимула и реакции, когда поведение есть реакция организма на стимул среды. А так как до этого момента изучая сознание, психологи опирались лишь на наблюдение, не имея возможности проводить эксперименты, то психология, по мнению Уотсона, оказывалась в положении умозрительной науки, не способной решать важные человеческие проблемы. А бихевиоризм полностью отвечал требованиям естественной науки. Джон Уотсон считал, что с помощью подкрепления можно повлиять на формирующуюся личность, чтобы вырастить из ребёнка желаемого члена общества.
Благодаря своим идеям он оказался в центре внимания психологического общества, и в 1915 году был выдвинут на пост президента Американской психологической ассоциации.
1919 год ознаменовался изменениями в личной жизни учёного – состоялся громкий развод с женой, которой надоели его постоянные увлечения другими женщинами. Последней каплей стал интерес к аспирантке Розалии Рейнер, на которой он и женился после разрыва с Мэри Икес. В этом браке родились два мальчика.
Однако громкий скандал сыграл свою отрицательную роль – Уотсон потерял место преподавателя и был вынужден переехать в Нью-Йорк. Так в 1921 году он начал карьеру в рекламном бизнесе, работая в агентстве Дж.У.Томпсона. Зарплата была высокой, что, несомненно, было неплохим подспорьем.
Совместно с новой женой Джон Уотсон выпустил книгу «Психологический уход за ребёнком», основные методы воспитания в которой были взяты из бихевиоризма. Одновременно с коммерческой деятельностью, он продолжал популяризировать свои идеи, выступая на радио, публикуя статьи, издавая книги.
В 1935 году Джон Уотсон сменил работу, став руководителем рекламного агентства Уильям Эсти Компани, где и проработал следующие 10 лет. Надо сказать, что и в этой сфере его бихевиористские идеи нашли своё применение, подсказав своему создателю, что с помощью определённого стимула можно вызвать желательную реакцию у потребителя. Достаточно найти необходимый стимул.
А в 1945 году умерла Розалия. Смерть жены сильно повлияла на Уотсона, и он вновь кардинально поменял жизнь, основав собственную ферму в Вестпорте, штат Коннектикут. Сначала здесь, а затем в Воудбери (куда он переехал в 1950 году), Уотсон занимался хозяйством и уходом за скотом. При этом почти полностью отгородился от людей, но занятия наукой он не бросил, продолжая писать книги. Когда он почувствовал скорое приближение смерти, Джон Уотсон собрал неопубликованные труды и сжёг их.
Умер Джон Уотсон 25 сентября 1958 года. И хотя последние свои труды он уничтожил, изданные ранее книги («Бихевиоризм», «Психология как наука о поведении» и другие) до сих пор популярны, а идеи Джона Бродеса Уотсона интересны и сегодня.
Дж. Б. Уотсон (1878–1958). Психология в лицах
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец, напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником, как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической академии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет.
В ту пору, по воспоминаниям современников, он был «крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе» (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е гг. в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически «подкованных» теоретиков советской школы.) Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии.
Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил университет, получив докторскую степень и став, таким образом, самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки.
Терпения жены хватило на 16 лет.Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). «Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато, работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей».
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908–1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем кафедру экспериментальной сравнительной психологии в Университете Джонса Гопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В Университете Джонса Гопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать «сознание», «переживание», и т. д., и т. п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими.
Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 г. статья о созданном им научном направлении для первого издания «Большой советской энциклопедии» была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.
Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем — внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того, с ее согласия опубликованы в газете «Балтимор Сан».
Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца».Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. «Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…» Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как «Космополитен». Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги «Бихевиоризм» (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу «Психологический уход за ребенком». Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 г., когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 г. Уотсон сжег все свои записи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эрнст Вебер (1795–1878)
Эрнст Вебер (1795–1878) Эрнст Вебер, родился в немецком городе Виттенберг, в семье профессора теологии. В 1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958) Несмотря на то, что бихевиоризм захватил внимание американских психологов, не все они безоговорочно приняли формулировки Уотсона. Некоторые развивали свой собственный подход к бихевиоральной психологии на основе различных
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон В 1960-е гг. у американских психологов заново появился интерес к психическим процессам, особенно познавательным, а вместе с ним пришло и чувство свободы — благодаря возможности говорить о явлениях сознания, не вызывая недовольства. Оглядываясь
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Дж. Б. Уотсон (1878–1958) Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь
Переосмысление наследия Джона Б. Уотсона
Как отец-основатель бихевиористской точки зрения, рассказ студентов о Джоне Б. Уотсоне и его вкладе в область психологии является краеугольным камнем любого вводного курса. Однако чем больше я читаю о его вкладе и о том, как он изучал психологию, тем больше я думаю о повышении статуса исследователя, который был этически сомнительным в отношении его работы, и о продвижении некоторых опасных теорий о воспитании детей. Почему Уотсон продолжает упорствовать в каноне психологии и следует ли представлять его учащимся с квалификациями как пример того, как не вести себя как исследователь и психолог?
Начнем с его часто цитируемого (а теперь печально известного) исследования, которое сегодня обычно называют исследованием «Маленького Альберта». Как известно, так назвали 9-месячного младенца, личность которого до сих пор обсуждается. Этот младенец был использован в качестве подопытного в эксперименте, в котором Уотсон и его 21-летняя аспирантка Розали Рейнор применили принципы классического обусловливания, чтобы проверить, могут ли они заставить ребенка развить реакцию страха на различных пушистых животных.
Помимо того, что сама посылка была сомнительной с этической точки зрения, учитывая, насколько маленьким был субъект, после демонстрации того, что они могут эффективно культивировать фобию у ребенка, Уотсон никогда не пытался погасить (то есть избавиться или лечить) страх, который он обусловил в младенец. Более того, страх стал настолько сильным у Маленького Альберта, что у него развилась генерализация стимулов — это означает, что он не просто боялся пушистых животных, с которыми он сталкивался во время фазы обусловливания; его страх распространялся и на предметы, похожие на пушистых существ, такие как шуба, белая маска и т. д.
По сей день остаются разногласия относительно того, кем на самом деле был ребенок в исследовании, и действительно ли Уотсон и его коллега получили информированное согласие от его матери. Имеются данные, свидетельствующие о принуждении в отношении участия младенца. Это явные этические нарушения, в дополнение к тому факту, что не было предоставлено никакого последующего наблюдения, чтобы убедиться, что младенец не получил долгосрочного вреда от условий, которым он подвергался в ходе исследования. Как будто этого недостаточно, новое исследование предполагает, что Уотсон, возможно, выбрала ребенка, которому было 9 лет.0003, а не на самом деле здоров для начала.
Например, в статье, опубликованной Американской психологической ассоциацией, организацией, президентом которой в свое время был Уотсон, сообщалось: и знаменитое исследование эмоциональной обусловленности Розали Рейнер, проведенное в 1920 году в Университете Джонса Хопкинса, — возможно, это был не «здоровый», «нормальный» мальчик, которого рекламировал Уотсон, а ребенок с неврологическими нарушениями, страдавший врожденной гидроцефалией. 0005
Более того, подтверждающие данные свидетельствуют о том, что Уотсон скрыл эту информацию, чтобы усилить результаты исследования, возможно, полагая, что невосприимчивый ребенок обеспечит лучшую основу для более поздних сильных реакций и поможет отклонить обвинения в жестоком обращении с ребенком» (DeAngelis, 2012, para 1- 2)
Если на самом деле Маленький Альберт был этим подозреваемым ребенком, далее в статье отмечается, что он умер в возрасте 6 лет. Фактически, следователи личности этого младенца пришли к следующему выводу: «Поскольку Уотсон и Рейнер пытались обусловить страха у младенца и не предпринимал никаких усилий, чтобы следить за ним после выписки и обеспечивать его благополучие, исследование Маленького Альберта всегда приводило нас к рассмотрению основных вопросов экспериментальной этики», — говорит он [исследователь Фридлунд]. «Но теперь это заставляет нас столкнуться с более глубокими, более тревожными проблемами, такими как женоненавистничество в медицине, защита инвалидов и вероятность научного мошенничества. Это история, из которой могут извлечь уроки все психологи» (как сообщает DeAngelis, 2012 г., параграф 10 ).
Как будто сокрытия правды Ватсоном и его вопиющего пренебрежения к здоровью Маленького Альберта недостаточно, чтобы переосмыслить его наследие, похоже, что он был морально сомнительным и в своей личной жизни. Уотсон, как известно, развелся со своей женой после того, как был поглощен скандалом, который в конечном итоге привел к его увольнению из Университета Джона Хопкинса. Судя по всему, у него был роман с Рейнором, хотя до сих пор ходят слухи, что настоящая причина его увольнения заключалась в том, что он проводил эксперименты, связанные с сексом (например, Чемберлин, 2012). Уотсон покинул академию после скандала, чтобы никогда не вернуться.
Так что, возможно, нам не следует тщательно изучать личную жизнь наших психологических икон — никто не идеален, и их следует помнить за их вклад в эту область, верно? Я нахожу ироничным, однако, что Фрейд является более противоречивой фигурой с точки зрения того, что его считают «гиперсексуалом» или каким-то образом сексуально девиантным из-за его теорий, учитывая, что, по общему мнению, он вел очень целомудренную личную жизнь со своей женой. Конечно, по сравнению с Ватсоном, Фрейд никогда не был замешан в каких-либо непристойных для того времени скандалах.
И, наконец, и, возможно, наиболее тревожный факт, Уотсон ошибочно применил принципы бихевиоризма к представлению о том, что матери должны позволять своим младенцам «выплакаться», если они не спят всю ночь, не предлагая никакой законной социальной научной поддержки. для такой теории. Эта дезинформация сохраняется и по сей день: консультанты по сну, педиатры и множество других «экспертов» советуют родителям, заинтересованным в обучении сну, позволять своим детям плакать — даже если это займет несколько часов — как способ заставить их плакать. чтобы научиться засыпать самостоятельно.
Товарищ по программе PT писательница Дарсия Нарваез документирует пагубные последствия такого ошибочного теоретизирования, когда пишет: «Он [Уотсон] применил механистическую парадигму бихевиоризма к воспитанию детей, предупреждая об опасностях чрезмерной материнской любви» (Нарваез, 2011, п. 2). На самом деле, она продолжает сообщать, что такая бихевиористская точка зрения «полностью игнорирует человеческое развитие» и не имеет легитимности с исследовательской точки зрения.
Итак, вот оно: вместо Джона Б. Ватсона, свободного от скандалов и неустанно работающего над развитием парадигмы, которая будет доминировать в области в 20-м веке, как я узнал о нем, настоящий Ватсон, помимо этического сомнительным в своих исследованиях, также продвигал опасные взгляды на психологию воспитания и развития детей, не основанные на науке или фактах. Эти теории существуют и по сей день, что делает их еще более опасными.
Возможно, когда Джон Б. Ватсон будет представлен студентам-психологам сегодня, его следует преподать как поучительную историю, когда «люди науки» получают полную свободу действий, чтобы делать то, что они считают нужным, без какой-либо ответственности или соблюдения этических стандартов. Действительно, меня тревожит тот факт, что такая фигура, как Зигмунд Фрейд, исторически была окутана полемикой внутри области, несмотря на важные и новаторские способы, которыми он произвел революцию в этой области, когда на самом деле исследования, которые он провел, никоим образом не пересекали какие-либо этические границы, явно очевидные. в работе Уотсона. Мы должны более тщательно изучить основателей этих взглядов, поскольку тот факт, что они сегодня являются историческими личностями, не означает, что мы не должны привлекать их к ответственности за морально предосудительное поведение или обелять наиболее темные части их биографий.
Copyright Azadeh Aalai 2015
John S. Watson | Калифорнийский университет психологии
Восприятие непредвиденных обстоятельств:
Watson, JS (1966). Развитие и обобщение «осведомленности о непредвиденных обстоятельствах» в раннем младенчестве: некоторые гипотезы. Merrill Palmer Quarterly, 12, 123–135.
Уотсон, Дж. С. (1967). Память и «анализ непредвиденных обстоятельств» в обучении младенцев. Merrill-Palmer Quarterly, 13, 55-76.
Уотсон, Дж. С. (1972). Улыбается, воркует и «Игра». Merrill-Palmer Quarterly, 18, 323–339..
Уотсон, Дж. С. (1979). Восприятие непредвиденных обстоятельств как детерминанта социальной реакции. В EB Thoman (Ed. ), Происхождение социальной восприимчивости младенцев. Нью-Йорк: Эрльбаум. Стр. 33 64.
Watson, J. S. (1981). Опыт непредвиденных обстоятельств в поведенческом развитии. В К. Иммельманн, Г. В. Барлоу, Л. Петринович и М. Мейн (ред.) Развитие поведения: Междисциплинарный проект Билефельда. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 83 89.
Уотсон, Дж. С. (1984). Память в обучении: анализ трех мгновенных реакций младенцев. В R. Kail and N. Spear (Eds.) Comparative Perspectives on the Development of Memory, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc. Стр. 159 179.
Watson, J. S. (1985). Восприятие непредвиденных обстоятельств в раннем социальном развитии. В TM Field и NA Fox (Eds.) Social Perception in Infants, Norwood, NJ: Ablex Pub. Корп., стр. 157 176.
Бахрик, Л. Э. и Уотсон, Дж. С. (1985). Обнаружение интермодальной проприоцептивной зрительной контингентности как потенциальной основы самовосприятия в младенчестве. Психология развития, 21, 963 973.
Watson, J. S. (1987). La memoire dans la petite enfance. В J. Piaget, P. Mounoud и J. Bronckart (Eds.) Encyclopedie de la Pleiade: Psychologie. Париж: Галлимар. 462 495.
Watson, J. S. (1994). Обнаружение себя: идеальный алгоритм. В С. Т. Паркер, Р. В. Митчелл и М. Л. Бочча (ред.) Самосознание у животных и людей: перспективы развития. Нью-Йорк: Кембриджский университет, пресса. Стр. 131-148.
Уотсон, Дж. С. (1995). Взаимодействие матери с младенцем: диспозиционные свойства и взаимные замыслы. В NS Thompson (Ed.) Perspectives in etology, Vol. 11: Поведенческий дизайн, Plenum Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 1995. стр. 189 210.
Уотсон, Дж. С. (1995). Самоориентация в раннем младенчестве: общая роль непредвиденных обстоятельств и конкретный случай достижения рта. В П. Роша, (ред.) Я в младенчестве: теория и исследования. Достижения в области психологии, издательство North Holland/Elsevier Science Publishers, Амстердам, Нидерланды. стр. 375 393.
Гергели, Г. и Уотсон, Дж. С. (1996). Теория социальной биологической обратной связи отражения родительского аффекта: развитие эмоционального самосознания и самоконтроля в младенчестве. Международный журнал психоанализа, 77, 1181-1212.
Уотсон, Дж. С. (1997). Случайность и два ее показателя в условно-вероятностном анализе. Behavior Analyst, 20, 129–140
Гергели Г. и Уотсон Дж. С. (1999). Раннее социально-эмоциональное развитие: восприятие непредвиденных обстоятельств и модель социальной биологической обратной связи. В П. Роша (ред.). Ранняя социализация. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates Inc.
Watson, JS, Gergely, G., Csanyi, V., Topal, J., Gacsi, M., and Sarkozi, Z. (2001). Различение логики и ассоциации в решении задачи невидимого перемещения детьми и собаками: использование отрицания дизъюнкции. Журнал сравнительной психологии, 115, 219-226.
Ватсон. Дж. С. (2001). Непредвиденное восприятие и неправильное восприятие в младенчестве: некоторые потенциальные последствия для привязанности. Бюллетень клиники Меннингера, 65, 296-320.
Gergely, G., Coos, O., and Watson, J.S. (2002). Восприятие непредвиденных обстоятельств и роль условной родительской реактивности в раннем социально-эмоциональном развитии: некоторые последствия для психопатологии развития. В: Дж. Надель и Дж. Десети (ред.), Имитация, действие и намерение. Париж: Presses Universitaires de France.
Уотсон, Дж. С. (2005). Теории обучения. В Б. Хопкинсе (ред.) Кембриджская энциклопедия детского развития. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Стр. 70-76.
Уотсон, Дж. С. (2005). Причинная логика и интенциональная позиция. Г. Оригги и А. Ребул (модераторы) Причинность: Интернет-конференция на сайте www.interdisciplines.org/causality.
Уотсон, Дж. С. (2005). Элементарная природа целенаправленного поведения: эволюция минимальных нейронных структур, демонстрирующих внутреннюю интенциональность. Эволюционная психология, 3, 24-48. (http://human-nature.com/ep/articles/ep032448. html)
Watson, JS (в печати). «Ребенок Эйнштейна» может свидетельствовать об интенциональности. Поведенческие и мозговые науки.
Восприятие объекта:
Уотсон, Дж. С. (1966). Восприятие объектной ориентации у младенцев. Merrill Palmer Quarterly, 12, 73 94.
Уотсон, Дж. С. и Дэниелсон, Г. (1969). Попытка сформировать двухмерное внимание у 24-месячных детей. Journal of Experimental Child Psychology, 7, 467 478
Уотсон, Дж. С., Бэнкс, М. С., фон Хофстен, К., и Ройден, К. С. (1992). Гравитация как монокулярный сигнал для восприятия абсолютного расстояния и/или размера. Восприятие, 21, 69-76.
Синдром Ретта:
Уотсон, Дж. С., Умански, Р., Марси, С. и Репачоли, Б. (1996). Намерение и предпочтение у 3-летней девочки с синдромом Ретта. Журнал прикладной психологии развития, 17, 69-84.
Уотсон Дж. С., Умански Р., Марси С., Джонстон С. и Репачоли Б. (1996). Поведенческая конкуренция при синдроме Ретта. Журнал прикладной психологии развития, 17, 553-57.