Психология индивидуальный стиль личности: Индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста

Индивидуальный стиль | Кинезиолог

Краткое описание: 

Сазонов В.Ф. Индивидуальный стиль [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2014: [сайт]. Дата обновления: __.__.201_. URL: http://kineziolog.bodhy.ru/content/individualnyy-stil (дата обращения: __.__.201_). Общее понятие стиля и индивидуального стиля в дифференциальной психофизиологии и психологии.

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль — это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014.  © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль — это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В. А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.
При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций — гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин). Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.

Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.). Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта». Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [сайт]

Иерархия стилей

1. Стиль жизни

Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.). Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [сайт]

2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности. Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности — стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности. Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»). Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [сайт]

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования — выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В. И., 1998). Источник: [сайт]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).
8. Стиль самоактуализации.
9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля — это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:
1. По отношению к собственному набору способностей.
2. По отношению к социальному окружению.
3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]
 

Индивидуальный стиль деятельности | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • Главная
  • ->
  • Психология труда
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 1950-х гг., в частности в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека. Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами.

 Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности Мерлин обозначает также термином 

метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности(относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О.Г. Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Е.А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

Хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах (М.Р. Щукин). Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, М.Р. Щукиным обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом.

Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим некоторые подвижные субъекты деятельности проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий наблюдаются и у инертных лиц, они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль (М.Р. Щукин), так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот).

В индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации Щукин выделяет механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других – «подтягиваются» до определенного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов труда обнаруживается избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности. Так, лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий.

Еще одна сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальные особенности существуют также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности). Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования, в то время как у лиц с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.

Трудовые приемы зависят не только от свойств нервной системы. Проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности, в связи с чем возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих это взаимодействие.

Одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. В индивидуальном стиле он выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой – ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях определяется устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.). Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках: подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные. Особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Индивидуальный стиль деятельности может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограничены. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

К.М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т. е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны, в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения), либо деятельность выполняется в экстремальных условиях, либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы» (В.А. Толочек), в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности. Удобные способы и приемы деятельности применяются субъектом и закрепляются, так как помогают достичь цели комфортно и в сопровождении положительных эмоций. Неудобные способы также входят в индивидуальный стиль деятельности, но только для того, чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Индивидуальный стиль деятельности, понимание и основные виды

  • Главная
  • ->
  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->
  • Социальная психология

План ответа:

  1. Понятие «стиль деятельности»

  2. Уровни индивидуальных свойств

  3. Понятие «индивидуальный стиль деятельности»

  4. Основные виды.

  5. Работа психолога в данном направлении

 

1. Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 1950-х гг., в частности в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека.

2. Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойств представлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования.

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает специфику личностного и социального статуса человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна).

3. Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О.Г. Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности.

Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

4. Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В. А. Толочек).

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы» (В.А. Толочек), в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности. Удобные способы и приемы деятельности применяются субъектом и закрепляются, так как помогают достичь цели комфортно и в сопровождении положительных эмоций. Неудобные способы также входят в индивидуальный стиль деятельности, но только для того, чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

5. Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Индивидуальный стиль деятельности может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограничены. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

Черты личности и типы личности: что такое личность?

Типы личности определяются пятью основными чертами. (Изображение предоставлено: Getty Images/10 000 часов)

Какие черты характера делают человека таким, какой он есть? У каждого человека есть представление о своем типе личности — игривый он или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, пытающиеся открыть науку о том, кто мы есть, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.

В Интернете можно найти множество викторин и тестов, которые утверждают, что определяют тип вашей личности. Большинство из них подтверждается очень небольшим количеством доказательств, и если вы столкнетесь с системой, которая претендует на то, чтобы разбить все человечество всего на несколько категорий, можно с уверенностью сказать, что она, вероятно, чрезмерно упрощена. Вместо того, чтобы пытаться разделить людей на «типы», психологи сосредотачиваются на личностных чертах. Каждая черта проявляется в спектре, и черты не зависят друг от друга, создавая бесконечное созвездие человеческой личности.

. Черты с самым сильным исследованием, поддерживающим их, — это большая пятерка:

  • открытость
  • Совместимость
  • Экстраверсия
  • Согласость
  • Нейротизм

Удобственно, вы можете помнить эти признаки с помощью Handy Ocean Mnemonic (или, если, если, если, если, если вы можете помнить эти признаки с помощью вы предпочитаете, CANOE тоже работает).

Большая пятерка была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. Эти команды возглавляли Пол Коста и Роберт Р. МакКрей из Национальных институтов здравоохранения, а также Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Мичиганского университета в Анн-Арборе и Орегонского университета, согласно журналу Scientific American .

Насколько универсальна Большая пятерка? Данные свидетельствуют о том, что эти черты хорошо транслируются в разных культурах. Исследование, проведенное в 2005 году под руководством Маккрея и опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что структура «большой пятерки» одинакова в 50 странах, а исследование 2017 года, опубликованное в журнале PLOS ONE . ) обнаружил, что среди 22 стран разбивка личностных черт была очень похожей. На самом деле национальность человека повлияла на его личность только на 2%. А исследование взрослых мексиканского происхождения, проведенное в 2021 году, «показало мало ассоциаций с социально-демографическими факторами (пол, уровень образования и IQ) и культурными факторами», — говорится в аннотации к исследованию Национальной медицинской библиотеки.

Тем не менее, могут быть некоторые культуры, которые не воспринимают человеческие черты с точки зрения Большой пятерки. Например, исследование 2013 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology , показало, что в племени собирателей-садоводов цимане в Боливии личность воспринималась только по двум чертам: просоциальность и трудолюбие. Это говорит о том, что личностные черты Большой пятерки могут быть побочным продуктом жизни в большом и сложном обществе, в то время как люди в небольших традиционных обществах различаются по другим наборам черт. Одна из возможностей заключается в том, что общества, которые предлагают больше социальных ниш для людей, позволяют возникать большему количеству типов личностных черт, предположили в своем исследовании 2019 года психолог Мерседа из Калифорнийского университета Пол Смальдино и антрополог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Майкл Гурвен.исследование (откроется в новой вкладке).

Если вы живете в большом промышленно развитом обществе, велика вероятность, что Большая пятерка довольно хорошо подытожит вас. У вас может быть немного открытости, много добросовестности, средняя степень экстраверсии, много приятности и почти полное отсутствие невротизма. Или вы можете быть очень добросовестным, немного замкнутым, неприятным, невротичным и едва открытым. Вот что влечет за собой каждая черта.

Открытость

Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высоким уровнем открытости любят приключения. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девизом открытого человека могло бы быть: «Разнообразие — приправа к жизни».

Люди с низкой открытостью как раз наоборот: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегают новых впечатлений и, вероятно, не самые предприимчивые едоки.

Открытость может коррелировать с вербальным интеллектом и приобретением знаний на протяжении всей жизни, согласно исследованию 2021 года, проведенному Американской психологической ассоциацией . Люди с высоким уровнем открытости наслаждаются новизной и «предсказуемыми способностями к созданию юмора выше и выше интеллекта», пишет команда в своем исследовании.

Другими словами, они более забавны, чем просто умные люди.

Открытость описывает, насколько человек открыт новому опыту. (Изображение предоставлено: Getty Images/Ippei Naoi)

Добросовестность

Добросовестные люди организованы и обладают сильным чувством долга. Они надежны, дисциплинированы и ориентированы на достижения. Вы не найдете добросовестных людей, отправляющихся в кругосветное путешествие без маршрута; они планировщики.

Люди с низкой совестливостью более спонтанны и свободны. В крайнем случае они могут быть склонны к небрежности. Исследователи сообщили в 2019 году, что добросовестность — это полезная черта, поскольку она связана с достижениями в школе и на работе.в исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences .

Экстраверсия

Экстраверсия против интроверсии, пожалуй, самая узнаваемая черта личности Большой пятерки. Чем больше кто-то экстраверт, тем больше он похож на социальную бабочку. Экстраверты болтливы, общительны и черпают энергию из толпы. Они, как правило, напористы и веселы в своих социальных взаимодействиях.

Интровертам, напротив, нужно много времени наедине с собой. Интроверсию часто путают с застенчивостью, но это не одно и то же. Застенчивость подразумевает боязнь социальных взаимодействий или неспособность функционировать в обществе. Интроверты могут быть совершенно очаровательны на вечеринках — они просто предпочитают занятия в одиночку или в небольшой группе.

Приятие

Приятие измеряет степень теплоты и доброты человека. Чем приятнее человек, тем больше вероятность того, что он будет доверчивым, полезным и сострадательным. Неприятные люди холодны и подозрительны по отношению к другим, и они менее склонны к сотрудничеству.

Как вы понимаете, приятность имеет свои преимущества. В 25-летнем исследовании, опубликованном в журнале «Психология развития» в 2002 году, у покладистых детей было меньше поведенческих проблем, чем у детей с низким уровнем покладистости, а у покладистых взрослых было меньше депрессии и большая стабильность на работе, чем у взрослых с низким уровнем покладистости.

Но покладистость не всегда вознаграждается. В статье 2018 года в Harvard Business Review Мириам Генсовски, доцента экономического факультета Копенгагенского университета, говорится, что «более приятные мужчины, которые склонны быть дружелюбными и помогать другим, значительно меньший заработок, чем у менее приятных мужчин. Очень приятный мужчина (входит в 20% лучших) заработает примерно на 270 000 долларов меньше за всю жизнь, чем средний мужчина».

Исследование 2018 года, опубликованное в журнале «Психология персонала» , показало, что неприятные мужчины могут меньше заниматься дома, что позволяет им посвящать больше времени и энергии своей работе и, таким образом, становиться более чем приятными парнями.

Нейротизм

Чтобы понять невротизм, достаточно вспомнить Джорджа Костанцу из популярного ситкома «Сайнфелд». Джордж известен своими неврозами, в которых в сериале обвиняют его неблагополучных родителей. Он беспокоится обо всем, одержим микробами и болезнями и однажды увольняется с работы, потому что его беспокойство о том, что у него нет доступа к личной ванной комнате, слишком велико.

Люди с высоким невротизмом часто беспокоятся и легко впадают в тревогу и депрессию. Если все идет хорошо, невротики склонны находить поводы для беспокойства. Исследование 2021 года (откроется в новой вкладке) обнаружило отрицательную связь с невротизмом и доходами. Хотя, даже когда невротики с хорошей зарплатой получали прибавку, дополнительный доход на самом деле делал их менее счастливыми . Согласно статье, опубликованной в Clinical Psychological Science, поскольку люди с высоким уровнем невротизма склонны испытывать много негативных эмоций, невротизм играет роль в развитии эмоциональных расстройств.

Напротив, люди с низким уровнем невротизма, как правило, эмоционально стабильны и уравновешены.

Может ли измениться личность?

Когда-то считалось, что личность очень трудно изменить, но накапливаются доказательства того, что личность может измениться во взрослой жизни. В исследовании 2011 года люди, которые принимали псилоцибин, или галлюциногенные «волшебные грибы», после этого опыта становились более открытыми. Совсем недавно и в статье, опубликованной в Журнале психофармакологии в 2017 году, было обнаружено, что галлюциноген МДМА повышает открытость при терапевтическом использовании, что может быть полезно для лечения посттравматического стресса.

Псилоцибиновые грибы обладают галлюциногенными свойствами. (Изображение предоставлено Джахи Чиквендиу/The Washington Post через Getty Images)

И вам не обязательно отправляться в галлюциногенное путешествие, чтобы добиться реальных изменений. Исследование, опубликованное в журнале Psychological Bulletin за январь 2017 года, обобщило 207 опубликованных научных статей и показало, что личность может быть изменена с помощью терапии, сообщала ранее Live Science. «Для людей, которые хотят изменить своего супруга завтра, что многие люди хотят сделать, я не возлагаю на них особых надежд», — сказал исследователь Брент Робертс, социальный и личностный психолог из Университета Иллинойса. Тем не менее, продолжил он, «если вы готовы сосредоточиться на одном аспекте себя, и вы готовы заниматься этим систематически, теперь появляется повышенный оптимизм в отношении того, что вы можете повлиять на изменения в этой области».

Поскольку невротизм связан с проблемами психического здоровья, исследователи недавно заинтересовались попытками уменьшить невротизм с помощью терапии. Надежда исследования, опубликованного в Национальной медицинской библиотеке , заключается в том, что борьба с невротизмом предотвратит развитие таких расстройств, как депрессия.

Личность тоже меняется — медленно, но естественно — в течение жизни человека. Как сообщает Live Science, с возрастом люди становятся более экстравертными, менее невротичными, более покладистыми и более добросовестными.

Какой я тип личности?

Несмотря на то, что «большая пятерка» на сегодняшний день является наиболее подтвержденной исследованиями и научно обоснованными личностными чертами, существуют и другие схемы измерения личности. Они не всегда имеют тенденцию коррелировать с жизненными результатами, как это делает Большая пятерка, но люди находят их интересными, а иногда и полезными для размышлений о своих собственных качествах и целях. (Совет: если система утверждает, что описывает вашу личность на основе вашего знака зодиака, группы крови или факультета Хогвартса, это просто для удовольствия).

Одним из самых популярных является индикатор типа Майерс-Бриггс, который разбивает людей на 16 «типов» в зависимости от их уровня интроверсии или экстраверсии, их стиля сбора информации (чувствование для тех, кто придерживается голых фактов или интуиция для те, кто предпочитает находить закономерности), их предпочтения в принятии решений (мышление для тех, кто любит объективность и факты, или чувство для тех, кто предпочитает взвешивать личные интересы) и их терпимость к двусмысленности в отношениях с внешним миром (судя для тех, кто предпочитает уладить дела, восприятие для тех, кто открыт для новой информации).

Вероятнее всего, вы столкнетесь с версиями Майерс-Бриггс в Интернете или на рабочих встречах — они очень популярны в корпоративной Америке. Но исследование Майерс-Бриггс показало, что он не очень надежен (это означает, что люди получают разные ответы, если они проходят тест несколько раз) и что он не особенно валиден (это означает, что ответы людей не соответствуют их реальному поведению или работе). результаты очень хорошие), Live Science сообщила в 2019 году.

Еще один популярный тест личности — это индикатор типа эннеаграммы, который делит людей на девять типов личности с дополнительными типами «крыльев», которые охватывают другие черты, которые иногда могут проявляться люди. Тем не менее, за эннеаграммой не стоит много научной теории, и очень мало исследований, показывающих, что она действительна или надежна, согласно Inverse .

Наконец, вы, вероятно, столкнетесь с онлайн-тестом 16Personalities (откроется в новой вкладке). Этот тест основан на Майерс-Бриггс, но вместо того, чтобы идентифицировать людей по строкам из четырех букв, он делит людей на 16 удобных для социальных сетей категорий, таких как «дипломаты» и «исследователи».

Если вы хотите углубиться в инвентаризацию личности за пределами Большой пятерки, вам может повезти больше с инвентаризацией личности HEXACO (откроется в новой вкладке), которая стремится быть более актуальной на международном уровне, чем Большая пятерка. В исследованиях личности исследователи обнаружили, что за пределами Соединенных Штатов постоянно проявлялась шестая черта. Эта черта находится в диапазоне честность-смирение. Люди с высоким уровнем честности-смирения скромны, справедливы и искренни; люди, у которых низкая черта, как хвастливые, жадные и напыщенные. Инвентаризация HEXACO в остальном совпадает с Большой пятеркой, измеряя открытость, добросовестность, приятность, экстраверсию и эмоциональность (что похоже на невротизм).

Другим личностным опросником, основанным на научной теории, является личностный опросник Хогана (открывается в новой вкладке), который основан на Большой пятерке, но фокусируется конкретно на межличностных взаимодействиях. Этот опросник измеряет людей по таким качествам, как честолюбие, общительность, чувствительность и благоразумие.

Дополнительные ресурсы

  • Business Insider: Большая пятерка черт личности и их значение  
  • Национальная медицинская библиотека США: Долгосрочная стабильность в Большой пятерке черт личности во взрослом возрасте
  • Британская энциклопедия: исследования культуры и личности

Бен Биггс — увлеченный и опытный писатель в области науки и техники, автор опубликованных книг и редактор отмеченного наградами журнала How It Works. Он также много лет писал и редактировал материалы для изданий, посвященных технологиям и видеоиграм, позже стал редактором журнала All About Space, а затем журнала Real Crime.

10 вещей, которые нужно знать о психологии личности

Личность — это сочетание качеств, которые делают человека тем, кто он есть. Когда все основные характеристики человека складываются, мы можем увидеть его индивидуальную индивидуальность. У всех есть отличительные черты. Многие из нас также имеют некоторые общие характеристики. Эти качества или характеристики, о которых мы говорим, являются моделями того, как люди думают, чувствуют и ведут себя.

Психология личности — это попытка изучить сходства и различия между личностями людей. Когда эти паттерны и модели поведения анализируются, мы видим, что корни личности уходят корнями в нашу психологию. Довольно интересно, правда? Давайте исследуем глубже. Вот 10 вещей, которые нужно знать о психологии личности…


Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и, по сути, утверждает, что человеческий мозг состоит из трех структур:

  • ID
  • эго
  • суперэго.

Эти структуры создают нашу личность. Теория черт утверждает, что наша личность определяется пятью примечательными чертами: открытостью, добросовестностью, экстраверсией, покладистостью и невротизмом. Гуманистическая теория утверждает, что наша личность и черты являются личным выбором. Теория социального познания основывает черты и характеристики личности на социальных взаимодействиях и нашей среде.


Существует 4 теории личности.


Личности путаются. Есть много факторов, и ни один мозг не является одинаковым. Тем не менее, есть некоторые общие знаменатели, когда дело доходит до упрощения концепции. Эти общие знаменатели помогают нам понять личности и то, как они различаются. Существует четыре категории личности, и они включают:

  • психоаналитические взгляды
  • теория черт
  • гуманистические взгляды
  • теория социального познания.


Есть основные черты характера, которые есть у всех нас.


Хотя все люди разные, мы всего лишь люди в конце концов. Мы все во многом связаны. Черты характера — это один из способов, которыми мы все связаны. Есть основные черты личности, на которых мы можем основывать все человеческие личности. Например, дружелюбие, уверенность, позитивность, смелость. Мы находимся на скользящей шкале того, сколько из этих черт мы на самом деле идентифицируем. Некоторые относятся к одной категории больше, чем к другой, но все мы связаны этими основными характеристиками.


Когда мы развиваем личность?


Наша личность определяет, кто мы есть, но когда это происходит? С возрастом мы начинаем понимать, кто мы есть. Через модели поведения мы развиваем нашу личность в течение длительного периода времени. Хотя очень приятно думать, что у младенцев появляется личность сразу после рождения, это не обязательно то, что мы можем увидеть сразу. Окружающая среда, генетика, методы воспитания и социальные факторы — все это брошено в один котел и развивает личность человека. Исследования показали, что наиболее активная часть этого процесса происходит в возрасте от 20 до 40 лет. Активность начинает замедляться примерно в 50 лет.


Личность и природа против воспитания.

По многим темам психологии обсуждается теория природы и воспитания. Когда дело доходит до развития личности, спор между природой и воспитанием уже давно является спорным вопросом. Природа утверждает, что люди устроены определенным образом из-за нашей генеалогии и биологии. Воспитание утверждает, что люди устроены определенным образом из-за внешних факторов, которым мы подвергаемся после рождения. Например:

  • опыт
  • методы воспитания
  • путешествия и т. д. 


Хотя эксперты спорят с обеих сторон, возможно, на личности людей влияют оба этих фактора. Есть тема поведенческой генетики. Эксперты считают, что если мы на самом деле наследуем черты, эти типы черт могут различаться, но обычно они распознаются довольно рано.


Наш характер может меняться в зависимости от среды, в которой мы находимся. 


Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь на работе, не тот, кем вы являетесь, когда находитесь рядом с друзьями? Вы когда-нибудь чувствовали, что человек, которым вы являетесь, когда возвращаетесь домой со своими родителями, отличается от человека, которым вы являетесь, когда находитесь дома со своим партнером? Это потому, что многие из нас меняют то, как мы говорим и как мы действуем, в зависимости от нашего окружения. Пока мы остаемся собой в ядре, мы можем читать окружение и вносить некоторые изменения. Это может быть ради того, чтобы быть уместным, чтобы быть внимательным к чувствам других, из-за отсутствия уверенности или по любой другой причине.


10-13% людей в мире страдают расстройствами личности.

Расстройство личности, как и любое расстройство, представляет собой вариант норм и ожиданий. Люди, страдающие расстройствами личности, думают, чувствуют и ведут себя по-разному из-за психологических различий. Это может вызвать проблемы с человеческим взаимодействием, обучением и т. д. Большинство психологов считают, что существует 10 различных расстройств личности. Большинство группирует расстройства в три категории. К ним относятся:

  • подозрительный
  • эмоциональный и импульсивный
  • тревожный

Каждая категория различается по тяжести и симптомам.


Очень популярны личностные тесты.


Личностные тесты — это способ оценить личность человека на более глубоком уровне. Тесты обычно представляют собой длинную и подробную анкету. Тест личности можно использовать, чтобы просто помочь нам узнать больше о себе или посмотреть, в каких профессиях мы могли бы преуспеть. Его также можно использовать для помощи в клинической диагностике и помощи в определении метода терапии. Хотя мы часто думаем о своей личности и личности окружающих, личностные тесты позволяют нам копнуть глубже на научном уровне.


Черты характера могут быть связаны с успехом.

Есть определенные личности, которые выделяют людей из группы. Когда вы думаете о ком-то, кто очень успешен, как бы вы описали его личность? Многие могут ответить, что этот человек — лидер, трудолюбивый, интуитивный, со сложным мышлением и т. д. Заметив это, мы поймем, что успех — это то, на что мы психологически способны.


Черты характера могут играть роль в дружбе и общественной жизни.

Некоторые личности могут тянуться друг к другу, в то время как некоторые уже не могут быть разными. На среднем плане некоторые личности дополняют друг друга. Когда дело доходит до дружбы, люди могут тянуться к людям, на которых они больше всего похожи. Что касается людей, которые отличаются друг от друга, они могут узнать, что их разные личности на самом деле дополняют друг друга. Для некоторых людей они просто никогда не будут ладить друг с другом. Из-за этого личностные черты могут играть большую роль в нашей дружбе и в том, с кем мы себя окружаем.


Изучение и анализ психологии личности — это профессия.


Психология личности — популярная и хорошо известная форма психологии. Это изучение личностей и того, как они различаются среди людей. Люди, которые изучают и анализируют эту форму психологии, стремятся понять, как развиваются личности, а также как они влияют на то, как мы думаем и действуем. Психология личности полезна по многим причинам, но, пожалуй, самая популярная — это то, как она может изменить жизнь людей. Тот, кто является психологом в этой области, может анализировать, диагностировать и лечить людей, страдающих расстройствами личности.

Связанные статьи:

  • 20 Способности использовать психологию в повседневной жизни
  • 5 Установки карьеры для когнитивного психолога
  • 5 Примеры обучения мозга

4 типа личности

теория имеет долгую историю. Будь то работы Зигмунда Фрейда (в его работах по психоаналитической теории личности) до Карла Юнга и далее, понимание личности человека давно привлекало многих в области психологии и социальных наук.

Благодаря развитию технологий, но, что более важно, исследованиям с критическим анализом и мышлением, психологи определили четыре различных типа личности. A, B, C и D.

В этом руководстве мы рассмотрим эти различные типы личности, теории, лежащие в основе каждого из них, чтобы лучше понять их и то, как Thomas International может помочь вам использовать научно подтвержденную оценку инструменты для найма подходящих кандидатов и управления текущей рабочей силой с этими типами личности.

Теории типов личности

На протяжении многих лет вы, возможно, слышали о нескольких теориях и тестах личности. Что их всех объединяет, так это то, что все они пытаются понять, что мотивирует, контролирует и управляет этими людьми. Короче говоря, чем лучше мы формируем представление о разных личностях, тем лучше мы понимаем самих себя.

Хотя психологи, процитированные во введении, дали нам представление о различных типах личности, существует долгая история, которая лежит в основе самых последних классификаций, особенно когда речь идет о личности A, B, C, D.

История этих типов личности восходит к двум кардиологам, Фридману и Розенману, которые случайно обнаружили поведение типа А после того, как им понадобилась перетяжка стульев в зале ожидания гораздо раньше, чем предполагалось.

Обойщик заметил, что стулья изношены необычным образом: «В ваших пациентах есть что-то особенное, я никогда не видел, чтобы кто-нибудь так изнашивал стулья».

Кресла в залах ожидания врачей не имели такого износа, особенно края сидений и на подлокотниках. Хотя сначала врачи отклонили это замечание, всего пять лет спустя они начали официальное исследование.

Фридман и Розенман (1976) назвали это поведение типом личности А.

На самом базовом уровне исследовательский анализ показал, что личности типа А имеют гораздо более высокий уровень стресса и более высокий риск сердечных заболеваний и высокого кровяного давления, чем личности типа Б, которые, по-видимому, обладают противоположными качествами.

Теперь мы рассмотрим различные типы личности более подробно.

 

Четыре различных типа личности

Важно понимать, что всех можно разделить на категории на основе поведения и личностных качеств, которые они проявляют. Существует множество различных личностных тестов, которые можно пройти, но мы сосредоточимся на типах личности A, B, C и D. они не сгруппированы исключительно в одну категорию или тип. Это потому, что каждый будет демонстрировать более доминирующие черты личности одного из типов, но иметь элементы другого.

Эти типы личности можно использовать, помимо прочего, для понимания личности кандидата на работу. От выявления людей, которые с большей вероятностью будут лучшим командным игроком, до тех, у кого есть качества, необходимые для лидерства, менеджеры по найму могут использовать эти личностные тесты для создания команды с более сбалансированной средой и даже для улучшения удержания персонала.

Как уже говорилось, тесты являются индикаторами типа личности и не могут однозначно отнести вас к той или иной категории. В каждом типе категории будет больше доминирующих черт, но редко можно найти людей, которые просто соответствуют одному типу.

Теперь мы более подробно рассмотрим различные типы личности и выделим некоторые ключевые атрибуты для каждой буквы.

Личность типа А

Личность типа А – это активный тип. У них очень высокие стандарты, они чрезвычайно конкурентоспособны, любят ставить цели и любят достигать как можно большего.

Однако личность типа А будет бороться не столько тогда, когда что-то идет не так, сколько когда все идет хорошо. Даже если результат положительный или очень хороший, они хотят повторить это снова, потому что считают, что это можно сделать лучше.

Личность типа А также может быть известна как Директор.

Целеустремленные, готовые рисковать и хорошо переносить стресс, люди типа А проявят себя как невероятно прилежные и трудолюбивые сотрудники и лидеры. Иногда слишком усердно работать с трудоголическими наклонностями, оставаться как можно дольше, чтобы убедиться, что работа выполняется в соответствии со строгими стандартами, которых они придерживаются. Лучше оставить работать в одиночку, а не в команде, ограничение будет иметь серьезные негативные последствия.

Вы увидите много личностей типа А на руководящих должностях — или пытающихся их достичь — и даже на предпринимательских должностях.

Тип личности Б

Тип личности Б — спокойный. Это люди, которые, как правило, очень приземленные и миролюбивые в своем поведении.

Однако не думайте, что это кто-то очень спокойный. Наоборот, они любят быть среди людей и любят быть в центре внимания. Их потребность в вождении — нравиться практически всем. Быть одобренным или признанным является ключом к их индивидуальности.

Личность типа B также известна как Социалист.

Ориентация на отношения, общительность и энтузиазм, личность типа В будет тем, кто любит говорить о себе — не для того, чтобы хвастаться, а для того, чтобы нравиться. Быть хорошо подготовленным и хорошо осведомленным во многих вещах является для них движущим фактором. Однако любая форма публичного унижения разрушительна, поскольку рассматривается как нападение на человека в целом, а не только на отдельную ситуацию.

На работе они будут строителями отношений, теми, кто может создать лучшую рабочую среду с разными личностями и очень хорошо умеет превращать идеи в рабочие решения.

Личность типа C

Личность типа C является подробной. Они процветают в среде, где их вещи контролируются и стабильны.

Быть точным, рациональным и применять логику ко всему, что они делают, — вот где эта личность действительно проявляет себя. Требование логики над эмоциями является естественной доминирующей чертой. Не страдая от шумихи или драмы, на самом деле им это не нравится, потому что им нужны факты и данные.

Личность типа С также известна как Мыслитель.

Ориентированная на детали, логичная и подготовленная, эта осторожная, находчивая и думающая личность очень хороша в ситуации, когда все нужно проанализировать, прежде чем занять какую-либо позицию. Им нравится контролировать все, даже других, что может быть негативным аспектом этой личности. Наличие всех фактов под рукой делает их очень трудными людьми, чтобы сломить противоположные идеи или вопросы, поскольку они интерпретируют все с помощью информации, которая у них есть и которую они получают.

В рабочей среде они скрупулёзно обращаются с информацией и данными, которыми располагают. Вы часто будете видеть личности типа С на должностях в науке, медицине и юриспруденции.

 

Личность типа D

Личность типа D — экзистенциалистская. Они спокойны на поверхности и наслаждаются тем, что вещи остаются неизменными как можно дольше.

Трудолюбивые по своей природе, они любят людей, как тип B, но хотят знать, что они нужны для своей работы, а не только из-за того, кто они есть. Им требуется чувство безопасности, и они считают, что идти на риск или меняться на самом деле довольно опасно и нарушает жизненный баланс.

Личность типа D также известна как Сторонник.

Целеустремленная, стабильная и осторожная, эта очень организованная личность считается сторонником бизнеса. Сторонник в смысле помощи другим, проявления сострадания, вдумчивости и заботы. Им необходимо чувствовать себя частью команды, но в этой команде они могут выступать в качестве отцовской фигуры, помогая другим добиться успеха и никогда не отказываясь от задачи или дела.

В рабочей среде они очень хорошо справляются с повторяющимися задачами — на самом деле, им нравится это отсутствие разнообразия, потому что изменения могут вызвать стресс. Они также очень хорошо обращают внимание на детали, что делает их желательными кандидатами, которым требуется стабильность в их роли.

Как проверить 4 типа личности

Тест личности на рабочем месте — это простая оценка, в которой используются общепринятые психологические теории, помогающие получить всестороннее представление о соответствии человека той или иной роли. Это позволит рассмотреть такие вещи, как открытость к изменениям, то, как они справляются со стрессом, насколько они амбициозны и т. д.

Предоставляя работодателю подробные сведения о своих сотрудниках, они смогут определить, кто попадает в каждого из типов личности. У всех четырех типов личности есть сходства и общие черты, но только после дополнительной информации из теста личности станет ясно, какие пользователи относятся к каждому типу.

Томас предлагает комплексный личностный тест для измерения индивидуальных качеств и того, как они соотносятся с работой.

Как оценки Томаса измеряют личность на рабочем месте

Тест личности Томаса на рабочем месте может использоваться для оценки и понимания типа личности кандидата или сотрудника и более широкой личности.

Основанный на всемирно признанной и уважаемой психологической теории «Большой пятерки», Индикатор высокого потенциала (или HPTI), как мы его также называем, оценивает шесть основных качеств (сознательность, приспособление, любопытство, подход к риску, принятие двусмысленности и конкурентоспособность). чтобы помочь вам определить лучшего кандидата на роль и определить лидерский потенциал, повышая уверенность в вашем наборе.

Независимо от того, относитесь ли вы к типу А или к типу С, можно понять, что у всех нас разные способы взаимодействия с окружающей средой и людьми, с которыми мы работаем. Мы все представляем собой смесь разных типов личности, но с более доминирующими чертами одного над другим.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts