Психология коммуникация: Открытое образование — Психология коммуникации

Содержание

Читать онлайн «Психология коммуникаций», А. К. Болотова – Литрес

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения коммуникаций, такие как общение-диалог, затрудненное общение, временные аспекты социальных коммуникаций. Особый интерес представляют сведения о гендерных аспектах коммуникаций, а также подробное описание феноменологии самораскрытия в социальных коммуникациях, его особенности для коммуникатора и реципиента, а также позитивные и негативные последствия этого акта. Внимания заслуживает и глава об этике и правилах согласования коммуникативного взаимодействия, особенностях невербального поведения в межличностном общении.

Центральное место в монографии отведено психологическому содержанию эффективных коммуникаций: подробно описываются структура и технические компоненты коммуникативного процесса. Широко представлены различные подходы к описанию и пониманию дестабилизирующих факторов и трудностей в реализации социальных контактов, среди которых упоминаются феномены общественной среды и индивидуально-личностные факторы. Среди трудностей организации коммуникаций определенное место отводится сексизмам и харасменту, к сожалению, бытующим еще в определенных социальных стратах. Авторы не обошли вниманием и проблемы конфликтных ситуаций в социальных коммуникациях и их разрешения с помощью различных копинг-стратегий поведения.

Описание явлений и вскрытие механизмов и систем их порождения – задача увлекательная и нужная, но ее решением нельзя ограничиваться. Красной нитью через все наше повествование проходит идея о том, что вслед за описанием феноменов должен идти анализ факторов, их обусловливающих, а завершаться все должно созданием средств совершенствования и объективной оценкой эффективности этих средств. Этой проблематике посвящена важная практико-ориентированная глава «Коммуникативная компетентность и пути ее развития». Глава о способах развития коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения. Непрерывное обучение сегодня – условие адекватности сложившейся экономической политике, залог социальной успешности и профессионализма. Описанные в книге тренинги коммуникативных умений должны способствовать достижению максимально возможной результативности в развитии собственных возможностей, умений действовать эффективно в любых «жанрах» деловых и личных взаимоотношений.

Отдельная глава посвящена методам фасилитации больших групп, использующимся для обучения особым коммуникативным навыкам. Метод фасилитации еще недостаточно освоен в практике работы профессиональных психологов. Поэтому в нашей книге подробно представлены базовые техники и интервенции метода фасилитации, рассматриваются основные составляющие и модели этого процесса. Завершается эта часть монографии научным обоснованием проблем эффективности процесса фасилитации и развития профессионализма фасилитатора.

Данная книга – плод раздумий ее авторов над результатами собственных исследований и исследований, проводимых их коллегами на всем земном шаре, как на отечественной ниве, так и иноземных просторах. Это плод, созревший в пространстве коммуникаций, результат многочисленных контактов – как в пространстве официальных коммуникаций, так и в неформальной обстановке – с учителями, учениками, коллегами авторов и с представителями других профессий и иных социальных позиций. Книге о социальных коммуникациях суждено было родиться в коммуникативном пространстве. Среди людей, тем или иным способом повлиявших на содержание, стиль и направленность данной книги, есть такие, чей вклад настолько значителен, что мы не можем не упомянуть их имена. Как ни грустно, но многих из них уже нет с нами. В первую очередь это Владимир Петрович Зинченко, под чутким, ненавязчивым и тем не менее действенным руководством которого в разное время и в разных местах трудились создатели данного текста. Это и Лариса Андреевна Петровская, известный специалист в области теории и методологии социально-психологического тренинга, с которой авторов связывали не только общность профессиональных интересов, но и давние дружеские отношения.

Предлагаемый довольно обширный список литературы, по нашему мнению, поможет читателю разобраться в многочисленных направлениях и тенденциях изучения коммуникаций, как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. Кроме того, предоставленная библиография позволяет отследить историко-хронологический аспект изучения проблем коммуникации в современных гуманитарных науках.

Надеемся, что освоение коммуникативной проблематики будет полезно специалистам самого широкого профиля, поскольку коммуникативная компетентность – необходимый компонент деятельности профессионалов любого профиля, готовых эффективно взаимодействовать в социуме.

Глава 1. Коммуникации в контексте социального поведения

В современной социальной психологии принято различать межличностные коммуникации и процессы социальных коммуникаций. В содержательном плане межличностные коммуникации – это процессы намеренного или случайного, часто косвенного обмена сообщениями между различными партнерами или группами, а социальные коммуникации – это непосредственные взаимодействия небольшого числа коммуникаторов, которые имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. В определении социальных коммуникаций важны два момента.

 

1. Процесс обмена, обращенности друг к другу как признак непосредственного взаимодействия людей.

2. Сообщение, информация как предмет обмена, передачи субъективного опыта от одного объекта к другому.

Социальные коммуникации включают все уровни и виды межличностных отношений и взаимодействий: от интимно-личностных переживаний и передачи впечатлений в непосредственном общении до обмена познаниями, действиями, информацией на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В отличие от массовых коммуникаций, под которыми традиционно понимается процесс передачи многообразной информации в обширной, весьма разнородной и географически глобальной аудитории с обязательным использованием в качестве посредника технических средств и технологий масс медиа, в социальных коммуникациях этот процесс протекает иначе. Прежде всего социальные коммуникации не предполагают наличия некого посредника: ни физического лица, ни технического устройства. Социальная обусловленность и масштабность взаимодействия в социальных коммуникациях в количественном отношении значительно ограничены, отличаются непосредственностью контактов и осуществляются на межличностном субъект-субъектном уровне.

Отсюда социальные коммуникации – это все многообразие социальных контактов, которые сопровождают человека в течение его жизни, всего онтогенеза, удовлетворяя специфические социогенные потребности человека. К ним относим потребность в безопасности, потребность в принадлежности и потребность в успехе и достижении. Эти потребности удовлетворяются прежде всего через общение с другим, включая интимно-личностное, а также межличностные отношения и взаимодействия, в том числе межнациональные и межкультурные отношения между людьми.

В социальных коммуникациях значимы степень личностной вовлеченности и способы организации социального поведения. На этом основании условно можно выделить три уровня межличностных взаимодействий: социально-ролевой, деловой и интимно-личностный. На социально-ролевом уровне реализуются нормы и требования, принятые в данной социальной среде и ее социальных институтах. Деловой уровень предполагает реализацию межличностных взаимодействий в интересах эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне ведущим мотивом межличностных отношений выступает достижение психологической близости, интимности, эмпатии, понимания и принятия другого.

Социальные коммуникации можно рассматривать и как процесс конструирования, формирования межличностного пространства – «форматирования» общения [Доценко, 2003]. Имеется в виду создание совместного семантического пространства взаимодействия: выработка совместных приемов и правил взаимодействия; уточнение собственных намерений или изменение условий взаимодействия. Среди процедур форматирования выделяется прежде всего поиск соответствующего данной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения.

В качестве возможных путей организации межличностного взаимодействия Э.  Берн предложил рассматривать шесть форм социального поведения и структурирования времени: 1) замкнутость и уход от общения; 2) ритуалы, позволяющие проводить время совместно, но не сближаясь; 3) времяпрепровождение (структурирование времени) как социальный отбор для новых и полезных знакомств; 4) социальные контакты как игры, где каждая сторона пытается получить вознаграждение; 5) близость как свободное от игр общение, исключающее извлечение выгоды; 6) совместная деятельность как межличностное взаимодействие [Берн, 1988].

Именно межличностные отношения и общение индивидов, выполняющих совместную деятельность, составляют социальные коммуникации. Таким образом, факт связи в межличностных взаимодействиях, общении и социальных коммуникациях как специфической формы совместной деятельности людей не вызывает сомнений, хотя характер этой связи понимается психологами по-разному.

Отечественный ученый М. Каган считал, что коммуникативная деятельность, или социальные коммуникации в широком смысле, является одним из четырех основных видов деятельности – игровой, учебной, профессиональной или собственно коммуникативной. А. Мудрик из всего многообразия социальных коммуникаций с точки зрения педагогики выделяет свободное общение как особый вид деятельности. А. Леонтьев относит общение к видам деятельности, но деятельности несамостоятельной. Б. Ломов определяет общение как «взаимодействие субъектов». Г. Андреева предложила более широкое понимание связи деятельности и общения, согласно которому общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Если проанализировать все множество точек зрения на проблему взаимосвязи общения, межличностных отношений и деятельности, то придется признать факт единства общения и деятельности и рассматривать межличностные взаимодействия как сторону совместной деятельности.

В социокультурном аспекте социальные коммуникации можно рассматривать как непосредственное межличностное взаимодействие субъектов, результатом которого в социально-психологическом плане является взаимопереживание, взаимовлияние и взаимопонимание субъектов, различных по своему социальному статусу, национальной и государственной принадлежности, возрасту, уровню образования или занимаемому общественному положению.

Социальные коммуникации можно назвать частью более широкой области человеческой коммуникации – массовых коммуникаций, которые являются одним из объектов изучения социальной психологии. Несмотря на обозначенную смысловую разницу, эти понятия часто употребляются как синонимы.

Тем не менее социальные коммуникации как процесс непосредственного взаимодействия субъектов общения можно считать основанием пирамиды, где сходятся, откуда проистекают основные цели и функции коммуникативной активности человека, а массовые коммуникации – ее вершиной, где осуществляется коммуникативная деятельность социальных структур разного масштаба с учетом использования медиатехнологий и их технической оснащенности. С этой точки зрения социальные коммуникации выступают средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека – социогенной, т. е. потребности в другом. Именно социогенные потребности относят к числу важнейших личностных потребностей: в безопасности, принадлежности, притязании на признание, успех и достижения.

Как отмечает Г. Андреева, «ориентация в окружающем мире, естественно, всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться в новом, сложном мире можно, только умея более или менее адекватно интерпретировать наблюдаемые факты» [Андреева, 2000, с. 6]. Поэтому она считает важным описать и объяснить те особенности, которые свойственны человеку в постижении многообразия его отношений с другими людьми, социальными институтами, сложной мозаики социальных явлений. Отчасти эта задача успешно решается психологией социального познания, где известными стали такие имена, как С. Фиске и Ш. Тейлор, А. Тешфил и С. Московиси, Ф. Серафик и В. Деннон. В отечественной психологии проблемы социального познания наиболее полно нашли отражение в книге Г. Андреевой «Психология социального познания» [2000], которая помогает выявить психологические и социальные факторы, делающие адаптацию человека в современном мире успешной или неуспешной, показывает процесс конструирования социального мира человеком на разных этапах социализации.

В последние десятилетия число и разнообразие коммуникационных теорий значительно выросли. Одни теории пытаются объяснить функционирование коммуникационных систем в целом и их влияние на общество, другие трактуют использование и роль коммуникаций более узко, на уровне индивида.

Одна из теорий социальных коммуникаций базируется на социальном конструировании реальности, проистекает из феноменологической социологии А. Шютца. Она утверждает, что для индивидов опыт реальности – это осуществляемый ими непрерывный процесс социального конструирования. Теория социального конструирования предполагает активную аудиторию индивидов, т. е. обмен информацией, знаниями в социальных коммуникациях связан с активным обрабатыванием, переделыванием и запоминанием, особенно того, что соответствует их потребностям, уровню культуры и имеющемуся запасу социальных знаний. Одна из важных форм имеющихся социальных знаний – типификации. Типификации позволяют быстро классифицировать объекты и действия и на основе этого строить свои действия.

Другая теория исходит из того, что имеющийся у людей запас знаний о социальных ролях или ситуациях ничем не ограничен и человек волен его постоянно пополнять. Автор этой теории Э. Гоффман утверждал, что по мере продвижения общества в пространстве и во времени изменяются и типификации ситуаций. Опыт мира все время в движении, люди переходят из одного реального мира в другой, и каждый раз представления о реальности и ожидания кардинально меняются. Комплекс специфических ожиданий в оценке социальной ситуации в данный момент Гоффман назвал фреймом. На серьезные поступки способны только люди, усвоившие определенный набор фреймов. Переход от одного набора фреймов к другому является, по Гоффману, сдвигом вверх или вниз. Повседневные коммуникации и состоят из бесчисленных сдвигов во фреймах в ответ на социальные стимулы, идущие от других людей [Гоффман, 1984].

Среди теорий социальных коммуникаций определенное место занимает теория эффектов коммуникации. Исследования показали, что первичные эффекты коммуникации наблюдаются прежде всего при изучении аудитории, т.  е. межличностных взаимодействий. В 1930-х годах в рамках школы П. Лазарсфельда были проведены первые исследования аудитории и разработана типология эффектов – выявлены эффекты немедленные, краткосрочные, долгосрочные и институциональные. Обобщая эмпирические данные, Лазарсфельд пришел к выводу, что в ходе избирательной кампании первичный выбор основывается на межличностных контактах: в основном выборщики прислушиваются к людям, которые отслеживают информацию, владеют дополнительными знаниями и четко формулируют свои взгляды. Лазарсфельд называл таких людей лидерами мнения. Он утверждал, что лидеры мнения влияют на людей через социальные коммуникации, и их влияние распространяется, скорее, в горизонтальном направлении, чем в вертикальном. Лидеры мнения чаще влияют на людей, подобных им, а не на тех, кто стоит выше или ниже на общественной лестнице.

Таким образом, через непосредственные социальные коммуникации людей выявляются лидеры в области моды, покупок, общественного мнения. Лидеры мнения имеются практически в любой сфере повседневной жизни. В дальнейших исследованиях эта теория получила название теории ограниченных эффектов, поскольку медиапосредники играют все меньшую роль в жизни людей и всего общества. Власть медиа оказалась не столь велика, как представлялось ранее. Люди пользуются разными способами, чтобы ускользнуть от нее, причем в каждой социальной группе находятся свои лидеры, которые формируют общественное мнение, выступая фильтрами в социальных коммуникациях.

В связи с этим встает проблема эффективности социального познания, которое происходит через активизацию социальных связей и отношений с другими людьми, т. е. через социальные коммуникации. Важно выявить основные функции социальных коммуникаций, виды и средства воздействия, а также механизмы взаимопонимания, разъяснить этику и правила эффективных коммуникаций, роль обратной связи и коммуникативных умений.

5.3.1. Общая психология (Проблемы общения и коммуникации)

5.3.1. Общая психология (Проблемы общения и коммуникации)
Подразделение
«Общая психология, психология личности, история психологии», Институт иностранных языков

Форма обучения

Очная

О профессии

На сегодняшний день профессия психолога является одной из самых популярных, бурно развивающихся и перспективных. Работа психолога – это взаимоотношение со многими людьми: умение выслушать, понять, помочь в различных ситуациях. Помощь психолога в современном обществе становится все более востребованной, а сама специальность – более престижной и высокооплачиваемой. Многие люди считают целесообразным обратиться в кризисной ситуации именно к квалифицированному специалисту. Быть профессионалом в данной области могут далеко не все, так как психолог – знаток души человека. Очень важна безграничная любовь и уважение к людям, умение понимать характер каждой, даже самой неординарной личности. Высококвалифицированный психолог не учитель и не советчик, но отличный помощник в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Его задача – научить клиента справляться с любыми проблемами, быть устойчивым к различным стрессам, которым он часто подвергается в современном обществе. Но главная задача психолога – сделать всё возможное, чтобы человек поверил в себя, воспринимал жизнь в ярких красках, достигал успеха во всех начинаниях.

Завершающим этапом окончания аспирантуры по данному профилю является сдача кандидатских экзаменов и успешная защита диссертации на соискание степени кандидата психологических наук.

Карьера и трудоустройство

Выпускники программы аспирантуры «Общая психология (Проблемы общения и коммуникации)» широко востребованы на рынке труда. Они ведут свою профессиональную деятельность не только в высших учебных заведениях в качестве психологов, педагогов, лекторов, организаторов, руководителей, но и в органах муниципального и государственного управления, в отечественных и зарубежных компаниях, в сфере гостиничного бизнеса и туризма, в банковской сфере, в посольствах и дипломатических миссиях и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности, так как всюду, где обучаются, работают, отдыхают и взаимодействуют друг с другом люди, необходим специалист, способный профессионально с психологической точки зрения организовывать и регулировать межличностные отношения, разрешать стрессовые и конфликтные ситуации, создавать комфортную атмосферу.

Общество с каждым днем все острее ощущает необходимость психологической поддержки и поэтому профессиональный психолог будет востребован всегда.

Образовательный процесс

Образовательная программа предусматривает формирование набора универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что достигается путем изучения следующих дисциплин: «Общая психология (Проблемы общения и коммуникации)», «Методология научных исследований», «История и философия науки», «Педагогика высшей школы», «Иностранный язык», «Информационные базы данных для научных исследований и публикационной деятельности». Аспиранты активно привлекаются к выполнению исследований в рамках реализации научных проектов, финансируемых как российскими, так и зарубежными научными фондами.

Практика

Программа педагогической практики предусматривает изучение аспирантами основ педагогической, учебно-методической и воспитательной работы в высших учебных заведениях, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий, приобретение опыта педагогической работы в условиях высшей школы.

Остались вопросы?

Мы ответим на любой ваш вопрос по обучению, просто напишите!

Задать вопрос

РУДН на связи

Приёмная комиссия

+7 (495) 787-38-27 [email protected] ВКонтакте Telegram

Консультации по приёму

Ул. Миклухо-маклая д.6 2 этаж. Смотреть карту приёма

Пн — пт с 9:00 до 18:00


Юридическая консультация

Ул. Миклухо-маклая д.6, каб. 316

Пн-птн с 9:00 до 18:00

[email protected]

Чат поддержки

Полезные ссылки

Навыки общения в консультировании и терапии: 17 техник

Положительные результаты терапии и консультирования зависят от прочности отношений между специалистом в области психического здоровья и клиентом.

Такие связи строятся на эффективной коммуникации: что мы выражаем и как мы это выражаем (Wachtel, 2011).

Установление эмпатии с клиентами требует высокой степени понимания и сильного чувства общего понимания (Norcross, 2011).

К счастью, общение — это навык, который можно контролировать и улучшать с помощью осведомленности, обучения и практики.

В этой статье рассматривается важность общения в терапии и консультировании, рассказывается о некоторых жизненно важных навыках и методах, а также предоставляется набор рабочих листов для улучшения общения как на сеансах, так и вне их.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и установить более тесные связи с другими людьми.

Эта статья содержит:

  • Общение в терапии и консультировании
  • Почему общение важно в терапии?
  • 5 навыков эффективных терапевтов и консультантов
  • 17 коммуникативных техник для ваших сессий
  • Взгляд на невербальное общение в консультировании
  • 6 рабочих листов и упражнений для улучшения коммуникации
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Общение в терапии и консультировании

Целевая группа, созданная Американской психологической ассоциацией, провела обзор исследований, посвященных тому, что делает терапевтические отношения наиболее успешными. Основываясь на 16 метаанализах, они сочли жизненно важными следующее (Angelis, 2019):

  • Согласование целей терапии
  • Получение отзывов клиентов
  • Устранение разрывов (сбоев в терапевтическом альянсе)

Поскольку терапевтические отношения так же важны, как и метод лечения, общение и сотрудничество становятся все более ценными для общих результатов терапии и консультирования (Angelis, 2019).).

Wachtel (2011, стр. ix) подчеркивает важность общения в терапевтической технике и необходимость «перейти от понимания пациента или клиента к выражению этого понимания словами».

Общение может различаться в зависимости от ситуации и подхода, но оно остается центральным как для лечения разговорами, так и для поведенческих вмешательств. В результате как опытные специалисты, так и новички в консультировании или терапии получат пользу, если сосредоточатся на том, что они говорят и как они это говорят (Wachtel, 2011).

Составление эффективных терапевтических комментариев и достижение более полного понимания сказанного — это навыки, которые зависят от осознания, хорошей техники и практики.

Общение может быть тонким и многоуровневым; открытое сообщение

часто передает вторичное метасообщение . Хотя мы можем не осознавать последнее, оно обладает значительным потенциалом влиять на терапевтическую трансформацию — и на неудачу. Имея это в виду, специалисты в области психического здоровья должны заботиться о что  говорят они и клиент и как они это говорят (Wachtel, 2011).

Почему общение важно в терапии?

Слова и фразы, которые мы выбираем с клиентами в терапии, выражают чувства, которые мы хотим передать, и поэтому имеют большое значение.

Они способны существенно повлиять на терапевтический союз и результат (Wachtel, 2011).

Наши коммуникации — это больше, чем просто вмешательство; они формируют «климат отношений и настроение союза» (Wachtel, 2011, стр. 3). Даже незначительные изменения в стиле и содержании общения могут изменить восприятие клиентом отношений, их прогресс, то, как они видят себя, и их потенциал для изменений.

Помимо пристального внимания и понимания своего клиента, очень важно, чтобы терапевты обдумывали то, что они говорят, на основе полученного понимания. Терапевты должны использовать хорошие коммуникативные навыки, чтобы эффективно и эмпатически излагать свои наблюдения словами, позволяя клиенту интегрировать новые знания в расширенное самоощущение, не чувствуя стыда (Wachtel, 2011).

5 Навыки эффективных терапевтов и консультантов

Существует по крайней мере пять основных коммуникативных навыков для использования в консультировании и терапии, включая следующие (Nelson-Jones, 2005).

Навыки вербального общения

Сообщения, отправленные с использованием слов, таких как «Я понимаю. Пожалуйста, расскажи мне больше».

Обученные и чуткие специалисты по слушанию должны учитывать:

  • Язык слишком формальный или неформальный?
  • Каковы содержание и направленность сказанного?
  • Сколько сказано? Обычно клиент говорит больше, чем профессионал.
  • Кому принадлежит речь? Местоимение «вы» следует использовать осторожно; это может предложить суждение.

Навыки голосового общения

То, как мы говорим, может означать, что мы на самом деле думаем и что мы на самом деле чувствуем.

На голосовые сообщения влияет громкость говорящего:

  • Громкость
  • Артикуляция
  • Шаг
  • Акцент
  • Скорость речи

Каждый фактор необходимо учитывать, подгонять под ситуацию и тему и модифицировать, чтобы внести разнообразие в разговор.

Навыки телесного общения

Иногда мы забываем учитывать все свое тело, когда общаемся, однако это может существенно повлиять на общение, добавляя или отвлекая от того, что мы говорим.

Навыки сенсорного общения

Когда это уместно, нежное прикосновение к руке или плечу может сообщать столько же информации, сколько и другие коммуникативные навыки, и работать вместе с ними.

Однако физический контакт может привести к фамильярности или неуместному интересу, и его следует тщательно обдумывать.

Навыки общения

Общение не всегда происходит лицом к лицу. Напоминания могут быть отправлены перед сеансом или в качестве продолжения, включая домашнее задание, например дополнительное чтение или упражнения.

Границы общения необходимы для того, чтобы общение оставалось профессиональным и осуществлялось с использованием согласованных методов.

17 Техники общения для ваших сеансов

Поиск понимания в терапии и консультировании жизненно важен, но также важно помогать клиентам распознавать возможности в своей жизни и заменять жизненные модели, которые были источником проблем (Wachtel, 2011).

Следующие методы общения одинаково полезны в терапии и консультировании, улучшая общее общение.

Устранение разрывов

Многие факторы могут привести к разрыву союза между специалистом в области психического здоровья и клиентом, включая непонимание, недоверие и разногласия по поводу целей лечения (Angelis, 2019).

Хорошая коммуникация и связанные с ней методы могут исправить разрывы и привести к лучшим результатам (Saffran et al., 2011).

  • Изложите терапевтическое обоснование в начале лечения, а затем повторяйте его на протяжении всего лечения.
  • Реагируйте на разногласия, изменяя поведение на что-то более значимое для клиента; например, используйте проверку, а не вызов.
  • Заранее проясняйте недоразумения. Когда кажется, что клиент уходит, исследуйте, что происходит, и признайте его чувства.
  • Изучение тем, связанных с разрывом, может помочь выявить более общие проблемы, вопросы и опасения.
  • Разрывы связи в альянсе с другими сферами жизни клиента. Например, опасения по поводу отсутствия контроля во время лечения могут существовать и в других областях жизни.

Обратная связь

Общение может успешно укрепить отношения в терапии и консультировании путем сбора отзывов от клиента и включения их в лечение. Принятие к сведению отзывов, вероятно, улучшит терапевтические результаты и уменьшит отсев клиентов (Angelis, 2019).

Несколько вмешательств могут усилить обратную связь на сеансах и улучшить общение, в том числе (Lambert & Shimokawa, 2011):

  • Запрос и предоставление отзывов о терапевтических отношениях
  • Обсуждение общего опыта
  • Повышение эмпатического участия
  • Больше положительных отзывов
  • Открытое обсуждение готовности к изменениям с клиентом
  • Обсуждение последствий изменения и неизменения

Эмпатия

При общении с клиентом проявление эмпатии укрепляет терапевтический альянс и способствует открытости клиента (Elliott et al., 2011; Angelis, 2019).

Как важный элемент эмоционального интеллекта, эмпатия способствует изменениям и является жизненно важным аспектом терапии и консультирования.

Способность и способность понимать и разделять чувства клиента можно поощрять с помощью нескольких методов, включая (Elliott et al., 2011):

  • Говорить в более медленном темпе с периодическими проверками
  • Активно слушать клиента и отражать его мнение
  • Внимательно следить за движущимся фокусом разговора по мере развития терапии
  • Использование эмпатических утверждений, например: «Да, должно быть тяжело, когда тебя тянут во все стороны»
  • Индивидуализация ответов клиентам, чтобы они были релевантными и личными
  • Использование выразительного языка для оживления опыта клиентов

Эмпатические реакции и использование молчания – Келли Эллисон


Взгляд на невербальное общение в консультировании

«Невербальное поведение существует на границе между природой и культурой» (Римондини, 2011, стр. 110). Его функция в общении заключается в создании смысла (Eaves & Leathers, 2018).

Невербальные факторы дополняют вербальное общение, повышая его точность и эффективность. Чувства и эмоции часто более полно и точно раскрываются невербально (Eaves & Leathers, 2018).

«Говоря и слушая, консультанты, стажеры и клиенты раскрывают себя через то, как они создают свое телесное общение» (Нельсон-Джонс, 2005, стр. 22).

Факторы невербальной коммуникации, которые следует учитывать, включают:

  • Взгляд — полезен для координации речи и сбора отзывов.
  • Зрительный контакт — крайне важен для проявления интереса и сочувствия.
  • Выражение лица — мы выражаем шок, отвращение или понимание?
  • Поза — поворот тела к говорящему показывает заинтересованность и вовлеченность.
  • Жесты — используются для оформления или иллюстрации сказанного или услышанного.
  • Физическая близость — слишком близко, и это может быть неловко; слишком далеко, и может ощущаться отсутствие связи.
  • Одежда и уход за собой – важно выглядеть как профессионал, но не менее важна и возможность общаться, особенно с молодым человеком или группой.

6 Рабочие листы и упражнения для улучшения общения

Как и в случае любого другого навыка, размышление и практика являются ценными инструментами для улучшения общения в терапии и консультировании.

Следующие рабочие листы посвящены различным аспектам общения, повышению осведомленности и улучшению практического использования.

Отработка навыков вербального общения для терапевтов и консультантов

Создание безопасной среды для отработки коммуникативных навыков полезно как для терапевтов и консультантов, начинающих свою профессию, так и для более опытных, желающих отточить свои навыки.

Используйте рабочий лист «Отработка навыков вербального общения» в группе, чтобы попрактиковаться в вербальном общении и подумать о навыках, которые вы могли бы улучшить.

Оценка навыков устной речи

Часто мы либо не осознаем свои вербальные навыки, либо не задумываемся о них.

Используйте рабочий лист «Оценка навыков голосового общения» как для самооценки, так и для получения отзывов от других о ключевых факторах голосового общения.

Подумайте, что прошло хорошо, а что не очень, и что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз.

Активное слушание в терапии и консультировании

Мы слушаем наиболее эффективно и лучше понимаем, когда активно слушаем то, что нам говорят.

Используйте следующие вопросы в рабочем листе «Активное слушание во время сеанса», чтобы поразмыслить о недавнем сеансе с клиентом и жизненно важных факторах активного слушания.

  • Использовали ли вы открытые вопросы?
  • Вы были внимательны?
  • Вы искали разъяснений?
  • Вы резюмировали сказанное?
  • Наблюдали ли вы за невербальным и вербальным общением?
  • Использовали ли вы отражение (повторение того, что вы поняли для подтверждения)?
  • Поразмышляйте над ответами, которые вы дали на каждый вопрос, и подумайте, что вы могли бы улучшить или добавить больше внимания в будущем.

Присутствие для общения при терапии и консультировании

Осведомленность и присутствие жизненно важны для эффективного общения как при консультировании, так и при терапии (Westland, 2015).

Используйте подсказки в рабочем листе «Присутствие», чтобы повысить осведомленность о том, что происходит внутри вашего разума, тела и окружающей среды.

  • Опишите свое субъективное осознание в то время. Какие физические ощущения вы испытывали (например, напряжение, покалывание, давление)?
  • Опишите свое внешнее осознание в то время. Что вы чувствовали в окружающей среде (например, шумы, запахи, прикосновения, вкусы)?
  • Опишите свое осведомленность о фантазии в то время. Какие психические процессы вывели вас из настоящего момента в планирование, объяснение и размышление?

Размышление над каждым ответом поможет вам лучше понять и осознать свой внутренний и внешний мир, а также улучшить ваше общение и понимание клиента.

Недостаточная и чрезмерная вовлеченность в общение в терапии и консультировании

Два типа реакции в терапии могут существенно повлиять на общение и даже навредить ему: недостаточная вовлеченность и чрезмерное вовлечение. «Недостаточно вовлеченный психотерапевт отчужден, хладнокровен и недостаточно отзывчив. Чрезмерно вовлеченный психотерапевт потерял связь с границами и погрузился в мир клиента» (Westland, 2015, стр. 95).

Используйте рабочий лист «Недостаточная и чрезмерная вовлеченность в общение», чтобы лучше понять, что может означать слишком много или слишком мало взаимодействия с клиентом.

Рассмотрим каждую из следующих реакций:

  • Нейтральный — остается присутствующим без какой-либо конкретной реакции или взаимодействия.
  • Чрезмерная вовлеченность – чрезмерное вовлечение себя в работу с клиентом; чувствуя полную и эмоциональную вовлеченность во все, что они говорят.
  • Недостаточно вовлеченный – отстранение от того, чем делится клиент; физически и мысленно дистанцироваться от того, чем делится клиент; глядя в окно или думая о недавнем событии.

Типы речи при общении в терапии и консультировании

В зависимости от своей личности, лечения и того, что обсуждается, клиент может использовать один или несколько стилей разговора во время сеанса (Westland, 2015).

Используйте рабочий лист «Типы речи», чтобы стать более осведомленным во время консультирования, определяя и размышляя о различных стилях, используемых клиентом, и обдумывая, что они могут означать.

Вспомните недавний сеанс с клиентом и рассмотрите следующее:

  • Разговаривал ли клиент в какой-либо момент монотонно – одна нота?
  • Говорил ли клиент в любой точке по горизонтали, означая, что его слова были монотонными и, казалось, заполняли пространство?
  • Говорил ли клиент соблазнительно и увлекательно ?
  • Говорил ли клиент дружелюбно, но кругообразно, так и не дойдя до сути ?
  • Клиент говорил как сбежавший поезд ?

Ресурсы сайта PositivePsychology.

com

Хорошая коммуникация необходима для процесса и результата терапии и консультирования, и у нас есть много ресурсов, которые могут помочь.

Почему бы не загрузить наши руководства по позитивной психологии или наше руководство «Как стать терапевтом», чтобы получить массу информации о навыках, практиках и обучении, которые помогут вам преуспеть в карьере консультанта или терапевта?

Другие бесплатные ресурсы включают в себя:

  • Невербальная игра для определения настроения
    Увлекательное занятие, позволяющее детям и взрослым использовать и определять невербальное общение.
  • Сопоставление невербального и вербального общения
    Набор вопросов для изучения общения и отношения во время недавнего взаимодействия или сеанса.
  • Интерпретация языка тела
    Практический рабочий лист, помогающий взрослым и детям лучше познакомиться с языком тела и его влиянием на общение.
  • Компетентность в общении с телом с использованием SOLER
    Используйте эти полезные вопросы, чтобы поразмышлять о своем собственном языке тела и языке тела других людей, используя аббревиатуру SOLER.

Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:

  • Слушать, не пытаясь решить

Этот ценный инструмент помогает слушать, не пытаясь решить проблему.

Во время этого группового упражнения участники объединяются в пары для изучения двух разных сценариев:

    • Поделиться проблемой во время прослушивания
    • Сообщить о проблеме, когда вам предлагают советы и решения

По очереди каждый член пары решает, какой способ прослушивания более выгоден.

  • Внимательное и бездумное слушание

Внимательность поощряет ежеминутное осознание сообщения говорящего, а не отвлечение.

Объединившись с партнером, каждый человек берет на себя роль как говорящего, так и слушателя и применяет осознанное и бездумное слушание.

Опыт оценивается с помощью ряда вопросов, в том числе:

Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим внимательное слушание?
Каково это быть рассказчиком/слушателем, использующим бездумное слушание?

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Важная информация

Хотя эффективное общение необходимо во всех аспектах нашей жизни, оно особенно ценно в терапии и консультировании, влияя на лечебный союз и результат.

Прямое, четкое и позитивное общение может помочь подтвердить цели лечения, поощрять и обеспечивать обратную связь, а также устранять сбои в общем процессе.

Размышление над вербальной и невербальной коммуникацией может помочь нам устранить недопонимание, проясняя потребности и смысл действий клиентов, а также определяя изменения, которые они хотят внести, и цели, которые они хотят поставить.

Независимо от того, являетесь ли вы новичком в этой области или имеете многолетний опыт, важно выкроить время в своем напряженном графике, чтобы обдумать то, что вы говорите и как вы это говорите . Если рассматривать навыки общения как ремесло, их можно изучить и улучшить с помощью знаний и практики, чтобы улучшить опыт лечения клиента.

Почему бы не просмотреть статью и не попробовать некоторые рабочие листы для общения? Подумайте, что можно улучшить в вашем подходе и стиле, и как вы можете еще больше улучшить свои навыки, чтобы улучшить терапевтический процесс и результаты.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).

  • Анджелис, Т. (2019). Улучшение отношений с пациентами приводит к лучшим результатам. Монитор по психологии , 50 (10), 38.
  • Ивз, М. Х., и Лезерс, Д. Г. (2018). Успешная невербальная коммуникация: принципы и применение . Рутледж
  • Эллиотт, Р., Бохарт, А.С., Уотсон, Дж.К., и Гринберг, Л. (2011). Сочувствие. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 132–152). Издательство Оксфордского университета.
  • Ламберт, М.Дж., и Симокава, К. (2011). Сбор отзывов клиентов. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 203–223). Издательство Оксфордского университета.
  • Нельсон-Джонс, Р. (2005). Практические навыки консультирования и помощи . Мудрец.
  • Norcross, JC (ред.). (2011). Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам . Издательство Оксфордского университета.
  • Римондини, М. (2011). Общение в когнитивно-поведенческой терапии . Спрингер.
  • Сафран, Дж. Д., Муран, К., и Юбэнкс-Чартер, К. (2011). Устранение разрывов альянса. В JC Norcross (Ed.), Психотерапевтические отношения, которые работают: вклад терапевта и отзывчивость к пациентам (стр. 224–238). Издательство Оксфордского университета.
  • Wachtel, PL (2011). Терапевтическое общение: знать, что сказать, когда . Гилфорд Пресс.
  • Вестленд, Г. (2015). Вербальная и невербальная коммуникация в психотерапии . В.В. Нортон и компания.

Как сделать общение более эффективным с помощью когнитивной психологии

Общение между людьми существует столько же, сколько и они. Оно принимало разные формы, поскольку люди по-разному выражали свои идеи и мысли на протяжении всей истории. На сегодняшний день наиболее популярными формами общения являются устная и письменная коммуникация.

Несмотря на то, что мы усовершенствовали использование языка и научились выражать себя, используя эту сложную многоуровневую систему слов и языковых структур, мы все еще можем сделать наше общение еще лучше. Когнитивная психология — одна из областей исследования, которая может быть применена к общению. Давайте посмотрим, как когнитивная психология может улучшить общение и сделать его более привлекательным.

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология  «раздел психологии, который исследует работу психических процессов, связанных с восприятием, вниманием, мышлением, языком и памятью, в основном на основе выводов из поведения»,  согласно определению Американской психологической ассоциации.

Это означает, что когнитивная психология изучает так, как мы:

  • Думай
  • Воспринимать
  • Запомни
  • Понять

Поэтому неудивительно, что мы можем использовать когнитивную психологию, чтобы улучшить наше общение и извлечь из него максимальную пользу.

Давайте подробнее рассмотрим, как когнитивная психология может сделать общение более эффективным.

Первые впечатления

Когда мы встречаем кого-то впервые, мы склонны делать «суждение по первому впечатлению» об этом человеке. Мы анализируем то немногое, что знаем о них, и каким-то образом формируем мнение, которое, как правило, сохраняется надолго.

То же самое происходит и в общении.

Выражая свои идеи, делясь своими мыслями или убеждая кого-то в чем-то, человек, который слушает, вероятно, запомнит информацию, которую вы поместили в начале.

Вы можете использовать этот принцип, чтобы сделать вашу презентацию, выступления или интервью более успешными:

  • Откройте самую важную информацию.
  • Поделитесь своим мнением в начале, а затем объясните его.
  • В конце повторите самое важное.

Это обеспечит более успешное общение, поскольку ваша аудитория запомнит именно то, что вы хотели, чтобы они запомнили.

Концентрация внимания

Внимание определяется как  – «компонент высшего когнитивного функционирования коры головного мозга и относится к способности человека обнаруживать общие раздражители и сосредотачиваться на них, а также выбирать важные стимулы окружающей среды».

Проще говоря, внимание — это наша способность:

  • Обнаружение вещей в нашей среде
  • Выберите, на чем сосредоточиться
  • Суметь игнорировать то, что мы считаем бесполезным в данный момент

В общении очень важно отслеживать  объем внимания  человека, с которым вы разговариваете, и используйте его, чтобы донести свое сообщение.

Продолжительность концентрации – 90 005 – «продолжительность времени, в течение которого кто-то может удерживать свои мысли и интерес на чем-либо».

Итак, как долго человек, с которым вы разговариваете, может не отставать от вас? Смогут ли они обнаружить все важные моменты вашего разговора? Будет ли ваша презентация успешной?

Чтобы убедиться, что вы правильно передаете свое сообщение:

  • Открой большой, вызывающий интерес
  • Дайте им знать, что вы собираетесь им сказать, но пока не говорите этого
  • Прокладывайте свой путь к главной цели, используя предвкушение
  • Подчеркните главное, используя свой голос и язык тела

Вы должны поддерживать интерес и развлекать свою аудиторию, привлекая их внимание и помогая им оставаться сосредоточенными.

Когнитивная беглость

Эффективная коммуникация — это не то, чего мы добиваемся за одну ночь. Это требует стратегического планирования, практики и понимания еще одного принципа когнитивной психологии:  когнитивная беглость .

Когнитивная беглость касается  легкости,  с которой мы воспринимаем информацию, понимаем ее и определяем, что она значит для нас.

Так что же это означает с точки зрения устного и письменного общения и как мы можем это применить? Давайте посмотрим поближе.

1.  Применение когнитивной беглости для улучшения письменного общения  означает:

  • Структурирование информации в ясной, легкой для понимания форме
  • Использование легко читаемых шрифтов
  • Написание в разговорной манере

Исследования показали, что если текст легко читать, то его также легко понять. Кроме того, люди склонны считать сообщение истинным, если они могут легко его воспринять.

2. Применение когнитивной беглости для улучшения устной коммуникации  означает:

  • Говорите бегло и спокойно, без перебиваний
  • Сделайте информацию легко усваиваемой
  • Будьте убедительны с точки зрения уверенности в себе
  • Сделайте так, чтобы информация звучала знакомо

Используя этот принцип когнитивной психологии, вы незаметно убеждаете своего слушателя или читателя в том, что они должны верить в то, что вы говорите.

Убеждение

Когда цель вашего общения с кем-то состоит в том, чтобы убедить его совершить желаемые действия, вам нужно пройти лишнюю милю, чтобы достичь этой цели.

Это непростая задача, и убедить людей сделать то, что вы говорите, может быть непросто. Тем не менее, с небольшой помощью когнитивной психологии, вы все равно можете это сделать. Вот что делать:

  • Используйте мотивацию
  • Объясните, зачем им это нужно
  • Дайте вескую причину
  • Попросите их сделать это

Людям нужен мотив, причина и триггер для совершения определенного действия.

Дайте им то, что им нужно, и вы успешно донесете свое сообщение.

Это может применяться к различным отношениям, таким как учитель-ученик, работодатель-работник, родитель-ребенок и т. д.

Заключительные мысли

Понимание того, как люди воспринимают информацию или как оставаться сфокусированными и сконцентрированными, может помочь вам лучше общаться с ними и легче достигать ваших коммуникативных целей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts