Психология личности структура: Психология личности: структура и функция

Структура личности в психологии: ее компоненты и определение


Дата:

Личность в психологии выступает и, как субъект, и как объект социума, поэтому индивид может рассматриваться с различных точек зрения. С одной стороны в структуру входит индивидуальность, уникальные и неповторимые черты, с другой — человек является социальным продуктом и любые особенности воспринимаются через деятельность и общение. Чтобы лучше разбираться в себе и собственных мотивах, а жизнь сделать более гармоничной и счастливой, необходимо разбираться в структуре и типологии личности.

Что входит в структуру личности в психологии?

Структура личности в психологии – это набор индивидуальных качеств человека, которые представляют собой систему стабильных и неизменных свойств, в полной мере характеризующие уникальность индивида.

Определение личности и ее свойств во многом зависит от точки зрения. Существует множество теорий различных психологов, где все-таки наблюдаются общие компоненты:

  1. Характер считается приобретенным фактором, который формируется в процессе социализации человека. В течение жизни индивид сталкивается с разнообразными ситуациями, что порождает собственное отношение к предметам, явлениям и ко всему окружающему;
  2. Темперамент представляет собой генетически переданный материал от родителей, т.е. это врожденные качества, которые становятся основополагающими при формировании характера;
  3. Способности включают в себя, как приобретенные особенности, так и природные таланты, что способствует достижению успеха в определенной сфере деятельности;
  4. Направленность и воля в структуре личности становятся определяющими факторами для проявления интересов, склонностей и готовности развивать в себе определенные черты;
  5. Эмоциональность помогает выражать чувства, отношение к ситуации или предмету, а также позволяет показывать реакцию индивида на то или иное происшествие;
  6. Мотивация определяет поведение и поступки личности, побуждает человека к определенным действиям.

При описании структуры дополнительно необходимо выделить еще несколько компонентов – изменчивость, неповторимость и осознанность.

В зависимости от точки зрения психологическая структура может разниться, так в правовой и социальной психологии личность не может рассматривать только как обособленный субъект, т.к. индивид большую часть жизни взаимодействует с социумом. В связи, с чем следует определять и объективные социальные свойства, формирующие функциональность и, зависящие от влияния общества.

Таким образом, структура социальной психологии содержит следующие параметры:

  • деятельность;
  • культура и социальные нормы;
  • память;
  • общественные статусы и роли.

Если попробовать выразить кратко, то индивид в социологии отображается, как личность с приобретенными чертами характера в процессе взаимодействия с обществом.

Структура личности в отечественной и зарубежной психологии

Проблема структуры состоит в том, что в психологии существует великое множество различных теорий. Например, в зарубежной научной среде наиболее популярными стали два противоположных направления таких ученых, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Психологи представили миру свои труды, где описывается их видение структуры личности:

  1. З.Фрейд считал, что человеческая сущность состоит из трех компонентов – Оно (либидо и инстинкты), Эго (сознание и контроль) и СуперЭго (нравственные и этические принципы). Только баланс этих факторов способен привести к душевной гармонии, любые отклонения приводят к психологическим болезням;
  2. К.Г. Юнг также выделял три компонента, но несколько другие – сознание (мысли, ценности), индивидуальное бессознательное (убеждения, желания) и бессознательное коллективное (общие качества людей в социуме). В теории Юнга главной целью психотерапии становится извлечение бессознательного где, по мнению ученого, находятся все эмоциональные комплексы.

В отечественной психологии ведущее место заняла структура разработанная Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Согласно его теории личность состоит из направленности (потребности, мотивы, мировоззрение), знаний, приобретенных в процессе деятельности, и индивидуальных свойств индивида (темперамент, характер).

В соответствии с любой структурой, только баланс и единство всех трех компонентов, обеспечивает нормальное функционирование человека в социуме и здоровую психику. Деструктивная личность в психологии обуславливается нарушением единства работы индивидуальной системы, что приводит к психическим заболеваниям.

Структура личности — Психологос

 

 

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.
    Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. См.→
  4. Сознание и бессознательное…
  5. Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
  6. Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→
  7. Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
  8. Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека.
    Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.→
  9. Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→
  10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними.

Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело — их господин, душа и ум — их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа — помощники духа, а тело — воспитуемый ими ребенок.

Структура проблемной личности

Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты… См.→

 

 

История психологии личности. Часть 2

Вернуться к статьям

Карсон Сэнди

В части 1 «Истории психологии личности» мы рассказали о развитии биологических и теоретических основ существования человеческой личности. От размышлений Гиппократа и Платона до трагедии Финеаса Гейджа с трамбовочным стержнем, психология прошла долгий путь в установлении достоверности личности. Отойдя от установления существования личности, часть 2 истории психологии личности сосредоточится на структуре личности.

Мы закончили нашу историю в 1950-х годах, обсуждая Карла Роджерса и его теории личности и мотивации. Чтобы воссоединиться с этой линией времени, мы должны сначала отправиться назад, чтобы посетить истоки структуры личности. Изучение структуры личности, возможно, началось в 1884 году, когда сэр Фрэнсис Гальтон впервые применил лексическую гипотезу. Этот подход, утверждающий, что слова по своей сути «выражают характер», был развит в 1936 году в основополагающей работе Олпорта и Одберта. Используя словарь Вебстера, этот дуэт определил около 18 000 слов в английском языке, которые можно использовать для описания личности. Они разделили этот список на четыре категории и в конечном итоге получили 4000 слов, связанных с чертами характера, цифра, которая подчеркивает, насколько тонки наши повседневные взаимодействия!

В 1940-х годах психолог Рэймонд Кеттелл работал со своим наставником Чарльзом Спирменом над разработкой факторного анализа, ныне распространенного статистического метода, используемого для исследования изменчивости в выборке в надежде выявить основной набор факторов, определяющих указанную изменчивость. Кеттелл считал, что этот метод можно применить к изучению личности, чтобы выявить факторы, которые приводят к наблюдаемым индивидуальным различиям. Его работа привела к набору из 16 фундаментальных факторов.

Несколько лет спустя, в 1947, Ганс Айзенк утверждал, что на самом деле существует только два соответствующих измерения личности — экстраверсия и невротизм — и что их можно объединить для описания четырех ключевых типов личности (высокий E/низкий N, высокий E/высокий N, низкий E/высокий). N, низкий E/низкий N). Другой ключевой частью модели Айзенка было его объяснение потенциальной причины этих высоких и низких тенденций. Он утверждал, что различия в возбуждении лимбической системы приводят к различиям в невротизме, и он считал, что низкое возбуждение коры головного мозга ведет к экстраверсии, а высокое возбуждение коры головного мозга ведет к интроверсии. Это может показаться нелогичным, но причина в том, что люди с высоким уровнем возбуждения хотят снизить уровень своего возбуждения (отсюда интроверсия) и наоборот.

В 1960-х годах произошло возвращение к 16-факторной модели Кеттелла и ее усовершенствование, поскольку Эрнест Тупес и Раймонд Кристал (1961) и Уоррен Норман предложили идею о том, что в шестнадцати факторах Кэтелла есть пять повторяющихся факторов: уверенность, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и Культура. Эти пять факторов в конечном итоге превратились в «большую пятерку», известную нам сегодня (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость), когда Льюис Голдберг начал собственное исследование лексической гипотезы (19).81) и обнаружил те же самые пять основных измерений, позже придумав термин «Большая пятерка». факторы личности. С конца 20 века исследователи провели тысячи исследований, подтверждающих структуру, универсальность, воспроизводимость и предсказуемость Большой пятерки.

«Большая пятерка» была получена в основном с помощью индуктивного или итеметрического подхода. То есть имело место «сведение» большой группы элементов, которые теоретически не предполагались связанными друг с другом. Напротив, типовые показатели личности (MBTI) были разработаны с помощью индуктивного подхода. В частности, они были разработаны вокруг теорий разума (например, Юнга, Фрейда). Хотя оба подхода верны, подход «большой пятерки» зарекомендовал себя как более надежный и действенный на протяжении многих лет исследований. Читайте здесь для более подробного обсуждения эффективности MBTI по ​​сравнению с Большой пятеркой.

Итак, каково текущее состояние этого поля? Произошел отход от использования черт для определения конкретных типов личности. Скорее психологи широко считают, что черты следует измерять в континууме. Помимо этих дебатов, ученые постоянно пытаются выяснить биологические факторы, влияющие на личность, различия между группами и внутри них, а также то, как психология личности может применяться в различных областях, от бизнеса до образования. Еще недавно была попытка переосмыслить черты как мотивы (Fleeson 2001). Флисон является сторонником понимания того, как черты меняются в зависимости от контекста и времени. Он утверждает, что даже несмотря на то, что наша личность может довольно сильно различаться в течение определенного дня или недели, эта изменчивость сохраняется во времени (например, если вы капризны в одном конкретном контексте на этой неделе, вы, вероятно, будете капризны в аналогичном контексте на следующей). неделю) и, таким образом, мы можем использовать личностные черты в качестве предиктивной меры поведения. Легко услышать о чертах характера человека и подумать: «Хм, да, это описывает его поведение». Но реальная сила личностных качеств заключается в том, чтобы рассматривать их как факторы, определяющие целенаправленное поведение в повседневных ситуациях. Такой способ мышления может помочь объяснить, почему люди делают то, что они делают, и даже предсказать результаты поведения, что имеет важное значение в мире маркетинга и бизнес-стратегии.

 

психология личности психология

Карсон Сэнди

Директор по науке о данных, MotiveMetrics

Диспозиционная эмпатия и иерархическая структура личности

. 2011 Весна; 124(1):99-109.

doi: 10. 5406/amerjpsyc.124.1.0099.

Тодд Мурадиан 1 , Марк Дэвис, Курт Матцлер

принадлежность

  • 1 Школа бизнеса Мейсона, Колледж Уильяма и Мэри, Вильямсбург, Вирджиния 23187-8795, США. [email protected]
  • PMID: 21506454
  • DOI: 10.5406/амерджпсиц.124.1.0099

Тодд А. Мурадиан и др. Ам Джей Психол. 2011 Весна.

. 2011 Весна; 124(1):99-109.

doi: 10. 5406/amerjpsyc.124.1.0099.

Авторы

Тодд Мурадян 1 , Марк Дэвис, Курт Матцлер

принадлежность

  • 1 Школа бизнеса Мейсона, Колледж Уильяма и Мэри, Вильямсбург, Вирджиния 23187-8795, США. [email protected]
  • PMID: 21506454
  • DOI: 10.5406/амер.псиц.124.1.0099

Абстрактный

Психология личности признала фундаментальную 5-факторную структуру, которая объединила и организовала теорию и исследования. Тем не менее, были выявлены личностно-подобные различия за пределами этой структуры. В ранее не связанных исследованиях диспозиционная эмпатия была важной конструкцией для понимания человеческого развития, поведения и межличностных отношений. Восполняя пробел в литературе, мы сопоставляем многомерную диспозиционную эмпатию с двумя версиями 5-факторного пространства. Эмпатическая забота тесно связана с приятностью, а личный дистресс тесно связан с невротизмом. Принятие перспективы имеет сложные интерстициальные отношения с 5 факторами. Напротив, фантазия плохо объясняется пятью факторами. Мы обсуждаем значение этих результатов для понимания диспозиционной эмпатии и для понимания 5-факторной структуры, ее коррелятов в эмоциональных процессах и переживаниях, а также ее ограничений.

Похожие статьи

  • [Исследование темперамента и личности у детей с диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)].

    Бувар М., Сигель Л. , Лоран А. Бувар М. и др. Энцефал. 2012 окт; 38 (5): 418-25. doi: 10.1016/j.encep.2012.01.004. Epub 2012 26 мая. Энцефал. 2012. PMID: 23062456 Французский.

  • Иерархическая структура эмпатии: пространственная организация и отношения к социальному функционированию.

    Клиффордсон К. Клиффордсон С. Scand J Psychol. 2002 г., февраль; 43 (1): 49–59. дои: 10.1111/1467-9450.00268. Scand J Psychol. 2002. PMID: 11885760

  • Я знаю, что ты чувствуешь: теплый альтруистический профиль личности и эмпатический мозг.

    Хаас Б.В., Брук М., Ремиллард Л., Исхак А., Андерсон И.В., Филковски М.М. Хаас Б.В. и др. ПЛОС Один. 13 марта 2015 г .; 10 (3): e0120639. doi: 10.1371/journal.pone.0120639. Электронная коллекция 2015. ПЛОС Один. 2015. PMID: 25769028 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эмпатия при шизофрении: метаанализ индекса межличностной реактивности.

    Бонфис К.А., Лысакер П.Х., Минор К.С., Сальерс М.П. Бонфилс К.А. и соавт. Психиатрия рез. 2017 март;249: 293-303. doi: 10.1016/j.psychres.2016.12.033. Epub 2016 27 декабря. Психиатрия рез. 2017. PMID: 28142103 Обзор.

  • Экстраверсия, невротизм, аморальное суждение и преступное поведение.

    Аддад М., Леслау А. Аддад М. и др. Медицинское право. 1989;8(6):611-22. Медицинское право. 1989. PMID: 2517995 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Норвежская адаптация инвентаря Большой пятерки-2.

    Фёллесдал Х., Сото С.Дж. Føllesdal H, et al. Фронт Псих. 2022 18 мая; 13:858920. doi: 10.3389/fpsyg.2022.858920. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35664220 Бесплатная статья ЧВК.

  • Личностные характеристики профилей эмпатии — практическое значение для обучения студентов-медиков.

    Бентковска-Корпала Б., Пастушак-Дракслер А., Ольшевска-Турек К., Сикора-Зых К., Епа Р., Старович-Филип А. Бентковска-Корпала Б. и др. BMC Med Educ. 2022 16 мая; 22 (1): 376. doi: 10.1186/s12909-022-03432-5. BMC Med Educ. 2022. PMID: 35578223 Бесплатная статья ЧВК.

  • Негативные внутренние рабочие модели как механизмы, связывающие личность матерей и отцов с их воспитанием: краткосрочное лонгитюдное исследование.

    An D, Bendel-Stenzel LC, Kochanska G. Ан Д и др. J Перс. 2022 Декабрь; 90 (6): 1004-1020. doi: 10.1111/jopy.12711. Epub 2022 16 марта. J Перс. 2022. PMID: 35211984

  • Аффилиативная роль эмпатии в повседневных межличностных взаимодействиях.

    Ringwald WR, Wright AGC. Рингвальд В.Р. и соавт. Евро J Перс. 2021 март; 35(2):197-211. doi: 10.1002/per.2286. Epub 2020 3 декабря. Евро J Перс. 2021. PMID: 34970022 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изучение вызванных психоделиками изменений в социальном функционировании и связности в натуралистической онлайн-выборке с использованием пятифакторной модели личности.

    Вайс Б., Найгарт В., Поммеренке Л.М., Кархарт-Харрис Р.Л., Эррицо Д. Вайс Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts