О чем молчат подростки? Интервью с психологом
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- подросток
- подростковый возраст
Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность… Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГБУЗ МО «Долгопрудненская Центральная Городская Больница» Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.
«Главное – не занимать позицию страуса!»
— Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?
— Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).
— Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период — родители или подростки?
— Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.
— Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?
— Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.
— Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?
— Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.
Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.
Примеры обращений к психологу:
Подросток | Родители |
---|---|
«Я не могу выйти на улицу. Страшно» «Я слышу голоса» |
«Он надо мной издевается!» «У всех дети как дети, а этот!» |
Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.
— Как вести себя родителям?
— Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.
«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»
— Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?
Вторая группа – это детско-родительские отношения, и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.
Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты — от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.
— Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.
— Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.
Примеры обращений к психологу:
Подросток | Родители |
---|---|
«Я хуже всех» «У меня не получается общаться с мальчиками/девочками» |
«Я не могу им управлять!» «Он не учится» «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится» |
Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами — это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты — дети разведенных родителей.
В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.
А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.
Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».
«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»
— Советы родителям?
— Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человека – собственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.
Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.
В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.
— Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?
— Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.
— Так все-таки подростки — кто они?!И как характеризовать подростковый период?
— Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.
Беседовала Влада Ворона
Ваши отношения с подростком
Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.
Пройти тест
Психологические особенности детей 10 11 лет: что нужно понимать родителям
В возрасте 10-11 лет дети переходят в подростковый период. Этот момент очень важен, он повлияет на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Однако сейчас у него могут возникнуть многие трудности.
Дело в том, что многих возрастных особенностей детей этого возраста родители не понимают.
Руганью и недовольством родители только лишь усугубляют ситуацию. Нужно понимать, что для подростка это трудное время. Он осознаёт перемены в собственной жизни, видит, что теперь взрослеет. Ему необходима поддержка взрослых, он активно её ищет. Поэтому старайтесь проводить с детьми больше времени, доверительно общайтесь, разговаривайте. Тогда вы станете надёжной опорой в то время, когда мир вокруг для ваших детей буквально меняется.
Содержание
- Конец детства
- Психологические особенности
- Позитивные проявления
- Негативные проявления
- Общие проблемы всех подростков
- Как могут помочь родители
- Несколько советов для родителей подростков
Конец детства
Возраст 10-11 лет психологи называют концом детства. Это связанно не только с переходом в разряд подростков. Меняется очень многое, в том числе мнение ребёнка о себе. Он уже несколько лет посещает школу. За это время стал гораздо опытнее, многому научился, многое понимает. Конечно, перед нами все ещё ребёнок, который любит игры, общение с друзьями, а его планы на будущее часто меняются.
У этого возраста присутствуют некоторые особенности, которые стоит понимать родителям. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- подросток сам понимает, что взрослеет, осознает свой новый статус;
- поведение нормализуется, он готов к диалогу с родителями;
- среди взрослых выделяет тех, кто пользуется авторитетом;
- обращается к родителям за помощью.
Сейчас большинство детей признаёт авторитет старших и тянется к ним. В этом возрасте им не терпится вступить в новый для них мир взрослых, так что общение со взрослыми приносит большое удовольствие. Опять появляется желание заслужить похвалу, поощрение от родственников, учителей.
Психологические особенности
Взросление — процесс не простой. В этом возрасте дети часто начинают вести себя не совсем так, как ожидают родители. Это вызывает массу вопросов, ссор и скандалов. Лучше всего вспомните себя в этом возрасте, а потом попытайтесь понять особенности поведения вашего ребёнка. Некоторые из них можно с гордостью назвать положительными, а другие — отрицательные — хочется скорее исправить. Родителям нужно проявить терпение, ведь 10 лет — тоже непростой возраст.
Позитивные проявления
Сюда можно отнести:
- повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки;
- расширение интересов;
- появление планов на будущее.
Для того, чтобы подросток мог полностью раскрыть позитивные качества своего возраста, необходимо нормальное воспитание. Если не уделять ему внимания, не воспитывать, то позитивных сторон можно и не дождаться.
Данные проявления указывают на совершенствование психического развития у детей подросткового возраста. Главное, чтобы переход к подростковому возрасту был плавным. Для этого необходимо постепенно увеличивать нагрузку: больше ответственности, больше возможностей, достаточно общения с детьми и взрослыми.
Негативные проявления
Дети уже вполне всё понимают, но не всегда могут реагировать адекватно на происходящее. Конечно, черты детского поведения пока ещё остаются. Опять же, если не будет правильного воспитания, то негативные проявления возраста будут преобладать. Сюда относятся:
- частые смены настроения;
- огромное желание отказаться от своего детства, всего связанного с ним;
- протесты против запретов.
Смены поведения бывают очень бурными. Сначала всё идёт хорошо, но потом родители что-то не разрешили, за что-то отругали. Поведение меняется, ребёнок может стать агрессивным, плаксивым, раздражительным. Тут, к сожалению, мало что можно посоветовать, это особенности возраста. Родителям нужно разработать оптимальную «систему отказов». Возможно, стоит не просто говорить «нет», а объяснять причину, разговаривать. Не думайте, что в 10-11 лет ребята ещё ничего не понимают. Они многое замечают, видят и знают о жизни своей семьи.
Общие проблемы всех подростков
Все дети разные, но в данном возрасте проблемы у них одни и те же. Все проходят через взросление физическое и психологическое. У всех в тот или иной момент могут возникнуть следующие проблемы:
- высокий уровень тревожности, неуверенности в себе;
- мальчиков беспокоит, что они медленно растут;
- девочки начинают волноваться из-за внешности, лишнего веса;
- начинается гормональная активность, детей начинают заботить темы сексуальности, личной жизни;
- начинается пора первых влюблённостей;
- хочется как можно больше свободы и независимости;
- родителей и взрослых уважают, но стараются больше времени проводить со сверстниками.
Потребуется время, чтобы они пришли в согласие с собой. Не стоит сильно нервничать, такие проблемы были и будут у всех подростков. Главное, что родители могут помочь детям облегчить ситуацию.
Как могут помочь родители
С высоты своего опыта каждая мама может сказать дочке, что для 11 лет её рост и вес нормальные, а если нет — впереди ещё много лет, чтобы это исправить. Первая влюбленность часто вызывает смех у взрослых. Проблемы в школе не кажутся родителям такими уж важными. Это большая ошибка — так легкомысленно относиться к тому, что сильно беспокоит детей. От вас не всегда ждут совета, но поговорить, довериться — бесценно.
Лучше всего ещё до этого возраста попытаться выстроить доверительные отношения с ребёнком. Тогда он не побоится прийти к вам в трудный момент. Смеяться или ругать, называть детские проблемы глупостями не стоит. Это лишь уверит ребёнка в том, что вы — взрослый и мудрый — не можете его понять. Соответственно не можете и помочь, и за помощью он будет обращаться к кому-то другому.
Несколько советов для родителей подростков
Чтобы помочь своим детям, в первую очередь нужно понимать психологические особенности возраста. Без этого ничего не получится.
- что для вас было важно;
- как реагировали родители на ваши проблемы;
- к кому вы шли за советом.
Можно предложить родителям несколько простых советов по воспитанию и общению в этот период:
- говорите с ребёнком, даже если тема не самая простая или деликатная;
- больше рассказывайте о себе в его возрасте;
- не стесняйтесь говорить с детьми, общайтесь открыто;
- занижать перед ребёнком значимость его проблемы — ошибка;
- не показывайте им свою любовь, но говорите комплименты;
- внимательно следите за изменениями характера ребёнка.
Так вы поможете ребёнку гораздо больше, чем если будете осуждать, высмеивать или ругать его.
youtube.com/embed/gd36xYsggHE?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Ваш сын в 12 лет: вехи
Авторы: Редакторы WebMD
В этой статье
- Кто это сказал?
- Оставайтесь вовлеченными
Технически ваш сын не будет подростком еще год, но в 12 лет начинаются большие перемены. Вот почему детей этого возраста называют предподростками или подростками. Их мир становится больше на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном и социальном. Пристегнитесь, все может стать ухабистым.
Кто это сказал?
Почему мужской голос исходит изо рта вашего ребенка? Потому что их голос становится глубже. У них также начнут расти волосы на лице и лобке. В 12 лет половое созревание может быть в самом разгаре. У некоторых он начинается раньше. Для других это немного позже. Это время для дезодоранта, всплесков роста и зарождающейся сексуальной осведомленности. Все люди разные, поэтому не беспокойтесь, если ваш сын более или менее взрослый в этом возрасте, выше или ниже своих сверстников.
Благодаря половой зрелости они уделяют больше внимания своему телу. Они больше сосредоточены на том, как они выглядят и во что одеты. Они могут проявить интерес к посещению тренажерного зала или начать заниматься в своей комнате.
Их также волнует, что о них думают другие дети. Это может изменить то, как они ведут себя и выражают привязанность к вам, особенно перед друзьями.
Их эмоции качаются. Они часто меняются от счастливых к грустным, от добрых к грубым, от чувства умных к неуверенности в себе. Они также могут чувствовать больше стресса, потому что школьная работа становится сложной.
Это потому, что их мозг теперь способен обрабатывать более сложные мыслительные процессы. Это идет рука об руку с расширением их словарного запаса. Они лучше умеют выражать свои чувства словами, которые вы можете рассматривать как благословение или проклятие. Они ставят под сомнение ценности своей семьи и видят грань между добром и злом новыми глазами.
Этот возраст может сбить с толку вас обоих, потому что они начинают выглядеть и вести себя как взрослые, но у них разный жизненный опыт и навыки принятия решений. Иногда вам обоим может понадобиться напоминание о том, что они все еще 12-летние дети.
Социальная жизнь для них важнее. В этот момент начинает проникать давление со стороны сверстников. В 12 лет для них важно принадлежать друг другу, что означает большую независимость от вас и большую зависимость от своих друзей. Внимательно следите за тем, как они используют медиа: многие мальчики играют в онлайн-видеоигры, поэтому проверьте настройки конфиденциальности и убедитесь, что личная информация не передается другим игрокам. Вы должны установить ограничения на количество их ежедневного использования медиа.
Оставайтесь вовлеченными
Хотя это может показаться не так, ваша любовь и признание по-прежнему важны для них. Они могут быть надутыми и эгоистичными, что может привести к множеству реакций вместо положительных действий от вас обоих. Но им нужно знать, что вы видите их такими, какие они есть, и что вы рядом, чтобы поддержать их, пока они выясняют, кем они становятся.
Разговор. Задавать вопросы. Слушать. Будь честным. Это особенно важно, когда речь заходит о табаке, алкоголе, наркотиках и сексе. Что они о них знают? Что они думают о них? Без упреков и стыда поделитесь опасностями и последствиями каждой из них, а также своими мыслями и чувствами.
- Присутствовать в их жизни; не уходите на задний план, потому что вы думаете, что они этого хотят.
- Если они проявляют интерес к новому виду спорта или хобби, поощряйте их.
- Если они стараются дома или в школе, похвалите их.
- Четко определяйте свои границы, когда речь идет об оценках, работе по дому и времени, проведенном за экраном.
- В случае конфликта приведите здоровые аргументы, уважая их чувства и мнения.
Помните: период полового созревания может быть периодом резких перепадов настроения. Для них нормально грустить, но ненадолго. Депрессия длится дольше и проявляется по-разному, включая расстройства пищевого поведения и употребление наркотиков.
Держите руку на пульсе того, что происходит в школе. Познакомьтесь с их друзьями. Поговорите с их родителями. Будьте в курсе их оценок и успеваемости до того, как табель успеваемости придет домой. Плохие оценки могут означать что угодно: от неспособности к обучению и проблем с поведением до простого визита к окулисту за новыми очками или контактными линзами.
И хотя это может показаться изучением иностранного языка, важно понимать и отслеживать формы социальных сетей, которые использует ваш сын. Поговорите с ними о том, как они представляют себя в Интернете, и о том, как это может повлиять на поступление в колледж, будущую работу и многое другое. Напомните им, что после публикации изображения или контента получатель может использовать их по-разному.
Руководство по здоровью и воспитанию детей
- вехи малыша
- Детешон.
- Поведение и дисциплина
- Здоровые привычки
- Все направляющие темпы
Взятие вашего ребенка к терапевту (для родителей)
. Терапия?
Многие дети и подростки имеют проблемы, которые влияют на то, как они себя чувствуют, действуют или учатся. Терапия является типом лечения этих проблем. Это способ получить помощь для вашего ребенка.
Во время терапии дети разговаривают и учатся решать свои проблемы. Психотерапия помогает им лучше справляться, лучше общаться и добиваться большего успеха.
С какими проблемами помогают терапевты?
Терапевты обучены помогать с любыми проблемами. Например, они помогают детям и подросткам пережить трудные времена , например:
- семейные проблемы
- школьные проблемы
- издевательства
- проблемы со здоровьем
Помогают с чувствами нравится:
- грусть
- гнев
- стресс и беспокойство
- низкая самооценка
- горе
Они помогают детям и подросткам с условиями как:
- СДВГ
- депрессия
- ОКР и тревога
- расстройства пищевого поведения
- членовредительство
- деструктивные расстройства поведения
- расстройства, связанные с травмой
Почему детям и подросткам нужна терапия?
Дети и подростки нуждаются в терапии, когда у них возникают проблемы, с которыми они не могут справиться в одиночку. Или им нужна помощь, когда проблемы влияют на то, насколько хорошо они себя чувствуют или действуют. Если ситуация не улучшается сама по себе, детям может потребоваться терапия, чтобы все могло улучшиться. Иногда целые семьи нуждаются в поддержке, пытаясь общаться, учиться и создавать границы.
Как работает терапия?
В терапии дети учатся на практике. С младшими детьми это означает работу всей семьей, рисование, игры и разговоры. Для детей старшего возраста и подростков терапевты делятся занятиями и идеями, направленными на приобретение необходимых им навыков. Они говорят чувствами и решают проблемы.
Терапевты хвалят и поддерживают детей в их обучении. Они помогают детям поверить в себя и найти свои сильные стороны. Терапия формирует полезные модели мышления и здоровые поведенческие привычки.
Терапевт может встретиться с ребенком и родителем вместе или встретиться с ребенком наедине. Это зависит от возраста ребенка. Терапевт также может встретиться с родителем, чтобы дать советы и идеи о том, как помочь ребенку дома.
Что происходит в терапии?
Сначала терапевт встретится с вами и вашим ребенком, чтобы поговорить. Они будут задавать вопросы и слушать. Это поможет им узнать больше о вашем ребенке и о проблеме. Терапевт расскажет, как они могут помочь.
После этого ваш ребенок будет посещать другие сеансы терапии. Во время этих посещений ваш ребенок может:
- Говорить. Разговор — это здоровый способ выражения чувств. Когда дети выражают чувства словами, а не действиями, они могут действовать наилучшим образом. Когда кто-то слушает и знает, что он чувствует, дети более готовы учиться.
- Выполнять задания. Терапевты используют занятия, чтобы научить чувствам и навыкам преодоления трудностей. Они могут предложить детям рисовать или играть в качестве способа обучения. Они могут научить осознанности и спокойному дыханию как способу снизить стресс.
- Практика новых навыков. Терапевты помогают детям практиковать то, что они изучают. Они могут играть в игры, в которых детям нужно ждать своей очереди, использовать самоконтроль, быть терпеливыми, следовать указаниям, слушать, делиться, пробовать снова или справляться с проигрышем.
- Решение проблем. У детей старшего возраста и подростков терапевты спрашивают, как на них влияют проблемы дома, в школе. Они обсуждают, как решить эти проблемы.
Как долго дети занимаются терапией?
Продолжительность терапии зависит от целей, которые ставите перед собой вы и детский терапевт. В большинстве случаев терапевт захочет встречаться с вашим ребенком раз в неделю в течение нескольких месяцев.
Чем могут помочь родители?
Вы можете сделать что-то, чтобы помочь вашему ребенку получить максимальную отдачу от терапии. Вот некоторые из них:
- Найдите психотерапевта, с которым вам и вашему ребенку будет комфортно. Медицинская бригада вашего ребенка может помочь вам найти кого-нибудь.