📖 Психология интеллекта. Пиаже Ж. Читать онлайн
Жан ПиажеПравообладателям
Скачать:›fb2›doc
Жан Пиаже (1896–1980) — выдающийся швейцарский психолог, логик, философ, один из основателей генетической психологии. Учился и работал в университетах Невшталя, Цюриха, Парижа, Лозанны, Женевы. Будучи профессором Женевского университета долгие годы руководил в качестве директора Международным центром по генетической эпистемологии при университете. В цикле исследований на детях разработал метод клинической беседы, а позже концепцию когнитивного развития детей как постепенного процесса, состоящего из нескольких стадий (другие названия: концепция стадиального развития психики или операциональная концепция интеллекта). Пиаже полагал, что развитие интеллекта является основой, стержнем психического развития. Он считал принципы этой концепции ключевыми для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания; разработал, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им в дальнейшем генетической эпистемологией.
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму
изданию
- Часть первая. Природа
интеллекта
- Глава I. Интеллект и биологическая адаптация
- Место интеллекта в психической организации
- Адаптивная природа интеллекта
- Глава II. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций
- «Психология мышления» К. Бюлер и О. Зельц
- Критика «психологии мышления»
- Логика и психология
- Операции и их «группировки»
- Классификация «группировок» и основных операций мышления
- Равновесие и генезис
- Часть вторая. Интеллект и сенсо-моторные функции
- Глава III. Интеллект и восприятие
- Исторический экскурс
- Теория формы и ее интерпретация интеллекта
- Критика психологии формы
- Различия между восприятием и интеллектом
- Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом
- Глава IV. Навык и сенсомоторный интеллект
- Навык и интеллект
- Сенсо-моторная ассимиляция и возникновение интеллекта у ребенка
- Построение объекта и пространственных отношений
- Часть третья. Развитие мышления
- Глава V. Формирование мышления. Интуиция (наглядность) и операции
- Структурные различия между понятийным и сенсо-моторным интеллектом
- Этапы построения операций
- Символическое и допонятийное мышление
- Интуитивное (наглядное) мышление
- Конкретные операции
- Формальные операции
- Иерархия операций и их прогрессирующая дифференциация
- Определение «умственного уровня»
- Глава VI. Социальные факторы интеллектуального развития
- Операциональные «группировки» и кооперация
- Заключение. Ритмы, регуляции и «группировки»
Читайте еще:
Сон ведьмыДоннер-Гро Флоринда
Часть пятая.
Сдержав приступ кашля, я попыталась синхронизировать мое курение с быстрыми затяжками людей вокруг меня. Сквозь проступившие слезы я следила за их серьезными, окаменевшими лицами, которые с каждой затяжкой становились все живее и живее, пока не начали казаться растворяющимися в сгустившемся…
Воспитателю о сексологииКаган Виктор
Словарь терминов
В незначительных дозах и при надлежащей помощи взрослых все это обычно переживается детьми достаточно безболезненно. Критические ситуации возникают там, где «фоновый уровень» таких влияний высок и они не ослабляются в общении. Риск больше для детей впечатлительных и чувствительных, а также для…
Тавистокские лекцииЮнг КарлЮнг КарлТавистокские лекции
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Меланезийское слово для обозначения сверхобыденной эффективной силы, исходящей из человеческого бытия, объекта, действия или события или сверхъестественного бытия и духов. Обозначает также здоровье, престиж, силу совершать волшебство и исцелять. Примитвное понятие психической энергии.
Сборник научных и публицистических статейГарифуллин РамильГарифуллин РамильСборник научных и публицистических статей
Испытание на принятие себя
Казалось бы, почему Запад, будучи в достатке, будучи цивилизованным, не способен принять то, что имеет, не способен принять себя, систематически занимаясь экспансионистской политикой? Ведь любая экспансия — это неспособность принимать себя.
Внушение и его роль в общественной жизниБехтерев Владимир
Предисловие.
«Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши, совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хе-туан, кто оставался…
Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегийБендлер РичардБендлер РичардРефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий
Глава 4. Расширенное изложение схемы шестишагового рефрейминга.
компетентность, компетентность, а затем — провал! Я часто встречался с такими людьми. Один из способов помочь им — это дать им подножку, чтобы они споткнулись, прежде чем почувствуют себя очень уж компетентными, так что им будет слишком больно упасть. А затем вы можете…
Судебная медицинаПрозоровский ВикторПрозоровский ВикторСудебная медицина
Отдел VI. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.
Необходимость в определении возраста по предложению органов дознания, следствия и суда возникает как по гражданским, так и по уголовным делам Определение возраста в уголовном процессе зачастую необходимо для решения вопроса о привлечении свидетельствуемого к уголовной ответственности.
Глобальная империя Зла. Новая геополитическая расстановка силЛисичкин Владимир
Часть 1. Нарастание глобального кризиса.
В целом потребление западной продукции является крупным фактором риска, и у рядовых людей нарастает спрос на отечественные продукты.
Путь настоящего мужчиныДейда Дэвид
Часть первая. Мужчина
В вашей жизни наверняка бывали моменты, когда вы с головой погружались в какое-либо дело. Вы невпопад отвечали (или вообще не отвечали) на вопросы окружающих, часами фокусируя внимание на решаемой проблеме.
Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детейСтатмен Паула
Глава 10. Эффективная техника обучения для занятых родителей
Сравнивая эти два примера, нетрудно убедиться, что пять этапов обучения ребенка безопасному переходу улицы в принципе применимы и для того, чтобы научить его не брать конфеты у незнакомцев. Ход процесса обучения в обоих случаях один и тот же. Некоторые родители, возможно, спросят: «Как можно…
ЧАВОПротопопов АнатолийПротопопов АнатолийЧАВО
Почему вы полагаете, что инстинкты полностью определяют поведение человека? А как же разум, воспитание, образование?
Итак, работы по этологии не отрицают наличие у человека разума, как не отрицают влияние разума на его поведение. Просто рассмотрение рассудочно-обусловленного поведения не вполне входит в круг рассматриваемых этологией вопросов. В самом деле, никто, покупая книгу под названием…
Пиаже Жан | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
ПИАЖЕ ЖАН
Пиаже Жан (Jean William Fritz Piaget, 1896-1980) — швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии.
В 1-й период своего творчества Жан Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная П. эгоцентризмом (см. Центрация): как считает П., «ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной т. зр.; ему очень трудно стать на позицию других»; иначе говоря, мышление ребенка в значительной степени подчинено «логике» его собственного восприятия. Основные феномены своеобразной детской логики: синкретизм (связывание всего со всем), нечувствительность к противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание относительности некоторых понятий и т.п.Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации. Во 2-й период творчества П. создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив стадию сенсомоторного интеллекта (0-2 г.), стадию дооперационального мышления (2-7 лет), стадию конкретных операций (7-12 лет) и стадию формальных операций (примерно до 15 лет). При этом умственные действия (см. Операция, Операции интеллектуальные) рассматриваются П. как интериоризация первоначально внешних действий.
Теоретические и эмпирические работы П., его идеи и концепции оказали значительное влияние на современные разработки в области философии и методологии познания (см. Генетическая эпистемология), хотя и подвергались обоснованной критике со стороны ряда школ сов. психологии (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.), в частности за рассмотрение П. психического развития ребенка вне социально-исторического контекста, понимание этого развития как спонтанного процесса, практически не зависящего от обучения, рассмотрение эгоцентрической речи как «отмирающей речи», а не как промежуточного этапа на пути формирования внутренней речи (Выготский) и др.
См. также Аккомодация, Ассимиляция, Группировка, Декаляж, Сохранение. (Е.Е. Соколова)Оксфордский толковый словарь по психологии
Жан Пиаже (1896-1980), который со своими коллегами организовал так называемую Женевскую школу психологии развития. Деятельность Пиаже была главным образом направлена на попытки понять развитие когнитивного функционирования ребенка и обычно выражается в терминах его теории стадий, в которой считается, что ребенок проходит ряд познавательных периодов, демонстрируя характерные для каждого из них способы мышления. См. конкретные операции, формальные операции, предоперациональное мышление, сенсомоторный интеллект.
Первое образование Пиаже было в области зоологии, и его интерес к детям вырос из его увлеченности эпистемологией, происхождением, природой и пределами знаний. Его подход часто называется генетической эпистемологией, так как он отражает его глубокое убеждение, что развитие интеллекта можно рассматривать как натуралистический и биологический процесс, результат динамического взаимодействия ребенка и окружающей среды. Направление Пиаже, однако, не является нативистским в обычном смысле понятия нативизм; он не считал, что ребенок появляется на свет, снабженный врожденными идеями.
Пиаже утверждал, что в результате филогенетической эволюции у новорожденного уже имеются очень общие механизмы регуляции и способы обработки информации, поступающей из окружающей среды. Взаимодействие этих способов (см., например, аккомодация (3), ассимиляция (4), уравновешивание (2)) образует способы мышления, характерные для отдельных стадий.
Литература
- Избранные психологические труды. — М., 1994. В том числе:
Психология интеллекта.
Генезис числа у ребёнка. - Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
- Схемы действия и усвоение языка // Семиотика. — М., 1983. — С. 133-136.
- Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. — М., 1984.
- Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160с. — ISBN 5-318-00032-0 (а также: Вопросы философии. — 1993. — №5).
- Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2006. — 480с. — ISBN 5-8291-0739-2.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- Швейцария
Библиография:
- Пиаже Жан
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Пиаже Жан
Непреходящее влияние Жана Пиаже – Ассоциация психологических наук – APS
Psychology Today Интервью с Жаном Пиаже состоялось в 1970 году, на пике его влияния. В том же году было создано международное Общество Жана Пиаже, и это общество, а также влияние Пиаже сохранились.
Интервью охватило многие аспекты замечательной карьеры Пиаже: его корни в эпистемологии и естествознании; его интерес к основным процессам интеллекта и рассуждения, развитию морали и теоретической основе психологии развития для образовательной практики; и его сравнения между его теорией и другими основными теоретическими положениями того времени. В этом комментарии некоторые из этих аспектов рассматриваются в контексте наследия Пиаже для современной психологии.
Интервьюер, Элизабет Холл, начала с заискивающего заявления: «Вы и Зигмунд Фрейд считаются двумя гигантами философии 20-го века». из — и это лишь некоторые из них — Людвига Витгенштейна, Джона-Поля Сартра, Карла Маркса и Уильяма Джеймса. Однако, несмотря на преувеличение, ясно, что Пиаже внес чрезвычайно важный вклад в философские основы психологии. Различные попытки выявить наиболее выдающихся психологов 20 века, таких как Стивен Хаггблум и др. (2002), неизменно ставят Piaget на первое место. В эмпирической схеме Хаггблума Пиаже занимал второе место по цитируемости профессиональных журналов (после Зигмунда Фрейда) и четвертое место по цитируемости вводных учебников по психологии (после Зигмунда Фрейда, Б. Ф. Скиннера и Альберта Бандуры).
Пиаже заявил в интервью, что все проблемы, которые он ставил перед собой, были эпистемологическими. На протяжении всей своей карьеры он называл себя «генетическим эпистемологом», что является подходящим описанием для человека, который пытался проследить природу и происхождение знания от сенсомоторных действий в младенчестве до формального познания и логических операций во взрослом возрасте. (Термин генетический на языке Пиаже был синонимом эволюционного .
С точки зрения начала 21 века выделяются три критических замечания в адрес работы Пиаже. Во-первых, это его подход к методологии. Он редко сообщал что-либо о том, как он выбирал участников, сколько детей он обследовал, чтобы прийти к своим выводам, или что-либо даже отдаленно статистическое, помимо возраста (в годах и месяцах) отдельных детей, которые дали ответы на его вопросы.Одна из его самых влиятельных книг, The Origins of Intelligence in Children (Piaget, 1952) — всего три участника; его собственные трое детей. В этой книге Пиаже описал последовательность из шести подстадий когнитивного развития младенцев, которую он назвал сенсомоторной стадией развития. Возможно, самая известная из этих подстадий — пятая, когда развивается постоянство объекта. Несмотря на оговорки по поводу методологии Пиаже, следует признать, что он был первооткрывателем методики изучения детей, которая дала чрезвычайно важные результаты. Названный «клиническим методом», он представлял собой, по сути, углубленное интервью с отдельными детьми об их мышлении.
Вторая критика Пиаже касается природы самих стадий. Стадийные теории развития потеряли популярность в исследованиях развития. Хотя стадии считаются полезными эвристиками для описания траектории человеческого поведения, некоторые проблемы оттеснили теории стадий в сторону. Одна из проблем заключается в том, что этапы часто не отражают сложности внутрииндивидуальных и межиндивидуальных вариаций в развитии. Более того, в случае с теорией Пиаже интеллект теперь рассматривается скорее как модульная система, чем как единая система общего интеллекта. В системе Пиаже, как только человек освоил общую интеллектуальную операцию, она должна применяться ко всем областям разума как «структурированное целое» (или « структура ансамбля », если использовать фразу Пиаже). Современные подходы к развитию интеллекта считают модули разума в значительной степени независимыми и не предполагают структурированного целого.
Третье замечание относится к тому, что можно назвать конечной точкой развития интеллекта. Теория Пиаже предполагает, что формальные операции интеллекта достигаются в период полового созревания, примерно в возрасте 11 или 12 лет (Inhelder & Piaget, 1958). Формальные операции включают проверку гипотез, абстрактное мышление и дедуктивные рассуждения, связанные с научным мышлением. 13 задач, которые Пиаже и его коллега Бербель Инхельдер использовали для измерения формальных операций, имеют сильный естественнонаучный уклон. Детям предлагались задачи на равенство углов, выделение переменных в химических соединениях, выделение переменных в гибкости стержней, исключение переменных в колебаниях маятника, равновесие в весах, центробежную силу, использование плавающих тел для проверить принцип Архимеда. Если использовать критерии формальных операций, изложенные Инхельдером и Пиаже, то, по моему опыту, студенты колледжей часто не могут показать формальные операции. Но Пиаже подразумевал, что все дети достигают этого строго систематического гипотетико-дедуктивного мышления примерно к 12 годам. Возможно, такие ожидания неудивительны для человека, который начал публиковать научные статьи о раковинах моллюсков, когда ему было 15 лет, и чья первая статья — отчет о воробей-альбинос — был опубликован, когда ему было 10 лет!
Подразумевая, что все начинают формальные операции примерно в возрасте 12 лет, Пиаже предположил, что в развитии познания в подростковом и взрослом возрасте происходит немногое. Неужели Пиаже серьезно полагал, что познание 12-летнего подростка не менее сложно, чем познание 25-летнего? Мне кажется, что его утверждения были слишком узкими и слишком широкими: узкими, когда речь шла о типах задач, которые он использовал для измерения формального мышления, и широкими, когда он предположил, что когнитивное развитие завершается в столь раннем возрасте.
Теория Пиаже оказала влияние на разработку учебных программ, и множество книг и статей посвящено применению его теории в образовании (например, Elkind, 1976; Furth, 1970; Furth & Wachs, 1975; Jardine, 2006). Пиаже пренебрегал американской тенденцией пытаться ускорить когнитивное развитие, которую он иногда называл «американским вопросом» — вопросом о том, можно ли ускорить достижение вех на когнитивной стадии. В интервью он задал встречный вопрос: «Хорошо ли ускорить изучение этих понятий?» Было ясно, что он считал такую цель нежелательной.
Теория Пиаже оказала большое влияние на американские школы во второй половине 20 века, но это влияние, возможно, ослабло. Одним из примеров является акцент Пиаже на активном участии в обучении. Как он сказал в интервью: «Вы не можете научить понятиям устно; вы должны использовать метод, основанный на деятельности». Он предпочитал образование, основанное на когнитивных процессах, а не на когнитивных продуктах. Однако американское образование стало в значительной степени ориентированным на продукт, с его упором на оценивание и адекватный ежегодный прогресс. Возможно, ни один ребенок не останется без внимания, потому что большинство детей не уйдут далеко. Это понятие связано с концепцией готовности к обучению и его мнением о том, что не следует слишком рано подталкивать детей. Попытки научить детей понятиям до того, как они спонтанно к ним придут, «совершенно бесполезны», как он выразился.
Интервью Пиаже закончилось вопросом о том, каким он видит будущее психологии. «С оптимизмом», — ответил он. «Каждый день мы видим новые проблемы». Спустя более 40 лет я считаю справедливым сказать, что влияние Пиаже остается сильным и что его оптимизм был оправдан. Большая часть революции в когнитивной нейробиологии была предвосхищена подходом Пиаже. «Современная биологическая революция», которая, по его мнению, обошла стороной бихевиористов, не ослабевает и после смерти Пиаже в 1919 г.80. Думаю, если бы у него сегодня можно было взять интервью, он бы выразил восторг в сторону поля.
Piaget — StatPearls — NCBI Bookshelf
Введение
Жан Пиаже (1896-1980) был известным психологом 20 века и пионером детской психологии развития. Пиаже не принимал преобладающую теорию о том, что знание является врожденным или априорным . Вместо этого он считал, что детское знание и понимание мира развивалось со временем в результате взаимодействия ребенка с миром эмпирическим путем. Его размышления о когнитивном развитии параллельно с его эпистемологическим взглядом породили изучение генетической эпистемологии. Самое известное, что Пиаже смог понять, как дети создавали схемы, которые формировали их восприятие, познание и суждение о мире. Он классифицировал развитие ребенка на четыре последовательных периода: (1) сенсомоторный период от рождения до первых 18–24 месяцев, (2) дооперационный период в возрасте от двух до семи лет, (3) конкретные операции. период от семи до 11 лет и (4) период формальной деятельности, который начинается примерно в 11 лет и продолжается до подросткового возраста.[1][2]
Вопросы, вызывающие озабоченность
На протяжении всей своей жизни Пиаже внес значительный вклад в изучение детского развития и наиболее известен своими этапами когнитивного развития. [3]
Сенсомоторный период начинается с рождения и продолжается в течение первых двух лет жизни ребенка. На этом этапе ребенок познает мир через ощущения (сенсорные) и движения (двигательные). Сенсомоторная стадия далее делится на 6 подстадий. Стадия 1 включает врожденные двигательные и сенсорные рефлексы, такие как сосательный и ладонный рефлексы. На стадии 2 наблюдается первичная круговая реакция, при которой младенец переживает событие, а затем пытается повторить это действие. Стадия 3 представляет собой вторичную круговую реакцию, когда младенец повторяет действие с определенным желаемым последствием или достигает не связанного с ним последствия. Стадия 4 включает использование привычных средств для достижения целей. Это влечет за собой преднамеренное планирование шагов для достижения цели или задачи. Стадия 5 представляет собой третичную циркулярную реакцию, при которой младенцы экспериментируют со своим окружением, используя свойства одного объекта для манипулирования другим, т. е. использование экспериментального объекта, например палки, для толкания мяча, который затем издает звук. Инсайт характеризует стадию 6, на которой ребенок наблюдает, как другие люди манипулируют окружающей средой, т.е. аллопластическая адаптация — для достижения желаемой цели; затем ребенок имитирует действие, чтобы воплотить свое собственное желание в окружающей среде. Кульминацией этапа 6 и сенсомоторного периода является понимание ребенком постоянства объекта и способность признавать, что объекты существуют независимо от взаимодействия ребенка с ними. Классические примеры понимания постоянства объекта включают осознание ребенком того, что, когда родитель уходит, родитель продолжает существовать, или попытку ребенка найти спрятанную игрушку, указывающую на то, что ребенок понимает, что игрушка все еще существует вне поля зрения [4].
Предоперационный период, который начинается примерно в 2 года, определяется семиотической функцией или репрезентативным мышлением с помощью знаков и символов. Для этой стадии характерны пять типов поведения: имитация, символическая игра, рисование, мысленный образ и вербальное воспроизведение событий. Первое поведение, подражание (или, точнее, отложенное подражание), — это когда ребенок моделирует наблюдаемое поведение даже после исчезновения имитируемой им вещи. Например, ребенок может имитировать чью-то хромоту даже после того, как этого человека больше нет. Следующее поведение, символическая игра, выходит за рамки подражания. Это «воображаемое» или «притворное» поведение характеризуется способностью ребенка символически проецировать идею на объект. «Давай представим, что я мама, а это мой малыш», — и ребенок показывает на мягкую игрушку. В этом примере и ребенок, и мягкие игрушки являются сгенерированными символами. Третье идентифицированное поведение, рисование, начинается в раннем предоперационном периоде и включает в себя как игру, так и подражание. Рисование часто начинается с каракулей и переходит к графическим изображениям с изображением предметов, присутствующих в мире ребенка. Рисуя, ребенок может изображать членов семьи с помощью фигурок из палочек, при этом ключевая характеристика заключается в том, что ребенок понимает, что фигурки из палочек — это только изображения семьи, а не настоящие члены семьи. Масштабы этих первых трех видов поведения растут по мере того, как у ребенка развиваются ментальные образы, которые являются продуктом детского восприятия, чем-то, что он создает. Это часто проявляется в том, что ребенок настойчиво просит взрослых назвать или идентифицировать объекты, чтобы ребенок мог связать название объекта с мысленным образом этого объекта. Наконец, вербальное воспоминание о событиях, являющееся кульминацией семиотической функции, представляет собой использование ребенком языка для имитации и отражения событий, имевших место в прошлом ребенка. Овладение семиотической функцией указывает на то, что ребенок может думать и усваивать знания, а не просто воздействовать на имеющиеся объекты.[5]
Последующая стадия, конкретная операциональная стадия, начинается в возрасте 7 лет и знаменует собой прекращение проявленной ранее эгоцентрической установки; эта стадия продолжается примерно до 11 лет. В этот период ребенок учится применять логические правила к конкретным или осязаемым объектам и мысленно преобразовывать, модифицировать или манипулировать тем, что он видит и слышит. Существенным навыком, вырабатываемым в период конкретных операций, является осознание ребенком понятия сохранения, когда ценности остаются неизменными в процессе визуального преобразования. Например, сохранение количества классически демонстрируется, когда вода из маленького толстого стакана наливается в высокий тонкий стакан. На этом этапе ребенок неосознанно использует логику, чтобы сделать вывод, что количество жидкости не изменилось, изменился только контейнер, в котором она содержится. Со временем ребенок опирается на базовое понимание сохранения, чтобы освоить концепции большей сложности. На раннем этапе ребенок понимает, что когда пластилин превращается из круга в квадрат, объем или количество пластилина не меняется, меняется только форма. Около 9 лет, ребенок поймет, что вес сохраняется даже при изменении формы. Сохранение овладевает, когда ребенок полностью понимает, что свойства объекта не меняются, когда объект подвергается воспринимаемому преобразованию. В базовое понимание сохранения входит концепция и применение количественных чисел или подсчета, чтобы определить, что количество или количество могут быть постоянными, даже если они распределены по большей площади. Ребенок, развивающий эту концепцию, сравнит два ряда по пять точек, один с точками на расстоянии одного сантиметра, а другой с точками на расстоянии одного дюйма, и поймет, что количество или количество точек в каждом ряду постоянно, даже если они распределены по всей площади. большая площадь. По мере того, как у ребенка развивается понимание сохранения, он также начнет реконструировать логические правила. Эта «обратимость» делится на две категории: инверсия и взаимность. Вернитесь к стаканам разного размера с одинаковым количеством воды. Когда ребенок увидел, как вода переливается из более низкого стакана в более высокий, и понял, что количество воды не изменилось, ребенок понял сохранение. Когда впоследствии ребенок сможет мысленно перевернуть жидкость из более высокого стакана в более низкий или наоборот и поймет, что количество воды не изменилось, он или она овладевает обратимостью путем переворачивания. Ребенок овладевает обратимостью путем взаимности, когда ребенок понимает, что разные стаканы могут вместить одинаковое количество жидкости, потому что то, что один сосуд теряет в высоте, он компенсирует в ширине; и наоборот, то, что тонкий сосуд теряет в ширине, компенсирует в высоте. Конкретные операции не ограничиваются консервацией и обратимостью. Включение классов, то есть способность ребенка классифицировать объекты по форме или типу, представляет собой форму конкретных операций, как и отношения, то есть способность ребенка применять логические правила к ряду элементов с постепенными изменениями, например классифицировать объекты от наименьшего к самому большому.[4]
Стадия формальных операций является заключительным периодом когнитивного развития и обычно начинается в возрасте одиннадцати лет и продолжается до взрослой жизни. В этот период подросток учится применять логические правила к абстрактным понятиям, анализируя окружающую среду и переходя от конкретных фактов (что есть) к решению проблем (что возможно). Ключевые мыслительные процессы, развившиеся в этот период, включают гипотетико-дедуктивное мышление, пропозициональное мышление и, в конечном счете, выделение переменных и изучение комбинаций. Во-первых, подросток, развивающий гипотетико-дедуктивное мышление, берет общую информацию из реального мира, синтезирует информацию, чтобы применить ее к более уникальной, конкретной идее или гипотезе, поддающейся проверке, а затем выводит решение посредством рассуждений. Во-вторых, подросток продвигается вперед и развивает пропозициональное мышление, которое не требует конкретной информации из реального мира для развития или разрешения умозаключений. Пропозициональное мышление позволяет подростку манипулировать несколькими переменными и абстрагировать результаты, не проверяя конкретную рассматриваемую переменную. Например, если A меньше, чем B, а B меньше, чем C, то A меньше, чем C. Подростки, развивающие пропозициональное мышление, могут получать результаты в реальном времени и постулировать будущие, непроверенные результаты на основе этих данных. Наконец, подросток учится выделять переменные и проверять комбинации переменных, чтобы понять причину и следствие, на основе информации, полученной с помощью гипотетико-дедуктивного мышления и пропозиционального мышления. Распространенной иллюстрацией этой концепции является просьба к подростку найти то, что определяет частоту колебаний маятника. В отличие от конкретного мыслителя, который учится на фактических, реальных свойствах по мере их наблюдения (например, частота колебаний определяется толчком экспериментатора), формально мыслящий подросток способен применять конкретные данные и экстраполировать, как изолированные переменные (т. толчок, длина струны и вес боба) повлияют на независимые взаимодействия.[6]
Клиническое значение
Посредством ассимиляции и аккомодации объекта теория когнитивного развития Пиаже характеризуется пошаговым движением к адаптации. Ассимиляция — это процесс, посредством которого ребенок применяет ранее изученные адаптивные методы к новым внешним объектам и контекстам. ребенок тянет все в рот. Приспособление — это тенденция организма модифицировать существующую схему для нового события, т.е. обучение новому навыку. Пиаже представляет ассимиляцию и аккомодацию как синтез, дающий импульс интеллектуальному развитию. Поскольку эти два адаптивных процесса находятся в постоянном конфликте, они создают динамическую и сбалансированную систему, которая приводит к дальнейшему когнитивному развитию ребенка. Таким образом, через эмпирически выведенные динамические отношения с окружающей средой ребенок может развиваться. От Пиаже у нас есть понимание того, что познание ребенка развивается дальше по мере того, как он переходит от одной стадии к другой.
Улучшение результатов работы команды здравоохранения
Теории Пиаже, особенно те, которые касаются стадий когнитивного развития, имеют отношение к клиницистам, поскольку они могут помочь определить ожидания при оценке пациентов в различных возрастных группах. До подросткового возраста модели мышления упрощены и догматичны; по мере взросления познания ребенок становится менее эгоцентричным и более эмпатичным, с меньшей фиксацией на себе. Таким образом, при обследовании 6-летнего ребенка клиницист не будет встревожен тем, что ребенок не может понять абстрактные понятия, в то время как можно было бы по понятным причинам обеспокоиться, если подросток продемонстрирует неспособность понимать точки зрения других или взаимодействовать с ними. в гипотетических ситуациях. Более того, взрослеющий подросток переходит от понимания себя как объекта с набором определенных свойств к осознанию их динамизма. Однако они могут стать тревожными, сверхчувствительными и самовлюбленными, нереалистично предполагая, что внимание других сосредоточено на них. Бесчисленные виньетки могут быть дополнительно разъяснены в отношении следствий теорий Пиаже; таково неизгладимое значение, которое он оставил в области как психологии, так и психиатрии.
Ссылки
- 1.
Виаруж А., Худе О., Борст Г. Прогрессивный 6-летний консерватор: числовая значимость и чувствительность как основные механизмы числовой абстракции в задаче оценки, подобной Пиаже. Познание. 2019 Сентябрь; 190: 137-142. [PubMed: 31079014]
- 2.
Ларанхейра С., Кампос С., Бесса А., Невес Г., Маркес М.И. Восстановление психического здоровья с помощью «арт-терапии»: пилотное исследование в условиях стационара в португальском отделении неотложной помощи. Вопросы Ment Health Nurs. 2019Май; 40 (5): 399-404. [PubMed: 30943062]
- 3.
Бьорклунд Д.Ф. Метатеория когнитивного развития (или «Возвращение к Пиаже мертв»). Детский Дев. 2018 ноябрь;89(6):2288-2302. [PubMed: 29336015]
- 4.
Beilin H, Fireman G. Основа теорий Пиаже: умственное и физическое действие. Adv Child Dev Behav. 1999;27:221-46. [PubMed: 10884847]
- 5.
Марваха С., Госвами М., Вашист Б. Распространенность принципов теории Пиаже среди детей 4-7 лет и их корреляция с IQ.